Рабочая программа 7 класс (особый ребенок)
рабочая программа (7 класс)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №69
Курортного района Санкт-Петербурга
_____________________________________________________________________________________________
ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол № 1 от 30.08.2018г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ____________________ Ткачев Е.А. Приказ № 148 от 31.08.2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
Социально-бытовая ориентировка (СБО)
для 7 класса
на 2018-2019 учебный год
Составитель:
Педагог
_________С.А. Горошкина
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ С.В. Мальшакова _________________ |
Санкт-Петербург
2018г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка», 7 класса разработана на основе программы «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» / Под.редакцией Л.Б. Баряевой и Н.Н. Яковлевой, допущенной к использованию в образовательных учреждениях Научно-методическим экспертным советом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 19.09.2012 года.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2018/2019 учебный год, рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю.
При разработке программы учитывался контингент детей класса.
- В классе обучаются 5 школьников 3 мальчика и 2 девочки с умеренной/тяжелой умственной отсталостью.. Всем учащимся свойственна недостаточность сформированности познавательных процессов. Мышление конкретное, непоследовательное, тугоподвижное, неспособное к образованию отвлеченных понятий. Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация ниже нормы. У обучающихся класса отмечается низкая учебная мотивация, активности в обучении не проявляют.
Наиболее часто возникают трудности в овладении навыками, требующими тонких дифференцированных движений пальцев: шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек и шнурков.
У всех детей нарушено внимание. Оно с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью.
У школьников наблюдается отставание в развитии зрительного, слухового,
тактильного и других анализаторов. Предметы и явления воспринимаются в общих чертах. В процессе восприятия не проявляют активность, не выделяют детали или
особенности предмета. Учащиеся не могут анализировать предмет, применять приемы сравнения, переноса.
Школьники не могут расположить по порядку картинки, объединенные одним
сюжетом, и понять последовательность происходящего.
Для учащихся класса характерны наиболее типичные особенности личности умеренно умственно отсталых - отсутствие инициативы, самостоятельности, косность психики, склонность к подражанию другим, неустойчивость в деятельности.
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий, распределения содержания программы, исходя из
психофизиологических особенностей класса.
В связи с психофизическими особенностями учащиеся не могут понять и
усвоить объем материала в пределах одного урока, поэтому в рамках реализации программы необходимо неоднократное повторение и закрепление пройденного материала. При обучении детей с умеренной умственной отсталостью используется безоценочная система обучения.
Цель программы: формирование знаний и умений, способствующих социальной
адаптации.
Задачи:
- совершенствовать навыки самообслуживания, ориентировки в окружающем;
- формировать знаний о разных сферах жизнедеятельности и о правилах поведения в конкретных жизненных ситуациях;
- развивать познавательную активность и расширять объем представлений о социуме.
Виды и формы контроля:
- безоценочный;
- текущий контроль осуществляется на уроках в форме собеседования, практических работ, дидактических игр.
Учащиеся должны:
- уметь элементарно заботиться о себе;
- уметь ориентироваться в окружающей среде;
- владеть навыками гигиены и самообслуживания;
Предмет «Социально-бытовая ориентировка» является практическим, поэтому значительное количество часов отводится на проведение дидактических игр и упражнений, практических упражнений, экскурсий. Необходимое количество часов на каждую тему определяет учитель, исходя из психофизических и индивидуальных особенностей детей.
Содержание программы:
Уход за жилищем. Уборки квартиры для сохранения здоровья человека. Знакомство с понятием «пыль в доме». Упражнения в переноске, раскатывании и скатывании коврика. Способы уборки пыли: влажной тряпочкой, специальными средствами и т. п. Способы чистки ковров. Упражнения в уходе за ковриком: чистка пылесосом (при активном участии учителя). Беседы о необходимости чистки мягких изделий: ковров, пледов, подушек для сохранения их чистоты.
Одежда и обувь. Головные уборы и их назначением, разновидности головных уборов и их использование в разные времена года. Сменная обувь, ее значение для человека. Практические занятия по уходу за сменной обувью (сушка, чистка) Средства по уходу за обувью (щетки для чистки замшевой, кожаной обуви – кремы, губки)
Питание. Уточнение и закрепление знаний учащимися правил поведения во время еды:
надевать специальные фартуки (по необходимости), удерживать ложку, чашку, брать в ложку требуемое количество еды, есть аккуратно, жевать медленно, пользоваться салфеткой во время еды и после приема пищи. Составление рассказов по пиктограммам
Беседы с учащимися о роли воды в жизни человека, растений, животных. Роль воды для питания человека. Чистая и грязная вода. Вода, которую можно употреблять в пищу. Вода для приготовления пищи.
Правила хранения продуктов: холодильник, шкафчик и емкости для хранения сухих продуктов (крупы, макаронных изделий, муки). Знакомство со способами хранения продуктов. Определение сроков реализации молочных продуктов по специальному обозначению на упаковке. Знакомство учащихся с понятием «чай». Показ иллюстраций, видеороликов о выращивании чая. Рассматривание разных чайников. Заварочный чайник и способы заварки чая. Практическое занятие по использованию чайника. Упражнения в его заварки.
Повторение.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | ДАТА | |
План | Факт | ||
Голове нужна защита | 04.09.18 | ||
Времена года: головные уборы | 06.09.18 | ||
Кухонная мебель: обведи и раскрась | 07.09.18 | ||
Кухонная мебель: обведи и назови | 11.09.18 | ||
Кухонная мебель: подбери картинку | 13.09.18 | ||
Мы на кухне | 14.09.18 | ||
Кухонная мебель: закрепление | 18.09.18 | ||
Назначение комнат | 20.09.18 | ||
Мебель в спальне | 21.09.18 | ||
Мебель в прихожей | 25.09.18 | ||
Чтение стихов о мебели | 27.09.18 | ||
Мебель надо беречь. Уход за мебелью | 28.09.18 | ||
Уборка в квартире | 02.10.18 | ||
Предметы для уборки | 04.10.18 | ||
Правила и приёмы ухода за органами зрения. | 05.10.18 | ||
Итоговый урок | 09.10.18 | ||
Транспортные средства: обведи и раскрась | 11.10.18 | ||
Чтение стихов о транспорте | 12.10.18 | ||
Транспортные средства: подпиши картинки | 16.10.18 | ||
Правила поведения в общественном транспорте | 18.10.18 | ||
Светофор - наш проводник | 19.10.18 | ||
Части машины: обведи и раскрась | 23.10.18 | ||
Городской транспорт. Оплата проезда | 25.10.18 | ||
Части машины: подпиши картинки | 26.10.18 | ||
Мой город | 06.11.18 | ||
Правила поведения на улицах города | 08.11.18 | ||
Стихи о правилах поведения на улице | 09.11.18 | ||
Влажная уборка дома | 13.11.18 | ||
Средства для влажной уборки | 15.11.18 | ||
Практическое занятие по влажной уборке | 16.11.18 | ||
Уборка класса: инвентарь, алгоритм | 20.11.18 | ||
Обувь: виды и названия | 22.11.18 | ||
Обувь: виды и названия. Повторение | 23.11.18 | ||
Уход за обувью | 27.11.18 | ||
Средства для ухода за обувью | 29.11.18 | ||
Как правильно чистить обувь? | 30.11.18 | ||
Чтение стихов об обуви | 04.12.18 | ||
Магазин. Виды и назначение | 06.12.18 | ||
Игра "Рассади по полкам" | 07.12.18 | ||
Игра "Отделы магазина" | 11.12.18 | ||
Готовим кашу | 13.12.18 | ||
Хозяйственные товары | 14.12.18 | ||
Что случилось в магазине? | 18.12.18 | ||
Посуда. Штриховка. | 20.12.18 | ||
Моющие средства | 21.12.18 | ||
Посуда для завтрака | 25.12.18 | ||
Составление рассказа о моющих средствах | 27.12.18 | ||
Презентация"Убираем тщательно" | 28.12.18 | ||
Оборудование для уборки | 15.01.19 | ||
Итоговый урок | 17.01.19 | ||
Культура поведения в общественных местах | 18.01.19 | ||
Столовые приборы. Собери и узнай | 22.01.19 | ||
Презентация"Столовые приборы" | 24.01.19 | ||
Стихи о комнатных растениях | 25.01.19 | ||
Комнатные растения: узнай и назови | 29.01.19 | ||
Уход за комнатными растениями | 31.01.19 | ||
Уход за растениями: работа с пиктограммами | 01.02.19 | ||
Инвентарь для ухода за растениями. Практическое | 05.02.19 | ||
Мой путь в школу | 07.02.19 | ||
Мы по улице идем! | 08.02.19 | ||
Безопасный путь в школу | 12.02.19 | ||
Ведем себя на улице правильно | 14.02.19 | ||
Итоговый урок | 15.02.19 | ||
Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета | 19.02.19 | ||
Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета | 21.02.19 | ||
Уход за личными вещами | 22.02.19 | ||
Уход за личными вещами | 26.02.19 | ||
Гигиена зрения | 28.02.19 | ||
Гигиена зрения | 01.03.19 | ||
Родственные отношения в семье | 05.03.19 | ||
Состав семьи учащихся. | 07.03.19 | ||
Фамилии, имена и отчества членов семьи | 12.03.19 | ||
Правила поведения в семье. | 14.03.19 | ||
Обязанности по дому. | 15.03.19 | ||
Правила культурного поведения на улице. | 19.03.19 | ||
Формы обращения к старшим, сверстникам при встрече и расставании. | 21.03.19 | ||
Правила обращения с просьбой и вопросом. | 22.03.19 | ||
Правила поведения дома. | 02.04.19 | ||
Правила поведения в школе, | 04.04.19 | ||
Правила поведения в общественных местах | 05.04.19 | ||
Телефон | 09.04.19 | ||
Правила пользования телефоном. | 11.04.19 | ||
Номера телефонов. | 12.04.19 | ||
Экстренные вызовы. | 16.04.19 | ||
Радио. | 18.04.19 | ||
Телевизор и правила и его безопасного использования. | 19.04.19 | ||
Видеомагнитофон, DVD и правила их безопасного использования. | 23.04.19 | ||
Улицы города. | 25.04.19 | ||
Площади города. | 26.04.19 | ||
Домашний адрес | 30.04.19 | ||
Поведение на улице | 02.05.19 | ||
Правила пользования лифтом. | 03.05.19 | ||
Виды транспортных средств | 07.05.19 | ||
Правила поведения в транспорте | 10.05.19 | ||
Правила дорожного движения | 14.05.19 | ||
Знаки дорожного движения | 16.05.19 | ||
Составление безопасного маршрута от дома до школы. | 17.05.19 | ||
Экскурсия по городу | 21.05.19 | ||
Виды торговых предприятий | 23.05.19 | ||
Правила совершения покупок. | 24.05.19 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» 7 класс «Особый ребенок»
Рабочая программа по предмету «Социально – бытовая ориентировка» разработана на основе « Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» / Л....
Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» 8 класс «Особый ребенок»
Рабочая программа по предмету «Социально – бытовая ориентировка» разработана на основе « Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» / Л....
Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» 10 класс «Особый ребенок»
Программа «Социально – бытовая ориентировка» составлена на основе « Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков...
Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» 11 класс «Особый ребенок»
Программа «Социально – бытовая ориентировка» составлена на основе « Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков...
Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» 9 класс «Особый ребенок»
Программа «Социально – бытовая ориентировка» составлена на основе « Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков...
Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» 6 класс «Особый ребенок»
Программа «Социально-бытовая ориентировка» составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлев...
Рабочая программа "Окружающий природный мир" 12 класс "Особый ребенок"
Данная программа разработана для учащихся с умственной отсталостью II варианта обучения в учреждениях 8-го вида...