Профилактика девиантного поведения воспитанников детского дома
методическая разработка по теме

Помозова Ирина Васильевна

     Для нашего детского дома проблема «трудных» детей и подростков особо актуальна. Часто мы слышим претензии от учителей, представителей общественности в адрес наших воспитанников: они не хотят учиться, пропускают и иногда срывают уроки, дерзят, сквернословят, хулиганят, воруют, дерутся и т.д. Общим для них является то, что все они имеют различные формы психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, неадекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: детского дома, школы, и т.д. У этих детей отмечаются раздражительность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, агрессивность и негативизм. В целом их поведение непредсказуемо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_deviantnogo_povedeniya.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика девиантного поведения

воспитанников детского дома

                                                                                Соловьева С.В. – воспитатель,

                                                                                Помозова И.В. – воспитатель,

                                                                           Беляева О.В. - воспитатель

Детский дом «Құлыншақ»

Караганда, 2017 г.              

     Проблема отклоняющего поведения детей и подростков всегда была актуальной. Девиантное поведение подростков - это поведенческие нарушения, связанные с поступками, не отвечающими общепринятым нормам поведения в обществе либо правонарушениями.

     Девиантное поведение может проявляться различными способами и в разном возрасте. Но в основном, говоря о девиантном поведении, имеют в виду подростковый возраст.  

     Проявляется девиантное поведение подростков такими отклонениями, как воровство, бродяжничество, хамство, алкголизация и наркомания, токсикомания, мелкое хулиганство, агрессивность или, наоборот, замкнутость, депрессия, самоунижение и др..

     Девиантное поведение оказывает максимально отрицательное влияние не только на психическое и физическое развитие ребенка, но и на его социализацию.

     Вопросы девиантного поведения связаны главным образом с детьми и подростками «группы риска», «трудновоспитуемыми детьми».

     У многих подростков отмечается крайне низкий уровень правовой культуры, что неминуемо приводит к росту количества правонарушений и преступлений, совершаемых детьми. Большая часть правонарушений и преступлений, совершается ими именно из-за недостаточности правового просвещения. Дети чаще всего не задумываются о последующей ответственности за совершенные проступки, так как ничего не знают о ней. Свою роль играет и тот факт, что несовершеннолетние не знают свои права и способы их защиты. В итоге это приводит к тому что, они защищают свои права любыми способами известными им, как правило, не правовыми. В связи с чем перед обществом встает насущная задача - формирование правого сознания у детей, начиная с малых лет.

     Для нашего детского дома проблема «трудных» детей и подростков особо актуальна. Часто мы слышим претензии от учителей, представителей общественности в адрес наших воспитанников: они не хотят учиться, пропускают и иногда срывают уроки, дерзят, сквернословят, хулиганят, воруют, дерутся и т.д. Общим для них является то, что все они имеют различные формы психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, неадекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: детского дома, школы, и т.д. У этих детей отмечаются раздражительность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, агрессивность и негативизм. В целом их поведение непредсказуемо.

      Характерной особенностью является то, что такие дети не признают своих отрицательных эмоций в связи с неправильным поведением, и поэтому у них с трудом формируются адекватные формы социального поведения.

     Всё это обуславливает необходимость проведения с ними активной профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений и самовольных уходов.

Детский дом обладает возможностью для проведения профилактической работы, в частности он имеет возможность влиять на развитие личности ребенка.        

     Педагогический коллектив детского дома ответственно относится к организации этой работы. Созданы условия для целенаправленной воспитательной работы по профилактике и предупреждению правонарушений среди воспитанников детского дома, профилактике экстремизма и терроризма, формированию у воспитанников устойчивых установок на неприятие наркотических веществ, а так же формирования установок толерантного сознания среди воспитанников детского дома;  развития умения понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей; усвоения стандартных приемов этических форм общения и творческого их использования с учетом обстановки, эмоционального состояния партнеров по общению, определяющих устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп, как основы гражданского согласия в демократическом государстве.  Воспитанникам оказывается действенная и незамедлительная социально-психологическая и педагогическая помощь при выявлении типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста, формируются навыки здорового образа жизни.

Вопросы по проводимой профилактической работе ежегодно рассматриваются на заседаниях педагогического совета, совещании при директоре, МО воспитателей, заседаниях ученического самоуправления «Батыр».

     С целью усиления работы по устранению причин и условий, способствующих совершению противоправных поступков,  в детском доме разработан комплекс мер, направленных на раннюю профилактику правонарушений: на совещании при директоре  заслушивается  информация  об итогах рейдовых отработок; отчет психолога, социального педагога  о проведенной работе с воспитанниками, состоящими на всех видах учета; информация воспитателей групп,  имеющих наибольшее количество детей, состоящих на  различных видах учета.

Одним из основных факторов в предупреждении правонарушений, совершаемых воспитанниками, является своевременное выявление «группы риска» и проведение индивидуальной работы с воспитанниками.  Для этого сформирован банк данных воспитанников «группы риска»; с целью оказания социально-психологической помощи и поддержки подросткам ведутся дневники наблюдений.      

     Профилактическая работа с воспитанниками по предупреждению правонарушений осуществляется совместно с инспектором по делам несовершеннолетних.

В детском доме действуют Совет по профилактики правонарушений и Совет по профориентации, деятельность которых организована согласно приказу о создании, положению и плану работы. В рамках Совета по профилактике правонарушений заслушивается работа воспитателей по профилактике правонарушений, рассматриваются материалы в отношении воспитанников, нарушающих Устав детского дома и школы, анализируются итоги проведенных рейдов.

В рамках Совета по профориентации заслушивается работа воспитателей, социального педагога, педагога-психолога. Регулярно анализируется состояние текущей профориентационной работы в детском доме, организуется опрос воспитанников с целью выявления их профессиональных намерений, интересов и склонностей, защита проектов.

        Особое внимание уделяется внеурочной занятости наших воспитанников. Дети занимаются в кружках и секциях детского дома, школы: «Мастерской чудес», краеведения, вокала, хореографии, вязания, игры на гитаре.

Большую роль в профилактической работе по правонарушениям, играет спорт. В детском доме работает инструктор по физической культуре.  Педагог организует активный отдых воспитанников в режиме вне учебного времени, организует и проводит с участием педагогических работников физкультурно-спортивные праздники, соревнования, дни здоровья и другие мероприятия оздоровительного характера, организует работу спортивных секций по футболу, теннису. Воспитанники посещают секции в спортивных центрах г. Караганды. Ребята участвуют в спортивных соревнованиях различного уровня от городского до международного и завоевывают призовые места.

            С целью повышения эффективности работы по предупреждению правонарушений детский дом тесно сотрудничает с сотрудниками прокуратуры, работниками правоохранительных органов, специалистами заинтересованных организаций (Центр «ЗОЖ», «СПИД» Облнаркодиспасер).

Необходимый компонент профилактической работы – детское самоуправление «Батыр». С его помощью создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту, развитию творческого потенциала, лидерских и организаторских способностей, взаимопонимания, активной гражданской позиции и общей культуры.

Одним из важных направлений в профилактике правонарушений является и организация летней занятости. В летний период воспитанники охвачены  отдыхом и оздоровлением в лагере «Жас даурен» расположенном в живописном месте Каркаралинской заповедной зоны.

Проводятся инструктажи:

- инструктажи по правилам поведения воспитанников в общественных местах;

-  инструктаж по проведению пешеходных экскурсий в городе;

- инструктаж по правилам поведения, пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий;

- инструктаж по правилам безопасного поведения на дорогах и на транспорте, соблюдения правил дорожного движения для детей;

- инструктаж по профилактике негативных криминогенных ситуаций во дворе детского дома, на улице и в общественных местах;

- инструктаж по правилам поведения при нахождении взрывоопасных предметов, правила обращения с взрывоопасными предметами, веществами для детей;

- инструктажи по технике безопасности воспитанников во время праздничных и каникулярных дней;

-   профилактика самовольных уходов и бродяжничества;

-   сохранность личных вещей имущества группы и детского дома.

Несомненна роль в работе  по предупреждению совершения правонарушений со стороны воспитанников, правовому воспитанию,  воспитанию здорового образа жизни, основам безопасности жизнедеятельности выпуск информационно – познавательного журнала «Азбука права» для воспитанников от 7 лет до 16 лет.

Он создан как средство массовой информации творческой группой воспитателей детского дома. Периодичность выпуска один раз в два месяца.   Журнал помогает воспитанникам выработать элементарные практические навыки защиты личных прав и свобод, ориентирует их на позитивную мотивацию правомерного поведения, учит выходить из любой жизненной ситуации, не нанося при этом урона ни себе, ни другим людям, ни окружающей среде; объединяет в едином информационном пространстве всех участников воспитательного процесса (воспитанников, воспитателей и других сотрудников детского дома). А веселые истории, тесты, кроссворды тренируют память, развивают творческие способности.

     Постоянные рубрики журнала:

Напоминалка;

Страна правовых знаний (ведет Правовед);

Страна Доктора ЗОЖ (ведет Доктор ЗОЖ);

Уроки безопасности (ведет Команда «Спас-Экстрим»);

Новости от центра профилактики извилин (ведет Учёный Кот);

Веселая минутка.

        Анализируя проводимую в детском доме профилактическую работу с воспитанниками по предупреждению правонарушений, можно сказать о положительной динамике по снижению количества воспитанников с девиантным поведением среди воспитанников детского дома. Заметно снизились пропуски уроков воспитанников без уважительной причины, уходы с последних уроков. Психологический климат в группах стал более благоприятный. Реже происходят конфликтные ситуации между воспитанниками среднего и старшего звена. Благодаря отлаженной воспитательной системе и регулярной пропаганде здорового образа жизни не зарегистрировано ни одного факта употребления алкогольных напитков и наркотических средств. Правовое просвещение заметно снизило статистику случаев воровства, хулиганства среди подростков с девиантным поведением.

Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в одной из своих книг отметил: «Наше молодое государство вырастет и возмужает, наши дети и внуки вырастут вместе с ним. Они будут ответственными и энергичными представителями своего поколения, хорошо образованными, обладающими прекрасным здоровьем. Они будут готовы работать в условиях рыночной экономики, сохраняя при этом традиции своих предков. Они будут одинаково хорошо владеть казахским, русским и английским языками. Они будут патриотами своей мирной, процветающей, быстрорастущей страны, известные и уважаемые во всем мире».

Мы убеждены, что грамотная целенаправленная воспитательно -образовательная работа по профилактике девиантного поведения

воспитанников детского дома будет способствовать формированию высоконравственных чувств, мыслей, идеалов, убеждений детей, т.е. формированию всего того, что со временем становится мировоззрением личности молодого поколения страны. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика конфликтов в детском доме как средство повышения эффективности работы с детьми. Методы и приемы управления конфликтом (тренинг с педагогами)

Тренинг позволяет совершенствовать умения управлять конфликтными ситуациями, учиться "учиться сориться так, чтобы после этого относиться друг к другу еще лучше" (В.Козлов)...

Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, оказавших в трудной жизненной ситуации (алкоголизм родителей) в системе детского сада и школы

Воспитание в школе реализуется через воспитательный процесс – взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию. В основе работы с учащимися, оказ...

Ос особенности мер профилактики суицида в детском доме

Настоящий материал представляет собой презентацию и доклад о профилактической работе педагогического коллектива...

Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, оказавших в трудной жизненной ситуации (алкоголизм родителей) в системе детского сада и школы

Воспитание в школе реализуется через воспитательный процесс – взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию.В основе работы с учащимися, оказав...

«Профилактика девиантного поведения подростков в условиях детского дома»

В данной разработке представлен практический опыт работы с детьми, относящимися к категории "трудновоспитуемых" и проживающих в условиях детского дома. Особо акцентируется внимание на организации комп...

ЖУРНАЛ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ «АЗБУКА ПРАВА» приложение к статье «Профилактика девиантного поведения воспитанников детского дома»

   Одна из форм профилактики девиантного поведения – выпуск информационно – познавательного журнала «Азбука права» для воспитанников групп по типу семьи. Он со...