Программа работы с детьми – инвалидами ГБОУ «Максатихинская школа-интернат» на 2014 – 2017 г.г.
рабочая программа на тему

Батурина Валентина Николаевна

рабочая програма по работе с детьми-инвалидами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа137 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано:

Детский педиатр

Максатихинского района

Т.Н. Зайцева

____________________________

«15» сентября 2014 года.

Утверждено:

Директор ГБОУ «Максатихинская школа-интернат»

Т.В. Хондина

__________________________

«15» сентября 2014года.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Максатихинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Программа работы

 с детьми – инвалидами

ГБОУ «Максатихинская школа-интернат»

на 2014 – 2017 г.г.

Разработчик:

 социальный педагог

 Батурина Валентина Николаевна

п. Володарка

2014 г.

  1. Актуальность Программы.

Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее  уязвимых категорий детей. Получение детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности. Согласно Закону РФ  «Об образовании» эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия. Обеспечение реализации прав детей-инвалидов на образование является одной из важнейших задач  нашей школы.

            Роль системы  образования для этой категории людей, как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе,  существенно возрастает. Образование решает задачи не только развития личности детей-инвалидов, но и защиты их прав.  
Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности.  Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.

В школе на протяжении  многих лет ведётся работа с данной категорией детей и семьями,  в которых они проживают.

Учебный год

2012-2013

2013-2014

2014-2015

Численность детей-инвалидов (человек)

3

3

8

Перед разработкой данной Программы социальными педагогами совместно с медицинским работников был организован и проведён мониторинг состояния здоровья учащихся по ежегодной диспансеризации в школе-интернате. Результаты мониторинга показали следующие результаты: у воспитанников школы-интерната нарушено зрение и  слух, сколиоз, плоскостопие, кариес,  один ученик туб. инфицирован. Четверо воспитанников освобождены от основной физкультурной группы. В связи с этим классным руководителям, учителям – предметникам, родителям учащихся  медицинским работником школы даются рекомендации по профилактике данных нарушений. На протяжении нескольких лет число детей-инвалидов было совсем незначительным, в настоящее время возросло до 8 человек.

Неутешительные результаты данного мониторинга показали, что необходимо создать в школе Программу работы с детьми – инвалидами, т.к. имеющиеся отклонения в здоровье воспитанников увеличиваются с каждым годом, меньше становится практически здоровых детей.

Полноценное образование для детей-инвалидов создает условия для расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути. Образование оказывает определяющее влияние на формирование мировоззрения и постановку жизненных целей. Непременным условием эффективности проводимых мероприятий по улучшению жизни детей-инвалидов является комплексность различных мероприятий.

  1. Паспорт Программы.

Девиз: «Они рядом с нами».

Полное наименование Программы

Программа работы  с детьми-инвалидами ГБОУ «Максатихинская школа-интернат» на 2014 – 2017 г.г.

 (далее – Программа)

Основание

для разработки

Закон РФ «Об образовании»;

ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;

В списке воспитанников школы-интерната обучаются  дети, имеющие инвалидность.

Разработчик Программы

Социальный педагог ГБОУ «Максатихинская школа-интернат» Батурина Валентина Николаевна

Основные

исполнители

Программы

Социальный педагог,  педагогический состав  школы, медицинский работник школы, родители воспитанников школы, представители, работающие в системе  профилактики и оказания помощи семьям, воспитывающих детей – инвалидов:

- ТОСЗН района в котором проживает  ребенок-инвалид;

- детская поликлиника по месту жительства или места учебы ребенка-инвалида;  

- Центр занятости населения п. Максатиха;

- КДН и ЗП при администрации Максатихинского района;

- ПДН Максатихинского отделения полиции;

- ГБУ «Комплексны  центр  социального обслуживания населения»;

-Управление пенсионного фонда;

Цель Программы

Формирование благоприятных условий для социализации  детей – инвалидов и обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование и медицинское обслуживание в регионе (Тверская область).

Задачи Программы

Формирование и дальнейшее развитие оказания социально – психолого – педагогической   помощи родителям  и их детям-инвалидам в реальных условиях их проживания;

Формирование активной педагогической  позиции педагогов и воспитателей;

Активное привлечение включению в учебный процесс, во внеурочную досуговую занятость детей-инвалидов в условиях обучения в школе-интернате;

Привлечение внимания общественности к проблемам семей с детьми – инвалидами;

Формирование толерантного отношения в школе-интернате к детям – инвалидам;

Повышение правовой, психолого – педагогической  грамотности родителей  детей – инвалидов;

Расширение возможностей детей – инвалидов для самореализации и социализации детей – инвалидов;

Оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического комфорта при взаимодействии с родителями, воспитывающих ребёнка – инвалида;

Умение  принимать индивидуальные особенности проявления ребенка;

Накопление педагогического опыта в работе с семьями, имеющими детей-инвалидов;

Оказание консультационной помощи;

Сроки реализации

Программы

2014- 2017 г.г.

Учебные  года: 2014-2015  - учебный год; 2015-2016 – учебный год; 2016-2017 учебный год

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Совершенствование обучения детей – инвалидов;

По итогам работы Программы  провести анкетирование и выяснить какую бы ещё  форму работы с семьёй, с детьми-инвалидами могли бы предложить сами родители, дети, педагоги школы  и оценить на сколько необходима помощь социально – психолого -  педагогической направленности семьям, детям-инвалидам  и на сколько она важна для них и полезна;

Увеличение доли числа  детей – инвалидов,  детей с ограниченными возможностями здоровья  вовлечённых в досуговую школьную и внешкольную деятельность;

Увеличение результативности  участия  детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, в различных проектах по самореализации и социализации детей.

Осуществление координации  за исполнением Программы

Администрация ГБОУ «Максатихинская школа-интернат».

Детский педиатр Максатихинского района.

Оценка эффективности Программы

Обеспечение и осуществление системы программных мероприятий, комплексной  системы оказания  различной помощи  в школе детям – инвалидам;

Положительная оценка условий  в школе  для:  самостоятельного творческого освоения детьми-инвалидам программы, отношений с окружающими и самим с собой.

Действия по реализации цели и задач Программы

Организационно-подготовительный  этап: 2014 – 2015 уч. г.

Изучение нормативных документов;

Изучение медицинской документации детей-инвалидов, составление списка, согласно медико-экспертной комиссии;

Разработка и  реализация перспективного плана мероприятий;

Целевое повышение профессиональной компетенции педагогов;

Практический этап: 2014 – 2017  уч. г.

Реализация мероприятий рабочей учебной Программы с детьми – инвалидами;

Организация и проведение  школьных мероприятий с детьми-инвалидами;

Мониторинг  деятельности классных руководителей и учащихся по данной Программе.

Заключительный (обобщающий этап): 2016 – 2017 уч. г.

Анализ работы по Программе.

Подведение итогов реализации Программы.

Составление рекомендаций по работе в данном направлении, исходя из полученных данных.

Форма подведения итогов

Промежуточные результаты 2014-2017 г.г.

Ежегодный  отчёт работы по Программе на педагогических совещаниях, методических объединениях.

Подведение итогов - май 2014 г. (Составление отчета социальным педагогом)

III.Практический этап: 2014 – 2017 уч. г.

  Рабочий план мероприятий  по работе  с детьми – инвалидами  на 2014 – 2017 г.г.

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Ответственные

Организационно-подготовительный  этап: 2014 – 2015 уч. г.

1.

Нормативно-правовое обеспечение:

Изучение нормативных документов;

Изучение позитивного опыта работы образовательных учреждений региона, страны;

Разработка и  реализация перспективного плана мероприятий.

2014-2015 учебный год

Социальный педагог, медицинский работник.

2.

Педагогическая поддержка:

Целевое повышение профессиональной компетенции педагогов.

2014-2015 учебный год

Социальный педагог, заместитель директора по УВР.

Практический этап: 2014 – 2017  уч. г.

1.

Международный день инвалидов.

3 декабря

Ежегодно

Социальный педагог

2.

Международный день инвалидов.

Подготовка и проведение мероприятий:

Акция «Тропинка к сердцу»;

«Несем радость людям»;

Посещение инвалидов на дому;

Круглый стол дети и родители.

3декабря

2014г.

Социальный педагог

3.

Международный день инвалидов.

Подготовка и проведение мероприятий:

Неделя доброты;

«С книгой радость входит в дом»;

«Спешите делать добрые дела»;

Концертная программа «Несем радость» (на базе школы);

«Книга для особого ребенка» (посещение на дому).

3 декабря 2015г.

Социальный педагог

4.

Международный день инвалидов.

Подготовка и проведение мероприятий:

«Акция «Тропинка к сердцу»;

Вечер встречи «Люди с трудной судьбой»

3 декабря 2016г.

Социальный педагог

5.

Международный день инвалидов.

Подготовка и проведение мероприятий:

«Урок добра и милосердия»;

Акция «Несем радость людям»;

Чаепитие.

3 декабря 2016г.

Социальный педагог

6.

Международный день инвалидов.

Подготовка и проведение мероприятий:

Посещение инвалидов на дому;

Акция «Библиотека для особого ребенка»;

Организация просмотра для родителей художественного фильма «Один+один»;

3 декабря 2017г.

Социальный педагог

7.

Пополнение и корректировка  банка данных о детях – инвалидах.

Ежегодно

Социальный педагог, мед. работник.

8.

Изучение рекомендаций по индивидуальной  программе реабилитации ребёнка- инвалида, выданной медико – социальной экспертизой г. Твери.

Ежегодно,

по мере назначения

Социальный педагог, детский педиатр Максатихинского района.

9.

Знакомство с родителями законными представителями детей – инвалидов.

По мере поступления ребёнка

Педагоги школы.

10.

Определение направления оказания  необходимой помощи данному ученику в рамках  школы- интерната.

Во время обучения ребенка  в школе

Социальный педагог, мед. работник.

11.

Организация  обучения детей-инвалидов.

На период обучения в школе

Администрация школы.

12.

Согласование расписания учебных занятий  с родителями, чьи дети имеют сложную структуру дефекта.

На период обучения в школе

Администрация школы.

13.

Обеспечение детей – инвалидов на время обучения бесплатными  учебниками, учебной, справочной и другой литературой.

На период обучения в школе

Администрация, библиотекарь.

14.

Оказание методической и консультативной помощи родителям.

При обращении

Администрация, социальный педагог.

15.

Оказание методической и консультативной помощи детям-инвалидам.

При обращении

Социальный педагог.

16.

Организация обучения и воспитания по специальным образовательным программам,  разработанным с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.

На период обучения в школе

Учителя-предметники.

17.

Осуществление  контроля за выполнением  программного материала  по четвертям.

На период обучения в школе

Заместитель директора по УВР, социальный педагог

18.

Организация и осуществление промежуточной и итоговой аттестации

На период обучения в школе

Учителя-предметники.

19.

Осуществление семейного патронажа с целью изучения материально – бытовых и морально – психологических условий проживания  детей – инвалидов.

Ежегодно

Социальный педагог, классный руководитель

20.

Составление индивидуального

плана социально – психолого – медико - педагогической помощи на учебный год  

На учебный год

Медицинский работник школы.

21.

Инструктаж классного руководителя, учителей – предметников.

На начало каждого учебного года

Социальный педагог.

22.

Ежедневный контроль  за самочувствием ребёнка в школе.

В течение учебного года

Педагоги школы.

23.

 Занятия с педагогом – психологом по коррекции:

- высших психических функций;

- эмоционально – волевых нарушений;

- поведенческих реакций.

В течение учебного года

Педагог – психолог.

24.

 Занятия с логопедом по коррекции:

- звуко-речевого произношения;

- речи;

- эмоционально – волевых нарушений;

- словарного запаса.

В течение учебного года

Логопед.

25.

Информирование родителей по вопросам организации занятий физической культурой.

В течение учебного года

Учителя физической культуры.

26.

Формирование у детей-инвалидов навыков занятий физкультурой и спортом.

В течение учебного года

Учитель физической культуры.

27.

Оказание социальной помощи ребёнку по коррекции взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями.

При  обращении

Социальный педагог, классный руководитель.

28.

Вовлечение детей - инвалидов  в социально-значимую деятельность  классного и школьного коллектива:

- выполнение общественных поручений;

- участие в районных, всероссийских и международных  конкурсах;

- участие в районных, всероссийских и международных  олимпиадах;

- участие в школьных, районных, всероссийских и международных  выставках декоративно-прикладного творчества;

- участие в общешкольных мероприятиях;

- участие по возможности в спортивных  мероприятиях;

В течение учебного года

Педагоги школы, социальный педагог.

29.

Подготовка информационного материала для родителей, имеющих на воспитании детей – инвалидов (о правах и льготах, об учреждениях,  работающих с детьми – инвалидами, с перечнем предоставляемых услуг)

В течение года

Администрация школы, социальный педагог.

30.

Проведение Правового дня (встречи с адвокатами, юристами, специалистами ТОСЗН)

Единожды в год

Администрация школы, социальный педагог.

31.

Проведение заседаний Круглого стола с приглашением специалистов, работающих  с семьями, имеющими  на воспитании детей – инвалидов.

В течение каждого учебного года

Администрация школы, социальный педагог.

32.

Проведение индивидуальных консультаций для родителей по вопросам профориентации,  трудоустройства.

В конце учебного года

Социальный педагог.

33.

Организация  и проведение «Урок дружбы» в рамках толерантного воспитания учащихся.

Ежегодно

Социальный педагог.

34.

Организация и проведение профилактических мероприятий по здоровьесбережению.

Постоянно

Педагоги школы.

35.

Оказание индивидуальной методической помощи классным руководителям, учителям – предметникам  в организации  работы с детьми-инвалидами.

Ежегодно

Медицинский работник, социальный педагог.

36.

Поощрение за успешную учебу и хорошее поведение. Доска почета.

В конце каждой четверти

Социальный педагог, заместитель директора по ВР.

37.

Организация и проведение семинара для педагогов, администрации  школы

«Понимание инвалидности. Социальный и медицинский подход к инвалидности» с приглашение сотрудников  МСЭ, областного психиатра.

2015-2016 учебный год

Социальный педагог.

38.

Родительское собрание для родителей детей – инвалидов «Поддержка и сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в школе».

2015-2016 учебный год

Заместитель директора  по УР.

39.

Организация летнего отдыха.

Ежегодно

Заместитель директора  по УР, социальный педагог.

40.

Организация санаторно - курортного лечения.

Ежегодно

Социальный педагог, медицинский работник, детский педиатр.

41.

Организация прохождения медицинской комиссии.

Ежегодно

Детский педиатр.

42.

Оказание помощи и консультации в оформлении инвалидности для детей.

При обращении

Социальный педагог.

43.

Оказание помощи в сборе документов для установления или переосвидетельствования инвалидности.

При обращении

Социальный педагог.

44.

Составление характеристики воспитанника школы  для установления или переосвидетельствования инвалидности.

При обращении

Социальный педагог, классный руководитель.

Заключительный (обобщающий этап): 2016 – 2017 уч. г.

1.

Анкетирование участников программы об её эффективности.

Ежегодно

Администрация.

2.

Подведение итогов реализации программы.

2016-2017 учебный год

Социальный педагог.

3.

Анализ работы по Программе.

Май 2017 г.

Социальный педагог.

4.

Составление рекомендаций по работе в данном направлении, исходя из полученных данных.

Май 2017 г.

Социальный педагог.

5.

Отчет-презентация  по итогам работы по Программе.

Сентябрь 2017 г.

Социальный педагог.

6.

Сбор отзывов участников  Программы.

По желанию самих участников

Социальный педагог.

7.

 Оценка  работы по данной  Программе

Сентябрь 2017 г.

Социальный педагог.

IV. Возможные факторы риска и меры для их предотвращения.

Факторы риска

Запланированные меры

Обучение педагогов на курсах повышения квалификации. Проведение обучающих семинаров, мастер-классов и т.д

Недостаточный уровень готовности педагогического коллектива к  работе с детьми-инвалидами.

 Отсутствие желания у детей  «идти на контакт» со взрослыми и воспитанникам  школы.

Не принужденное, ненавязчивое привлечение в школьные,  районные, областные, всероссийские конкурсы, мероприятия.

 

 

Недоверие, не согласованность родителей (законных представителей). Отсутствие желания родителей  (законных представителей)  «говорить об этом вслух»

Привлечение к работе педагога-психолога, детского педиатра, специалистом  ГБУ «КЦСОН»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания подростков в кадетской школе-интернате.

ВОСПИТАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.В условиях изменений в политической жизни страны, в динамике ценностных ориентаций российского общества, реформирования Вооружё...

Программа воспитательной работы в коррекционной школе-интернате VIII вида

Представлена программа воспитательной работы в коррекционной школе-интернате VIII вида....

Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната на 2013 – 2014 учебный год.

Специалисты МСПП сопровождения нашего ОУ, находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют  направления и составляющие работы  с учетом модернизации образования. Программа...

занятие 1 программы "Профориентационная работа с воспитанниками школы-интерната с ОВЗ"

Данное занятие является вводным к курсу по профориентации воспитанников с отклонениями в развитии....

Рабочая программа воспитателя ГБОУ РХ "Аскизская школа - интернат"

Рабочая программа составлена на основе Федерального закона от 29.12. 2012 г.  № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»,  Законом РХ от 05.07.2013 № 60 -3 РХ «Об образовании в РХ», на основании устава ...

Параметры мониторинга по выявлению уровней воспитанности школьников с ограниченными возможностями здоровья по ГКОУ РО« Колушкинская специальная школа-интернат» 4 класс 2016 -2017 учебный год

       Понятие «качество жизни» - это сложная система ряда областей, которые включают в себя следующие составляющие жизнедеятельности индивида: 1. Здоровье....

Программа поликультурного образования В НОУ " Школа -интернат №22 ОАО "РЖД" ст. Улан -Удэ , ВСЖД 2012-2017гг. "Поликультурное образование личности как основа воспитания гражданина"

Программа направленна на освоение знаний о мире, культуре , традициях народов  малой родины, России, мира, на формирование умения жить во всем многообразии культур....