Программа социально – психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
материал на тему

Зеков Александр Александрович

В данной работе вы найдет все документы для работы с детьми из определенных категорий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_soprovozhdeniyu.doc250 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

.

социально – психологического и педагогического сопровождения

 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

                                         Пояснительная записка

                                     Может ли быть положение более горькое, более неправедное?

Ведь в основе                      

          основ человеческого общежития, в первооснове мироздания - любовь родительская к детям, забота старших о младших.

И все-таки, дети - без родителей. Да, они остаются без родителей в силу стихийных бедствий, катастроф, несчастных случаев, всегда нежданных, беспощадных. Беда неотлучна от счастья и следом за радостями к нам приходят беды, не щадящие и малых сил...

Альберт Лиханов

 

         Глубокий кризис российского общества вызвал резкое ухудшение положения детей. Из года в год растет число родителей, уклоняющихся от своих обязанностей, злоупотребляющих спиртными напитками, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих по отношению к детям жестокость и насилие.

        В любом государстве и в любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без родителей.

        Согласно закону Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" опека и попечительство – норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.

      Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. Существует феномен социального сиротства - так называется сиротство при живых родителях.

      Подросток, проживающий в приемной семье наиболее уязвим для неблагополучного влияния окружающей среды, ведущих в первую очередь к нарушению процесса социализации.

      Психотравмирующие события могут вызвать напряжение и срыв адаптивных механизмов. Возникает необходимость создания системы оказания комплексной социально – психологической и педагогической помощи детям данной категории.

Цель программы

          Обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации ребенка, пережившего смерть родителей, ребенка, оставшегося без попечения родителей в силу той или иной семейной ситуации.

Задачи программы

  • Выявление группы детей, нуждающихся в сопровождении.
  • Проведение комплекса мероприятий для выявления и устранения ряда проблем, возникающих в приемных семьях.
  • Осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у учащихся, определения причин  их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления.
  • Осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребенка,  направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения,  общения, на этапе выбора профиля обучения и профессионального самоопределения.
  • Осуществление информационной поддержки учащихся, учителей, и родителей по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах; а также правовое консультирование.
  • Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка.
  • Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлений и устранение причин и условий, способствующих этому.
  • Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
  • Социально-педагогическая реабилитация опекаемых детей.

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа рассчитана для работы с детьми и подростками от 7 до 18 лет.

Сроки реализации

Программа рассчитана на учебный год (сентябрь – май)

Ожидаемые результаты и способы оценки

  • адекватное реагирование на прошлое ребёнка и другие проблемы, включая вопросы расовой принадлежности, религию, культуру и язык;
  • выработка стратегии распознавания и эффективного реагирования на стрессовые ситуации;
  • налаживание эффективного взаимодействия с детьми и молодыми людьми  с учетом их возрастных особенностей;
  • помощь детям при потере или разлуки с родителями;
  • увеличение участия в мероприятиях детей, обеспечив их поощрением и поддержкой;
  • развитие у детей увлечений, интересов, дружеских отношений с людьми, проживающими в одной семье через участие в общешкольных мероприятиях;
  • развитие умения выражения привязанности к приемной семье, опекуну;
  • ведение совместных записей памятных событий через фотографии и работу с историей жизни в приемной семье;
  • установление границ и управление поведением ребёнка, не прибегая к физическому или другому неприемлемому способу наказания;
  •  уважительное отношение к детям и их семьям, не осуждая и не дискриминируя;
  • реальное оценивание своих способностей и возможностей в оказании помощи детям и семьям данной категории.

Этапы реализации программы

Первый этап – диагностический, формирование банка данных

1.Проведение сверки списка опекаемых детей, учет вновь прибывших и оформление необходимого пакета документов на них.

2. Обследование условий проживания и воспитания семей опекаемых детей с целью выявления необходимой моральной и материальной помощи:

  - изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным;

  - изучение личности подопечного;

  - установление открытых доверительных отношений с членами семьи;

3.Контроль:

    - за включением на дотацию бесплатного питания опекаемых;

   - за обеспечением детей имеющимися в библиотеке учебниками;

   - за оказанием материальной помощи семьям опекаемых детей через фонд всеобуча;

   - за учебной деятельностью (обучение, посещаемость, наличие учебных принадлежностей, посещение консультативных занятий, внешний вид);

   - за внеурочной занятостью (вовлечение во внеурочную деятельность, занятия в кружках и секциях, летний отдых);

   - за здоровьем подопечного (прохождение ежегодного медицинского осмотра, наличие прививок), уровнем развития, предоставление путевок в санатории и ДОЛ через ЦСЗН города;

   -  за исполнением обязанностей опекунами.

4. Организация педагогической помощи подопечному:

   - помощь в обучении (работа с учителями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям);

   -  помощь в решении конфликтных ситуаций;

   -  помощь в выборе (записи) кружка или секции;

5.Защита прав и законных интересов подопечных;

Второй этап -  деятельностно-консультативный

Работа с обучающимися:

     1. Помощь в преодолении учебных затруднений. Профилактика трудностей в учебе.

2.Сопровождение учащихся с социально-эмоциональными проблемами.     Сопровождение социально-уязвимых семей, детей с ослабленным здоровьем; выявление и сопровождение учащихся «группы риска». Профилактика социально-эмоциональных проблем у учащихся.

3.«Здоровье и здоровый образ жизни». Пропаганда ЗОЖ (проекты).

        Сопровождение учащихся с проблемами в развитии.

      4.Правовое просвещение подопечных.

Работа с семьей:

      1.Изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным.

      2.Установление открытых доверительных отношений с членами семьи  подопечного.

      3.Правовое просвещение опекуна.

      4.Педагогическое просвещение опекуна.

      5.Привлечение специалистов.

Третий этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование работы с подростком  с учетом выработанных рекомендаций.

План мероприятий по реализации программы.

п/п

Мероприятие

Срок выполнения

Ответственные

I этап

1.

Проведение сверки списка опекаемых детей, учет вновь прибывших и оформление необходимого пакета документов на них.

Август, сентябрь

классный руководитель, социальный педагог, специалисты отдела опеки и попечительства города

2.

Сбор информации, документации для социального паспорта школы о детях данной категории

сентябрь

социальный педагог, классный руководитель

3.

Составление и корректировка банка данных обучающихся и семей, сопровождаемых специалистами службы

сентябрь, январь

классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог

4.

Сверка банка данных со специалистами отдела опеки и попечительства города. Контроль за предоставлением бесплатного питания, учебников, материальной помощи из фонда всеобуча.

сентябрь, январь

социальный педагог

5.

Диагностические мероприятия на начало учебного года: анкетирование, тестирование, опрос.

Динамическая диагностика

сентябрь-октябрь,

январь

классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог

педагог-психолог

6.

Формирование пакета документов по сопровождению обучающегося, состоящего на учете

сентябрь-октябрь

классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог

7.

Координационный совет  по определению и  корректировке индивидуального маршрута  обучающихся проживающих под опекой и попечительством.

октябрь, январь

классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, координатор профилактической работы

8.

Планирование индивидуального сопровождения несовершеннолетнего данной категории

сентябрь-октябрь

классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, координатор профилактической работы

                                                                            II этап

9.

Семинары для классных руководителей  по сопровождению обучающихся данной категории

октябрь-апрель

социальный педагог, педагог-психолог, координатор профилактической работы

10.

Индивидуальные беседы с обучающимися  на профилактические темы

сентябрь-май

классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог

11.

Правовое просвещение опекуна по воспитанию и содержанию подопечного.

сентябрь-май

классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, специалисты отдела опеки и попечительства города

12.

Привлечение опекунов к участию в школьной жизни детей через родительский клуб, совет отцов, школьные  и классные  мероприятия

октябрь-май

классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, координатор профилактической работы

13.

Анкетирование обучающихся и родителей по вопросам ЗОЖ и детско-родительских отношений

октябрь, декабрь, апрель

социальный педагог, педагог-психолог

14.

Анализ степени готовности детей данной категории к учебному году (внешний вид, наличие учебников, тетрадей, учебных принадлежностей)

октябрь-май

классный руководитель, социальный педагог

15.

Групповые профилактические беседы специалистов СПС, классные часы и беседы с приглашением  специалистов профилактических структур города

2 раза в месяц по отдельному плану

классный руководитель, социальный педагог

16.

Разработка материалов  профилактической направленности для родительских собрании и классных часов

октябрь-май

социальный педагог, педагог-психолог

17.

Обследование условий проживания и воспитания семей опекаемых детей с целью выявления необходимой моральной и материальной помощи.

Сентябрь,май

классный руководитель, социальный педагог

18.

Правовое просвещение опекунов через брошюры, журналы, СМИ

октябрь-май

социальный педагог, педагог-психолог

19.

Вовлечение подростков в общественную жизнь школы и класса через ученическое самоуправление и волонтерское движение

октябрь-май

классный руководитель, социальный педагог, координатор профилактической работы

20.

Вовлечение во внеурочную деятельность, занятия в кружках и секциях, летний отдых, трудоустройство

октябрь-май

классный руководитель, социальный педагог

21.

Контроль  за занятостью обучающихся во внеурочное время

октябрь, январь,

апрель

классный руководитель, социальный педагог

22.

Активные формы профилактической работы: проектная деятельность,  круглые столы по пропаганде ЗОЖ, игры-викторины, выставки плакатов и рисунков обучающихся и т.д.

ежемесячно

социальный педагог

23.

Анализ успеваемости и посещаемости обучающихся

1 раз в четверть

классный руководитель, социальный педагог

24.

Совместная работа СПС с классными руководителями по отчету о проведенной работе  проведенной с обучающимися

январь, май

классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог

25.

Взаимодействие  с городским ЦСЗН по вопросу летнего отдыха и трудоустройства обучающихся

апрель, май

классный руководитель, социальный педагог

                                                                          III этап

26.

Координационный совет  по результатам  индивидуального сопровождения обучающихся и приемной семьи в течение учебного года

май

классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, координатор профилактической работы

27.

Диагностические мероприятия на конец учебного года: анкетирование, тестирование, опрос.

май

классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог

28.

Планирование работы на следующий учебный год

май

классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, координатор профилактической работы

Приложения

(1)

Перечень документации для формирования личных дел

детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1. Наличие документов, подтверждающих статус опекуна.

2. Наличие документов, подтверждающих статус детей.

3. Наличие информации об успеваемости.

4.  Наличие информации о состоянии здоровья.

5. Наличие информации о летнем оздоровлении.

6. Наличие информации о занятости во внеурочное время.

7. Выделение материальной помощи.

8. Акты контрольного обследования условий проживания и воспитания учащихся.

9. Документы, отражающие работу по защите прав и законных интересов детей данной категории.


(2)

Информация о детях проживающих под опекой и попечительством

                                                        в 20__ -  20__ учебном году

№ п\п

  Ф.И.О.

учащегося

Группа

Год

рождения

Сведения о

родителях

Место

работы

Домашний

адрес

За что поставлен

Занятость

(кружки, секции)

    


(3)

Индивидуальный маршрут сопровождения

обучающегося ___  группы, проживающего под опекой

Ф.И.О._________________________________________________

Дата рождения__________________________________________

Домашний адрес, телефон________________________________________________

Характеристика приемной семьи__________________________________________

________________________________________________________

Опекун _________________________________________________

Место работы_______________________________________________________

Возраст________________Образование_________________________________

Другие члены приемной семьи________________________________________________________________

Состояние здоровья обучающегося_______________________________________

Поставлен на учет с ___________________________________________________

Статус_________________________

Рекомендации психолога:

Учебн. год

На  начало учебного года

На конец  учебного года

Сфера успеха, занятость:

Учебн. год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

                                                             Сфера общения:

Учебн. год

1 полугодие

2 полугодие

Летний отдых:

Год (лето)

Июнь

Июль

Август


(4)

Индивидуальный маршрут сопровождения

обучающегося ___  группы, проживающего под опекой

Ф.И.О._________________________________________________

Дата рождения__________________________________________

Домашний адрес, телефон________________________________________________

Характеристика приемной семьи__________________________________________

________________________________________________________

Опекун _________________________________________________

Место работы_______________________________________________________

Возраст________________Образование_________________________________

Другие члены приемной семьи________________________________________________________________

Состояние здоровья обучающегося_______________________________________

Поставлен на учет с ___________________________________________________

Статус_________________________

Рекомендации психолога:

Учебн. год

На  начало учебного года

На конец  учебного года

Сфера успеха, занятость:

Учебн. год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

                                                             Сфера общения:

Учебн. год

1 полугодие

2 полугодие

Летний отдых:

Год (лето)

Июнь

Июль

Август


(5)

Индивидуальный маршрут сопровождения

обучающегося ___  группы, проживающего под опекой

Ф.И.О._________________________________________________

Дата рождения__________________________________________

Домашний адрес, телефон________________________________________________

Характеристика приемной семьи__________________________________________

________________________________________________________

Опекун _________________________________________________

Место работы_______________________________________________________

Возраст________________Образование_________________________________

Другие члены приемной семьи________________________________________________________________

Состояние здоровья обучающегося_______________________________________

Поставлен на учет с ___________________________________________________

Статус_________________________

Рекомендации психолога:

Учебн. год

На  начало учебного года

На конец  учебного года

Сфера успеха, занятость:

Учебн. год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

                                                             Сфера общения:

Учебн. год

1 полугодие

2 полугодие

Летний отдых:

Год (лето)

Июнь

Июль

Август

Информация по обучающемуся, приглашения на административные комиссии:

Дата

Информация(кому), адм. комиссия (название)

Причина

Анкетирование:

Дата

Тема анкетирования:

(6)

Рекомендации по составлению характеристики учащегося ОУ.

Примерная структура характеристики учащегося ОУ может иметь следующие составляющие:

  1. Заголовок. Общие сведения об ученике:

/Характеристика учащегося_____группы ГБПОУ СТМСХ   ___________года рождения, проживающего по адресу_______________, телефон/.

  1. Состав семьи.

      Опекун – Ф.И.О.

Другие члены семьи, проживающие с несовершеннолетним – Ф.И.О., возраст

  1. Указать в течение, какого времени учится ученик в данной школе и откуда прибыл, статус.

  1. Физическое развитие, состояние здоровья, группа здоровья учащегося.

  1. Учебная деятельность  ученика.

- Охарактеризовать учебную успеваемость;

- Успеваемость по четвертям;

- Каково отношение ученика к учению: мотивы учения (познавательный интерес к предметам, осознание необходимости учиться в школьном возрасте, стремление получить оценку, заслужить одобрение взрослых и избежать наказание, отношение к успехам и неудачам, стремление выполнять все требования и рекомендации учителей, осознание общественной и личной значимости учения, настойчивость в преодолении трудностей, способности к различным предметам, отношение к учению (положительное, нейтральное, равнодушное, отрицательное);

- Уровень сформированности навыков учебно-познавательной деятельности ученика: умение планировать учебную работу, навыки планирования учебной и трудовой деятельности, умение выделять главное в учебном материале, делать обобщение, выводы, умение осуществлять самоконтроль в учении, указать уровень организованности к учебной деятельности, уровень внимания (устойчивость и концентрация), может ли ученик внимательно работать на уроке в темпе класса.

6. Направленность личности ученика.

- Охарактеризовать ведущие интересы и склонности: увлеченность учащегося каким-либо предметом, видом внеурочной деятельности, интерес к предполагаемой профессии, занятия в кружках, секциях, факультативах, участие в олимпиадах, конкурсах, указать имеющиеся награды за успехи в урочной и внеурочной деятельности, интерес к различным видам деятельности (физической, умственной, организаторской, художественной).

- Охарактеризовать культурный кругозор: начитанность школьника (книг не читает, эпизодически, систематически), широту культурных интересов, уровень гражданской и нравственной воспитанности (развитие чувства долга и ответственности, сознательной дисциплины, при необходимости отметить уровень дисциплинированности и имеющиеся дисциплинарные нарушения), честности и порядочности.

- Охарактеризовать общественную и трудовую активность школьника: выполняемое общественное поручение, уровень добросовестности, проявляемых при их выполнение, инициативность, заинтересованность в общественных делах коллектива; отношение к труду (интерес, желание, умение трудиться, включение в труд по самообслуживанию в школе).

7. Отношение к окружающим и черты характера ученика.

- Отношение к людям – коммуникативные черты характера; положительные черты (гуманность, доброта, терпимость, справедливость, проявление дружбы и товарищества), отрицательные черты (жестокость, завистливость, нетерпимость, равнодушие, черствость, грубость).

- Качества личности: агрессивность, аккуратность, активность, альтруизм, артистичность, безволие, беззаботность, безразличие, бережливость, бескорыстие, безответственность, безнравственность, безрассудство, безынициативность, беспечность, беспринципность, бестактность, благоразумие, благородство, болтливость, боязливость, вежливость, великодушие, верность, веселость, властность, властолюбие, внимательность, возбудимость, ворчливость, воспитанность, впечатлительность,  вспыльчивость, выносливость, высокомерие, гордость, горячность, грубость, гуманность, двуличие, деликатность, дерзость, деспотичность, дисциплинированность, добродушие, доброжелательность, доброта, доверчивость, дружелюбие, душевность, жадность, жестокость, женственность, жизнерадостность, заботливость, завистливость, замкнутость, заносчивость, застенчивость, злопамятность, идейность, избалованность, инициативность, интеллигентность, искренность, исполнительность, истеричность, капризность, коллективизм, контактность, конфликтность, красноречивость, критичность, кротость, ласковость, легковерие, легкомысленность, леность, лживость, лидерство, лицемерие, льстивость, любознательность, любопытство, медлительность, мечтательность, мнительность, молчаливость, мягкость, надежность, наивность, насмешливость, настойчивость, находчивость, небрежность, невнимательность, невозмутимость, независимость, некритичность, нелюдимость, непрактичность, неприступность, неприхотливость, нерешительность, неряшливость, несдержанность, неуверенность в себе, неуживчивость, обидчивость, общительность, объективность, одаренность, оптимизм, организованность, осторожность, остроумие, ответственность, отзывчивость, откровенность, открытость, отчужденность, пассивность, пессимизм, подвижность, подозрительность, понятливость, постоянство, практичность, приветливость, придирчивость, принципиальность, пунктуальность, разговорчивость, развязность, разносторонность, рассеянность, рассудительность, расчетливость, рациональность, резкость, религиозность, решительность, самокритичность, самолюбие, самонадеянность, самостоятельность, самоуверенность, своенравность, сдержанность, скромность, скрытность, слабоволие, слабохарактерность, смелость, собранность, сообразительность, спокойствие, справедливость, старательность, тактичность, толерантность, трудолюбие, торопливость, тщеславие, уживчивость, упрямство, упорство, уравновешенность, усидчивость, усердие, уступчивость, фантазерство, хамство, хвастливость, хитрость, хладнокровие, хозяйственность, храбрость, целеустремленность, честность, чистоплотность, чувствительность, чувство юмора, щедрость, шутливость, эгоизм, экстравагантность, эмоциональность, эрудированность.

- Манера, стиль общения с окружающими:

– доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, легко перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признает свою неправоту);

– недоминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре);

–экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим);

– интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен).

- Отношение к самому себе, к близким людям, к учителям:

самооценка и уровень притязаний школьника, уверенность и неуверенность в себе;

на чем строит свое самоуважение: на интеллекте, на организаторских способностях, на   способностях к науке, искусству, спорту, технике и др., на повышенной взрослости; на физической силе и др.? Самокритичность и требовательность к себе, взаимоотношения с учителями.

- Умение владеть своими эмоциями; какие эмоции преобладают: радость, гнев, страх, печаль? Особенности эмоциональных состояний (настроение, аффекты и др.); волевые черты: целеустремленность, самостоятельность, активность, инициативность, устойчивость поведения или внушаемость, склонность поддаваться влиянию других, выдержка и самообладание, сила воли или недостатки ее (упрямство, нерешительность, негативизм, лживость, неумение довести дело до конца и др.)

8. Положение ученика в системе межличностных отношений в классном коллективе и со сверстниками.

 - Отношение к коллективу, к сверстникам: социометрический статус ученика, положение его в группировке: лидер, ведомый, неформальный лидер, отвергаемый; на каких интересах и какой деятельности строится групповая общность? Проявление организаторских способностей (инициативен, пассивен, исполнитель); уровень общительности, круг друзей ученика.

9. Социально-культурный уровень семьи ученика: информация о родителях: социальный статус семьи, психологический климат, стиль воспитания в семье, забота о ребенке каждым из родителей, отношение ученика с родителями (уважение, любовь, равнодушие, отчужденность). Выявить те стороны семейного воспитания и быта, которые повлияли на некоторые особенности личности ученика. Взаимосвязь родителей и школы.

Тип семьи по различным основаниям классификации.

По структуре:

- полные (с 1 ребенком; с 2 однополыми, разнополыми; многодетная с ___ детьми; со старшими членами семьи: бабушкой, дедушкой; дети сводные, неродные, усыновленные)

- неполные (муж или жена; одинокая мама; родители разведены; воспитывает один отец; воспитывает опекун).

По материальной обеспеченности:

- с очень высоким материальным достатком;

- с высоким материальным достатком;

- со средним материальным достатком (обеспеченная);

- с низким материальным достатком (малоимущая);

- нуждающиеся (за чертой бедности).

По воспитательному потенциалу:

Социально здоровая, благополучная в воспитательном отношении:

- воспитательно сильная;

- воспитательно устойчивая;

Социально здоровая, но неблагополучная в воспитательном отношении:

- воспитательно неустойчивая;

- воспитательно слабая с утратой контакта с детьми и контроля над ними;

Социально нездоровая, неблагополучная в воспитательном отношении:

- воспитательно слабая с постоянной конфликтной атмосферой;

Социально нездоровая, негативная в воспитательном отношении:

- воспитательно слабая с агрессивно-негативной атмосферой;

- маргинальная (с алкогольной и наркотической зависимостью, сексуальной деморализацией);

- правонарушительная;

- преступная;

- психически отягощенная.

По взаимоотношениям:

- гармоничная;

- компромиссная;

- неустойчивая;

- мнимая;

- конфликтная;

- резко конфликтная;

- потребительская.

По направленности семьи ориентированы:

- на деятельность;

- на общение;

- на самоудовлетворение (эгоистическая).

По социально-правовой устойчивости:

- социально устойчивая;

- социально неустойчивая;

- асоциальная;

- криминогенная.

10. Ближайшие и перспективные учебно-воспитательные задачи, пути их решения. Рекомендации и результаты выполнения предыдущих рекомендаций.

(7)

                            Социально-психолого-педагогическая карта

Ф.И. обучающегося ___________________________группа____________

     1. Общие сведения о ребенке:

Дата рождения _________________________________________________________________________

Домашний адрес _________________________________________________________________________

Год поступления в техникум ________________________________________________

Откуда прибыл__________________________________________________________

Характеристика семьи__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Состояние здоровья и развития обучающегося.

2.1. Общая оценка здоровья (по данным медицинской карты)  

_______________________________________________________________________

2.2 Признаки повышенной нервозности:

-отсутствуют, повышенная утомляемость, пониженная    

-работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева,  

-агрессивность по отношению к сверстникам и учителям, отказ от контактов, общих дел,

-склонность к разрушительным действиям, другие признаки

      2.3 Отношение к курению

      -закрепившаяся привычка к курению

      -эпизодическое курение

      -воздержание от курения благодаря запретам родителей

      -осознанный самостоятельный отказ от курения

_________________________________________________________________________

      2.4 Отношение к ПАВ:

      -злоупотребление алкоголем, либо регулярное употребление наркотиков, токсических веществ

      -эпизодическое употребление алкоголя либо наркотиков

      -нейтральное, терпимое отношение к алкоголю, непонимание вреда

      -сознательный отказ от употребления алкоголя либо наркотиков, связанный с пониманием    социальной опасности и вреда здоровья

_________________________________________________________________________

3. Социальная среда обучающегося:

3.1 Сведения о родителях

Мать:

Ф.И.О. ________________________________________________________________

Отец:

Ф.И.О._________________________________________________________________

3.2 Другие члены семьи _________________________________________________________________________

3.3 Условия жизни в семье:

3.3.1 Тип семьи :

– благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная   атмосфера семьи положительная);

– неблагополучная, в том числе:

а) педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания, признаки:     отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, жестокое обращение, систематические      наказания, низкая осведомленность об интересах, о поведении ребенка вне школы);

б) нравственно неблагополучная (родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, нигде не  работают, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются);

в) конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера: между родителями     постоянные конфликты, родители постоянно раздражительны, жестоки, нетерпимы).

______________________________________________________________________

3.3.2 Характер взаимоотношений родителей с ребенком (нужное подчеркнуть):

– семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного  достоинства ребенка);

– чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот  и усилий);

– попустительство (уклонение от активного участия и пассивность в воспитании ребенка, признание полной автономности ребенка);

– сотрудничество (отношения взаимного уважения, совместное переживание радости, горя и т. д.)

_______________________________________________________________________

3.3.3 Стиль отношений в семье

– попустительски-снисходительный;

– позиция круговой обороны;

– демонстративный;

– педантично-подозрительный;

– увещевательный;

– отстраненно-равнодушный;

– воспитание по типу «кумир в семье»;

– непоследовательный

_______________________________________________________________________

3.3.4 Организация режима труда и отдыха.

Какие обязанности ребенок выполняет в семье? _________________________________________________________________________

Соблюдается ли режим дня? _________________________________________________________________________

Кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания?    

_______________________________________________________________________

Чем занимается в свободное время _________________________________________________________________________

4. Особенности учебной деятельности:

4.1 Успеваемость учащегося _________________________________________________________________________

4.2 Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности:

      -отношение негативное, к урокам не готовится, пропускает занятия

      -к урокам готовится не регулярно, под контролем взрослых

      -отношение добросовестное, но без увлечения не ради знаний, а ради оценок

      -отношение сознательное, добросовестное,

      -интерес проявляется избирательно не ко всем предметам

_______________________________________________________________________

4.3 Мотивы учения: познавательный интерес к предметам, осознание необходимости учиться в  школьном возрасте, стремление получить оценку, заслужить одобрение взрослых и избежать наказания, стремление к самоуважению в группе сверстников

______________________________________________________________________

5. Положение в классном коллективе, отношение к нему:

      5.1 Позиция обучающегося в коллективе:

      -авторитетом не пользуется, в классе его не любят

      -пользуется авторитетом у отдельных учащихся

      -пользуется авторитетом у большинства учащихся

      -пользуется безусловным авторитетом среди учащихся, любимец класса

_________________________________________________________________________

5.2 С кем из класса наиболее близок _________________________________________________________________________

5.3 Взаимоотношения с другими одноклассниками: дружеские, деловые, конфликтные, ни с кем    не общается_________________________________________

5.4 Манера, стиль общения с окружающими:

– доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, легко перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признает свою неправоту);

– недоминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре);

–экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим);

– интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен)

_______________________________________________________________________

5.5 Отношение к общественному мнению:

– активно-положительное (стремится исправить недостатки, учесть замечания и т. п.);

– пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет);

– безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения);

– негативное (спорит, не соглашается с замечаниями, поведения не меняет).

_______________________________________________________________________

6. Отношение к общественной деятельности и общественно-полезному труду:

6.1 Выполнение общественных поручений: добросовестное, с инициативой, по настроению, недобросовестное, под нажимом_______________________________

6.2 Отношение к трудовым делам класса: принимает активное участие, безразличен, демонстративно отказывается_________________________________

6.3 Отношение к общественному имуществу: относится бережливо, по-хозяйски, равнодушно, демонстративно-пренебрежительно, вплоть до умышленной порчи имущества

____________________________________________________________________

7. Направленность интересов:

7.1Проявляет интерес к деятельности: физической, умственной, организаторской,

художественной (артистической, литературной, музыкальной, хореографической), спортивной, _____________________________________________________________

7.2 Каковы читательские интересы, какую литературу предпочитает, регулярность чтения (книг не читает, эпизодически, систематически)_________________________

7.3 В каких кружках (секциях) состоит (состоял)?____________________________

_______________________________________________________________________

8. Психологические особенности личности:

8.1 Развитие познавательных процессов:

–внимание (устойчивое, переключаемое, рассеянное, отвлеченное)__________________________

–память (кратковременная, долговременная, процесс запоминания осмысленный, процесс запоминания механический)_________________________________________

–мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое, сформированы мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение; наблюдается ригидность мышления)________________________________________

– речь (грамотная или неграмотная, внятная или невнятная, богатый или бедный словарный запас)___________________________________________________

– воображение (развито, творческий подход к деятельности; слабо развито)  

_______________________________________________________________________

8.2 Сформированность волевых качеств:

    –    самостоятельность (познавательная, социально-бытовая)____________________

– настойчивость (способность доводить начатое дело до конца, прикладывать волевые усилия для достижения цели, отказывается от дела, не доводит до конца)_______________________________

– дисциплинированность (присутствует, не принимает или не выполняет правила поведения, неадекватно реагирует на ситуацию и замечания)_________________________________________

      - использование сильных волевых качеств на негативное влияние  на окружающих

      - подвержен негативному влиянию, импульсивность, слабая волевая регуляция поведения            (стремление уходить от ситуаций требующей преодоления трудностей, принятия решений),                            

     - хорошо выраженная волевая саморегуляция позволяющая противостоять чужому влиянию,  преодолевать трудности

     8.3 Самооценка обучающегося:

– адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные    возможности, достижения и поражения);

– завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения);

– заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные          достижения).

      8.4 Наличие навыков самоанализа, самокритичности

      -не способен к самоанализу и самокритике

      -самоанализ может иногда проявиться под влиянием осуждения окружающих

      -самоанализ отсутствует либо слабо выражено критическое отношение к себе

      -самоанализ и самокритичность проявляются, но не всегда выражаются  в    

активных усилиях по       самовоспитанию

9. Особенности поведения:

9.1 Положительные поступки обучающегося:

_______________________________________________________________________

9.2 Отрицательные поступки (проступки), их проявления (эпизодические, систематические) и   характер: грубость, прогулы, опоздания на уроки, нарушение дисциплины в классе, отказ от требований и поручений, не реагирует на замечания, отвлекает других от работы, обижает младших и слабых, дерется  

_______________________________________________________________________

     

9.3 Проявление агрессии

      -часто/иногда использует физическую силу против сверстников и других лиц

      -часто/иногда характеризуется взрывами ярости, что проявляется в крике, кидании каких-либо    предметов

      -часто/иногда при малейшем возбуждении проявляется грубость

      -проявления агрессии незначительны

      -не агрессивен

 

9.3 Отношение к своим проступкам: равнодушен, оправдывает, переживает, осуждает __________________________

      9.4 Как относится к педагогическим воздействиям:

      -резкая, грубая форма неприятия любого педагогического воздействия

      -неприятие педагогического воздействия в форме пассивного сопротивления, игнорирования,    упрямства    

      -избирательное отношение к педагогическому воздействию в зависимости от характера       взаимоотношений   с учителями

     -к замечаниям учителей склонен прислушиваться, наказание и поощрения воспринимает правильно_______________________________________________

9.5. Состоит на учете:

Внутришкольном___________________________________________________

ОДН ОМВД_______________________________________________________

КДНиЗП__________________________________________________________

«___»_______20__г                       Классный руководитель______________

    Педагог-психолог________      Социальный педагог_________________

(8)

Индивидуальное  сопровождение обучающегося.

проживающего под опекой

              Ф.И.О.(статус)_________________________Группа ___________

Дата

Краткое содержание беседы

Социальный педагог_______________________________________

       

(9)                                                        

Акт

текущего обследования условий проживания несовершеннолетнего.

Ф.И.О.учащегося        

Дата рождения        Группа        

Основание        

Составлен:__________________________________________________________________________

Состав комиссии:        _______________________________

В результате обследования

Установлено:

В жилом помещении по адресу:___________________________________________________________

В квартире зарегистрировано и проживают:__________________________________________________        _____________________________________________________________________________________________________________

Характеристика жилого помещения:________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Санитарно-гигиенические условия проживания:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Условия проживания несовершеннолетнего:__________________________________________________
__________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Условия воспитания несовершеннолетнего:__________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации, данные опекуну: __________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Выводы:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состав комиссии:_______________________________________________________________________
                           

(10)

Педагогическое сопровождение несовершеннолетнего,

проживающего под опекой

Ф.И.О. ___________________________Группа ________________

Даты

Формы работы

Краткое содержание

Индивидуальные беседы

 с ребенком

Индивидуальная работа

с родителями,

 консультации

                                                             

Беседы с учителями –

 предметниками, профилактические классные часы

Посещение семьи

Прочее

Классный руководитель____________________       Подпись _______________

(11)

План индивидуальной работы на 20_/20_ учебный год с обучающимся,

проживающим под опекой

Ф.И.О.(статус)___________________ Группа __________ Дата рождения _______________

Специалист

Направление деятельности

Дата

Педагог – психолог

_________________

  • Изучение личности учащегося. Составление характеристики
  • Разработка индивидуальных коррекционных программ
  • Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия
  • Групповые консультации для родителей:  «Особенности воспитания в опекаемых семьях»
  • Индивидуальные беседы – консультации

Сентябрь-октябрь;

ноябрь

В течение года

В течение года

В течение года

Классный руководитель

___________________

1. Изучение соц – экономического статуса семьи

2. Обследование условий проживания и воспитания несовершеннолетнего  Руслана.

3. Информирование опекуна об успеваемости и посещаемости.

4. Контроль за успеваемостью и посещаемостью.

5. Индивидуальная работа с опекуном.

6. Индивидуальные беседы с учащимся.

Сентябрь

2 раза в год

По итогам четверти

В течение года

В течение года

В течение года

Социальный педагог

___________________

1.Обследование условий проживания и воспитания несовершеннолетнего с целью выявления необходимой моральной и материальной помощи.

2.Обеспечение обучающегося имеющимися в библиотеке учебниками в первую очередь. Летняя занятость.

3.Организация бесплатного горячего питания в школьной столовой.

4.Предоставление материальной помощи из средств фонда Всеобуча.

5.Проведение индивидуальных бесед с опекаемым уч-ся и опекуном с целью моральной поддержки, консультации по вопросам воспитания.

6. Привлечение к занятиям в кружках, секциях, внеклассным мероприятиям, участию в конкурсах и олимпиадах.

7. Взаимодействие с классным руководителем по оценке качества успеваемости и посещаемости.

8. Информирование опекуна о наличии бесплатных путевок на оздоровление в санатории и пансионаты через ЦСЗН, клуб «Олимп» и пр.учреждения.

9.Контроль за сохранением здоровья учащегося и оказание помощи в организации  отдыха в летних оздоровительных лагерях, санаториях.

2 раза в год

Сентябрь

В течение года

2 раза в год

В течение года

Сентябрь, январь

По итогам четв. и по необходимости

Апрель, май, сент.

Взаимодействие со специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1.Проведение сверки опекаемых детей, учет вновь прибывших и оформление необходимых документов на них.

2.Совместное посещение семьи с инспектором отдела опеки и попечительства.

3. Консультации родителей по вопросам воспитания несовершеннолетнего совместно со специалистами отдела опеки и попечительства.

4. Взаимодействие со специалистами отдела опеки и попечительства. по вопросам оформления документации (сверка списков, обмен информацией, консультации соц.педагога по правовым вопросам.)

5. Взаимодействие со специалистами Центра занятости населения по вопросам трудоустройства обучающихся, находящихся под опекой на летний период и в течение года, оформления соответствующей документации

6. Взаимодействие со специалистами отдела опеки и попечительства и Управления соц.защиты населения по организации летнего отдыха учащихся находящихся под опекой.

2 раза в год

1 раз в год и по

необходимости

По необходимости

В течение года

В течение года

Апрель, май

Взаимодействие со специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1.Проведение сверки опекаемых детей, учет вновь прибывших и оформление необходимых документов на них.

2.Совместное посещение семьи с инспектором отдела опеки и попечительства.

3. Консультации родителей по вопросам воспитания несовершеннолетнего совместно со специалистами отдела опеки и попечительства.

4. Взаимодействие со специалистами отдела опеки и попечительства. по вопросам оформления документации (сверка списков, обмен информацией, консультации соц.педагога по правовым вопросам.)

5. Взаимодействие со специалистами Центра занятости населения по вопросам трудоустройства обучающихся, находящихся под опекой на летний период и в течение года, оформления соответствующей документации

6. Взаимодействие со специалистами отдела опеки и попечительства и Управления соц.защиты населения по организации летнего отдыха учащихся находящихся под опекой.

7. Взаимодействие со специалистами отдела опеки и попечительства по оформлению справок для предоставления бесплатного питания в школьной столовой и материальной помощи из фонда Всеобуча.

2 раза в год

1 раз в год и по

необходимости

По необходимости

В течение года

В течение года

Апрель, май

Педагог – психолог ________________

Социальный педагог _______________

Классный руководитель ____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Программа социально – психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Может ли быть положение более горькое, более неправедное? Ведь в основе   основ человеческого общежития, в первооснове мироздания любовь родительская к детям, забота старших о младших. И все...

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Программа социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Программа содержит пояснительную записку, содержание работы и план работы на год...

Программа Социально-психологического сопровождения и адаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Школа призвана оказывать помощь ребенку по защите его прав и законных интересов, осуществлять систематический контроль над  воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содерж...

Программа Социально-психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа

       Программа разработана с целью  обеспечения наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации обучающегося, пережившего смер...

Дополнительная общеобразовательная программа "Детский театр - средство эстетического и нравственного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей"

Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в осмыслении явлений жизни и природы. Занятия искусством совершенствуют человеческий вкус и чувства, позволяют корректировать с...