занятие 1 программы "Профориентационная работа с воспитанниками школы-интерната с ОВЗ"
план-конспект занятия (9 класс) по теме
Данное занятие является вводным к курсу по профориентации воспитанников с отклонениями в развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zan._1.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 1. «Труд красит человека».
Цели: расширить представление детей о значении труда в жизни общества; способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость; побуждать детей к развитию трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.
Задачи: привлечь внимание детей к традиционному, народному отношению к труду, повлиять на ценностно-мотивационные ориентации подростков.
Подготовительная работа с детьми:
- предложить детям подготовить небольшие рассказы на тему: «Профессии знакомых и родственников» по плану:
1. Чем занимаются ваши знакомые, родственники на работе?
2. Кто они по профессии?
3. Чем привлекает их эта профессия?
Ход занятия
Орг. М.
1.Проблемная ситуация. «Два плуга»
Классный руководитель. Тема нашего занятия «Труд красит человека». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга» Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.
Учитель читает рассказ.
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
-Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?- спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
-От труда, мой милый,- отвечал тот.- А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
2. Интерактивная беседа
Учитель. Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа.
-Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)
-Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)
-Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)
-Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?
Ответы детей:
-Труд красит человека, а безделье его уродует.
-Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.
-Без туда человек заржавеет и может заболеть.
3. Мини-лекция «Что труд дает человеку»
Учитель. Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это благоговейное отношение к труду. Многие древние авторы рассматривали труд как нравственный подвиг, как высокий долг человека. Например, существовала древняя книга – «Домострой». По этой книге устраивали свою жизнь и князья, и крестьяне. Идеал трудовой жизни наших предков – это трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве. Нигде не говорится, что человек должен работать, чтобы окружить себя роскошью и излишествами. И в наше время человек в обществе ценится по труду.
Труд- это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.
4. Игра «Окончание пословицы»
Учитель. В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.
Учитель читает пословицы, дети хором отвечают.
Деревья смотри в плодах, …(а людей смотри в делах)
Терпенье и труд…(все перетрут)
Под лежачий камень…(и вода не течет)
Маленькое дело …(лучше большого безделья).
Не сиди сложа руки- …(не будет и скуки)
Не спеши языком-…(спеши делом)
Любишь кататься- …(люби и саночки возить)
Делу время,…(потехе час)
Ищи невесту не в хороводе, …(а в огороде)
5. Игра «Ринг профессий»
Учитель. Незаметно пролетит этот год, и вы окажитесь на пути взрослой жизни. Перед вами встанет вопрос выбора дальнейшей профессии. Сейчас мы проверим, много ли вы знаете профессий. Мы поиграем в игру «Ринг профессий».
В игре участвует 4 команды (по количеству рядов). Приглашаю к доске по одному представителю от каждой команды. (Дети выходят к доске). По моему сигналу вы должны по очереди называть по одной профессии. Если возникают затруднения, можете просить помощи у своих команд. Если команда не вспомнит название профессии в течение 3 секунд (раз, два, три), она выбывает из игры. Игра продолжается 5 минут. Побеждает тот, кто остался на ринге. Внимание- начали!
Дети по очереди называют профессии, проигравшие, выбывают и садятся на свои места.
Игра закончилась. Победил ( ……) ряд! Здесь сидят самые крупные специалисты в области профессий.
Победитель садится на место.
6. «Угадай профессию»
Учитель. Много профессий есть в мире, и среди них есть одна – самая лучшая и самая полезная для души человека. Так говорил об этой профессии выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст. Он называл ее «поистине праведным искусством».
Попробуйте угадать, что это за искусство. Я дам вам 4 подсказки об этой профессии.
-Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам Бог.
-Это самое нужное искусство, ибо необходимо и царю, и вельможе, и бедняку.
-Оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать, тогда, как другие искусства редко обходятся без греха.
-Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника, а эта профессия – питает всех. (Земледелие).
К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледелием, считают, что это не престижная, грязная работа. Даже стыдятся ее. А между тем Л.Н. Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».
- Как вы понимаете эти слова? (Человека уважают трудолюбивого, а осуждают – того, который ведет разгульный образ жизни).
7. Устные рассказы.
Учитель. Многие ребята, мечтая о взрослой жизни, ищут для себя какой-то идеал для подражания, выбирают человека, на которого хочется быть похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звезды шоу-бизнеса, герои телевизионных тусовок, скандалов, рекламы. А ведь истинные герои живут среди нас – обычные люди, которые любят свою работу и выполняют ее добросовестно. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят- делают все то, без чего мы не можем жить.
Чем занимаются ваши родственники, знакомые на работе?
Кто они по профессии?
Чем привлекает их эта профессия?
Слушаем ваши рассказы.
Дети рассказывают о профессиях родителей.
8. Заключительное слово
Учитель. В наше время, к сожалению, упал престиж труда. Зачем трудиться, если можно выиграть, или стать миллионером в телевизионной игре, или поймать свое счастье в очередной лотерее? Но никакой выигрыш или приз не дадут человеку такой радости, такого счастья, которое может подарить труд. Мы начали классный час со слов К.Д. Ушинского и закончим его тоже словами великого педагога. Он писал: «Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда – это и принесет им счастье».
9. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Учитель. Наша беседа подошла к концу. Какие моменты остались в вашей памяти. Какие мысли запомнились? Над чем хочется задуматься?
Примерные ответы детей:
-Запомнилась сказка о двух плугах, потому что она говорит о людях.
-Запомнилась пословица про невесту, которую надо искать в огороде.
-Запомнились слова о профессии земледельца, что она самая лучшая
-Заставила задуматься о выборе будущей профессии.
Ребята сегодняшнее занятие было вводным, теперь мы с вами будем встречаться каждую неделю. На занятиях будем подробно знакомиться с каждой профессией, которую вы сможете выбрать после окончания школы, а также вы узнаете очень много нового и полезного для вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социализации воспитанников школы-интерната (2011г.)
Правовая социализация, профессиональное самоопределение воспитанников, безопасность жизни, культура поведения и общения...
Укрепление физического, психического и социального здоровья воспитанников школы-интерната №6
В рамках образовательной инициативы по улучшению школьной инфраструктуры, должны быть созданы условия для перехода образовательных учреждений на новые стандарты образования. Особое в...
Занятие с воспитанниками школы-интерната «Добрые дела живут века!»
Беседа о добре....
Занятия физкультурой и спортом как средство социализации воспитанников школы – интерната для детей с ОВЗ.
Здоровье подрастающего поколения - это проблема не только медицинская и социальная , но и конечно воспитательная. Опыт показывает, что успешность социализации выпускников специальных...
Открытое занятие для воспитанников школы - интернат 8 вида тема: «Я и мои права»
Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.Обсудить понятия «права» и «обязанности», какие права и обяз...
Обобщение опыта работы по теме самообразования «Экологическое воспитание воспитанников школы - интерната в различных видах деятельности».
Экологическое воспитание - это передача экологических установок, знаний, навыков и умений путем укрепления экологической информированности. Средства экологического воспитания способствуют непреры...
Выступление на педагогическом совете школы: «Формирование трудовых компетенций как условие успешного профессионального самоопределения воспитанников школы-интерната»
Выступление на педагогическом совете школы "Формирование трудовых компетенций как условие успешного профессионального самоопределения воспитанников школы-интерната"...