Таблица содержания и технологии развития социальной компетенции учащихся на разных уровнях
статья по английскому языку по теме

Чупина Людмила Александровна

Что должен знать ученик на разной ступени обучения, чтобы овладеть социальными компетенциями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tablitsa_1b_soderzhanie_i_tehnologii_razvitiya_sotskomp.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ К ИННОВАЦИОННОЙ УРОВНЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

«ОКСФОРДСКОЕ КАЧЕСТВО»

Приложение 1. Социальный компонент образовательной компетенции

Кодификатор 1.b.

СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Социализация – овладение общественным опытом, его присвоение

Ситуация развития

Содержание

Технологии развития

1

Младший школьный возраст (6-10 лет)

Референтная группа – взрослые, учитель и родители.

Преподаватель – эталон качества.

Усвоение учащимися элементарных правил делового общения при общении с преподавателем.

Введение лексики инструкций и делового общения.

Создание новой референтной группы – учеников класса.

Выполнение инструкций преподавателя. (What’s in my bag? – песня + guessing game)

Разыгрывание рифмовок, содержащих инструкции: Show me smth. red, red!

Here is…

Составление своих диалогов на основе диалогов-эталонов на заданную тему с учетом изучаемых правил общения. (Учащиеся по образцу дополняют диалоги, затем разыгрывают в парах: более робкие с более смелыми; Happy Street 2 TB p.39)

Организация совместной работы, когда один из учащихся – консультант-контролер.

Направляемая дискуссия.

Потребность вступить в широкий круг общественных отношений с учениками класса, но нет навыков межличностного общения.

Развитие моделей межличностных отношений младших школьников в целях перевода их из отношений аморфного характера к структуре межличностных отношений на основе парных связей как устойчивых элементов структуры. Развитие умения и желания взаимодействовать с участниками учебного процесса и носителями изучаемого языка в контексте их языкового и социокультурного менталитета и среды Развитие уверенности в себе и в своей способности осуществить коммуникацию, а также стремление помочь партнеру по коммуникации поддержать общение. (What can you do, little man?) Проявление уважения ко всем участникам коммуникации.  

Введение лексики, выражающей эмоции и чувства; служащей для неформального общения (ССК2).

Работа в парах в режиме сотрудничества

Игра

Драматизация (распределение ролей, обеспечение широкого круга детей, более смелых соединять с менее смелыми Get Set Go! 3 p.57)

Ролевая игра

Эмоциональная основа межличностных отношений. Диффузные (легко распадающиеся) отношения с друзьями.

Замена диффузных эмоциональных связей, являющихся основой межличностных отношений учащихся начальной школы, устойчивыми содержательными связями в рамках учебной деятельности, а в последствии и за ее пределами путем интенсивного формирования учебно-познавательных интересов в процессе коллективно-распределительной деятельности. Введение учебной лексики.  

Работа в парах, группах в режиме сотрудничества.

Драматизация (Classroom theatre – см. Книгу для учителя Happy Series)

Ролевая игра

Проектная работа (How old are you? – торт) (Выделить лидеров и детей, которые будут выполнять инструкции лидеров)

Референтная группа среди сверстников отсутствует.

Формирование в классе устойчивой группы школьников - делового лидера детей обоего пола, как единой структуры межличностных отношений, объединяющей до 20% наиболее авторитетных учеников обоего пола класса как референтной группы для учащихся и основной микросреды, в которой происходит развитие личности младшего школьника.

Работа в группах

Ролевая игра

Проектная работа (Survey: при выполнении заданий в целях формирования референтной группы необходимо давать задания таким образом, чтобы группы состояли из учеников-консультантов (лидеров) и 2-х, 3-х человек, которые будут выполнять инструкции данных лидеров. Преподаватель выделяет 4-х учащихся в классе, дает им инструкции для их группы. Задача: задать необходимые вопросы; сначала «лидер» задает вопросы 2-м подчиненным, а затем они «лидеру». В результате совместной работы получается общая таблица. Начать подобную работу можно с вопросов преподавателю.

Формирование отношений между учащимися в классе в целях вытеснения ценностей успехов в учении   (конкуренции) ценностями морально-этического плана – создание отношений партнерства. (Проектная работа)

Пространственный эгоцентризм

Преодоление пространственного эгоцентризма как неспособности увидеть окружающий мир глазами другого человека (феномен Ж.Пиаже)

Задания на ориентацию в пространстве, установление положения объекта на плоскости или пространстве относительно учащегося, установление взаимного расположения объектов на плоскости или в пространстве («справа от меня/to my right, слева от меня/to my left, впереди меня/in front of me, сзади меня/behind of me, в центре/in the centre», «ближе/closer, дальше/further», «выше/higher, ниже/lower», «внутри/inside (окружности), вне/outside (окружности)» и т.д.)

«Опиши свой путь из школы до дома/Describe your way from home to school», «Опиши путь своего друга из дома до школы/Describe how your friend gets from home to school», «Объясни своему другу, как он может дойти из школы до твоего дома/Explain to your friend how she can get from  school to your house».

Познавательный эгоцентризм

Преодоление познавательного эгоцентризма как неспособности увидеть окружающий мир глазами другого человека

Задания направлены на научение ребенка видеть много свойств в предмете:

  • ответить на вопросы о предмете «Какого он цвета, формы, размера/What is its colour, form, size? Из чего сделан/What is it made of?  Для чего используется/What can you do with it? Тяжелый он или легкий/Is it heavy or light?»
  • объединить предметы по какому-либо свойству. Например, найти в комнате все предметы синего цвета;
  • угадать предмет по его описанию, задавая о нем вопросы;
  • cравнить предметы по какому-либо общему свойству.

Пример: Happy Street 1, p.39 – дети смотрят на картинку, запоминая предметы, затем задают друг другу вопросы в парах.

2

Подростковый возраст (11-14 лет)

Неудовлетворенность своим положением в системе взаимоотношений со взрослыми. Поиски нового социального положения, стремление к снижению ценности желаемого общения; стремление к замещающей деятельности; погружение в мир фантастических образов; фрустрация в форме аутизма или ухода от общения.

Негативное отношение ко взрослым: реакция  оппозиции (демонстративные действия негативного характера); реакция отказа (неподчинение требованиям); реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов)

Сохранение и развития позитивного отношения подростков к взрослым, создание ситуации партнерства и взаимного уважения в учебном процессе

Референтная группа среди сверстников – класс

Активное освоение норм, целей, средств социального поведения

Содействие овладению подростками нормами дружбы, как важнейшему приобретению ребенка в подростковом возрасте.

Создание новой референтной группы среди сверстников – класс.

Совместная деятельность и переживание конфликтующими сторонами успеха общей деятельности. Проектная работа. Драматизация.

Содержание учебных материалов должно соответствовать потребностям.

Моральный и коммуникативный эгоцентризм

Оказание помощи детям в преодолении явлений морального и коммуникативного эгоцентризма. Развитие умения и желания взаимодействовать с участниками учебного процесса и носителями изучаемого языка в контексте их языкового и социокультурного менталитета и среды Развитие уверенность в себе и в своей способности осуществить коммуникацию, а также стремление помочь партнеру по коммуникации поддержать общение. Проявление уважения ко всем участникам коммуникации.  

Развитии социолингвистической и социокультурной компетентности учащихся на всех этапах обучения.

Работа в парах, группах в режиме сотрудничества.

Драматизация

Ролевая игра

Проектная работа

Направляемая дискуссия

Преподаватель – партнер: деятельность в сотрудничестве + социолингвистический и социокультурный компонент

3

Период ранней юности (15-17 лет)

Углубление в себя

Референтной группы нет

Оказание помощи в понимании себя, построении жизненных целей.

Развитии социолингвистической и социокультурной компетентности учащихся на всех этапах обучения.

Работа в парах, группах в режиме сотрудничества.

Драматизация

Ролевая игра

Проектная работа

Направляемая дискуссия

Моральный и коммуникативный эгоцентризм

Оказание помощи учащимся в преодолении явлений морального и коммуникативного эгоцентризма. Развитие умения и желания взаимодействовать с участниками учебного процесса и носителями изучаемого языка в контексте их языкового и социокультурного менталитета и среды Развитие уверенности в себе и в своей способности осуществить коммуникацию, а также стремление помочь партнеру по коммуникации поддержать общение. Проявление уважения ко всем участникам коммуникации.  

Избирательность в общении.

Доверительность – качество общения со взрослыми. Отношение к взрослому как к идеалу.

 «Исповедальность» - качество общения со сверстниками.

Подготовить учащихся к семейной жизни, к осознанию ответственности перед членами семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социальных компетенций учащихся на базе школьного музея. Статья "Открой в себе память"

В статье  показана специфика работы школьного музея, развитие социальных компетенций учащихся через вовлечение их в его работу . Музей в школе способствует социализации подростков,...

«Коммуникативная технология. Развитие социокультурной компетенции учащихся на основе использования аудиовизуального аутентичного документа»

XIII Научно-практическая гимназическая конференция педагогов России и ближнего зарубежья «Современное образование: наука и практика» 2-3 ноября 2016 г (мастер-класс)...

Развитие социальной компетенции учащихся как средство защиты их прав и интересов

Формирование у обучающихся социальной компетенции учащихся как средство защиты их прав и интересов (лекция для педагогических работников и социальных служб)....

Арт-терапевтическая технология на занятиях внеурочной деятельности «Музыкальный час» как средство развития творческой компетенции обучающихся с разными образовательными потребностями.

В статье рассматривается возможность применения арт-терапевтической технологии на занятиях внеурочной деятельности «Музыкальный час» как средство развития творческой компетенции обучающихс...

Технология развития проектной культуры учащихся. Книга 3: методика применения периодической таблицы и системного оператора в развитии проектной культуры учащихся

Пособие (в трёх книгах) посвящено инновационной образовательной технологии – технологии развития проектной культуры учащихся (ТРПК).Книга 3 знакомит педагогов с методикой и примерами реализации ...

Социально-педагогическая деятельность как инновационное средство развития социальной компетенции учащихся в дополнительном образовании

Как сопровождать и адаптировать несовершеннолетних "группы риска"посредством дополнительного образования. Использование программ с психологическими тренингами, профилактическим материалом, п...

Проектная деятельность на занятиях хореографией как технология развития ключевых компетенций учащихся.

Процесс формирования и развитие ключевых компетенций учащихся будет наиболее продуктивным при применении, проектной деятельности, как на уроках, так и во внеурочное время....