Рабочая программа воспитателя ГБОУ РХ "Аскизская школа - интернат"
методическая разработка (5 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Федерального закона от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Законом РХ от 05.07.2013 № 60 -3 РХ «Об образовании в РХ», на основании устава ГБОУ РХ «Аскизская школа-интернат» от 14 09.2015 года и в методическом сопровождении Е. Д. Худенко «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школы-интернате, детском доме».
Целью программы является формирование навыков коллективной трудовой деятельности, потребности трудиться.
Для достижения цели выполняются следующие задач:
- формирование трудовых навыков, развитие навыков партнерских отношений
- организовать с учетом возраста воспитанников работу по самообслуживанию, исполнительности, соблюдение ими правил охраны труда, техники безопасности, участие в общественно-полезном труде
- воспитание гражданственности трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
- взаимодействие с семьями детей, для обеспечения полноценного развития детей.
Исходя из задач воспитательная деятельность реализуется по следующим направлениям:
- воспитательная работа.
- работа с семьями воспитанников.
- совместная работа воспитателя с классным руководителем и педагогами дополнительного образования.
- взаимодействие с медико-социально-психологической службой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального закона от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Законом РХ от 05.07.2013 № 60 -3 РХ «Об образовании в РХ», на основании устава ГБОУ РХ «Аскизская школа-интернат» от 14 09.2015 года и в методическом сопровождении Е. Д. Худенко «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школы-интернате, детском доме».
Актуальность программы основана на принципах гуманизма, общедоступности, приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, автономности и светского характера образования. Исходя из анализов работы прошлого года, в классе есть неформальные лидеры и отношения носят ситуативный характер, что свидетельствует о несформированности коллектива, имеется потребность в создании единого классного коллектива.
Тема самообразования «Формирование навыков коллективной трудовой деятельности, потребности трудиться».
Основной целью является формирование навыков коллективной трудовой деятельности, потребности трудиться.
Для достижения цели выполняются следующие задачи:
- Охрана жизни и здоровья воспитанников группы;
- Формирование трудовых навыков; развитие навыков партнерских отношений
- Организовать с учетом возраста воспитанников работу по самообслуживанию, исполнительности, соблюдение ими правил охраны труда, техники безопасности, участие в общественно-полезном труде.
- Воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
- Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей.
Исходя из выше поставленных задач, воспитательная деятельность реализуется по следующим направлениям:
Содержание воспитательной работы.
- Вторник «Охрана здоровья. Физическое развитие».
В этом направлении решаются задачи:
- Развитие способности помогать и сочувствовать;
- Отработать навыки санитарно-гигиенического ухода за собой;
- Формирование навыков здоровьесберегающего поведения, волевых качеств – смелости, решительности;
- Привить детям потребность в занятиях физической культурой и спортом.
- Формирование навыков здоровьесберегающего поведения, волевого качества-самообладания; коррекция страхов.
Тематика занятий:
1. «Спорт»
2. «Помогите!».
3. «Иду на помощь!».
4. «Двое на необитаемом острове».
5. «Один дом».
Воспитанники должны знать и уметь:
- ежедневно выполнять утреннюю зарядку (под контролем взрослых)
- владеть элементарными навыками самообслуживания.
- уметь помогать и сочувствовать, проявлять самостоятельность в принятии решений;
- содержать в чистоте класс, спальни, рабочие места и т. д.
- принимать участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях,
подвижных играх.
- Четверг «Трудовое воспитание».
В трудовом направлении решаются следующие задачи:
- Формирование трудовых навыков, волевых качеств - выдержки, настойчивости; коррекция негативных черт характера личности-неаккуратности.
- Продолжать развивать навыки самообслуживания, исполнительности, трудолюбия;
- Способствовать развитию элементарных творческих способностей и доступных художественных навыков в области рисования, рукоделия;
- Формирование навыков обобщения, умения делать выводы; коррекция эмоциональной отгороженности, негативных черт характера – нерешительности в речи, замкнутости;
- Развитие творческого воображения, волевых качеств – инициативности, целеустремленности; коррекция мышления.
Тематика занятий:
1.«Наведем в шкафу порядок».
2. «С чего начинаем уборку в блоке и в комнатах?»;
3. Хакасское нагрудное украшение «Пого».
4. Изготовление картины из атласных лент «Хакасский орнамент».
5. «На прогулку в чистый двор»
6. «Чему мы научились в этом году»;
7. «Чему мы хотим научиться в следующем году»
Воспитанники должны знать и уметь:
-Уметь планировать работу, организовать свой трудовой процесс.
- быть настойчивым, сдержанным;
- воспитывать аккуратность и любовь к труду;
- повышать ответственность за качество выполняемой работы.
- Суббота «»Творческое воображение».
В этом направлении решаются задачи:
- Развитие творческих способностей; коррекция воли, невнимательности; Развитие коммуникативных навыков разговорной речи; коррекция равнодушия;
- Формирование партнерских отношений; развитие эстетического вкуса; коррекция эгоистичности;
- Формирование образного мышления, наблюдательности.
- Воспитание любви к родной природе; коррекция зрительного восприятия, мышления;
- Развитие эстетического вкуса, навыков самостоятельного творчества; коррекция эмоционально - волевой сферы;
Тематика занятий:
- «Я рисую тебя»
- «Мои любимые игрушки»
- «Один карандаш на двоих»
- «Узнай меня»
- «Подними мне настроение»
- «Что растет в осеннем лесу»
- «Делаем сами своими руками»
Воспитанники должны знать и уметь:
- желание вступать в контакт с окружающими;
- умение организовать общение (умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации);
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении;
- умение работать и жить в коллективе;
В первой группе обучаются дети 1класса и 5, 6 класса:
Список группы | Статус | Дата рождения | Класс | Актив класса |
| Вр.пом. | 20.01.2006г. | 1 класс | Физорг. |
| Вр.пом.(опекаем) | 03.06.2007г. | 1 класс | Отв. за мебель |
| Вр.пом. | 28.12.2006г. | 1 класс | Отв. за мебель |
| Вр.пом. | 06.04.2007г. | 1 класс | Отв. за мебель |
| Вр.пом. | 16.12.2007г. | 1 класс | Санитар |
| Вр.пом | 12.07.2004г. | 5 класс | Командир. |
| Вр.пом | 11.08.2003г. | 6 класс | Массовик. Организатор. |
| Вр.пом | 01.07.2004г. | 5 класс | Пом.командира. |
| Вр.пом.(опекаем) | 12.03.2006г. | 5 класс | Физорг |
| Вр.пом | 13.08.2004г. | 5 класс | Массовик. Организатор. |
| Вр.пом | 20.09.2005г. | 5 класс | Цветовод |
| Вр.пом | 14.03.3003г. | 5 класс | Отв.за мебель |
| Вр.пом | 01.12.2005г. | 5 класс | Санитар |
Характеристика I группы.
В 2016 – 2017 учебном году работаю воспитателем 1, 5, 6 классов. В этом году поступили в группу новые воспитанники, это дети первого класса и в пятый класс 1 ребенок. Группа состоит из временно проживающих воспитанников: 8 – мальчиков и 5 девочек. За время обучения с программой школы VIII вида справляются: 1 класс – 4 ребенка, 5 класс – 4 ребенка, 6 класс – 1ребенок, с трудом справляются: 1 класс – 1 ребенок, 5 класс – 3 детей. Уровень воспитанности на начало учебного года составил 49. Класс по своему составу сложный.
Взаимоотношения между воспитанниками носят ситуативный характер, что свидетельствует о несформированности коллектива. Не всегда наблюдается сплочённость в коллективной деятельности. В классе есть неформальные лидеры, хотя авторитетом не пользуются. К таким можно отнести Лену К. Есть ребёнок, это Никита Н., которого, отвергает класс (из-за ее агрессивного поведения). Никита Н. в поведении агрессивный, раздражительный. Хотя сама по своей натуре она добрый ребёнок, нежный. С программой обучения школы VIII вида справляется с трудом, но в поведении часто проявляет агрессию, бывают конфликты со сверстниками, так же совершение правонарушений (драки). Поэтому такие дети нуждаются в корректировке их социального функционирования и поведения, или шире – процесса их социализации. То есть главная цель при таком подходе – приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.
Учитывая их психические особенности, необходимо помочь детям справиться с конкретными трудностями. Ведутся работы на их сплочение: групповое (родительское собрание) и индивидуальное беседы с родителями по проблемам воспитания; ежедневные работы (беседы) с классными руководителями по организации и проведению воспитательной работы с детьми внутри класса, школы; вовлечение детей в кружковые занятия; тесная работа с социально-психологической службой школы; так же ведётся медико-социальная работа; организационно – воспитательная работа. Дети активно участвуют в общешкольных мероприятиях, которые направлены на формирование здорового образа жизни, культуры человеческих взаимодействий, индивидуальной самореализации и социальной ответственности. Это конкурсы, праздничные концерты и другие мероприятия. Общешкольные, это «Осенний кросс» , «Осенняя фантазия». Никита Н., любит играть в настольный теннис. Рисовали рисунки, поделки «Дары Осени». С большим интересом дети участвовали спортивных конкурсах: На день здоровья. Дети получали сладкие призы. По мере своих сил каждый воспитанник старается принять участие в делах класса и внешкольных мероприятий.
