Программа Социально-психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа
рабочая программа
Программа разработана с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации обучающегося, пережившего смерть родителей, обучающегося, оставшегося без попечения родителей в силу той или иной семейной ситуации. Срок реализации 3 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_detey-_sirot_na_2018-2019_uch.god_.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГПОАУ
«Амурский аграрный колледж»
_____________ Н.В.Медведева
01.09.2019 год
Программа
Социально-психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа
Пояснительная записка
Может ли быть положение более горькое, более неправедное?
Ведь в основе основ человеческого общежития, в первооснове мироздания - любовь родительская к детям, забота старших о младших.
И все-таки, дети - без родителей. Да, они остаются без родителей в силу стихийных бедствий, катастроф, несчастных случаев, всегда нежданных, беспощадных. Беда неотлучна от счастья и следом за радостями к нам приходят беды, не щадящие и малых сил...
Альберт Лиханов
Глубокий кризис российского общества вызвал резкое ухудшение положения детей. Из года в год растет число родителей, уклоняющихся от своих обязанностей, злоупотребляющих спиртными напитками, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих по отношению к детям жестокость и насилие.
В любом государстве и в любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без родителей.
Согласно закону Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" опека и попечительство – норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.
Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. Существует феномен социального сиротства - так называется сиротство при живых родителях.
Подросток, проживающий в приемной семье, наиболее уязвим для неблагополучного влияния окружающей среды, ведущих в первую очередь к нарушению процесса социализации.
Психотравмирующие события могут вызвать напряжение и срыв адаптивных механизмов. Возникает необходимость создания системы оказания комплексной социально – психологической и педагогической помощи детям данной категории.
Цель программы
Обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации обучающегося, пережившего смерть родителей, обучающегося, оставшегося без попечения родителей в силу той или иной семейной ситуации.
Задачи программы
- Выявление группы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в сопровождении.
- Проведение комплекса мероприятий для выявления и устранения ряда проблем, возникающих в приемных семьях.
- Осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у обучающихся, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления.
- Осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития обучающегося, направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения, общения, на этапе выбора профиля обучения и профессионального самоопределения.
- Осуществление информационной поддержки обучающихся, преподавателей, и родителей по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах, а также правовое их консультирование.
- Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка.
- Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлений и устранение причин и условий, способствующих этому.
- Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
- Социально-педагогическая реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа рассчитана для работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей с 16 лет.
Сроки реализации
Программа рассчитана на 3 учебных года.
Ожидаемые результаты и способы оценки
- адекватное реагирование на прошлое обучающегося, и другие проблемы, включая вопросы расовой принадлежности, религию, культуру и язык;
- выработка стратегии распознавания и эффективного реагирования на стрессовые ситуации;
- налаживание эффективного взаимодействия с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из их числа с учетом их возрастных особенностей;
- помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа при потере или разлуке с родителями, опекунами (попечителями);
- увеличение участия в мероприятиях колледжа, города, области, ССУЗ детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обеспечив их поощрением и поддержкой;
- развитие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа увлечений, интересов, дружеских отношений с людьми, проживающими в семье, в общежитии, через участие в различных мероприятиях;
- развитие умения выражения привязанности к приемной семье, опекуну (попечителю), будущей своей семье;
- ведение совместных записей памятных событий через фотографии и работу с историей жизни в приемной семье;
- установление границ, и управление поведением обучающегося, не прибегая к физическому или другому неприемлемому способу наказания;
- уважительное отношение к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, и их семьям, не осуждая и не дискриминируя;
- реальное оценивание своих способностей и возможностей в оказании помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, и семьям данной категории.
Этапы реализации программы:
Первый этап – диагностический, формирование банка данных:
1.Проведение сверки приказа по зачислению в колледж детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, учет вновь прибывших и оформление необходимого пакета документов на них.
2. Обследование условий проживания и воспитания семей опекаемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, (проживающих с опекуном, попечителем) с целью выявления необходимой моральной и материальной помощи:
-изучение взаимоотношений между опекуном (попечителем) и подопечным;
- изучение личности подопечного;
- установление открытых доверительных отношений с обучающимися, и членами семьи.
3.Контроль:
- за оформлением документов (приказов) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, на получение академической, государственной социальной стипендии, социальных выплат.
- за обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющимися в библиотеке учебниками, свободного доступа работы на ПК;
- за учебной деятельностью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (обучение, посещаемость, наличие учебных принадлежностей, посещение консультативных занятий, внешний вид);
- за внеурочной занятостью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (вовлечение во внеурочную деятельность, занятия в кружках и секциях, летний отдых);
- за здоровьем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (прохождение ежегодного медицинского осмотра, ежегодной диспансеризации, наличием прививок), уровнем развития;
- за исполнением обязанностей опекунами (попечителями).
4. Организация педагогической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа:
- помощь в обучении (работа с преподавателями по установлению индивидуального подхода к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа);
- помощь в решении конфликтных ситуаций (служба медиации и примирения колледжа);
- помощь в выборе (записи) кружка или секции.
5.Защита прав и законных интересов подопечных:
- своевременность запросов по жилью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в органы опеки и по месту закрепления;
- проверка и составление актов обследования жилья;
-Запросы информации по сиротам-выпускникам, состоящим на льготной очереди на жилье;
- индивидуальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из их числа по жилищным вопросам;
- индивидуальная работа по жилью детей-сирот и детей, лиц из их числа, оставшихся без попечения родителей, со специалистами органов опеки и попечительства.
- работа с пенсионным фондом, восстановление и оформление пенсий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа;
- сверка поступления пенсии и алиментов на сберкнижку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;
6.Работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из их числа, входящими в «группу риска»:
- Ведение документации по работе с группой риска, состоящих на учете (журнал заседаний совета профилактики, журнал индивидуальной работы, списки, индивидуальные карты на каждого, протоколы заседаний);
- протоколы информационных собраний;
- сотрудничество с работниками ПДН, КДН
Второй этап - деятельностно-консультативный
Работа с обучающимися:
1. Помощь в преодолении затруднений в учебе. Профилактика трудностей в учебе.
2.Сопровождение психологом обучающихся с социально-эмоциональными проблемами. Сопровождение социально-уязвимых семей, детей с ослабленным здоровьем; выявление и сопровождение обучающихся «группы риска». Профилактика социально-эмоциональных проблем у обучающихся.
3.«Здоровье и здоровый образ жизни». Пропаганда ЗОЖ.
4.Правовое просвещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Работа с семьей:
1.Изучение взаимоотношений между опекуном (попечителем) и подопечным.
2.Установление открытых доверительных отношений с членами семьи
опекуна (попечителя).
3.Правовое просвещение опекуна.
4.Педагогическое просвещение опекуна.
5.Привлечение специалистов.
Третий этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из их числа с учетом выработанных рекомендаций.
План мероприятий по реализации программы.
п/п № | Мероприятие | Срок выполнения | Ответственные |
I этап | |||
1. | Проведение сверки приказа по зачислению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учет вновь прибывших и оформление необходимого пакета документов на них. | сентябрь | социальный педагог, классный руководитель, специалисты отдела опеки и попечительства города |
2. | Сбор информации, документации для социального паспорта колледжа о детях данной категории. | сентябрь | социальный педагог, классный руководитель |
3. | Составление и корректировка банка данных обучающихся и семей, сопровождаемых специалистами службы | сентябрь, январь | Социальный педагог, классный руководитель, психолог |
4. | Сверка банка данных со специалистами отдела опеки и попечительства города. | сентябрь, январь | социальный педагог |
5. | Контроль за получением академической, государственной социальной стипендии, социальных выплат. | в течение года | Зав. отделением, социальный педагог, классный руководитель |
5. | Формирование пакета документов по сопровождению обучающегося, состоящего на учете. | Сентябрь, октябрь | социальный педагог, психолог, классный руководитель, |
6. | Планирование индивидуального сопровождения несовершеннолетних данной категории. | Сентябрь, | классный руководитель, социальный педагог, психолог |
II этап | |||
7. | Собрания для классных руководителей по сопровождению обучающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. | октябрь-апрель | социальный педагог, психолог. |
8. | Индивидуальные беседы с обучающимися на профилактические темы. | Сентябрь, июнь | социальный педагог, классный руководитель, психолог. |
9. | Обследование условий проживания и воспитания семей опекаемых детей с целью выявления необходимой моральной и материальной помощи. | Сентябрь, июнь | классный руководитель, психолог. |
10. | Правовое просвещение опекунов. | В течение года | социальный педагог, психолог. |
11. | Вовлечение во внеурочную деятельность, занятия в кружках и секциях, летний отдых. | сентябрь | классный руководитель, социальный педагог. |
12. | Контроль за занятостью обучающихся во внеурочное время. | В течение года | Зав.отделением, классный руководитель, социальный педагог, |
13. | Анализ успеваемости и посещаемости обучающихся | Январь, июнь | Зав. отделением, классный руководитель, социальный педагог, психолог. |
III этап | |||
14. | Оформление документов выпускникам. | Классный руководитель, социальный педагог. | |
15. | Диагностические мероприятия на конец учебного года: анкетирование, опрос. | июнь | классный руководитель, социальный педагог, психолог. |
16. | Планирование работы на следующий учебный год | июнь | заместитель директора по В.Р., классный руководитель, социальный педагог, психолог. |
ВЫВОДЫ:
В работе социальных педагогов колледжа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лиц из их числа особое внимание обращается на:
- оформление документов, подтверждающих категорию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;
- своевременность оформления документов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на выплаты академической, государственной социальной стипендии и других социальных выплат (питание, проезд, канцелярские принадлежности и литературу, одежду);
- адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в колледже, общежитии, внешней социальной среде;
- участие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в мероприятиях, проводимых в колледже, между ССУЗ, городских и областных мероприятиях, в волонтерской работе;
- сбор и накопление информации по детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, детям, имеющим группу инвалидности, детям из малообеспеченных семей, и испытывающих проблемы по социальной адаптации;
- систему внешних связей колледжа (учреждений, родственников, опекунов, социальных педагогов детских домов, интернатов, работников управления образования, социальной защиты населения и др.);
- взаимодействие работников колледжа и привлекаемых организаций по вопросам социальной адаптации обучающихся, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;
- обстановку психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;
- гуманные, нравственно-здоровые отношения в колледже, общежитии, во внешней среде;
- решение личных проблем несовершеннолетних (совершеннолетних), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;
-установление от имени колледжа деловых контактов с лицами и организациями, способствующими социальной адаптации обучающихся, особенно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Социальный педагог Л.А. Петухова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ изменений в решении жилищной проблемы детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа в свете изменений в законадательстве РФ с 01.01.2013 г.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6396699","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"325","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6396707","at...
Социально-педагогическое сопровождение обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии
Основной целью работы социального педагога с обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии, является создание условий для социализации де...
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ - СИРОТАМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ЛИЦАМИ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ – СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Деятельность социального педагога по защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения рожителей, обучающихся в образ...
Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на территории Иркутской области
Брошюра подготовлена как информационное издание, предназначенное для выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, а также специалистов, работающих с у...
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...