"Социальное сопровождение воспитанников учреждения закрытого типа, защита их прав и интересов"
статья
Основной целью работы педагогов с трудными подростками в спецшколе является социально-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, результатом которого является успешная реабилитация подростков и создание благоприятных условий для адаптации и жизнеустройства воспитанников, их саморазвитие и социализация личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2019g_sotsialnoe_soprovozhdenie_kamen.doc | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальное сопровождение воспитанников учреждения закрытого типа, защита их прав и интересов
Социальный педагог Лазарева О.М. (г. Камень-на-Оби)
В жизни человека нет более сложного этапа развития, чем подростковый возраст. Драма подростков, попавших в специальные учреждения закрытого типа, будь – то спецшкола, центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, школа-интернат или специальное училище, усугубляется принудительными мерами воздействия на них, однополой средой в течение длительного времени, строго регламентированной и однообразной деятельностью, правилами режима содержания, оторванностью от дома и родных и многими другими причинами. Осуществить снижение «болезненности», трудности адаптации подростков в учреждении можно с помощью тактично-ненавязчивого социально-педагогического сопровождения, в ходе которого внимание уделяется психологической помощи всем участникам процесса сопровождения. Процесс же сопровождения заключается в получении подростком навыков, способствующих регулировать и преодолевать собственные жизненные трудности, по принципу: «Иди вперед! Мы рядом».
Контингент обучающихся закрытого учреждения в своем большинстве, своевольны, зачастую упрямы, раздражительны, замкнуты, асоциально активны, стремятся к самостоятельности, переоценивают свои возможности и др.
Основной целью работы педагогов с трудными подростками в спецшколе является социально-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, результатом которого является успешная реабилитация подростков и создание благоприятных условий для адаптации и жизнеустройства воспитанников, их саморазвитие и социализация личности. В своей работе руководствуюсь Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 года № 120-ФЗ, Уставом Учреждения, Положением о порядке приема, перевода и выпуска обучающихся, Положением о посещении родителями (законными представителями) детей в специальном учебно-воспитательном учреждении, «Порядком взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений н/летних, вернувшихся из учреждения закрытого типа» (спецшколы и КДН с выпускниками), «Порядком направления воспитанников на каникулы» и другими нормативными документами.
Должность социального педагога в Алтайской краевой специальной общеобразовательной школе закрытого типа была введена в ноябре 2002 года. В этой должности я работаю в спецшколе непрерывно семнадцатый учебный год. Для реализации социального сопровождения подростков закрытого учреждения мною выбрано несколько направлений: диагностическое, организационное, правовое, охранно-защитное, профориентационное, дополнительное образование, аналитическое. Отдельным и основным направлением в работе является взаимодействие с законными представителями, взаимодействие с родителями и родственниками детей. Моя деятельность осуществляется в тесной взаимосвязи со всеми службами учреждения, а также со специалистами за пределами учреждения: Центр временной изоляции несовершеннолетних, комиссии по делам несовершеннолетних, ПДН, опека, школы, откуда прибыли дети, соцзащита, служба судебных приставов, территориальные центры помощи семье и детям, военкомат Каменского района, пенсионный фонд, Каменский многопрофильный образовательный центр, отделение по вопросам миграции МО МВД России «Каменский».
Диагностическое направление
За последние пять лет в среднем за учебный год в школе обучается 31 человек. Количество детей меняется в связи с поступлением и выпуском по окончании срока. В течение календарного года в школу поступает в среднем 10 человек, выпускается 8-9 человек.
«Административные территории, откуда прибыли несовершеннолетние в Алтайскую специальную общеобразовательную школу закрытого типа» за период с 1 января 2016 года по 22 мая 2019г. (таблица)
Я составила статистический отчет за предыдущие 3 года и 5 месяцев текущего года:
к нам поступили несовершеннолетние из 6 городов Алтайского края- Барнаул 9 человек, Заринск-5, Новоалтайск-3, Рубцовск-2, Камень-на-Оби и Бийск по 1человеку, итог 21 подросток из городов. Из 15 районов прибыло 19 человек: Хабарский -3, Заринский -2, Красногорский -2, остальные по 1. Можно сделать вывод, что лидирует Заринск.
