Система работы педагогического коллектива ГБСУСО "Центра для детей сирот, и детей, оставшиеся без попечения родителей №7"по профилактике девиантного поведения воспитанников
статья ( класс) на тему
Статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_pedagogicheskogo_kollektiva_gbsuso-18.04.2016g.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы педагогического коллектива ГБСУСО "Центра для детей сирот, и детей, оставшиеся без попечения родителей №7"
по профилактике девиантного поведения воспитанников
Заместитель директора по УВР
ГБСУСО "Центр для детей сирот, и детей,
оставшиеся без попечения родителей №7"
Канцер Янина Мироновна
В категорию трудных попадают самые разные дети: неуспевающие, недисциплинированные, дети с нервными и психическими расстройствами, подростки, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, дети из неблагополучных семей, дети из центров для детей сирот, и детей, оставшиеся без попечения родителей. И каждый трудный ребенок труден по - своему. Вот только вопрос в каждом отдельном случае один и тот же:
«Что делать?»
Традиционно официальной задачей средней школы в нашей стране признаётся обучение ребёнка, т.е. формирование у него определённой системы знаний, умений и навыков и развитие личности школьника, становление его жизненной позиции.
Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушение поведения и других проблем, связано с рядом неблагоприятных событий в детстве ребенка. Семейные конфликты, недостаток любви, родительская жестокость или просто непоследовательность в системе наказаний – вот далеко не полный перечень обстоятельств, травмирующих детскую психику.
Эти знания важны для выявления детей, составляющих так называемую группу высокого риска возникновения поведенческих и психических расстройств. Однако для оказания им реальной и эффективной помощи недостаточно ограничиться знанием их психологических особенностей и проблем поведения. Нужно знать, что именно приводит к нежелательным особенностям их поведения, что делает их поведение проблемным, трудным.
Как показывает опыт работы социального педагога - трудными называют тех детей, с которыми у взрослых возникают затруднения: это агрессивные дети, дети прогуливающие школьные занятия, неуспевающие дети, ничем не интересующиеся, дети не уверенные в себе, испытывающие страх, тревогу.
Огромное большинство окружающих нас людей живут нормальной жизнью.
Они работают, учатся, отдыхают, ходят в театр, ездят за город, чтобы полюбоваться природой, любят своих близких и друзей, заботятся друг о друге, помогают друг другу. Их действия подчинены нормам, принятым в нашем обществе. Но иногда это нормальное взаимодействие людей с окружающей средой нарушается и очень часто это происходит в детском или подростковом возрасте.
В психологическом словаре понятие «отклоняющееся поведение» определяется как система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам.
1. Актуальность темы.
Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, воспитатели, родители. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания детей с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной коррекции проявлений девиантности, агрессии и других негативных качеств.
Состояние перехода социально-экономической системы России на новый уровень развития вызвало ряд дестабилизирующих процессов в обществе, которые не могли не отразиться на школьном образовании и потребовали изменения некоторых его функций. При смене экономической формации школа столкнулась с рядом социальных болезней: токсикоманией, алкоголизмом, подростковым рэкетом и другими проявлениями девиантного поведения детей и подростков. Как следствие кризиса общества и основных институтов социализации - семьи и школы, резко выросла кривая роста числа социальных сирот.
Такая ситуация вызвала необходимость перестройки воспитательной системы школы и смещения акцента с общих воспитательных мероприятий на постановку и решение задач профилактики деструктивных явлений в подростковой среде: безнадзорности и правонарушений школьников.
2. Причины появления детей с девиантным поведением.
Главной причиной появления «трудных» детей является неспособность родителей эффективно воспитывать своих детей, недостаток знаний у родителей о том, как заниматься их воспитанием, чрезмерная занятость родителей, недостаток контроля с их стороны, частые конфликты в семье, авторитарное воспитание (излишний контроль и запреты со стороны родителей.)
Так же со стороны школы, центра для детей сирот, и детей, оставшиеся без попечения родителей можно выявить ряд причин влияющих на воспитание «трудного ребёнка»:
- Неумение, а часто и не желание учителей, воспитателей работать с «трудными детьми», осуществлять их социальную реабилитацию.
- Недостаточное взаимодействии семьи и школы, центра и школы.
- Формальное исполнении учебно-воспитательной работы, недостатки в её организации;
- Отсутствие преемственности и непрерывности воспитания учащихся;
- Подмена воспитательных воздействий администрированием, сдерживание личной инициативы и социальной активности участников образовательного процесса, включая родителей;
- Запущенности и принижении значимости внешкольной и внеклассной работы;
- Так же школьник в условиях традиционно организованного образовательного процесса не всегда имеет достаточно возможностей для пробы сил в разных, значимых для него видах деятельности, освоении необходимого социального опыта. В большинстве учреждений проводятся различные мероприятия, акции, существуют кружки, секции, общественные организации, включая школьное самоуправление. Однако дети «группы социального риска» крайне редко включаются в эту деятельность.
- Слабое или одностороннее взаимодействии школьных специалистов с органами и ведомствами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
3. Школьная и социальная дезадаптации. Проблемы управления профилактической работой.
Школа наряду с семьёй является основным институтом социализации ребёнка. Вся система образования направлена не только на обучение, но и на передачу образцов культуры и социального опыта от поколения к поколению. Дезадаптированные дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам и часто прогуливают уроки.
4. Основные направления системы профилактики:
1. Выявление и включение в зону особого внимания и заботы детей, имеющих риск возникновения школьной дезадаптации, а именно часто не посещающих школу, большую часть времени проводящих на улице, имеющих проблемы в обучении, отношениях со сверстниками и учителями;
2. Проведение мониторинга социальной ситуации развития ребёнка, имеющего признаки дезадаптивного поведения, дифференцируя детей по группам возможного риска и стадиям дезадаптивного процесса.
3. Создание программы индивидуальной поддержки и сопровождения ребёнка попавшего в зону особого внимания с учётом социальной ситуации его развития, с опорой на сильные стороны его личности и значимое для него окружение. Если значимые другие представляют угрозу его позитивной социализации необходимо переориентировать ребёнка на окружение с позитивной направленностью, создавая ему ситуацию успеха в новом для него окружении.
4. Обучение детей навыкам социальной компетентности (коммуникативным навыкам, навыкам само регуляции и самоорганизации, умению управлять конфликтами, справляться со сложными состояниями сознания, преодолевать горечь утраты и т.п.);
5. Организация до профессиональной подготовки подростков, что предполагает поддержку личности и семьи ребёнка в создании нормальных условий взаимодействия с социальным окружением, подготовку подростка к жизни в современном обществе, профессиональное самоопределение и овладении средствами и навыками трудовой деятельности;
5. Психолого-социально-педагогическая работа с детьми группы риска в условиях школы, центра для детей сирот, и детей, оставшиеся без попечения родителей
Для выявления и изучения особенностей детей группы риска и социального статуса их семей в ОУ, центра проводятся специальные анкетирования. Например, составляется социальный паспорт школы.
Для решения вопросов оказания психологической и социально-педагогической помощи детям и подросткам необходимо представлять не только контингент таких учащихся, но и их психологические особенности. В этом случае используется помощь службы сопровождения – школьного психолога и центра.
Характеристика учащихся школы, центра, входящих в группу риска, обычно показывает, что у них существуют психологические, социальные и педагогические проблемы. Данные проблемы требуют комплексного решения. Поэтому на следующем этапе возникает необходимость разработки программы по их решению.
В задачи программы должны входить:
- своевременная профилактика и коррекция отклонений в развитии и поведении детей;
- своевременная диагностика детей группы риска по школьной и социальной дезадаптации;
- своевременное выявление сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов;
- организация психолого-педагогической помощи детям и их родителям;
- внедрение современных технологий в работе с детьми и неблагополучными семьями.
Итак, мы рассмотрели основные проблемы, стоящие перед школой и центром в работе с детьми девиантного поведения и некоторые пути их решения. Однако надо помнить, что каждый педагогический коллектив строит работу в данном направлении согласно индивидуальным особенностям своего образовательного учреждения и контингента учащихся. Главное, чтобы в этой работе активно участвовали все воспитательные службы школы и центра, и конечно, весь педагогический коллектив.
Взаимодействие педагогического коллектива
с классным руководителем, воспитателем
Взаимодействие педагогического коллектива, классного руководителя и воспитателя имеет своей целью совместное выявление проблем, возникающих у ребёнка или группы детей, прогнозирования развития личности ребёнка и его поведенческих проявлений.
Основные задачи, которые решают специалисты на уровне школы и центра, можно сформулировать следующим образом:
Социальная помощь – реализует педагог социальный.
