Инновационные технологии и подходы в работе социального педагога.
статья на тему

Асташенко Татьяна Владимировна

  Одним из направлений работы социального педагога является использование современных инновационных технологий в организации социально-педагогической деятельности (на локальном, муниципальном, региональном уровнях) как на уровне использования методических приемов, отдельных компонентов системы, так и целостной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsiya_dlya_stati.docx16.44 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии и подходы

 в работе социального педагога.

  Одним из направлений работы социального педагога является использование современных инновационных технологий в организации социально-педагогической деятельности (на локальном, муниципальном, региональном уровнях) как на уровне использования методических приемов, отдельных компонентов системы, так и целостной системы.

В настоящее время в образовании широко распространяется инновационная деятельность, педагоги активно внедряют новые проекты, на базе школ работают экспериментальные площадки, открываются школы-лаборатории.

Любая инновационная деятельность в сфере образования и воспитания определяется специфическими приемами и технологиями, связанными с особенностями работы педагогов, назначением которых является повышение эффективности процесса социализации, воспитания и развития детей и подростков.

В условиях новой работы можно применять в  образовательной деятельности современные педагогические технологии:

1. Гуманно - личностную технологию (Ш.А. Аманошвили):

Применение данной технологии раскрывается через следующие методы:

- гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

- индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

- мастерство общения: закон взаимности, гласность, уважение личности ребенка в вопросе самовыражения;

- резервы семейной педагогики, родительские субботы (если у семьи имеются данные резервы);

- учебная деятельность: контроль за посещением учебных занятий, реализовать право ребенка на получение образование независимо от его социального статуса, состояния здоровья, обстановки в семье;

2. Технологии использования Интернета в учебно-воспитательном процессетехнологию социального консультирования и посредничества (И.Г. Зайнышев):

Использование возможностей сайта школы с целью повышения правовой и педагогической культуры родителей, а также в качестве инструмента социального консультирования детей по различным вопросам. Также следует активно использовать Интернет для собственного саморазвития как специалиста и повышения уровня своих профессиональных знаний и умений через участие в сетевых конкурсах, видеоконференциях и веб-инарах.

3. Технологию социальной адаптации (Е.И. Холостова).

Взаимодействие социально-психологической службы школы с родителями и детьми, в котором каждый участник образовательного процесса является равноправным партнёрам, с целью сохранения, восстановления и поддержания социального статуса семьи и ребенка. Для реализации данной технологии социально-психологическая служба проводит раннюю профилактику и коррекцию детско-родительских отношений, а также привлекает административные ресурсы системы профилактики для защиты прав и свобод ребенка или его семьи. В данном случае к административным ресурсам можно отнести: заседания школьного Совета профилактики, взаимодействие со школьным инспектором по делам несовершеннолетних, Комиссия по делам несовершеннолетних, Опорный пункт охраны правопорядка.

К направлениям деятельности по социализации обучающихся относится:

• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);

• воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);

• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);

• воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);

• воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);

• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

Большое значение для успешности инновационной деятельности имеет способность педагога осознавать границы возможностей самореализации, изменять их в реальном действии или на мысленном уровне и переживать чувство успеха. На успешность деятельности кроме индивидуальных особенностей (творческие способности, волевые качества, уровень развития саморегуляции, самооценка, степень открытости новому и т. п.) влияют социальные факторы, способности педагога к общению, эмпатии, осознание других людей, которые могут либо способствовать, либо тормозить инициативу. Осознание воздействия других является одним из условий реализации новшества, видения границ возможностей и отношения к ним. Рефлексия причин и последствий воздействия педагогического сообщества позволяет управлять процессами воздействия (защищаться от них, усиливать их в случае положительного эффекта и т. п.).

В структуре инновационной деятельности социального педагога выделяется и организационно-методическая деятельность, содержанием которой является анализ и обобщение социально-педагогической деятельности; участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам; накопление банка данных по методам социальной работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных социально-педагогических исследований. Такое направление в работе социального педагога сопряжено с инновационной деятельностью, оно является пусковым механизмом, определяющим будущее инновационное исследование и развитие циклов инновационного процесса: зарождение идеи, целеполагание, разработку идеи, реализации нового, распространение и новшества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы в работе социального педагога в рамках учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Все виды деятельности организации строятся на принципах наилучшего  обеспечения интересов семьи и детства. Наше учреждение является организацией,  куда помещаются дети под надзор, на период ...

Игровые технологии в практике работы социального педагога.

Мобильность, эффективность, ресурсы успешной работы социального педагога. Возможности внедрения новых методических разработок  в социально-педагогическую деятельность....

Игровые технологии в практике работы социального педагога

Игровые технологии в практике работы социального педагога...

Инновационные технологии, новые методы работы социального педагога в рамках ФГОС

Что такое инновация? Инновация  (нововведение) -  создавать новое.Технология происходит от греческого слова «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука ...

Игровые технологии в практике работы социального педагога

Основные задачи социального педагога при использовании игровых технологий: научить детей жить в игровом пространстве, полностью погружаться в игровые отношения; научить быть свободными в игровом прост...

Инновационные технологии, новые методы работы социального педагога в рамках ФГОС

Новые образовательные стандарты, стандарты второго поколения – эти фразы давно на слуху у всех специалистов системы образования. Их ждали, обсуждали всей страной, и пришло время начать при...