Игровые технологии в практике работы социального педагога.
учебно-методический материал
Мобильность, эффективность, ресурсы успешной работы социального педагога. Возможности внедрения новых методических разработок в социально-педагогическую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
полезность игры средство социализации ребенка | 34.57 КБ |
компетентность в области ИКТ, возможности, применения | 34.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила:
Братчикова Светлана Ростиславовна
Социальный педагог ГБОУ школа №370
Московского района, Санкт-Петербурга
«Игровые технологии в практике работы социального педагога»
Санкт-Петербург
2020
Часто светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. Слово «игра» ассоциируется с чем-то неповторимым, радостным. Но игра – это не только развлечение и времяпровождение, вызывающее массу положительных эмоций, что само по себе очень ценно для развития здорового, жизнерадостного малыша. Игра – это умение весело и непринужденно учиться. Учиться видеть и понимать мир вокруг, учиться общаться со взрослыми и детьми, учиться говорить и что-то делать, учиться мыслить, творить. Игра приходит в мир ребенка от любящих родителей.
Во что играют дети? Если внимательно присмотреться к играм дошкольников, становится ясно, что они играют в «настоящую жизнь», конечно, жизненный опыт, возможность понять, оценить многие явления у разных детей по возрасту разные.
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.
Одна из основных функций игры – ее разнообразная полезность.
Социокультурное назначение игры – сильнейшее средство социализации ребенка, целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.
Функция межнациональной коммуникации- игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности.
Функция самореализации человека в игре- вторая из основных функций игры.
Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результата, конкурентность или достижение какой-либо цели.
Диагностическая функция – способность распознавать, процесс постановки диагноза.
Игротерапевтическая функция игры-может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре.
Функция психологической коррекции в игре -происходит естественно. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.
Развлекательная функция игры - связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т. е. стабилизации личности.
При коррекции девиантных форм поведения подростков игра – незаменимое средство, тем, что учебная игра:
- Мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.
- Позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить. Отличается наличием четко поставленной ситуационной цели и соответствующего ей педагогического эмоционально-делового результата.
В нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла особенно остро. Российские дети, по данным статистики, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей. 60 % сирот, достигших трех лет, попадают в специнтернаты. 348 тыс. семей состоят на учете в КДН и ЗП.
Учитывая данную ситуацию, посвящая свою деятельность вопросам обеспечения безопасности и правовому воспитанию детей использую онлайн ресурсы:
При работе с младшими школьниками целесообразно использовать игровые методы, в том числе и Интернет — игру «Прогулка через Дикий Интернет Лес» (http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru), посвященную вопросам обеспечения безопасности в Интернете.
Игровая форма обучения для подростков «Разбираем Интернет» представлены на сайте (www.razbiraeminternet.ru).
Интернет облегчает обмен символической информацией, предоставляет знания и пищу интеллекту, что позволяет нам стать более «человечными».
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» нацелен на изучение уровня цифровых знаний населения и компетенций пользования интернетом и цифровыми услугами. «Проект позволит обеспечить обновление содержания образования, дав возможность учащимся свободно и в то же время безопасно ориентироваться в цифровом пространстве. Благодаря проекту у родителей появится больше возможностей изучать интересы и способности своего ребенка.
Очень важно уметь отстаивать свои права, в связи с этим использую офлайн игровую форму на часах социального педагога— это занятие, ориентированное, главным образом, на повышение интереса учащихся к правовому воспитанию и получению знания в области прав ребенка, которое проводиться совместно и инспектором ПДН в формате познавательной беседы с элементами интерактивной игры.
Цель: познакомить учащихся с основными правами несовершеннолетних.
Образовательные задачи включенные в содержание игры:
- повышение уровня правовой культуры школьников;
- развитие правовой грамотности и правосознания обучающихся;
- профилактика правонарушений обучающихся.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Викторина «Знаете ли вы Конвенцию о правах ребенка?», опросник, задания, тест, права обязанности, ответственность за совершенные поступки.
Круглый стол: «Во многих случаях можно было найти какое-то другое решение проблемы»
Ребята инсценируют правонарушения: Ложный звонок; Нанесение побоев; Порча чужого имущества; Угроза «болтовней»; Оскорбление; Осквернение зданий и транспорта.
Обсуждается ответственность за совершенные поступки (знакомство с Гражданским и Уголовном кодексом РФ).
Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и контроль его достижения. Процесс только тогда получает статус технологии, когда он заранее спрогнозирован, определены конечные свойства продукта и средства для его получения, сформированы условия для проведения процесса.
