Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната на 2013 – 2014 учебный год.
проект на тему
Специалисты МСПП сопровождения нашего ОУ, находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют направления и составляющие работы с учетом модернизации образования. Программа рассчитана на один год. Целью медико-социально-психолого-педагогического сопровождения в ОУ, является создание системы медицинских, социальных, психологических и педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации, интеграции и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.п.). В нашем образовательном учреждении обучаются дети:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие);
2. Дети с нарушением речи (логопаты).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_soprovozhdeniyu.docx | 41.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Республики Марий Эл «Семеновская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида»
Утверждаю Согласованно Согласованно
Директор школы - интерната ЗД по ВР ЗД по УР
________________ ___________ ____________
В.А. Никитин Г.П. Чеснокова С.Б. Губарева
«__» ______2013 г. «__» _____ 2013г. «__» _____ 2013г.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол____________
«__» __________2013 г.
Комплексная программа
психолого-медико-социально-педагогического сопровождения
детей с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида
в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы – интерната на 2013 – 2014 учебный год.
Е.Н. Кораблева,
педагог-психолог
г. Йошкар–Ола, 2013 г.
Информационная справка
Практическое медико-социально-психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения и воспитания учащихся с ОВЗ в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений практической психологии. Специалисты МСПП сопровождения нашего ОУ, находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют направления и составляющие работы с учетом модернизации образования.
Проектирование комплексной программы медико-социально-психолого-педагогического сопровождения в условиях ГБОУ РМЭ «Семеновская специальная (коррекционная) школа-интернат» является актуальной задачей для развития данного учреждения. Программа психолого-медико-социально-педагогического сопровождения рассчитана на 2013-2014 учебный год.
В нашем образовательном учреждении обучаются дети:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие);
2. Дети с нарушением речи (логопаты);
В прошлом учебном году, часть детей из речевого класса, после коррекции всеми специалистами ОУ, перешла в общеобразовательное учреждение. На фоне перемещения детей с речевыми нарушениями в массовую школу, растет доля детей со сложной структурой дефекта, которые особенно нуждаются в получении медико-социально-психолого-педагогического сопровождения. Исходя из контингента нашего учреждения необходимо более структурно и методично проводить мероприятия по сопровождению обучающихся воспитанников.
Целью медико-социально-психолого-педагогического сопровождения в ОУ, является создание системы медицинских, социальных, психологических и педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации, интеграции и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.п.).
Сопровождение ребенка с ОВЗ, можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников образовательного процесса и помощь ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны всех узких специалистов ОУ.
Медико-социально-психолого-педагогического сопровождение в специальной (коррекционной) школе - динамический процесс, целостная деятельность всех субъектов образования, куда включены взаимосвязанные компоненты:
• систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психического развития в процессе обучения;
• создание социально-психологических условий для личности каждого ребёнка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);
• создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в развитии детям с ОВЗ (в рамках специального образовательного компонента),
• создание специальных медицинских условий для сопровождения и развития детей с ОВЗ.
К основным направлениям деятельности специалистов сопровождения относятся:
- организационно-методическая деятельность;
- профилактика и просветительская работа;
- диагностическая деятельность;
- консультативная деятельность;
- коррекционно-развивающая работа;
- экспертная работа;
При зачислении ребенка в специальную (коррекционную) школу-интернат, специалисты подробно изучают данные его анамнеза и особенностей раннего развития. Все это необходимо фиксировать в карте сопровождения.
Одной из важнейших задач психолого-педагогической диагностики является своевременное отграничение легкой умственной отсталости от сходных с ней состояний.
Необходимо устанавливать своевременно причины неуспеваемости (неумение учиться, пробелы в знаниях, негативное отношение к учению, несвоевременное медикаментозное лечение и т. д.) и устранять их, развивая потенциальные возможности ребенка.
В решение таких проблем помогает работа ПМПк ОУ.
Результаты обследования представляются в виде психологического профиля развития ребенка, где видна динамика его психологического развития в картах сопровождения.
Как показала практика работы СП, обеспечение индивидуального подхода к обучающемуся с учетом его социального статуса, стала положительной составляющей условий пребывания ребенка в интернате.
Актуальность программы в том, что она направлена на создание условий для психолого-медико-социально-педагогического сопровождения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида, повышение и рост профессионального мастерства специалистов МСПП службы.
