ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ
проект
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 37.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Составитель социальный педагог:
МБОУ «Фрязевская СОШ №41»им Б.А.Воробьева Турчанинова Т.В
Постановка проблемы: Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи. Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия “отклоняющееся поведение”, его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения детей и подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам.
Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:
• Отклонение от нормы в состоянии здоровья, когда происходят нарушения в физическом и (или)психическом здоровье , несоответствие физическому развитию, отставание в росте, акцентуация в характере.
• Нарушения в сфере межличностных взаимоотношений ,когда не популярен , не принят , пренебрегаем, изолирован в классном коллективе, примыкающей ценой жертв, потер; помыкаемый , отвергаемый в группе свободного общения (тусовка) ;конфликтен, отчужден, бесконтролен, исключаемый из семьи.
• Ошибки педагогов, это превышение педагогической власти; лишение ребенка индивидуальных стимулов; наказание как унижение личности ученика; противоречивость предъявляемых требований; поверхностное знание особенностей учащегося , конфликтные отношения между родителями ученика и учителями или между учеником и учителями и тд.
• Ошибка семейного воспитания , когда «заласканное детство», «задавленное детство», «загубленное детство», «одинокое детство», «равнодушное детство»; отсутствие у родителей элементарных психолога- педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу; отстранение подростка от физически домашнего труда; конфликты в семье и тд.
• Социальные причины, это противоречие в обществе, в микросоциуме.
• Психотравмирующие ситуации, это развод родителей, смерть близких, перемена места жительства и т.д.
Реализация проекта основывается на следующих нормативно-правовых документах:
- Конституция РФ Глава 2 « Права и свободы человека и гражданина» (ст. 17-64)
- Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.
- Семейный кодекс РФ от 29. 12.1995 №223 ФЗ, глава 2 «Осуществление и защита семейных прав» ( ст. 7 )
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014)
- Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений».
- Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений».
- Информационно-методическое письмо по совершенствованию работы органов управления и УО в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
- Письмо МО РФ от 21.03.2002 г. № 419/28 -5 «О мерах по выявлению и учёту детей в возрасте 6-15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях».
- Устав МБОУ «Фрязевская СОШ №41»им Б.А.Воробьева
Цели программы:
- Создание в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно;
- Коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к школе;
- Создание механизма работы программы по снижению уровня преступности среди учащихся.
Задачи:
- Оказать своевременную психолого – педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.
- Способствовать формированию у детей и подростков “здоровых” моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;
- Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы);
- Привлечь в воспитательный процесс школы представителей общественности.
- Противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность.
- Привлечь самих учащихся к укреплению правопорядка в школе, вовлечь учащихся в кружки, общешкольные мероприятия, клубы по интересам, спортивные секции.
- Развивать систему организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска» в каникулярное и летнее время.
- Повышать самосознание школьников через разнообразные формы работы.
- Своевременно обеспечивать социальную защиту прав несовершеннолетних.
Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:
- особое значение в силу негативной возрастной динамики девиантного поведения приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении детей и подростков.
- выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга;
- научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и других социальных институтов по организации работы с детьми с отклоняющимся поведением.
Участники программы:
Классный руководитель:
1. Организационная работа:
- Составляет социально-педагогический паспорт класса.
- Составляет характеристики на детей "группы риска".
- Составляет социально-педагогическую характеристику класса в начале и в конце учебного года.
- Выявляет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2. Работа с родителями:
- Осуществляет связь с родителями.
- Посещает семьи детей "группы риска".
- Проводит консультации для родителей (совместно с социальным педагогом, психологом).
- Организует работу с родительским активом
- Участвует в работе малого педагогического совета (2-3 раза в месяц).
3. Работа с учащимися:
- Осуществляет контроль за посещаемостью занятий учащихся.
- Осуществляет контроль за текущей успеваемостью.
- Способствует вовлечению трудных подростков в кружки и секции.
- Проводит профилактические беседы с детьми "группы риска".
- Занимается трудоустройством учащихся.
Социальный педагог:
1. Организационная работа:
- Проводит анкетирование учащихся.
- Организует встречи с родителями.
- Участвует в формировании классов.
- Участвует в подборе классного руководителя (совместно с администрацией школы).
- Составляет картотеки и сводные таблицы на трудных учащихся.
2. Работа с педагогическим коллективом:
- Доводит до сведения учителей результаты тестирования.
- Проводит консультации для учителей-предметников.
- Разрабатывает рекомендации по работе с детьми "группы риска" и доводит их до сведения педагогов.
- Выступает с сообщениями на педагогических советах и совещаниях.
- Помогает классным руководителям в выборе тематики для классных часов.
- Участвует в сохранении контингента и предупреждении “отсева” учащихся.
- Проводит деловые игры для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми "группы риска".
3. Работа с родителями:
- Посещает семьи детей "группы риска" (совместно с классным руководителем) с последующим составлением акта посещения учащегося на дому.
- Приглашает детей "группы риска" и их родителей на малые педсоветы.
- Проводит консультации для родителей.
- Готовит сообщения на родительских собраниях.
- Организует работу с родительским активом.
- Участвует в работе малого педагогического совета (2-3 раза в месяц).
4. Работа с учащимися:
- Посещает уроки с целью наблюдения за учащимися.
- Курирует успеваемость детей "группы риска" совместно с заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
- Проводит профилактические беседы с детьми "группы риска".
- Направляет детей "группы риска" (при необходимости) на консультацию к психологу.
- Занимается трудоустройством учащихся.
- Занимается трудоустройством учащихся.
Психолог:
- Проводит диагностику.
- Проводит консультации для детей и их родителей.
- Помогает в выборе дальнейшего образовательного маршрута.
- Дает рекомендации на медико-психолого-педагогическую комиссию (МППК).
Заместитель директора по воспитательной работе:
- Организует досуг и кружковую деятельность учащихся.
- Организует летние спортивные лагеря.
- Осуществляет связь с социальными приютами, общественными фондами.
Малый педагогический совет:
- Приглашает для беседы родителей.
- Разбирает конфликтные ситуации детей "группы риска".
- Предлагает учащимся и их родителям формы дальнейшего обучения ребенка.
- Выходит (в случае необходимости) с административным письмом в ОППН.
Этапы реализации программы.
Подготовительный этап (июнь – август 2018г.) Создание рабочей группы из участников программы, с целью разработки мероприятий профилактической и коррекционной работы в школе.
Практическая реализация программы (сентябрь 2018г. – июнь 2019г.)
осуществляется через последовательную и периодичную реализацию комплекса мероприятий (плана работы) включает следующие взаимодополняющие этапы:
Диагностическим этапом является сбор необходимой информации о подростке. Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа и т.д.
Далее происходит анализ полученной информации.
На основе анализа определяется, сколько подростков нуждаются в неотложной помощи, кому необходима психолого-педагогическая поддержка, кому необходима экстренная социальная помощь и т. д.
На аналитическом этапе происходит - совместная разработка плана решения проблемы: выработка рекомендаций для подростка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого проблемного учащегося.
Далее - решение проблем, то есть выполнение рекомендаций каждым участником программы
Оценочный этап предполагает проведение комплексного исследования эффективности проводимой работы, анализ эффективности деятельностипрограммы ; выводы по проделанной работе.
Перспективный этап – проведение корректировки плана работы отдела с учётом выявленных недоработок и замечаний в ходе реализации программы. Отслеживание и дальнейший анализ результатов выполнения плана решения проблемы, развития подростка с девиантным поведением.
Основные мероприятия
Координационный план работы с детьми группы риска
№ | Мероприятия | Классн. рук. | Соц. пед. | Пси-холог | Зам. дир. по УВР | Зам. дир. по ВВР | Совет профи-лактики |
1. | Составление социального паспорта класса | + До 10 09.2012 | + До 10 09.2012 | ||||
2. | Составление характеристик на детей группы риска | + До 15.09.2012 | + До 15.09.2012 | + До 15.09.2012 | |||
3. | Выявление детей, находящихся в трудной жизненной позиции | ++ До 10 09.2012 | + До 10 09.2012 | + До 10 09.2012 | |||
4. | Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года | ||
5. | Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся | + До 15.09.2012 | + До 15.09.2012 | ||||
6. | Организация досуга и кружковой деятельности | + До 15.09.2012 | + До 15.09.2012 | ||||
7. | Составление административных писем, ходатайств и др. документ. | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года | |||
8. | Осуществление связи с КДН, ПДН и др. соц. службами | + в теч.года | + в теч.года | ||||
9. | Организация летней занятости | + 3 четверть | + 3 четверть | + 3 четверть | + 3 четверть | ||
1. | Контроль посещаемости занятий | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года | ||
2. | Контроль текущей успеваемости | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года | ||
3. | Вовлечение учащихся в кружки и секции | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года | ||
4. | Проведение профилактических бесед | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года | |
5. | Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года | ||
6. | Направление на консультации к психологу или мед. Специалистам | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года | |||
7. | Содействие в трудоустройстве | + По требованию | + По требованию | + По требованию | + По требованию | ||
8. | Проведение психодиагностики | + в теч.года | + в теч.года | ||||
9. | Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года | ||
10 | Разбор конфликтных ситуаций | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года |
1. | Посещение семей группы риска | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года | |||
2. | Проведение консультаций | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года | ||
3. | Приглашение на советы профилактики | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года | |||
4. | Выступления на род. собраниях | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года |
5. | Разработка рекомендаций по вос- питанию детей и улучшению взаимоотношений | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года |
1. | Осуществление обмена необход. информацией с предметниками | + в теч.года | + в теч.года+ | + в теч.года | + в теч.года | ||
2. | Консультации по результатам диагностики | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года | |
3. | Выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска | + в теч.года | + в теч.года | ||||
4. | Выступление на педсоветах | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года |
5. | Проведение деловых игр, семина- ров-практикумов для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми группы риска | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года | + в теч.года |
План реализации Программы
Организационные мероприятия | Работа с учащимися | Работа с родителями | Работа с педколлективом | |
С Е Н Т Я Б Р Ь | 1.Составление социальных паспортов классов 2. Составление характеристик на детей группы риска 3. Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации 4.Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся 5.Организация контроля кружковой деятельности | 1. Контроль посещаемости занятий 2.Контроль текущей успеваемости | 1. Посещение семей группы риска | |
О К Т Б Р Ь | 1. организация встреч учителей и специалистов школы с родителями. 2. заполнение картотеки и сводных таблиц на учащихся 3.Организация контроля кружковой деятельности | 1. Контроль посещаемости занятий 2.Контроль текущей успеваемости 3. Проведение профилактических бесед 4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися | 1. Посещение семей группы риска | 1.Осуществление обмена необходимой информацией с предметниками 2. Консультации по результатам диагностики 3. Выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска 4. Педсовет «Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка» |
Н О Я Я Р Ь | 1. Заполнение картотеки и сводных таблиц на учащихся | 1. Контроль посещаемости занятий 2.Контроль текущей успеваемости 3. Проведение профилактических бесед 4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися | 1. Посещение семей группы риска .2. Выступления на родительских собраниях | 1.Осуществление обмена необходимой информацией с предметниками 2. Консультации по результатам диагностики 3. Выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска 4. Педсовет «Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка» |
Д Е К А Б Р Ь | 1. Корректировка социальных паспортов классов 3. Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации 4.Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся 5.Организация контроля кружковой деятельности | 1. Контроль посещаемости занятий 2.Контроль текущей успеваемости 3.Проведение профилактических бесед 4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися 5. Направление на консультации к психологу или мед. специалистам 6.Проведение психодиагностики эмоционально-волевой сферы. 7. Разбор конфликтных ситуаций | 1. Посещение семей группы риска 2. Проведение консультаций 3. Приглашение на Совет профилактики 4. Выступления на родительских собраниях 5. Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимоотношений 6. Привлечение родителей к проведению Новогодних праздников | 1.Осуществление обмена необходимой информацией с предметниками 2. Консультации по результатам диагностики 3. Выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска 4. Педсовет «Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка» |
Я Н В А Р Ь | 1. Организация занятости детей во время каникул 2. Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности 4. Анализ работы по Программе профилактики и коррекции девиантного поведения. | 1. Контроль посещаемости занятий 2. Контроль текущей успеваемости 3. Проведение профилактических бесед 4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися 5. Разбор конфликтных ситуаций 6. Проведение диагностики межличностных отношений | 1. Посещение семей группы риска 2. Проведение консультаций 3. Приглашение на Совет профилактики 4. Выступления на родительских собраниях 5. Участие родителей в качестве научных руководителей на НПК «Шаг в будущее». | 1. Семинар – практикум для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми группы риска. 2. Консультации по результатам диагностики. 3. Проведение тренинга «Эмпатическое слушание» |
Ф Е В Р А Л Ь | 1. Корректировка социальных паспортов классов 3. Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации 4.Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся 5.Организация контроля кружковой деятельности | 1. Контроль посещаемости занятий 2.Контроль текущей успеваемости 3.Проведение профилактических бесед 4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися 5. Направление на консультации к психологу или мед. специалистам 6.Проведение психодиагностики эмоционально-волевой сферы. 7. Разбор конфликтных ситуаций | 1. Посещение семей группы риска 2. Проведение консультаций 3. Приглашение на Совет профилактики 4. Выступления на родительских собраниях 5. Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимоотношений 6. Привлечение родителей к проведению к проведению 23 февраля. | 1.Осуществление обмена необходимой информацией с предметниками 2. Консультации по результатам диагностики 3. Выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска 4. Педсовет «Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка» |
М А Р Т | 1. Корректировка социальных паспортов классов 3. Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации 4.Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся 5.Организация контроля кружковой деятельности | 1. Контроль посещаемости занятий 2.Контроль текущей успеваемости 3.Проведение профилактических бесед 4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися 5. Направление на консультации к психологу или мед. специалистам 6.Проведение психодиагностики эмоционально-волевой сферы. 7. Разбор конфликтных ситуаций 8. Содействие в трудоустройстве | 1. Посещение семей группы риска 2. Проведение консультаций 3. Приглашение на Совет профилактики 4. Выступления на родительских собраниях 5. Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимоотношений 6. Привлечение родителей к проведению к проведению 8 марта. | 1.Осуществление обмена необходимой информацией с предметниками 2. Консультации по результатам диагностики 3. Выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска 4. Педсовет «Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка |
А П Р Е Л Ь | 1. Корректировка социальных паспортов классов 3. Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации 4.Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся 5.Организация контроля кружковой деятельности | 1. Контроль посещаемости занятий 2.Контроль текущей успеваемости 3.Проведение профилактических бесед 4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися 5. Направление на консультации к психологу или мед. специалистам 6.Проведение психодиагностики эмоционально-волевой сферы. 7. Разбор конфликтных ситуаций 8. Содействие в трудоустройстве | 1. Посещение семей группы риска 2. Проведение консультаций 3. Приглашение на Совет профилактики 4. Выступления на родительских собраниях 5. Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимоотношений | 1. Семинар – практикум для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми группы риска. 2. Консультации по результатам диагностики. |
М А Й | 1. Корректировка социальных паспортов классов 3. Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации 4.Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся 5.Организация контроля кружковой деятельности | 1. Контроль посещаемости занятий 2.Контроль текущей успеваемости 3. Подведение итогов. | 1. Посещение семей группы риска 2. Проведение консультаций 3. Приглашение на Совет профилактики 4. Выступления на родительских собраниях 5. Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимоотношений 6. Привлечение родителей к проведению к проведению 9 мая. | 1.Осуществление обмена необходимой информацией с предметниками 2. Консультации по результатам диагностики |
Ресурсы.
Материальные:
- использование территории школы и ее техническое оснащение , столы, стулья, доска, письменные принадлежности, специализированная литература, и т.д.);
Экономические:
- основное финансирование за счет государственных(областных, муниципальных) средств.
Кадровые: Заместитель директора по воспитательной работе,
Малый педагогический совет, социальный педагог, психолог, классный руководитель
Ожидаемые результаты:
1. Выявление основных причин появления детей «группы риска».
2. Восстановление законных юридических, экономических, интеллектуальных и социальных прав ребёнка.
3. Сформированные личностная и социальная компетентности подростков, коррекция их негативных поведенческих проявлений через развитие у них позитивной, адекватной «Я – концепции», чувства самоуважения.
4. Развитые способности критически мыслить, умения ставить социально-значимые цели и принимать ответственные решения.
5. Обучение умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, избегать конфликтов.
6. Сформированные умения неагрессивными способами реагировать на критику, самозащиту, сопротивления со стороны других людей, умение противостоять вредным привычкам, решать проблемы социально позитивными средствами.
7. Создание условий гарантированной социальной защищённости учащихся: знание учащимися своих прав и обязанностей; их неукоснительное соблюдение учителями и другими субъектами учебно-воспитательного процесса; психологическое и социальное равенство обучающихся, исключающую какую-либо дискриминацию их по любому признаку; соблюдение прав обучающихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение.
8. Развитие творческих способностей и талантов детей, раскрытие их самобытности.
Негативные:
- при реализации программы негативных результатов не ожидается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект:Система работы по предупреждению и профилактике девиантного поведения детей и подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
в презентации преведен алгоритм работы с детьми девиантного поведения, находящихся в условиях учреждений интернатного типа....
«Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков»
Важно помнить, что только совместными усилиями всех специалистов будет обеспечена эффективность службы сопровождения учащихся по профилактике девиантного (отклоняющегося) поведения....
Работа с родителями в процессе реабилитации и коррекции девиантного поведения детей и подростков.
Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилит...
Статья "Методы профилактики и коррекции девиантного поведения подростка в работе классного руководителя"
Статья может быть использована в работе классного руководителя...
Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.
В данной лекции кратко раскрыта практика работы с девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА профилактики и коррекции девиантного поведения детей
Целью программы является коррекция девиантного поведения детей в результате целенаправленного педагогического воздействия, оказание психолого-педагогической помощи учащимся с девиантным поведение...
Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях центра содействия семейному воспитанию.
Девиантное поведение определяют как сложное социальное явление, в котором отражается одна из возможных форм проявления подростковой дезадаптации. В последнее время нарушение социальных норм со стороны...