Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» 8 класс «Особый ребенок»
рабочая программа (8 класс)
Рабочая программа по предмету «Социально – бытовая ориентировка» разработана на основе « Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbo_8_v.docx | 134.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 46 Калининского района города Санкт – Петербурга
«Центр Реабилитации и Милосердия (РиМ)»
Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» (II вариант обучения)
8 «В» класс «Особый ребенок» составлена учителем
Боруль Л.А.
г. Санкт-Петербург 2020-2021
«Социально – бытовая ориентировка» 8 В класс.
Программа «Социально – бытовая ориентировка» составлена на основе « Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011
Настоящая программа разработана с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний, умений, навыков и рассчитана на
170 часов. В связи с Постановлением Правительства РФ от 14.10.2017 № 1250 «О переносе выходных дней в 2018 году» и статьи 112 ТК РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 3.08.2018), программа сократится на 4 часа. Темы, выпавшие на праздничные дни, будут присоединены к другим темам и пройдены.
Цель обучения по программе «Социально – бытовая ориентировка» - Подготовить учащихся к взрослой жизни через овладение навыками самообслуживания, общения, приспособления их к жизни в обществе, воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.
Содержание предмета по разделам:
- Одежда и обувь.
- Питание
- Жилище.
- Средства связи.
- Культура поведения
- Транспорт
- Торговля.
В классе обучаются дети с 3 уровнями психофизического развития, поэтому планируемые результаты освоения программы по предмету «Социально – бытовая ориентировка» обучающимися представлены по уровням:
1 уровень
- Иметь элементарное представление об организме человека, охране здоровья
- Иметь элементарное представление о культурно-гигиенических навыках (правилах личной гигиены, уходе за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода)
- Иметь элементарное представление о составе семьи и ее членах
- Иметь элементарное представление о приготовлении блюд под руководством взрослого, правилах хранения некоторых продуктов
- Иметь элементарное представление о культуре поведения и общения в общественных местах
уровень
- Знать простые правила ухода за жилищем, одеждой, обувью, головными уборам и другими предметами быта
- Соблюдать основные гигиенические процедуры по уходу за телом
- Знать состав своей семьи, ее членов; иметь представление о распределении обязанностей между членами семьи при выполнении совместной деятельности
- Уметь приготовить элементарные блюда под руководством взрослого, соблюдать санитарно-гигиенических требований к содержанию посуды, хранению и использованию продуктов
- Соблюдать элементарные правила общения и поведения в транспорте и общественных местах
уровень
- Владеть знаниями и умениями бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода)
- Иметь представления и знания о нормах культуры взаимоотношений с различными людьми (знакомыми и незнакомыми, старшими и младшими, педагогами, сверстниками и др.)
- Уметь ориентироваться в схеме собственного тела (уметь показать сердце, желудок, и т.д.), иметь представление о работе органов чувств и их значении в жизни человека
- Иметь представление о необходимости заботливого и внимательного отношения к своему здоровью
Коррекционная направленность предмета:
Изучение предмета «Социально – бытовая ориентировка» имеет коррекционную направленность, так как, способствует развитию речи, памяти, внимания, навыков самообслуживания и самостоятельности.
Методы и приемы, используемые на уроках: словесные, наглядные и практические.
Основной формой организации учебного процесса по предмету «Социально – бытовая ориентировка» является урок.
Контроль осуществляется в виде диагностики в начале года (сентябрь), промежуточного тестирования и итогового тестирования (май)
Список литературы:
- Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б. Баряевой 2011
- Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» (под ред. Бгажноковой И.М.), М., «Владос», 2007.
- Гладкая В.В. Социально - бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений YIII вида. М., «Издательство НЦ ЭНАС», 2003
- Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. «Коррекционно-развивающие обучение и воспитание» Москва. «Просвещение» 2003
- Коррекция и развитие. Коррекционно- образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб, 1996
- Программы обучения глубоко умственно отсталых детей / Сост. НИИ дефектологии АПН СССР. М. , 1983
- Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. СПб., 2002
- Шипицына Л.М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. «Азбука общения». Санкт-Петербург «Детство – Пресс», 2000
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Социально – бытовая ориентировка»
в 8-В классе (2 вариант обучения).
170 часов в год
1 четверть
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Информационно методическое обеспечение и оборудование | Дата проведения |
Раздел программы: Диагностика | ||||
Диагностика, контрольные задания | 1 | Диагностические материалы | 01.09.2020 | |
Диагностика, контрольные задания | 1 | Диагностические материалы | 03.09.2020 | |
Раздел программы: Одежда и обувь. | ||||
Виды одежды (летняя, зимняя, демисезонная) | 1 | Иллюстративный материал. | 03.09.2020 | |
Виды одежды (летняя, зимняя, демисезонная) | 1 | Иллюстративный материал. | 04.09.2020 | |
Уход и хранение сезонной одежды | 1 | Иллюстративный материал. | 04.09.2020 | |
Уход и хранение сезонной одежды | 1 | Иллюстративный материал. | 08.09.2020 | |
Способы ухода за одеждой (сухая, влажная, стирка) | 1 | Иллюстративный материал. | 10.09.2020 | |
Способы ухода за одеждой (сухая, влажная, стирка) | 1 | Иллюстративный материал. | 10.09.2020 | |
Практическая работа: уход за одеждой | 1 | Предметы для ухода за одеждой. Одежда | 11.09.2020 | |
Практическая работа: уход за одеждой | 1 | Предметы для ухода за одеждой. Одежда. | 11.09.2020 | |
Раздел программы: Питание. | ||||
Виды салатов. | 1 | Иллюстративный материал. | 15.09.2020 | |
Простейшие рецепты салатов. | 1 | Рецепты. | 17.09.2021 | |
Виды салатов. | 1 | Иллюстративный материал. | 17.09.2020 | |
Простейшие рецепты салатов. | 1 | Рецепты. | 18.09.2020 | |
Чтение технологической карты рецепта. | 1 | Технологическая карта. | 18.09.2020 | |
Безопасное использование ножа. | 1 | Иллюстративный материал. | 22.09.2020 | |
Безопасное использование тёрки. | 1 | Иллюстративный материал. | 24.09.2020 | |
Подготовка овощей для салата. | 1 | Овощи. | 24.09.2020 | |
Нарезка огурцов и помидоров. Смешивание ингредиентов. | 1 | Овощи. | 25.09.2020 | |
Сервировка стола к ужину. | 1 | Посуда. | 25.09.2020 | |
Подготовка овощей для салата. | 1 | Овощи. | 29.09.2020 | |
Нарезка огурцов и помидоров. Смешивание ингредиентов. | 1 | Овощи. | 01.10.2020 | |
Сервировка стола к ужину. | 1 | Посуда. | 01.10.2020 | |
Подготовка овощей для винегрета. | 1 | Овощи. | 02.10.2020 | |
Винегрет. Варка овощей. | 1 | Овощи. | 02.10.2020 | |
Нарезка овощей для винегрета. Смешивание ингредиентов. | 1 | Овощи. | 06.10.2020 | |
Подготовка овощей для винегрета. | 1 | Овощи. | 08.10.2020 | |
Винегрет. Варка овощей. | 1 | Овощи. | 08.10.2020 | |
Нарезка овощей для винегрета. Смешивание ингредиентов. | 1 | Овощи. | 09.10.2020 | |
Сервировка стола к ужину. | 1 | Посуда. | 09.10.2020 | |
Раздел программы: Жилище. | ||||
Знакомство с интерьером помещений | 1 | Иллюстративный материал. | 13.10.2020 | |
Знакомство с интерьером помещений | 1 | Иллюстративный материал. | 15.10.2020 | |
Виды мебели. | 1 | Иллюстративный материал. | 15.10.2020 | |
Виды мебели. | 1 | Иллюстративный материал. | 16.10.2020 | |
Узнавание и называние предметов мебели. | 1 | Иллюстративный материал. | 16.10.2020 | |
Узнавание и называние предметов мебели. | 1 | Иллюстративный материал. | 20.10.2020 | |
Средства и способы ухода за мебелью. | 1 | Иллюстративный материал. | 22.10.2020 | |
Средства и способы ухода за мебелью. | 1 | Иллюстративный материал. | 22.10.2020 | |
Средства и способы ухода за ковровыми покрытиями. | 1 | Иллюстративный материал. | 23.10.2020 | |
Средства и способы ухода за ковровыми покрытиями. | 1 | Иллюстративный материал. | 23.10.2020 |
2 четверть
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Информационно методическое обеспечение и оборудование | Дата проведения |
Раздел программы: Жилище. | ||||
41 | Инвентарь для уборки. | 1 | Иллюстративный материал. | 05.11.2020 |
42 | Последовательность уборки гостиной. | 1 | Иллюстративный материал. | 05.11.2020 |
43 | Практическое занятие: уборка гостиной. | 1 | Предметы уборки | 06.11.2020 |
44 | Практическое занятие: уборка гостиной. | 1 | Предметы уборки | 06.11.2020 |
Раздел программы: Средства связи | ||||
45 | Знакомство учащихся с почтой. | 1 | Иллюстративный материал. | 10.11.2020 |
46 | Знакомство учащихся с почтой. | 1 | Иллюстративный материал. | 12.11.2020 |
47 | Виды почтовых отправлений (письмо, телеграмма) | 1 | Иллюстративный материал. | 12.11.2020 |
48 | Виды почтовых отправлений (письмо, телеграмма) | 1 | Иллюстративный материал. | 13.11.2020 |
49 | Рассматривание иллюстраций по теме «работа почтальона» | 1 | Иллюстративный материал. | 13.11.2020 |
50 | Рассматривание иллюстраций по теме «работа почтальона» | 1 | Иллюстративный материал. | 17.11.2020 |
51 | Ролевая игра «Почта» | 1 | Учебно-дидактические пособия. | 19.11.2020 |
52 | Ролевая игра «Почта» | 1 | Учебно-дидактические пособия. | 19.11.2020 |
Раздел программы: Транспорт. | ||||
53 | Ролевая игра «Я пассажир» | 1 | Учебно-дидактические пособия. | 20.11.2020 |
54 | Ролевая игра «В автобусе» | 1 | Учебно-дидактические пособия. | 20.11.2020 |
55 | Ролевая игра «В метро» | 1 | Учебно-дидактические пособия. | 24.11.2020 |
56 | Ролевая игра «В троллейбусе» | 1 | Учебно-дидактические пособия. | 26.11.2020 |
57 | Способы и правила оплаты проезда в различных видах транспорта | 1 | Учебно-дидактические пособия. | 26.11.2020 |
58 | Способы и правила оплаты проезда в различных видах транспорта | 1 | Учебно-дидактические пособия. | 27.11.2020 |
Раздел программы: Культура поведения | ||||
59 | Обучение учащихся взаимодействию мальчиков и девочек | 1 | Иллюстративный материал. | 27.11.2020 |
60 | Обучение учащихся взаимодействию мальчиков и девочек | 1 | Иллюстративный материал. | 01.12.2020 |
61 | Учить обращаться друг к другу с просьбами | 1 | Иллюстративный материал. | 03.12.2020 |
62 | Учить обращаться друг к другу с просьбами | 1 | Иллюстративный материал. | 03.12.2020 |
63 | Рассматривание иллюстраций взаимодействия мальчика и девочки | 1 | Иллюстративный материал. | 04.12.2020 |
64 | Наблюдение за специально созданной ситуацией взаимодействия мальчика и девочки | 1 | 04.12.2020 | |
Раздел программы: Торговля. | ||||
65 | Знакомство с магазинами «Фрукты, овощи». | 1 | Иллюстративный материал. | 08.12.2020 |
66 | Знакомство с магазинами «Фрукты, овощи». | 1 | Иллюстративный материал. | 10.12.2020 |
67 | Знакомство с магазинами «Фрукты, овощи». | 1 | Иллюстративный материал. | 10.12.2020 |
68 | Знакомство с магазинами «Фрукты, овощи». | 1 | Иллюстративный материал. | 11.12.2020 |
69 | Сопряженное и отраженное называние овощей и фруктов | 1 | Иллюстративный материал. | 11.12.2020 |
70 | Сопряженное и отраженное называние овощей и фруктов | 1 | Иллюстративный материал. | 15.12.2020 |
71 | Сопряженное и отраженное называние овощей и фруктов | 1 | Иллюстративный материал. | 17.12.2020 |
72 | Сопряженное и отраженное называние овощей и фруктов | 1 | Иллюстративный материал. | 17.12.2020 |
73 | Выбор овощей для приготовления салата | 1 | Иллюстративный материал. | 18.12.2020 |
74 | Выбор овощей для приготовления салата | 1 | Иллюстративный материал. | 18.12.2020 |
75 | Выбор овощей для приготовления салата | 1 | Иллюстративный материал. | 22.12.2020 |
76 | Определение количества овощей для салата, их стоимость | 1 | Иллюстративный материал. | 24.12.2020 |
77 | Определение количества овощей для салата, их стоимость | 1 | Иллюстративный материал. | 24.12.2020 |
78 | Определение количества овощей для салата, их стоимость | 1 | Иллюстративный материал. | 25.10.2020 |
Раздел программы: Диагностика | ||||
79 | Диагностика, контрольные задания | 1 | Диагностические материалы | 25.12.2020 |
3 четверть
130 | Сервировка стола к ужину, завтраку. | 1 | Посуда | 30.03.2021 |
Раздел программы: Жилище. | ||||
131 | Ванная и туалетная комнаты. | 1 | Иллюстративный материал. | 01.04.2021 |
132 | Ванная и туалетная комнаты. | 1 | Иллюстративный материал. | 01.04.2021 |
133 | Ванная и туалетная комнаты. | 1 | Иллюстративный материал. | 02.04.2021 |
134 | Дидактические игры на узнавание и называние предметов сантехники. | 1 | Учебно-дидактические пособия. | 02.04.2021 |
135 | Дидактические игры на узнавание и называние предметов сантехники. | 1 | Учебно-дидактические пособия. | 06.04.2021 |
136 | Дидактические игры на узнавание и называние предметов сантехники. | 1 | Учебно-дидактические пособия. | 08.04.2021 |
137 | Упражнения на узнавание и называние предметов сантехники. | 1 | Учебно-дидактические пособия. | 08.04.2021 |
138 | Упражнения на узнавание и называние предметов сантехники. | 1 | Учебно-дидактические пособия. | 09.04.2021 |
139 | Упражнения на узнавание и называние предметов сантехники. | 1 | Учебно-дидактические пособия. | 09.04.2021 |
140 | Узнавание и называние предметов сантехники. | 1 | Учебно-дидактические пособия. | 13.04.2021 |
141 | Узнавание и называние предметов сантехники. | 1 | Учебно-дидактические пособия. | 15.04.2021 |
142 | Узнавание и называние предметов сантехники. | 1 | Учебно-дидактические пособия. | 15.04.2021 |
143 | Средства дли мытья ванны, унитаза, раковины | 1 | 16.04.2021 | |
144 | Средства дли мытья ванны, унитаза, раковины | 1 | 16.04.2021 | |
145 | Инвентарь для уборки туалетных комнат. | 1 | 20.04.2021 | |
146 | Инвентарь для уборки туалетных комнат. | 1 | 22.04.2021 | |
147 | Наблюдение за уборкой туалетных комнат. | 1 | 22.04.2021 | |
148 | Воспитание навыка ухода за руками после уборки помещений | 1 | 23.04.2021 | |
Раздел программы: Культура поведения. | ||||
149 | Обучение учащихся умениям следить за своим внешним видом | 1 | 23.04.2021 | |
150 | Обучение учащихся умениям следить за своим внешним видом | 1 | 27.04.2021 | |
151 | Выбор одежды для посещения театра. | 1 | 29.04.2021 | |
152 | Утюжка одежды. | 1 | 29.04.2021 | |
153 | Утюжка одежды. | 1 | 30.04.2021 | |
Раздел программы: Транспорт. | ||||
154 | Обучение учащихся умению находить остановки общественного транспорта по знакам. | 1 | Учебно-дидактические пособия. | 30.04.2021 |
155 | Обучение учащихся умению находить остановки общественного транспорта по знакам. | 1 | Учебно-дидактические пособия. | 04.04.2021 |
156 | Выбор транспортного средства для наиболее рационального передвижения. | 1 | Учебно-дидактические пособия. | 06.05.2021 |
157 | Выбор транспортного средства для наиболее рационального передвижения. | 1 | Учебно-дидактические пособия. | 06.05.2021 |
158 | Игры на формирование умений распознавать знаки остановок транспорта. | 1 | Учебно-дидактические пособия. | 07.05.2021 |
159 | Игры на формирование умений распознавать знаки остановок транспорта. | 1 | Учебно-дидактические пособия. | 07.05.2021 |
160 | Ролевая игра «Поездка в метро» | 1 | 11.05.2021 | |
161 | Ролевая игра «Поездка в трамвае» | 1 | 13.05.2021 | |
Раздел программы: Торговля. | ||||
162 | Специализированные магазины «Мебель». | 1 | Иллюстративный материал. | 13.05.2021 |
163 | Специализированные магазины «Мебель». | 1 | Иллюстративный материал. | 14.05.2021 |
164 | Виды мебели | 1 | Иллюстративный материал. | 14.05.2021 |
165 | Виды мебели | 1 | Иллюстративный материал. | 18.05.2021 |
166 | Порядок выбора и приобретения мебели в дидактических играх. | 1 | 20.05.2021 | |
167 | Порядок выбора и приобретения мебели в дидактических играх. | 1 | 20.05.2021 | |
168 | Порядок выбора и приобретения мебели в дидактических играх. | 1 | 21.05.2021 | |
Раздел программы: Диагностика. | ||||
169 | Диагностика, контрольные задания. | 1 | Диагностические материалы. | 21.05.2021 |
170 | Диагностика, контрольные задания. | 1 | Диагностические материалы. | 25.05.2021 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости
Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" предназначена для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости 5 класс...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для 4 класса «Л» (класс со сложным дефектом)
Адаптированная рабочая программапо предмету «Социально-бытовая ориентировка» для 4 класса «Л» (класс со сложным дефектом)...
Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» 7 класс «Особый ребенок»
Рабочая программа по предмету «Социально – бытовая ориентировка» разработана на основе « Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» / Л....
Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» 10 класс «Особый ребенок»
Программа «Социально – бытовая ориентировка» составлена на основе « Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков...
Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» 11 класс «Особый ребенок»
Программа «Социально – бытовая ориентировка» составлена на основе « Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков...
Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» 9 класс «Особый ребенок»
Программа «Социально – бытовая ориентировка» составлена на основе « Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков...
Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» 6 класс «Особый ребенок»
Программа «Социально-бытовая ориентировка» составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлев...