ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
статья по теме
Работа социальных педагогов и воспитателей по профилактике девиантного поведения воспитанников СРЦ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_sbornik.docx | 28.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья для публикации в сборнике «Современный подросток: типичные возрастные трудности, проблемы, пути их решения»
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ
ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ
В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Каждый взрослый человек рано или поздно сталкивается с тем, что ему бывает трудно с ребёнком: «требую - не выполняет», «я к нему с лаской, а он грубит», «прошу – не хочет», «хочу как лучше, а он не принимает моей помощи», «стараюсь помочь – он отвергает усилия», «дал слово, клялся, что больше не будет, а сам…», «всё знает, всё понимает, а делает наперекор», «думала подрастёт и поумнеет, а он вообще как с цепи сорвался», «попробовала поговорить с ним откровенно – он вообще замкнулся». Каждому педагогу знакомы эти и подобные сетования родителей. Да и самих педагогов множество детско-подростково-юношеских проблем ставит в тупик, приводя к слову «трудно».
Дети приобретают столь "неприглядный" социальный облик не потому, что они такими рождаются, а под воздействием различных, главным образом, не зависящих от них факторов риска. Среди этих факторов можно выделить следующие основные группы:
- медико-биологические (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного развития и т.д.);
- социально-экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе и т.д.);
- психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и тд.);
- педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития и обучения детей; отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).
Именно под воздействием этих факторов дети оказываются в группе риска. Обычно сюда относят следующие категории детей:
- дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
- дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы обстоятельств;
- дети из неблагополучных, асоциальных семей;
- дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке.
Данные категории детей, как правило, нуждаются в социально-педагогической реабилитации.
Социально-педагогическая реабилитация – это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.
Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением реализуется в реабилитационных центрах.
В данных учреждениях социально-педагогическая реабилитация включает три основных этапа: диагностика; создание и реализация реабилитационной программы; постреабилитационная защита ребенка.
Диагностика предполагает социально-педагогическое исследование, направленное на выявление причин деформации в развитии детей и подростков, поиск средств и способов их устранения, изменения среды в интересах ребенка. Социальные педагоги и воспитатели проводят общую оценку уровня социального развития несовершеннолетних, при помощи наблюдения подростков в процессе их общения, учебы, повседневной деятельности.
Для выявления уровня социального развития подростков в нашем учреждении была разработана карта социально-педагогического обследования дезадаптированных подростков. За основу мы взяли диагностику, разработанную С.А. Беличевой. Она включает в себя ряд показателей уровня социального развития подростка. Оценка производится по пятибалльной системе.
Предлагаемая диагностика помогает дать более полное, объективное представление о личности дезадаптированного подростка и выявить наметившиеся тенденции его социального развития. Диагностика проводится в три этапа:
I этап - в течение 7-14 дней со дня поступления несовершеннолетнего в отделение социальной реабилитации;
II этап - через 1-2 месяца пребывания несовершеннолетнего в Центре;
III этап - к моменту выбытия несовершеннолетнего из Центра.
Результаты диагностики строятся в виде графика.
По итогам диагностики разрабатывается индивидуальная комплексная программа реабилитации несовершеннолетнего, которая включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности. Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения.
Для решения выявленных проблем вырабатывается система мер по профилактике отклонений в поведении подростка по следующим направлениям:
- Информирование – представление информации о негативных медицинских, социальных и правовых последствиях проблемного поведения (правонарушений, курения, употребления алкоголя и наркотиков).
Данное направление основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают, а, следовательно, основным направлением работы становится информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. В нашем центре это осуществляется через организацию работы интеллектуального клуба «Подросток», на заседаниях которого происходят встречи несовершеннолетних с сотрудниками правоохранительных органов, беседы с наркологом, врачом-педиатром, просмотры видеофильмов, тематические и ролевые игры.
- Массовые профилактические мероприятия. Данное направление работы, способствует пропаганде здорового образа жизни, необходимости правовых знаний. Для реализации данного направления проводятся следующие мероприятия: месячник борьбы с вредными привычками «Вредным привычкам скажем «нет», акции «Конфета за сигарету», «День здоровья», декада правовых знаний «Не оступись».
- Программы формирования жизненных, социально-бытовых навыков и профориентации. В нашем учреждении разработаны и реализуются следующие программы:
- «Правовик», целью которой является формирование социально-приемлемых форм поведения на основе развития мотивационно-ценностных устремлений к социальной интеграции в обществе;
- «Калейдоскоп профессий» с целью создания условий для формирования у воспитанников целостных знаний о мире профессий и помощи в профессиональном самоопределении;
- по трудовому реабилитационному обучению: «Умелые руки», «Работа с деревом». Целью данных программ является формирование у детей трудовых навыков, развитие художественно-творческой активности, приобретение навыков работы с различными инструментами и материалами;
- «Здоровый образ жизни», цель которой формирование потребности вести здоровый образ жизни, развитие навыков поведения, препятствующих употреблению психоактивных веществ, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей
4. Организация «альтернативной деятельности». Как показывают исследования, дети и подростки с девиантной направленностью имеют много свободного времени, причем ничем не заполненного. Поэтому организация досуга детей и подростков является важным направлением воспитательно-профилактической работы. В понятие «досуг» входит широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами учебной деятельности.
Система работы по организации досуговой деятельности в нашем центре, нацелена на то, чтобы дать воспитанникам установку на правильный, социально одобряемый образ жизни, способствовать формированию устойчивых привычек в поведении, отношении к людям, к делу. Для этого проводятся такие мероприятия: рыцарский турнир под девизом «Мы растем для мирных побед», выездной концерт для ветеранов «Тропа памяти», акция «Открытка ветерану», экскурсии в эколого-исторический музей, город-герой Волгоград, Ростов-на-Дону, спектакль «Мама лучшая на свете» и др.
В Центре организованы две творческие и трудовые мастерские для мальчиков и девочек, где реализуются программы трудового воспитания и развития творчества «Радиотехника», «Работа с деревом», «Умелые руки».
Формированию нравственно-волевых качеств способствует организация спортивно-оздоровительной работы:
- вовлечение подростков в спортивные секции (посещение секции горного туризма и скалолазания «Ирбис»);
- организация досуга с элементами контролируемой опасности и преодоления трудностей (походы, тренинги-испытания, спортивные соревнования, посещение скалодрома).
5. Укрепление здоровья. В нашем учреждении созданы условия для формирования здоровьесберегающей среды и внедряются следующие здоровьесберегающие технологии:
- рациональная организация реабилитационно-воспитательного процесса;
- организация физкультурно-оздоровительной работы;
- просветительская работа с несовершеннолетними;
- организация системы методической работы с педагогами;
- организация летнего оздоровительного отдыха несовершеннолетних.
Постреабилитационная защита предполагает помощь ребенку после его выхода из реабилитационного центра в восстановление гармоничных отношений с семьей, друзьями, школьным коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов.
Специалистами нашего учреждения разработан комплекс мер, в который вошли следующие мероприятия:
- проведение бесед с родителями, направленных на повышение уровня педагогической компетенции;
- создание воспитывающих ситуаций в семье, активное включение родителей в воспитательный процесс;
- индивидуальные консультации, помощь родителям в воспитании положительных и преодолении отрицательных качеств ребенка;
- контроль организации нормального режима для ребенка, устранение его безнадзорности;
- организация праздничных мероприятий для проведения совместного досуга семей;
- организация встреч родительского клуба «Протяни навстречу руку»;
- помощь в организации разумной деятельности ребенка (привлечение к кружковой работе);
- меры по устранению нарушений семейного воспитания, восстановлению воспитательного потенциала семьи.
Для всех случаев справедливо одно: какой бы поступок ни совершил ребенок, он нуждается в сочувствии. Оно ему не навредит, но растопит лед недоверия и отчуждения. Это первый шаг взрослых на пути к ребенку, чтобы правильно понять его, принять и вовремя помочь, более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.
Работа, проводимая специалистами нашего центра, позволяет приспособить, адаптировать «трудных» подростков к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими. Используя накопленный социально-педагогический опыт, мы помогаем подросткам и их родителям решать проблемы так, чтобы они служили позитивному развитию и не усложняли, а улучшали мир окружающих их людей.
Старший воспитатель ГБУСОН РО «СРЦ г. Волгодонска» Горбоконь Г.Т.
Социальный педагог ГБУСОН РО «СРЦ г. Волгодонска» Трайдак Е.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение к миру социальной действительности детей, воспитывающихся в условиях социально-реабилитационного центра
Приобщение ребенка к миру социальной действительности – одна из сложных и в то же время важнейших проблем. В 21 веке человек должен быть уверен в себе, мобилен, коммуникабелен. Проце...
"Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних".
Изучение особенностей социально-педагогической коррекции подростков с девиантным поведением в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних...
Социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, через вовлечение в объединения по интересам в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
В народе говорят: «Всё начинается с детства». Это не просто фраза, ставшая крылатой, это проверенная веками мудрость. В детстве – истоки личности, определение жизненной судьбы ...
Программа «Шанс» по профилактике и коррекции семейного неблагополучия в условиях социально- реабилитационного центра.
Поиск новых подходов в работе с неблагополучной семьей, оптимальных форм и методов психолого- педагогического воздействия для коррекции и оздоровления детско- родительских отношений....
Выступление "Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних"
В статье представлен материал по профилактике самовольных уходов....
««Профилактика асоциального поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних»»
В целях решения социальной реабилитации и социальной адаптации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказания обеспечения профилактической деятельности на Сахалине области наря...
Программа "Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних получателей социальных услуг в условиях социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних от 12 до 18 лет временного проживания Центра социальной помощи семье и детям"
В программе описано планирование деятельности, концептуальные подходы, основные цели и задачи социального педагога социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних временного проживания Це...