Отношения между детьми устанавливаются при непосредственном контакте, взаимодействии, общении. Участие Юли.К. и других девочек в одном конкурсе, привело к сплочению, взаимовыручке и взаимопомощи между девочками во время праздника. У учащихся Юли К., Алеши Б., Марата К., Лены К., наблюдается небольшой познавательный потенциал уровня самообразовательной активности. На самоподготовке проявляется интерес к учебной деятельности ( практически всегда подготовлены), пытаются высказывать собственное мнение на поставленные вопросы. На воспитательных часах «Трудовое воспитание» дети с большим интересом, трудолюбием выполняют порученную им работу. Во время работы ведутся беседы, прослушивается музыка. Дети становятся спокойнее. Уровень воспитанности на конец года заметно выше ___.
Учащиеся стараются понимать и принимать статус «ученика» и «учителя». Субординацию соблюдают.
Выводы:
- Родители и школа обязаны создать детям нормальные условия для их жизнедеятельности, соответствующие индивидуальным особенностям, способностям, склонностям и социокультурным потребностям. В отсутствии адекватных условий развития ребёнок оказывается в зоне риска, а возникшие у них проблемы требуют своевременного и эффективного разрешения.
- Адекватное психолого-педагогическое сопровождение развития ребёнка, с учётом имеющих у него проблем, даёт возможность исключения попадания ребёнка в группу риска.
- Классификация проблем воспитанников позволяет составить целостное представление об основных трудностях, возникших у детей школьного возраста, и тем самым даёт возможность педагогам своевременно и профессионально разобраться в комплексе неудач, преследующих ребёнка, оказать конструктивную поддержку, психологическую и педагогическую помощь, обеспечить морально-нравственное становление детей и их благополучную социализацию.
Необходимо:
- Привлекать родителей.
- Продолжать работу по сплочённости коллектива, выработке единых ценностных норм и правил , которые бы принимал весь коллектив.
- Способствовать повышению уровня познавательной активности.
- Формировать у воспитанников адекватную самооценку.
РАБОТА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
- посещение семей с целью изучения условий проживания, обстановки в семье и
решения возникающих вопросов;
- проведение работы с родителями по достижению единства в требованиях
школы и общества;
- осведомление родителей о достижениях и проблемах детей в учёбе и
внеклассной жизни;
- посещение семей группы «риска» с целью социальной помощи детям и
контроля над исполнением родительских обязанностей;
- формирование у родителей доверительного отношения к педагогам школы;
- привлечение родителей к активному участию в жизни группы, школы,
культурно-массовых и спортивных мероприятиях различного уровня;
- консультирование родителей по вопросам обучения и воспитания детей.
-Индивидуальная беседа.
-Посещение жилых помещений
-Презентация плана воспитательной работы
-Профилактика правонарушений.
Совместная работа воспитателя с классным руководителем и педагогами
дополнительного образования
-Собеседование с педагогами по организации и проведению самоподготовки.
-Преемственность в работе учителя и воспитателя со слабоуспевающими учащимися.
-Беседа с классным руководителем о работе с «трудными детьми».
-Посещение классных часов
-Проведение совместных мероприятий: День именинника, День Учителя, Новый год.
-Беседы о поведении детей в первой половине дня.
- Собеседование с педагогами с целью выявления степени знакомства с новыми технологиями обучения и воспитания и их внедрение в практическую деятельность.
Взаимодействие с медико-социально - психологической службой:
-Совместный рейд по посещению семьи учащихся (еженедельно)
-Преемственность в воспитании детей (еженедельно)
--консультирование по вопросам оказания индивидуальной помощи ребенка в вопросах воспитания.
-Изучение медицинских заключений, рекомендаций.
Дети регулярно посещают кружки дополнительного образования
Ф.И.О.
Кружок | К. Лена | Т. Денис | К.Марат | С. Аймир | Б.Алеша | С. Саша | К. Юля | С. Аня | М.Полина | |||||||||
«Родничок» | Пн.: Ср.: Чт.: Пт.: | Пн.: Ср.: Чт.: Пт.: | Пн.: Ср.: Чт.: Пт.: | Пн.: Ср.: Чт.: Пт.: | ||||||||||||||
«Формула рукоделия» | Чт: | Чт: | Чт: | Чт: | Чт: | Чт: | ||||||||||||
«Лоскутная мозайка» | Пн: | Пн.: | Пн.: | Пн.: | Пн.: | Пн.: | ||||||||||||
Текстильная кукла | Сбб: Вт: Пт: | |||||||||||||||||
Биологический | Пн: | Пн: | Пн: | Пн: | Пн: | Пн: | Пн: | Пн: | Пн: | |||||||||
«Спортивные игры» | Вт.: Чт.: Пт.: | Вт.: Чт.: Пт.: | Вт.: Чт.: Пт. | Вт.: Чт.: Пт.: | Вт.: Чт.: Пт.: | Вт.: Чт.: Пт.: | Вт.: Чт.: Пт.: | Вт.: Чт.: Пт. | Вт.: Чт.: Пт.: |
Дети регулярно посещают кружки дополнительного образования
Ф.И.О.
Кружок | Б. Петя | Н. Никита | К.Максим | Б. Саша | ||||||||||||||
«Родничок» | Пн.: Ср.: Чт.: Пт.: | Пн.: Ср.: Чт.: Пт.: | Пн.: Ср.: Чт.: Пт.: | Пн.: Ср.: Чт.: Пт.: | ||||||||||||||
«Формула рукоделия» | Чт: | Чт: | Чт: | Чт: | ||||||||||||||
«Лоскутная мозайка» | ||||||||||||||||||
Текстильная кукла | ||||||||||||||||||
Биологический | Пн: | Пн: | Пн: | Пн: | . | |||||||||||||
«Спортивные игры» | Вт. Ср. Чт: | Вт. Ср. Чт: | Вт. Ср. Чт: | Вт. Ср. Чт: |
Проводятся беседы по поведению детей, о достижениях и успехах, во второй половине дня.
Мониторинг воспитательной работы в группе
Уровень социализации детей в школе-интернате в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. В свою очередь это предполагает психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода обучения. Результаты такого исследования позволяют корректировать основные отклонения в развитии личности каждого ребенка, применять эффективные формы педагогического воздействия в воспитательном процессе.
Для того, чтобы коррекционная работа имела действенный характер, воспитатель должен четко представлять себе воспитательную траекторию, обозначить цель ее достижения и спрогнозировать результат наблюдение; апробирование разнообразных форм и методов работы с детьми, которые представлены по разделам: личностное развитие, межличностные отношения, санитарно-гигиенические навыки, профессиональная ориентация, основы безопасности и жизнеобеспечения. Так как умения и навыки ребенка семи и ребенка десяти лет очень различны, то указывается не возрастная группа (5-10 лет), а дети 10, 11, 12 лет. Проводим диагностику уровня воспитанности, готовности к труду.
Межличностные отношения.
Воспитанник школы-интерната должен уметь:
К 12годам:
1. Самостоятельно регулировать свои отношения с окружающими.
2. Избегать конфликтных ситуаций.
3. Выбирать стиль общения с окружающими в зависимости от ситуации (официальный, дружеский, партнерский и т.д.).
4. Определять настроение партнера по общению.
Формирование навыков межличностных отношений является одним из трудных направлений в работе воспитателя. Процесс формирования межличностных отношений включает в себя прежде всего коррекцию недостатков характера каждого ребенка в отдельности и коррекцию его поведения при взаимодействии с другими детьми. Наилучший результат исследования межличностных отношений имеет метод наблюдения в процессе игр детей и различных видов их контактов. Для целостного представления о поведении детей при их общении можно использовать результаты исследований по опросным листам, анкетам, тематическим таблицам.
Профессиональная ориентация.
К 11-12 годам воспитанник должен:
- Понимать необходимость приобретения профессии.
- Быть ориентированным в профессии, доступной его статусу.
- Знать основы производственных отношений.
План реализации программы.
Составлен в таблицы, каждая из которой рассчитана на 4 месяца. В тематическом плане можно видеть работу по всем указанным выше направлениям:
Понедельник - личностное развитие и межличностные отношения.
Вторник - охрана здоровья и физического развития, основы безопасности и жизнеобеспечения, спортивный час.
Среда - профессиональное самоопределение.
Четверг - Трудовое воспитание. Генеральная уборка в группе.
Пятница -Основы гражданского самосознания.
Суббота - эстетическое развитие, просмотр ДВД, дискотека.
Результатом работы может стать единый дружный коллектив.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателя интерната
Данная разрабока представляет собой набор страниц "дневника" воспитателя группы интерната специальной коррекционной школы VIII вида. Такие программы имееют все воспитатели нашей школы. Пол...
Программа работы с детьми – инвалидами ГБОУ «Максатихинская школа-интернат» на 2014 – 2017 г.г.
рабочая програма по работе с детьми-инвалидами...
Рабочая программа воспитателя школы - интернат "Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)"
Рабочая программа воспитателя...
Рабочая программа воспитателя школы- интернат на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа воспитателя школы - инернат на 2016-2017 учебный год...
ГБОУ "Специальная школа- интернат села Дмитряшевка" Хлевенского района Липецкой области ПРОГРАММЫ ПО МАТЕМАТИКЕ
Календарно - тематическое планирование уроков математики...
Рабочая программа воспитателя начальной коррекционной школы-интерната
Рабочая программа, коррекцонная школа-интернат для детей с ОВЗ. 1-й класс...
План самообразования воспитателя школы-интерната ГБОУ "Уруссинская школа-интернат для детей с ОВЗ"
Изучение особенностей характера умственно-отсталых детей в условиях ФГОС...