Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» 8 класс «Особый ребенок»
рабочая программа (8 класс)

Боруль Лидия Александровна

Рабочая программа по предмету «Социально – бытовая ориентировка» разработана на основе « Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbo_8_v.docx134.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 46 Калининского района города Санкт – Петербурга

«Центр Реабилитации и Милосердия (РиМ)»

C:\Users\206-46\Desktop\шапка.jpg

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» (II вариант обучения)

8 «В» класс «Особый ребенок» составлена учителем

Боруль Л.А.

г. Санкт-Петербург 2020-2021

«Социально – бытовая ориентировка» 8 В класс.

Программа «Социально – бытовая ориентировка» составлена на основе « Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011

Настоящая программа разработана с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний, умений, навыков и рассчитана на

170 часов. В связи с Постановлением Правительства РФ от 14.10.2017 № 1250 «О переносе выходных дней в 2018 году» и статьи 112 ТК РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 3.08.2018), программа сократится на 4 часа. Темы, выпавшие на праздничные дни, будут присоединены к другим темам и пройдены.

Цель обучения по программе «Социально – бытовая ориентировка» - Подготовить учащихся к взрослой жизни через овладение навыками самообслуживания, общения, приспособления их к жизни в обществе, воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.

Содержание предмета по разделам:

  • Одежда и обувь.
  • Питание
  • Жилище.
  • Средства связи.
  • Культура поведения
  • Транспорт
  • Торговля.

В классе обучаются дети с 3 уровнями психофизического развития, поэтому планируемые результаты освоения программы по предмету «Социально – бытовая ориентировка» обучающимися представлены по уровням:

1 уровень

  • Иметь элементарное представление об организме человека, охране здоровья
  • Иметь элементарное представление о культурно-гигиенических навыках (правилах личной гигиены, уходе за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода)
  • Иметь элементарное представление о составе семьи и ее членах
  • Иметь элементарное представление о        приготовлении блюд под руководством взрослого, правилах хранения некоторых продуктов
  • Иметь элементарное представление о культуре поведения и общения в общественных местах

  1. уровень

  • Знать простые правила ухода за жилищем, одеждой, обувью, головными уборам и другими предметами быта
  • Соблюдать основные гигиенические процедуры по уходу за телом
  • Знать состав своей семьи, ее членов; иметь представление о распределении обязанностей между членами семьи при выполнении совместной деятельности
  • Уметь приготовить элементарные блюда под руководством взрослого, соблюдать санитарно-гигиенических требований к содержанию посуды, хранению и использованию продуктов
  • Соблюдать элементарные правила общения и поведения в транспорте и общественных местах
  1. уровень

  • Владеть знаниями и умениями бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода)
  • Иметь представления и знания о нормах культуры взаимоотношений с различными людьми (знакомыми и незнакомыми, старшими и младшими, педагогами, сверстниками и др.)
  • Уметь ориентироваться в схеме собственного тела (уметь показать сердце, желудок, и т.д.), иметь представление о работе органов чувств и их значении в жизни человека
  • Иметь представление о необходимости заботливого и внимательного отношения к своему здоровью

Коррекционная направленность предмета:

Изучение предмета «Социально – бытовая ориентировка» имеет коррекционную направленность, так как, способствует развитию речи, памяти, внимания, навыков самообслуживания и самостоятельности.

Методы и приемы, используемые на уроках: словесные, наглядные и практические.

Основной формой организации учебного процесса по предмету «Социально – бытовая ориентировка» является урок.

Контроль осуществляется в виде диагностики в начале года (сентябрь), промежуточного тестирования и итогового тестирования (май)

  Список литературы:

  1. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б. Баряевой 2011
  2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» (под ред. Бгажноковой И.М.), М., «Владос», 2007.
  3. Гладкая В.В. Социально - бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений YIII вида. М., «Издательство НЦ ЭНАС», 2003
  4. Екжанова        Е.        А.,        Стребелева        Е.        А.        «Коррекционно-развивающие        обучение        и воспитание» Москва. «Просвещение» 2003
  5. Коррекция и развитие. Коррекционно- образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб, 1996
  6. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей / Сост. НИИ дефектологии АПН СССР. М. , 1983
  7. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. СПб., 2002
  8. Шипицына Л.М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. «Азбука общения». Санкт-Петербург «Детство – Пресс», 2000

Календарно-тематическое планирование по предмету

«Социально – бытовая ориентировка»

в 8-В классе (2 вариант обучения).

170 часов в год

1 четверть

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Информационно методическое обеспечение и оборудование

Дата проведения

Раздел программы: Диагностика

Диагностика, контрольные задания

1

Диагностические материалы

01.09.2020

Диагностика, контрольные задания

1

Диагностические материалы

03.09.2020

Раздел программы: Одежда и обувь.

Виды одежды (летняя, зимняя, демисезонная)

1

Иллюстративный материал.

03.09.2020

Виды одежды (летняя, зимняя, демисезонная)

1

Иллюстративный материал.

04.09.2020

Уход и хранение сезонной одежды

1

Иллюстративный материал.

04.09.2020

Уход и хранение сезонной одежды

1

Иллюстративный материал.

08.09.2020

Способы ухода за одеждой   (сухая, влажная, стирка)

1

Иллюстративный материал.

10.09.2020

Способы ухода за одеждой   (сухая, влажная, стирка)

1

Иллюстративный материал.

10.09.2020

Практическая работа: уход за одеждой

1

Предметы для ухода за одеждой. Одежда

11.09.2020

Практическая работа: уход за одеждой

1

Предметы для ухода за одеждой. Одежда.

11.09.2020

Раздел программы: Питание.

Виды салатов.

1

Иллюстративный материал.

15.09.2020

Простейшие рецепты салатов.

1

Рецепты.

17.09.2021

Виды салатов.

1

Иллюстративный материал.

17.09.2020

Простейшие рецепты салатов.

1

Рецепты.

18.09.2020

Чтение технологической карты рецепта.

1

Технологическая карта.

18.09.2020

Безопасное использование ножа.

1

Иллюстративный материал.

22.09.2020

Безопасное использование тёрки.

1

Иллюстративный материал.

24.09.2020

Подготовка овощей для салата.

1

Овощи.

24.09.2020

Нарезка огурцов и помидоров. Смешивание ингредиентов.

1

Овощи.

25.09.2020

Сервировка стола к ужину.

1

Посуда.

25.09.2020

Подготовка овощей для салата.

1

Овощи.

29.09.2020

Нарезка огурцов и помидоров. Смешивание ингредиентов.

1

Овощи.

01.10.2020

Сервировка стола к ужину.

1

Посуда.

01.10.2020

Подготовка овощей для винегрета.

1

Овощи.

02.10.2020

Винегрет. Варка овощей.

1

Овощи.

02.10.2020

Нарезка овощей для винегрета. Смешивание ингредиентов.

1

Овощи.

06.10.2020

Подготовка овощей для винегрета.

1

Овощи.

08.10.2020

Винегрет. Варка овощей.

1

Овощи.

08.10.2020

Нарезка овощей для винегрета. Смешивание ингредиентов.

1

Овощи.

09.10.2020

Сервировка стола к ужину.

1

Посуда.

09.10.2020

Раздел программы: Жилище.

Знакомство с интерьером помещений

1

Иллюстративный материал.

13.10.2020

Знакомство с интерьером помещений

1

Иллюстративный материал.

15.10.2020

Виды мебели.

1

Иллюстративный материал.

15.10.2020

Виды мебели.

1

Иллюстративный материал.

16.10.2020

Узнавание и называние предметов мебели.

1

Иллюстративный материал.

16.10.2020

Узнавание и называние предметов мебели.

1

Иллюстративный материал.

20.10.2020

Средства и способы ухода за мебелью.

1

Иллюстративный материал.

22.10.2020

Средства и способы ухода за мебелью.

1

Иллюстративный материал.

22.10.2020

Средства и способы ухода за ковровыми покрытиями.

1

Иллюстративный материал.

23.10.2020

Средства и способы ухода за ковровыми покрытиями.

1

Иллюстративный материал.

23.10.2020

2 четверть

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Информационно методическое обеспечение и оборудование

Дата проведения

Раздел программы: Жилище.

41

Инвентарь для уборки.

1

Иллюстративный материал.

05.11.2020

42

Последовательность уборки гостиной.

1

Иллюстративный материал.

05.11.2020

43

Практическое занятие: уборка гостиной.

1

Предметы уборки

06.11.2020

44

Практическое занятие: уборка гостиной.

1

Предметы уборки

06.11.2020

Раздел программы: Средства связи

45

Знакомство учащихся с почтой.

1

Иллюстративный материал.

10.11.2020

46

Знакомство учащихся с почтой.

1

Иллюстративный материал.

12.11.2020

47

Виды почтовых отправлений (письмо, телеграмма)

1

Иллюстративный материал.

12.11.2020

48

Виды почтовых отправлений (письмо, телеграмма)

1

Иллюстративный материал.

13.11.2020

49

Рассматривание иллюстраций по теме «работа почтальона»

1

Иллюстративный материал.

13.11.2020

50

Рассматривание иллюстраций по теме «работа почтальона»

1

Иллюстративный материал.

17.11.2020

51

Ролевая игра «Почта»

1

Учебно-дидактические пособия.

19.11.2020

52

Ролевая игра «Почта»

1

Учебно-дидактические пособия.

19.11.2020

Раздел программы: Транспорт.

53

Ролевая игра «Я пассажир»

1

Учебно-дидактические пособия.

20.11.2020

54

Ролевая игра «В автобусе»

1

Учебно-дидактические пособия.

20.11.2020

55

Ролевая игра «В метро»

1

Учебно-дидактические пособия.

24.11.2020

56

Ролевая игра «В троллейбусе»

1

Учебно-дидактические пособия.

26.11.2020

57

Способы и правила оплаты проезда в различных видах транспорта

1

Учебно-дидактические пособия.

26.11.2020

58

Способы и правила оплаты проезда в различных видах транспорта

1

Учебно-дидактические пособия.

27.11.2020

Раздел программы: Культура поведения

59

Обучение учащихся взаимодействию мальчиков и девочек

1

Иллюстративный материал.

27.11.2020

60

Обучение учащихся взаимодействию мальчиков и девочек

1

Иллюстративный материал.

01.12.2020

61

Учить обращаться друг к другу с просьбами

1

Иллюстративный материал.

03.12.2020

62

Учить обращаться друг к другу с просьбами

1

Иллюстративный материал.

03.12.2020

63

Рассматривание иллюстраций взаимодействия мальчика и девочки

1

Иллюстративный материал.

04.12.2020

64

Наблюдение за специально созданной ситуацией взаимодействия мальчика и девочки

1

04.12.2020

Раздел программы: Торговля.

65

Знакомство с магазинами «Фрукты, овощи».

1

Иллюстративный материал.

08.12.2020

66

Знакомство с магазинами «Фрукты, овощи».

1

Иллюстративный материал.

10.12.2020

67

Знакомство с магазинами «Фрукты, овощи».

1

Иллюстративный материал.

10.12.2020

68

Знакомство с магазинами «Фрукты, овощи».

1

Иллюстративный материал.

11.12.2020

69

Сопряженное и отраженное называние овощей и фруктов

1

Иллюстративный материал.

11.12.2020

70

Сопряженное и отраженное называние овощей и фруктов

1

Иллюстративный материал.

15.12.2020

71

Сопряженное и отраженное называние овощей и фруктов

1

Иллюстративный материал.

17.12.2020

72

Сопряженное и отраженное называние овощей и фруктов

1

Иллюстративный материал.

17.12.2020

73

Выбор овощей для приготовления салата

1

Иллюстративный материал.

18.12.2020

74

Выбор овощей для приготовления салата

1

Иллюстративный материал.

18.12.2020

75

Выбор овощей для приготовления салата

1

Иллюстративный материал.

22.12.2020

76

Определение количества овощей для салата, их стоимость

1

Иллюстративный материал.

24.12.2020

77

Определение количества овощей для салата, их стоимость

1

Иллюстративный материал.

24.12.2020

78

Определение количества овощей для салата, их стоимость

1

Иллюстративный материал.

25.10.2020

Раздел программы: Диагностика

79

Диагностика, контрольные задания

1

Диагностические материалы

25.12.2020

3 четверть

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Информационно методическое обеспечение и оборудование

Дата проведения

80

Диагностика, контрольные задания

1

Диагностические материалы

12.01.2021

Раздел программы: Одежда и обувь.

81

Подбор моющих средств для стирки.

1

Иллюстративный материал.

14.01.2021

82

Подбор моющих средств для стирки.

1

Иллюстративный материал.

14.01.2021

83

Подбор моющих средств для стирки.

1

Иллюстративный материал.

15.01.2021

84

Ручная стирка и сушка изделий из шерсти.

1

15.01.2021

85

Ручная стирка и сушка изделий из шерсти.

1

19.01.2021

86

Ручная стирка и сушка изделий из шерсти.

1

21.01.2021

87

Ручная стирка и сушка изделий из шерсти.

1

21.01.2021

88

Ручная стирка и сушка изделий из шерсти.

1

22.01.2021

89

Ручная стирка и сушка изделий из шерсти.

1

22.01.2021

90

Ручная стирка и сушка изделий из шерсти.

1

26.01.2021

Раздел программы: Питание.

91

Виды круп (овсяная, гречневая, рисовая).

1

Иллюстративный материал.

28.01.2021

92

Виды круп (овсяная, гречневая, рисовая).

1

Иллюстративный материал.

28.01.2021

93

Виды круп (овсяная, гречневая, рисовая).

1

Иллюстративный материал.

29.01.2021

94

Простейшие рецепты каш.

1

Рецепты.

29.01.2021

95

Простейшие рецепты каш.

1

Рецепты.

02.02.2021

96

Простейшие рецепты каш.

1

Рецепты.

04.02.2021

97

Технология приготовления гречневой каши.

1

Технологическая карта.

04.02.2021

98

Технология приготовления гречневой каши.

1

Технологическая карта.

05.02.2021

99

Технология приготовления рисовой каши.

1

Технологическая карта.

05.02.2021

100

Технология приготовления рисовой каши.

1

Технологическая карта.

09.02.2021

101

Правила безопасности при работе с плитой.

1

11.02.2021

102

Чтение рецепта гречневой каши по технологической карте.

1

11.02.2021

103

Подготовка посуды к приготовлению гречневой каши.

1

12.02.2021

104

Приготовление гречневой каши.

1

12.02.2021

105

Правила безопасности при работе с плитой.

1

16.02.2021

106

Чтение рецепта гречневой каши по технологической карте.

1

18.02.2021

107

Подготовка посуды к приготовлению гречневой каши.

1

18.02.2021

108

Приготовление гречневой каши.

1

19.02.2021

109

Правила безопасности при работе с плитой.

1

19.02.2021

110

Чтение рецепта гречневой каши по технологической карте.

1

25.02.2021

111

Подготовка посуды к приготовлению гречневой каши.

1

23.02.2021

112

Приготовление гречневой каши.

1

25.02.2021

113

Правила безопасности при работе с плитой.

1

26.02.2021

114

Чтение рецепта гречневой каши по технологической карте.

1

26.02.2021

115

Подготовка посуды к приготовлению гречневой каши.

1

02.03.2021

116

Правила безопасности при работе с плитой.

1

04.03.2021

117

Приготовление гречневой каши

1

04.03.2021

118

Чтение рецепта рисовой каши по технологической карте

05.03.2021

119

Подготовка посуды к приготовлению рисовой каши.

1

05.03.2021

120

Приготовление рисовой каши.

1

09.03.2021

121

Правила безопасности при работе с плитой.

1

11.03.2021

122

Чтение рецепта рисовой каши по технологической карте.

1

11.03.2021

123

Подготовка посуды к приготовлению рисовой каши.

1

12.03.2021

124

Приготовление рисовой каши.

1

12.03.2021

125

Правила безопасности при работе с плитой.

1

16.03.2021

126

 Подготовка посуды к приготовлению рисовой каши.

1

18.03.2021

127

Чтение рецепта рисовой каши по технологической карте

1

18.03.2021

128

Приготовление рисовой каши.

1

19.03.2021

129

Сервировка стола к ужину, завтраку.

1

19.03.2021

4 четверть

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Информационно методическое обеспечение и оборудование

Дата проведения

130

Сервировка стола к ужину, завтраку.

1

Посуда

30.03.2021

Раздел программы: Жилище.

131

Ванная и туалетная комнаты.

1

Иллюстративный материал.

01.04.2021

132

Ванная и туалетная комнаты.

1

Иллюстративный материал.

01.04.2021

133

Ванная и туалетная комнаты.

1

Иллюстративный материал.

02.04.2021

134

Дидактические игры на узнавание и называние предметов сантехники.

1

Учебно-дидактические пособия.

02.04.2021

135

Дидактические игры на узнавание и называние предметов сантехники.

1

Учебно-дидактические пособия.

06.04.2021

136

Дидактические игры на узнавание и называние предметов сантехники.

1

Учебно-дидактические пособия.

08.04.2021

137

Упражнения на узнавание и называние предметов сантехники.

1

Учебно-дидактические пособия.

08.04.2021

138

Упражнения на узнавание и называние предметов сантехники.

1

Учебно-дидактические пособия.

09.04.2021

139

Упражнения на узнавание и называние предметов сантехники.

1

Учебно-дидактические пособия.

09.04.2021

140

Узнавание и называние предметов сантехники.

1

Учебно-дидактические пособия.

13.04.2021

141

Узнавание и называние предметов сантехники.

1

Учебно-дидактические пособия.

15.04.2021

142

Узнавание и называние предметов сантехники.

1

Учебно-дидактические пособия.

15.04.2021

143

Средства дли мытья ванны, унитаза, раковины

1

16.04.2021

144

Средства дли мытья ванны, унитаза, раковины

1

16.04.2021

145

Инвентарь для уборки туалетных комнат.

1

20.04.2021

146

Инвентарь для уборки туалетных комнат.

1

22.04.2021

147

Наблюдение за уборкой туалетных комнат.

1

22.04.2021

148

Воспитание навыка ухода за руками после уборки помещений

1

23.04.2021

Раздел программы: Культура поведения.

149

Обучение учащихся умениям следить за своим внешним видом

1

23.04.2021

150

Обучение учащихся умениям следить за своим внешним видом

1

27.04.2021

151

Выбор одежды для посещения театра.

1

29.04.2021

152

Утюжка одежды.

1

29.04.2021

153

Утюжка одежды.

1

30.04.2021

Раздел программы: Транспорт.

154

Обучение учащихся умению находить остановки общественного транспорта по знакам.

1

Учебно-дидактические пособия.

30.04.2021

155

Обучение учащихся умению находить остановки общественного транспорта по знакам.

1

Учебно-дидактические пособия.

04.04.2021

156

Выбор транспортного средства для наиболее рационального передвижения.

1

Учебно-дидактические пособия.

06.05.2021

157

Выбор транспортного средства для наиболее рационального передвижения.

1

Учебно-дидактические пособия.

06.05.2021

158

Игры на формирование умений распознавать знаки остановок транспорта.

1

Учебно-дидактические пособия.

07.05.2021

159

Игры на формирование умений распознавать знаки остановок транспорта.

1

Учебно-дидактические пособия.

07.05.2021

160

Ролевая игра «Поездка в метро»

1

11.05.2021

161

Ролевая игра «Поездка в трамвае»

1

13.05.2021

Раздел программы: Торговля.

162

Специализированные магазины «Мебель».

1

Иллюстративный материал.

13.05.2021

163

Специализированные магазины «Мебель».

1

Иллюстративный материал.

14.05.2021

164

Виды мебели

1

Иллюстративный материал.

14.05.2021

165

Виды мебели

1

Иллюстративный материал.

18.05.2021

166

Порядок выбора и приобретения мебели в дидактических играх.

1

20.05.2021

167

Порядок выбора и приобретения мебели в дидактических играх.

1

20.05.2021

168

Порядок выбора и приобретения мебели в дидактических играх.

1

21.05.2021

Раздел программы: Диагностика.

169

Диагностика, контрольные задания.

1

Диагностические материалы.

21.05.2021

170

Диагностика, контрольные задания.

1

Диагностические материалы.

25.05.2021

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" предназначена для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости 5 класс...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для 4 класса «Л» (класс со сложным дефектом)

Адаптированная рабочая программапо предмету «Социально-бытовая ориентировка» для 4 класса «Л» (класс со сложным дефектом)...

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» 7 класс «Особый ребенок»

Рабочая программа по предмету «Социально – бытовая ориентировка» разработана на основе « Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» / Л....

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» 10 класс «Особый ребенок»

Программа «Социально – бытовая ориентировка» составлена на основе « Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков...

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» 11 класс «Особый ребенок»

Программа «Социально – бытовая ориентировка» составлена на основе « Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков...

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» 9 класс «Особый ребенок»

Программа «Социально – бытовая ориентировка» составлена на основе « Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков...

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» 6 класс «Особый ребенок»

Программа «Социально-бытовая ориентировка» составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлев...