Инновационные технологии, новые методы работы социального педагога в рамках ФГОС
статья

Асташенко Татьяна Владимировна

Что такое инновация? Инновация  (нововведение) -  создавать новое.

Технология происходит от греческого слова «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве. Ядро любой технологии: это – цель - средства - правила их использования – результат.

Педагогическая технология - это целостный научно - обоснованный проект определённой педагогической системы от её теоретического замысла до реализации в образовательной практике. Педагогическая технология отражает процессуальную сторону обучения и воспитания, охватывает цели, содержание, формы, методы, средства, результаты и условия их организации

Скачать:


Предварительный просмотр:

" Инновационные технологии, новые методы работы социального педагога в рамках ФГОС"

Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества – экономической, социальной, политической, культурной, не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития.

 «Будущее России, наши успехи зависят от образования и  здоровья людей,  от их    стремления к самосовершенствованию и   использованию своих навыков и талантов… Поэтому образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии». Владимир Путин.  8 февраля 2008г.

            Новые образовательные стандарты, стандарты второго поколения – эти фразы давно на слуху у всех специалистов системы образования. Их ждали, обсуждали всей страной  и... пришло время начать применять новое на практике.

            Не может остаться в стороне от изменений в образовании и социальный педагог, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно социальны» и требуют при реализации обновленной роли социального педагога в школе. Но какой? В чем может быть роль социального педагога? Какие вопросы ставит новый стандарт перед социальными педагогами? К настоящему времени нет готовых рецептов!

            Стандарт заставляет задуматься о том, какие условия необходимо создать и какие методы будут эффективными для достижения трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.

          Наряду с формированием Универсальных учебных действий особое внимание начинают играть личностные результаты. Они включают готовность и способность обучающихся  к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества. В широком смысле - это умение учиться.

Что такое инновация? Инновация  (нововведение) -  создавать новое.

Технология происходит от греческого слова «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве. Ядро любой технологии: это – цель - средства - правила их использования – результат.

Педагогическая технология - это целостный научно - обоснованный проект определённой педагогической системы от её теоретического замысла до реализации в образовательной практике. Педагогическая технология отражает процессуальную сторону обучения и воспитания, охватывает цели, содержание, формы, методы, средства, результаты и условия их организации

Каким критериям должна удовлетворять педагогическая технология в рамках ФГОС?

  • Научность – опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
  • Системность – наличие признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.
  • Управляемость – возможность планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
  • Эффективность – гарантия достижения определенного стандарта обучения, эффективность по результатам и оптимальность по затратам.

В условиях новой работы можно применять в  образовательной деятельности современные педагогические технологии:

1. Гуманно - личностную технологию :

            Применение данной технологии раскрывается через следующие методы:

- гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

- индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

- мастерство общения: закон взаимности, гласность, уважение личности ребенка в вопросе самовыражения;

- резервы семейной педагогики, родительские субботы;

- учебная деятельность: контроль за посещением учебных занятий, реализовать право ребенка на получение образование независимо от его социального статуса, состояния здоровья, обстановки в семье;

2. Технологии использования Интернета в учебно-воспитательном процессетехнологию социального консультирования и посредничества :

            Использование возможностей сайта школы с целью повышения правовой и

педагогической культуры родителей, а также в качестве инструмента социального консультирования детей по различным вопросам. Также следует активно использовать Интернет для собственного саморазвития как специалиста и повышения уровня своих профессиональных знаний и умений через участие в сетевых конкурсах, видеоконференциях и веб-инарах.

 

3. Тестовые технологии:

-во-первых, обеспечивают объективность контроля, исключают субъективный фактор (за одну и ту же работу ученики получают разные оценки).

 -во-вторых – легко обрабатываются результаты (проверять гораздо легче), экономится время .

-в-третьих – развивается логическое мышление учащихся, внимательность.  сочетании с различными видами проверки, используются компьютерные тестовые задания, которые является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.

4.Технология проектной деятельности. Проект – форма организации совместной деятельности людей. Это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. То есть ученик учится: ставить цель, в соответствии со своими потребностями; намечать план своей деятельности; подбирать необходимые средства для реализации своей цели; осуществлять определенную деятельность по плану; Проектная деятельность, которой уделяется внимание на внеурочных занятиях, очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу и дальнейшего постижения основ научно – исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, представление своих проектов. Они не просто учатся воспроизводить увиденное или прочитанное, но и учатся рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение.

5. Технологию социальной адаптации .

            Взаимодействие социально-психологической службы школы с родителями и детьми, в котором каждый участник образовательного процесса является равноправным партнёрам, с целью сохранения, восстановления и поддержания социального статуса семьи и ребенка. Для реализации данной технологии социально-психологическая служба проводит раннюю профилактику и коррекцию детско-родительских отношений, а также привлекает административные ресурсы системы профилактики для защиты прав и свобод ребенка или его семьи. В данном случае к административным ресурсам можно отнести: заседания школьного Совета профилактики, взаимодействие со школьным инспектором по делам несовершеннолетних, Комиссия по делам несовершеннолетних.

            К направлениям деятельности по социализации обучающихся относится:

• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);

• воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);

• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);

• воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);

• воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);

• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

            Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательное учреждение, в том числе и социальный педагог, может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности.

На первое место в профессиональной деятельности социального педагога выходит

 СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, КОТОРАЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

- формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся. Это создается с опорой на систему следующих принципов:

А) духовные идеалы многонационального народа России;

Б) базовых национальных ценностях;

В) традиционных моральных нормах;

Г) принцип совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Целями и задачами социализации обучающихся на ступени общего основного образования являются:

- социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, осознающего ответственность и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.

Поставленная цель реализуется через следующие направления, которые ложатся в основу нового содержания деятельности социального педагога:

1. Формирование личностной культуры.

2. Формирование социальной культуры.

3. Формирование семейной культуры.

 

Использование современных технологий обеспечит формирование универсальных учебных действий

         Информационных     (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем)

         Коммуникативных  (умение эффективно сотрудничать с другими людьми)

         Самоорганизации (умение ставить цели, планировать личностные ресурсы)

         Самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении жизни, формировать ценности, которые всегда были приняты в обществе — добро, мир, справедливость, терпение, обеспечивая тем самым успешность и конкурентоспособность)

 И в заключении хочу сказать: «Да, инновации требуют огромной затраты сил, времени, но это то, что делает нас современными своему времени. Мы стремимся к успеху ,кроме этого, мы должны быть интересны нашим детям. Для этого мы тоже должны самообразовываться.

6. Технология самообразования педагога  в рамках ФГОС

●  веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».Возможность организовать веб-конференцию предоставляют популярные программы Skype, ICQ, Mail.ruagent.

●  телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач.

 ● чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. 

            И если мы будем успешными, учителя и школа, значит, есть надежда на то, что наши ученики тоже будут успешными и счастливыми!»

  Какую бы педагогическую технологию мы не применяли в учебном процессе, все же реализуется она через систему занятий, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа социального педагога в рамках ФГОС

В статье представлен материал о работе социального педагога при переходе на ФГОС....

Деятельность социального педагога в рамках ФГОС второго поколения

Презентация о деятельности  социального педагога в рамках ФГОС второго поколения...

Новое содержание деятельности социального педагога в рамках реализации ФГОС ООО

Новые образовательные стандарты требуют изменений в подходе работы социального педагога в школе. Необходимо пересмотреть методы, выбрать из них более эффективныые, с помощью которых можно получить выс...

Инновационные подходы в работе социального педагога в рамках учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Все виды деятельности организации строятся на принципах наилучшего  обеспечения интересов семьи и детства. Наше учреждение является организацией,  куда помещаются дети под надзор, на период ...

Инновационные технологии, новые методы работы социального педагога в рамках ФГОС

Новые образовательные стандарты, стандарты второго поколения – эти фразы давно на слуху у всех специалистов системы образования. Их ждали, обсуждали всей страной, и пришло время начать при...

РЕФЛЕКСИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

В статье отмечается важность семьи в жизни каждого человека. Поднимается вопрос социально-педагогического сопровождения со стороны социального педагога. Обозначены основные особенности и сложности гру...