Программа по профилактике и преодолению девиантного поведения воспитанников
рабочая программа по теме

Першикова Екатерина Сергеевна

Особую остроту эта проблема приобрела сегодня в нашей стране, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация прежних норм поведения, нравственных устоев. Рассогласование между ожидаемым и реальностью повышает напряженность в обществе и готовность человека изменить модель своего поведения, выйти за пределы сложившейся нормы. В условиях острой социально-экономической ситуации существенные изменения претерпевают и сами нормы, зачастую исчезают культурные, морально-нравственные ограничения, ослабевает вся система социального контроля. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социальных педагогов и психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное учреждение социального обслуживания «Карымский комплексный центр социального обслуживания населения «Багульник» Забайкальского края

Программа

по профилактике и преодолению девиантного поведения воспитанников

Разработал:

Е.С. Першикова

социальный педагог

2014 год

ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ

 Цель программы

Профилактика и преодоление девиантного поведения подростков

 Задачи программы

  • формировать позитивное представление подростков о себе;
  • выработать навыки адекватного и равноправного общения, способность к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;
  • формировать навыки ответственного поведения;
  • способствовать постановке подростками социально-одобряемых целей в их дальнейшей жизни.

 Адресная направленность программы

 Воспитанники ГУСО ККЦСОН «Багульник» Забайкальского края

 Содержание программы

Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие девиантное поведение подростков, стало насущной задачей. Ее рассмотрения предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории “норма” (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. Социальная норма, по мнению Я.И. Гилинского, - определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций.

Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль “естественного регулятора” общественных и межличностных отношений.

Глубокие социальные потрясения, происходящие в нашем обществе, кризисное состояние экономики, культуры и образования катастрофически ухудшают условия жизни и воспитания детей и молодежи, неизбежно приводят к увеличению количества и разнообразия трудностей и рисков, с которыми сталкиваются ребенок и его родители в процессе жизни и развития. Как следствие, отмечается целый ряд негативных тенденций в детской и подростковой среде. Результаты этих негативных явлений наблюдаются в росте подростковой преступности, в увеличении числа беспризорных и безнадзорных детей, в возрастании масштабов детского алкоголизма и наркомании. В то же время, к числу важнейших негативных новообразований должно быть отнесено распространение феномена неучастия семьи в жизни своего ребенка, а детей в своей собственной жизни. Кроме того, происходит подмена ценностей и приоритетов в жизни подрастающего поколения. Особую остроту эта проблема приобрела сегодня в нашей стране, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация прежних норм поведения, нравственных устоев. Рассогласование между ожидаемым и реальностью повышает напряженность в обществе и готовность человека изменить модель своего поведения, выйти за пределы сложившейся нормы. В условиях острой социально-экономической ситуации существенные изменения претерпевают и сами нормы, зачастую исчезают культурные, морально-нравственные ограничения, ослабевает вся система социального контроля. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социальных педагогов и психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Профессиональная помощь предполагает инициацию контакта, вызывание и усиление у подростка потребности в продолжение общения. Одним словом, контакт – как доверительные отношения, положительно переживаемое психическое состояние, как инструмент исследования, изучения и коррекции. Эффективность контакта зависит от того, отвечает ли педагог, работающий с подростком, определённым требованиям. Для успеха во взаимодействии необходимо быть настроенным на «юношескую волну», обладать определённой симпатией к подростку, искренним интересом к его жизни, мечтам, тревогам. При этом, как подчёркивает А.Е. Личко, педагог должен обладать большой гибкостью – уметь быстро переходить в нужный момент от свободного общения к директивному руководству, от совета к наставлению, от терпеливого выслушивания к активному оспариванию, а от него к сопереживанию. Умение сопереживать является важным требованием, предъявляемым к педагогу, работающему с детьми, подростками. Формально-нейтральное отношение, нарочитая объективность, недостаток сопереживания легко могут быть расценены подростком как безразличие, холодность или даже эмоциональное отвержение. Информацию он может получить и из других источников, а здесь для него важнее эмоциональный контакт. Выражение «меня не понимают» в языке подростка означает, что он не находит сопереживания. Однако эмоциональные реакции педагога, его высказывания, ободрения в процессе работы не должны сопровождаться утратой дистанции, приводить к фамильярности в общении.

В Карымском районе работой с несовершеннолетними, в том числе занимается Государственное учреждение социального обслуживания «Карымский комплексный центр социального обслуживания населения «Багульник» Забайкальского края, который функционирует с 1998 года. Центр является единственным на территории Карымского района предоставляющим услуги гражданам, нуждающимся в особой защите государства. Учреждение предоставляет социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально-опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании  просьб несовершеннолетних, их родителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений систем профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленным законодательством субъекта Российской Федерации; выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами реабилитации; принимает участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных учреждениях, а также оказывает содействие в организации отдыха и оздоровления несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

 Данная программа  включает в себя последовательные, взаимодополняющие этапы, позволяющие изучать несовершеннолетнего, прогнозировать его проявление в жизни детского коллектива, возможные трудности и способствовать их целесообразному самостоятельному преодолению.  

Программа состоит из 2 блоков.

1-й блок. Нравственное воспитание подростков через просмотр и последующее обсуждение художественных фильмов. Здесь важно не только правильно подобрать фильм, но и разработать направления обсуждения и предугадать, какие вопросы могут возникнуть у детей после просмотра. В ходе реализации 1го блока можно увидеть, как дети воспринимают ту или иную проблему, заявленную режиссером фильма, как сопоставляют героев фильма с самими собой, какие чувства и эмоции вызывает фильм и т.п. Очень важно направлять дискуссию в нужное русло, ненавязчиво подталкивать детей к формированию нужного нам эффекта.

Примерные вопросы для обсуждения:

Как ты думаешь, о чем этот фильм? Что в нем понравилось/не понравилось? Почему?

Мог ли герой действовать в данной ситуации иначе? Как именно? Как бы ты поступил (а) в подобном случае?

Как фильм связан с твоей собственной жизнью?

Что в нашей жизни похоже на ситуации, показанные в фильме?

2-й блок. Тренинг, целью которого является обучение эффективным навыкам общения, коррекция межличностных отношений в детском коллективе. Этому способствуют:

– общая структура занятия, усвоение и привыкание к которой значительно облегчает процесс адаптации работы в группе. К середине цикла (к 4 – 5-му занятию) дети привыкают к сценарию и настолько проникаются духом и смыслом происходящего в группе, что способны заменить социального педагога в проведении отдельных фрагментов занятия;

– ритуалы приветствия и прощания;

– разминочные упражнения;

– игры, требующие взаимодействия и сотрудничества, совместного поиска решений.

Общая структура занятий включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание занятий, рефлексию прошедшего занятия, ритуал прощания.

Ритуал приветствия позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.

Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние участников, продуктивность групповой деятельности. Разминка проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если возникает необходимость как-то изменить эмоциональное состояние детей.

Основное содержание занятия включает несколько блоков и представляет собой совокупность упражнений и приемов, направленных на решение задач программы. Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, установление взаимоотношений между детьми, динамическое развитие группы. 

Тематическое планирование.

Занятие 1. «Знакомство». Цель: знакомство с руководителем, друг с другом и с групповой формой работы.

Занятие 2. «Все мы чем-то похожи». Цель: развитие взаимодействия между членами группы, умения почувствовать друг друга, осознание своих индивидуальных качеств.

Занятие 3. «Почувствуй заботу». Цель: укрепление уверенности подростков, что они нужны, востребованы, активизация сил, развитие навыков и умений выражать свои чувства.

Занятие 4. «Путь доверия». Цель: формирование чувства единства между членами группы, умения сопереживать, понимать чувства другого, доверять друг другу.

Занятие 5. «Агрессия». Цель: работа с агрессией, осознание этого состояния, отработка навыков общения, самоконтроля, адекватных способов выражения агрессии.

Занятие 6. «Мы на необитаемом острове». Цель: Снятие страхов, преодоление неуверенности в себя, повышение самооценки, принятие себя, установление душевного равновесия.

Занятие 7. «Сделай себя счастливей!» Цель: развитие сотрудничество в группе, умение отстаивать свои права, высказывать свое мнение, приобретение навыков общения.

Занятие 8. «Все вместе!» Цель: подведение итогов.

 Ожидаемые результаты программы

Реализация мероприятий по программе позволит:

  • сформировать позитивное представление подростков о себе;
  • выработать навыки адекватного и равноправного общения, способность к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;
  • сформировать навыки ответственного поведения;
  • подростки научатся ставить социально-одобряемые цели для дальнейшей жизни. Эффективность влияния мероприятий программы на улучшение целевой группы проявится

 - в отвлечении детей от негативных поступков;

 - в позитивных изменениях личности детей и подростков, включающих сформированность  на высоком уровне гражданского самосознания и ответственности, культуры общения.

Возможные риски, которые могут повлиять на достижение целей и задач проекта:

  1. Отказ несовершеннолетнего от участия в мероприятиях программы на каком-либо этапе ее реализации.

Преодолению данного риска будет способствовать индивидуальная работа с подростком.

  1. Комплекс мероприятий недостаточно повлиял на личность подростка.

Преодолению данного риска будет способствовать разработка мероприятий с учетом индивидуальных особенностей ребенка и факторов, способствующих возникновению девиантного поведения в его конкретном случае.

 Показатели ожидаемой эффективности реализации программы

1. Сформированность у подростков Я-концепции с устойчивым положительным представлением о самом себе и активной жизненной позицией.

2.Отказ от различных форм девиантного поведения, умение выходить из сложных конфликтных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков»

Важно помнить, что только совместными усилиями всех специалистов будет обеспечена эффективность службы сопровождения учащихся по профилактике девиантного (отклоняющегося)  поведения....

Причины и способы преодоление девиантного поведения

Целью  своей работы считаю формирование положительных качеств подростков, ослабление отрицательных качеств личности ребенка через  работу с родителями, посещение учащихся на дом...

Профилактика девиантного поведения воспитанников детского дома

   Для нашего детского дома проблема «трудных» детей и подростков особо актуальна. Часто мы слышим претензии от учителей, представителей общественности в адрес наших воспи...

ЖУРНАЛ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ «АЗБУКА ПРАВА» приложение к статье «Профилактика девиантного поведения воспитанников детского дома»

   Одна из форм профилактики девиантного поведения – выпуск информационно – познавательного журнала «Азбука права» для воспитанников групп по типу семьи. Он со...

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ

ПРОГРАММАПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ...

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА профилактики и коррекции девиантного поведения детей

Целью программы является коррекция девиантного поведения детей в результате целенаправленного педагогического воздействия, оказание психолого-педагогической помощи учащимся с девиантным поведение...