Программа работы с детьми – инвалидами ГБОУ «Максатихинская школа-интернат» на 2014 – 2017 г.г.
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Согласовано: Детский педиатр Максатихинского района Т.Н. Зайцева ____________________________ «15» сентября 2014 года. | Утверждено: Директор ГБОУ «Максатихинская школа-интернат» Т.В. Хондина __________________________ «15» сентября 2014года. |
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Максатихинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Программа работы
с детьми – инвалидами
ГБОУ «Максатихинская школа-интернат»
на 2014 – 2017 г.г.
Разработчик:
социальный педагог
Батурина Валентина Николаевна
п. Володарка
2014 г.
- Актуальность Программы.
Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее уязвимых категорий детей. Получение детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности. Согласно Закону РФ «Об образовании» эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия. Обеспечение реализации прав детей-инвалидов на образование является одной из важнейших задач нашей школы.
Роль системы образования для этой категории людей, как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе, существенно возрастает. Образование решает задачи не только развития личности детей-инвалидов, но и защиты их прав.
Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности. Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.
В школе на протяжении многих лет ведётся работа с данной категорией детей и семьями, в которых они проживают.
Учебный год | 2012-2013 | 2013-2014 | 2014-2015 |
Численность детей-инвалидов (человек) | 3 | 3 | 8 |
Перед разработкой данной Программы социальными педагогами совместно с медицинским работников был организован и проведён мониторинг состояния здоровья учащихся по ежегодной диспансеризации в школе-интернате. Результаты мониторинга показали следующие результаты: у воспитанников школы-интерната нарушено зрение и слух, сколиоз, плоскостопие, кариес, один ученик туб. инфицирован. Четверо воспитанников освобождены от основной физкультурной группы. В связи с этим классным руководителям, учителям – предметникам, родителям учащихся медицинским работником школы даются рекомендации по профилактике данных нарушений. На протяжении нескольких лет число детей-инвалидов было совсем незначительным, в настоящее время возросло до 8 человек.
Неутешительные результаты данного мониторинга показали, что необходимо создать в школе Программу работы с детьми – инвалидами, т.к. имеющиеся отклонения в здоровье воспитанников увеличиваются с каждым годом, меньше становится практически здоровых детей.
Полноценное образование для детей-инвалидов создает условия для расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути. Образование оказывает определяющее влияние на формирование мировоззрения и постановку жизненных целей. Непременным условием эффективности проводимых мероприятий по улучшению жизни детей-инвалидов является комплексность различных мероприятий.
- Паспорт Программы.
Девиз: «Они рядом с нами».
Полное наименование Программы | Программа работы с детьми-инвалидами ГБОУ «Максатихинская школа-интернат» на 2014 – 2017 г.г. (далее – Программа) |
Основание для разработки | Закон РФ «Об образовании»; ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»; В списке воспитанников школы-интерната обучаются дети, имеющие инвалидность. |
Разработчик Программы | Социальный педагог ГБОУ «Максатихинская школа-интернат» Батурина Валентина Николаевна |
Основные исполнители Программы | Социальный педагог, педагогический состав школы, медицинский работник школы, родители воспитанников школы, представители, работающие в системе профилактики и оказания помощи семьям, воспитывающих детей – инвалидов: - ТОСЗН района в котором проживает ребенок-инвалид; - детская поликлиника по месту жительства или места учебы ребенка-инвалида; - Центр занятости населения п. Максатиха; - КДН и ЗП при администрации Максатихинского района; - ПДН Максатихинского отделения полиции; - ГБУ «Комплексны центр социального обслуживания населения»; -Управление пенсионного фонда; |
Цель Программы | Формирование благоприятных условий для социализации детей – инвалидов и обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование и медицинское обслуживание в регионе (Тверская область). |
Задачи Программы | Формирование и дальнейшее развитие оказания социально – психолого – педагогической помощи родителям и их детям-инвалидам в реальных условиях их проживания; Формирование активной педагогической позиции педагогов и воспитателей; Активное привлечение включению в учебный процесс, во внеурочную досуговую занятость детей-инвалидов в условиях обучения в школе-интернате; Привлечение внимания общественности к проблемам семей с детьми – инвалидами; Формирование толерантного отношения в школе-интернате к детям – инвалидам; Повышение правовой, психолого – педагогической грамотности родителей детей – инвалидов; Расширение возможностей детей – инвалидов для самореализации и социализации детей – инвалидов; Оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического комфорта при взаимодействии с родителями, воспитывающих ребёнка – инвалида; Умение принимать индивидуальные особенности проявления ребенка; Накопление педагогического опыта в работе с семьями, имеющими детей-инвалидов; Оказание консультационной помощи; |
Сроки реализации Программы | 2014- 2017 г.г. Учебные года: 2014-2015 - учебный год; 2015-2016 – учебный год; 2016-2017 учебный год |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Совершенствование обучения детей – инвалидов; По итогам работы Программы провести анкетирование и выяснить какую бы ещё форму работы с семьёй, с детьми-инвалидами могли бы предложить сами родители, дети, педагоги школы и оценить на сколько необходима помощь социально – психолого - педагогической направленности семьям, детям-инвалидам и на сколько она важна для них и полезна; Увеличение доли числа детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья вовлечённых в досуговую школьную и внешкольную деятельность; Увеличение результативности участия детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, в различных проектах по самореализации и социализации детей. |
Осуществление координации за исполнением Программы | Администрация ГБОУ «Максатихинская школа-интернат». Детский педиатр Максатихинского района. |
Оценка эффективности Программы | Обеспечение и осуществление системы программных мероприятий, комплексной системы оказания различной помощи в школе детям – инвалидам; Положительная оценка условий в школе для: самостоятельного творческого освоения детьми-инвалидам программы, отношений с окружающими и самим с собой. |
Действия по реализации цели и задач Программы | Организационно-подготовительный этап: 2014 – 2015 уч. г. Изучение нормативных документов; Изучение медицинской документации детей-инвалидов, составление списка, согласно медико-экспертной комиссии; Разработка и реализация перспективного плана мероприятий; Целевое повышение профессиональной компетенции педагогов; Практический этап: 2014 – 2017 уч. г. Реализация мероприятий рабочей учебной Программы с детьми – инвалидами; Организация и проведение школьных мероприятий с детьми-инвалидами; Мониторинг деятельности классных руководителей и учащихся по данной Программе. Заключительный (обобщающий этап): 2016 – 2017 уч. г. Анализ работы по Программе. Подведение итогов реализации Программы. Составление рекомендаций по работе в данном направлении, исходя из полученных данных. |
Форма подведения итогов | Промежуточные результаты 2014-2017 г.г. Ежегодный отчёт работы по Программе на педагогических совещаниях, методических объединениях. Подведение итогов - май 2014 г. (Составление отчета социальным педагогом) |
III.Практический этап: 2014 – 2017 уч. г.
Рабочий план мероприятий по работе с детьми – инвалидами на 2014 – 2017 г.г.
№ п/п | Наименование мероприятия | Срок исполнения | Ответственные |
Организационно-подготовительный этап: 2014 – 2015 уч. г. | |||
1. | Нормативно-правовое обеспечение: Изучение нормативных документов; Изучение позитивного опыта работы образовательных учреждений региона, страны; Разработка и реализация перспективного плана мероприятий. | 2014-2015 учебный год | Социальный педагог, медицинский работник. |
2. | Педагогическая поддержка: Целевое повышение профессиональной компетенции педагогов. | 2014-2015 учебный год | Социальный педагог, заместитель директора по УВР. |
Практический этап: 2014 – 2017 уч. г. | |||
1. | Международный день инвалидов. | 3 декабря Ежегодно | Социальный педагог |
2. | Международный день инвалидов. Подготовка и проведение мероприятий: Акция «Тропинка к сердцу»; «Несем радость людям»; Посещение инвалидов на дому; Круглый стол дети и родители. | 3декабря 2014г. | Социальный педагог |
3. | Международный день инвалидов. Подготовка и проведение мероприятий: Неделя доброты; «С книгой радость входит в дом»; «Спешите делать добрые дела»; Концертная программа «Несем радость» (на базе школы); «Книга для особого ребенка» (посещение на дому). | 3 декабря 2015г. | Социальный педагог |
4. | Международный день инвалидов. Подготовка и проведение мероприятий: «Акция «Тропинка к сердцу»; Вечер встречи «Люди с трудной судьбой» | 3 декабря 2016г. | Социальный педагог |
5. | Международный день инвалидов. Подготовка и проведение мероприятий: «Урок добра и милосердия»; Акция «Несем радость людям»; Чаепитие. | 3 декабря 2016г. | Социальный педагог |
6. | Международный день инвалидов. Подготовка и проведение мероприятий: Посещение инвалидов на дому; Акция «Библиотека для особого ребенка»; Организация просмотра для родителей художественного фильма «Один+один»; | 3 декабря 2017г. | Социальный педагог |
7. | Пополнение и корректировка банка данных о детях – инвалидах. | Ежегодно | Социальный педагог, мед. работник. |
8. | Изучение рекомендаций по индивидуальной программе реабилитации ребёнка- инвалида, выданной медико – социальной экспертизой г. Твери. | Ежегодно, по мере назначения | Социальный педагог, детский педиатр Максатихинского района. |
9. | Знакомство с родителями законными представителями детей – инвалидов. | По мере поступления ребёнка | Педагоги школы. |
10. | Определение направления оказания необходимой помощи данному ученику в рамках школы- интерната. | Во время обучения ребенка в школе | Социальный педагог, мед. работник. |
11. | Организация обучения детей-инвалидов. | На период обучения в школе | Администрация школы. |
12. | Согласование расписания учебных занятий с родителями, чьи дети имеют сложную структуру дефекта. | На период обучения в школе | Администрация школы. |
13. | Обеспечение детей – инвалидов на время обучения бесплатными учебниками, учебной, справочной и другой литературой. | На период обучения в школе | Администрация, библиотекарь. |
14. | Оказание методической и консультативной помощи родителям. | При обращении | Администрация, социальный педагог. |
15. | Оказание методической и консультативной помощи детям-инвалидам. | При обращении | Социальный педагог. |
16. | Организация обучения и воспитания по специальным образовательным программам, разработанным с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. | На период обучения в школе | Учителя-предметники. |
17. | Осуществление контроля за выполнением программного материала по четвертям. | На период обучения в школе | Заместитель директора по УВР, социальный педагог |
18. | Организация и осуществление промежуточной и итоговой аттестации | На период обучения в школе | Учителя-предметники. |
19. | Осуществление семейного патронажа с целью изучения материально – бытовых и морально – психологических условий проживания детей – инвалидов. | Ежегодно | Социальный педагог, классный руководитель |
20. | Составление индивидуального плана социально – психолого – медико - педагогической помощи на учебный год | На учебный год | Медицинский работник школы. |
21. | Инструктаж классного руководителя, учителей – предметников. | На начало каждого учебного года | Социальный педагог. |
22. | Ежедневный контроль за самочувствием ребёнка в школе. | В течение учебного года | Педагоги школы. |
23. | Занятия с педагогом – психологом по коррекции: - высших психических функций; - эмоционально – волевых нарушений; - поведенческих реакций. | В течение учебного года | Педагог – психолог. |
24. | Занятия с логопедом по коррекции: - звуко-речевого произношения; - речи; - эмоционально – волевых нарушений; - словарного запаса. | В течение учебного года | Логопед. |
25. | Информирование родителей по вопросам организации занятий физической культурой. | В течение учебного года | Учителя физической культуры. |
26. | Формирование у детей-инвалидов навыков занятий физкультурой и спортом. | В течение учебного года | Учитель физической культуры. |
27. | Оказание социальной помощи ребёнку по коррекции взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями. | При обращении | Социальный педагог, классный руководитель. |
28. | Вовлечение детей - инвалидов в социально-значимую деятельность классного и школьного коллектива: - выполнение общественных поручений; - участие в районных, всероссийских и международных конкурсах; - участие в районных, всероссийских и международных олимпиадах; - участие в школьных, районных, всероссийских и международных выставках декоративно-прикладного творчества; - участие в общешкольных мероприятиях; - участие по возможности в спортивных мероприятиях; | В течение учебного года | Педагоги школы, социальный педагог. |
29. | Подготовка информационного материала для родителей, имеющих на воспитании детей – инвалидов (о правах и льготах, об учреждениях, работающих с детьми – инвалидами, с перечнем предоставляемых услуг) | В течение года | Администрация школы, социальный педагог. |
30. | Проведение Правового дня (встречи с адвокатами, юристами, специалистами ТОСЗН) | Единожды в год | Администрация школы, социальный педагог. |
31. | Проведение заседаний Круглого стола с приглашением специалистов, работающих с семьями, имеющими на воспитании детей – инвалидов. | В течение каждого учебного года | Администрация школы, социальный педагог. |
32. | Проведение индивидуальных консультаций для родителей по вопросам профориентации, трудоустройства. | В конце учебного года | Социальный педагог. |
33. | Организация и проведение «Урок дружбы» в рамках толерантного воспитания учащихся. | Ежегодно | Социальный педагог. |
34. | Организация и проведение профилактических мероприятий по здоровьесбережению. | Постоянно | Педагоги школы. |
