Роль социального педагога в оказании помощи детям, имеющим отклонения в поведении
материал по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 6 VIII вида» г. Гурьевска Кемеровской области
Роль социального педагога в оказании помощи детям, имеющим отклонения в поведении
Социальный педагог
С. Н. Липатникова
2013
Социальный педагог в школе – явление нового времени. В начале 90-х годов, когда в процессе реформирования жизни России проблемы детства резко обострились, возникла необходимость введения такой должности в учреждениях образования.
Социальный педагог призван обеспечить профилактику негативных явлений в школьной среде, отклонений в поведении детей, в их общении. В его обязанности входит оказание помощи учащимся, попавшим в сложные жизненные ситуации, а также — работа с родителями социально незащищенных детей.
Социальный педагог совместно с педагогами и администрацией школы, представителями ОВД и других учреждений социальной направленности призван бороться с такими «болезнями», как алкоголизм, наркомания, табакокурение, бродяжничество, социальная дезадаптация и осуществлять соответствующую профилактическую работу.
Предметом его внимания является ребенок, имеющий жизненные проблемы и нуждающийся в помощи и поддержке со стороны взрослых.
Основная цель деятельности социального педагога — создавать условия для целенаправленной социализации личности, ставя во главу угла раскрытие ее позитивных свойств.
Приоритетными направлениями деятельности социального педагога в школе являются:
• профилактика отклонений в поведении детей и подростков;
• работа с девиантными детьми и подростками;
• поддержка детей и подростков в кризисных ситуациях;
• социально-педагогическая работа с семьей.
Оказание социально-педагогической помощи и поддержки детям реализуется в следующих принципах:
• адресность помощи, когда она оказывается конкретному ребенку, его семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;
• гарантированность помощи, предполагающая, что ребенок ее обязательно получит;
• оперативность помощи, обеспечивающая быструю и своевременную помощь каждому ребенку;
• конфиденциальность помощи; она состоит в том, что сведения о ребенке или его семье не подлежат разглашению или использованию без их ведома или согласия;
• максимально возможное сохранение ребенка в привычной социальной среде, сохранение его микросоциальных связей — с семьей, родственниками, близкими людьми, друзьями.
Кроме того, множество задач, которые призван решать социальный педагог, предполагает необходимость выполнения им определенной социальной роли.
Посредник - связующее звено между личностью и социальными службами.
Защитник интересов - защита прав личности (Закон о правах ребенка).
Участник совместной деятельности - побуждение ребенка к действию, социальной инициативе, развитие способности самому решать свои проблемы.
Духовный наставник - социальный патронаж, забота о формировании нравственных, общечеловеческих ценностей в социуме.
Социальный терапевт - содействие личности в контактах с соответствующими специалистами, помощь в разрешении конфликтных ситуаций.
Эксперт - отстаивание прав подопечного, определение методов допустимого компетентного педагогического вмешательства в решение его проблем.
Как правило основная работа социального педагога связана с детьми, с отклоняющимся поведением или состоящими на внутришкольном учёте.
На внутришкольный учёт могут быть поставлены дети:
- Употребляющие алкогольные напитки и психоактивные вещества;
- Состоящие на учете в ОДН, КДН за совершение антиобщественных действий, правонарушений, преступлений;
- Безнадзорные или беспризорные;
- Занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;
- Систематически опаздывающие и пропускающие занятия без уважительной причины (15 - 30% учебного времени);
- Безответственно относящиеся к учебе.
Подтверждение основания постановки на внутришкольный учёт:
- Сообщение из ОДН;
- Сообщение из органов опеки и попечительства;
- Решение педагогического совета ОУ;
- Решение Совета профилактики.
Алгоритм работы с детьми, состоящими на внутришкольном учёте:
-Заполнение Учётной карточки.
-Взаимодействие с воспитателем, классным руководителем, психологом школы.
-Различные формы диагностирования детей, с целью определения индивидуальных особенностей ребенка, его отклонений в поведении и нравственном развитии.
