Развитие социальной компетентности учащихся в ходе реализации программы "Мой выбор" как средство защиты их прав и интересов.
методическая разработка по психологии
Статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие социальной компетентности учащихся в ходе реализации программы "Мой выбор" как средство защиты их прав и интересов.
Демченко Эльмира Анваровна, социальный педагог
ГБОУ СОШ №4 КУСТО Василеостровского района Санкт-Петербурга, Россия
В свете стремительного изменения и развития социально-экономической ситуации в России компетентностный подход к образованию приобретает все большую актуальность, как очередной шаг в естественном процессе следования школы за требованиями меняющегося мира (И. Д. Фрумин). Качественно меняются требования, предъявляемые обществом к личности. От современного выпускника школы требуется высокий уровень самостоятельности, умение мыслить на уровне концептуальных альтернатив, развитое продуктивное мышление и относительная сформированность таких ключевых компетентностей, как межличностная, инструментальная, исследовательская, социальная, информационная и ряда других.
Изменяя содержание образования, компетентностный подход накладывает тем самым отпечаток и на выбор методов обучения, в котором педагоги на данном этапе развития образования все чаще отдают предпочтение активным методам обучения и воспитания.
Программа "Мой Выбор" является практико-ориентированой, так как её основное содержание непосредственно связано с жизнью, потребностями и интересами самих школьников. Она создан для того, чтобы помочь учащимся 8-9-х классов осознать необходимость личного выбора из нескольких вариантов поступков или поведения в различных жизненных ситуациях и свою личную ответственность за сделанный выбор. Личная ответственность и личный выбор являются ключевыми понятиями данной программы. » [1, с. 7]
Программа задумана таким образом, чтобы у школьников во время занятий была возможность ознакомиться с теми последствиями, которые наступают в результате сделанного ими выбора.
Цель программы - сформировать у учащихся первичные умения анализировать любую социальную ситуацию, представляющую возможность делать обоснованный выбор из нескольких вариантов, принимая на себя личную ответственность за свое решение. Основной задачей учителя является помощь в осознании как положительных так и отрицательных сторон различных вариантов , а также осознание личной ответственности каждого человека за свой выбор.
В программе выделено 7 тем .
Вводное занятие. «Человек свободного общества».
Занятие №1. «Учимся строить отношения». Включает знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Занятие №2. «Мое здоровье». Направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье.
Занятие №3. "Преступление и наказание" Целью занятия является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ , внешнему давлению, знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в любой жизненной ситуации.
Занятие №4. «Я и политика» Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Занятие №5. «Четвертая власть». На этих занятиях формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Итоговое занятие. «Свобода и ответственность - выбор ХХI века». Основными задачами проведения данного занятия пропаганда прав человека как общественной ценности, уважения человеческого достоинства и основ толерантности .
В основе данной программы лежит открытая позиция педагога, в соответствии с которой учитель, проводящий урок, не настаивает на правильном ответе ученика, не требует от него обязательного положительного выбора. Главное в другом - дать каждому ученику максимально полную информацию о последствиях того или иного варианта выбора, научить его делать свой собственный выбор и принимать на себя ответственность за его последствия. [1, с. 3].
Опыт реализации программы свидетельствует об успешности профилактической работы по формированию у детей и подростков позитивного отношения к миру и высокой сопротивляемости к негативным явлениям.
Список использованных источников и литературы:
1. Ахметова И. «Мой выбор» - учебно-методическое пособие для учителей средней школы, - Москва, 2003год
2.Дереклеева Н.И. «Справочник завуча».- М: ВАКО, 2006
3.Научно-методический журнал «Классный руководитель», №4, 2001г, №2, 2005г.
4.Шнекендорф З. К. Путеводитель по Конвенции о правах ребёнка. М., 1997.
5. Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Теоретические основы развития социальной компетентности учащихся средствами региональной культуры».
ДОКЛАД на тему: «Теоретические основы развития социальной компетентности учащихся средствами региональной культуры». Теоретические основы развития социальной компетентности учащ...
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Выступление на РМО...
Развитие социальной компетентности учащихся на уроках математики
Формы и методы развития социальной компетентности...
Формирование и развитие социальной компетентности учащихся через культуру и творчество в процессе подготовки к волонтерской деятельности в период проведения Универсиады 2013.
Уважаемые коллеги!Представляю Вашему вниманию текст выступления и презентацию из опыта работы с волонтерами. В любой деятельности человека сосуществуют 2 уровня – стереотипный и импровизационный. Если...
Роль самоподготовки в развитии социальной компетентности учащихся специальной школы.
Основной целью в своей работе ставим подготовку наших детей к полноценной жизни в обществе, формирование уверенности в своих силах. В силу этого – развиваем у наших ребят такое качество ка...
Развитие социальной компетенции учащихся как средство защиты их прав и интересов
Формирование у обучающихся социальной компетенции учащихся как средство защиты их прав и интересов (лекция для педагогических работников и социальных служб)....
Развитие социальной компетентности обучащихся в условиях реализации ФГОС ООО
Статья о социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО...