Рабочая программа 7 класс (особый ребенок)
рабочая программа (7 класс)

Горошкина Светлана Александровна

Социально-бытовая ориентировка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbo_7.docx40.35 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение школа №69

Курортного района Санкт-Петербурга

_____________________________________________________________________________________________

 

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

Протокол № 1 от 30.08.2018г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

____________________  Ткачев Е.А.

Приказ № 148  от 31.08.2018г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

Социально-бытовая ориентировка (СБО)

для 7  класса

на 2018-2019 учебный год

 

                 

Составитель:

Педагог

_________С.А. Горошкина

 

                                                                                   

                                                                                               

   

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________ С.В. Мальшакова

_________________

Санкт-Петербург

2018г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка», 7 класса разработана на основе программы «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» / Под.редакцией Л.Б. Баряевой и Н.Н. Яковлевой, допущенной к использованию в образовательных учреждениях Научно-методическим экспертным советом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 19.09.2012 года.

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2018/2019 учебный год, рассчитана на  102 часа, 3 часа в неделю.

При разработке программы учитывался контингент детей класса. 

  • В классе обучаются 5 школьников 3 мальчика и 2 девочки с умеренной/тяжелой умственной отсталостью.. Всем учащимся свойственна недостаточность сформированности познавательных процессов. Мышление конкретное, непоследовательное, тугоподвижное, неспособное к образованию отвлеченных понятий. Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация ниже нормы. У обучающихся класса отмечается низкая учебная мотивация, активности в обучении не проявляют.

Наиболее часто возникают трудности в овладении навыками, требующими тонких дифференцированных движений пальцев: шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек и шнурков.

У всех детей нарушено внимание. Оно с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью.

У школьников  наблюдается  отставание  в    развитии  зрительного,  слухового,

тактильного и других анализаторов. Предметы и явления воспринимаются в общих чертах. В процессе восприятия не проявляют активность, не выделяют детали или

особенности предмета. Учащиеся не могут анализировать предмет, применять приемы сравнения, переноса.

Школьники  не  могут  расположить  по  порядку  картинки,  объединенные  одним

сюжетом, и понять последовательность происходящего.

Для учащихся класса характерны наиболее типичные особенности личности умеренно умственно отсталых - отсутствие инициативы, самостоятельности, косность психики, склонность к подражанию другим, неустойчивость в деятельности.

Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий, распределения содержания программы, исходя из

психофизиологических особенностей класса.

В  связи  с        психофизическими        особенностями        учащиеся  не  могут  понять  и

усвоить объем материала в пределах одного урока, поэтому в рамках реализации программы необходимо неоднократное повторение и закрепление пройденного материала. При обучении детей с умеренной умственной отсталостью используется безоценочная система обучения.

Цель программы: формирование        знаний и умений, способствующих социальной

адаптации.

Задачи:

  • совершенствовать навыки самообслуживания, ориентировки в окружающем;

  • формировать знаний о разных сферах жизнедеятельности и о правилах поведения в конкретных жизненных ситуациях;

  • развивать познавательную активность и расширять объем представлений о социуме.

Виды и формы контроля:

  • безоценочный;
  • текущий контроль осуществляется на уроках в форме собеседования, практических работ, дидактических игр.

Учащиеся должны:

  • уметь элементарно заботиться о себе;

  • уметь ориентироваться в окружающей среде;

  • владеть навыками гигиены и самообслуживания;

Предмет «Социально-бытовая ориентировка» является практическим, поэтому значительное количество часов отводится на проведение дидактических игр и упражнений, практических упражнений, экскурсий. Необходимое количество часов на каждую тему определяет учитель, исходя из психофизических и индивидуальных особенностей детей.


Содержание программы:

Уход за жилищем. Уборки квартиры для сохранения здоровья человека. Знакомство с понятием «пыль в доме». Упражнения в переноске, раскатывании и скатывании коврика. Способы уборки пыли: влажной тряпочкой, специальными средствами и т. п. Способы чистки ковров. Упражнения в уходе за ковриком: чистка пылесосом (при активном участии учителя). Беседы о необходимости чистки мягких изделий: ковров, пледов, подушек для сохранения их чистоты.

Одежда и обувь. Головные уборы и их назначением, разновидности головных уборов и их использование в разные времена года. Сменная обувь, ее значение для человека. Практические занятия по уходу за сменной обувью (сушка, чистка) Средства по уходу за обувью (щетки для чистки замшевой, кожаной обуви – кремы, губки)

Питание. Уточнение и закрепление знаний учащимися правил поведения во время еды:

надевать специальные фартуки (по необходимости), удерживать ложку, чашку, брать в ложку требуемое количество еды, есть аккуратно, жевать медленно, пользоваться салфеткой во время еды и после приема пищи. Составление рассказов по пиктограммам

Беседы с учащимися о роли воды в жизни человека, растений, животных. Роль воды для питания человека. Чистая и грязная вода. Вода, которую можно употреблять в пищу. Вода для приготовления пищи.

Правила хранения продуктов: холодильник, шкафчик и емкости для хранения сухих продуктов (крупы, макаронных изделий, муки). Знакомство со способами хранения продуктов. Определение сроков реализации молочных продуктов по специальному обозначению на упаковке. Знакомство учащихся с понятием «чай». Показ иллюстраций, видеороликов о выращивании чая. Рассматривание разных чайников. Заварочный чайник и способы заварки чая. Практическое занятие по использованию чайника. Упражнения в его заварки.

