МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
статья на тему

Посная Г.В.,социальный педагог Санкт-Петербургского Государственного бюджетного учреждения центр для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 12», Посная Т.А., педагог психолог Санкт-Петербургского Государственного бюджетного учреждения центр для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 13», МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 37.013.42

Posnaya GV, social pedagogue of the St. Petersburg State Budgetary Institution Center for orphans, left without parental care "Center for the Promotion of Family Education No.12,, Posnaya TA, teacher psychologist of the St. Petersburg State Budgetary Institution Center for orphans who have been left without parental care "Center for the Promotion of Family Education No. 13", MODEL OF ORGANIZING THE ACTIVITIES OF THE SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL SERVICE FOR SUPPORT OF ORPHANS AND CHILDREN UNDERTAKEN PARENTS.

Keywords: The article is devoted to the problem of social adaptation in the context of socialization of the individual. The structure and logical construction of the program are subordinated to the formation of value orientations of learners through the life activity of an educational institution, the development of a civic position, the protection of one's rights, social responsibility, the person's readiness for creative work, interaction with the surrounding world in a complex and continuity. The model of the approximate "Program for the socialization of orphans and children left without parental care in the system of the educational and educational process of the institution" is proposed.

Посная Г.В.,социальный педагог Санкт-Петербургского Государственного бюджетного учреждения центр для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 12», Посная Т.А., педагог психолог Санкт-Петербургского Государственного бюджетного учреждения центр для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 13», МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

E-mail: pu70@inbox.ru

Статья посвящена проблеме социальной адаптации в контексте социализации личности. Структура и логическое построение программы подчинены формированию ценностных ориентаций обучающихся через жизнедеятельность образовательного учреждения, развитие гражданской позиции, защиту своих прав, социальной ответственности, готовности человека к созидательному труду, взаимодействию с окружающим миром в комплексе и непрерывности. Предложена модель примерной «Программа социализации детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе воспитательно-образовательного процесса учреждения».

Ключевые слова: программа, адаптация, социализация, дети-сироты, жизнедеятельность.

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Социально – психолого-педагогическое сопровождение дает возможность следовать за естественным развитием детей и подростков, опираться не только на возрастные закономерности развития, но и на личностные достижения, в которых закреплены те усилия, которые они приложили, чтобы продвинуться вперед в собственном социальном становлении. Дети, воспитывающиеся в организациях для детей-сирот как правило отстают в своем психическом развитии.

Методы и способы работы с детьми, лишенными попечения родителей, не компенсируют неблагополучных обстоятельств их жизни, нарушений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии. А эти нарушения приводят к тому, что к большинству жизненных ситуаций воспитанники закрытых детских учреждений оказываются значительно менее подготовленными. Последствия этих нарушений негативно сказываются и в их взрослой жизни, в возможностях социализации и адаптации [1].

  Для помощи специалистам, работающим с этой категорией детей, предложена примерная «Программа социализации детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе воспитательно-образовательного процесса учреждения» (далее – Программа)», которая может рассматриваться как специфический вариант проекта деятельности социального педагога. Программа  была утверждена на кафедре АППО.

 Критерии эффективности деятельности по психолого-педагогической поддержке социализации :

Эффективность психолого-педагогической поддержки социализации воспитнников может быть определена по сумме критериев, каждый из которых фиксирует ту или иную важную сторону этого процесса.

Одним из ключевых критериев следует считать степень развитости речевого общения , что предполагает: наличие большого запаса слов, образность и правильность речи; логичность построения и изложения высказывания

Проведенные учеными исследования выявили зависимость . между уровнем речевого развития и степенью дезадаптации детей в новых условиях. Так, у детей с осложненными речевыми нарушениями дезадаптация проявляется наиболее сильно и выражается в преобладании отрицательных эмоций, частой сменой настроения, аффективных вспышках, агрессии  к окружающим. конфликтности, раздражительности. У детей с нарушением речи адаптация к новым социальным условиям протекает тяжелее, чем у детей с нормальным развитием [2].

Другим не менее важным показателем эффективности психолого-педагогических усилий педагогов выступает степень развитости у воспитанников способности к конструктивному и продуктивному сотрудничеству в достижении общей цели. Сам выбор форм, в которых осуществляется трудовое взаимодействие воспитанников в той или иной коллективной деятельности (учебной, творческой, исследовательской и др.), есть исключительно чуткий критерий для оценки результатов социализации.

Эффективная социализация помогает юному гражданину осознать  себя как социально ответственной личности с отчетливой общественной позицией. Отсюда – такой комплексный критерий, как толерантность подросткового сообщества, культуросообразность его развития. площадок диалога, на которых формируется толерантность и которые сами нуждаются в целенаправленной психолого-педагогической поддержке.

Такова природа еще одного из важнейших критериев – включенность подростков в процесс самообразования и наличие системы мер по психолого-педагогической поддержке и стимулированию этого процесса со стороны образовательного учреждения.

Механизм реализации Программы. Мониторинг социализации воспитанников

Предметом деятельности и главным субъектом Программы социализации является становящийся человек во всей его многомерности (личностно-индивидуальной, гражданской, социально-культурной и мн.др.), то мониторингу, в идеале, подлежат его жизнедеятельностные проявления в каждом из этих измерений.

Осуществление основных функций социально-психолого-педагогической работы:

  • профилактической (предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребенка, профилактика и прогнозирование возможных проблемных ситуаций);
  • организационной (налаживание и упрочнение социальных связей с организациями (ЖКС, пенсионные фонды, военкоматы) и активное вовлечение воспитанников в самостоятельное решение проблем);
  • защитно-охранной (защита ребенка в уже сложившихся негативных ситуациях: защита прав воспитанников в судах, при заключениях сделок с недвижимостью и др.);
  • создание условий для самореализации и развития творческих способностей учащихся (совместная работа с Отделением дополнительного образования).

Разработка Программы ориентирована и направлена не только на формирование социально устойчивой личности воспитанникаа, подготовке воспитанника к адаптации в социуме, квалифицированному труду, профессиональному росту.

Актуальность программы обусловлена ее социальной и психолого-педагогической значимостью, она определяется тем, что воспитание является важнейшим фактором формирования социально устойчивой личности в современных условия, поскольку определяет формирование ценностных ориентации обучающихся через жизнедеятельность образовательного учреждения, развитие гражданской позиции, защиту своих прав, развитие чувства эмпатии, готовность человека к созидательному труду, взаимодействие с окружающим миром, коллективизм и принятие общественных ценностей.

Пояснительная записка

Научить человека быть счастливым нельзя,

Но воспитать его так, чтобы он был счастливым можно.

А.С. Макаренко

Немаловажный фактор в развитии ребенка - семья. Только наличие отца и матери может дать полноценное развитие личности. Именно в семье происходят первые шаги социализации, первое усвоение норм, правил, социальных ролей.

Именно в период раннего детства закладываются не только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности, призванной стать впоследствии активным гражданином Отечества.

Личный жизненный опыт подростка, воспитанника детского государственного учреждения, обучающегося  отягощен сенсорной, эмоциональной и социальной депривацией. Обстоятельства жизни ребят складывались таким образом, что отсутствовала возможность удовлетворения самых насущных психолого-педагогических потребностей. Наши воспитанники были лишены родительской любви: безусловной любви матери, которая зарождает исключительное чувство уверенности в себе, в будущем, защищенности и нужности в этом прекрасном мире, обусловленной любви отца, которая дает возможность научиться завоевывать уважение и признание людей, делая конкретное реальное дело. Для наших детей характерно: устоявшиеся стереотипы поведения:

  • тенденция к иждивенчеству
  • инфантильность принятия решений
  • отсутствие чувства защищенности и доверия к взрослым; и как результат-протестное поведение от депрессивного состояния до агрессии и жестокости.

Дети, выросшие в асоциальных семьях не имеют опыта нормальных человеческих отношений. Для некоторой части социальных сирот характерен и собственный опыт асоциального и противоправного поведения. Следствие такого образа жизни отсутствие нормальных ценностных ориентиров, «потребительское» отношение к жизни, неумение строить свои отношения с миром на правовой основе, с учетом гуманистических традиций человеческого общества.

Проблема социальной адаптации и социализации подростков,  - это главный объект внимания социального педагога. Цель социально-педагогической работы - решение проблем, то есть преодоление трудностей и обеспечение условий для социального становления подростка, находящегося в трудной жизненной ситуации, а также условий для создания благоприятной, педагогически целесообразной социальной среды.

Организация социального воспитания воспитанников осуществляется в последовательности следующих этапов.

1.Организационно - административный этап :

  • создание среды, поддерживающей созидательный социальный опыт обучающихся, формирующей конструктивные ожидания и позитивные образцы поведения;
  • формирование уклада и традиций училища, ориентированных на создание системы общественных отношений обучающихся, учителей и родителей в духе гражданско-патриотических ценностей, партнёрства и сотрудничества, приоритетов развития общества и государства;
  • развитие форм социального партнёрства с общественными институтами и организациями для расширения поля социального взаимодействия обучающихся;
  • адаптацию процессов стихийной социальной деятельности обучающихся средствами целенаправленной деятельности по Программе социализации;
  • координацию деятельности агентов социализации обучающихся— сверстников, преподавателей, приемных родителей, сотрудников училища, представителей общественных и иных организаций для решения задач социализации;
  • поддержание субъектного характера социализации обучающегося, развития его самостоятельности и инициативности в социальной деятельности.

2.Организационно-педагогический этап (педагогический коллектив):

  • обеспечение целенаправленности, системности и непрерывности процесса социализации обучающихся;
  • обеспечение разнообразия форм педагогической поддержки социальной деятельности, создающей условия для личностного роста обучающихся, продуктивного изменения поведения;
  • создание в процессе взаимодействия с обучающимися условий для социальной деятельности личности с использованием знаний возрастной физиологии и социологии, социальной и педагогической психологии;
  • создание условий для социальной деятельности обучающихся в процессе обучения и воспитания;
  • обеспечение возможности социализации обучающихся в направлениях адаптации к новым социальным условиям, интеграции в новые виды социальных отношений, самоактуализации социальной деятельности;
  • определение динамики выполняемых обучающимися социальных ролей для оценивания эффективности их вхождения в систему общественных отношений;
  • использование социальной деятельности как ведущего фактора формирования личности обучающегося;
  • использование роли коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности обучающегося, его социальной и гражданской позиции;
  • стимулирование сознательных социальных инициатив и деятельности, обучающихся с опорой на мотив деятельности (желание, осознание необходимости, интерес и др.).

3.Этап социализации воспитанников включает:

  • формирование активной гражданской позиции и ответственного поведения в процессе учебной, внеучебной, досуговой, общественно значимой деятельности обучающихся;
  • усвоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту обучающихся в части освоения норм и правил общественного поведения;
  • формирование у обучающегося собственного конструктивного стиля общественного поведения в ходе педагогически организованного взаимодействия с социальным окружением;
  • достижение уровня физического, социального и духовного развития, адекватного своему возрасту;
  • умение решать социально-культурные задачи (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), специфичные для возраста обучающегося;
  • поддержание разнообразных видов и типов отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби);
  • активное участие в изменении школьной среды и в изменении доступных сфер жизни окружающего социума;
  • регулярное переосмысление внешних взаимодействий и взаимоотношений с различными людьми в системе общественных отношений;
  • осознание мотивов своей социальной деятельности;
  • развитие способности к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива; формирование моральных чувств, необходимых привычек поведения, волевых качеств;
  • владение формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека.

Основные цели и задачи:

Цели:

  • создание условий социальной адаптации подростков как сложного процесса приспособления к условиям социальной среды, направленной на овладение новыми формами деятельности и связанной с изменением статуса индивида;
  • оказание подростку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем, защита подростка в его жизненном пространстве;
  • организация взаимодействия с педагогами, воспитателями, и другими участниками воспитательно-образовательного процесса в оказании помощи учащемуся, в восстановлении взаимодействия между ними и социумом;
  • создание благоприятных условий для успешной социализации, реабилитации, укрепления здоровья и интеграции в общество учащихся, обучающихся в системе начального профессионального образования;
  • обеспечение социальных и правовых гарантий первичной профилактики социального сиротства.

Задачи:

  • Моделирование единой комплексной системы социально-психолого-педагогической поддержки воспитанников в условиях обучающего и воспитывающего пространства учреждения .
  • Создание оптимальных условий для интеграции данной категории детей в социум.
  • Изучение психологических особенностей развития воспитанника, условий жизни, выявление интересов, потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении.
  • Мониторинг обеспечение охраны и укрепления здоровья.
  • Создание благоприятных условий, приближенных к домашним, в детском доме, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности.
  • Создание условий в освоении образовательных программ, обучении и воспитании в интересах личности, общества и государства.
  • Обеспечение социальной защиты, медико– психолого – педагогической реабилитации учащихся. Охрана прав и интересов учащихся.

Принципы жизнедеятельности и реализации программы:

  • гуманизация воспитания;
  • социальная безопасность;
  • личностно-ориентированный и системно-деятельностный подход гармонического развития личности.

Осуществление основных функций социально-психолого-педагогической работы:

  • профилактической (предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребенка, профилактика и прогнозирование возможных проблемных ситуаций);
  • организационной (налаживание и упрочнение социальных связей с организациями (ЖКС, пенсионные фонды, военкоматы) и активное вовлечение воспитанников в самостоятельное решение проблем);
  • защитно-охранной (защита ребенка в уже сложившихся негативных ситуациях: защита прав воспитанников в судах, при заключениях сделок с недвижимостью и др.);
  • создание условий для самореализации и развития творческих способностей учащихся (совместная работа с Отделением дополнительного образования).

Целевые показатели:

1. Совершенствование процесса социализации детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, и подготовки их к самостоятельной жизни.

2. Организация взаимодействия с педагогами, воспитателями, мастерами п\о, классными руководителями, врачами и другими участниками воспитательно-образовательного процесса в оказании помощи учащемуся, в восстановлении взаимодействия между ними и социумом.

3.Создание благоприятных условий для успешной социализации, реабилитации, укрепления здоровья и интеграции в общество учащихся, обучающихся в системе начального профессионального образования

4.Обеспечение социальных и правовых гарантий первичной профилактики социального сиротства

Критерии эффективности деятельности по психолого-педагогической поддержке социализации обучающихся.

Эффективность психолого-педагогической поддержки социализации учащихся может быть определена по сумме критериев, каждый из которых фиксирует ту или иную важную сторону этого процесса.

Одним из ключевых следует считать степень развитости речевого общения подростков, что предполагает: наличие большого запаса слов, образность и правильность речи; логичность построения и изложения высказывания; точное восприятие устного слова и точную передачу идей партнеров своими словами; умение выделять из услышанного существо дела; корректно ставить вопросы; краткость и точность формулировок ответов на вопросы партнеров.

Другим не менее важным показателем эффективности психолого-педагогических усилий воспитателей выступает степень развитости у воспитанников  способности к конструктивному и продуктивному сотрудничеству в достижении общей цели. Сам выбор форм, в которых осуществляется трудовое взаимодействие подростков в той или иной коллективной деятельности (учебной, творческой, исследовательской и др.), есть исключительно чуткий критерий для оценки результатов социализации.

Эффективная социализация помогает юному гражданину осознать себя как социально ответственной личности с отчетливой общественной позицией. Отсюда – такой комплексный критерий, как толерантность подросткового сообщества, культуросообразность его развития. Понятно, что комплексность этого критерия предопределена разнообразием тех площадок диалога, на которых формируется толерантность и которые сами нуждаются в целенаправленной психолого-педагогической поддержке.

Как уже отмечалось, важнейшим результатом социализации является становление критически мыслящей, саморазвивающейся личности. Подросток, находящийся на этапе перехода в эту ответственно осознаваемую им личностную автономию, не может не иметь установки на самообразование, на самостоятельный поиск источников, помогающих ему расширять, уточнять и – главное – усложнять (т.е. делать более объемными, многомерными) свои представления о самом себе и о мире. Такова природа еще одного из важнейших критериев – включенность подростков в процесс самообразования и наличие системы мер по психолого-педагогической поддержке и стимулированию этого процесса со стороны образовательного учреждения.

Переход подростка к самообразованию есть не просто проявление тенденции к самостоятельности в учении. Этот шаг знаменует момент возникновения у него нового отношения к себе: потребность в экспертной оценке своих достижений, повышение внутренней уверенности в своих умениях, личностное проявление и признание этого проявления сверстниками и взрослыми; пробуждение активного взаимодействия и экспериментирования (в культурных формах!) с миром социальных отношений.

Именно поэтому закономерно выдвижение таких критериев, как степень развитости следующих направлений деятельности:

  • совместной распределенной учебной деятельности в личностно ориентированных формах (включающих возможность  самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.);
  • совместной распределенной проектной деятельности, ориентированной на получение социально значимого продукта;
  • исследовательской деятельности в ее разных формах, в том числе осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики  собственного поведения;
  • творческой деятельности (художественной, технической и др. видах деятельности);
  • спортивной деятельности, направленной на построение образа себя, позитивное самоизменение.

Механизм реализации Программы

Мониторинг социализации воспитанников

Предметом деятельности и главным субъектом Программы социализации является становящийся человек во всей его многомерности (личностно-индивидуальной, гражданской, социально-культурной и мн.др.), то мониторингу, в идеале, подлежат его жизнедеятельностные проявления в каждом из этих измерений. Эти проявления суть не что иное, как система его отношений к самому себе, обществу и природе. В интегрированном виде эта система отношений предстает перед воспитателями (учителями, родителями) и просто «чужими людьми» в моделях поведения человека в различных ситуациях.

Поэтому так важно при разработке Программы социализации условиться об исходной поведенческой матрице, которую участники образовательного процесса принять в качестве некоторого стандарта приемлемости, своего рода ватерлинии, переход которой будет означать выход индивидуального поведения за пределы одобряемой общественным мнением легитимности. Речь идет фактически об установлении изначальных «правил игры» и их доведении до главных ее субъектов –самих обучающихся. Они должны не только знать и понимать мотивацию организуемого образовательным учреждением процесса их социализации, но и (сразу или постепенно) принять ее как свою собственную.

Таким образом, ход мониторинга Программы (а равно ее результаты и эффекты) должны оценивать обе группы ее участников: и сами подростки, и взрослые (педагоги, воспитатели). При этом периодические открытые совместные обсуждения происходящих перемен (их глубины, характера, индивидуального и общественного значения и т.п.) следует рассматривать как важнейший элемент рефлексии программной деятельности. Собственно говоря, именно здесь и формулируются оценочные суждения, которые, по взаимному согласию, можно фиксировать либо в виде персональных характеристик, либо в качестве личных достижений для пополнения своего портфолио, либо в виде благодарностей, вынесенных не от имени администрации, а от имени всего детско-взрослого «программного сообщества».

Здесь важно сделать существенную оговорку относительно ограничений и рисков, относящихся к процессу мониторинга процесса социализации подростков.

Главная из объективных причин таких ограничений и рисков  – уже упомянутая выше ограниченность и фрагментарность социального и социокультурного опыта подростков, порой их полное незнание или искаженное представление о многих важных процессах, явлениях и событиях «большой» истории и культуры, принципах и механизмах, действовавших и действующих во «взрослом мире».

Поэтому в ходе мониторинга  Программы социализации необходим тщательный анализ этого «фона» – без его учета невозможно определить ни степень, ни качество продвижения. В противном случае неизбежен дисбаланс в деятельности многочисленных участников процесса социализации подростков и, как следствие, резкое снижение ее результативности и эффективности Программы в целом.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

  • Улучшение физического и психического здоровья обучающихся;
  • формирование социально устойчивой личности учащегося, подготовка учащихся к адаптации в социуме, квалифицированному труду, профессиональному росту;
  • формирование ценностных ориентации обучающихся через жизнедеятельность образовательного учреждения, развитие гражданской позиции, защиту своих прав, развитие чувства эмпатии, готовность человека к созидательному труду, взаимодействие с окружающим миром, коллективизм и принятие общественных ценностей;
  • подготовка социально устойчивого выпускника, социально адаптированного к социуму, образовательное учреждение в значительной мере обеспечивает эффективность своей работы;
  • обеспечение условия для воспитания, развития и обучения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • повышение качества психолого – медико - педагогической, социальной и трудовой реабилитации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Социализация, будучи, по своей природе всеобъемлющим и универсальным процессом, способна, при правильной организации, привести к позитивным результатам практически во всех сферах деятельности, где человек взаимодействует с другим человеком, с группой людей, большим коллективом, обществом.

Мероприятия Программы формируются с учетом специфики каждого образовательного учреждения.

Данная Программа была апробирована на базе социальной службы Профессионального училища № 70.  Итоги мониторинга результатов Программы позволяют говорить о ее успешности в социализации воспитанников.  Несмотря на то что сегодня работаем социальным педагогом и педагогом-психологом в Центрах содействия семейному воспитанию № 12, 13 продолжаем поддерживать связь с выпускниками с использованием интернет- ресурсов: «Контакт», Мой Мир@Mail.Ru, "Facebook" и т.д.

 Литература:

  1. Шипицина Л.М. Психология детей-сирот: Учебное пособие._ СПб: Издательство, 2005,
  2. Яковлева Н.Н. Формирование коммуникативных умений учащихся с интеллектуалной недостаточностью: монография/ Н.Н. Яковлева -  СПб.:  СПбАППО, 2009.
  3. Постановление Правительства СПб от 20.04.2011 г. № 503 «О программе социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов в Санкт- Петербурге на 2011 -2015 годы».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

ДОКЛАД по теме: «Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях учреждений интернатного типа»

Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вто...

Программа социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Программа содержит пояснительную записку, содержание работы и план работы на год...

Социальный проект по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ориентированный на развитие коммуникативных навыков

Анализ многочисленных исследований выявил, что социальная адаптация, где адаптация является одной из задач социального сопровождение, детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также и...

Комплекс профилактических занятий по психологическому сопровождению детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей

В представленном комплексе занятий по психологическому сопровождению подростков имеется тематический план и  развернутые конспекты к нему...

Представление инновационного педагогического опыта "Правовое сопровождение детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей как средство их успешной социализации"

Обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России.Осуществление правового воспитания требует ясного представления о противоречиях,негативных явле...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...