Причины и способы преодоление девиантного поведения
методическая разработка на тему
Целью своей работы считаю формирование положительных качеств подростков, ослабление отрицательных качеств личности ребенка через работу с родителями, посещение учащихся на дому, контроль учащихся за успеваемостью, посещаемостью, вовлечение детей во внеурочную жизнь школы и города, сотрудничество с межведомственными организациями города, проводящими профилактическую работу, контроль за досугом в каникулярное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_i_sposoby_preodoleniya_deviantnogo_povedeniya_podrostkov.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
«Трудные» – это такие дети, не с которыми трудно, а которым трудно.
С каждым годом в нашем городе, как и в целом по стране, растёт детская безнадзорность, преступность, наркомания, прослеживается тенденция увеличения числа подростков с девиантным поведением. Численность несовершеннолетних, состоящих на учёте в ОУУП и ПДН МО МВД «Шарыповский», уже за 8 месяцев 2013 года возросла на 9 % в сравнении с 2012 г. Темпы роста детской преступности в 15 раз опережают темпы увеличения общей преступности.
Наша школа не стоит в стороне от этих проблем. В 2012-2013 учебном году в нашей школе состояло на учёте в ОДН 13 учащихся за совершение разнообразных правонарушений. На внутришкольном учёте состояло также 13 человек. В малообеспеченных семьях воспитывается 210 учащихся. В неполных семьях проживают 151 учащихся. 10 семей признаны СОП (социально-опасное положение). Все факторы могут влиять на развитие девиантного поведения подростков. Девиантное поведение - отклоняющееся поведение (от лат. deviato – отклонение), которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.
Отклонения в поведении ребёнка – это результат социально–экономической, политической, экологической нестабильности общества, усиления псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, неблагополучных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением подростков, чрезмерной занятости родителей, эпидемия разводов.
В соответствии с национальной образовательной инициативой "Наша новая школа" необходимо обеспечить успешную социализацию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы.
Всвязи с этим образование нашего города ставит приоритетными задачи по продолжению обеспечения комплексного подхода в оказании психолого-педагогической, медико-социальной поддержки различных групп учащихся общеобразовательных учреждений. Резолюция августовского совещания представителей общего образования города Шарыпово считает важной работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми. Перед педагогами города ставится задача понизить долю несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН, до 1,4%.
Поэтому целью своей работы считаю формирование положительных качеств подростков, ослабление отрицательных качеств личности ребенка через работу с родителями, посещение учащихся на дому, контроль учащихся за успеваемостью, посещаемостью, вовлечение детей во внеурочную жизнь школы и города, сотрудничество с межведомственными организациями города, проводящими профилактическую работу, контроль за досугом в каникулярное время.
Я разработала план индивидуальной и групповой работы с детьми и родителями, включила в него целенаправленную работу по пропаганде ЗОЖ посредством обучения и развития навыков ЗОЖ. Формирую в ребенке устойчивое позитивное представление о себе через поиск таких видов деятельности, где бы учащийся мог почувствовать ситуацию успеха. Развиваю трудовые навыки, как средства формирования личности посредством включения в трудовые десанты. Для предупреждения правонарушений и коррекции отклонений поведения подростка, существенно знание их личностных особенностей. В каждом конкретном случае к педагогически запущенному подростку нахожу строго индивидуальной подход, основанный на осознании подростком доверия и заботы взрослых в сочетании с их требовательностью.
Алгоритм моих действий:
1 этап: групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы)
ФИ учащегося | Группы критериев | Критерии, определяющие группу «риска» |
медицинские | Имеют хронические заболевания, Проблемы с органами зрения, Часто и длительно болеют, Состоит на учете у невропотолога или психиатра. | |
социальные | Вновь прибывшие, «отверженные» в классе, | |
Учебно-педагогические | Имеют стойкую неуспеваемость, прогуливают, пропускают уроки без уважительных причин | |
поведенческие | Имеют стойкие нарушения поведения (нарушение режима), трудности во взаимоотношениях со сверстниками, трудности во взаимоотношениях с учителями, повышенная тревожность, склонность к вредным привычкам (курение, алкоголь), склонность к суициду. |
2 этап: Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты
ФИ учащегося | Статус семьи | Состояние здоровья | успеваемость | Основные недостатки | Увлечение, интересы | Отношение к учебе | Выполняемые поручения в классе | Внеклассные мероприятия |
3 этап: Анализ полученных данных и выявление отклонений, применение различных методик.
4 этап: Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении);
5этап: Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми. Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия.
ФИ учащегося | Направление работы | Групповая работа | Индивидуальная работа | ответственные | Отметка о выполнении |
6 этап: реализация плана работы
7 этап: применяю в работе с детьми девиантного поведения основные приемы психолого-педагогического воздействия - проявления доброты, внимания и заботы, просьба, поощрение, авансирование личности, прощение, проявление огорчения, поручительство, убеждение, внушение, доверие, вовлечение в интересную деятельность, моральная поддержка.
Организую работу с родителями детей с девиантным поведением: провожу родительские собрания по проблемам воспитания: «Профилактика безнадзорности и беспризорности»,«Стили родительского воспитания». Охват родителей учащихся данными мероприятиями составил 75%. Оказываю психологическую помощь родителям, имеющим трудности в воспитании ребенка посредством индивидуальных консультаций. В 2012-2013 учебном году состоялось 74 таких консультаций. Провожу Совет профилактики с родителями и учащимися. В течение года дважды проводила родительский урок на тему «Профилактика ВИЧ», «Устранение причин токсикомании и наркомании» с приглашением врача-нарколога, специалиста из госнаркоконтроля. Осуществляю ежедневный всеобуч учащихся через рапортички классных руководителей, которые предоставляют их после третьего урока.
Формат рапортички:
класс | Всего в классе | ФИ отсутствующего учащегося | причина | Проделанная работа |
Осуществляю патронаж в неблагополучные семьи, веду работу с родителями по обеспечению нормальной обстановки в семье, выявляю семьи и учащихся находящиеся в социально-опасном положении. Провожу заседание межведомственных рабочих групп (МРГ) по реализации ИПР несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении. Взаимодействую с социальными институтами по профилактике правонарушений: отделом молодежи спорта и туризма, ИМА, КЦСОН, ДЮЦ, ДЮСШ, ФОК «Сибирь».
Хотелось бы отметить, что в течение года ребята, состоящие на профилактическом учете, и ребята, проживающие в семьях, находящиеся в социально-опасном положении, активно участвуют таких школьных и городских мероприятиях, как Всероссийская акция «Молодежь против наркотиков, «Мы выбираем спорт как альтернативу пагубным привычкам», в профилактическом мероприятияи «Шанс», в акции «Знай свои права – управляй своим будущим». В данных мероприятиях приняли участие 100% ребят, состоящих на профилактическом учете в ПДН.
На начало 2013-2014 учебного года в нашей школе выявлено 23 неблагополучные семьи. Этим семьям оказана материальная помощь из внебюджетных средств: одежда, канцелярские товары, обувь через реализацию общегородской акции «Помоги пойти учиться».
Тесно взаимодействую с теми классными руководителями, которые закреплены за учащимися с девиантным поведением в качестве наставников для предотвращения ими повторных правонарушений и преступлений. Классные руководители ежемесячно ведут тетради сопровождения, отмечают проделанную работу, ведут анализ, указывая положительные и отрицательные моменты работы с этими детьми. С педагогами я провела семинары на темы: «Профилактика девиантного поведения следи подростков», «Формирование безопасного поведения и предотвращение полового насилия в отношении несовершеннолетних», «Организация работы с детьми «группы риска» и семьями, находящимися в социально-опасном положении», «Как разработать систему профилактических мер применительно к каждому учащемуся, имеющему отклонение в поведении».
С начального этапа профилактической работы добиваюсь, чтобы подросток накапливал положительный опыт. Разработала методы, формы, технологии работы с подростками девиантного поведения, неблагополучными семьями. Из 13 учащихся с девиантным поведением, все 13 успешно обучаются и переходят из класса в класс, и все заняты в свободное от учебы время. 100% учащихся данной группы заняты в дополнительном образовании.
Результативность работы с подростками с девиантным поведением видны по мониторинговым исследованиям в течение двух лет.
№ | На начало года ко-во подростков с девиантным поведением | Снято с учета в ПДН МОВД «Шарыповский» | Поставлено на учет ПДН МОВД «Шарыповский» | Количество учащихся состоящих на учете в ПДН МОВД «Шарыповский» на конец учебного года. |
2011/12 уч.год | 12 | 10 | 15 | 17(3,5%) |
2012/13 уч.год | 9 | 5 | 9 | 13(2,8%) |
Осуществление раннего выявления и преодоления девиантного поведения подростка позволяет не только создать эффективную систему помощи ему и его семье, но и обеспечивает снижение количества социально неблагополучных детей, а также увеличение количества детей, снятых с учета «группы риска».
наблюдается уменьшение количества учащихся, состоящих на учете в ПДН МОВД «Шарыповский», по сравнению с прошлым годом. Основанием учета послужили негативные контакты несовершеннолетних.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете по теме: "Факторы, порождающие нежелание учиться: их причины и способы преодоления"
В докладе содержится материал по классификации причин нежелания учиться у школьников, причины их неуспеваемости. Изложены основные способы преодоления нежелания учиться и анализ опроса, проведенного с...
Конфликты между родителями и детьми: причины и способы преодоления
Возник конфликт между ребёнком и родителем и, к сожалению, не решён, а углубляется…Как разрешать противоречия так, чтобы выигрывали все?Нужно научиться находить альтернативы, не случайно мы живём в ми...
Программа по профилактике и преодолению девиантного поведения воспитанников
Особую остроту эта проблема приобрела сегодня в нашей стране, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация прежних норм поведения, нравственных устоев. Рас...
ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ В ОВЛАДЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИМИ НАВЫКАМИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
В статье описываются причины трудностей в овладении математикой детьми с интеллектуальными нарушениями, способы, приемы , упражнения , способствующие развитию интереса детей к предмету и помогающие уч...
Родительское собрание на тему:"Подростковая агрессия. Причины и способы преодоления""
В данной работе рассматриваются причины появления агрессивности, в том числе подростковой, разные формы проявления агрессии,а так же способы и приемы, позволяющие снизить степень проявления агре...
Профессиональное выгорание педагогов - причины, профилактика, способы преодоления
Эмоциональное выгорание - это состояние эмоционального, физического и умственного истощения. Возникает в результате внуутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующего "освобожден...