«Из опыта работы по реализации программы социально-психологического сопровождения детей с ОВЗ «Мы вместе» в рамках ФГОС»
материал по теме
В связи с ежегодным увеличением численности обучающихся, имеющих трудности в усвоении общеобразовательной программы и в рамках ФГОС возникла необходимость разработки программы социально-психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы вместе».В школе основой учебно-воспитательного процесса становится учет психофизических особенностей ребенка с ОВЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Из опыта работы по реализации программы социально-психологического сопровождения детей с ОВЗ «Мы вместе» в рамках ФГОС»
В связи с ежегодным увеличением численности обучающихся, имеющих трудности в усвоении общеобразовательной программы и в рамках Федерального государственного образовательного стандарта в 2012 - 2013 уч.году в МБОУ «СОШ №5» возникла необходимость разработки программы социально-психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы вместе».
С 2012 года в школе основой учебно-воспитательного процесса становится учет психофизических особенностей ребенка с ОВЗ.
Целями программы являются:
- Организация качественной социально-психологической поддержки ребенка с ОВЗ;
- Создание особого психологического климата в педагогическом и ученических коллективах, основанного на понимании проблем детей данной категории для интегративного включения в образовательную среду, в социум;
- оказание социально-психологической поддержки семей, имеющих детей с ОВЗ;
- Основной целью программы является формирование эффективной системы поддержки детей данной категории, включающей в себя создание оптимальной среды жизнедеятельности детей в образовательном учреждении, позволяющей реализовать потенциал ребенка.
Определены следующие задачи программы:
- создать комплексное педагогическое и социально-психологическое сопровождение социальной адаптации детей с ОВЗ;
- способствовать освоению начального, основного, среднего общего образования детей с учетом их психофизиологических особенностей.
Программа рассчитана на 5 лет. Реализация программы ведется второй год.
Исполнителями программы выступают: администрация школы, педагог-психолог, социальный педагог, логопед, медицинский работник школы (по согласованию).
Ожидаемые результаты программы «Мы вместе»:
- Реализация качественной психолого-педагогической поддержки детей с ОВЗ;
- Успешное включение учащихся в образовательную среду, социум через повышение личностных компетенций;
- Совершенствование системы выявления и учета, системы сопровождения данной категории детей через работу психолого-медико-педагогического консилиума и Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии;
- Благоприятно – плодотворное взаимодействие семьи и школы;
- Повышение качества комплексных реабилитационных мероприятий.
Помощниками в создании целостной системы поддержки, объединяющих отдельных детей и педагогов, родителей, делающими акцент на возможностях, а не на ограничениях, выступают педагог-психолог и социальный педагог.
Программой предусматривается реализация основных направлений:
- Создание методических и организационных основ реабилитации детей-инвалидов;
- Включение в социум детей с ОВЗ через организацию комплекса мероприятий;
- Адаптация учащихся в образовательной среде по средствам снижения рисков дезадаптации;
- Поддержка и развитие творческого, художественного и интеллектуального потенциала детей через организованное развитие личностных компетенций;
- Работа с семьей ребенка, разрушение стереотипов по оказанию сопровождения и помощи в усвоении учебной программы;
- Активизация работы педагогов по оказанию помощи детям с ослабленными возможностями здоровья;
- Взаимодействие с государственными органами, учреждениями, организациями в разработке программ, планов и т.д.
Основные мероприятия программы «Мы вместе»
Строятся с учетом 3-х участников образовательного процесса: ученик, родитель, педагог.
I. Мероприятия, направленные на создание системы нормативно – информационного обеспечения | |||||||
№ п/п | Мероприятия | Исполнители | Сроки | ||||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |||
Банк данных детей с ОВЗ для разработки и реализации индивидуальных программ социальной адаптации | Социальный педагог Педагог-психолог | Создание банка данных (октябрь) | Обновление банка данных (сентябрь) | ||||
Сбор реабилитационных карт сопровождения и иной документации по детям | Администрация школы, педагог-психолог | Анализ реабилитационных мероприятий, нахождение путей решения проблемы. | |||||
Информирование родителей (законных представителей) о законодательной базе по организации обучения детей с ОВЗ через работу информационного стенда и школьного сайта | Администрация школы, социальный педагог | ежегодно |
II. Мероприятия, направленные на создание условий для реабилитации | ||||||||
№ п/п | Мероприятия | Исполнители | Сроки | |||||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | ||||
Создание коррекционно- развивающего пространства в ОУ | Администрация школы, педагогический коллектив | Постоянно (через использование индивидуального подхода, организацию дополнительных занятий, коррекционно-развивающих занятий с педагогом-психологом) | ||||||
Формирование установок толерантности, миролюбия, гуманизма и взаимопомощи через тематические классные часы, курс «Полезные навыки» | Администрация школы, педагогический коллектив | Постоянно В 2013-2014 уч.году проведены класные часы на темы: «Я среди чужих» - 5 кл., «Принимай меня таким, какой я есть» - 4 классы; «Я и мои друзья» - 3 классы. | ||||||
Вовлечение детей в мероприятия, проводимые в школе и вне школы. Мотивирование детей на участие в заочных дистанционных викторинах, конкурсах всероссийского уровня, | Педагогический коллектив, педагог-организатор | Постоянно В школе организуются спортивные мероприятия , акции, конкурсы. Дети посещают волонтерское движение. Вне школы ребята участвуют в дистанционных конкурсах и викторинах, которые подбираются с учетом особенностей здоровья детей. Так в 2012-2013 уч.году 1 второклассник и 1 третьеклассница заняли 2 место в конкурсе «Рассударики» номинация «Рисунок». В 2013-2014 уч. году дети с желанием участвуют в конкурсах, посвященных здоровому образу жизни», так 2 ученицы 8 класса стали победителями викторины «За здоровый образ жизни»; 1 пятиклассник только принял участие. Учащиеся 2 классов попробовали свои способности в «Русском медвежонке». В 2014 году уже принимают участие 9 человек «Доброе здоровье» ТОИПКРО. | ||||||
Консультирование участников образовательного процесса по вопросам сопровождения и реабилитации | Социальный педагог Педагог-психолог | Постоянно В 2012-2013 уч.году соц. педагогом и психологом проведено 27 консультаций В 2013-2014 уч. году – 39 консультаций Просматривается динамика востребованности данных консультаций | ||||||
Проведение и участие в семинарах для педагогического коллектива по сопровождению детей с ОВЗ | Администрация школы | 2013 «Создание ситуаций успеха на уроке для детей с ОВЗ» | 2015 «Развитие универсальных учебных действий детей с особенностями развития» | |||||
Вовлечение родителей в работу по реабилитации, сопровождению (классные рук-ли организуют классные часы с участием родителей) | Социальный педагог Педагог-психолог Педагог-организатор Классные руководители | Постоянно |
III. Мероприятия, направленные на исследование детей с ОВЗ | |||||||
№ п/п | Мероприятия | Исполнители | Сроки | ||||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |||
1 | Углубленная диагностика детей с ОВЗ с целью получения объективных сведений об обучающихся на основании диагностической информации специалистов, создание диагностических «портретов» детей | Педагог-психолог | Постоянно Проходит исследование личностных компетенций: мотивации бучения, уровня тревожности, уровня самооценки, социометрического статуса и уровня удовлетворенности учебным процессом. | ||||
2 | Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника через создание портфолио | Классные руководители | Постоянно Кл.руководители оказывают максимальную помощь в подготовке «портфолио» | ||||
3 | Психологическое и логопедическое сопровождение детей с ОВЗ с целью отслеживания позитивной динамики развиваемых параметров | Педагог-психолог Логопед | Постоянно В 2012-2013 уч.году позитивная динамика была у 2 школьников (14); В 2013-2014 уч.году – у 4 чел (30). |
IV. Мероприятия по организации социального партнерства и взаимодействия | |||||||
№ п/п | Мероприятия | Исполнители | Сроки | ||||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |||
1 | Вовлечение детей с ОВЗ и их семей в общегородские мероприятия | Администрация школы Классные руководители | Постоянно Декада инвалидов Посещение и участие в городских мероприятиях организованных ДЮЦ (в 2012-2013 Масленица) | ||||
2 | Содействие с другими ведомствам, которые участвуют в реализации программ реабилитации детей | Администрация школы Классные руководители Социальный педагог Педагог-психолог | Постоянно 1. Подготовка характеристик 2. Организация отдыха детей в каникулярное время (13-14 год. – 2 чел. посетили загородный лагерь) 3. Напоминание родителям о своевременном посещении узких специалистов ОГБУЗ «Колпашевская РБ». |
Реализация программы за два последних учебных года позволила:
- Создать условия для успешной социально-психологической адаптации детей с ОВЗ в образовательной среде.
- Планомерное развитие системы поддержки детей особой категории.
- Реализация комплексного подхода к решению реабилитации детей-инвалидов, увеличение объема реабилитационных мероприятий для них.
- Повысить качество реабилитационных услуг, предоставляемых детям с ограниченными возможностями.
- Углубить процесс интеграции в коллектив детей с ОВЗ.
- Создать для детей с особыми возможностями равные с другими детьми условия участия в жизни школы.
Мы делаем акцент не на способностях ребенка, а на его возможностях
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели программы: Организация качественной социально-психологической поддержки ребенка с ОВЗ; Создание особого психологического климата в педагогическом и ученических коллективах, основанного на понимании проблем детей данной категории для интегративного включения в образовательную среду, в социум; оказание социально-психологической поддержки семей, имеющих детей с ОВЗ; Основной целью программы является формирование эффективной системы поддержки детей данной категории, включающей в себя создание оптимальной среды жизнедеятельности детей в образовательном учреждении, позволяющей реализовать потенциал ребенка.
Задачи: создать комплексное педагогическое и социально-психологическое сопровождение социальной адаптации детей с ОВЗ; способствовать освоению начального, основного, среднего общего образования детей с учетом их психофизиологических особенностей. Исполнителями программы выступают: администрация школы, педагог-психолог, социальный педагог, логопед, медицинский работник школы (по согласованию).
Ожидаемые результаты программы «Мы вместе»: Реализация качественной психолого-педагогической поддержки детей с ОВЗ; Успешное включение учащихся в образовательную среду, социум через повышение личностных компетенций; Совершенствование системы выявления и учета, системы сопровождения данной категории детей через работу психолого-медико-педагогического консилиума и Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии; Благоприятно – плодотворное взаимодействие семьи и школы; Повышение качества комплексных реабилитационных мероприятий.
Основные направления работы: Создание методических и организационных основ реабилитации детей-инвалидов; Включение в социум детей с ОВЗ через организацию комплекса мероприятий; Адаптация учащихся в образовательной среде по средствам снижения рисков дезадаптации; Поддержка и развитие творческого, художественного и интеллектуального потенциала детей через организованное развитие личностных компетенций; Работа с семьей ребенка, разрушение стереотипов по оказанию сопровождения и помощи в усвоении учебной программы; Активизация работы педагогов по оказанию помощи детям с ослабленными возможностями здоровья; Взаимодействие с государственными органами, учреждениями, организациями в разработке программ, планов и т.д.
I . Мероприятия, направленные на создание системы нормативно – информационного обеспечения № Мероприятия Исполнители сроки 2012 2013 2014 2015 2016 1 Банк данных детей с ОВЗ для разработки и реализации индивидуальных программ социальной адаптации Социальный педагог Педагог-психолог Создание банка данных (октябрь) Обновление банка данных (сентябрь) 2 Сбор реабилитационных карт сопровождения и иной документации по детям Администрация школы, педагог-психолог Анализ реабилитационных мероприятий, нахождение путей решения проблемы. 3 Информирование родителей (законных представителей) о законодательной базе по организации обучения детей с ОВЗ через работу информационного стенда и школьного сайта Администрация школы, социальный педагог ежегодно
II . Мероприятия, направленные на создание условий для реабилитации № Мероприятия Исполнители сроки 2012 2013 2014 2015 2016 1 Создание коррекционно - развивающего пространства в ОУ Администрация школы, педагогический коллектив Постоянно 2 Формирование установок толерантности, миролюбия, гуманизма и взаимопомощи через тематические классные часы, курс «Полезные навыки» Администрация школы, педагогический коллектив Постоянно 3 Вовлечение детей в мероприятия, проводимые в школе и вне школы. Мотивирование детей на участие в заочных дистанционных викторинах, конкурсах всероссийского уровня, Педагогический коллектив, педагог-организатор Постоянно 4 Консультирование участников образовательного процесса по вопросам сопровождения и реабилитации Социальный педагог Педагог-психолог Постоянно 5 Проведение и участие в семинарах для педагогического коллектива по сопровождению детей с ОВЗ Администрация школы X X 6 Вовлечение родителей в работу по реабилитации, сопровождению Социальный педагог Педагог-психолог Педагог-организатор Классные руководители Постоянно
III . Мероприятия, направленные на исследование детей с ОВЗ № Мероприятия Исполнители сроки 2012 2013 2014 2015 2016 1 Углубленная диагностика детей с ОВЗ с целью получения объективных сведений об обучающихся на основании диагностической информации специалистов, создание диагностических «портретов» детей Педагог-психолог Постоянно 2 Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника через создание портфолио Классные руководители Постоянно 3 Психологическое и логопедическое сопровождение детей с ОВЗ с целью отслеживания позитивной динамики развиваемых параметров Педагог-психолог Логопед Постоянно
IV . Мероприятия по организации социального партнерства и взаимодействия № Мероприятия Исполнители сроки 2012 2013 2014 2015 2016 1 Вовлечение детей с ОВЗ и их семей в общегородские мероприятия Администрация школы Классные руководители Постоянно 2 Содействие с другими ведомствам, которые участвуют в реализации программ реабилитации детей Администрация школы Классные руководители Социальный педагог Педагог-психолог Постоянно
Реализация программы за два последних учебных года позволила: Создать условия для успешной социально-психологической адаптации детей с ОВЗ в образовательной среде. Планомерное развитие системы поддержки детей особой категории. Реализация комплексного подхода к решению реабилитации детей-инвалидов, увеличение объема реабилитационных мероприятий для них. Повысить качество реабилитационных услуг, предоставляемых детям с ограниченными возможностями. Углубить процесс интеграции в коллектив детей с ОВЗ. Создать для детей с особыми возможностями равные с другими детьми условия участия в жизни школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Социально-психологическая реабилитация дезадаптированных детей средствами художественно-речевого творчества»
Безнадзорные и беспризорные дети характеризуются широким спектром отклонений в поведении. Лишение детей родительской любви и заботы порождает множественные психологические проблемы в их ра...
"Программа социально – психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Может ли быть положение более горькое, более неправедное? Ведь в основе основ человеческого общежития, в первооснове мироздания любовь родительская к детям, забота старших о младших. И все...
Программа социально – психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В данной работе вы найдет все документы для работы с детьми из определенных категорий...
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Посная Г.В.,социальный педагог Санкт-Петербургского Государственного бюджетного учреждения центр для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 12&r...
Программа Социально-психологического сопровождения и адаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Школа призвана оказывать помощь ребенку по защите его прав и законных интересов, осуществлять систематический контроль над воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содерж...
Программа Социально-психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа
Программа разработана с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации обучающегося, пережившего смер...
Из опыта работы по реализации проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Мы помним! Мы гордимся!»
Статья из опыта работы по реализации проекта по патриотическому воспитанию в старшей группе...