Социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей, защита их прав и интересов
статья по теме

Федорова Татьяна Алексеевна

 

В статье отражена система профессиональной деятельности социального педагога по социально-педагогическому сопровождению и поддержке детей, защите их прав и интересов в рамках 

реализации «Закона об образовании»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialno-pedagogicheskoe_soprovozhdenie.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей,

защита их прав и интересов»

Общешкольная методическая конференции

«Реализация «Закона об образовании». Права детей детям».

МОУ «СОШ «Свердловский ЦО».    

Т.А.Федорова, социальный педагог

« Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо знать его семью ».  В.А. Сухомлинский

Социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей  – это система профессиональной деятельности, направленная на создание условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.

Основные задачи сопровождения детей из семей с признаками социального неблагополучия:

  • выявление неблагополучных семей, определение причин семейного неблагополучия;
  • содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности для обучающегося;
  • помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
  • профилактика социальной дезадаптации, девиантного поведения;
  • работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.

Социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей  – это система профессиональной деятельности, направленной:

  • На оказание помощи детям, которые нуждаются в защите и охране прав, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
  • На изменение взаимоотношений в семье
  • На повышение педагогического потенциала семьи
  • На изменение проявления заботы о детях членами семьи
  • На организацию досуга детей из неблагополучных семей
  • На координацию взаимодействия влияния на ребенка педагогов, родителей, сверстников

Социально-педагогическая помощь направлена и на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих беспризорность и безнадзорность, на обеспечение развития и воспитания детей в семьях группы риска.

Дети группы риска, как правило, лишены нормальных условий для развития, что и приводит к негативным последствиям психологического и социального характера. Поэтому вполне закономерно, что появилось еще одно название данной категории детей, которое введено Законом РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (1999) - "ребенок, оказавшийся в социально опасной ситуации".

Категории детей, нуждающихся в социально-педагогической поддержке

-    Дети – сироты, опекаемые дети;

-    Дети с ограниченными возможностями здоровья;

-    Дети, подвергающиеся жестокому обращению;

-    Дети, проживающие в семьях социального риска;

-    Дети из многодетных, малообеспеченных семей;

-    Безнадзорные, беспризорные дети;

-    Дети, состоящие на учете в КДН;

-    Дети с особенностями психического развития.

     Для оказания социально-педагогической помощи и  поддержки детей, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и их семьям работа ведется  в системе в нескольких направлениях:

  1. Выявление детей, нуждающихся в защите и охране их прав, в «МОУ «СОШ «Свердловский ЦО».

 Для этого классными руководителями проводится социально-педагогическое исследование условий воспитания и развития школьников, составляется социально-педагогический  паспорт класса и школы, в котором отражаются все данные по каждому обучающемуся (категория семьи, с кем нарушено общение, трудности в учебе, отклонения в поведении, материальное положение и т.д.) Анализ социально-педагогического паспорта помогает определить наиболее актуальные проблемы и позволяет разработать план действий всех участников учебно-воспитательного процесса.

В 2012-2013 учебном году в нашем ЦО всего обучающихся - 462.

1 ступени:                255

2 ступени:                190  

3 ступени:                  17  

Дети из семей «группы риска» составляют 64, 2 % (многодетные, неполные, оставшиеся без попечения родителей, малообеспеченные, неблагополучные, имеющие проблемы в обучении, общении с родителями и т.д.), нуждающихся в помощи  и поддержке государства. Это на 3 % выше прошлого учебного года.

Показатели

Всего

семей

В них

детей

1

Семей с детьми-инвалидами

4

4

2

Семей с родителями-инвалидами

5

5

3

Многодетных семей

33

54

4

Семей с одиноких матерей

45

47

5

Семей утерявших кормильца

24

26

7

Семей беженцев и переселенцев

26

31

8

Разведённых семей

97

110

9

Семей с детьми-сиротами и опекаемыми детьми

12

12

10

Семей находящихся в социально опасном положении

19

21

11

Детей с ограниченными возможностями

11

11

13

Детей безработных родителей

28

35

14

Детей работников бюджетной сферы

53

57

15

Состоит неблагополучных родителей в органах внутренних дел

1

2

17

Всего безнадзорных детей (ст.ФЗ №120)

1

2

18

Состоят на учете в органах внутренних дел

1

1

В социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации находится 29 человек (неблагополучные семьи и состоящие на ВШК).

Неблагополучная семья - это семья полностью или частично утратившая свою функцию по воспитанию детей, созданию им нормальных условий для проживания, негативно влияющая на психическое состояние ребенка, создающая угрозу его жизни и здоровью.

За обучающимися и их семьями ведутся наблюдения, которые позволяют проанализировать родительско-детские отношения, социально-психологические связи подростка в школе и за ее пределами, психологические особенности обучающихся.

