Роль социального педагога в оказании помощи детям, имеющим отклонения в поведении
материал по теме

Липатникова Светлана Николаевна

Итоги работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lipatnikova_s._n.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 6 VIII вида» г. Гурьевска Кемеровской области

Роль социального педагога в оказании помощи детям, имеющим отклонения в поведении

Социальный педагог

С. Н. Липатникова

2013

        Социальный педагог в школе – явление нового времени. В начале 90-х годов, когда в процессе реформирования жизни России проблемы детства резко обострились, возникла необходимость введения такой должности в учреждениях образования.

Социальный педагог призван обеспечить профилактику негативных явлений в школьной среде, отклонений в поведении детей, в их общении. В его обязанности входит оказание помощи учащимся, попавшим в сложные жизненные ситуации, а также — работа с родителями социально незащищенных детей.

Социальный педагог совместно с педагогами и  администрацией школы, представителями ОВД и других учреждений социальной направленности призван бороться с такими «болезнями», как алкоголизм, наркомания, табакокурение, бродяжничество, социальная дезадаптация и осуществлять соответствующую профилактическую работу.

Предметом его внимания является ребенок, имеющий жизненные проблемы и нуждающийся в помощи и поддержке со стороны взрослых.

Основная цель деятельности социального педагога — создавать условия для целенаправленной социализации личности, ставя во главу угла раскрытие ее позитивных свойств.

Приоритетными направлениями деятельности социального педагога в школе являются:

• профилактика отклонений в поведении детей и подростков;

• работа с девиантными детьми и подростками;

• поддержка детей и подростков в кризисных ситуациях;

•  социально-педагогическая работа с семьей.

Оказание социально-педагогической помощи и поддержки детям реализуется в следующих принципах:

 адресность помощи, когда она оказывается конкретному ребенку, его семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;

гарантированность помощи, предполагающая, что ребенок ее обязательно получит;

 оперативность помощи, обеспечивающая быструю и своевременную помощь каждому ребенку;

 конфиденциальность помощи; она состоит в том, что сведения о ребенке или его семье не подлежат разглашению или использованию без их ведома или согласия;

  максимально возможное сохранение ребенка в привычной социальной среде, сохранение его микросоциальных связей — с семьей, родственниками, близкими людьми, друзьями.

Кроме того, множество задач, которые призван решать социальный педагог, предполагает необходимость выполнения им определенной социальной роли.

Посредник - связующее звено между личностью и социальными службами.

Защитник интересов - защита прав личности (Закон о правах ребенка).

Участник совместной деятельности - побуждение ребенка к действию, социальной инициативе, развитие способности самому решать свои проблемы.

Духовный наставник - социальный патронаж, забота о формировании нравственных, общечеловеческих ценностей в социуме.

Социальный терапевт - содействие личности в контактах с соответствующими специалистами, помощь в разрешении конфликтных ситуаций.

Эксперт - отстаивание прав подопечного, определение методов допустимого компетентного педагогического вмешательства в решение его проблем.

Как правило основная работа социального педагога связана с детьми, с отклоняющимся поведением или  состоящими на внутришкольном учёте.

На внутришкольный учёт  могут быть поставлены дети:

  1. Употребляющие алкогольные напитки и психоактивные вещества; 
  2. Состоящие на учете в ОДН, КДН за совершение антиобщественных действий, правонарушений, преступлений; 
  3. Безнадзорные или беспризорные;
  4. Занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;
  5. Систематически опаздывающие и пропускающие занятия без уважительной причины (15 - 30% учебного времени); 
  6. Безответственно относящиеся к учебе. 

Подтверждение основания постановки на внутришкольный учёт:

  1. Сообщение из ОДН;
  2. Сообщение из органов опеки и попечительства;
  3. Решение  педагогического совета ОУ;
  4. Решение Совета профилактики.

Алгоритм работы с детьми, состоящими на внутришкольном учёте:

-Заполнение Учётной карточки.

-Взаимодействие с воспитателем, классным руководителем, психологом школы.

-Различные формы диагностирования детей, с целью определения индивидуальных особенностей ребенка, его отклонений в поведении и нравственном развитии.

-Индивидуальные беседы с  детьми, с целью воспитания нравственных качеств, профилактики правонарушений, формирования позитивного отношения к окружающим,  изменения характера личных отношений со взрослыми и сверстниками;

-Контроль за посещаемостью занятий, успеваемостью, поведением, внешним видом.

-Работа с семьёй.

-Совет профилактики.

-Взаимодействие с КДН.

-Групповые профилактические беседы «Ты и Закон».

-Профориентационная работа.

Остановлюсь более подробно на  некоторых пунктах.

Учётная карточка составляется в целях сбора, хранения и обработки сведений об обучающемся, состоящем на учёте и ведется до момента снятия его с внутришкольного учета или с учёта в ОДН.

        (В карте наблюдений отражены психо-эмоциональные и личностные качества ребёнка).

        Большую роль в работе играет диагностика. (Источник: Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) / Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. – М., 2004. С.141-154.).

Она предназначена для   измерения   готовности   (склонности)   подростков   к   реализации   различных   форм отклоняющегося поведения и  очень результативна. Это опросник,   представляющий  собой набор специализированных психодиагностических   шкал, которые делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены  на   измерение   психологического   содержания   комплекса   связанных  между собой   форм   девиантного   поведения,   то   есть   социальных   и   личностных   установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями.

Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию,  оценки достоверности результатов опросника в целом.

        Большое значение имеет работа с семьёй. Это:

-Посещение семей с целью изучения воспитательной роли родителей.

-Индивидуальные беседы с родителями.

-Знакомство родителей с основами педагогических и психологических, правовых знаний;

-Консультирование родителей по социальным вопросам.

-Воздействие на родителей через малый педсовет по персональным вопросам, педконсилиум, административный совет с целью привлечения их к нравственному воспитанию детей.

-Обращение в органы ОДН, КДН с целью воздействия на родителей, уклоняющихся от воспитания детей;

- Обращение в органы Опеки и попечительства, с целью ограждения детей от негативного воздействия семьи.

        Для целенаправленной воспитательной работы по профилактике и предупреждению правонарушений среди учащихся школы проводится цикл бесед «Ты и Закон», который я начинаю показом документального фильма. Этот фильм оказывает глубокое эмоциональное воздействие на подростков и проходит красной строкой через все беседы.

Очень важно, чтобы и после школы выпускники не  стали на путь безделья или преступности. Именно поэтому большое значение уделяется профориентации.

В течении всего этого времени с 9-классниками проводились различные формы работы по профориентации.

Я стараюсь сформировать у обучающихся представление о законах в области труда и занятости; разъяснить понятие «рынок труда»; показать пути устройства на работу. Стараюсь  объяснить учащимся об основных трудностях, имеющих место при трудоустройстве: умение правильно и грамотно оформлять документы.

Закончить своё выступление мне хочется словами:

Вот они вечные истины эти:

Поздно заметили... мимо прошли...

Нет! Не рождаются «трудными» дети!

Просто им вовремя не помогли!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль коррекционно-педагогической и профилактической деятельности учащимися, имеющими отклонения в развитии м поведении в повышении их уровня воспитанности»

Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения - агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями... Е.В. Змановская, А.Д. Гонеев, А.А...

Рекомендации педагогам по оказанию помощи в вопросах воспитания детей с агрессивным поведением

Рекомендации педагогам по оказанию помощи в вопросах воспитания детей с агрессивным поведением....

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям в коррекционной работе по предупреждению неврозов у детей разного возраста, имеющих отклонения в поведении.

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ИХ ОТКЛОНЕНИЙ.ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ В КОРРЕКЦИННОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕ...