Развитие социальных компетенций учащихся на базе школьного музея. Статья "Открой в себе память"
статья на тему
В статье показана специфика работы школьного музея, развитие социальных компетенций учащихся через вовлечение их в его работу . Музей в школе способствует социализации подростков, является средством творческой самореализации, инициирует личностно - ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_shitikova_l.yu_.doc | 836.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Шитикова Людмила Юрьевна
Открой в себе память.
Создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта – одна из задач современной школы. Каждое учебное заведение находит свой путь ее решения, исходя из специфики учреждения, его кадрового состава и потенциала, региональных особенностей и возможностей. Мы в своей работе по данному направлению опираемся на возможности нашего школьного музея.
В нашей школе музей основан в 2006 г. и с первых дней своего существования он стал одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Специфика его состоит в том, что основным музееведческим исследованием является история микрорайона и организаций, строивших БАМ и АЯМ. Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг – успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное. Правомерность существования и эффективность деятельности школьного музея определяются не только степенью включенности в его работу учащихся, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе, но и его влиянием на социокультурное пространство микрорайона.
Одна из целей работы музея – привлечение обучающихся к общественно значимой деятельности, включение их в разнообразные социальные отношения, способствующие усвоению социального опыта и ценностных ориентаций.
Музей был задуман в качестве подарка школе к 20-летию. В процесс подготовки были включены практически все учащиеся. Каждый класс получил социальное задание – сбор материала для экспозиций. Дети встречались с представителями организаций, искали первых жителей Солнечного, собирали фотоматериал, различные вещи-знаки эпохи.
Так оформлены стенды и собран материал об организациях, строивших БАМ и АЯМ, первых жителей микрорайона, истории школы и её выпускниках, учителях. Собирается материал о достижениях учеников школы, ветеранов труда предприятий и школы.
Фотография1. Открытие школы. Фотография2. Так начинался поселок.
Фотография 3. Первые дома. Фотография 4. Здесь будет Солнечный.
Заинтересованность в организации музея оказали, все с кем встречались
краеведы, так был собран достаточно большой фонд памятных подарков и реликвий. И это, на наш взгляд, особенно важно для молодых. Трудно найти более важный и живой воспитательный материал, более живительные истоки патриотизма, входящих в жизнь людей, чем их осознание, как трудились их родители на благо процветания Родины, какой они внесли вклад в развитие Республики и страны в целом.
Фотография 5. Коллекция значков,посвященных Фотография 6. История пионерской и комсо
мольской организации школы.
БАМу и АЯМу. Дар Силецкой Т.Г.
Фотография 7. Экспонаты, посвященные Фотография 8. Подарок строителей БАМа. Ко открытию пассажирского движения стробы В.И. и Костробы Н.А.
. Дар ООО «Корпорация«Трансстрой-Восток»
Сегодня школьный музей отвечает условиям функционирования музея:
• наличие фонда подлинных материалов (600 экспонатов), представляющих собой первоисточники сведений об истории развития общества, нашего учебного учреждения;
• музей выступает как воспитательный центр открытого образовательного пространства школы.
• музей обладает большим образовательным потенциалом:
- методическая, интеллектуальная и творческая поддержка программы учебного курса «История Якутии»;
- интеграция учебных дисциплин и образовательных возможностей музея;
- вид деятельности старшеклассника, социальная практика, в которой он приобретает позитивный социальный опыт, навыки социальной компетентности и реального действия в обществе;
- учащиеся выступают здесь не как потребители продукта музейной деятельности, а как активные его создатели. Участие в его деятельности даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, общественной, поисковой деятельности, способствует социализации его участников;
• музей является не только важным институтом образования и культуры, но и приобщает детей к социальной культуре. Социальная культура – это ценности, нормы, идеалы, образцы поведения, регулирующие отношения между людьми. Через восприятие истории и культуры зарождается национальное самосознание детей и юношества;
• форма дополнительного образования в условиях образовательного учреждения - получение социальных навыков:
- возможность изучать современный социум, найти для себя различные способы выстраивания делового общения;
- научиться нести ответственность за выбранное дело и доводить задуманное до реализации;
- учиться работать с информацией;
- учиться проектировать свою деятельность.