35. | Оказание индивидуальной методической помощи классным руководителям, учителям – предметникам в организации работы с детьми-инвалидами. | Ежегодно | Медицинский работник, социальный педагог. |
36. | Поощрение за успешную учебу и хорошее поведение. Доска почета. | В конце каждой четверти | Социальный педагог, заместитель директора по ВР. |
37. | Организация и проведение семинара для педагогов, администрации школы «Понимание инвалидности. Социальный и медицинский подход к инвалидности» с приглашение сотрудников МСЭ, областного психиатра. | 2015-2016 учебный год | Социальный педагог. |
38. | Родительское собрание для родителей детей – инвалидов «Поддержка и сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в школе». | 2015-2016 учебный год | Заместитель директора по УР. |
39. | Организация летнего отдыха. | Ежегодно | Заместитель директора по УР, социальный педагог. |
40. | Организация санаторно - курортного лечения. | Ежегодно | Социальный педагог, медицинский работник, детский педиатр. |
41. | Организация прохождения медицинской комиссии. | Ежегодно | Детский педиатр. |
42. | Оказание помощи и консультации в оформлении инвалидности для детей. | При обращении | Социальный педагог. |
43. | Оказание помощи в сборе документов для установления или переосвидетельствования инвалидности. | При обращении | Социальный педагог. |
44. | Составление характеристики воспитанника школы для установления или переосвидетельствования инвалидности. | При обращении | Социальный педагог, классный руководитель. |
Заключительный (обобщающий этап): 2016 – 2017 уч. г. | |||
1. | Анкетирование участников программы об её эффективности. | Ежегодно | Администрация. |
2. | Подведение итогов реализации программы. | 2016-2017 учебный год | Социальный педагог. |
3. | Анализ работы по Программе. | Май 2017 г. | Социальный педагог. |
4. | Составление рекомендаций по работе в данном направлении, исходя из полученных данных. | Май 2017 г. | Социальный педагог. |
5. | Отчет-презентация по итогам работы по Программе. | Сентябрь 2017 г. | Социальный педагог. |
6. | Сбор отзывов участников Программы. | По желанию самих участников | Социальный педагог. |
7. | Оценка работы по данной Программе | Сентябрь 2017 г. | Социальный педагог. |
IV. Возможные факторы риска и меры для их предотвращения.
Факторы риска | Запланированные меры |
Обучение педагогов на курсах повышения квалификации. Проведение обучающих семинаров, мастер-классов и т.д |
Недостаточный уровень готовности педагогического коллектива к работе с детьми-инвалидами. |
Отсутствие желания у детей «идти на контакт» со взрослыми и воспитанникам школы. |
Не принужденное, ненавязчивое привлечение в школьные, районные, областные, всероссийские конкурсы, мероприятия. |
Недоверие, не согласованность родителей (законных представителей). Отсутствие желания родителей (законных представителей) «говорить об этом вслух» |
Привлечение к работе педагога-психолога, детского педиатра, специалистом ГБУ «КЦСОН» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания подростков в кадетской школе-интернате.
ВОСПИТАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.В условиях изменений в политической жизни страны, в динамике ценностных ориентаций российского общества, реформирования Вооружё...
Программа воспитательной работы в коррекционной школе-интернате VIII вида
Представлена программа воспитательной работы в коррекционной школе-интернате VIII вида....
Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната на 2013 – 2014 учебный год.
Специалисты МСПП сопровождения нашего ОУ, находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют направления и составляющие работы с учетом модернизации образования. Программа...
занятие 1 программы "Профориентационная работа с воспитанниками школы-интерната с ОВЗ"
Данное занятие является вводным к курсу по профориентации воспитанников с отклонениями в развитии....
Рабочая программа воспитателя ГБОУ РХ "Аскизская школа - интернат"
Рабочая программа составлена на основе Федерального закона от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Законом РХ от 05.07.2013 № 60 -3 РХ «Об образовании в РХ», на основании устава ...
Параметры мониторинга по выявлению уровней воспитанности школьников с ограниченными возможностями здоровья по ГКОУ РО« Колушкинская специальная школа-интернат» 4 класс 2016 -2017 учебный год
Понятие «качество жизни» - это сложная система ряда областей, которые включают в себя следующие составляющие жизнедеятельности индивида: 1. Здоровье....
Программа поликультурного образования В НОУ " Школа -интернат №22 ОАО "РЖД" ст. Улан -Удэ , ВСЖД 2012-2017гг. "Поликультурное образование личности как основа воспитания гражданина"
Программа направленна на освоение знаний о мире, культуре , традициях народов малой родины, России, мира, на формирование умения жить во всем многообразии культур....