Социальный проект «Краеведение - как средство формирования социальных компетенций учащихся».
проект по краеведению
В настоящее время происходят быстрые и качественные изменения в жизни общества. Современный человек должен быть готов к ним. В связи с этим государственная политика в области образования предусматривает новые цели образования. Именно они определяют и способ их реализации – компетентностный подход в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekstovyy_dokument_opendocument.odt | 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальный проект
«Краеведение - как средство формирования социальных компетенций учащихся».
Пенягин Алексей Анатольевич
учитель истории
филиала МБОУ Сосновской СОШ №1 в с. Дельная Дубрава
2017
Актуальность проекта
В настоящее время происходят быстрые и качественные изменения в жизни общества. Современный человек должен быть готов к ним. В связи с этим государственная политика в области образования предусматривает новые цели образования. Именно они определяют и способ их реализации – компетентностный подход в обучении.
Изучение прошлого своей страны через призму истории родного края представляется не только необходимым, но и очень важным, так как это позволяет обратиться, прежде всего, к повседневной, к близкой для учащихся российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений, предприятий, улиц. Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Любая такая судьба неразрывно связывает будущего гражданина России со своей малой и большой Родиной. В современной социокультурной ситуации и модернизации отечественное образование осуществляет поиск перспективных направлений совершенствования. В этом плане заслуживает внимание опыт обращения к краеведческому компоненту содержания образования в рамках исторического образования и повышение его практической ориентации. Включение исторического краеведения - один из элементов исторического образования в школе и одна из важных отраслей школьного краеведения. Привлечение краеведческого материала на уроках истории служит решению общих задач обучения и воспитания учащихся, формированию ключевых образовательных компетенций.
В связи с вышесказанным значение комплексного изучения своей «малой» родины, краеведения - заметно возрастает. Оно не только воздействует на чувства учащихся, но и способствует развитию личности. Кроме того, осознание специфики своего города, процессов происходящих в непосредственной близости, помогает учащимся ощутить комфортное состояние в этом мире.
Цель проекта – построение образовательного процесса на уроках истории и краеведения, ориентированного на формирование ключевых образовательных компетенций.
В соответствии с целью были поставлены и решались следующие задачи:
1. Раскрыть и реализовать в практике работы возможности краеведения
2. Осуществить реализацию методики формирования предметных и общеучебных умений, составляющих фундамент социальных компетенций, в процессе изучения курса истории и краеведения.
Система работы учителя и результативность краеведческой деятельности
История, как никакая другая наука, призвана содействовать формированию всесторонне развитой личности, обладающей независимостью суждений и взглядов, активной жизненной позицией. А без краеведческой работы нельзя поставить по-настоящему преподавание истории. Историческое краеведение – это не самостоятельный предмет школьного курса, а принцип обучения и воспитания на местном материале. Краеведческая работа проводится на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе. Краеведение стало важным средством повышения качества знаний. В целом моя педагогическая деятельность направлена на ознакомление учащихся с историей родного края, с целью сохранить историческую преемственность поколений, любовь к родному краю. Сегодня программой предусмотрено изучение исторического краеведения только в рамках курса Отечественной истории. Поэтому я стремлюсь к тому, чтобы при изучении определённой эпохи в истории России обязательно затрагивались краеведческие темы. Чтобы определить, какими способами можно содействовать формированию образовательных компетенций с использованием школьного исторического краеведения, рассмотрим каждую группу компетенций в отдельности.
Ценностно-смысловые компетенции, предполагающие умения формулировать собственные ценностные ориентиры, принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять индивидуальную образовательную траекторию, можно формировать на уроках с помощью дискуссий, пресс-конференций, «круглых столов». С удовольствием использую на уроках приобретающие всё большую популярность дискуссии. Они развивают в учениках способность видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль. Краеведческий материал предоставляет нам хорошие темы для обсуждения: «Что можно считать семью чудесами Тамбовского края?», «Достоин ли Тамбов звания города воинской славы?» и другие.
Учебно-познавательные компетенции предполагают умения ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, ставить цель и организовывать её достижение, описывать результаты, формулировать выводы, выступать устно и письменно о результатах своего исследования. В ученическом исследовании различаются два вида открытий: субъективный - открытие истины известной обществу, но неизвестной самому ученику; объективный - открытие нового в науке имеющих научно- практическое значение. Формируя учебно-познавательные компетенции, я побуждаю учащихся участвовать в школьных, районных, областных исследовательских проектах, направленных на изучение истории семьи, школы, села, района. Мои ученики участвовали в нескольких конкурсах исследовательских работ. Так, например, в ходе муниципального этапа конкурса «Моя земля, мои земляки...» 2014 года нами было представлено исследование о наших земляках, награждённых в годы войны высшими наградами и званиями. В 2015 году мы участвовали в открытом областном форуме «Грани творчества», где представили большую работу на тему «Великая Отечественная война и социально-демографическое развитие Сосновского района». В этом исследовании удалось максимально полно исследовать влияние войны на демографическую структуру нашего района: изучить факторы, влияющие на рождаемость и смертность, численность боевых и не боевых потерь и др.
Для развития общекультурных компетенций (умения владеть культурными нормами и традициями, эффективными способами организации свободного времени, иметь представление о социальных нормах и ценностях в России и других странах, владения компетенциями читателя, слушателя, исполнителя, художника) краеведческая работа предоставляет благодатную почву. Учащиеся нашей школы изучают традиции, игры, песни русского народа. Особое место занимают исследовательские проекты по теме «Наши знаменитые земляки». Разумеется, работа здесь ещё далека до завершения. У нас, например создаются проекты, исследующие деятельность учёного-этнографа, композитора Андрея Анохина, уроженца с.Правые Ламки, кинематографической деятельности знаменитой актрисы Александры Завьяловой, уроженки с.Титовка. Начали мы изучение архитектурного наследия Сосновского района с памятников православной культуры «Церкви и храмы Сосновского района».