В нашем случае прогнозируемый результат отсутствие правонарушений со стороны участников в результате приобщения к нормам и ценностям общества и освоение норм и правил человеческой жизнедеятельности (поведения) через добровольное принятие мира и отношений в нем.
При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для нормального развития и социализации ребенка, дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого, подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Внедрение цифровых технологий позволяет нам перейти от обучения в учебной аудитории к обучению в любом месте и в любое время; проектировать индивидуальный образовательный маршрут, тем самым удовлетворять образовательные потребности личности обучающегося; превратить обучающихся не только в активных потребителей электронных ресурсов, но и создателей новых ресурсов.
Влияние ИКТ на социальные отношения, а также роль социальных медиа в подростковой дружбе, формировании правил этикета, появившихся в среде пользователей смартфонов, их влияние на знакомства и романтические отношения в современном мире.
Наше социологическое воображение вынуждены соответствовать новым цифровым ландшафтам, охватывающим опосредованные социальные отношения, практики и социальные структуры.
Предварительный просмотр:
Выполнила:
Братчикова Светлана Ростиславовна
Социальный педагог ГБОУ школа №370
Московского района, Санкт-Петербурга
«Применение ИКТ в работе социального педагога»
Санкт-Петербург
2020
В процессе модернизации системы образования одним из важнейших условий успешной профессиональной деятельности социального педагога является применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в социально-педагогической деятельности. Поэтому современный социальный педагог в процессе осуществления социально-педагогической деятельности должен обладать компетентностью в области информационных и коммуникационных технологий, уметь использовать ИКТ для успешной работы и соответствовать нынешним требованиям информационного образовательного пространства. Практика показывает, что социальный педагог в школе выполняет большой объем работы, так как его клиентами являются как ученики, так и их родители.
Использование ИКТ в работе современного социального педагога:
Подбор иллюстративного материала для оформления стендов, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация)
Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям профилактического характера, знакомство со сценарием праздников, игр, конкурсов и других мероприятий.
Обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов города, регионов, ближайшего и дальнего зарубежья.
Оформление групповой документации, отчетов.
Создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности организованной учебной деятельности с детьми, контроля успеваемости, посещаемости (электронный журнал) и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, что позволяет сделать собрания более интересными, наглядными, не только с помощью готовых мультимедийных продуктов, но и за счет своих собственных электронных приложений. Это могут открытые уроки, мероприятия, мастер - классы с применением компьютерных технологий и, конечно, публикации своих материалов на страницах в Интернете.
Основные направления использования средств ИКТ для осуществления профессиональной деятельности социального педагога:
1. Программы, входящие в пакет MS Office.
2. Интернет и сетевые технологии.
3. Специально разработанные программы и информационные системы для социально-педагогической деятельности.
MS Word. позволяет привести все формы документации в электронном виде, тем самым помогая осуществлять электронный документооборот. С использованием MS Word социальный педагог может быстро и наглядно составить план работы, конспекты внеклассных воспитательных мероприятий, отчетную документацию, оформление карточек учета различных категорий клиентов, составлении методических рекомендаций и памяток для учащихся и их родителей.
MS Excel помимо автоматической обработки данных и построения диаграмм позволяет создавать базу данных позволяющую разделить клиентов на следующие категории: «дети, с ограниченными возможностями в здоровье», «дети, находящиеся под опекой», «дети из многодетных, неполных семей», «дети, требующие индивидуального внимания», «одаренные дети»,быстро выполнить статистическую обработку результатов анкетирования и тестирования. Введение такой базы позволяет конкретизировать сведения о группах детей, требующих психолого-педагогического сопровождения в ОУ, быстро обрабатывать имеющуюся информацию.
MS PowerPoint. Данное средство позволит создавать социальному педагогу сопровождающие презентации для проведения педсоветов, семинаров, родительских собраний и других внеклассных мероприятий (например, по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма и т.д.). Компьютерные презентации, оформленные с мультимедийными эффектами в MS PowerPoint, позволяют создавать наглядные эффектные образы и акцентировать внимание клиентов на более значимых моментах информации. У социального педагога, компетентного в области информационных и коммуникационных технологий, есть возможность наглядно преподнести материал с помощью компьютерных презентаций, сопроводив его диаграммами, схемами, таблицами, рисунками, анимациями. К примеру, это могут быть результаты диагностик, социометрии, изображения динамики развития детей в том или ином направлении. Это может быть наглядная информация о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и обществе, полезные советы по обучению и воспитанию детей в социальной сфере.
Интернет. является основой современной информационно-образовательной среды и предоставляет технические возможности для межличностного и массового общения, осуществлять информационно-просветительскую работу среди школьников, пропагандирующую важность владения навыками безопасной работы в сети Интернет.
В качестве примера хочется привести следующие Интернет-ресурсы, предназначенные для социальных педагогов:
Сайт социального педагога-создан специально для социальных педагогов.
Блог социального педагога, психолога- предназначен для социальных педагогов и школьных психологов.
Портал «Я родитель». Объемный Интернет-ресурс, созданный Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации- особенностью портала можно выделить наличие консультаций специалистов различного профиля, службу психологической помощи, библиотеку и т. д.
Интернет-технология Вебинар- позволяет провести онлайн занятие, семинар или конференцию в режиме реального времени.
Сетевое сообщество. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет социальным педагогам, живущих в разных территориальных участках общаться друг с другом, решать вопросы, возникающие в ходе практической деятельности и повышать свой профессиональный уровень.
Применение ИКТ в профессиональной деятельности социального педагога ОУ имеет ряд преимуществ, а именно:
Возможность применять широкий спектр методов исследований;
Создает качественно новые формы коррекционно-профилактической работы;
Позволяет интегрировать в образовательное пространство детей с ограниченными возможностями здоровья, трудных (по разным основаниям)
Расширенный доступ к научно-методической базе;
Использование в работе накопленного и опробированного педагогического опыта других педагогов;
Возможность самообразования;
Систематизация своего педагогического опыта и т.д. сферы.
С миром компьютеров связаны интересы многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации социально- педагогической работы в школе. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность обучающихся в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для молодого поколения технологии, можно обеспечивать эту включенность.
Использование наглядных и анимационных материалов для проведения тренингов, направленных на самостоятельное принятие решений, оценку и развитие коммуникативных возможностей по профилактике злоупотребления психоактивных веществ (алкоголь, наркотики, табак).
Разработку сценариев и сопровождающих презентаций для проведения внеклассных мероприятий по профилактике наркомании, табакокурения.
Создание СППС, призванной помочь педагогам и родителям использовать широкие возможности для психолого - педагогического самообразования, самопознания, профессионального саморазвития.
Значение ИКТ Применение информационных технологий:
- значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, индивидуализирует учебный процесс;
- Создает условия для использования наиболее эффективных методов, форм и правил обучения.
- Способствует развитию креативности детей через создание образовательных информационных продуктов, способствует психологическому росту личности, развитию навыков самообразования и самовоспитания.
Таким образом, информационные и коммуникационные технологии и информатизация образовательного пространства социума открывают социальному педагогу большие возможности для разработки и внедрения новых методических разработок в социально-педагогическую деятельность. Помогают осуществлять взаимодействие всех субъектов образовательного пространства и дают возможность обогатить социально-педагогический процесс.
Вывод:
Полноценное осуществление социальным педагогом профессиональной деятельности сегодня невозможно без использования ИКТ. От этого зависит мобильность, своевременность и эффективность работы социального педагога в модели взаимодействия всех субъектов образовательного пространства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии в практике работы социального педагога
Игровые технологии в практике работы социального педагога...
Игровые технологии в практике работы преподавателя колледжа
Понятие «игровые технологии» включает в себя обширную группу методов и приемов, которые способствуют организации педагогического процесса в форме различных игр. При помощи игровых приемов ...
Игровые технологии в практике работы воспитателя «Центр социальной помощи семье и детям».
Важное место в работе воспитателя Центра социальной помощи семье и детям уделяется формированию гармонично развитой личности подростка. Применение игровых технологий приносит важные и существенн...
Инновационные технологии, новые методы работы социального педагога в рамках ФГОС
Что такое инновация? Инновация (нововведение) - создавать новое.Технология происходит от греческого слова «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука ...
Игровые технологии в практике работы воспитателя
Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить ч...
Игровые технологии в практике работы учителя – логопеда
Некоторое время назад, в научной литературе авторами была предпринята попытка классификации образовательных технологий. Один из подходов классификации образовательных технологий был предпринят Н.В....
Игровые технологии в практике работы социального педагога
Основные задачи социального педагога при использовании игровых технологий: научить детей жить в игровом пространстве, полностью погружаться в игровые отношения; научить быть свободными в игровом прост...