Инновационные технологии, новые методы работы социального педагога в рамках ФГОС
статья
Что такое инновация? Инновация (нововведение) - создавать новое.
Технология происходит от греческого слова «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве. Ядро любой технологии: это – цель - средства - правила их использования – результат.
Педагогическая технология - это целостный научно - обоснованный проект определённой педагогической системы от её теоретического замысла до реализации в образовательной практике. Педагогическая технология отражает процессуальную сторону обучения и воспитания, охватывает цели, содержание, формы, методы, средства, результаты и условия их организации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Инновационные технологии, новые методы работы социального педагога в рамках ФГОС | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
" Инновационные технологии, новые методы работы социального педагога в рамках ФГОС"
Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества – экономической, социальной, политической, культурной, не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития.
«Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов… Поэтому образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии». Владимир Путин. 8 февраля 2008г.
Новые образовательные стандарты, стандарты второго поколения – эти фразы давно на слуху у всех специалистов системы образования. Их ждали, обсуждали всей страной и... пришло время начать применять новое на практике.
Не может остаться в стороне от изменений в образовании и социальный педагог, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно социальны» и требуют при реализации обновленной роли социального педагога в школе. Но какой? В чем может быть роль социального педагога? Какие вопросы ставит новый стандарт перед социальными педагогами? К настоящему времени нет готовых рецептов!
Стандарт заставляет задуматься о том, какие условия необходимо создать и какие методы будут эффективными для достижения трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Наряду с формированием Универсальных учебных действий особое внимание начинают играть личностные результаты. Они включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества. В широком смысле - это умение учиться.
Что такое инновация? Инновация (нововведение) - создавать новое.
Технология происходит от греческого слова «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве. Ядро любой технологии: это – цель - средства - правила их использования – результат.
Педагогическая технология - это целостный научно - обоснованный проект определённой педагогической системы от её теоретического замысла до реализации в образовательной практике. Педагогическая технология отражает процессуальную сторону обучения и воспитания, охватывает цели, содержание, формы, методы, средства, результаты и условия их организации
Каким критериям должна удовлетворять педагогическая технология в рамках ФГОС?
- Научность – опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
- Системность – наличие признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.
- Управляемость – возможность планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
- Эффективность – гарантия достижения определенного стандарта обучения, эффективность по результатам и оптимальность по затратам.
В условиях новой работы можно применять в образовательной деятельности современные педагогические технологии:
1. Гуманно - личностную технологию :
Применение данной технологии раскрывается через следующие методы:
- гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;
- индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;
- мастерство общения: закон взаимности, гласность, уважение личности ребенка в вопросе самовыражения;
- резервы семейной педагогики, родительские субботы;
- учебная деятельность: контроль за посещением учебных занятий, реализовать право ребенка на получение образование независимо от его социального статуса, состояния здоровья, обстановки в семье;
2. Технологии использования Интернета в учебно-воспитательном процессе, технологию социального консультирования и посредничества :
Использование возможностей сайта школы с целью повышения правовой и
педагогической культуры родителей, а также в качестве инструмента социального консультирования детей по различным вопросам. Также следует активно использовать Интернет для собственного саморазвития как специалиста и повышения уровня своих профессиональных знаний и умений через участие в сетевых конкурсах, видеоконференциях и веб-инарах.
3. Тестовые технологии:
-во-первых, обеспечивают объективность контроля, исключают субъективный фактор (за одну и ту же работу ученики получают разные оценки).
-во-вторых – легко обрабатываются результаты (проверять гораздо легче), экономится время .
-в-третьих – развивается логическое мышление учащихся, внимательность. сочетании с различными видами проверки, используются компьютерные тестовые задания, которые является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.
4.Технология проектной деятельности. Проект – форма организации совместной деятельности людей. Это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. То есть ученик учится: ставить цель, в соответствии со своими потребностями; намечать план своей деятельности; подбирать необходимые средства для реализации своей цели; осуществлять определенную деятельность по плану; Проектная деятельность, которой уделяется внимание на внеурочных занятиях, очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу и дальнейшего постижения основ научно – исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, представление своих проектов. Они не просто учатся воспроизводить увиденное или прочитанное, но и учатся рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение.
5. Технологию социальной адаптации .
Взаимодействие социально-психологической службы школы с родителями и детьми, в котором каждый участник образовательного процесса является равноправным партнёрам, с целью сохранения, восстановления и поддержания социального статуса семьи и ребенка. Для реализации данной технологии социально-психологическая служба проводит раннюю профилактику и коррекцию детско-родительских отношений, а также привлекает административные ресурсы системы профилактики для защиты прав и свобод ребенка или его семьи. В данном случае к административным ресурсам можно отнести: заседания школьного Совета профилактики, взаимодействие со школьным инспектором по делам несовершеннолетних, Комиссия по делам несовершеннолетних.
К направлениям деятельности по социализации обучающихся относится:
• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);
• воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);
• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);
• воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
• воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);
• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательное учреждение, в том числе и социальный педагог, может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности.
На первое место в профессиональной деятельности социального педагога выходит
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, КОТОРАЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
- формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся. Это создается с опорой на систему следующих принципов:
А) духовные идеалы многонационального народа России;
Б) базовых национальных ценностях;
В) традиционных моральных нормах;
Г) принцип совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Целями и задачами социализации обучающихся на ступени общего основного образования являются:
- социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, осознающего ответственность и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.
Поставленная цель реализуется через следующие направления, которые ложатся в основу нового содержания деятельности социального педагога:
1. Формирование личностной культуры.
2. Формирование социальной культуры.
3. Формирование семейной культуры.
Использование современных технологий обеспечит формирование универсальных учебных действий
∙ Информационных (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем)
∙ Коммуникативных (умение эффективно сотрудничать с другими людьми)
∙ Самоорганизации (умение ставить цели, планировать личностные ресурсы)
∙ Самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении жизни, формировать ценности, которые всегда были приняты в обществе — добро, мир, справедливость, терпение, обеспечивая тем самым успешность и конкурентоспособность)
И в заключении хочу сказать: «Да, инновации требуют огромной затраты сил, времени, но это то, что делает нас современными своему времени. Мы стремимся к успеху ,кроме этого, мы должны быть интересны нашим детям. Для этого мы тоже должны самообразовываться.
6. Технология самообразования педагога в рамках ФГОС
● веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».Возможность организовать веб-конференцию предоставляют популярные программы Skype, ICQ, Mail.ruagent.
● телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач.
● чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий.
И если мы будем успешными, учителя и школа, значит, есть надежда на то, что наши ученики тоже будут успешными и счастливыми!»
Какую бы педагогическую технологию мы не применяли в учебном процессе, все же реализуется она через систему занятий, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа социального педагога в рамках ФГОС
В статье представлен материал о работе социального педагога при переходе на ФГОС....
Деятельность социального педагога в рамках ФГОС второго поколения
Презентация о деятельности социального педагога в рамках ФГОС второго поколения...
Новое содержание деятельности социального педагога в рамках реализации ФГОС ООО
Новые образовательные стандарты требуют изменений в подходе работы социального педагога в школе. Необходимо пересмотреть методы, выбрать из них более эффективныые, с помощью которых можно получить выс...
Инновационные подходы в работе социального педагога в рамках учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Все виды деятельности организации строятся на принципах наилучшего обеспечения интересов семьи и детства. Наше учреждение является организацией, куда помещаются дети под надзор, на период ...
Инновационные технологии, новые методы работы социального педагога в рамках ФГОС
Новые образовательные стандарты, стандарты второго поколения – эти фразы давно на слуху у всех специалистов системы образования. Их ждали, обсуждали всей страной, и пришло время начать при...
РЕФЛЕКСИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
В статье отмечается важность семьи в жизни каждого человека. Поднимается вопрос социально-педагогического сопровождения со стороны социального педагога. Обозначены основные особенности и сложности гру...