Программа воспитания подростков в кадетской школе-интернате.
рабочая программа по теме

ВОСПИТАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.

В условиях изменений в политической жизни страны, в динамике ценностных ориентаций российского общества, реформирования Вооружённых Сил остро ощущается необходимость укрепления российской государственности, обороноспособности страны, как никогда становится важным воспитание в подрастающем поколении гражданственности и патриотизма. Доказательством важности этой задачи является тот факт, что, по данным социологов, в нашей стране лишь 23% молодых людей считают себя патриотами. Возникает потребность создания системы патриотического воспитания, которая одновременно учитывала бы исторический опыт и традиции и соответствовала реалиям современной России. Развитие патриотического воспитания в системе военного образования представляется особенно актуальным, а широкое использование исторических традиций открывает новые возможности в совершенствовании его форм и методов. Падение престижа России на мировой арене, неоднозначная оценка обществом роли Российских Вооружённых Сил в деле поддержания мира и стабильности в стране, социально-экономические проблемы в значительной степени осложняют процесс воспитания патриотических, гражданских и нравственных качеств у молодёжи. Привнесение в жизнь подрастающего поколения государственной символики, элементов военно-исторических традиций, использование символов, ритуалов, атрибутов российского воинства, обращение к православным традициям может существенно повлиять на воспитание патриотических чувств у молодёжи, их желания служить Отечеству, как на военном, так и на гражданском поприще.

Современный этап развития образования в Российской Федерации характеризуется возникновением новых типов образовательных учреждений, отдельное место среди которых занимают кадетские корпуса. В последнее десятилетие в российском обществе произошли изменения, повлиявшие на социальную активность людей, требования к реализации личностного потенциала, определение жизненных позиций. В основе новых методик образования и воспитания лежит приоритет развития личности, учет познавательных интересов и способностей подрастающего поколения. Впервые у обучающихся появилось право выбора на профилизацию обучения.

В рамках обращения к традициям военного образования в нашей стране в 90-х гг. XX века возрождаются кадетские корпуса. Важную роль в организации кадетских корпусов сыграло возрождение лучших традиций, обычаев России. Модель становления и развития воспитательной системы кадетского класса предусматривает новое содержание образования, восполняет необходимость мужского воспитания и обучения; военно-патриотическое воспитание, определяет условия для раскрытия и развития индивидуальных особенностей кадет; закладывает основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению отечеству на гражданском и военном поприще.

Воспитание патриотических чувств учащихся кадетского корпуса представляет собой эмоциональное стимулирование переживаний субъектом отношений происхождения и похожести «Образа Я» и «Образа родной страны», привнесение патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников.

В основу реализации программы положена организация деятельности классного руководителя с опорой на программу воспитания подростков в современной школе, включающую в себя три этапа:

I этап – младший подростковый возраст 6 класс «Воспитанник.» - создание условий для оптимальной адаптации младших подростков в интернатных условиях специализированного ОУ - «Кадетский корпус».

II этап – средний подростковый возраст 7 -8 класс «Кадет»- создание условий для мотивации к обучению подростков в интернатных условиях специализированного ОУ - «Кадетский корпус».

III этап – старший подростковый, младший юношеский возраст 9 – 11 класс «Выпускник» - создание условий для формирования морально – нравственных принципов и умений сделать правильный профессиональный выбор.

Постановлением Главы администрации Владимирской области от 11 апреля 2000 г. №245 «О создании государственного областного общеобразовательного учреждения кадетской школы-интерната «Кадетский корпус» в, ЗАТО города Радужный Владимирской области» в целях совершенствования в области системы патриотического воспитания и образования граждан было открыто специализированное общеобразовательное учреждение закрытого типа. Основными отличительными особенностями, которого являются:

• Однополое воспитание (одни мальчики)

• Форма одежды;

• Символы

• Специфический уклад жизни (ежедневные утренние смотры, проведение утренней физической зарядки, ношение особой формы одежды [повседневной и парадной]);

• Использование ритуалов общения, принятые в военной среде;

• Усиленное занятие спортом, строевые тренировки;

• Наличие специализированного кабинета профессиональной военной подготовки;

• Наличие школьного тира, музея;

• Реализация дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку;

• Проведение практических полевых занятий для кадет 10 – 11 классов (по окончанию учебного года).

Программа воспитания в кадетской школе-интернате осуществляется:

• коллективом педагогов школы-интерната;

• коллективом офицеров-воспитателей (реализация программ дополнительного образования, имеющих целью реализацию физической подготовки кадетов);

• общественностью: родители, ветераны Вооруженных Сил, Великой Отечественной войны;

• Музейно-Выставочным комплексом Кадетского корпуса

• органами ученического самоуправления и младшими командирами;

Руководство воспитанием в кадетской школе-интернате рассматривается, как процесс развития личности.

Для чего необходимо создать:

• благоприятные для этого условия;

• отношения, которые складываются между кадетами, педагогами, родителями, друзьями школы;

• психологический микроклимат в коллективе, позволяющий объединить детей и взрослых в рамках образовательного учреждения.

Структура управления построена таким образом, чтобы формировать модель выпускника кадетской школы-интерната, являющуюся ориентиром для всех участников воспитательного процесса. Каждый учебный год делится на четыре учебных четверти, продолжительность которых, а также продолжительность и сроки каникул устанавливаются годовым календарным графиком на основе общепринятых норм. Ежегодная учебная нагрузка кадет определяется учебным планом и индивидуальным вариантом образовательного маршрута. Кадетский корпус работает в режиме 6-дневной учебной недели. Учебный день в корпусе распределяется следующим образом: - первая половина дня - учебная, организованная на основе расписания уроков; - вторая половина дня включает занятия в системе дополнительного образования, факультативы, групповые и индивидуальные консультации, самоподготовку, воспитательные мероприятия классного и внеклассного уровня.

Воспитательная система включает базовый кадетский компонент - целевые программы воспитания: "Здоровье", "Культура", "Мужское воспитание", "Военно-патриотическое воспитание" "Социальная практика кадет" и программы формирования эмоционально-ценностных отношений.

Наиболее эффективными методами в воспитательной работе стали: целенаправленное педагогическое наблюдение, организация и проведение социометрии, практикумы, индивидуальные беседы с родителями, совместные мероприятия с родителями.

Для правильного ведения воспитательного процесса, обучающиеся в кадетских корпусах, делятся по их возрасту на роты, которыми управляет командир роты, и подразделяются на учебные отделения (взвода), составляемые из воспитанников одного класса. Во взвод организационно входит 20 воспитанников, в дальнейшем называемых кадетами. Руководство над взводом вверяется воспитателю - классному руководителю. В целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и развития ученического самоуправления, а также для оказания помощи воспитателям в организации службы кадет, осуществления оперативного руководства структурными подразделениями, согласно Уставу кадетской школы-интерната для управления отделениями и приобретения навыков работы с коллективом назначаются заместители командира взвода из числа кадет, которые периодически заменяются. Такое назначение призвано сформировать у сержантского состава знания, умения, навыки, связанные с обеспечением порядка и укрепления дисциплины во время занятий и во внеурочное время. Согласно Уставу младшие командиры назначаются из числа наиболее подготовленных кадет, имеющих отличные и хорошие результаты в учебе, дисциплине. Эти воспитанники назначаются на должности с присвоением им званий «вице сержант», «вице младший сержант», «вице ефрейтор» приказом директора по представлению командира роты и командира взвода (классного руководителя). Учащиеся взвода подразделяются на отделения 1,2,3. Каждый воспитанник выполняет в течение недели индивидуальное задание (при несении нарядов, дежурств, выполнении творческих поручений). В соответствии с графиком несения нарядов, дежурств, чередования творческих поручений (ЧТП)- задание меняется. Таким образом, у кадет появляется возможность проявить себя в различных ролях.

Опыт формировался в ГООУ кадетской школе-интернате «Кадетский корпус» имени Д.М.Пожарского с 2002 года- 8,9,10,11 классы выпуска 2007 года и новый набор 2007 года -6,8,9 классы Кадетского корпуса. При этом параллельно апробировался в других классах школы- интерната. Социальный паспорт воспитанников представляет собой следующее: в классе -22 человек-100%, из них 3 человека –14% из полных семей,12 человек-54% из неполных семей (из них 6- умер один из родителей), 2человека- 9 % находится под опекой, 1 человек- 4,5% неработающих граждан (пенсионеров),3 человека -14% из многодетной семьи, 1 человек-4,5% -одинокая мать. Возраст родителей составляет от 28 до 56 лет. Потенциал класса по учёбе – высокий. Более 50% человек имеют средний балл успеваемости выше 4, остальные – 3,8. Воспитанники самостоятельны в учебной деятельности, активно участвуют в общешкольных делах, класс дружен, умеет сопереживать, проявляет доброжелательность, взаимопомощь. В классе преобладает дух соперничества, соревнования. Метод социометрии помогает получить «фотографию» внутриколлективных отношений между детьми. С помощью этого метода решаются две задачи: выявление «лидеров» и «изолированных», выявление взаимных симпатий и сплоченности коллектива. Особое внимание обращено на трудных детей, организована с ними индивидуальная работа, проводится психолого-педагогические консультации для родителей и детей. Воспитанники показывают высокие результаты в городских и школьных олимпиадах по предметам: иностранному языку, химии, физике, математике, биологии, праву, истории, русскому языку и литературе. Принимают участие в областных олимпиадах по предметам. Стало традицией проведение традиционных общешкольных мероприятий (посвящение в кадеты, проведение уроков мужества, проведение военно-полевых сборов, боевые стрельбы, ежедневный развод на занятия, участие в городских и областных мероприятиях, выпуск стенных газет и боевых листков). Воспитанники принимают участие в мероприятиях, акциях, митингах, парадах военно-патриотической направленности: в парадах и митингах посвященных Дню Победы, Дню Народного Единства, Памяти воинов-интернационалистов и павших в локальных войнах и конфликтах.

Педагог-воспитатель, классный руководитель призван осуществлять следующие функции, что способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе:

• коммуникативную (организация общения); • координационную (согласование всех влияний, установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса);

• коррекционную (преобразование, изменение личности);

• экологическую (защита ребёнка от неблагоприятных воздействий);

• административную (ведение личных дел учащихся и других официальных документов). Содержание воспитательной работы в классе разрабатывается на основе

• комплексного анализа воспитательной работы в предыдущем году;

• данных мониторинга достигнутого уровня сформированности классного коллектива и творческого развития личности; • учета возрастных особенностей учащихся;

• изучения индивидуальных интересов и потребностей учащихся;

• коллективного планирования основных дел и мероприятий в системе жизнедеятельности классного коллектива. Во всей системе работы реализуются идеи сотрудничества и формирования благоприятного морально-психологического климата в коллективе. Настоящая программа нацеливает самого подростка на переосмысление своего поведения, жизнедеятельности, помогает его социализации, самовоспитанию и самосовершенствованию. Основная цель настоящей программы – создание условий для формирования у учащихся подросткового возраста (6-11 классы) личностных качеств человека, способного к САМОвоспитанию, САМОразвитию, САМОреализации, человека САМОсовершенствующегося.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Владимирской области кадетская школа-интернат «Кадетский корпус» им. Д.М.Пожарского

 в ЗАТО города Радужного Владимирской области

Утверждено

методическим советом

воспитателей и классных

руководителей

_____________2011г.

Программа воспитания подростков

 в кадетской школе-интернате.

Составитель:

Зацепина О.В.,

Воспитатель,

классный руководитель

 ГКОУ ВО

кадетской школы-интерната

«Кадетский корпус»

имени Д.М.Пожарского

в ЗАТО г. Радужный

г. Радужный

2011г.

ВОСПИТАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.

        В условиях изменений в политической жизни страны, в динамике ценностных ориентаций российского общества, реформирования Вооружённых Сил остро ощущается необходимость укрепления российской государственности, обороноспособности страны, как никогда становится важным воспитание в подрастающем поколении гражданственности и патриотизма. Доказательством важности этой задачи является тот факт, что, по данным социологов, в нашей стране лишь 23% молодых людей считают себя патриотами. Возникает потребность создания системы патриотического воспитания, которая одновременно учитывала бы исторический опыт и традиции и соответствовала реалиям современной России. Воинское воспитание в Русской армии

Умственное воспитание

Нравственное воспитание

Физическое воспитание

-вооружение подчиненных общенаучными и военными знаниями;

-развитие у воинов мышления, речи, памяти и т.д.

 

-воспитание сознательного отношения к исполнению воинского долга

-укрепление здоровья;

-строевое обучение, гимнастика, спортивные игры

Развитие патриотического воспитания в системе военного образования представляется особенно актуальным, а широкое использование исторических традиций открывает новые возможности в совершенствовании его форм и методов. Падение престижа России на мировой арене, неоднозначная оценка обществом роли Российских Вооружённых Сил в деле поддержания мира и стабильности в стране, социально-экономические проблемы в значительной степени осложняют процесс воспитания патриотических, гражданских и нравственных качеств у молодёжи.  Привнесение в жизнь подрастающего поколения государственной символики, элементов военно-исторических традиций, использование символов, ритуалов, атрибутов российского воинства, обращение к православным традициям может существенно повлиять на воспитание патриотических чувств у молодёжи, их желания служить Отечеству, как на военном, так и на гражданском поприще.

Современный этап развития образования в Российской Федерации характеризуется возникновением новых типов образовательных учреждений, отдельное место среди которых занимают кадетские корпуса. В последнее десятилетие в российском обществе произошли изменения, повлиявшие на социальную активность людей, требования к реализации личностного потенциала, определение жизненных позиций.

В основе новых методик образования и воспитания лежит приоритет развития личности, учет познавательных интересов и способностей подрастающего поколения.

Впервые у обучающихся появилось право выбора на профилизацию обучения. В рамках обращения к традициям военного образования в нашей стране в 90-х гг. XX века возрождаются кадетские корпуса.

Важную роль в организации кадетских корпусов сыграло возрождение лучших традиций, обычаев России. Модель становления и развития воспитательной системы кадетского класса предусматривает новое содержание образования, восполняет необходимость мужского воспитания и обучения; военно-патриотическое воспитание, определяет условия для раскрытия и развития индивидуальных особенностей кадет; закладывает основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению отечеству на гражданском и военном поприще.

Воспитание патриотических чувств учащихся кадетского корпуса представляет собой эмоциональное стимулирование переживаний субъектом отношений происхождения и похожести «Образа Я» и «Образа родной страны», привнесение патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников.

         В основу реализации программы положена организация  деятельности классного руководителя с опорой на программу воспитания подростков в современной школе, включающую в себя три этапа:

I этап – младший подростковый возраст

6 класс «Воспитанник.» - создание условий для оптимальной адаптации младших подростков в интернатных условиях специализированного ОУ - «Кадетский корпус».

II этап – средний подростковый возраст

7 -8 класс «Кадет»- создание условий для мотивации к обучению подростков в интернатных условиях специализированного ОУ - «Кадетский корпус».

III этап – старший подростковый, младший юношеский возраст  

9 – 11 класс «Выпускник» - создание условий для формирования морально – нравственных принципов и умений  сделать  правильный  профессиональный выбор.

Постановлением Главы администрации Владимирской области от 11 апреля 2000 г. №245 «О  создании государственного областного общеобразовательного учреждения кадетской школы-интерната «Кадетский корпус» в, ЗАТО города Радужный Владимирской области» в целях совершенствования в области системы патриотического воспитания и образования граждан было открыто специализированное общеобразовательное учреждение закрытого типа.

Основными отличительными особенностями, которого являются:

  1. Однополое воспитание (одни мальчики)
  2. Форма одежды;
  3. Символы
  4. Специфический уклад жизни (ежедневные утренние смотры, проведение утренней физической зарядки, ношение особой формы одежды [повседневной и парадной]);
  5. Использование ритуалов общения, принятые в военной среде;
  6. Усиленное занятие спортом, строевые тренировки;
  7. Наличие специализированного кабинета профессиональной военной подготовки;
  8. Наличие школьного тира, музея;
  9. Реализация дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку;
  10. Проведение практических полевых занятий для кадет 10 – 11 классов (по окончанию учебного года).

Программа воспитания в кадетской школе-интернате осуществляется:

  1. коллективом педагогов школы-интерната;
  2. коллективом офицеров-воспитателей (реализация программ дополнительного образования, имеющих целью реализацию физической подготовки кадетов);
  3. общественностью: родители, ветераны Вооруженных Сил, Великой Отечественной войны;
  4. Музейно-Выставочным комплексом  Кадетского корпуса
  5. органами ученического самоуправления и  младшими командирами;

Руководство воспитанием в кадетской школе-интернате рассматривается, как процесс развития личности. Для чего необходимо создать:

  1. благоприятные для этого условия;
  2. отношения, которые складываются между кадетами, педагогами, родителями, друзьями школы;
  3. психологический микроклимат в коллективе, позволяющий объединить детей и взрослых в рамках образовательного учреждения.

Структура управления построена таким образом, чтобы формировать модель выпускника кадетской школы-интерната, являющуюся ориентиром для всех участников воспитательного процесса.

        Каждый учебный год делится на четыре учебных четверти, продолжительность которых, а также продолжительность и сроки каникул устанавливаются годовым календарным графиком на основе общепринятых норм. Ежегодная учебная нагрузка кадет определяется учебным планом и индивидуальным вариантом образовательного маршрута. Кадетский корпус работает в режиме 6-дневной учебной недели. Учебный день в корпусе  распределяется следующим образом:

        -  первая половина дня -  учебная, организованная на основе расписания уроков;

        - вторая половина дня включает занятия в системе дополнительного образования, факультативы, групповые и индивидуальные консультации, самоподготовку, воспитательные мероприятия классного и внеклассного уровня.

Воспитательная система включает базовый кадетский компонент - целевые программы воспитания: "Здоровье", "Культура", "Мужское воспитание", "Военно-патриотическое воспитание" "Социальная практика кадет" и программы формирования эмоционально-ценностных отношений. Наиболее эффективными методами в воспитательной работе стали: целенаправленное педагогическое наблюдение, организация и проведение социометрии, практикумы, индивидуальные беседы с родителями, совместные мероприятия с родителями.

Для правильного ведения воспитательного процесса, обучающиеся в кадетских корпусах, делятся по их возрасту на роты, которыми управляет командир роты, и подразделяются на учебные отделения (взвода), составляемые из воспитанников одного класса. Во взвод организационно входит  20 воспитанников, в дальнейшем называемых кадетами.

Руководство над взводом вверяется воспитателю - классному руководителю. В целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса  и развития ученического самоуправления, а также для оказания помощи воспитателям в организации службы кадет, осуществления оперативного руководства структурными подразделениями, согласно Уставу кадетской школы-интерната для управления отделениями и приобретения навыков работы с коллективом назначаются  заместители командира взвода из числа кадет, которые периодически заменяются.

        Такое назначение призвано сформировать у сержантского состава знания, умения, навыки, связанные с обеспечением порядка и укрепления дисциплины во время занятий и во внеурочное время. Согласно Уставу младшие командиры назначаются из числа наиболее подготовленных кадет, имеющих отличные и хорошие результаты в учебе, дисциплине. Эти воспитанники назначаются на должности с присвоением им званий «вице сержант», «вице младший сержант», «вице ефрейтор» приказом директора по представлению командира роты и командира взвода (классного руководителя). Учащиеся взвода подразделяются на отделения 1,2,3. Каждый воспитанник выполняет в течение недели индивидуальное задание (при несении нарядов, дежурств, выполнении творческих поручений). В соответствии с графиком несения нарядов, дежурств, чередования творческих поручений (ЧТП)- задание меняется. Таким образом, у кадет появляется возможность проявить себя в различных ролях.

Опыт формировался  в ГООУ кадетской школе-интернате «Кадетский корпус» имени Д.М.Пожарского с 2002 года- 8,9,10,11 классы выпуска 2007 года и новый набор 2007 года -6,8,9 классы Кадетского корпуса. При этом параллельно апробировался в других классах  школы- интерната.

Социальный паспорт воспитанников представляет собой следующее:

в классе -22 человек-100%, из них 3 человека –14% из полных семей,12 человек-54% из неполных семей (из них 6- умер один из родителей), 2человека- 9 % находится под опекой, 1 человек- 4,5% неработающих граждан (пенсионеров),3 человека -14% из многодетной семьи, 1 человек-4,5% -одинокая мать. Возраст родителей составляет от 28 до 56 лет.

Потенциал класса по учёбе – высокий. Более 50% человек имеют средний балл успеваемости выше 4, остальные – 3,8. Воспитанники самостоятельны в учебной деятельности, активно участвуют в общешкольных делах, класс дружен, умеет сопереживать, проявляет доброжелательность, взаимопомощь. В классе преобладает дух соперничества, соревнования. Метод социометрии помогает получить «фотографию» внутриколлективных отношений между детьми. С помощью этого метода  решаются две задачи: выявление «лидеров» и «изолированных», выявление взаимных симпатий и сплоченности коллектива. Особое  внимание   обращено  на  трудных  детей,   организована  с  ними  индивидуальная  работа, проводится психолого-педагогические консультации для  родителей  и детей.        

Воспитанники показывают высокие результаты в городских и школьных олимпиадах по предметам: иностранному языку, химии, физике, математике, биологии, праву, истории, русскому языку и литературе. Принимают участие в областных олимпиадах по предметам.

Стало традицией проведение традиционных общешкольных мероприятий (посвящение в кадеты, проведение уроков мужества, проведение военно-полевых сборов, боевые стрельбы, ежедневный развод на занятия, участие в городских и  областных мероприятиях, выпуск стенных газет и боевых листков).

Воспитанники принимают участие в мероприятиях, акциях, митингах, парадах  военно-патриотической направленности: в  парадах и митингах посвященных Дню Победы, Дню Народного Единства, Памяти воинов-интернационалистов и павших в локальных войнах и конфликтах.

          Педагог-воспитатель, классный руководитель призван осуществлять следующие функции, что способствует достижению  положительных результатов в учебно-воспитательном процессе:

  1. коммуникативную (организация общения);
  2. координационную (согласование всех влияний, установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса);
  3. коррекционную (преобразование, изменение личности);
  4. экологическую (защита ребёнка от неблагоприятных воздействий);
  5. административную (ведение личных дел учащихся и других официальных документов).

Содержание воспитательной работы в классе разрабатывается на основе

  1. комплексного анализа воспитательной работы в предыдущем году;
  2. данных мониторинга достигнутого уровня сформированности классного коллектива и творческого развития личности;
  3. учета возрастных особенностей учащихся;
  4. изучения индивидуальных интересов и потребностей учащихся;
  5. коллективного планирования основных дел и мероприятий в системе жизнедеятельности классного коллектива.

Во всей системе работы реализуются идеи сотрудничества и формирования благоприятного морально-психологического климата в коллективе. Настоящая программа нацеливает самого подростка на переосмысление своего поведения, жизнедеятельности, помогает его социализации, самовоспитанию и самосовершенствованию.

Основная цель настоящей программы – создание условий для формирования у учащихся подросткового возраста (6-11 классы) личностных качеств человека, способного к САМОвоспитанию, САМОразвитию, САМОреализации, человека САМОсовершенствующегося.                                                                                                                      

Концептуальное основание.

В основу данной программы воспитания были положены идеи профессора Германа Константиновича Селевко о самовоспитании школьников.

Главную роль в становлении личности человека, по мнению Г. К. Селевко, играют процессы саморазвития. Он полагает, что основное предназначение внешних воздействий на школьника (в т. ч. и воспитательных) и процесс его развития заключается в том, чтобы вывести личность ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастном этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а так же обеспечивать инструментарием саморазвития.

Полностью разделяя точку зрения Л. С. Выготского о том, что «воспитание есть в конечном счете самовоспитание», Г. К. Селевко предпринял попытку разработать теоретические и технологические аспекты деятельности современного школьника по самосовершенствованию. В своей концепции профессор дает определение не воспитания, а самовоспитания.

Под самовоспитанием  понимается «процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности».  

Исходя из своих воззрений на процесс развития современного школьника, профессор Г. К. Селевко считает, что цель воспитания следует сформулировать таким образом: воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию.

Главным целевым ориентиром в воспитательной деятельности является формирование человека самосовершенствующегося, обладающего следующими характеристиками:

- одухотворенность, идейная направленность, связь мотивов (целей) работы над собой с духовным ядром личности;

- устойчивость целей и задач самосовершенствования, превращение их в доминанту жизнедеятельности;

- владение, оснащенность совокупностью умений самосовершенствования;

- высокий уровень самостоятельности личности, готовность к включению в любую деятельность;

- творческий характер деятельности человека;

- осознанное поведение, направленное на улучшение себя, своей личности;

- эффективность работы по самосовершенствованию.

  Чтобы обеспечить формирование такого человека, необходимо решить в практической деятельности четыре группы задач.

I группа – задачи в области обучения:

А) формировать устойчивую мотивацию к учению как к жизненно важному процессу;

Б) обеспечивать усвоение учащимися стандартов образования по ступеням обучения;

В) формировать общеучебные умения и навыки;

Г) способствовать формированию творческих качеств личности, развивать креативность мышления, поддерживать и развивать творчество учащихся в разнообразных его проявлениях.

 II группа – задачи в области воспитания:

А) осуществлять личностный подход в учебно-воспитательном процессе;

Б) превратить процесс школьного воспитания в самовоспитание;

В) развивать нравственную, волевую и эстетическую сферы личности;

Г) формировать умения самовоспитания и самообразования;

Д) обеспечить ребенку условия для максимальной самореализации;

Е) сформировать веру в себя;

Ж) создать воспитательно-образовательную среду, формирующую у учащихся потребность в самосовершенствовании.

III группа – задачи в области психического развития:

А) развивать индивидуальные способности ребенка;

Б) формировать положительную «Я-концепцию» личности ребенка;

В) формировать доминанту самосовершенствования личности;

Г) способствовать формированию умений управления собой, саморегуляции;

Д) составлять программы самосовершенствования по разделам и периодам развития школьников.

IV группа – задачи в области социализации:

А) формировать высоконравственное отношение личности к себе (адекватную самооценку, самоуважение, достоинство, честь, совесть) и к миру (гуманистическое, демократическое, диалектическое, экологическое мышление);

 Б) осуществлять деятельностный подход в организации жизнедеятельности ребенка, формировать его социальную активность;

В) содействовать формированию интегративного качества самостоятельности – подготовить ребенка к социальной автономизации;

Г) обучать умениям самоутверждения и самореализации в коллективе;

Д) готовить учащихся к профессиональному и жизненному самоопределению.

Главной составляющей содержания воспитания являются знания, умения и навыки, позволяющие ребенку целенаправленно и результативно вести работу по самопознанию, самостроительству, самореализации своей личности. Они приобретаются школьниками в учебной и внеклассной деятельности, в процессе которой создаются социальные ситуации – пробы, представляющие собой упражнения по самооценке учащимися своих возможностей и выбору адекватных способов поведения. Благодаря этому у ребенка формируются потребность и способность осуществлять работу по самосовершенствованию, развиваются творческие начала, обогащается интеллектуальный, нравственный, эстетический и физический потенциал его личности.

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ подростков

I этап – младший подростковый возраст

6 класс «Воспитанник»

Цель: создание условий для оптимальной адаптации младших подростков в интернатных условиях специализированного ОУ - «Кадетский корпус».

Задачи:

  1. Обеспечение психологической и социальной безопасности при переходе из домашней среды в условия школы-интерната.
  2. Выявление детей «группы риска» (неустойчивое поведение, асоциальное поведение, неблагополучие личного плана) и обеспечение помощи  в решении индивидуальных проблем  в процессе адаптации.
  3. Организация содержательного общения, направленного на развитие представлений о морально-нравственных принципах (в ходе бесед, классных часов) с целью профилактики дезадаптации.
  4. Стимулирование здорового образа жизни, выработка собственной программы оздоровления (в основе триединство: интеллект, душа, тело).
  5. Воспитание гражданской активности и патриотизма.

РАЗДЕЛЫ

НАПРАВЛЕНИЯ

ВИДЫ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СРОКИ

ИЗУЧЕНИЕ  И КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТННЫХ  КАЧЕСТВ  ВОСПИТАННИКОВ

1. Изучение  личности ребенка  в  различных сферах  жизнедеятельности

Изучение личных дел, беседы

Цель: Выявить интересы и склонности, проблемы ребенка.

Сентябрь

2.Оценка  уровня  воспитанности  детей

Изучение Устава КК, правил, распорядка дня, заповеди кадет, беседы  

 Наблюдение:

  1. за уровнем  сформированности  поведенческих  навыков;
  2. за  выполнением  правил  поведения  и распорядка;

Сентябрь

Октябрь

В течение года

3.Изучение  условий  воспитания  детей  в  семьях.

Собеседование  с родителями, психолого-педагогическая  поддержка  ребенка, индивидуальная работа с детьми, психологическая и социальная безопасность в период адаптации, консультативная помощь родителям, совместные  мероприятия  родителей  и  детей.

   

В течение года

4.Изучение  характера  взаимоотношений  во взводе

Изучение состава и характера взвода, формирование положительных отношений и содружества.

КТД, ЧТП, игры-соревнования, рейтинги, служба спасения «9-11»

Индивидуальная работа с детьми, оказавшимися в «изоляции» от коллектива.

Классные собрания, еженедельные подведения итогов

В течение  года

ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ (СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ)

1.Ценностно-ориентировочная  деятельность

Изучение родов войск. Встречи с ветеранами ВС. Изучение  истории и военных традиций.

Дни воинской Славы России. Дни Памяти. Акции.

Час патриотического чтения «Сын полка». Театрализованное мероприятие  по книге «Сын полка»

Знакомство с музеем КК

Семейные реликвии и традиции-КТД «Моя малая родина» Система бесед нравственно-этического содержания по темам:

«Введение в жизнь Кадетского корпуса»

«Нравственные правила поведения»

«Уважение, взаимопомощь, дружба»

«Порядочность и честность»  

В течение года

Февраль

Апрель

Май

2. Традиции  коллектива

День знаний.

День учителя.

День матери.

Новогодние мероприятия.

День встречи с выпускниками. Ритуал принятия присяги новыми воспитанниками.

День защитника Отечества.

Дни воинской Славы России (выпуск боевых листков, проведение бесед, встречи с ветеранами ВС.)

День Победы.

Праздник «Последний звонок»  

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

В течение года

Май

3.Общественная деятельность

Организация  самоуправления в классе, роте.

Выборы актива.

КТД, ЧТП

Октябрь

В течение года

4.Познавательная  деятельность

Библиотечные уроки

Уроки мужества в музее

Экскурсии. Встречи с интересными людьми.

Тренинг общения. Круглый стол.

Спор-диспуты.

Игровые  мероприятия.

Тематические классные часы

В  течение года

5.Художественная  деятельность

Участие в конкурсах, в художественной самодеятельности. Участие в мероприятиях. Оформление комнаты досуга. Выпуск праздничных газет.