Повторение.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

ДАТА

План

Факт

Голове нужна защита

04.09.18

Времена года: головные уборы

06.09.18

Кухонная мебель: обведи и раскрась

07.09.18

Кухонная мебель: обведи и назови

11.09.18

Кухонная мебель: подбери картинку

13.09.18

Мы на кухне

14.09.18

Кухонная мебель: закрепление

18.09.18

Назначение комнат

20.09.18

Мебель в спальне

21.09.18

Мебель в прихожей

25.09.18

Чтение стихов о мебели

27.09.18

Мебель надо беречь. Уход за мебелью

28.09.18

Уборка в квартире

02.10.18

Предметы для уборки

04.10.18

Правила и приёмы ухода за органами зрения.

05.10.18

Итоговый урок

09.10.18

Транспортные средства: обведи и раскрась

11.10.18

Чтение стихов о транспорте

12.10.18

Транспортные средства: подпиши картинки

16.10.18

Правила поведения в общественном транспорте

18.10.18

Светофор - наш проводник

19.10.18

Части машины: обведи и раскрась

23.10.18

Городской транспорт. Оплата проезда

25.10.18

Части машины: подпиши картинки

26.10.18

Мой город

06.11.18

Правила поведения на улицах города

08.11.18

Стихи о правилах поведения на улице

09.11.18

Влажная уборка дома

13.11.18

Средства для влажной уборки

15.11.18

Практическое занятие по влажной уборке

16.11.18

Уборка класса: инвентарь, алгоритм

20.11.18

Обувь: виды и названия

22.11.18

Обувь: виды и названия. Повторение

23.11.18

Уход за обувью

27.11.18

Средства для ухода за обувью

29.11.18

Как правильно чистить обувь?

30.11.18

Чтение стихов об обуви

04.12.18

Магазин. Виды и назначение

06.12.18

Игра "Рассади по полкам"

07.12.18

Игра "Отделы магазина"

11.12.18

Готовим кашу

13.12.18

Хозяйственные товары

14.12.18

Что случилось в магазине?

18.12.18

Посуда. Штриховка.

20.12.18

Моющие средства

21.12.18

Посуда для завтрака

25.12.18

Составление рассказа о моющих средствах

27.12.18

Презентация"Убираем тщательно"

28.12.18

Оборудование для уборки

15.01.19

Итоговый урок

17.01.19

Культура поведения в общественных местах

18.01.19

Столовые приборы. Собери и узнай

22.01.19

Презентация"Столовые приборы"

24.01.19

Стихи о комнатных растениях

25.01.19

Комнатные растения: узнай и назови

29.01.19

Уход за комнатными растениями

31.01.19

Уход за растениями: работа с пиктограммами

01.02.19

Инвентарь для ухода за растениями. Практическое

05.02.19

Мой путь в школу

07.02.19

Мы по улице идем!

08.02.19

Безопасный путь в школу

12.02.19

Ведем себя на улице правильно

14.02.19

Итоговый урок

15.02.19

 Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета

19.02.19

 Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета

21.02.19

Уход за личными вещами

22.02.19

Уход за личными вещами

26.02.19

Гигиена зрения

28.02.19

Гигиена зрения

01.03.19

Родственные отношения в семье

05.03.19

Состав семьи учащихся.

07.03.19

Фамилии, имена и отчества членов семьи

12.03.19

Правила поведения в семье.

14.03.19

Обязанности по дому.

15.03.19

Правила культурного поведения на улице.

19.03.19

Формы обращения к старшим, сверстникам при встрече и расставании.

21.03.19

Правила обращения с просьбой и вопросом.

22.03.19

Правила поведения дома.

02.04.19

Правила поведения в школе,

04.04.19

Правила поведения в общественных местах

05.04.19

Телефон

09.04.19

Правила пользования телефоном.

11.04.19

Номера телефонов.

12.04.19

Экстренные вызовы.

16.04.19

Радио.

18.04.19

Телевизор и правила и его безопасного использования.

19.04.19

Видеомагнитофон, DVD и правила их безопасного использования.

23.04.19

Улицы города.

25.04.19

Площади города.

26.04.19

Домашний адрес

30.04.19

Поведение на улице

02.05.19

Правила пользования лифтом.

03.05.19

Виды транспортных средств

07.05.19

Правила поведения в транспорте

10.05.19

Правила дорожного движения

14.05.19

Знаки дорожного движения

16.05.19

Составление безопасного маршрута от дома до школы.

17.05.19

Экскурсия по городу

21.05.19

Виды торговых предприятий

23.05.19

Правила совершения покупок.

24.05.19



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» 7 класс «Особый ребенок»

Рабочая программа по предмету «Социально – бытовая ориентировка» разработана на основе « Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» / Л....

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» 8 класс «Особый ребенок»

Рабочая программа по предмету «Социально – бытовая ориентировка» разработана на основе « Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» / Л....

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» 10 класс «Особый ребенок»

Программа «Социально – бытовая ориентировка» составлена на основе « Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков...

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» 11 класс «Особый ребенок»

Программа «Социально – бытовая ориентировка» составлена на основе « Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков...

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» 9 класс «Особый ребенок»

Программа «Социально – бытовая ориентировка» составлена на основе « Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков...

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» 6 класс «Особый ребенок»

Программа «Социально-бытовая ориентировка» составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлев...

Рабочая программа "Окружающий природный мир" 12 класс "Особый ребенок"

Данная программа разработана для учащихся с умственной отсталостью II варианта обучения  в учреждениях 8-го вида...