Новизна: представленная программа не имеет аналогов. Программа построена на основе анализа процесса обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида в условиях интернатной системы.
Цель программы: Обеспечение благоприятных психолого-медико-социально-педагогических условий для успешности максимального личностного и интеллектуального развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида в ОУ.
Достижение поставленной цели возможно при последовательном решении следующих задач:
1. Создать условия для успешной адаптации ребенка в ОУ интернатного типа.
2. Содействовать личностному и интеллектуальному развитию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида в условиях, гарантирующих их психологическую и физическую безопасность.
3. Создать условия для согласованной работы всех структурных подразделений (педагогическое, медицинское, социальное, психологическое) по сопровождению в ОУ.
4. Способствовать просвещению педагогов, учащихся и их родителей и профилактике негативных ситуаций в ОУ, а также создавать благоприятный психологический климат в ОУ.
5. Создание единой базы документации по психолого-медико-социально-педагогическому сопровождению.
Таким образом, в школе обучаются и воспитываются две категории детей: имеющие нарушения слуха и дети с нарушениями речи. Для успешного обучения и воспитания этих двух категорий детей требуется комплексная система медико-социально-психолого-педагогического сопровождения.
Программа сопровождения детей на начальном этапе обучения в ОУ представляет собой целенаправленную, систематическую взаимную деятельность педагогов, педагога-психолога, социального педагога, медицинских работников, детей, родителей.
Условия реализации программы:
- Партнерские отношения школы и родительской общественности.
- Обеспеченность необходимыми кадрами.
- Согласованность всех структурных подразделений службы сопровождения (педагоги (сурдопедагоги, логопеды) медицинский персонал, социальный педагог, педагог-психолог).
Этапы реализации программы:
1. Подготовительный этап (август – сентябрь 2013 г.)
Подготовительный этап программы предполагает обновление нормативно-правовой базы школы по направлению «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»; оформление информационных, правовых уголков. Главными составляющими являются психолого-педагогические, социально-педагогические и медицинские обследования участников образовательного процесса на предмет изучения уровня актуального развития, медицинского и психологического статуса ребенка.
Результаты диагностик обобщаются специалистами за «круглым столом», осуществляется планирование работы по сопровождению детей разных категорий и работы структурных подразделений ОУ (СП и ПМПк).
2. Практический этап(ноябрь 2013- апрель 2014)
Практический этап реализации программы включает работу всех специалистов по составленным планам индивидуальной траектории развития ребенка; активное взаимодействие школы с представителями общественности (родителями), расширение социальных связей школы; обмен опытом по данной проблеме между специалистами. Повышение компетентности педагогических кадров осуществляется через работу в МО школы. 3.Заключительный этап (май - июнь 2014)
Отслеживание динамики в уровне развития детей всеми специалистами. Определение эффективности программы психолого-медико-социально-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида. Определение приоритетных направлений дальнейшей работы.
Прогнозируемые результаты:
- Успешная адаптация вновь прибывших детей в условиях интернатного обучения в ОУ.
- Наличие благоприятной среды для личностного и интеллектуального развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида в условиях, гарантирующих их психологическую и физическую безопасность.
- Отработанный механизм согласованной работы всех структурных подразделений (педагогическое, медицинское, социальное, психологическое) по сопровождению в условиях ОУ.
- Функционирование профилактической службы школы, способной оказать своевременную психолого-педагогическую помощь и поддерживать хорошие показатели проведенной работы. Физиологическое и психологическое благополучие участников образовательного процесса.
- Наличие единой базы документации по психолого-медико-социально-педагогическому сопровождению.
Способы отслеживания результатов:
1. Показатели психодиагностических, педагогических, социологических и медицинских обследований.
2. Единая база данных по сопровождению.
3. Социальные опросы участников образовательного процесса на предмет изучения уровня удовлетворенности содержанием и организацией психолого-медико-социально-педагогического сопровождения.
Форма подведения итогов по реализации программы:
Совещание при директоре с участием всех участников сопровождения. Выступление на педагогическом совете с «Итогами реализации программы психолого-медико-социально-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида».
Перечень и содержание программных мероприятий: | |||
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Подготовительный этап | |||
Организационно методическая деятельность | |||
1 | Обновление нормативно-правовой базы: • Договор с родителями о «ПМСП сопровождении» • Утверждение «Карт сопровождения» для воспитанников школы I и II вида • Разработка «Карт сопровождения» для воспитанников школы V вида • Утверждение «Карт учащегося группы риска» | сентябрь август октябрь | специалисты СП, ПМПк |
2 | Методический час для педагогов: • Документация работников школы по сопровождению детей (индивидуальная программа сопровождения, дневник наблюдения) | октябрь | ЗД по ВР ЗД по УР |
3 | Планирование работы на год: •Работа СП •Работа ПМПк | сентябрь | ЗД по ВР ЗД по УР |
Практический этап | |||
Просвещение и профилактика | |||
Учащиеся | |||
1 | Психологические часы: • Будем дружить (0 класс) • Будем дружить (1(р) класс) • В поисках хорошего настроения (2 г/х класс) • Учимся снимать усталость (2 (р) класс) • Как научиться жить без драки (3 (II) «А» и 3 (II) «Б» классы) • Нарисуй подарок самому себе (3 г/х класс) • Учимся снимать усталость (5 г/х класс) • Ты и я – такие разные (5 г/х, , 6(II) классы) • Игра «Колючка» (5 (р), 6 (р) классы) • Как научиться жить без драки (5 (II) к класс) • Ты и я – такие разные (7 г/х класс) • Нарисуй подарок самому себе (8 г/х «А», 8 г/х «Б» классы) • Я и мой выбор (за здоровый образ жизни) (8 (II) класс) • Барьеры непонимания (9 (II) класс) • Тренинг уверенности (11 г/х класс) | октябрь октябрь ноябрь декабрь сентябрь декабрь январь февраль март март апрель апрель сентябрь ноябрь | психолог, кл. рук. психолог, кл. рук. психолог, кл. рук. психолог, кл. рук. психолог, кл. рук. психолог, кл. рук. психолог, кл. рук. психолог, кл. рук. психолог, кл. рук. психолог, кл. рук. психолог, кл. рук. психолог, кл. рук. психолог, кл. рук. психолог, кл. рук. |
2 | Организация оздоровления и отдыха во внеурочное время детей из малообеспеченных, многодетных семей и детей-инвалидов. | каникулярное время | соц. педагог |
3 | Правовые классные часы: • Знаешь ли ты свои права и обязанности (0 – 4 классы) • Что ты должен знать об УК РФ (5 – 7 классы) • Уголовная ответственность несовершеннолетних (8 – 10 классы) | соц. педагог, кл. рук. | |
Педагоги | |||
1 | Организация работы по профилактике профессионального выгорания | в течение года | психолог |
2 | Круглый стол службы ПМСП сопровождения «Опыт, проблемы, перспективы» | декабрь | |
Родители | |||
1 | Оформление информационных стендов | в течение года | соц. педагог, психолог |
2 | Родительский лекторий: • Психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки • Трудный возраст или советы родителям | сентябрь по запросу | психолог психолог |
3 | Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска | в течение года | соц. педагог, инспектор ПДН |
Диагностика | |||
Учащиеся | |||
1 | мониторинг уровня здоровья обучающихся и целенаправленное отслеживание лечение в течение всего времени обучения в школе. | в течение года | мед. персонал |
2 | Сбор информации о семьях, через анкетирование, наблюдение, беседы с учителями и воспитателями. | в течение года | соц. педагог, кл. рук. психолог. |
3 | Исследование уровня адаптации | октябрь | психолог |
4 | Исследование социального статуса ребенка | сентябрь | соц. педагог, кл. кур. |
5 | Исследование медицинских документов | сентябрь – октябрь | мед. персонал |
6 | Заполнение первичных речевых карт | сентябрь-октябрь | логопеды |
7 | Комплексное психолого-педагогическое обследование дошкольников | ноябрь | сурдопедагог, воспитатель, психолог |
8 | Исследование школьной мотивации | ноябрь | кл. рук., психолог |
9 | Исследование уровня тревожности | ноябрь | кл. рук., психолог |
10 | Исследование социального статуса | ноябрь | кл. рук., психолог |
11 | Исследование познавательной сферы | в течение года | психолог |
12 | Исследование уровнем удовлетворенности учебно-воспитательным процессом и комфортности в школе | апрель | воспитатель, психолог кл. руководитель |
13 | Проективная диагностика «Рисунок семьи» | в течение года | психолог, кл. рук. |
14 | Наблюдение в разных видах деятельности | в течение года | соц. педагог, психолог |
15 | Исследование уровня воспитанности учащихся | апрель | воспитатели |
Родители | |||
1 | Опросник родительского отношения | по запросу | психолог |
2 | Исследование «тип семейного воспитания» | по запросу | психолог |
Коррекционно-развивающая работа | |||
1 | Работа «Клуба общение» (коррекционно-развивающие занятия по плану) | в течение года | психолог |
2 | Проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения. | в течение года | пед. коллектив |
