Программа «Социально-психологическая реабилитация дезадаптированных детей средствами художественно-речевого творчества»
методическая разработка по теме

Парфенова Алла Николаевна

 

Безнадзорные и беспризорные дети характеризуются широким спектром отклонений в поведении. Лишение детей родительской  любви и заботы порождает множественные психологические проблемы в их развитии, которые являются следствием социально-психологической депривации в семье или жестокого обращения той асоциальной среде, где они обитают.

Эти дети, как правило, имеют выраженные отклонения в психофизическом развитии. Их эмоционально-волевая сфера разбалансирована, речь плохо развита, познавательный интерес снижен, в поведении и общении преобладают негативные формы. Дети отличаются неуравновешенностью, перепадами настроения, переходящими в агрессию.

Преодолеть последствия депривации легче, если вовлечь ребенка в мир художественного творчества, раскрывающий его возможности, способствующие его личностному росту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное учреждение

"Социально-реабилитационный

центр для несовершеннолетних"

Программа

«Социально-психологическая реабилитация дезадаптированных детей средствами художественно-речевого творчества»

                               Разработчик:

  Воспитатель 1 категории

                                                           Парфенова А.Н.

Омск 2002

Пояснительная записка.

Безнадзорные и беспризорные дети характеризуются широким спектром отклонений в поведении. Лишение детей родительской  любви и заботы порождает множественные психологические проблемы в их развитии, которые являются следствием социально-психологической депривации в семье или жестокого обращения той асоциальной среде, где они обитают.

Эти дети, как правило, имеют выраженные отклонения в психофизическом развитии. Их эмоционально-волевая сфера разбалансирована, речь плохо развита, познавательный интерес снижен, в поведении и общении преобладают негативные формы. Дети отличаются неуравновешенностью, перепадами настроения, переходящими в агрессию.

Преодолеть последствия депривации легче, если вовлечь ребенка в мир художественного творчества, раскрывающий его возможности, способствующие его личностному росту.

Программа «Художественно-речевое творчество» способствует самопознанию и личностной реабилитации детей, позволяет обрести уверенность в себе и своих силах, учит сопереживать и сочувствовать окружающим, помогает развитию межличностных отношений, изменению негативных форм поведения на позитивные.

Знакомясь с произведениями детской литературы (сказки, пословицы, загадки, поговорки), дети расширяют свои представления о мире, его законах, о взаимоотношениях человека и природы, усваивают основные социальные нормы.

При знакомстве с различными сказочными персонажами, оценке их поступков у детей начинают формироваться понятия о нравственных категориях: добре и зле, честности и лжи, трусости и храбрости, долге и предательстве и т.д.; через осознание поступков сказочных героев развивается эмоционально-чувственная сфера. Дети учатся сопереживать, сострадать, радоваться, тревожиться за любимых героев и, наоборот, не принимать, возмущаться поступками отрицательных персонажей. Недоразвитость эмоционально-чувственной сферы приводит к развитию равнодушия, безразличия, жестокости. Анализируя поступки сказочных героев, черты их характера, дети часто непроизвольно сопоставляют героев с собой, тем самым начинают осознавать себя, может появиться потребность в самоизменении.

Художественное слово помогает ребенку по-иному воспринимать окружающий мир. Используя в речи эпитеты, сравнения, метафоры, дети обогащают речь, делают ее красочной, выразительной, эмоциональной.

Пословицы, поговорки, загадки – прекрасный материал для развития логического, образного, творческого мышления, обогащения речи.

Коллективная (групповая) работа детей предполагает развитие навыков культурного общения (умение слушать товарищей, умение спорить, вести диалог); развитие у ребенка способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга. В процессе коллективной творческой деятельности ребенок обучается способам предотвращения или разрешения межличностных конфликтов.

Цель: личностная реабилитация ребенка через развитие основных сфер личности: познавательной, эмоциональной, чувственной и волевой – посредством художественно-речевого творчества.

Задачи:

формирование у ребенка позитивной установки по отношению к окружающему миру

корректировка эмоционального развития каждого ребенка, приобретение уверенности в себе

устранение дезадоптивных форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях

развитие образного мышления, творческого воображения, выразительной речи, эмоционально-чувственной сферы

развитие нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в литературе и окружающей жизни

обогащение лексики детей

Содержание программы.

Программа рассчитана на 16 занятий (на 0,5 часа в неделю), состоит из трех блоков.

1 блок. Анализ и изучение сказок  - 8 занятий.

Задачи развития:

творческого воображения и образного мышления

образной эмоциональной речи детей через постижение богатства, поэтичности, мудрости русского народного языка

эмоционально-чувственной сферы детей

коммуникативных навыков

наблюдательности, памяти

2 блок. Изучение пословиц, загадок, поговорок – 5 занятий.

В ходе работы у детей развиваются логическое и абстрактное мышление. Они учатся сопоставлять, сравнивать, находить общее и различное в предметах, явлениях, понимать переносное значение слов.

3 блок. Изучение детской образной поэзии, потешек, стихотворений – 3 занятия.

Задачи: развитие памяти, выразительной речи и сценичности детей.

Тематический план.

Тема

Цель

Методы

1

Игра-сказка «Знаешь ли ты сказки»?

Знакомство с уровнем развития детей, увлечениями

Беседа, викторина

2,3

В гостях у сказки «Царевна-лягушка»

Работа над содержанием сказки, знакомство с особенностями ее построения. Опора на эмоциональную сферу ребенка, речи, памяти, наблюдательности и логического мышления.

Чтение с элементами анализа: рисунок, обсуждение работ и обмен впечатлениями

4,5

«Моя любимая сказка» (учимся рассказывать сказку)

Развитие речи детей, выразительности, эмоциональности, памяти. Развитие навыков культуры общения

Чтение с элементами беседы: рисунок, викторина; драматизация

6,7

Коллективное сочинение сказки (учимся сочинять)

Развитие творческого воображения, нестандартного мышления, коммуникативных навыков детей в процессе коллективной работы

Прослушивание грамзаписи, коллективное сочинение

8

«Моя сказка» (сочиняем сами)

Развитие творчества, образного мышления, речи эмоциональной сферы

Изотерапия, оформление альбома «Наши сказки», прослушивание сказки в грамзаписи

9,10

«Таинственный мир загадок»

Знакомство с особенностями строения загадок, работа над образным и логическим мышлением. Привитие внимания  к поэтическому слову

Беседа, конкурс

11, 12,

!3

«Мир пословиц и поговорок»

Знакомство с понятиями: пословица, поговорка, их смысловыми значениями. Обогащение словарного запаса, привитие интереса к русскому художественному слову

Игра-путешествие; рисунок; составление рассказа

14,

15

Детская обрядовая поэзия

Углубление знаний об обрядовой поэзии, народных традициях

Беседа, драматизация

16

Итоговое занятие

Повторить изученное, выявить степень усвоения, определить уровень общения детей

КВН

Результаты, ожидаемые

от реализации программы.

рост позитивных изменений в поведении ребенка и усвоении социальных норм

стабилизация эмоциональной сферы. Умение эмоционально откликаться на явления окружающей жизни. Видеть красоту людей, оценивать их поступки

развитие коммуникативных навыков. Расширение способов взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Уметь слушать товарищей, вести диалог

понимать главную идею произведения уметь различать сказку, рассказ, стихотворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Программа социально – психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Может ли быть положение более горькое, более неправедное? Ведь в основе   основ человеческого общежития, в первооснове мироздания любовь родительская к детям, забота старших о младших. И все...

«Из опыта работы по реализации программы социально-психологического сопровождения детей с ОВЗ «Мы вместе» в рамках ФГОС»

    В  связи с ежегодным увеличением численности обучающихся, имеющих трудности в усвоении общеобразовательной программы и в рамках  ФГОС возникла  необходимость разраб...

Программа социально – психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В данной работе вы найдет все документы для работы с детьми из определенных категорий...

Программа Социально-психологического сопровождения и адаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Школа призвана оказывать помощь ребенку по защите его прав и законных интересов, осуществлять систематический контроль над  воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содерж...

Программа Социально-психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа

       Программа разработана с целью  обеспечения наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации обучающегося, пережившего смер...

Реабилитация слабовидящих детей средствами образования.

Изучение состояния зрения учащихся в массовых школах показывает, что множество детей имеют различные зрительные нарушения. Такие дети нуждаются в лечении зрения, в создании специальных офтальмологичес...


 

Комментарии

БЕЛОЗОР ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Очень интересный материал. Обязательно воспользуюсь.Хотелось бы ещё увидеть ваши наработки по теме "Ресурсное обеспечение".