Несовершеннолетние поступают в спецшколу по Постановлению или по Решению суда для реабилитации и коррекции противоправного поведения, так как ранее совершили противоправные действия, бродяжничали и уклонялись от учебы.
Социальный педагог принимает ребенка в учреждение, ведет «Журнал учета поступлений обучающихся». Первым знакомится с новичком, с документами личного дела, изучает его материалы, составляет «Социальную карту подростка». В ней отражены все основные сведения о подростке, его семье, определен социальный статус, индивидуальные особенности личности, дата прибытия, срок, дата выпуска. Обязательно фото в личное дело, в карту. Социальный педагог диагностирует социальную и педагогическую запущенность подростка, совместно с коллегами устанавливает причины и источники правонарушений ребенка.
Проанализировав причины направления подростков в учреждение закрытого типа, можно отметить, что несовершеннолетние до поступления в школу совершали преступления различных классификаций. В основном это кражи - 94% и бродяжничество - 84%, но в этом учебном году на первом месте хищение- 83%, кража- 80%, бродяжничество -66%. Далее по 20% умышленное повреждение имущества, незаконное проникновение в жилище и причинение телесных повреждений; насильственные действия сексуального характера-17%, угон транспортных средств - 14%, угроза убийством и хулиганство по 6%, поджог и вымогательство -2%. Употребляли табачные изделия - 40%, алкоголь - 26%, токсические вещества – 9%- эти показатели уменьшились, но добавилось употребление наркотических веществ (насвай) -6%.
Вызывающее общественное поведение подростков, нарушающее нормы и правила поведения, отклоняющиеся от нормы поведенческие симптомы чаще всего являются следствием или отражением семейного воспитания. Причины кроются в семье.
Сведения о семье учащихся за текущий учебный год следующие: полная семья – у 10 детей (из них у троих - отчим), неполная материнская семья – у 19, из неполной отцовской - 2, без попечения родителей –2, под опекой бабушки – 2 детей. Материальное положение: малообеспеченная – 30 семей, среднеобеспеченная – 2, гособеспечение (из д/дома) - 2, обеспеченная семья - 1.
Из многодетной семьи -15детей (было больше 55%). Один из родителей умер у 6 детей. Эти дети получают пенсии по потере кормильца, 3 детей получают пенсию «ребенок-инвалид».
Дети, у которых родители имеют судимость – 10, недавно освободились у одного ребенка мать, у второго отец и дед. В настоящее время находятся в МЛС мать у одного, отец у одного, брат у двух подростков.
Как правило, в таких семьях формируется личность ребенка противоречивая, импульсивная, лишенная устойчивых ориентиров. Условия жизни в таких семьях превышают предел адаптационных возможностей и вызывают хроническое психическое перенапряжение, что нередко приводит к бегству из дома, бродяжничеству, потере мотивации к обучению, создает питательную среду для прямых асоциальных влияний, к совершению подростками преступлений и правонарушений, так как многие семейные нарушения делают подростков более склонными к делинквентному поведению, что подтверждается вышеприведенными статистическими данными: в нашей школе содержатся дети именно из таких семей.
По приказу директора, в соответствии с заключением ЦПМПК, подросток зачисляется в соответствующий класс по указанной программе обучения. В этом учебном году в спецшколе обучались по основной общеобразовательной программе 46 % детей, по адаптированной программе с задержкой психического развития – 20%, по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью – 34%. Труд педагогов направлен на развитие личности растущего человека, что предполагает процесс его постепенного успешного вхождения во взрослую социальную среду и адаптацию в ней — иными словами, успешную социализацию. Это, в конечном счете, и является целью деятельности учреждений закрытого типа. Педагогическое воздействие должно изменить приоритеты личности девиантного подростка с негативных на позитивные.