Коммуникативные компетенции предполагают умения владеть разными видами речевой деятельности, способами совместной деятельности в группе, выступать с устными сообщениями, владеть способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями. В нашей школе в 2014 году был создан поисково-краеведческий отряд «Следопыт», в котором состоят ученики старших классов. Вместе с учениками и их родителями мы собираем краеведческие материалы для школьного архива: фото и письменные воспоминания жителей села.
Информационные компетенции предполагают умения учащихся работать с разными источниками информации, искать, систематизировать, анализировать, преобразовывать, передавать информацию, применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии. Вместе с ребятами мы работаем с архивными материалами, которые я получаю в Государственном архиве Тамбовской области, письмами, устными воспоминаниями, краеведческой литературой, интернет-материалами, создаём мультимедийные презентации по истории семьи, села, района для уроков и внеклассных мероприятий.
По сведениям базы данных сайта ОБД-мемориал была создана книга памяти Дельнодубравского сельского совета, содержащая максимально полные сведения об погибших и пропавших без вести на фронтах Великой Отчественной земляках: дата рождения, дата призыва, в какой части служил, где погиб и захоронен, какие есть родственники.
Аналогичная книга памяти сельсовета, но уже о вернувшихся живыми с фронта земляках, была создана на основе сайта Подвиг народа и книги «Вернулись с победой».
Кроме этого, на основании ещё нескольких интернет-ресурсов, были собраны сведения об погибших, раненых и пропавших без вести в Первой мировой войне 1914-1918 гг. уроженцах Дельнодубравской волости. А также составлен список жителей Дельной Дубравы, подвергшихся политическим репрессиям в 30-х гг.
Заключение
История нашей страны строится, в основном, на краеведческих материалах, придающих ей свой неповторимый колорит. Местные материалы играют важную роль, увязывая жизнь и быт любого населённого пункта с огромным понятием нашей великой Родины. Краеведческий материал обладает полифункциональностью, сочетая в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции. Краеведение помогает учащимся осмыслить идею исторического развития, понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге понять современность, выработать активную жизненную позицию, зрелое мировоззрение. Занятие краеведением сближает историю страны с историей области, района, города, семьи. Знакомит ученика не с отвлеченными событиями, а с конкретными действиями, в которых принимали участие его предки. Это позволяет лучше осмыслить события, происходившие в стране, понять их истинный смысл, воспитывает чувство гордости как за всю страну, так и за конкретный уголок, где живет ученик, способствует развитию творческих, поисково-исследовательских способностей. Академик Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит, у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла». Поэтому надо вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем. Я считаю, что краеведческий принцип изучения истории отличается соединением принципа научности и принципами доступности, сознательности и активности. Это помогает осознанному усвоению учащимися самых сложных вопросов социально-экономического, политического и культурного развития страны. Он делает историю живой, формирует у школьников чувство сопричастности к прошлому родной страны. На основе краеведения происходит естественное, ненавязчивое формирование ключевых образовательных компетенций. И эти компетенции будут являть собой устойчивые характеристики, обеспечивающие реальное применение знаний и умений на практике – то, к чему стремится современная российская школа.
Список литературы
1. Приоритетный национальный проект «Образование» - http: //mon.gov.ru/pro/pnpo
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - http: //mon.gov.ru/dok/akt/6591
3. Воронова В. Разнообразие форм воспитательной работы // Воспитание школьников. 2005. № 6.
4. Данильченко Л. Чему учит история родного края // Воспитание школьников. 2005. № 6
5. Парфенова Е. А. О роли исторических вечеров в патриотическом воспитании учащихся // Преподавание истории в школе. 2004. № 2.
6. Работа со школьниками в краеведческом музее. Сценарии занятий. // Под ред. Н.М.Ланковой. – М.:ВЛАДОС. – 2001.
7. Сейненский А.Е. Родной край. М.: Интерпракс. – 1994.
8. Ляшенко Е.А. Школа юного краеведа. Волгоград. – 2007.
9. Ермолаева Л. К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению / Л. К. Ермолаева // Преподавание истории и обществознания в школе.-2002.-№ 3.- С.40-47.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Диалоговые технологии как средство формирования рефлексивных компетенций учащихся 8 класса".
проект создан для формирования рефлексивных компетенций учащихся 8 класса....
Работа над речевыми ошибками в сочинениях и изложениях учащихся 5-х – 6-х классов как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся
Чтобы успешно вести работу над ошибками нужно определиться с классификацией и условным обозначением их...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для учащихся 5-9 классов "Технология морфемного письма как средство формирования правописной компетенции учащихся".
Задача программы-формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся при помощи углубленного изучения морфемики....
Творческий проект как средство формирования ключевых компетенций учащихся.
Проектный метод является одним из приоритетных направлений в работе учителя как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Целью проектного обучения является создание условий, при которых учащи...
Социальное проектирование как эффективное средство формирования гражданских компетенций российских школьников
В статье рассказывается как с помощью технологии социального проектирования сделать процесс воспитания подрастающего поколения более эффективным. Дается понятие социального проектирования, значимость ...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ.по теме "Метод проектов как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся при обучении немецкому языку в средней школе".
Выпоилнила: учитель немецкого языка Кабдушева Улкия Ибраевна...
Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций учащихся
В обновлённых стандартах общего образования, которые условно называют стандартами второго поколения, ставится вопрос об оптимизации обучения – о более полном, системном переходе от былого «...