В течение года

6.Трудовая  деятельность

ПХД, несение внутренних нарядов, благоустройство помещений роты и территории «Кадетского  корпуса».

В течение года

7.Спортивно-оздоровительная деятельность

Участие в военно-спортивных мероприятиях.

Турнир по шахматам.

Турнир по настольному теннису. Турнир по футболу.

Строевые занятия «Красив в строю»

Стимулирование здорового образа жизни - соблюдение режима дня и внутреннего распорядка.

В  течение года

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  С  РОДИТЕЛЯМИ

1.Проведение  родительских  собраний

Проведение родительских собраний по темам:

«Трудности адаптации ребенка к обучению в кадетской школе-интернате»,

«Индивидуальный подход в воспитании подростков», «Формирование здорового образа жизни подростков»,

Подведение итогов успеваемости.

Родительский всеобуч (психолого-педагогические консультации).

В течение года

2.Индивидуальная  работа

Собеседование  с родителями.

Индивидуальная работа с родителями по итогам адаптации

В течение года

ДИАГНОСТИКА.

  1. Анкета «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью»
  2. Тест – опросник Айзенка (изучение темперамента и характера личности)
  3. Наблюдение (ход адаптации; показатели для выделения детей в «группу риска»;
  4. Диагностическая карта сформированности социальных навыков;
  5. Анкета школьной мотивации (Лускановой);
  6. Социометрия (ведомый, ведущий).

2 раза в год – в начале года и в конце

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ I ЭТАПА ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ.

1). Сформированность потребности самопознания.

2). Сформированность самооценки.

3). Сформированность организационной культуры.

4). Наличие индивидуальной программы самосовершенствования.

II этап – средний подростковый возраст

7 -8 класс «Кадет»

Цель: создание условий для мотивации к обучению подростков в интернатных условиях специализированного ОУ - «Кадетский корпус».

Задачи:

  1. Создание условий для сохранения здоровья, развития творческих способностей.
  2. Выявление детей «группы риска» (неустойчивое поведение, асоциальное поведение, неблагополучие личного плана) и обеспечение помощи  в решении индивидуальных проблем.
  3. Организация содержательного общения, направленного на развитие представлений о морально-нравственных принципах (в ходе бесед, классных часов)
  4. Стимулирование здорового образа жизни, выработка собственной программы оздоровления (в основе триединство: интеллект, душа, тело).
  5. Воспитание гражданской активности и патриотизма.

РАЗДЕЛЫ

НАПРАВЛЕНИЯ

ВИДЫ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СРОКИ

ИЗУЧЕНИЕ  И КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТННЫХ  КАЧЕСТВ  ВОСПИТАННИКОВ

1. Изучение  личности ребенка  в  различных сферах  жизнедеятельности

Изучение личных дел вновь поступивших воспитанников, педагогическое наблюдение, беседы

Сентябрь

Октябрь

2.Оценка  уровня  воспитанности  детей

Изучение Устава КК, повторение правил распорядка дня, заповеди кадет, беседы  

 Наблюдение:

  1. за уровнем  сформированности  поведенческих  навыков;
  2. за  выполнением  правил  поведения  и распорядка;

Сентябрь

Октябрь

В течение года

3.Изучение  условий  воспитания  детей  в  семьях.

Собеседование  с родителями, психолого-педагогическая  поддержка  ребенка, индивидуальная работа с детьми, консультативная помощь родителям, совместные  мероприятия  родителей  и  детей.

   

В течение года

4.Изучение  характера  взаимоотношений  во взводе

Изучение состава и характера взвода,

Формирование положительных отношений и содружества.

КТД, ЧТП, игры-соревнования, Рейтинги

Выявление консультантов по предметам.

Индивидуальная работа с детьми, оказавшимися в «изоляции» от коллектива.

Классные собрания, еженедельные подведения итогов

В течение  года

ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ (СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ)

1.Ценностно-ориентировочная  деятельность

История ВС.

Встречи с ветеранами ВС.

Дни воинской Славы России.

Дни Памяти. Акции.

Система мероприятий  нравственно-этического содержания по темам:

«Значимость ритуала принятия присяги»

«У каждого поколения есть свои герои»

«Мир наших увлечений»

Практикум «Мои жизненные ценности»

«Роскошь человеческого общения» - практикумы по культуре общения и этике.

«Суд над сигаретой»

 «Наполним музыкой сердца» - литературно-музыкальная композиция

В течение года

Февраль

Апрель

Май

2. Традиции  коллектива

День знаний.

День учителя.

День матери.

Новогодние мероприятия.

День встречи с выпускниками. Ритуал принятия присяги новыми воспитанниками.

День защитника Отечества.

Дни воинской Славы России (выпуск боевых листков, проведение бесед, встречи с ветеранами ВС.)

День Победы.

Праздник «Последний звонок»  

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

В течение года

Май

3.Общественная деятельность

Организация  самоуправления в классе, роте.

Выборы актива.

КТД, ЧТП

Октябрь

В течение года

4.Познавательная  деятельность

«Книголюб» - актив библиотеки

Проведение библиотечных уроков

Уроки мужества в музее

Экскурсии.

Встречи с интересными людьми.

Тренинг общения. Круглый стол.

Спор-диспуты.

Игровые  мероприятия.

Тематические классные часы

В  течение года

5.Художественная  деятельность

Участие в конкурсах, в художественной самодеятельности. Участие в мероприятиях. Оформление комнаты досуга. Выпуск праздничных газет.

В течение года

6.Трудовая  деятельность

ПХД, несение внутренних нарядов, благоустройство помещений роты и территории «Кадетского  корпуса».

В течение года

7.Спортивно-оздоровительная деятельность

Участие в военно-спортивных мероприятиях.

Турнир по шахматам.

Турнир по настольному теннису. Турнир по футболу.

Силовое Многоборье

Стрелковые занятия

Строевые занятия «Красив в строю»

Стимулирование здорового образа жизни - соблюдение режима дня и внутреннего распорядка.

В  течение года

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  С  РОДИТЕЛЯМИ

1.Проведение  родительских  собраний

Проведение родительских собраний по темам:

«Повышение мотивации к обучению»,

«Индивидуальный подход в воспитании подростков», «Формирование здорового образа жизни подростков»,

Подведение итогов успеваемости.