Организационное направление
По прибытии подростка знакомим с Правилами внутреннего распорядка для воспитанников учреждения, режимом в учебное и внеурочное время, с системой поощрений, чтобы заработать баллы и получить разрешение на выход в город, быть отпущенным на каникулы, с положением «О посещении родителями», нормативно-правовыми положениями, регламинтирующими воспитательный процесс.
Метод поощрения можно назвать выражением положительной оценки действий воспитанников. Он закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Поощряя, педагог должен стремиться, чтобы поведение воспитанника мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами.
Регулярно провожу профилактические беседы на тему «Последствия самовольных уходов» по предупреждению самовольных уходов с территории спецшколы. Вся работа направлена на устранение имеющихся отклонений в поведении подростка. Самоопределение начинается при адаптации, когда подросток активно усваивает действующие в данной общности нормы, соответствующие им формы поведения и средства деятельности.
В качестве меры поощрения воспитанников за добросовестное отношение к труду и учебе, за хорошее поведение, возможен выход в город, возможен краткосрочный отпуск по месту жительства родителей в соответствии с «Порядком направления воспитанников на каникулы». Подросток обращается с заявлением. Вопрос обсуждается вначале с воспитателем ребенка, психологом школы, с родителями, затем - на педсовете школы. Если педсовет утвердил кандидатуру обучающегося, делаю запрос в ПДН, КДН и ЗП по месту жительства родителей «О возможности (невозможности) пребывания на каникулах». Только с учетом положительных заключений всех сторон, издается приказ по школе о возможности пребывания воспитанника на каникулах. Получить такую возможность – это очень весомый для подростка стимул, чтобы его заработать, нужно очень постараться. Каникулы дадут возможность проверить эффективность пребывания подростка в спецшколе, сделать выводы, наметить новые перспективы.
Правовое направление
Основным направлением работы является информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом для данной возрастной группы. Оно основывается на том, что подросток их просто не знает или игнорирует. Проводятся беседы по теме «Ты не прав, если не знаешь своих прав» с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения, дает возможность пересмотреть свои противоправные поступки, сделать выводы. Беседа «Моя ответственность перед законом» имеет целью профилактику преступлений среди несовершеннолетних, воспитанию правового сознания учащихся, ознакомление с Законом Алтайского края «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края», так как многие его нарушали, а родители привлекались к административной ответственности.
В холле учреждения оформлен стенд «Уголок правовых знаний» по правовому воспитанию школьников, лист «Информационная и консультативная помощь» для подростков, где указаны телефоны специалистов в учреждении, в городе, в крае.
Ежегодно провожу урок правовых знаний «Что должен знать призывник» для старшеклассников, готовлю документы для военкомата на несовершеннолетних, сопровождаю их на комиссию.
Подростки, достигшие возраста 16-ти лет, обязательно проходят призывную комиссию в Каменском военном комиссариате, их ставят на учет, вручают «Удостоверение призывника». Раз в год организована экскурсия в воинскую часть города Камень-на-Оби. Все это способствует стать законопослушным гражданином.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) и родственниками детей.
С первого дня поступления подростка в учреждение, устанавливаю связь с родителями (законными представителями) сначала по телефону, в присутствии прибывшего ребенка, знакомлюсь с родителями, выясняю отсутствующие в личном деле сведения. Затем в письменном виде отправляю «Извещение о прибытии» подростка дате прибытия, в какой класс и по какой программе зачислен, указываю адрес, телефон для связи, дату выпуска по окончании срока. Извещение отправляю родителям (законным представителям), в комиссию по делам несовершеннолетних, в ПДН, в школу. В дальнейшем связь поддерживается на протяжении всего срока содержания подростка в учреждении.
Основной причиной асоциального поведения подростков является семейное воспитание, поэтому в план работы входит взаимодействие с родителями, родственниками и законными представителями. Главной целью взаимодействия с родителями является установление доверительных отношений между детьми, их семьями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать, налаживание детско-родительских отношений для того, чтобы социализация несовершеннолетних после выпуска была успешной.
Один раз в год, в марте месяце, в последнее воскресенье, в актовом зале учреждения проводится общешкольное родительское собрание, где присутствуют все, включая детей. Подготовку и проведение проводят заместитель директора по воспитательной работе, старший воспитатель, социальный педагог, классные руководители. Дети ждут родителей, готовят номера художественной самодеятельности, выставку свих поделок. Родители могут посмотреть, в каких условиях находится ребенок, пообщаться с педагогами, обратиться за консультативной помощью, за справками, копиями документов детей. Польза от общения обоюдная!
Все учащиеся учреждения имеют право на общение с родителями. Две трети родителей (родственников) посещают детей. Условия для посещения созданы, на проходной школы оборудованы благоустроенные гостевые комнаты. Для родителей оформлен информационный стенд. Свидание воспитанников с близкими людьми и родителями имеет положительное влияние на успешное прохождение реабилитационного курса по коррекции противоправного поведения. Так как не все родители поддерживают связь с ребенком, мы налаживаем связь через инспектора ПДН и КДН по месту жительства, выясняем причину, даем возможность посредством телефонных переговоров восстановить отношения.
Охранно-защитное направление
Одна из важных задач, которую выполняет социальный педагог в учреждении закрытого типа – представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах. Реализуя эту посредническую функцию, социальный педагог охраняет и защищает права воспитанника.
По прибытии подростка в учреждение, оформляю временную регистрацию по месту его нахождения, изучаю документы, оформляю гражданство РФ, подросткам в 14 лет оформляю паспорт, сопровождаю в паспортно-визовую службу для получения паспорта, открываю счет в сбербанке для перечисления пенсии по потере кормильца, пенсии ребенка-инвалида детства, алиментов, осуществляю мониторинг жилья. У 37 % детей жилье куплено под материнский капитал, находится в долевой собственности, некоторые родители снимают жилье или живут у родственников, либо имеют жилье, но документы не оформлены.
Детям, оставшимся без попечения родителей, уделяется особое внимание:
- своевременно вношу изменения и дополнения в «Анкету ребенка», поддерживаю связь с родственниками, опекой;
- на детей, оставшиеся без попечения родителей, по достижении им 14 лет, подготовлены документы в «Региональное жилищное управление», они включены в Список на получение льготного жилья;
- работаю со службой судебных приставов по взысканию алиментов с родителей-должников, поступление денежных средств воспитанникам контролирую один раз в квартал;
- в январе каждого года на детей, родители которых лишены родительских прав, составляю «Отчет опекуна» за предыдущий год о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом по форме №423, утвержденной Постановлением Правительства РФ.
Условия жизни детей, оставшихся без попечения родителей, в закрытом учреждении, контролируются органами опеки администрации Каменского района не менее двух раз в год. Со специалистом опеки составляем «Акты проверки условий жизни подопечных соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав, исполнению своих обязанностей».
Не были оставлены без внимания выпускники из малообеспеченных семей. Начиная с 2010 года, мною была налажена связь с Территориальным центром социальной помощи семье и детям Железнодорожного района города Барнаула, а с 2015 года - с Территориальным центром социальной помощи семье и детям города Бийска. Оказывалась адресная материальная помощь нашим выпускникам, у которых малообеспеченные семьи. Им выдавался «Социальный рюкзак выпускника» стоимостью 32 тысячи рублей, в котором собраны все необходимые вещи: одежда и обувь по сезонам, предметы гигиены, сотовый телефон. Всё это необходимо для дальнейшей социализации выпускника в обществе. К сожалению, в декабре 2017 года акция прекратилась. Мы будем рады, если снова появится подобная помощь.
Спецшкола рассчитана на предоставление основного общего образования, т.е. 9 классов, а срок пребывания по Постановлению суда обучающегося еще не закончился, либо не достает несколько месяцев, чтобы завершить учебный процесс. Поэтому по продлению/сокращению срока пребывания ежегодно провожу работу по следующему алгоритму.
Подросток обращается с ходатайством о продлении срока до конца учебного года, либо для завершения учебного процесса в спецшколе до окончания 9 классов, некоторые продлевают срок, потому что знают о неблагополучной обстановке дома, чувствуют неуверенность за свои поступки после выпуска.
Далее необходимо этот вопрос решить с родителями (законными представителями), получить от них письменное заявление. Ставлю в известность КДН, запрашиваю справку о составе семьи, об изменениях в семье.
После этого готовлю документы и обращаюсь с ходатайством в КДН и ЗП администрации города Камень-на-Оби, получив совместное заключение, готовлю необходимые документы, исковое заявление в Каменский городской суд, жду повестку, сопровождаю несовершеннолетнего все по тому же принципу «Иди вперед! Мы рядом!».
За последние 8 лет воспитанниками было подано 35 подобных обращений. Данная работа является одним из самых эффективных методов работы по формированию ответственного отношения подростка к планированию своей дальнейшей жизни, принятию самостоятельных решений, взрослению.
В этом учебном году в школе 5 девятиклассников- из них 4 продлили срок, чтобы завершить учебный процесс.
Если срок остается значительный, от 4 месяцев и более, мы вынуждены перевести обучающегося в специальное профессиональное училище закрытого типа. Это всегда болезненная для подростка, его родителей и для нас всех процедура: сначала обсуждаем на педсовете, принимаем решение о переводе, за тем обращаемся в КДН, потом в суд, до получения путевки – в ЦВСНП. За последние 5 лет в спецучилище переведены 4 обучающихся. В 2019-20 учебном году 9 классов закончат 10 человек, из них двоих вынуждены будем перевести в спецучилище (срок остается больше года), 3 – сократить срок, 5 – продлить.
Подготовка к выпуску начинается за 3 месяца до окончания срока обучающегося, вывешиваю «График выпуска», совместно с воспитателем, классным руководителем, медработником готовим «Выпускную характеристику». За 2 месяца до окончания срока в КДН и ЗП по месту жительства отправляю «Уведомление о выпуске» и «Выпускную характеристику» учащегося с целью уточнения места жительства родителей и учебного заведения, в котором продолжит обучение выпускник. Специалисты по месту жительства должны собрать и предоставить в наш адрес информацию по следующим позициям:
- где будет жить выпускник (варианты проживания, если психологический климат в семье будет оказывать деструктивное воздействие);
- где будет учиться выпускник;
- где будет работать выпускник, если не будет учиться;
- варианты конструктивного проведения досуга.
В отдел полиции для инспекторов ПДН отправляем характеристику выпускника по особой форме с фотографией, сведениями, рекомендациями для дальнейшей профилактической работы не позднее дня выпуска из учреждения. Маршрут постинтернатной адаптации (МПА) – это комплекс мероприятий, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия, и направленных на успешную социальную адаптацию выпускника вне стен специального учебно-воспитательного учреждения для несовершеннолетних. Цель – психологическая подготовка членов семьи, школы к возвращению подростка из закрытого учреждения, создание комфортных условий для проживания ребенка, улучшение морально-нравственного климата в семье, рекомендации по дальнейшей работе с подростком. Таким образом, и семья, и государственные учреждения привлекаются к процессу реабилитации.
Дополнительное образование
Кружок «Творческая студия» я веду столько же лет, сколько работаю социальным педагогом. Программа кружка является одним из вариантов творческой самореализации подростков, у которых узкий круг интересов, поверхностное представление об окружающем мире, комфортных бытовых условиях, тяга к вредным привычкам.
Обучение воспитанников по дополнительной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, социализации личности, профилактики девиантного поведения. Умение использовать руки и пальцы жизненно важно для формирования мышления. Ребятам нравится больше что-то делать своими руками, чем слушать. Они изучают мир действиями. Сам процесс ручного труда приносит радость, дает возможность выразить себя в творчестве, проявить свою фантазию, вкус, мастерство и смекалку.
