Рабочая программа "Окружающий природный мир" 12 класс "Особый ребенок"
рабочая программа (11 класс)
Данная программа разработана для учащихся с умственной отсталостью II варианта обучения в учреждениях 8-го вида
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по предмету «Окружающий природный мир»
для обучающихся 12 А класса «Особый ребенок»
Срок реализации 2023-2024 учебный год
Автор-разработчик: Петришена Светлана Николаевна
(Ф. И. О. педагога)
Учитель класса «Особый ребенок» высшей квалификационной категории.
Санкт-Петербург
2023 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Общая характеристика учебного предмета
Программа представлена следующими разделами: «Объекты неживой природы», «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления» и «Труд в природе».
Разделы программы призваны обеспечить учащихся знаниями, раскрывающими взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии. Специфика обучающихся данной категории дает ограниченную возможность закладывать в программу сведения о сложных явлениях в органическом и неорганическом мире, исходя из вышеизложенного содержание разделов программы базируется на знакомых обучающимся объектах и явлениях природного мира и дает педагогу возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
Цель изучения учебного предмета
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи обучения:
- Расширять представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
- Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
- Создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- Обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
- Воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
- Формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, трудового опыта;
- Учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
- Знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
- Уточнять представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
- Формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
- Развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
- Формировать умения наблюдать за природными явлениями, сравнивать их, составлять описания доступным обучающемуся способом, отмечать фенологические данные;
- Формировать знаний о природе своего края;
- Формировать сведения о природоохранной деятельности человека;
- Обучать детей бережному отношению к природе.
- Закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа в соответствии с учебным планом на 2023-2024 учебный год рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году), 1 час в неделю. Возможно уменьшение количества часов на изучение некоторых разделов программы в зависимости от выпадения уроков на праздничные дни и за счет уроков повторения
Содержание учебного предмета
Растительный мир
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).
Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан, тополь, лиственница). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Знание особенностей внешнего строения кустарника.
Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща.
Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод. Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знание способов переработки грибов. Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика).
Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш); знание строения цветов(корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений с временем года. Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека. Узнавание травянистых растений. Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива). Знание значения трав в жизни человека. Узнавание (различение) лекарственных растений (зверобой, ромашка, календула и др.). Знание значения лекарственных растений в жизни человека. Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание строения растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека. Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание значения зерновых культур в жизни человека. Узнавание (различение) растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза). Знание особенностей растений природных зон холодного пояса. Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Знание особенностей растений природных зон жаркого пояса.
Животный мир
Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни.
Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.
Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).
Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы». Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы». Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан). Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры). Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука). Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе. Знание строения насекомого. Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни. Знание питания насекомых. Узнавание (различение) насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Знание способов передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Знание строения морских обитателей. Установление связи строения тела морского обитателя с его образом жизни. Знание питания морских обитателей. Знание значения морских обитателей в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).
Объекты природы
Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса – модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.
Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека. Изображение земной поверхности на карте. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека. Узнавание некоторых полезных ископаемых (например: уголь, гранит, известняк, песок, глина и др), знание способов их добычи и значенияв жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на озере (пруду). Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток солнца. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный и др.). Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты и т.д.). Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.
Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты
- понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и др. графических изображений), неспецифических жестов.
- умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения.
- использование альтернативных средств коммуникации в процессе общения.
- владение способами социального взаимодействия (диалог, подражание, высказывание, совместное обсуждение проблемы и результата), речевых коммуникаций (возгласы, реакции), организация совместной деятельности (ориентация на общие цели, правила, взаимодействия), эмоциональная саморегуляция в ситуациях (сопереживание, сдерживание негативных эмоциональных проявлений).
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
- целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей
Коммуникативные учебные действия
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс).
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Регулятивные учебные действия
- входить и выходить из учебного помещения со звонком
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения) пользоваться учебной мебелью
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения
Познавательные учебные действия
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
- пользоваться знаками, символами, предметами заместителями.
- устанавливать видо-родовые отношения предметов
Базовые учебные действия.
- узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;
- контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- осознавать свою неразрывную связь с природой;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты учебного предмета
1) представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям: интерес к объектам и явлениям неживой природы; расширение представлений об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, водоемы, формы земной поверхности и других); представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека; умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
2) представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека: интерес к объектам живой природы; расширение представлений о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия "полезные" - "вредные", "дикие" - "домашние" и другие); опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними; умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и другое).
3) элементарные представления о течении времени: умение различать части суток, дни недели, месяцы; соотнесение месяцев с временем года; представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.
Тематическое планирование по предмету
Окружающий природный мир 12 класс
Введение | 1 | |
1. | Что такое окружающий мир? | 1 |
Временные представления | 3 | |
2. | Время. Сутки. | 1 |
3. | Дни недели. Месяцы. | 1 |
4. | Год. Времена года. | 1 |
Объекты и явления неживой природы | 3 | |
5. | Солнце, земля, небо. | 1 |
6. | Правила поведения в лесу и вблизи водоема. | 1 |
7. | Воздух. Вода. Почва. | 1 |
Растительный мир | 14 | |
8. | Разнообразие растительного мира и его значение. | 1 |
9. | Растения. Части растений. | 1 |
10. | Деревья (лиственные, хвойные, плодово-ягодные). | 2 |
11. | Разнообразие фруктов. | 2 |
12. | Разнообразие овощей. | 2 |
13. | Разнообразие ягод. | 1 |
14. | Садовые растения. | 1 |
15. | Дикорастущие растения. | 1 |
16. | Комнатные растения. | 1 |
17. | Уход за растениями. Выращивание рассады. | 1 |
18. | Зерновые культуры и их значение. | 1 |
Животный мир | 11 | |
19. | Животные. Их значение в жизни природы и человека. | 1 |
20. | Насекомые. | 1 |
21. | Рыбы. | 1 |
22. | Птицы. | 2 |
23 | Дикие и домашние животные. | 2 |
24 | Детеныши диких и домашних животных. | 1 |
25 | Животные, населяющие холодный пояс Земли. | 1 |
26 | Животные, населяющие жаркий пояс Земли. | 1 |
27. | Морские обитатели. | 1 |
Повторение | 2 | |
Всего | 34 |
Окружающий природный мир
«Особый ребенок» - 12 класс
I полугодие
№п/п | № урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Предполагаемый результат | Словарь | Виды деятельности учащихся | УМК | Оборудование урока (ЭСО, ТСО, наглядные пособия) | Интеграция |
1 | 07.09 | Что такое окружающий мир? | 1 | Знакомство с понятием «окружающий мир» | Окружающий мир, предметы, явления природы, люди | Рассматривание иллюстраций об окружающем мире. Беседа. Просмотр развивающего мультфильма «Развлечеба. Окружающий мир» | https://www.youtube.com/watch?v=0nBG_Z0zcXo | Иллюстрации об окружающем мире, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
1 | Временные представления | 3 | ||||||||
2 | 14.09 | Время. Сутки. | 1 | Знакомство с представлением о времени. Узнавание(различение) частей суток | Время, сутки, утро, день, вечер, ночь | Рассматривание иллюстраций, плаката Просмотр развивающего мультфильма. Дидактическая игра «День-ночь» | https://yandex.ru/video/preview/13720820668610613064 https://www.youtube.com/watch?v=DWPfS2KvEnw | Иллюстрации о времени, о сутках; плакат, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
3 | 21.09 | Дни недели. Месяцы. | 1 | Знакомство с представлением о неделе. Знакомство с понятием месяц | Неделя, день, выходной, рабочий, учебный, месяц | Рассматривание иллюстраций. Просмотр развивающего мультфильма. Пальчиковая игра. | https://www.youtube.com/watch?v=wBAlpycf-Ow https://www.youtube.com/watch?v=wiENo1mqSmc | Иллюстрации о днях недели, месяцах, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
4 | 28.09 | Год. Времена года. | 1 | Знакомство с представлением о годе. Узнавание (различение) времен года | Год, месяц, времена года, весна, лето, осень, зима | Рассматривание иллюстраций, плаката Просмотр развивающего мультфильма. Игра «Времена года» Задание «Раскрась картинку осени» | https://www.youtube.com/watch?v=1J8RLY1eAbA https://www.youtube.com/watch?v=xkbfByKcxhY | Иллюстрации, плакат о годе, временах года, картинки с изображением времен года и деятельности людей, раскраска осени, краски, кисть, стакан для воды, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
2 | Объекты и явления неживой природы | 3 | ||||||||
5 | 05.10 | Солнце, земля, небо. | 1 | Узнавание Солнца, Земли. Различение земли, неба | Солнце, земля, небо, космос, планеты | Рассматривание иллюстраций. Беседа. Просмотр развивающего мультфильма. Задание «Нарисуй и раскрась Солнце» | https://www.youtube.com/watch?v=XDTXyBmBDp0 https://www.youtube.com/watch?v=LCb7Na2UY8o https://www.youtube.com/watch?v=aeTie_0Nntw | Иллюстрации Солнца, Земли, неба, лист бумаги, желтый карандаш, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
6 | 12.10 | Правила поведения в лесу и вблизи водоема. | 1 | Узнавание леса, водоема. Ознакомление со значением леса. Соблюдение правил поведения | Лес, опасность, животные, растения, насекомые, водоем | Рассматривание иллюстраций. Беседа. Задание «Раскрась дерево осенью». Просмотр развивающего мультфильма. | https://www.youtube.com/watch?v=M9GM4bRo704 https://www.youtube.com/watch?v=0rGwv7U36Gs | Иллюстрации о правилах поведения в лесу и вблизи водоема, раскраска, цветные карандаши, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир» | |
7 | 19.10 | Воздух. Вода. Почва. | 1 | Ознакомление с понятием воздух. Различение воды и почвы | Воздух, вода, почва | Рассматривание иллюстраций. Беседа. Пальчиковая гимнастика. Просмотр развивающего мультфильма. | https://dzen.ru/video/watch/6091274bff2ec5304de36d46?f=video https://www.youtube.com/watch?v=9LJvT-JhXGc https://dzen.ru/video/watch/60912749ff2ec5304de36d38?f=video | Иллюстрации о воздухе, воде и почве, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир» | |
3 | Растительный мир | 8 | ||||||||
8 | 26.10 | Разнообразие растительного мира и его значение. | 1 | Ознакомление с разнообразием растительного мира и его значением. | Растения, кустарники, деревья, трава, фрукты, овощи, цветы | Рассматривание иллюстраций. Беседа. Отгадывание загадок. Задание «Собери разрезную картинку овоща (фрукта). Просмотр развивающего мультфильма. | https://www.youtube.com/watch?v=ujVCXqRzH30 | Иллюстрации о растительном мире, картинки фруктов, овощей, растений, деревьев, разрезные картинки овощей, фруктов, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
9 | 09.11 | Растения. Части растений. | 1 | Узнавание (различение) растений и их частей | Растение, дерево, куст, трава, часть растения, корень, ствол, стебель, ветка, лист, цветок | Рассматривание иллюстраций. Беседа. Пальчиковая игра. Задание «Собери картинку цветка». Просмотр развивающего мультфильма. | https://www.youtube.com/watch?v=9FwnFUxfzuM | Иллюстрации видов растений, строения растений по частям, разрезные картинки цветов, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
10 11 | 16.11, 23.11 | Деревья. | 2 | Ознакомление с разнообразием деревьев, их строением и значением | Деревья, плодовые, лиственные, хвойные, ствол, корень, ветки, листья | Рассматривание иллюстраций. Задание «Собери разрезную картинку дерева». Просмотр развивающего мультфильма. Игра «Найди картинку дерева» | https://www.youtube.com/watch?v=pOo_BejuvmQ | Иллюстрации видов деревьев, разрезные картинки деревьев, картинки разных деревьев, кустов, цветов, овощей, фруктов, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
12 13 | 30.11, 07.12 | Разнообразие фруктов | 2 | Узнавание (различение) фруктов, их съедобных и несъедобных частей, значение фруктов | Фрукты, витамины, яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос | Рассматривание изображений и самих фруктов. Обведение фруктов по трафарету. Задание «Собери разрезную картинку фрукта». Просмотр развивающего мультфильма про фрукты | https://www.youtube.com/watch?v=eFh0wbaNyZM | Картинки фруктов, фрукты, трафарет, карандаш, лист бумаги, разрезные картинки фруктов, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Домоводство» | |
14 15 | 14.12, 21.12 | Разнообразие овощей. | 2 | Узнавание (различение) овощей, их съедобных и несъедобных частей, значение овощей | Овощи, витамины, лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец, помидор, капуста | Рассматривание изображений и самих овощей. Обведение овощей по трафарету. Задание «Собери разрезную картинку овоща». Просмотр развивающего мультфильма « Запоминай-ка овощи!» | https://www.youtube.com/watch?v=U5Q53LCUIxU | Картинки овощей, овощи, трафарет, карандаш, лист бумаги, разрезные картинки овощей, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Домоводство» |
Окружающий природный мир
«Особый ребенок» - 12 класс
II полугодие
№п/п | № урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Предполагаемый результат | Словарь | Виды деятельности учащихся | УМК | Оборудование урока (ЭСО, ТСО, наглядные пособия) | Интеграция |
1 | Растительный мир | 6 | ||||||||
16 | 11.01 | Разнообразие ягод. | 1 | Узнавание (различение) овощей, их съедобных и несъедобных частей, значение | Ягоды, лесные, садовые, смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, , брусника, клюква | Рассматривание изображений ягод. Беседа. Обведение ягод по трафарету. Отгадывание загадок. Просмотр развивающего мультфильма. | https://www.youtube.com/watch?v=YIkBrpwYRdc | Изображения ягод, картинки ягод, трафарет, карандаш, лист бумаги, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Домоводство» | |
17 | 18.01 | Садовые растения. | 1 | Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений | Садовые цветы, астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика | Рассматривание изображений садовых растений. Беседа. Задание «Раскрась цветок». Дидактическая игра «Найди цветок». Просмотр развивающего мультфильма. | https://www.youtube.com/watch?v=rSSaOVEuGOI | Изображения садовых растений, раскраска, краски, кисть, стакан с водой, картинки цветов, деревьев, кустов, овощей, фруктов, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Домоводство» | |
18 | 25.01 | Дикорастущие растения. | 1 | Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений | Дикорастущие растения, ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш) | Рассматривание изображений дикорастущих растений. Беседа. Задание «Собери разрезную картинку цветка». Дидактическая игра «Найди цветок». Просмотр развивающего мультфильма. | https://www.youtube.com/watch?v=fOdUyE9zHkI | Изображения дикорастущих растений, разрезные картинки цветов, деревьев, кустов, овощей, фруктов, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
19 | 01.02 | Комнатные растения. | 1 | Узнавание (различение) комнатных растений | Комнатные растения, герань, кактус, фиалка, фикус | Рассматривание изображений комнатных растений. Задание «Раскрась комнатное растение». Дидактическая игра «Найди комнатное растение». Просмотр развивающего мультфильма. | https://www.youtube.com/watch?v=P1SNhTanCsw | Изображения комнатных растений, раскраска, цветные карандаши, картинки комнатных растений, овощей, фруктов, ягод, деревьев, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
20 | 08.02 | Уход за растениями. Выращивание рассады. | 1 | Знание особенностей ухода за комнатными растениями, выращивания рассады | Растения, уход, полив, рыхление, удобрение, рассада | Рассматривание изображений по уходу за комнатными растениями и выращиванием рассады. Дидактическая игра «Найди комнатное растение». Просмотр развивающего мультфильма. | https://www.youtube.com/watch?v=U24q0RUneAA https://www.youtube.com/watch?v=p1pHzYbfOnE https://www.youtube.com/watch?v=WavlgVibvE0 | Изображения по уходу за комнатными растениями и выращиванием рассады, картинки комнатных растений, овощей, фруктов, ягод, деревьев, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир» | |
21 | 15.02 | Зерновые культуры и их значение. | 1 | Узнавание (различение) зерновых культур | Зерновые культуры, пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы | Рассматривание изображений зерновых культур. Беседа. Задание «Раскрась кукурузу». Просмотр развивающего мультфильма. | https://www.youtube.com/watch?v=6mwFB9ZqV-U | Изображения зерновых культур, раскраска, кисть, краски, стакан с водой, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
2 | Животный мир | 11 | ||||||||
22 | 22.02 | Животные. Их значение в жизни природы и человека. | 1 | Знание строения животного. Узнавание (различение) домашних и диких животных | Животные, дикие, домашние, строение, уход | Рассматривание изображений диких и домашних животных. Рассматривание строения животного. Отгадывание загадок. Пальчиковая игра. Задание «Собери разрезную картинку животного». Просмотр развивающего мультфильма. | https://www.youtube.com/watch?v=K539itdG078 https://www.youtube.com/watch?v=xxfXSdT0xTY | Изображения диких и домашних животных, их строения, картинки животных, разрезные картинки животных, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
23 | 29.02 | Насекомые. | 1 | Узнавание (различение) насекомых, их строения, питания и способов передвижения. | Насекомое, жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан | Рассматривание изображений насекомых. Беседа. Дидактическая игра «Найди насекомое». Просмотр развивающего мультфильма. | https://www.youtube.com/watch?v=HxUIuuB3htA | Изображения насекомых, картинки животных, птиц, овощей, фруктов, растений, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
24 | 07.03 | Рыбы. | 1 | Ознакомление с видами рыб, их строением, питанием, значением для человека. | Рыба, морская, речная, корм, строение, пища | Рассматривание изображений рыб, их строения. Беседа. Задание «Собери разрезную картинку рыбы». Просмотр развивающего мультфильма. | https://www.youtube.com/watch?v=wwZKSOSkR_k https://www.youtube.com/watch?v=HkjA6VAsunk | Изображения морских и речных рыб, разрезные картинки рыб, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
25 26 | 14.03, 21.03 | Птицы | 2 | Узнавание (различение) птиц. Ознакомление с особенностями строения, внешнего вида и питания. | Птицы, домашние, зимующие, перелетные, водоплавающие | Рассматривание изображений птиц, их строения. Отгадывание загадок. Задание «Раскрась птицу». Просмотр развивающего мультфильма. | https://www.youtube.com/watch?v=kFL23kVnFuM https://www.youtube.com/watch?v=IeJc7dm6Ryw https://www.youtube.com/watch?v=P_xKhqfXUvI https://www.youtube.com/watch?v=BYZogDlT5pg | Изображения птиц, их строения, картинки птиц, животных, раскраска, краски, кисть, стакан с водой, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
27 28 | 04.04, 11.04 | Дикие и домашние животные | 2 | Знание строения животного. Узнавание (различение) домашних и диких животных | Животные, дикие, домашние, строение, уход | Рассматривание изображений диких и домашних животных. Рассматривание строения животного. Отгадывание загадок. Пальчиковая игра. Задание «Собери разрезную картинку животного». Просмотр развивающего мультфильма | https://www.youtube.com/watch?v=K539itdG078 https://www.youtube.com/watch?v=xxfXSdT0xTY | Изображения диких и домашних животных, их строения, картинки животных, разрезные картинки животных, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Домоводство», «Речь и альтернативная коммуникация» | |
29 | 18.04 | Детеныши диких и домашних животных | 1 | Узнавание (различение) детенышей диких и домашнихживотных | Животные, детеныши, волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, теленок, поросенок, жеребенок, котенок, щенок | Рассматривание изображений диких и домашних животных с их детенышами. Отгадывание загадок. Дидактическая игра «Угадай, чей малыш?” Просмотр развивающего мультфильма | https://www.youtube.com/watch?v=7dd1jYLnUiY | Изображения диких и домашних животных с их детенышами, картинки животных птиц, фрукты, овощи, картинки взрослых животных и их детенышей, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
30 | 25.04 | Животные, населяющие холодный пояс Земли. | 1 | Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса | Животные, холод, белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж | Рассматривание изображений животных, населяющие холодный пояс Земли. Рассматривание строения животных. Пальчиковая игра. Задание «Раскрась животное». Просмотр развивающего мультфильма | https://www.youtube.com/watch?v=XYtm8RzA-Bw | Изображения животных, населяющие холодный пояс Земли, раскраска, краски, кисть, стакан с водой, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
31 | 02.05 | Животные, населяющие жаркий пояс Земли. | 1 | Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса. | Животные, жара, верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил | Рассматривание изображений животных, населяющие, жаркий пояс нашей планеты. Рассматривание строения животных. Отгадывание загадок. Задание «Собери разрезную картинку животного». Просмотр развивающего мультфильма | https://www.youtube.com/watch?v=EQVBkQ9L8q4 | Изображения животных, населяющие жаркий пояс Земли, картинки животных, птиц, овощей, фруктов, растений, разрезные картинки животных, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
32 | 16.05 | Морские обитатели | 1 | Узнавание (различение) морских обитателей | Морские обитатели, кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка | Рассматривание изображений морских обитателей. Рассматривание строения. Задание «Собери разрезную картинку» Просмотр развивающего мультфильма | https://www.youtube.com/watch?v=Bv019-fDYtE | Изображения морских обитателей, разрезные картинки животных, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
3 | 33 34 | 23.05 | Повторение. | 2 | Закрепление знания строения животного. Узнавание (различение) домашних и диких животных | Животные, дикие, домашние, строение, уход | Рассматривание изображений диких и домашних животных. Рассматривание строения животного. Отгадывание загадок. Пальчиковая игра. Задание «Собери разрезную картинку животного». Просмотр развивающего мультфильма | https://www.youtube.com/watch?v=K539itdG078 https://www.youtube.com/watch?v=xxfXSdT0xTY | Изображения диких и домашних животных, их строения, картинки животных, разрезные картинки животных, компьютер | «Речь и альтернативная коммуникация» |
Учебно-методический комплекс и материально-техническое обеспечение:
Пособия для учителя:
- Л. А. Вдовиченко «Ребенок на улице». - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011 г.
- Т. П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников». - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013 г.
- Н. С. Голицына «ОБЖ для младших дошкольников». - Москва: «Скрипторий 2003», 2013 г.
- Н. В. Ершова, И. В. Аскерова, О. А. Чистова «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития». - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011 г.
- О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012 г.
- Т. В. Калинина «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет». - Волгоград: Учитель, 2012 г.
- Л. Н. Калмыкова «Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр». - Волгоград: Учитель, 2014 г.
- И. В. Козина «Лексические темы по развитию речи дошкольников». - Москва: Центр педагогического образования, 2014 г.
- Компьютер.
- Е. Н. Михина «Развивающие игры для детей 2-7 лет». - Волгоград: Учитель, 2012 г.
- А. Никитина «Занятия с детьми 6-7 лет по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром». - СПб: КАРО, 2012 г.
- В. К. Полынова «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста». - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012 г.
- Т. А. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет». - Москва: ТЦ Сфера, 2014.
Для учащихся:
- Е. Бортникова тетрадь «Знакомство с окружающим миром». – Екатеринбург: «Издательский дом Литур», 2009 г.
- Бумага.
- С. Вохринцева «Окружающий мир. Птицы». Дидактический материал. - Екатеринбург: «Страна Фантазий», 2008 г.
- С. Вохринцева «Раскраска: Окружающий мир. Животные». - Екатеринбург: «Страна Фантазий», 2008 г.
- С. Вохринцева «Раскраска:Окружающий мир. Птицы». – Екатеринбург: «Страна Фантазий», 2008 г.
- Т. Горбачева «Прописи: «Веселый урожай»». - «Леда», 2011 г..
- Дидактический материал в картинках «Времена года в городе, деревне, природе». - Москва: «Школьная пресса», 2010 г.
- Домашний театр: «Колобок».
- Г. В. Егорова «Природоведение. 1 класс». - СПб: Спец. Лит, 2009 г.
- Емкость.
- Знаки.
- Картинки.
- Кисточки.
- Книги.
- Краски.
- Маски животных.
- Пазлы.
- Пальчиковый театр.
- Пиктограммы.
- Разрезные картинки.
- Раскраски.
- Почва, семена.
- Комнатные растения.
- Муляжи овощей, фруктов.
- П. М. Скворцов «Собери цепочку на дороге». - М.: Мозаика-Синтез, 2007 г.
- Трафареты.
- Цветная мозаика.
- Цветные карандаши.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Углеводороды. Природные источники углеводородов. Нефть, ее состав и переработка. Нефтепродукты. Бензин. Природный газ как топливо. Состав природного газа. 10 класс
Углеводороды. Природные источники углеводородов. Нефть, ее состав и переработка. Нефтепродукты. Бензин. Природный газ как топливо. Состав природного газа. Источниками предельных углеводород...
Обобщение опыта по теме "Работа с природным материалом как возможный путь социализации личности ребенка"
Тема "Работа с природным материалом как возможный путь социализации личности"...
Рабочая программа 7 класс (особый ребенок)
Социально-бытовая ориентировка...
Рабочая адаптированная программа логопедического сопровождения ребенка 6 лет с ЗПР (1класс)
В настоящее время дети с задержкой психического развития - довольно многочисленная группа обучающихся в общеобразовательном учреждении. Учащиеся с ЗПР испытывают особые трудности в освоении образовате...
Конспект урока по окружающему природному миру класс "Особый ребенок" "Животный мир летом"
Конспект урока по окружающему природному миру 5 класс "Особый ребенок" тема "Животный мир летом"...
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество и работа с природным материалом «Разноцветная сказка»
Мониторингрезультатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программехудожественной направленности «Декоративно-прикладное творчество и работа с природным материалом ...