Инновационные технологии, новые методы работы социального педагога в рамках ФГОС
учебно-методический материал

Мурка Елена Николаевна

 Новые образовательные стандарты, стандарты второго поколения – эти фразы давно на слуху у всех специалистов системы образования. Их ждали, обсуждали всей страной, и пришло время начать применять новое на практике.

  Не может остаться в стороне от изменений в образовании и социальный педагог, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно социальны» и требуют при реализации обновленной роли социального педагога в образовательном учреждении. Но какой? В чем может быть роль социального педагога? Какие вопросы ставит новый стандарт перед социальными педагогами?

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Инновационные технологии, новые методы работы социального педагога в рамках ФГОС"

 «Будущее России, наши успехи зависят от образования и  здоровья людей,  от их    стремления к самосовершенствованию и   использованию своих навыков и талантов. Поэтому образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии». Владимир Путин.  8 февраля 2008г.

 Новые образовательные стандарты, стандарты второго поколения – эти фразы давно на слуху у всех специалистов системы образования. Их ждали, обсуждали всей страной, и пришло время начать применять новое на практике.

  Не может остаться в стороне от изменений в образовании и социальный педагог, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно социальны» и требуют при реализации обновленной роли социального педагога в образовательном учреждении. Но какой? В чем может быть роль социального педагога? Какие вопросы ставит новый стандарт перед социальными педагогами?

Педагогическая технология - это целостный научно - обоснованный проект определённой педагогической системы от её теоретического замысла до реализации в образовательной практике. Педагогическая технология отражает процессуальную сторону обучения и воспитания, охватывает цели, содержание, формы, методы, средства, результаты и условия их организации

Каким критериям должна удовлетворять педагогическая технология в рамках ФГОС?

  • Научность – опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
  • Системность – наличие признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.
  • Управляемость – возможность планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
  • Эффективность – гарантия достижения определенного стандарта обучения, эффективность по результатам и оптимальность по затратам.

В условиях новых реалий можно применять в  образовательной деятельности современные педагогические технологии:

1Гуманно - личностную технологию:

Применение данной технологии раскрывается через следующие методы:

- гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

- индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

- мастерство общения: закон взаимности, гласность, уважение личности ребенка в вопросе самовыражения;

- резервы семейной педагогики;

- образовательная деятельность: контроль за посещением образовательного учреждения, реализовать право ребенка на получение образование независимо от его социального статуса, состояния здоровья, обстановки в семье.

2. Технологии использования Интернета в учебно-воспитательном процессетехнологию социального консультирования и посредничества :

  Использование возможностей сайта образовательного учреждения с целью повышения правовой и педагогической культуры родителей, а также в качестве инструмента социального консультирования детей по различным вопросам. Также следует активно использовать Интернет для собственного саморазвития как специалиста и повышения уровня своих профессиональных знаний и умений через участие в сетевых конкурсах, видеоконференциях и вебинарах.

3.Технология проектной деятельности. Проект – форма организации совместной деятельности людей. Это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. То есть ребенок учится ставить перед собой цель, в соответствии со своими потребностями; намечать план своей деятельности; подбирать необходимые средства для реализации своей цели; осуществлять определенную деятельность по плану. Дети не просто учатся воспроизводить увиденное или прочитанное, но и учатся рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение.

4Технологию социальной адаптации.

   Взаимодействие социально-психологической службы образовательного учреждения с родителями и детьми, в котором каждый участник образовательного процесса является равноправным партнёрам, с целью сохранения, восстановления и поддержания социального статуса семьи и ребенка. Для реализации данной технологии социально-психологическая служба проводит раннюю профилактику и коррекцию детско-родительских отношений, а также привлекает административные ресурсы системы профилактики для защиты прав и свобод ребенка или его семьи. В данном случае к административным ресурсам можно отнести: заседания Совета профилактики, взаимодействие с инспектором по делам несовершеннолетних, Комиссия по делам несовершеннолетних.

   К направлениям деятельности по социализации обучающихся относится:

• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);

• воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);

• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);

• воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);

• воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);

• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

  Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательное учреждение, в том числе и социальный педагог, может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности.

На первое место в профессиональной деятельности социального педагога выходит

Социализация обучающихся включает в себя: 

- формирование нравственного уклада жизни образовательного учреждения, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся.

Это создается с опорой на систему следующих принципов:

А) духовные идеалы многонационального народа России;

Б) базовых национальных ценностях;

В) традиционных моральных нормах;

Г) принцип совместной социально-педагогической деятельности образовательного учреждения, семьи и других субъектов общественной жизни.

Целями и задачами социализации обучающихся на ступени общего основного образования являются:

- социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, осознающего ответственность и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.

Поставленная цель реализуется через следующие направления, которые ложатся в основу нового содержания деятельности социального педагога:

1. Формирование личностной культуры.

2. Формирование социальной культуры.

3. Формирование семейной культуры. 

Использование современных технологий обеспечит формирование универсальных учебных действий

         Информационных     (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем)

         Коммуникативных  (умение эффективно сотрудничать с другими людьми)

         Самоорганизации (умение ставить цели, планировать личностные ресурсы)

         Самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении жизни, формировать ценности, которые всегда были приняты в обществе — добро, мир, справедливость, терпение, обеспечивая тем самым успешность и конкурентоспособность)

 И в заключении хочу сказать: «Да, инновации требуют огромной затраты сил, времени, но это то, что делает нас современными своему времени. Мы стремимся к успеху ,кроме этого, мы должны быть интересны нашим детям. Для этого мы тоже должны самообразовываться.

5. Технология самообразования педагога  в рамках ФГОС

  веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины». Возможность организовать веб-конференцию предоставляют популярные программы Skype, ICQ, Mail.ruagent.

  телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач.

 

  Какую бы педагогическую технологию социальный педагог не применял в образовательном процессе, все же реализуются  они через систему занятий, поэтому задача социального педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа социального педагога в рамках ФГОС

В статье представлен материал о работе социального педагога при переходе на ФГОС....

Деятельность социального педагога в рамках ФГОС второго поколения

Презентация о деятельности  социального педагога в рамках ФГОС второго поколения...

Новое содержание деятельности социального педагога в рамках реализации ФГОС ООО

Новые образовательные стандарты требуют изменений в подходе работы социального педагога в школе. Необходимо пересмотреть методы, выбрать из них более эффективныые, с помощью которых можно получить выс...

Инновационные подходы в работе социального педагога в рамках учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Все виды деятельности организации строятся на принципах наилучшего  обеспечения интересов семьи и детства. Наше учреждение является организацией,  куда помещаются дети под надзор, на период ...

Инновационные технологии, новые методы работы социального педагога в рамках ФГОС

Что такое инновация? Инновация  (нововведение) -  создавать новое.Технология происходит от греческого слова «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука ...

РЕФЛЕКСИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

В статье отмечается важность семьи в жизни каждого человека. Поднимается вопрос социально-педагогического сопровождения со стороны социального педагога. Обозначены основные особенности и сложности гру...