Практическое значение работы в «Творческой студии» прежде всего в том, чтобы помочь учащимся выполнить подарок к празднику своими руками, самостоятельно изготовить игрушку, сувенир, панно, вышивку, а также получить навыки самообслуживающего труда. В школе оборудован кабинет творческих работ учащихся, где выставляются лучшие работы школьников – призеров различных конкурсов. В этом году работы моих кружковцев «Рождественская звезда» заняли I место в городе и в окружном конкурсе, II место в крае, к юбилею В.М.Шукшина - III место в городском конкурсе, в конкурсе «Рождество Христово» и «Пасхальный сувенир» заработали сладкие призы.
Профориентационное направление
Занимаемся дальнейшим устройством выпускников, оказывает помощь в выборе профессии и учебного заведения, рассказывает о том, что должен знать абитуриент при поступлении. Используем «Справочник по профессиональным образовательным организациям» Алтайского края.
Детей, оставшихся без попечения родителей, сопровождаем в учебное заведение для подачи документов на поступление, заботимся о том, чтобы было предоставлено общежитие и соблюдались все социальные гарантии для этой категории детей.
Аналитическое направление
Социальный педагог первым принимает ребенка в учреждение и последним провожает при выпуске.
После выпуска подростков администрацией спецшколы регулярно отслеживается их адаптация в социуме через взаимодействие с КДН и ЗП, ПДН, образовательными учреждениями по месту проживания путем анкетирования. «Анкета о результатах наблюдения за несовершеннолетними, возвратившимися из специальной школы» доработана мною на основе шаблона, состоит из трех разделов. Первый заполняется спецшколой и содержит сведения о выпускнике, сколько времени он содержался в школе, когда и куда выбыл. Второй раздел заполняется в комиссии по делам несовершеннолетних при администрации по месту жительства несовершеннолетнего и содержит следующие пункты:
- по какому адресу проживает в настоящее время;
- чем занимается в настоящее время (где учится, где работает, или не учится и не работает);
- как проводит свободное от учебы время;
- осуществляется ли над проверяемым ребенком шефство;
- наказан ли он за правонарушение в административном порядке (как и когда);
- привлечен ли он к уголовной ответственности или находится под следствием (когда/ по какой статье/ за что);
- осужден (дата суда/статья/мера наказания);
- причины совершения повторного правонарушения;
- другие характерные сведения о проверяемом подростке.
Третий раздел заполняется самим выпускником специальной школы - отзыв бывшего воспитанника о специальной школе:
а) отношение к учебному процессу, дисциплине
б) отношение к бытовым условиям, досугу
в) взаимоотношения в коллективе (со сверстниками/взрослыми)
г) что понравилось в спецшколе
д) что не понравилось в спецшколе
е) получил (не получил) «социальный рюкзак».
Получив ответ, анализирую полученные данные, составляю отчет, подвожу
итоги анкетных наблюдений за выпускниками специальной школы:
За календарный год выбыло: | 2014г.- 10 чел. АК - 7 КК.- 2 р.Алтай-1 | 2015г.- 9 чел. Алт.кр | 2016г.- 9 чел. Алт.кр | 2017г- 7чел. Алт.кр | 2018г- 10чел. Алт.кр |
Учатся в школе | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 |
Учатся в вечерней школе | --- | 2 | --- | --- | - |
Учатся на дому | 1 | --- | -- | 1 | |
Учатся в ПУ, колледже | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 |
Работают | --- | 1 | --- | --- | |
Не учатся, не работают | --- | --- | --- | -- | 1 |
Выбыли в д/дом, интернат | --- | 1 | 1 | -- | -- |
Переведены в СПУ закрытого типа | 2 | --- | -- | 1 | 1 |
Повторно в спецшколе закр.типа | ---- | 1
| -- | --- | 1 |
Нет ответа на Анкету | -- | 1 | -- | -- | -- |
За календарный год привлечены к уголовной ответственности | АК-1 КК-2
| АК-2 КК-2
| АК-2 КК -2 | АК-3 КК-1 | АК- 4 Р.Алт.-1 |
Всего: | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 |
Результаты за 5 лет: по окончании срока пребывания в учреждении все выпускники, не закончившие 9 классов, продолжили обучение в школе, либо на дому. Закончили 9 классов -17 человек, один привлечен к уголовной ответственности сразу после выпуска, 2 человека – подрабатывают, поступили в ПУ, колледж -10, четыре обучающихся, закончивших 9 классов, переведены в специальное училище закрытого типа до окончания срока, установленного судом до направления в спецшколу. Спецшкола не предоставляет профессиональное образование. В детский дом выбыли 2 детей, оставшихся без попечения родителей. У одного из них мать восстановилась в родительских правах, забрала сына в кровную семью.
По запросам правоохранительных органов на бывших выпускников различного года выпуска, привлеченных к уголовной ответственности в текущем календарном году, невозможно установить процентное соотношение «выпущенных» и «привлеченных». Поэтому я веду учет по количеству человек, привлеченных. В среднем, за год от 3 до 5, (в том числе из Красноярского края, республики Алтай) это всегда печальная статистика. Делаем для себя выводы: в работе с воспитанниками необходимо делать упор на воспитание законопослушного гражданина, на воспитание правовой культуры с приглашением специалистов правоохранительных органов; продолжить работу по взаимодействию педагогов с родителями.
Отзывы выпускников о школе в большинстве положительные: «хорошие бытовые условия, интересные мероприятия, спортивные занятия, кружки и конкурсы, отзывчивые и понимающие педагоги, хорошее питание. Не нравились утренние пробежки, далеко от родителей, скучали по дому».
Пребывание подростка в учреждении закрытого типа способствует устранению негативного влияния на него окружающих факторов - семьи, улицы, а также предупреждению повторных правонарушений. Помещение несовершеннолетнего с девиантным поведением в спецшколу закрытого типа дает возможность остальным законопослушным детям и педагогам спокойно учиться и работать. Подростку в спецшколе дается шанс пересмотреть свое неадекватное поведение, поработать над своими ошибками, забыть о вредных привычках, встать на путь исправления. Если он это осознает, то успех обеспечен. Условия в учреждении созданы. Вся работа по профилактике девиантного поведения направлена на позитивные изменения личности воспитанника, основана на сочетании принципов убеждения и добровольности с принципами принуждения и обязанности с использованием методов поощрения и наказания. Таким образом, деятельность педагогов с трудными детьми направлена на социально-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, результатом которого является успешная реабилитация подростков и создание благоприятных условий для их адаптации и жизнеустройства, саморазвития и социализации личности.
Положительные примеры: выпускник 2011 года (Свиридов Геннадий) кандидат в мастера спорта по лыжам, закончил педколледж, заочно получил высшее образование;
Выпускник 2012 года, (Раздъяконов Никита) мастер спорта по греко-римской борьбе, высшее образование;
Выпускник 2013 года (Андреев Будулай) – вожатый в всероссийском лагере «Артек», закончил педколледж, заочно получает высшее образование.
Один из выпускников (Ионов Василий Юрьевич) работает учителем в нашей школе с 1988 года, отслужил в армии, работал в режиме, воспитателем, получил высшее образование, работает учителем, педстаж 25 лет – оформляет льготную выслугу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей, защита их прав и интересов
В статье отражена система профессиональной деятельности социального педагога по социально-педагогическому сопровождению и поддержке детей, защите их прав и интересов в рамках реализации «За...
Защита прав и интересов ребёнка в деятельности социального педагога
На современном этапе развития нашего общества подмена духовных ценностей материальными приводит к всё большему расслоению на два социально-противоположных класса: богатых и бедных. Нельзя не зам...
Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»
Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...
Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»
Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...
Программа «Межведомственное взаимодействие федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите
Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед современным российским обществом, является поиск путей снижения числа административных правонарушений и преступлений несовершеннолетних, а...
«Деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения в условиях образовательного учреждения закрытого типа»
Изменения социально-экономического устройства общества, его расслоение по уровню материальной обеспеченности обострили подростковые проблемы и привели к росту преступности несо...
"Социальное сопровождение профилактической работы в образовательном учреждении закрытого типа"
Профилактика немедицинского потребления психоактивных веществ обучающимися образовательных организаций, проблема сохранения здоровья обучающихся, привитие навыков здорового обр...