-Индивидуальные беседы с детьми, с целью воспитания нравственных качеств, профилактики правонарушений, формирования позитивного отношения к окружающим, изменения характера личных отношений со взрослыми и сверстниками;
-Контроль за посещаемостью занятий, успеваемостью, поведением, внешним видом.
-Работа с семьёй.
-Совет профилактики.
-Взаимодействие с КДН.
-Групповые профилактические беседы «Ты и Закон».
-Профориентационная работа.
Остановлюсь более подробно на некоторых пунктах.
Учётная карточка составляется в целях сбора, хранения и обработки сведений об обучающемся, состоящем на учёте и ведется до момента снятия его с внутришкольного учета или с учёта в ОДН.
(В карте наблюдений отражены психо-эмоциональные и личностные качества ребёнка).
Большую роль в работе играет диагностика. (Источник: Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) / Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. – М., 2004. С.141-154.).
Она предназначена для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения и очень результативна. Это опросник, представляющий собой набор специализированных психодиагностических шкал, которые делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями.
Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом.
Большое значение имеет работа с семьёй. Это:
-Посещение семей с целью изучения воспитательной роли родителей.
-Индивидуальные беседы с родителями.
-Знакомство родителей с основами педагогических и психологических, правовых знаний;
-Консультирование родителей по социальным вопросам.
-Воздействие на родителей через малый педсовет по персональным вопросам, педконсилиум, административный совет с целью привлечения их к нравственному воспитанию детей.
-Обращение в органы ОДН, КДН с целью воздействия на родителей, уклоняющихся от воспитания детей;
- Обращение в органы Опеки и попечительства, с целью ограждения детей от негативного воздействия семьи.
Для целенаправленной воспитательной работы по профилактике и предупреждению правонарушений среди учащихся школы проводится цикл бесед «Ты и Закон», который я начинаю показом документального фильма. Этот фильм оказывает глубокое эмоциональное воздействие на подростков и проходит красной строкой через все беседы.
Очень важно, чтобы и после школы выпускники не стали на путь безделья или преступности. Именно поэтому большое значение уделяется профориентации.
В течении всего этого времени с 9-классниками проводились различные формы работы по профориентации.
Я стараюсь сформировать у обучающихся представление о законах в области труда и занятости; разъяснить понятие «рынок труда»; показать пути устройства на работу. Стараюсь объяснить учащимся об основных трудностях, имеющих место при трудоустройстве: умение правильно и грамотно оформлять документы.
Закончить своё выступление мне хочется словами:
Вот они вечные истины эти:
Поздно заметили... мимо прошли...
Нет! Не рождаются «трудными» дети!
Просто им вовремя не помогли!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на тему «Опыт взаимодействия психолога и социального педагога по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, в рамках мобильной социальной службы»
теоретический материал из опыта работы...
«Роль коррекционно-педагогической и профилактической деятельности учащимися, имеющими отклонения в развитии м поведении в повышении их уровня воспитанности»
Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения - агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями... Е.В. Змановская, А.Д. Гонеев, А.А...
«Роль взрослых в оказании помощи детям и подросткам в кризисных ситуациях. Причины и профилактика суицидального поведения детей и подростков».
Конспект родителького собрания....
Роль социального педагога во взаимодействии с семьями учащихся по оказанию системной работы по оказанию помощи в вопросах воспитания , обучения, развития и социальной адаптации детей .
Значительная роль в воспитании отводится сотрудничеству семьи и школы. Это не одноразовая акция , а целая система работ....
Рекомендации педагогам по оказанию помощи в вопросах воспитания детей с агрессивным поведением
Рекомендации педагогам по оказанию помощи в вопросах воспитания детей с агрессивным поведением....
Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям в коррекционной работе по предупреждению неврозов у детей разного возраста, имеющих отклонения в поведении.
ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ИХ ОТКЛОНЕНИЙ.ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ В КОРРЕКЦИННОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕ...
Родительское собрание на тему: «Роль взрослых в оказании помощи детям и подросткам в кризисных ситуациях. Причины и профилактика суицидального поведения детей и подростков».
Познакомить родителей с проблемой суицида среди детей и подростков, оказать профилактическую помощь родителям...