       На каждого подростка, состоящего на учете в ПДН, ВШК, КДНиЗП, в органах опеки и попечительства составлены карточки учета и контроля. На основе диагностики и анализа данных формировались проблемы ребенка и выбирались методы оказания ему и его семье социально-педагогической помощи и поддержки.      

2. Для реализации права ребенка на обучение осуществляется систематический контроль за всеми обучающимися, ведется учет успеваемости и посещаемости ими занятий. Ежедневно каждое утро мною ведется учет отсутствующих на занятиях школьников, и выявляются причины их отсутствия, принимаются меры по возвращению детей в школу.  

Формы социально-педагогической помощи детям и их семье:

  • Индивидуальные беседы с обучающимися.
  • Консультирование родителей,  которое представляет собой обучение родителей элементам коммуникативной культуры в общении с детьми, способствующее опосредованному влиянию на процесс социализации детей.

Совместные рейды социального педагога и классных руководителей, социального педагога и инспектора ПДН. Основная цель этой работы – выявление проблемы жизненного пространства детей и взрослых членов семьи с целью снижения степени риска негативного влияния условий жизни на ребенка, его семейную социальную ситуацию.

В процессе обследования жилья ребенка проводится анализ санитарно-гигиенической обстановки, условий организации питания ребенка, наличие у него места для сна, обеспеченность сезонной одеждой и обувью. Составляется акт обследования жилищно-бытовых условий. На основании этих актов нами направлено ходатайство в СРЦН г.Всеволожска об оказании материальной, вещевой, психологической помощи детям в количестве 22 человек, об оказании помощи по организации бесплатного отдыха в ЛОЛ.

  • Вызов родителей на Совет профилактики, предупреждение родителей о невыполнении родительских обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию и развитию своих детей.
  • Ходатайство в ПДН о привлечении родителей к административной ответственности по ст.5.35.
  • Вызов на КДНиЗП,
  • Консультации с педагогами предметниками по вопросу устранения пробелов в знаниях учащихся

3. Просветительская и профилактическая работа

Для повышения педагогического потенциала родителей, для нормализации родительско- детских отношений в семье, проводятся:

  • Классные часы: «Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения», «Стили семейного воспитания», «Семья как профилактический потенциал», «Трудный подросток»

По предупреждению правонарушений проводятся:

  • Классные часы: «Права и обязанности обучающихся»
  • Лекции для учащихся 7-11 классов «О правонарушениях, предусмотренных ст.2.4;  ст.2.1;   ст.20.0;   ст.20.2   КОАП», «Уголовная ответственность несовершеннолетних»

По профилактике здорового образа жизни проводятся:

  • Классные часы  «Я выбираю ЗОЖ!», «Здоровое питание школьника», «СПИД – чума XXI века», «Ответственное поведение – ресурс здоровья»

       

  • Мероприятия, направленные на борьбу с курением: акции «Меняю сигарету на конфету», флешмоб «Бросай курить – вставай на лыжи, здоровьем будешь, не обижен!», танцевальный флешмоб.

         

  • Чемпионат школы по шахматам, шашкам, теннису, футболу и т.д. Администрация МО «Свердловское городское поселение» вручала кубки и грамоты победителям.

Все учащиеся, состоящие на ВШК, вовлечены  во внеурочную деятельность.

     

В это лето 2013 у нас организована трудовая бригада для подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Работа подростков будет оплачена при помощи и поддержке Главы Администрации МО «Свердловское ГП» Тыртова В.А.

В своей деятельности как социальный педагог по социально-педагогическому сопровождению детей группы риска я руководствуюсь следующими нормативными документами:

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Закон РФ "Об образовании";
  • Письмо Минобразования России от 27.06.2003 № 28-51-513/16 "О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования";
  • Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
  • Закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
  • Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации, 2008;
  • Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 "О федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы";
  • Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
  • Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы, утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761.

Работа с детьми из «группы риска» и их семьями по оказанию психолого-педагогической помощи - процесс сложный и длительный,  результат работы отдален во времени.

   

В 2013-2014 уч.году социальным педагогом планируется продолжить работу с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей в трудной жизненной ситуации"

Целью социально-психологической службы является -  оказать помощь ребенку, оказавщемуся в тяжелых жизненных ситуациях и его семье. Особенно когда семья неблагополучная, обязательно организовать ...

Развитие социальной компетенции учащихся как средство защиты их прав и интересов

Формирование у обучающихся социальной компетенции учащихся как средство защиты их прав и интересов (лекция для педагогических работников и социальных служб)....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Социально – педагогический проект «ТВОРЧЕСКИЙ МИКС» для детей с умеренной умственной отсталостью.

Совместная работа над проектом поможет каждому ребёнку раскрыть свои потенциальные возможности, активизировать творческие способности, у «слабых» учеников - повысить самооценку и оценку в ...

"Социальное сопровождение воспитанников учреждения закрытого типа, защита их прав и интересов"

Основной целью работы педагогов  с трудными подростками в спецшколе является социально-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, результатом которого является успешная р...