Причины и способы преодоление девиантного поведения
методическая разработка на тему

 

  Целью  своей работы считаю формирование положительных качеств подростков, ослабление отрицательных качеств личности ребенка через  работу с родителями, посещение учащихся на дому, контроль учащихся за успеваемостью, посещаемостью, вовлечение детей во внеурочную жизнь школы и города, сотрудничество с межведомственными организациями города, проводящими профилактическую работу, контроль за досугом в каникулярное время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Трудные» – это такие дети, не с которыми трудно,  а которым трудно.

С каждым годом в нашем городе, как и в целом по стране, растёт детская безнадзорность, преступность, наркомания, прослеживается тенденция увеличения числа подростков с девиантным поведением. Численность  несовершеннолетних, состоящих на учёте в  ОУУП и ПДН МО МВД «Шарыповский», уже за  8 месяцев 2013 года  возросла на 9 % в сравнении с 2012 г. Темпы роста детской преступности в 15 раз опережают темпы увеличения общей преступности.

Наша школа не стоит в стороне от этих проблем. В 2012-2013 учебном году в нашей школе состояло на учёте в ОДН 13 учащихся за совершение разнообразных правонарушений. На внутришкольном учёте состояло также 13 человек. В малообеспеченных семьях воспитывается 210 учащихся. В неполных семьях проживают 151 учащихся. 10 семей признаны СОП (социально-опасное положение). Все факторы могут влиять на развитие девиантного поведения подростков. Девиантное поведение  - отклоняющееся поведение (от лат. deviato – отклонение),  которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

Отклонения в поведении ребёнка – это результат социально–экономической, политической, экологической нестабильности общества, усиления псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, неблагополучных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением подростков, чрезмерной занятости родителей, эпидемия разводов.

В соответствии с национальной образовательной инициативой   "Наша новая школа" необходимо обеспечить успешную социализацию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы.

Всвязи с этим образование нашего города ставит приоритетными задачи по продолжению обеспечения комплексного подхода в оказании психолого-педагогической, медико-социальной поддержки различных групп учащихся общеобразовательных учреждений. Резолюция  августовского совещания представителей общего образования города Шарыпово считает важной работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми. Перед педагогами города ставится задача понизить долю несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН, до 1,4%.

Поэтому  целью  своей работы считаю формирование положительных качеств подростков, ослабление отрицательных качеств личности ребенка через  работу с родителями, посещение учащихся на дому, контроль учащихся за успеваемостью, посещаемостью, вовлечение детей во внеурочную жизнь школы и города, сотрудничество с межведомственными организациями города, проводящими профилактическую работу, контроль за досугом в каникулярное время.

Я разработала план индивидуальной и групповой работы с детьми и родителями, включила в него целенаправленную работу по пропаганде ЗОЖ посредством обучения и развития навыков ЗОЖ. Формирую в ребенке устойчивое позитивное представление о себе через поиск таких видов деятельности, где бы учащийся мог почувствовать ситуацию успеха. Развиваю трудовые навыки,  как средства формирования личности посредством включения в трудовые десанты.  Для предупреждения правонарушений и коррекции отклонений поведения подростка, существенно знание их личностных особенностей. В каждом конкретном случае к педагогически запущенному подростку нахожу строго индивидуальной подход, основанный на осознании подростком доверия и заботы взрослых в сочетании с их требовательностью.

Алгоритм моих действий:

1 этап: групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы)

ФИ учащегося

Группы критериев

Критерии, определяющие группу «риска»

медицинские

Имеют хронические заболевания,

Проблемы с органами зрения,

Часто и длительно болеют,

Состоит на учете у невропотолога или психиатра.

социальные

Вновь прибывшие,

«отверженные» в классе,

Учебно-педагогические

Имеют стойкую неуспеваемость, прогуливают, пропускают уроки без уважительных причин

поведенческие

Имеют стойкие  нарушения поведения (нарушение режима), трудности во взаимоотношениях со сверстниками, трудности во взаимоотношениях с учителями, повышенная тревожность, склонность к вредным привычкам (курение, алкоголь), склонность к суициду.

2 этап: Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты

ФИ учащегося

Статус семьи

Состояние

здоровья

успеваемость

Основные недостатки

Увлечение, интересы

Отношение к учебе

Выполняемые поручения в классе

Внеклассные мероприятия

3 этап: Анализ полученных данных и выявление отклонений, применение различных методик.

4 этап: Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении);

5этап: Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми. Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия.

ФИ учащегося

Направление работы

Групповая работа

Индивидуальная работа

ответственные

Отметка о выполнении

6 этап: реализация плана работы

7 этап: применяю  в работе с детьми девиантного поведения основные приемы психолого-педагогического воздействия - проявления доброты,  внимания и заботы, просьба, поощрение,  авансирование личности, прощение, проявление огорчения, поручительство, убеждение, внушение,  доверие,  вовлечение в интересную деятельность, моральная поддержка.

Организую работу с родителями детей с девиантным поведением: провожу родительские собрания по проблемам воспитания: «Профилактика безнадзорности и беспризорности»,«Стили родительского воспитания». Охват родителей учащихся данными мероприятиями составил 75%. Оказываю психологическую помощь родителям, имеющим трудности в воспитании ребенка посредством индивидуальных консультаций. В 2012-2013 учебном году состоялось 74 таких консультаций. Провожу Совет профилактики с родителями и учащимися. В течение года дважды проводила родительский урок на тему «Профилактика ВИЧ», «Устранение причин токсикомании и наркомании» с приглашением врача-нарколога, специалиста из госнаркоконтроля.  Осуществляю ежедневный всеобуч  учащихся через рапортички классных руководителей, которые предоставляют их после третьего урока.

Формат рапортички:

класс

Всего в классе

ФИ отсутствующего учащегося

причина

Проделанная работа

Осуществляю патронаж в неблагополучные семьи, веду работу с родителями по обеспечению нормальной обстановки в семье, выявляю семьи и учащихся находящиеся в социально-опасном положении. Провожу заседание межведомственных рабочих групп (МРГ) по реализации ИПР несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении. Взаимодействую с социальными институтами по профилактике правонарушений: отделом молодежи спорта и туризма,  ИМА, КЦСОН, ДЮЦ, ДЮСШ, ФОК «Сибирь».

Хотелось бы отметить, что в течение года  ребята,  состоящие на профилактическом учете, и ребята,  проживающие в семьях, находящиеся в социально-опасном положении, активно участвуют таких школьных и городских мероприятиях, как Всероссийская акция «Молодежь против наркотиков, «Мы выбираем спорт как альтернативу пагубным привычкам», в профилактическом мероприятияи «Шанс», в акции «Знай свои права – управляй своим будущим». В данных мероприятиях приняли участие 100% ребят, состоящих на профилактическом учете в ПДН.

На начало 2013-2014 учебного года в нашей школе выявлено  23 неблагополучные  семьи. Этим семьям оказана материальная помощь из внебюджетных средств: одежда, канцелярские товары, обувь через реализацию общегородской акции «Помоги пойти учиться».

Тесно взаимодействую с теми классными руководителями, которые закреплены за учащимися с девиантным поведением в качестве наставников для предотвращения ими повторных правонарушений и преступлений. Классные руководители ежемесячно ведут тетради сопровождения,  отмечают проделанную работу, ведут анализ, указывая положительные и отрицательные моменты работы с этими детьми.  С педагогами я провела семинары на темы:  «Профилактика девиантного поведения следи подростков», «Формирование безопасного поведения и предотвращение полового насилия в отношении  несовершеннолетних», «Организация работы с детьми «группы риска» и семьями, находящимися в социально-опасном положении», «Как разработать систему профилактических мер применительно к каждому учащемуся, имеющему отклонение в поведении».

С начального этапа профилактической работы  добиваюсь, чтобы подросток  накапливал положительный опыт. Разработала методы, формы, технологии работы с подростками девиантного поведения, неблагополучными семьями. Из 13 учащихся с девиантным поведением, все  13 успешно обучаются и переходят из класса в класс, и все заняты в свободное от учебы время. 100% учащихся данной группы заняты в дополнительном образовании.

Результативность работы с подростками  с девиантным поведением видны по мониторинговым исследованиям в течение двух лет.

На начало года ко-во подростков с девиантным поведением

Снято с учета в ПДН МОВД «Шарыповский»

Поставлено на учет ПДН МОВД «Шарыповский»

Количество учащихся состоящих на учете в ПДН МОВД «Шарыповский» на конец учебного года.

2011/12  уч.год

12

10

15

17(3,5%)

2012/13 уч.год

9

5

9

13(2,8%)

Осуществление раннего выявления и преодоления девиантного поведения подростка позволяет не только создать эффективную систему помощи ему и его семье, но и обеспечивает снижение количества социально неблагополучных детей, а также увеличение количества детей, снятых с учета «группы риска».

наблюдается уменьшение  количества учащихся, состоящих на учете в ПДН МОВД «Шарыповский», по сравнению с прошлым годом. Основанием учета послужили негативные контакты несовершеннолетних.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме: "Факторы, порождающие нежелание учиться: их причины и способы преодоления"

В докладе содержится материал по классификации причин нежелания учиться у школьников, причины их неуспеваемости. Изложены основные способы преодоления нежелания учиться и анализ опроса, проведенного с...

Конфликты между родителями и детьми: причины и способы преодоления

Возник конфликт между ребёнком и родителем и, к сожалению, не решён, а углубляется…Как разрешать противоречия так, чтобы выигрывали все?Нужно научиться находить альтернативы, не случайно мы живём в ми...

Программа по профилактике и преодолению девиантного поведения воспитанников

Особую остроту эта проблема приобрела сегодня в нашей стране, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация прежних норм поведения, нравственных устоев. Рас...

ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ В ОВЛАДЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИМИ НАВЫКАМИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

В статье описываются причины трудностей в овладении математикой детьми с интеллектуальными нарушениями, способы, приемы , упражнения , способствующие развитию интереса детей к предмету и помогающие уч...

Родительское собрание на тему:"Подростковая агрессия. Причины и способы преодоления""

В данной работе рассматриваются причины появления агрессивности, в том числе подростковой, разные формы проявления агрессии,а  так же способы и приемы, позволяющие снизить степень проявления агре...

Профессиональное выгорание педагогов - причины, профилактика, способы преодоления

Эмоциональное выгорание - это состояние эмоционального, физического и умственного истощения. Возникает в результате внуутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующего "освобожден...