Позднее совместно с советом музея был организован клуб «Музейное дело», разработан план работы над созданием экспозиций , который не только определил жизнь и развитие музея на несколько лет, но и позволил ему стать центром патриотического воспитания. В истекшем учебном году мы защитили и сейчас реализуем инновационный проект «Школьный клуб – «Музейное дело» по итогам работы школа получила статус Муниципальной инновационной площадки «Школьный клуб – музейное дело». Использование проектного метода помогло вовлечь школьников в интересную интеллектуальную деятельность, т.к. он ориентирован на применение актуализированных знаний и приобретение новых для включения в проектировочную деятельность.
Реализация проекта школьного клуба «Музейное дело» осуществляется по направлениям, объединенных по содержанию в следующие модули:
1. Мы – строители будущего.
Цель: «Формирование гражданского отношения к себе, своей семье, школе».
2. Моя малая Родина.
Цель: «Формирование гражданского отношения к культуре и традициям родного края».
3.Я – гражданин и патриот России.
Цель: «Формирование гражданского отношения к своему Отечеству».
В настоящее время работа музея проводится на основе «Концепции развития музея на 2012-2014 гг.», в разработке которой также принимали участие учащиеся-краеведы.
Организационная деятельность осуществляется на базе совета музея, в состав которого помимо директора школы, руководителя музея и отдельных учителей входят и учащиеся. Совет объединяет различные социальные группы (ветеран – учителя – учащиеся), что, безусловно, способствует передаче и усвоению социального опыта, а сама работа в совете музея – формированию у учащихся навыков самоуправления.
Результатом работы считаем успешную социальную адаптацию школьников, которые входили в состав совета и актива музея (из каждого выпуска 5-6 человек), после окончания школы. Все продолжили обучение в высших учебных заведениях, отдав предпочтение гуманитарному направлению (исторический факультет, юридический, филологический). Многие продолжают заниматься научно-исследовательской работой, принимают участие в НПК, вошли в органы студенческого самоуправления.
Экскурсоводческая деятельность особенно значима для самих экскурсоводов, т.к. это, безусловно, труд учебный. Образовательное значение этого вида деятельности – во влиянии, которое она оказывает на усвоение и качество знаний по истории. Причем учащиеся не только закрепляют знания, но и приобретают новые, которые оказываются достаточно прочными, поскольку получены в практической деятельности, получают прекрасную практику публичных выступлений, развивают навыки устной речи, становятся пропагандистами различных профессий, и знатоками истории своей страны и родного города.
Экскурсионная и лекционная деятельность ориентирована прежде всего на ученическую аудиторию, но экскурсии проводятся и для взрослых: для учителей города и района, родителей, ветеранов педагогического труда, жителей микрорайона.
Фотография 9. Экскурсии в музее для учащихся школ и детских садов города.
На базе музея активно ведется научно-исследовательская деятельность учащихся, проводится их планомерная подготовка к участию в НПК различного уровня. Работая над исследованием, ученик получает возможность обрести навыки анализа научной и краеведческой литературы, работы с документами и архивами, овладеть методикой научного исследования и основами подготовки письменной работы. Так обучающиеся нашей школы выступили на районной НПК «Шаг в будущее» с работами «История улицы Спекова», «Герои Великой отечественной войны, именами которых названы улицы г.Алдана» и заняли призовые места.
Но самое главное – проводящееся исследование дает возможность школьнику соприкоснуться с эпохой, почувствовать ее, задуматься о сущности «русского характера», выстоявшего в суровых испытаниях войны. Учащиеся нашей школы принимают участие в социальных проектах: «Мы сильны пока мы вместе (АО ЖДЯ)», «Комсомол не просто возраст» (комсомольцы – строители БАМа, АЯМа), «Дороги, которые мы выбираем», участвуют во всех конкурсах, проводимых транспортными строителя и занимают призовые места.