Работа с семьей - активное включение родителей в процесс профилактики;
- помощь в налаживании взаимодействия родителей с педагогами в учебно-воспитательном процессе;
- разработка совместных мер профилактической работы, основанных на сотрудничестве и взаимодействии;
- обследование жилищно-бытовых условий с целью изучения и отслеживания изменений условий жизни и ситуации в семье;
- контроль за соблюдением режима дня ребенка;
- выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей, содействие оздоровлению обстановки в данных семьях;
- помощь в оформлении социальных пособий, льгот (в пределах компетенции); - помощь в организации внеурочной деятельности ребенка (игра, труд, творчество, познание окружающего мира, общение в семье);
- ведение наблюдательных дел на учащихся группы «риска», семьи СОП.
Работа с воспитанниками.
Осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся;
- охрана прав ребенка, социальная помощь и социальная защита личности;
- изучение особенностей личности обучающихся, их микросреды, условий жизни;
- организация летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;
- выявление и учет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
- сбор и накопление информации о детях, испытывающих проблемы в социальной адаптации;
- привлечение учащихся группы «риска» к занятиям в кружках, спортивных секциях, подростковых клубах по интересам;
- реализация программ, проведение занятий, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
- работа по формированию здорового образа жизни, обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся, во время образовательного процесса;
- содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;
- выявление интересов и потребностей ребенка, трудностей и проблем, отклонений в поведении обучающихся и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки; - включение ребенка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей;
- организация различных видов социально значимой деятельности обучающихся, мероприятий, направленных на развитие социальных инициатив, реализации социальных проектов и программ; - взаимодействие с другими ведомствами для решения социальных проблем семьи, ребенка.
Работа с педагогами.
- повышение профессиональной компетентности по вопросам социальной адаптации.
Педагогическая помощь – реализует классный руководитель, воспитатель.
Работа с семьей - восстановление и усиление воспитательного потенциала семьи;
- взаимодействие родителей с педагогами в учебно-воспитательном процессе;
- индивидуальные беседы, помощь воспитателям и родителям в воспитании и преодолении отрицательных качеств ребенка;
- помощь в организации развивающей деятельности ребенка (игра, труд, творчество, познание окружающего мира, общение в семье);
- организация взаимодействия с заинтересованными службами.
Только взаимодействие и комплексный подход классного руководителя, социального педагога, педагогическогоколлектива может дать положительный результат в решение проблем трудных детей.
Вывод
Я считаю, что анализ причин девиантного поведения школьников и его проявлений позволяет сделать следующие выводы:
1. Для эффективной деятельности общеобразовательной школы, центра по работе с трудными детьми необходим комплексный подход к решению проблемы.
2. Профилактическое направление работы должно быть приоритетным в работе с детьми и подростками.
3. Профилактическая и коррекционная работа может осуществляться в следующих формах: работа с семьёй (посещение семьи на дому, приглашение родителей в школу), индивидуальная работа с ребёнком, привлечение общественности.
Использованная литература
1. Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод.пособие, Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011г. (Коррекционная педагогика).
2. Деятельность социального педагога в образовательном учреждении. Сост. Н.И. Ерёменко. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2007г.
3. Кочётов А.И., Верциеская Н.Н. Работа с трудными детьми: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2006г.
4. Практическое воспитание в школе: Часть I/ Л.М. Лизинский – М.: Центр «Педагогический поиск». 2002г.
5. Организация и планирование воспитательной работы в школе. – М.: «педагогический поиск», 2003г.
6. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред. Н.Е. Щурковой.- М.: Новая школа, 2008г.http://www.superinf.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"
Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...
Создание ситуации успеха как фактор повышения личностного роста через призму развития системы профилактики асоциальных девиации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Созданию ситуации успеха всегда уделялось много внимания в разные времена. Отношение к обучению изменилось. Сейчас, часто можно услышать от детей фразы, выражающие нежелание выполнять домашнее задание...
Система работы по подготовке, реализации и анализу индивидуальных планов развития и семейного жизнеустройства воспитанников, относящихся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Настоящая система работы по подготовке и реализации и анализу индивидуальных планов развития и семейного жизнеустройства воспитанников, относящихся к категории детей сирот и детей, оставшихся бе...
О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 №481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения»
О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 №481...
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...