Рекомендации социального педага "Оптимизационная модель управления работой социально-психологической службы по профилактике отклонений в поведении учащихся "
методическая разработка по теме
По оптимизации управления социально-психологической службой в работе с детьми с отклонениями в поведении можно рекомендовать следующее: необходимо создание благоприятного психологического климата, в центре которого личностное, заинтересованное общение взрослых и учащихся, успех такой работы зависит от совместной работы социального педагога и психолога с учителями, учащимися и их родителями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации
социального педагога
«Оптимизационная модель управления работой социально-психологической службы по профилактике отклонений в поведении учащихся»
По оптимизации управления социально-психологической службой в работе с детьми с отклонениями в поведении можно рекомендовать следующее: необходимо создание благоприятного психологического климата, в центре которого личностное, заинтересованное общение взрослых и учащихся, успех такой работы зависит от совместной работы социального педагога и психолога с учителями, учащимися и их родителями.
Социальный педагог и школьный психолог должны находиться непосредственно внутри того социального организма, где зарождаются, существуют и развиваются как положительные, так и отрицательные стороны взаимоотношений учителей, учащихся и их родителей. Необходимо видеть каждого ребенка или учителя не самого по себе, а в сложной системе взаимодействия. На всех стадиях работы социально-психологической службы необходимо тесное сотрудничество социального педагога и психолога со всеми взрослыми, имеющими отношения к данным детям.
То есть, для управления социально-психологической службой по профилактике психического здоровья учащихся нельзя забывать о совместной деятельности, для которой характерно:
- наличие единого пространства;
- наличие управления совместной деятельностью;
- наличие общих целей для всех участников, включенных в деятельность (социальный педагог, психолог, дети, родители, учителя);
- должна быть сформирована общая мотивация, позволяющая достигать поставленные цели и задачи;
- необходимо разделение единого процесса достижения определенной общей цели на составляющие, т. е. необходимо разделение деятельности на функционально связанные составляющие и распределение их между участниками (при этом, распределение функций в совместной деятельности не является чисто случайной, а характеризуется их взаимным дополнением и определяет функциональную взаимную зависимость участников);
- объединение индивидуальных деятельностей и согласованное их выполнение;
- наличие единого конечного результата, общего для всех участников, соотнесение конечного результата с общими целями.
Например, организацию социально-психологической службы по выявлению причин ранней девиации можно организовать следующим образом: проводится комплексное диагностическое обследование учащихся, в котором задействованы классный руководитель, психолог, социальный педагог и родители. Отметим, что обследование детей по выявлению причин отклонений в поведении необходимо проводить как можно раньше, например, с момента их поступления в школу (первоначальное наблюдение должно проводиться, начиная с занятий «Школы будущего первоклассника»).
Классный руководитель ведет систематическое наблюдение за учащимися в процессе учебной деятельности, общения со сверстниками, взаимодействия со взрослыми и т. д. В результате - выявляет детей с отклонениями в поведении.
Педагог-психолог, проводит тестирования в классах и выявляет дефекты индивидуально-психологического характера, включая нарушения эмоционально-волевой сферы (повышенную тревожность, агрессивность, акцентуацию характера).
На основании данных, полученных от классного руководителя и педагога-психолога, социальный педагог исследует социальную ситуацию, провоцирующую дезадаптацию (неблагоприятно складывающиеся детско-родительские отношения, характер межличностных отношений, социально-психологический климат в коллективе сверстников, социометрический статус ребенка в группе).
По результатам всех проведенных исследований и выявляются социально-дезадаптированные дети (при этом напомним, что диагностика причин отклонений в поведении не является самоцелью, она всегда подчинена главной задаче – разработке рекомендаций по коррекции и дальнейшей профилактике негативного поведения).
Работая в этом направлении, социальному педагогу и психологу следует обратить внимание и на других участников совместной деятельности: на учителей и на родителей.
Наиболее типичным недостатком работы с «трудными» детьми является заранее сложившаяся негативная установка учителей по отношению к ним. У педагогов вырабатываются определенные стереотипы отношений к «трудным» детям, складывается набор типичных реакций на то или иное негативное поведение школьников. К сожалению, учитель не всегда способен принять таких детей, т.к. они не соответствуют его требованиям и представлениям об ученике. В этом случае необходимо научить его правильным формам поведения в отношении «трудного» ребенка (например, проводить тренинги для учителей, задачами которых являются: распознание и идентификация собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с асоциальными детьми; обучение приемам регуляции психического равновесия; освоение методики контакта с неблагополучными детьми и выработки стиля эффективного взаимодействия).
Нельзя забывать и о родителях подростков. Семья, является мощным фактором как развития и эмоциональной поддержки личности, так и источником психической травмы. Именно в семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим его людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Отсутствие или изъяны семейного воспитания трудновосполнимы в последующей жизни человека. Поэтому работа с семьей должна быть направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс воспитания детей (это могут быть консультации по различным вопросам воспитания, родительские лектории, тренинги).
Итак, эффективность работы социально-психологической службы зависит от многих компонентов, ее составляющих. Так, например, необходимым и, на мой взгляд, самым важным, условием обеспечения работы службы является взаимодополняемость позиций социального педагога, психолога, педагога и родителей в подходе к ребенку, тесное сотрудничество их на всех стадиях работы.
Предварительный просмотр:
«Утверждаю» __________
директор ОУ __
____________________
Приказ №__
от «___»__________ 20__ г.
Положение о социально-психологической службе
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 51), Типовым положением об общеобразовательном учреждении (п. 8), Уставом общеобразовательной школы № __
1.2. Социально – психологическая служба (СПС) - это совещательный, систематически действующий орган при администрации школы.
1.3. Основная цель СПС - выработка коллективного решения о содержании обучения и способах профессионально-педагогического влияния на обучающихся, профилактическая работа по различным направлениям образовательного процесса. Такие решения принимаются на основе представленных учителями, педагогами-психологами, классными руководителями, диагностических и аналитических данных об особенностях конкретного учащегося, группы учащихся или класса.
1.4. В состав СПС входят постоянные участники - заместители директора школы по учебно-воспитательной работе, педагоги-психологи и приглашенные специалисты - врачи, специалисты районного отдела образования, правоохранительных органов, администрации района - в зависимости от специфики рассматриваемого вопроса.
1.5. Общее руководство деятельностью СПС осуществляет директор школы.
II. Принципы деятельности СПС.
Основополагающим в работе СПС являются принципы:
- уважения личности и опоры на положительные качества ребенка. Coбеседования с учащимися в ходе заседаний нацелены на распознавание в одинаковой степени как недостатков развития, так и положительного потенциала ребенка;
- максимальной педагогизации диагностики, который определяет приоритет педагогических задач СПС и предполагает, что смысл службы - в интеграции психологических и педагогических знаний. Каждая выявленная особенность развития должна быть последовательно осмыслена с точки зрения тенденций ближайшего развития и с учетом этого трансформирована в конкретную воспитательную меру;
- закрытости информации, предполагающий строгое соблюдение этических принципов участниками СПС. Конкретизация и обнаружение противоречий трудностей развития не должны привести к снижению самооценки учащегося, углубить проблемы взаимоотношения со сверстниками и учителями. Строго должна соблюдаться тайна психолого-медико-педагогической диагностики. Информация о психической патологии, неблагоприятном статусе в коллективе и другие данные, разглашение которых может повредить ребенку, не подлежат публичному обсуждению вне заседания СПС.
III. Задачи социально-психологической службы
3.1. Выявление характера и причин отклонений в учении и поведении учащихся, обобщение причин отклонений.
3.2. Практическое решение проблемы предупреждения школьной дезадаптации учащихся.
3.3. Разработка плана совместных психолого-медико-педагогических мероприятий.
3.4. Консультации в решении сложных, конфликтных ситуаций.
IV. Функции социально-психологической службы
4.1. Диагностическая функция:
- распознание причин и характера отклонений в поведении и учении;
- изучение социальной ситуации развития ученика, его положения в коллективе;
- определение потенциальных возможностей и способностей учащегося.
4.2. Коррекционно-развивающая функция:
- выявление и выработка мер по развитию потенциальных возможностей ученика;
- выбор наиболее оптимальных форм обучения, коррекционного воздействия;
4.3. Реабилитирующая функция:
- защита интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные учебно-воспитательные или семейные условия;
-семейная реабилитация: повышение статуса ребенка в глазах родителей, повышение его ценности как члена семьи; выработка рекомендаций для эффективных занятий с ребенком, развития его потенциальных возможностей методами семейного воспитания; запрещение или предупреждение методов психического и физического воздействия на ребенка.
4.4. Воспитательная функция:
- разработка стратегии педагогического воздействия на учащихся «группы риска»;
- интеграция воспитательных воздействий педагогического коллектива, родителей и сверстников на ученика.
4.5. Профилактическая функция:
-разработка мероприятий по профилактике и предупреждению неуспеваемости,
-пропаганда здорового образа жизни,
-просветительская работа с родителями учащихся.
V. Организация деятельности социально-психологической службы.
5.1. Заседания СПС проводятся по мере необходимости и готовности диагностических и аналитических материалов, необходимых для решения конкретной психолого-медико-педагогической проблемы.
5.2. Заседание СПС может быть созвано его руководителем в экстренном порядке.
5.3. Заседания СПС оформляются протоколом.
5.4. Организация заседаний проводится в два этапа:
- подготовительный: сбор, обобщение диагностических, аналитических данных, формирование предварительных выводов и рекомендаций;
- основной: обсуждение аналитических данных и предварительных выводов, выработка коллективных рекомендаций.
VI. Обязанности участников СПС
Участники
Обязанности
Руководитель (председатель) СПС
- организует работу;
- обеспечивает систематичность заседания СПС;
- формирует состав участников для очередного заседания;
- формирует состав учащихся, которые обсуждаются или приглашаются на заседание;
координирует связи с участниками образовательного процесса, структурными подразделениями школы;
- контролирует выполнение рекомендаций СПС
Педагог-психолог школы, социальный педагог
- организует сбор диагностических данных на подготовительном этапе;
- обобщает, систематизирует полученные диагностические данные, готовит аналитические материалы;
- формулирует выводы, гипотезы;
- вырабатывает предварительные рекомендации
Социальный педагог
- дает характеристику неблагополучным семьям;
- предоставляет информацию о социально-педагогической ситуации в микрорайоне
Учителя, работающие в классах
- дают развернутую педагогическую характеристику на ученика по предлагаемой форме;
- формулируют педагогические гипотезы, выводы, рекомендации
VII. Документация и отчетность СПС
1. Протоколы заседаний СПС хранятся в делопроизводстве директора.
2. Рекомендации СПС доводятся до администрации на совещаниях при директоре, затем выносятся на педагогические советы, оперативные совещания с педагогическим коллективом, заседания МО и МС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект программы «Особенности работы социально-психологической службы в системном управлении инновационными процессами трех возрастных автономных школ как средство создания оптимальных условий для реализации личностного развития ребенка»
В целях создания необходимых условий для достижения качественного образования в модели «Российское образование 2020»намечены основные приоритетные направления и компле...
Модель деятельности школьной социально-психологической службы
В последнее время проблема психологического и физического здоровья школьников приобрела государственное значение в связи с тем, что его ухудшение повсеместно регистрируется в Российской Федерации. При...
ДОКЛАД ТЕМА: « ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА, КАК ФОРМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА»
В настоящее время сохраняется комплекс проблем в сфере жизнедеятельности и правовой защищенности детей, вызывающих серьезную об...
План работы социально-психологической службы с учащимися МБОУ "СОШ №5", состоящими на профилактическом учёте в органах и учреждениях сиситемы профилактики
Документ содержит план работы социально-психологической службы с учащимися МБОУ "СОШ №5", сотоящими на профилактическом учёте в органах и учреждениях системы профилактики...
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Посная Г.В.,социальный педагог Санкт-Петербургского Государственного бюджетного учреждения центр для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 12&r...
Методическая разработка «Технология взаимодействия субъектов СПб ГБПОУ «Академии ледовых видов спорта «Динамо Санкт-Петербург» по профилактике отклонений в поведении учащихся
Одно из важных мест в системе профилактики правонарушений, педагогической и социальной запущенности принадлежит физической культуре и спорту. Использование средств и методов физического воспитания в р...
"ОТЧЕТ О РАБОТЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОП (социально-опасном положении) и ПОД ОПЕКОЙ"
Доклад на педагогический совет на тему "ОТЧЕТ О РАБОТЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОП (социально-опасном положении) и ПОД ОПЕКОЙ&quo...