Фотография 10. НПК. Перспективы фотография 11. НПК.История названия одной улицы.
развития п.Солнечный.
Культурно-образовательная деятельность включает в себя образовательную программу музейных уроков, в проведении которых задействованы учащиеся-экскурсоводы.
Наш музей предоставляет прекрасную базу для проведения таких уроков, которые стали частью сложившейся в школе системы работы по краеведению. Результаты научно-исследовательской и поисковой деятельности учащихся-краеведов, переписка с музеями других городов и детьми героев экспозиций дают не только интересный фактический материал для подготовки и проведения занятий, но и стимулируют познавательную деятельность обучающихся.
Первоначально музейные уроки проводились только в старших классах в период изучения экономики Якутии «Мегапроекты Якутии», «История строительства АЯМа». Впоследствии охват учащихся школы расширился. Учащихся младших классов мы знакомим с историей микрорайона, школы и первопроходцами БАМа. В настоящее время мы готовы проводить музейные уроки и для учащихся других школ города. Так в на экскурсиях в нашем музее побывали ученики школы №2, Нижне-Куранахской гимназии, УИОП. На базе музея проводятся районные семинары для учителей школ по музейной педагогике, планируем на сайте школы создать раздел «Музейная педагогика в практике школы», что предполагает более широкое виртуальное общение, обмен опытом работы, обогащение педагогического опыта в данном направлении новыми идеями.
Фотография 12.Проект «Дороги, которые мы выбираем» фотография 13. Проект «Нам песня строить и
жить помогала. БАМовские песни»
Фотография 14,15. Проект «Комсомол не просто возраст». Встреча с Героем социалистического труда Бондарем А. и строителем БАМа Атаманчук М.М.
Фотография 16. Встреча с первыми жителями поселка. Фотография 17. Встреча Знамени Победы.
Социальное партнерство. Важным моментом развития школьных музеев является социальное партнерство без которого не обновлялся бы фонд. Постоянными партнерами школы является АК «ЖДЯ», «Сахатрансмеханизация», «Сахатрансстрой», «Алдангеология». На базе музея в рамках профориентационной работы проводятся встречи с представителями различных учреждений города: Алданский республиканский музыкальный колледж, встречи со строителями БАМа и АЯМа, руководителями транспортных мероприятий, экономистами, юристами. Организация совместных мероприятий и акций с социокультурными комплексами микрорайона.
Фотография 18,19,20. Встречи с интересными людьми.
Музей в школе способствует социализации подростков, является средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социальных компетенций учащихся на базе школьного музея
Создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта – одна из задач современной школы. Каждое учебное заведение находит свой путь ее решения, исходя из специфики учреждения, е...
Презентация к классному часу на базе школьного музея "Добрая память"
Презентация к классному часу о земляках-героях из цикла классных часов, посвященных ВОв. Учащиеся сами составляют комментарий к слайдам. Информацию можно получить как из библиотечных источ...
Социальный проект активистов школьного музея имени Валерия Левушкина «Память сердца»
Данная презентация составлена по материалам поисковой работы школьного музея. Может быть использована на уроках истории, обществознания, во внеклассных мероприятиях....
Социальный проект активистов школьного музея имени Валерия Левушкина «Память сердца»
Данная презентация составлена по материалам поисковой работы школьного музея. Может быть использована на уроках истории, обществознания, во внеклассных мероприятиях....
Социальный проект активистов школьного музея имени Валерия Левушкина «Память сердца»
Методическая разработка создана в помощь преподавателям истории и обществознания, классным руководителям, и может быть использована как на уроках, так и во внеклассной работе. Разработка создана на ба...
Методическая разработка по организации и проведению поисковой работы в рамках социального проекта «Восстановление исторической памяти» на базе школьного музея МБОУ Степано-Савченской ООШ.
В основу методической разработки положены следующие нормативно-правовые документы:1. «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г.» (Распоряжение Правительства РФ от...
«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)
Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...