Родительский всеобуч (психолого-педагогические консультации).

В течение года

2.Индивидуальная  работа

Собеседование  с родителями.

Индивидуальная работа с родителями по вопросам дисциплины и успеваемости

В течение года

ДИАГНОСТИКА.

  1. Анкета «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью»
  2. Наблюдение (показатели для выделения детей в «группу риска»);
  3. Анкета школьной мотивации (Лускановой);
  4. Определение уровней мыслительной деятельности учащихся (знание, понимание, сравнение, анализ, синтез, применение знаний).
  5. Создание интеллектуальной карты учащихся.
  6. Анкета «Жизнь класса глазами учеников».
  7. Социометрия (ведомый, ведущий).

2 раза в год – в начале года и в конце

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ II ЭТАПА ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ.

1). Сформированность потребности самообразования.

2). Сформированность познавательной культуры.

3). Сформированность умственного развития учащихся.

4). Наличие индивидуальной программы самообразования.

III этап – старший подростковый, младший юношеский возраст

9 – 11 класс «Выпускник»

Цель - создание условий для формирования морально – нравственных принципов и умений  сделать  правильный  профессиональный выбор.

Задачи:

  1. Организация содержательного общения, направленного на развитие представлений о морально-нравственных принципах (в ходе бесед, классных часов).
  2. Ориентация в социальной, политической и культурной жизни общества – формирование убеждений, мировоззрения, системы социальных установок, определение интересов и склонностей к конкретным видам деятельности. Помощь в профессиональной ориентации и самоопределении в процессе самоподготовки к избранной профессии.
  3. Выявление детей с проблемами морально – нравственного развития, организация индивидуальной помощи.
  4. Стимулирование здорового образа жизни, выработка собственной программы оздоровления (в основе триединство: интеллект, душа, тело).
  5. Воспитание гражданской активности и патриотизма.

РАЗДЕЛЫ

НАПРАВЛЕНИЯ

ВИДЫ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СРОКИ

ИЗУЧЕНИЕ  И КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТННЫХ  КАЧЕСТВ  ВОСПИТАННИКОВ

1. Изучение  личности ребенка  в  различных сферах  жизнедеятельности

Диагностическая работа.

Цель: Выявить интересы и склонности в выборе будущей профессии, проблемы ребенка.

Сентябрь

Октябрь

2.Оценка  уровня  воспитанности  детей

Анкета-интервью, метод ранжирования  

 Наблюдение:

  1. за уровнем  сформированности  поведенческих  навыков;
  2. за  выполнением  правил  поведения  и распорядка;

Сентябрь

Октябрь

В течение года

3.Изучение  условий  воспитания  детей  в  семьях.

Собеседование  с родителями, психолого-педагогическая  поддержка  ребенка, индивидуальная работа с детьми, консультативная помощь родителям, совместные  мероприятия  родителей  и  детей.

   

В течение года

4.Изучение  характера  взаимоотношений  во взводе

Уровень взаимоотношений в классе

Изучение состава и характера взвода,

Формирование положительных отношений и содружества.

КТД, ЧТП

Рейтинги

Выявление консультантов по предметам.

Индивидуальная работа с детьми, оказавшимися в «изоляции» от коллектива.

Классные собрания, еженедельные подведения итогов

В течение  года

ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ (СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ)

1.Ценностно-ориентировочная  деятельность

История ВС.

Изучение военных профессий. Встречи с ветеранами ВС.

Дни воинской Славы России.

Дни Памяти. Акции.

Беседы, классные часы по вопросам профориентации, в том числе и в форме диспутов.         Система классных часов по проблемам нравственного выбора и самоопределения юношей:

«Мы мужаем. Зачем, Я!»

«Мораль сей басни такова…»

Разброс мнений: «Нужна ли мне книга?»

«Нам жить в 21 веке»

День правовых знаний. Знаешь ли ты закон?

День независимости от вредных привычек. «Губительная сигарета», «Помоги себе сам», «Профилактика наркомании, алкоголизма»

«Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей» - спор-диспут,

 «То, что сегодня вызывает восхищение, завтра может вызвать зевоту»

«Пять шагов к себе»

Взаимоотношение юноши и девушки. «Конверт дружеских вопросов»,

«О женщина, ты книга между книг»

Дни воинской славы России. «Нам дороги эти позабыть нельзя»

Практикум по профориентации «Выбор профессии»

ТОК-ШОУ «Карманные деньги»

Встречи с представителями отдельных профессий, в том числе Вооруженных сил РФ, МВД системы права.

В течение года

Февраль

Апрель

Май

2. Традиции  коллектива

День знаний.

День учителя.

День матери.

Новогодние мероприятия.

День встречи с выпускниками. Ритуал принятия присяги новыми воспитанниками.

День защитника Отечества.

Дни воинской Славы России (выпуск боевых листков, проведение бесед, встречи с ветеранами ВС.)

День Победы.

Праздник «Последний звонок»  

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

В течение года

Май

3.Общественная деятельность

Организация  самоуправления в классе, роте.

Выборы актива.

КТД, ЧТП

Октябрь

В течение года

4.Познавательная  деятельность

«Книголюб» - актив библиотеки

Проведение библиотечных уроков

Уроки мужества в музее

Экскурсии.

Встречи с интересными людьми.

Беседы, диспуты, дискуссии о выборе профессии,

«Мой нравственный выбор».  

Круглый стол.

Спор - диспуты.

Оформление уголка профориентации

Создание классной мини-библиотеки «Куда пойти учиться»

Игровые  мероприятия.

Тематические классные часы

В  течение года

5.Художественная  деятельность

Участие в конкурсах, в художественной самодеятельности. Участие в мероприятиях. Оформление комнаты досуга. Выпуск праздничных газет.

В течение года

6.Трудовая  деятельность

ПХД, несение внутренних нарядов, благоустройство помещений роты и территории «Кадетского  корпуса».

В течение года

7.Спортивно-оздоровительная деятельность

Участие в военно-спортивных мероприятиях.

Турнир по шахматам.

Турнир по настольному теннису. Турнир по футболу.

Силовое Многоборье

Стрелковые занятия

Строевые занятия «Красив в строю»

Стимулирование здорового образа жизни - соблюдение режима дня и внутреннего распорядка.

Участие в военно-полевых сборах

Участие в соревнованиях по пожарно-прикладным видам

Участие в игре «Зарница»

В  течение года

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  С  РОДИТЕЛЯМИ

1.Проведение  родительских  собраний

Проведение родительских собраний с приглашением администрации, учителей

Организационное собрание  по вопросам  профориентации воспитанников.

Подведение итогов успеваемости. Родительский всеобуч (психолого-педагогические консультации). «Повышение мотивации к обучению»,

 «Формирование здорового образа жизни юношей-подростков»

В течение года

2.Индивидуальная  работа

Анкетирование  родителей  по

вопросам  профориентации воспитанников.

Индивидуальные беседы по вопросам здоровья детей и выбору профессии.

В течение года

ДИАГНОСТИКА.

  1. Социометрия
  2. Уровень удовлетворенности  жизнью в классе и в школе
  3. Ценностные представления учащихся
  4. Методика «Направленность личности» (Нечаев М.П.)
  5. Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии (В.Б.Успенский)
  6. Анкета «Готовность к самореализации»
  7. ДДО (дифференциально - диагностический опросник Е.А.Климова)
  8. Предварительный профессиональный выбор.

2 раза в год – в начале года и в конце

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ III ЭТАПА ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ.

1). Сформированность мотивации в профессиональном и жизненном самоопределении.

2). Сформированность профориентационной направленности.

3). Сформированность культуры самореализации.

4). Наличие индивидуальной программы самореализации.

ПОКАЗАТЕЛИ:

  1. «примерное» - поведение служит примером для всех;
  2. «удовлетворительное» - кадет выполняет основные правила поведения, но допускает отдельные нарушения;
  3. «неудовлетворительное» - кадет не выполняет правила поведения, наложенные на него обязанности, допускает грубые нарушения (употребление спиртных напитков, токсических и наркотических веществ, курение, нецензурная брань, хулиганские действия).

КАДЕТ-ВЫПУСКНИК-ЛИЧНОСТЬ:

  1. Любящая, свою малую и большую Родину;
  2. Гражданин и патриот своей Родины, готовый к служению ей и защите;
  3. Духовная, стремящаяся к миру и добрососедству, милосердию, оказанию помощи;
  4. Знающая и хранящая традиции Отечества;
  5. Ведущая здоровый образ жизни;
  6. Обладающая высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства;
  7. Соблюдающая ритуалы и обряды, поднимающие престиж звания кадет и содействующая воспитанию воинской чести;
  8. Творческая, обладающая способностями, развитым интеллектом;
  9. Уважающая законы государства и воинский устав;
  10. «Полагающая душу свою за други своя» (Петр Великий).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Селевко Г. К. «Руководство по организации самовоспитания школьников» 2000 г./ Народное образование.
  2. Селевко Г.К. «Традиционная педагогическая технология и её гуманистическая модернизация», Школьные технологии, 2005.
  3. Настольная книга классного руководителя 5 – 8 классов. Сост.: Лунина Е.И., Шепурёва Н.С. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
  4. Гузеев В.В. «Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии» Москва,2004.
  5. Лузина Л.М., Степанова Е.Н. «Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания», Творческий центр, Москва 2002.
  6. Психологические тесты под ред. Карелина А.А., Владос, Москва 2001.
  7. Куликов А.С. «Диагностирование духовно-нравственной сферы личности школьника», Владимир 2005.
  8. Пряжников Н.С. «Карточные профконсультационные методики», 1993
  9. Исмуков Н.Н. «Что нужно знать о наркотиках и наркомании»
  10. Психология популярных профессий под ред. Головей Л.А. С.- Петербург, 2003.
  11. Планирование воспитательной работы в классе. Творческий центр, Москва 2001.
  12. Дереклеева Н.И. «Родительские собрания в 1 – 11 классах», Москва 2001.
  13. Худик В.А. «Изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте», 1992.
  14. Сценарии школьных праздников (4 части), Москва, 2002
  15. Конвенция о правах ребенка (1990 г.).
  16. Бескровный Л.Г. Военное образование в России в XIX веке. М., 1970;
  17. Гурковский  В. А. Кадетские корпуса в России (XVIII — начало XX вв.).-  Журнал "Образование и общество" 2002 № 1, 2.
  18. Крылов В.М. Кадетские корпуса и российские кадеты. СПб., 1998.
  19. Нормативно-правовые документы: Постановление Правительства РФ от 15.11.1997 г. № 1427 “Об утверждении Типового положения о кадетской школе (кадетской школе-интернате); Типовое положение о кадетской школе (кадетской школе-интернате).
  20. Устав ГООУ кадетской школы-интерната «Кадетский корпус» им.Д.М.Пожарского ЗАТО г Радужный, Владимирской области,
  21. Дисциплинарный устав ГООУ кадетской школы-интерната «Кадетский корпус» им.Д.М.Пожарского ЗАТО г Радужный, Владимирской области

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях школы-интерната VIII вида.

"Гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях школы-интерната VIII  вида".   Выпускная работа в  КРИПК и ПРО по специальности "Олигофренопедагогика"....

Проект программы «Гражданско - патриотическое воспитание обучающихся в условиях кадетской школы-интерната»

Современная международная обстановка, положение дел внутри страны показывают, что в настоящее время в России нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные и грамот...

Обобщение опыта работы по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание в условиях кадетской школы-интернат»

 В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением остаётся патриотическое воспитание. Сейч...

КАДЕТСКИЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ КАК АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ «ТРУДНЫХ» ПОДРОСТКОВ

Статья напечатана в Журнале Уральского Государственного Гуманитарного Университета в разделе "Проблемы современного образования". Выпуск №3 2007 г....

Военно-мемориальный аспект военно-патриотического воспитания в кадетской школе-интернате

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии ...

Мотивация в военно-патриотическом воспитании в кадетской школе-интернате

« Мы Русские и пусть запомнит враг, что лишь  тогда встаем мы на колени, когда целуем Русский флаг»  Военно-патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная ...

Рабочая программа воспитания и социализации воспитанников государственного казенного общеобразовательного учреждения Владимирской области кадетской школы-интерната «Кадетский корпус» имени Дмитрия Михайловича Пожарского

Кадетский корпус имени Дмитрия Михайловича Пожарского является единственным общеобразовательным учреждением в области, где сама  специфика организации учебно-воспитательного процесса кадетской шк...