Программа «Социально-психологическая реабилитация дезадаптированных детей средствами художественно-речевого творчества»
методическая разработка по теме
Безнадзорные и беспризорные дети характеризуются широким спектром отклонений в поведении. Лишение детей родительской любви и заботы порождает множественные психологические проблемы в их развитии, которые являются следствием социально-психологической депривации в семье или жестокого обращения той асоциальной среде, где они обитают.
Эти дети, как правило, имеют выраженные отклонения в психофизическом развитии. Их эмоционально-волевая сфера разбалансирована, речь плохо развита, познавательный интерес снижен, в поведении и общении преобладают негативные формы. Дети отличаются неуравновешенностью, перепадами настроения, переходящими в агрессию.
Преодолеть последствия депривации легче, если вовлечь ребенка в мир художественного творчества, раскрывающий его возможности, способствующие его личностному росту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное учреждение
"Социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних"
Программа
«Социально-психологическая реабилитация дезадаптированных детей средствами художественно-речевого творчества»
Разработчик:
Воспитатель 1 категории
Парфенова А.Н.
Омск 2002
Пояснительная записка.
Безнадзорные и беспризорные дети характеризуются широким спектром отклонений в поведении. Лишение детей родительской любви и заботы порождает множественные психологические проблемы в их развитии, которые являются следствием социально-психологической депривации в семье или жестокого обращения той асоциальной среде, где они обитают.
Эти дети, как правило, имеют выраженные отклонения в психофизическом развитии. Их эмоционально-волевая сфера разбалансирована, речь плохо развита, познавательный интерес снижен, в поведении и общении преобладают негативные формы. Дети отличаются неуравновешенностью, перепадами настроения, переходящими в агрессию.
Преодолеть последствия депривации легче, если вовлечь ребенка в мир художественного творчества, раскрывающий его возможности, способствующие его личностному росту.
Программа «Художественно-речевое творчество» способствует самопознанию и личностной реабилитации детей, позволяет обрести уверенность в себе и своих силах, учит сопереживать и сочувствовать окружающим, помогает развитию межличностных отношений, изменению негативных форм поведения на позитивные.
Знакомясь с произведениями детской литературы (сказки, пословицы, загадки, поговорки), дети расширяют свои представления о мире, его законах, о взаимоотношениях человека и природы, усваивают основные социальные нормы.
При знакомстве с различными сказочными персонажами, оценке их поступков у детей начинают формироваться понятия о нравственных категориях: добре и зле, честности и лжи, трусости и храбрости, долге и предательстве и т.д.; через осознание поступков сказочных героев развивается эмоционально-чувственная сфера. Дети учатся сопереживать, сострадать, радоваться, тревожиться за любимых героев и, наоборот, не принимать, возмущаться поступками отрицательных персонажей. Недоразвитость эмоционально-чувственной сферы приводит к развитию равнодушия, безразличия, жестокости. Анализируя поступки сказочных героев, черты их характера, дети часто непроизвольно сопоставляют героев с собой, тем самым начинают осознавать себя, может появиться потребность в самоизменении.
Художественное слово помогает ребенку по-иному воспринимать окружающий мир. Используя в речи эпитеты, сравнения, метафоры, дети обогащают речь, делают ее красочной, выразительной, эмоциональной.
Пословицы, поговорки, загадки – прекрасный материал для развития логического, образного, творческого мышления, обогащения речи.
Коллективная (групповая) работа детей предполагает развитие навыков культурного общения (умение слушать товарищей, умение спорить, вести диалог); развитие у ребенка способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга. В процессе коллективной творческой деятельности ребенок обучается способам предотвращения или разрешения межличностных конфликтов.
Цель: личностная реабилитация ребенка через развитие основных сфер личности: познавательной, эмоциональной, чувственной и волевой – посредством художественно-речевого творчества.
Задачи:
формирование у ребенка позитивной установки по отношению к окружающему миру
корректировка эмоционального развития каждого ребенка, приобретение уверенности в себе
устранение дезадоптивных форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях
развитие образного мышления, творческого воображения, выразительной речи, эмоционально-чувственной сферы
развитие нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в литературе и окружающей жизни
обогащение лексики детей
Содержание программы.
Программа рассчитана на 16 занятий (на 0,5 часа в неделю), состоит из трех блоков.
1 блок. Анализ и изучение сказок - 8 занятий.
Задачи развития:
творческого воображения и образного мышления
образной эмоциональной речи детей через постижение богатства, поэтичности, мудрости русского народного языка
эмоционально-чувственной сферы детей
коммуникативных навыков
наблюдательности, памяти
2 блок. Изучение пословиц, загадок, поговорок – 5 занятий.
В ходе работы у детей развиваются логическое и абстрактное мышление. Они учатся сопоставлять, сравнивать, находить общее и различное в предметах, явлениях, понимать переносное значение слов.
3 блок. Изучение детской образной поэзии, потешек, стихотворений – 3 занятия.
Задачи: развитие памяти, выразительной речи и сценичности детей.
Тематический план.
№ | Тема | Цель | Методы |
1 | Игра-сказка «Знаешь ли ты сказки»? | Знакомство с уровнем развития детей, увлечениями | Беседа, викторина |
2,3 | В гостях у сказки «Царевна-лягушка» | Работа над содержанием сказки, знакомство с особенностями ее построения. Опора на эмоциональную сферу ребенка, речи, памяти, наблюдательности и логического мышления. | Чтение с элементами анализа: рисунок, обсуждение работ и обмен впечатлениями |
4,5 | «Моя любимая сказка» (учимся рассказывать сказку) | Развитие речи детей, выразительности, эмоциональности, памяти. Развитие навыков культуры общения | Чтение с элементами беседы: рисунок, викторина; драматизация |
6,7 | Коллективное сочинение сказки (учимся сочинять) | Развитие творческого воображения, нестандартного мышления, коммуникативных навыков детей в процессе коллективной работы | Прослушивание грамзаписи, коллективное сочинение |
8 | «Моя сказка» (сочиняем сами) | Развитие творчества, образного мышления, речи эмоциональной сферы | Изотерапия, оформление альбома «Наши сказки», прослушивание сказки в грамзаписи |
9,10 | «Таинственный мир загадок» | Знакомство с особенностями строения загадок, работа над образным и логическим мышлением. Привитие внимания к поэтическому слову | Беседа, конкурс |
11, 12, !3 | «Мир пословиц и поговорок» | Знакомство с понятиями: пословица, поговорка, их смысловыми значениями. Обогащение словарного запаса, привитие интереса к русскому художественному слову | Игра-путешествие; рисунок; составление рассказа |
14, 15 | Детская обрядовая поэзия | Углубление знаний об обрядовой поэзии, народных традициях | Беседа, драматизация |
16 | Итоговое занятие | Повторить изученное, выявить степень усвоения, определить уровень общения детей | КВН |
Результаты, ожидаемые
от реализации программы.
рост позитивных изменений в поведении ребенка и усвоении социальных норм
стабилизация эмоциональной сферы. Умение эмоционально откликаться на явления окружающей жизни. Видеть красоту людей, оценивать их поступки
развитие коммуникативных навыков. Расширение способов взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Уметь слушать товарищей, вести диалог
понимать главную идею произведения уметь различать сказку, рассказ, стихотворение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Программа социально – психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Может ли быть положение более горькое, более неправедное? Ведь в основе основ человеческого общежития, в первооснове мироздания любовь родительская к детям, забота старших о младших. И все...
Статья - Комплексная программа социально-психологического сопровождения детей и подростков с расстройством аутистического спектра в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Коррекционная психолого-педагогическая помощь аутичным детям...
«Из опыта работы по реализации программы социально-психологического сопровождения детей с ОВЗ «Мы вместе» в рамках ФГОС»
В связи с ежегодным увеличением численности обучающихся, имеющих трудности в усвоении общеобразовательной программы и в рамках ФГОС возникла необходимость разраб...
Программа социально – психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В данной работе вы найдет все документы для работы с детьми из определенных категорий...
Программа Социально-психологического сопровождения и адаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Школа призвана оказывать помощь ребенку по защите его прав и законных интересов, осуществлять систематический контроль над воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содерж...
Программа Социально-психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа
Программа разработана с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации обучающегося, пережившего смер...
Реабилитация слабовидящих детей средствами образования.
Изучение состояния зрения учащихся в массовых школах показывает, что множество детей имеют различные зрительные нарушения. Такие дети нуждаются в лечении зрения, в создании специальных офтальмологичес...
Комментарии
Очень интересный материал.
Очень интересный материал. Обязательно воспользуюсь.Хотелось бы ещё увидеть ваши наработки по теме "Ресурсное обеспечение".