Доклад "Детская агрессивность и проявления отклонений в поведении"
учебно-методический материал по теме
В данном материале я обсуждаю типы и причины отклонений в поведении детей. Способность идентифицировать их необходима каждому воспитателю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ankudinova_-_detskaya_aggressivnost.docx | 26.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая тема: «Детская агрессивность и проявления отклонений в поведении»
Анкудинова Т.А.
Школьное воспитание, определив целью личность, способную строить жизнь, достойную человека, должно подготовить детей к выбору жизненной дороги в границах культуры, моральных, этических и других качеств и способов поведения, содействующих максимальной реализации его потенциальных возможностей.
Личность ребёнка не всегда формируется по восходящей линии. Ввиду различных причин в её становлении наблюдаются различные отклонения. Типичными отклонениями в поведении школьника являются: лень, необщительность, недисциплинированность, упрямство, агрессивность. В основном они проявляются в форме проступков, конфликтов с соучениками, учителями и родителями, а также в отставании в общем и социальном развитии ребёнка.
Причинами отклонений в поведении детей чаще всего являются безнадзорность в семье, психологическая изоляция в школьном коллективе, отрицательная микросреда, недостатки и ошибки в школьном и семейном воспитании. Из ошибок семьи, которые способствуют появлению у ребёнка недисциплинированности, упрямства, агрессивности можно назвать следующее:
- Повышенная занятость родителей на работе или увлечение своими личными делами
- Неумение или нежелание установить контакт с ребёнком, чаще общаться с ним
- Отсутствие единства в требованиях отца и матери
- Потакание капризам и прихотям ребёнка
- Применение физических мер наказания, увлечение авторитарными методами воспитания
- Деформация системы семейных отношений (ценностей)
Однако гиперопека, так же, как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному (нарушающему право) поведению.
Эмоциональная холодность или черезмерная строгость взрослых приводят к накоплению внутреннего психологического напряжения у ребёнка и соответственной реакции детей, вызванной чрезмерным контролем, нудными поучениями и наставлениями, что находит своё выражение в виде уходов из дома, бродяжничестве, агрессии к окружающим. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющего поведения и проблем в воспитании приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.
Раннее выявление поведенческих проблем у детей, системный анализ характера их возникновения помогают предотвратить десоциализацию подростков.
Агрессия (нападение) – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, приносящее вред объектам нападения, физический ущерб людям, то есть это намеренные действия, направленные на причинение ущерба.
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Агрессия – это естественный процесс, сопровождающийся выбросом большого количества энергии. Следовательно, задача педагога – уловить нужный момент агрессивности и направить энергию в другое русло.
Необходимо обращать внимание на внешние признаки:
- Сдерживает дыхание, зажато горло
- Скованность в груди (пытается подавить чувство)
- Напряжение в руках, сжаты кулаки (пытается чего-то не сделать)
- Закрывает глаза (не видеть что его злит)
- Набыченный подбородок
Как только вы увидите такие проявления, поддержите ученика: «Ты сейчас сердишься? Может, ты хочешь побыть один?». Или: «Хочешь рассказать, что происходит?». В любой момент педагог может самортизировать ситуацию спокойным тоном и внутренней уверенной позицией.
В коррекционной работе с детьми по профилактике отклонений в поведении на начальных этапах не рекомендуются групповые формы, индивидуальная работа более эффективна.
Агрессивные дети при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения отличаются некоторыми общими чертами: бедность ценностных ориентаций, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов.
У таких детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, ограниченность нравственных представлений, повышенная внушаемость, склонность к подражательности. Им присущи эмоциональная грубость, озлобленность как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких детей обычно односторонняя самооценка – либо максимально положительная, либо максимально отрицательная. У них отмечается повышенная тревожность, страх, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций.
Вместе с тем среди агрессивных детей встречаются и подростки, хорошо развитые интеллектуально и социально. Для них агрессивность – средство поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости. Часто такие подростки находятся в некоторой оппозиции по отношению к школе, выражающейся в их подчёркнутой независимости. Эти неформальные лидеры обладают порой реальной физической силой и организаторскими способностями. Неслучайно вокруг них группируются не очень разборчивые в целях и средствах подростки. Такие лидеры умеют безошибочно определять слабых, беззащитных перед наглостью и цинизмом, особенно, если этот цинизм представлен как моральный принцип: «выживают сильные, слабые вымирают». Для некоторых детей участие в драках, утверждение своего «я» с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. В настоящее время снижается возраст проявления агрессивных действий у детей.
Отрицательное влияние на детей и подростков оказывает некритическое восприятие некоторых кино- и видеофильмов, видеоигр, в которых агрессивное поведение персонажей преподносится как образец мужества и силы, но жизнь – это не кино, и второго дубля не будет.
Поэтому в процессе коррекционной работы у воспитуемого формируется рефлективное отношение к собственному поведению, которое является существенной предпосылкой организации самовоспитания.
Для детей важно, что их чувства уважают и они естественные.
Например, злиться может любой человек. Здесь важно помочь детям выбрать форму поведения, которая выражала бы их чувства, не обижая окружающих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Работа социальных педагогов и воспитателей по профилактике девиантного поведения воспитанников СРЦ...
Способы преодоления типичных отклонений в поведении школьников
Статья адресована классным руководителям 5-х-7-х классов. Материал взят из практического пособия "Проблемные ситуации в школе и способы их решения" (авторы Королёва Е.В., Юрченко П.Г., Бурдыгина Т.Н.)...
"Выявление причин отклонений в поведении учащихся". Обобщение опыта работы социального педагога.
Положительный результат в работе по выявлению причин отклонений в поведении учащихся во многом зависит от степени согласованности целей и способов деятельности между всеми участниками учебно-воспитате...
Рекомендации социального педага "Оптимизационная модель управления работой социально-психологической службы по профилактике отклонений в поведении учащихся "
По оптимизации управления социально-психологической службой в работе с детьми с отклонениями в поведении можно рекомендовать следующее: необходимо создание благоприятного психологического климата, в ц...
Презентация к защите диплома "Отклонения в поведении ребенка как социально-педагогическая проблема"
Предоставляю Вашему вниманию презентацию к защите диплома "Отклонения в поведении ребенка как социально-педагогическая проблема" и тестовые вопросы для проведения диагностики детей (этика поведения, ж...
Доклад на тему: «Проявление агрессивности в личностных характеристиках и поведении детей подросткового возраста.»
Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем....