Программа Социально-психологического сопровождения и адаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
рабочая программа на тему
Школа призвана оказывать помощь ребенку по защите его прав и законных интересов, осуществлять систематический контроль над воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содержанием, оказывать помощь в преодолении трудностей в учебе. А для этого необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, медицинских работников, которые, взаимодействуя друг с другом, будут постоянно держать учащихся, оставшихся без поечения родителей в поле своего зрения.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
- Создание целостной системы нравственной, социальной и психологической и правовой поддержки каждого ребёнка в решении школьных проблем.
- Обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних на получение основного общего образования и законных интересов других участников образовательного процесса.
- Становление школы как института получения опыта демократичного поведения и взаимодействия.
.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ .
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Дети – самая незащищенная категория граждан, и государство, согласно нормам действующего законодательства, призвано защищать как личные, так и имущественные права, интересы тех, кто самостоятельно сделать это не может. Одним из тяжёлых проявлений кризиса современного российского общества стало увеличение числа детей-сирот, детей, оставшихся без родительского попечения. За последние годы в России устойчиво проявляется тенденция роста численности таких детей. Исследования в связи с данной проблемой показывают наличие сложных проблем у лиц этой категории в адаптации к современным условиям жизнедеятельности. Низкий уровень подготовленности к самостоятельной жизни характеризует мотивы и установки большинства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Замедленное интеллектуальное развитие, не сформированное чувство родного дома, причастности к семье, психическая надломленность, ухудшает их самочувствие. Разрушение родственных связей усугубляет чувство одиночества, незащищённости. Это в свою очередь разрушает установку на семейную жизнь. Весьма сложны проблемы профессиональной ориентации и подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной трудовой деятельности. Они отличаются неадекватностью ожиданий по сравнению с характером и сложностью встречаемых проблем. Неготовность и беспомощность к их решению усугубляется низким уровнем развития художественных интересов, обеднённым содержанием досуга, неумением реализовать свои задатки. Таким образом, эта категория детей оказывается одной из самых социально уязвимых групп населения. Это, в свою очередь, указывает на актуальность данной проблемы и необходимость целенаправленной работы всех школьных служб с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей для создания условий их полноценной социальной адаптации и интеграции в общество. Одна из форм защиты для этой категории детей, оставшихся без попечения родителей, согласно ст. 145 Семейного кодекса РФ являются опека и попечительство.
Опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.
Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.
Приемная семья – новая форма семейного устройства детей, совмещающая черты детского учреждения, опеки и усыновления. В данной форме сочетается долговременное или кратковременное пребывание ребенка в семье с его полным государственным обеспечением и выплатой денежного пособия лицам, взявшим на себя заботы об их воспитании. Лица, супруги или отдельные граждане, взявшие на себя воспитание ребенка (детей), именуются приемными родителями; ребенок, передаваемый на воспитание, называется приемным, а сама семья – приемной. В такой семье могут находиться до восьми детей, включая биологических. Данная форма создана по инициативе Советского детского фонда в 1988 году и изначально носила название “семейный детский дом».
Приемные родители – законные представители ребенка, они обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя), имеют право защищать его права и интересы, в том числе в суде. Они обязаны воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить к самостоятельной жизни, нести ответственность за него перед обществом.
Работа приемных родителей включается в трудовой стаж.
Любая семья, в которой ребенка воспитывают не кровные родители, называется замещающей. К замещающим семьям относятся опекунские и приемные семьи. Основная функция этих семей – заменить ребенку утраченную кровную семью и отсутствующих биологических родителей.
Школа призвана оказывать помощь ребенку по защите его прав и законных интересов, осуществлять систематический контроль над воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содержанием, оказывать помощь в преодолении трудностей в учебе. А для этого необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, медицинских работников, которые, взаимодействуя друг с другом, будут постоянно держать таких учащихся в поле своего зрения.
Индивидуальное педагогическое сопровождение приёмных и опекаемых детей – это система мер, которая включает в себя:
-проведение комплексной диагностики, направленной на выявление склонностей, способностей и особенностей развития учащихся;
-выбор методов и приемов обучения, оптимальных для каждого школьника;
-постоянный мониторинг динамики развития учащихся как один из основных критериев успешности ребенка в обучении;
-включение родителей в диагностику затруднений, оказание помощи детям.
К организационным структурам, обеспечивающим сопровождение, относится психолого-медико-педагогический консилиум, возглавляет эту деятельность заместитель директора по воспитательной работе.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
- Создание целостной системы нравственной, социальной и психологической и правовой поддержки каждого ребёнка в решении школьных проблем.
- Обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних на получение основного общего образования и законных интересов других участников образовательного процесса.
- Становление школы как института получения опыта демократичного поведения и взаимодействия.
ЗАДАЧИ:
- совершенствование системы повышения уровня правовой грамотности обучающихся, педагогов и родителей;
- взаимодействие образовательного учреждения с семьёй с целью формирования гражданской позиции и правового самосознания участников образовательного процесса;
- создание условий для активного участия детей в решении вопросов, имеющих для них значение;
- проведение информационной, образовательной и воспитательной работы по предупреждению насилия в отношении несовершеннолетних;
- создание положительного психологического микроклимата и активной воспитывающей среды в школе;
- развитие личностных особенностей детей в ходе учебно-воспитательного процесса, создание условий для реализации ими своих задатков, художественных интересов.
- развитие коммуникативных способностей детей;
- совместная работа с органами опеки и попечительства по охране прав детей.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ:
Выполнение закона РФ «Об образовании» в части:
- выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- реализация прав на образование граждан;
- соблюдение санитарных норм, охраны здоровья обучающихся;
- выполнение законными представителями ответственности за воспитание учащихся, воспитанников, за получение ими общего основного образования;
- содействие в улучшении жизни детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, их воспитании и материальном содержании;
- содействие в улучшении здоровья опекаемых, защите их личных, имущественных прав.
ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:
1. Следование за естественным развитием ребёнка на разных возрастных и социокультурных этапах его жизни.
2. Принцип психолого-педагогической поддержки. Это процесс совместного определения с ребёнком его собственных интересов, возможностей, целей и путей преодоления - препятствий, мешающих ему сохранить его человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
3. Принцип ведущей роли воспитательного воздействия жизни класса и общешкольных мероприятий. В виду того, что из-за специфики этой категории детей снижена воспитательная функция семьи (а в некоторых ситуациях она со всем отсутствует или оказывает негативное влияние на ребёнка), то основная воспитательная функция принадлежит школе.
4. Принцип повышение роли общественных организаций. В соответствии с законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года 159 ФЗ для защиты законных прав и интересов детей во всех сферах жизни, в том числе права на адекватные с семейными условия воспитания и развития, ох рану личных и имущественных прав, права на постоянное место жительства, на жильё, на защиту от посягательств различных лиц на личность ребёнка, от причинения вреда физическому, психическому здоровью, его нравствен ному и духовному развитию, особая ответственность возлагается на представителей органов государственной власти.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
№ | содержание работы | срок | ответственные |
1. | Выявление детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. | сентябрь | Социальный педагог Кл. руководители |
2 | Создание нормативно-правовой базы для работы с подопечными детьми | сентябрь | Социальный педагог Кл. руководители |
3.
| Подготовка и оформление статистической отчетности о детях – сиротах и оставшихся без попечения, не приступивших к обучению на 10 сентября. | сентябрь | Кл. руководители, социальный педагог |
4
| Стартовая психолого-педагогическая диагностика опекаемых | октябрь | Социальный педагог Педагог - психолог |
5 | Изучение типов родительского воспитания детей опекунами и попечителями | декабрь, апрель | Социальный педагог |
6 | Консультации для опекунов по воспитанию и оказанию помощи в обучении дома | в течение года | Социальный педагог, педагог - психолог |
7. | Активное привлечение детей в соответствии с планом воспитательной работы классного руководителя к разнообразным школьным мероприятиям (в соответствии с художественными интересами и способностями детей) | в течение года | Социальный педагог |
8. | Проведение коррекционно-развивающей работы по итогам диагностики. | По мере необходимости | Педагог - психолог |
9. | Консультации для детей, опекунов, педагогов-предметников, классных руководителей по работе с детьми и учёту их особенностей | в течение года | Социальный педагог, педагог - психолог |
10. | Промежуточная психолого-педагогическая диагностика опекаемых | январь | Социальный педагог, педагог - психолог |
11 | Анализ психолого-педагогического состояния опекаемых по итогам промежуточной диагностики. Проведение коррекционной работы ( по необходимости) | 2 триместр | Социальный педагог, педагог - психолог |
11. | Повышение правовой компетентности опекунов и опекаемых через лекции, беседы, консультации | В течение года, по обращению | Социальный педагог |
12 | Обследование условий жизни и воспитания детей, оставшихся без родителей и взятых под опеку | в течение года | Социальный педагог, кл. руководитель |
13. | Предварительная информация о количестве детей, нуждающихся в организованном летнем отдыхе. | апрель | Социальный педагог |
14 | Анализ благополучия ребенка в замещающей семье | апрель | Социальный педагог |
| Итоговая психолого-педагогическая диагностика опекаемых. | май | Социальный педагог, педагог - психолог |
| Организация летнего отдыха опекаемых | май | Социальный педагог |
| Сбор сведений о дальнейшем устройстве опекаемых детей, окончивших школу | июнь | Социальный педагог |
«Согласованно» «Утверждаю»
на заседании службы
социально-психологического
сопровождения
директор МОУ Лицея г. Истра
МОУЛицей г. Истры
Протокол № от _______________
________________ О.А. Оличева
_________________________________ «_____» _______________2017 г.
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Программу разработали
социальный педагог МОУ Лицей г. Истры
Дрожжина Л.В.
и психолог МОУ Лицей г. Истры
Дылдина Л.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Социально-психологическая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при обучении в колледже"
Об особенностях работы социального педагога со студентами, относящимися к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей....
"Программа социально – психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Может ли быть положение более горькое, более неправедное? Ведь в основе основ человеческого общежития, в первооснове мироздания любовь родительская к детям, забота старших о младших. И все...
Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общеобразовательной школе.
Проблемы адаптации ребенка, оставшегося без попечения родителей, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников детских домов, становятся все более актуальными в современной ...
«Социальная адаптация детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие успешной личности как основа национальной стратегии России»
Профессиональная ориентация детей-сирот, развитие личности каждого ребенка, развитие финансовой грамотности, ответственности, социальная адаптация (ориентирование) детей – сирот и детей, оставши...
Программа социально – психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В данной работе вы найдет все документы для работы с детьми из определенных категорий...
Программа Социально-психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа
Программа разработана с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации обучающегося, пережившего смер...
Программа «По социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Студенческая молодежь – самостоятельная социальная группа, имеющая ряд свойственных только ей характеристик, например, приобретенный статус, ограниченный временными рамками, общностью интересов,...