Таблица содержания и технологии развития социальной компетенции учащихся на разных уровнях
статья по английскому языку по теме
Что должен знать ученик на разной ступени обучения, чтобы овладеть социальными компетенциями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tablitsa_1b_soderzhanie_i_tehnologii_razvitiya_sotskomp.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ К ИННОВАЦИОННОЙ УРОВНЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ «ОКСФОРДСКОЕ КАЧЕСТВО» Приложение 1. Социальный компонент образовательной компетенции Кодификатор 1.b. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Социализация – овладение общественным опытом, его присвоение | |||
Ситуация развития | Содержание | Технологии развития | |
1 | Младший школьный возраст (6-10 лет) | ||
Референтная группа – взрослые, учитель и родители. Преподаватель – эталон качества. | Усвоение учащимися элементарных правил делового общения при общении с преподавателем. Введение лексики инструкций и делового общения. Создание новой референтной группы – учеников класса. | Выполнение инструкций преподавателя. (What’s in my bag? – песня + guessing game) Разыгрывание рифмовок, содержащих инструкции: Show me smth. red, red! Here is… Составление своих диалогов на основе диалогов-эталонов на заданную тему с учетом изучаемых правил общения. (Учащиеся по образцу дополняют диалоги, затем разыгрывают в парах: более робкие с более смелыми; Happy Street 2 TB p.39) Организация совместной работы, когда один из учащихся – консультант-контролер. Направляемая дискуссия. | |
Потребность вступить в широкий круг общественных отношений с учениками класса, но нет навыков межличностного общения. | Развитие моделей межличностных отношений младших школьников в целях перевода их из отношений аморфного характера к структуре межличностных отношений на основе парных связей как устойчивых элементов структуры. Развитие умения и желания взаимодействовать с участниками учебного процесса и носителями изучаемого языка в контексте их языкового и социокультурного менталитета и среды Развитие уверенности в себе и в своей способности осуществить коммуникацию, а также стремление помочь партнеру по коммуникации поддержать общение. (What can you do, little man?) Проявление уважения ко всем участникам коммуникации. Введение лексики, выражающей эмоции и чувства; служащей для неформального общения (ССК2). | Работа в парах в режиме сотрудничества Игра Драматизация (распределение ролей, обеспечение широкого круга детей, более смелых соединять с менее смелыми Get Set Go! 3 p.57) Ролевая игра | |
Эмоциональная основа межличностных отношений. Диффузные (легко распадающиеся) отношения с друзьями. | Замена диффузных эмоциональных связей, являющихся основой межличностных отношений учащихся начальной школы, устойчивыми содержательными связями в рамках учебной деятельности, а в последствии и за ее пределами путем интенсивного формирования учебно-познавательных интересов в процессе коллективно-распределительной деятельности. Введение учебной лексики. | Работа в парах, группах в режиме сотрудничества. Драматизация (Classroom theatre – см. Книгу для учителя Happy Series) Ролевая игра Проектная работа (How old are you? – торт) (Выделить лидеров и детей, которые будут выполнять инструкции лидеров) | |
Референтная группа среди сверстников отсутствует. | Формирование в классе устойчивой группы школьников - делового лидера детей обоего пола, как единой структуры межличностных отношений, объединяющей до 20% наиболее авторитетных учеников обоего пола класса как референтной группы для учащихся и основной микросреды, в которой происходит развитие личности младшего школьника. | Работа в группах Ролевая игра Проектная работа (Survey: при выполнении заданий в целях формирования референтной группы необходимо давать задания таким образом, чтобы группы состояли из учеников-консультантов (лидеров) и 2-х, 3-х человек, которые будут выполнять инструкции данных лидеров. Преподаватель выделяет 4-х учащихся в классе, дает им инструкции для их группы. Задача: задать необходимые вопросы; сначала «лидер» задает вопросы 2-м подчиненным, а затем они «лидеру». В результате совместной работы получается общая таблица. Начать подобную работу можно с вопросов преподавателю. | |
Формирование отношений между учащимися в классе в целях вытеснения ценностей успехов в учении (конкуренции) ценностями морально-этического плана – создание отношений партнерства. (Проектная работа) | |||
Пространственный эгоцентризм | Преодоление пространственного эгоцентризма как неспособности увидеть окружающий мир глазами другого человека (феномен Ж.Пиаже) | Задания на ориентацию в пространстве, установление положения объекта на плоскости или пространстве относительно учащегося, установление взаимного расположения объектов на плоскости или в пространстве («справа от меня/to my right, слева от меня/to my left, впереди меня/in front of me, сзади меня/behind of me, в центре/in the centre», «ближе/closer, дальше/further», «выше/higher, ниже/lower», «внутри/inside (окружности), вне/outside (окружности)» и т.д.) «Опиши свой путь из школы до дома/Describe your way from home to school», «Опиши путь своего друга из дома до школы/Describe how your friend gets from home to school», «Объясни своему другу, как он может дойти из школы до твоего дома/Explain to your friend how she can get from school to your house». | |
Познавательный эгоцентризм | Преодоление познавательного эгоцентризма как неспособности увидеть окружающий мир глазами другого человека | Задания направлены на научение ребенка видеть много свойств в предмете:
Пример: Happy Street 1, p.39 – дети смотрят на картинку, запоминая предметы, затем задают друг другу вопросы в парах. | |
2 | Подростковый возраст (11-14 лет) | ||
Неудовлетворенность своим положением в системе взаимоотношений со взрослыми. Поиски нового социального положения, стремление к снижению ценности желаемого общения; стремление к замещающей деятельности; погружение в мир фантастических образов; фрустрация в форме аутизма или ухода от общения. Негативное отношение ко взрослым: реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера); реакция отказа (неподчинение требованиям); реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов) | Сохранение и развития позитивного отношения подростков к взрослым, создание ситуации партнерства и взаимного уважения в учебном процессе | ||
Референтная группа среди сверстников – класс Активное освоение норм, целей, средств социального поведения | Содействие овладению подростками нормами дружбы, как важнейшему приобретению ребенка в подростковом возрасте. Создание новой референтной группы среди сверстников – класс. | Совместная деятельность и переживание конфликтующими сторонами успеха общей деятельности. Проектная работа. Драматизация. Содержание учебных материалов должно соответствовать потребностям. | |
Моральный и коммуникативный эгоцентризм | Оказание помощи детям в преодолении явлений морального и коммуникативного эгоцентризма. Развитие умения и желания взаимодействовать с участниками учебного процесса и носителями изучаемого языка в контексте их языкового и социокультурного менталитета и среды Развитие уверенность в себе и в своей способности осуществить коммуникацию, а также стремление помочь партнеру по коммуникации поддержать общение. Проявление уважения ко всем участникам коммуникации. | Развитии социолингвистической и социокультурной компетентности учащихся на всех этапах обучения. Работа в парах, группах в режиме сотрудничества. Драматизация Ролевая игра Проектная работа Направляемая дискуссия Преподаватель – партнер: деятельность в сотрудничестве + социолингвистический и социокультурный компонент | |
3 | Период ранней юности (15-17 лет) | ||
Углубление в себя Референтной группы нет | Оказание помощи в понимании себя, построении жизненных целей. | Развитии социолингвистической и социокультурной компетентности учащихся на всех этапах обучения. Работа в парах, группах в режиме сотрудничества. Драматизация Ролевая игра Проектная работа Направляемая дискуссия | |
Моральный и коммуникативный эгоцентризм | Оказание помощи учащимся в преодолении явлений морального и коммуникативного эгоцентризма. Развитие умения и желания взаимодействовать с участниками учебного процесса и носителями изучаемого языка в контексте их языкового и социокультурного менталитета и среды Развитие уверенности в себе и в своей способности осуществить коммуникацию, а также стремление помочь партнеру по коммуникации поддержать общение. Проявление уважения ко всем участникам коммуникации. | ||
Избирательность в общении. Доверительность – качество общения со взрослыми. Отношение к взрослому как к идеалу. «Исповедальность» - качество общения со сверстниками. | Подготовить учащихся к семейной жизни, к осознанию ответственности перед членами семьи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие социальных компетенций учащихся на базе школьного музея. Статья "Открой в себе память"
В статье показана специфика работы школьного музея, развитие социальных компетенций учащихся через вовлечение их в его работу . Музей в школе способствует социализации подростков,...
«Коммуникативная технология. Развитие социокультурной компетенции учащихся на основе использования аудиовизуального аутентичного документа»
XIII Научно-практическая гимназическая конференция педагогов России и ближнего зарубежья «Современное образование: наука и практика» 2-3 ноября 2016 г (мастер-класс)...
Развитие социальной компетенции учащихся как средство защиты их прав и интересов
Формирование у обучающихся социальной компетенции учащихся как средство защиты их прав и интересов (лекция для педагогических работников и социальных служб)....
Арт-терапевтическая технология на занятиях внеурочной деятельности «Музыкальный час» как средство развития творческой компетенции обучающихся с разными образовательными потребностями.
В статье рассматривается возможность применения арт-терапевтической технологии на занятиях внеурочной деятельности «Музыкальный час» как средство развития творческой компетенции обучающихс...
Технология развития проектной культуры учащихся. Книга 3: методика применения периодической таблицы и системного оператора в развитии проектной культуры учащихся
Пособие (в трёх книгах) посвящено инновационной образовательной технологии – технологии развития проектной культуры учащихся (ТРПК).Книга 3 знакомит педагогов с методикой и примерами реализации ...
Социально-педагогическая деятельность как инновационное средство развития социальной компетенции учащихся в дополнительном образовании
Как сопровождать и адаптировать несовершеннолетних "группы риска"посредством дополнительного образования. Использование программ с психологическими тренингами, профилактическим материалом, п...
Проектная деятельность на занятиях хореографией как технология развития ключевых компетенций учащихся.
Процесс формирования и развитие ключевых компетенций учащихся будет наиболее продуктивным при применении, проектной деятельности, как на уроках, так и во внеурочное время....