Игровые технологии в практике работы социального педагога
учебно-методическое пособие
Основные задачи социального педагога при использовании игровых технологий: научить детей жить в игровом пространстве, полностью погружаться в игровые отношения; научить быть свободными в игровом пространстве, выстраивать в нем отношения друг
с другом в соответствии с игровыми условиями; научить осмыслять игровой опыт, использовать игру как инструмент самопознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_v_praktike_raboty_sotsialnogo_pedagoga.docx | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии в практике работы социального педагога
Трудно переоценить роль игры в жизни ребенка. Это естественная, важнейшая его деятельность, удовлетворяющая стремление к движению, к действию, к переосмыслению впечатлений окружающего мира. Нормально развивающийся ребенок много и с удовольствием играет. Не зря же игру считают одной из форм организации детской жизни. Дети, которые много и сосредоточенно играют, меньше шалят, растут более организованными, дисциплинированными. Ребенок преображается под влиянием увлекательной игры: молчаливый становится разговорчивым, замкнутый – наиболее общительным, дерзкий – вежливым, непоседа, увлеченный игрой, без особого напряжения делает то, что в других условиях было бы для него не выполнимо.
Ребенок играет независимо от вмешательства взрослых. И от того какой будет игра – доброй или злой – во многом зависит процесс и результат воспитания человека. Для него игра – источник ресурсов для восстановления и умножения энергетического потенциала и психического равновесия.
Как утверждал А. С. Макаренко, «педагог не может не играть, не может быть педагога, который не умел бы играть. Нельзя же допускать, чтобы наши нервы были педагогическим инструментом, нельзя допустить, что мы можем воспитывать наших детей при помощи наших сердечных мучений, мучений нашей души. Ведь мы же люди. И если во всякой другой специальности можно обойтись без душевных страданий, то надо и у нас это сделать».
Игра – важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры представления. Копируя жизнь взрослых, ребенок проникается их чувствами и делами, проходит своеобразную школу межчеловеческих отношений, усваивает моральные нормы нашего общества.
Особая ценность игры в том, что в ней ребенок проявляет способность
к самовоспитанию. Он намеренно ведет себя так, как этого требуют правила взятой роли. Игра для детей — важное средство самовыражения. В играх проявляются характер, привычки, способности, творческие возможности детей, что помогает педагогу лучше узнавать своих воспитанников, находить к ним подход.
Как известно, всякое средство, даже самое совершенное, можно использовать во благо и во вред. И даже благие намерения не обеспечивают полезности применения средств: нужны еще знания и умение использовать средство соответствующим образом, чтобы его применение приносило безусловную пользу. Точно так же использование игры в воспитании требует соблюдение некоторых правил:
- игры должна быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело;
- игра должна способствовать здоровью тела не менее чем оживлению духа;
- игра не должна грозить опасностью для жизни, здоровья, приличия;
- игры должны служить преддверием для вещей серьёзных;
- игра должна оканчиваться раньше, чем надоест;
- игры должны проходить под наблюдением учителя.
При строгом соблюдение этих условий игра становитсясерьезным делом, т.е. развитием здоровья, или отдыхом для ума, или подготовкой для жизненной деятельности, или всем этим одновременно.
Играя, ребенок многому учится. В игре ребенок полностью раскрывается и то, что ему нужно усвоить, становится интереснее и легче. В процессе игры педагоги учат детей быть добрее, слушать других людей, уважать чужое мнение, стремиться к постижению нового. Это все необходимо во взрослой жизни.
Воспитательное значение игры, ее всесторонние влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна, говоря словами Е. М. Минскина, «творить чудеса». Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им парой слишком обычным, скучным, надоевшим».
Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду и еще для многого другого. Все эти воспитательные эффекты опираются как на свою основу, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности. Если дети в коллективе будут обладать всеми этими качествами, то процесс воспитания происходит интереснее, быстрее и эффективней.
Изучение современной педагогической литературы об игре позволяет сформулировать следующие требования, которые педагог обязательно должен учитывать при организации игр:
- свободное и добровольное включения детей в игру: не навязывания игры, а вовлечения детей в нее;
- дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли;
- смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность;
- в игре дети должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях;
- в игре не должно унижаться достоинство её участников, в том числе
и проигравших; - игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально – волевой, интеллектуальной и рациональнофизической сферы ее участников;
- игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможности проявления инициативы;
- подростков и особенно старшеклассников необходимо побуждать к анализу проведенной деловой игры, к сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, оказывать помощь в установлении связи содержания игры с содержанием жизненной практической деятельности или с содержанием учебного курса. Результатом обсуждения игры может быть пересмотр ее содержания, правил и другое;
- игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имен, правил, формул);
- не следует вовлекать детей в слишком азартные игры, в игры на деньги и вещи, в игры, содержащие в своих правилах действия, нарушающие общепринятые нормы морали.
Игра облегчает процесс передачи социально ценных отношений: делает эмоциональным, допускает избирательность, чаще всего непроизвольно возникает в детской среде, имеет высокие нравственные принципы и правила, позволяет включиться в общение, выступает в качестве модели жизненных коллизий, дает возможность научиться «проигрывать» сложные жизненные ситуации, с которыми в будущем придется столкнуться.
В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
В педагогике достаточно прочно укоренилось понятие «игровая педагогическая технология». Она характеризуется четко сформулированной целью, конкретными ожидаемыми результатами, учебно-воспитательной направленностью.
Для младших школьников игры предоставляют возможность эмоционально отреагировать на различные волнения, тревоги, трудности, научиться контролировать свое поведение. Для школьников 11 - 14 лет игры являются безопасным пространством построения системы отношений (мальчики - девочки; звезды- отверженные; подростки- взрослые и др.), которые в реальной жизни трудно осознаются и изменяются. Для старшеклассников игры являются средством познания себя и других, позволяют моделировать перспективы развития.
Основные функции игр:
- диагностическая (выявление личностных особенностей участников, внутригрупповых взаимоотношений и др.);
- терапевтическая (преодоление различных трудностей, возникающих 8 других видах деятельности, раскрытие позитивного потенциала личности); коммуникативная (развитие навыков общения);
- коррекционная (приобретение социально полезного опыта, внесение позитивных изменений в структуру личности);
- функция самореализации;
- функция межнациональной коммуникации (усвоение единых общечеловеческих социально-культурных ценностей);
- развлекательно-развивающая.
Виды педагогических игр.
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, формирование определенных умений, навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умений находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация
к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению, психотерапия.
Основные задачи социального педагога при использовании игровых технологий: научить детей жить в игровом пространстве, полностью погружаться в игровые отношения; научить быть свободными в игровом пространстве, выстраивать в нем отношения друг
с другом в соответствии с игровыми условиями; научить осмыслять игровой опыт, использовать игру как инструмент самопознания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии в практике работы социального педагога.
Мобильность, эффективность, ресурсы успешной работы социального педагога. Возможности внедрения новых методических разработок в социально-педагогическую деятельность....
Игровые технологии в практике работы социального педагога
Игровые технологии в практике работы социального педагога...
Игровые технологии в практике работы преподавателя колледжа
Понятие «игровые технологии» включает в себя обширную группу методов и приемов, которые способствуют организации педагогического процесса в форме различных игр. При помощи игровых приемов ...
Игровые технологии в практике работы воспитателя «Центр социальной помощи семье и детям».
Важное место в работе воспитателя Центра социальной помощи семье и детям уделяется формированию гармонично развитой личности подростка. Применение игровых технологий приносит важные и существенн...
Инновационные технологии, новые методы работы социального педагога в рамках ФГОС
Что такое инновация? Инновация (нововведение) - создавать новое.Технология происходит от греческого слова «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука ...
Игровые технологии в практике работы воспитателя
Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить ч...
Игровые технологии в практике работы учителя – логопеда
Некоторое время назад, в научной литературе авторами была предпринята попытка классификации образовательных технологий. Один из подходов классификации образовательных технологий был предпринят Н.В....