Консультативная работа | |||
1 | Рекомендаций по соблюдению режима дня, приема лекарственных препаратов, особенностей медикаментозного лечения | в течение года | мед. персонал |
2 | Индивидуальные беседы с учителями и родителями с целью определения проблемных областей в обучении и воспитании. | в течение года | специалисты СП, ПМПк |
3 | Выступление на педагогических советах и родительских собраниях с результатами мониторинговых исследований. | в течение года | специалисты СП, ПМПк |
4 | Консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся. | в течение года | специалисты СП, ПМПк |
5 | Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения. | в течение года | специалисты СП, ПМПк |
6 | Разработка совместных рекомендаций по основным направлениям работы с воспитанниками. | в течение года | специалисты СП, ПМПк |
Работа школьных служб | |||
Совет профилактики | |||
1 | Комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов | в течение года | специалисты СП |
2 | Составление базы данных по социально неблагополучным, малообеспеченным семьям | сентябрь | соц. педагог |
3 | Составление базы данных «группы риска» | сентябрь | соц. педагог, психолог |
3 | Системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка. | в течение года | специалисты СП |
4 | Обеспечение социальной защиты ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах | в течение года | специалисты СП |
Психолого-медико-педагогический консилиум ОУ | |||
1 | Комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов | в течение года | специалисты ПМПк |
2 | Выбор оптимальных для развития ребёнка коррекционных программ, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями | в течение года | специалисты ПМПк |
3 | Отслеживание периода адаптации | сентябрь-октябрь | психолог, соц. педагог |
4 | Составление базы данных пролеченных (по рекомендации невропатолога и психиатра) воспитанников | сентябрь | мед. персонал |
5 | Составление базы данных для прохождения комиссии ВТЭК | в течение года | мед. персонал |
6 | Системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка | в течение года | специалисты ПМПк |
7 | Анализ успешности коррекционно-развивающей работы | в течение года | специалисты ПМПк |
Заключительный блок | |||
1 | Круглый стол службы ПМСП сопровождения «Результативность, проблемы, перспективы» | май | специалисты СП, ПМПк |
2 | Выступление на педагогическом совете с отчетом о работе службы ПМСП сопровождения | июнь | специалисты СП, ПМПк |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития и недоразвитием интеллекта в условиях специальной коррекционной общеобразовательной школы
Специальная коррекционная общеобразовательная школа №10 города Краснокаменска Забайкальского края была организована в 2011 году в результате слияния двух коррекционных школ, реализующих программ...
Уроки ЛФК как эффективное средство коррекции и развития двигательной сферы учащихся с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы интерната VIII вида.
Статья для учителей ЛФК, содержит методичесие рекомендаци по организации занятий ЛФК в коррекционной щколе VIII вида....
Выступление на научно – практическом семинаре по теме: «Технологии, формы, методы и приемы социально-бытовой и социокультурной реабилитации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната»
На современном этапе развития образования проблема социально-бытовой и социо-культурной реабилитации детей с ОВЗ входит в число приоритетных и актуальных. Значительная часть детей с ОВЗ оказываются не...
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида
Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...
Особенности развития внимания детей с ограниченными возможностями здоровья. Практикум по развитию внимания на уроках в специальной (коррекционной) школе
Статья посвящена особенностям развития внимания детей с ограниченными возможностями здоровья. В ней представлены практические упражнения на развитие всех свойств внимания, которые можно использовать н...
Формирование способности воспитанников к саморазвитию в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната
Выступление педагога-психолога на совместном методическом объединении классных руководителей и воспитателей.Наряду с познавательными мотивами в педагогическом процессе широко используются, стимулируют...
Формирование читательского интереса у младших школьников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида
Формирование читательского интереса у младших школьников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида характеризуется значительными трудностями, связанными с такими особенностями д...