ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА профилактики и коррекции девиантного поведения детей
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Нурмухаметова Алия Флюровна

Целью программы является коррекция девиантного поведения детей в результате целенаправленного педагогического воздействия, оказание психолого-педагогической помощи учащимся с девиантным поведением для успешной адаптации и социализации в школьном коллективе в период обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deviantnoe_povedenie.docx63.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                        

  средняя общеобразовательная школа с.Итеево

муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

____________/ ______________/

Протокол ШМО

№____ от «____»___________2019 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________________/ __________/

№____ от «____»___________2019 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ с. Итеево

____________/ ______________/

Приказ

№____ от «____»___________2019 г.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

профилактики и коррекции девиантного поведения детей

                                                                                                            Составила учитель физической культуры

                                                                                                               

                                                                                                                   МБОУ СОШ с.Итеево: Нурмухаметова Алия Ф.

с. Итеево, 2019 г.

Аннотация

С каждым годом в общеобразовательных школах неуклонно растет число учащихся с поведением, отличным от нормы – девиантным. Девиантное поведение в целом можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля за собственным поведением. Отклонения в поведении детей, появление неблагополучных семей это результат социально – экономической, экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, чрезмерность занятости родителей, участившихся разводов, неблагоприятных семейно – бытовых отношений, отсутствие контроля над поведением, самоустранение семьи от процесса воспитания.

Все вышеперечисленные факторы оказывают негативное влияние на подрастающее поколение, дети вынужденно «вживаются» в окружающую среду и в результате появляется нежелание детей учиться, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество.

Главная задача всех участников воспитательного процесса – вовремя увидеть появление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации. И начинать такую работу необходимо уже в начальной школе.

На сегодняшний день существует дефицит знаний в области психолого- педагогического взаимодействия с детьми девиантного поведения. Актуальность данной программы состоит в том, что она нацелена на профилактическую и развивающую работу с детьми девиантного поведения, отвлечение от негативного влияния улицы, среды сверстников девиантного поведения, приобщение через отработанные педагогические технологии к здоровому образу жизни, создание условий для физического, психического и социального благополучия. На одном из первых мест в работе с этими детьми стоит проблема сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся - фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности; защиты прав и интересов ребенка из неблагополучной семьи, оказания комплексной помощи.

Включенный в программу комплекс занятий и мероприятийнаправлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, на индивидуальную психолого-педагогическую работу с учащимся, а также мер по восстановлению социального статуса ребенка в коллективе сверстников.

Но решать эти задачи в одиночку сложно и порой даже невозможно. Именно поэтому необходимо объединить усилия учителя с социального-психологической службой школы (социальный педагог, психолог), родителей, работников ОПДН, ТКПДН, учреждений дополнительного образования.

 В классе имеются  дети, поведение которых требует повышенного внимания. Несмотря на то, что в целом класс является благополучным, в то же время необходимо осуществлять профилактическую работу, чтобы в будущем эти дети не попали в «группу риска» и не стали «трудными».

Одним из приоритетных направлений с этой группой детей является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество со всеми субъектами профилактики позволяет совместно выбирать для каждого ребенка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают. На это направлена данная программа.

Целью программы является коррекция девиантного поведения детей в результате целенаправленного педагогического воздействия, оказание психолого-педагогической помощи учащимся с девиантным поведением для успешной адаптации и социализации в школьном коллективе в период обучения.

Реализация программы направлена на решение следующих задач:

  • Осуществление диагностической работы с целью выявления учащихся девиантного поведения, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом.
  • Осуществление комплексной коррекционной работы с детьми девиантного поведения и с семьей в целях восстановления здоровых взаимоотношений между членами и коррекцией имеющихся отношений в семейном воспитании, формирование семейных ценностей.
  • Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни.
  • Оказание социально-психологической и педагогической помощи учащимся, имеющим отклонение в поведении, либо проблемы в обучении.
  • Формирование у детей девиантного поведения через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.
  • Оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.
  • Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.
  • Прививать уважение к сверстникам, помочь выполнять определенную роль в классном коллективе.

     Одним из важнейших направлений в профилактике среди молодежи является организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства.

К основным причинам, сдерживающим использование физической культуры и спорта в профилактике отклоняющего поведения, следует отнести:

  • недостаточное количество спортивных баз;
  • недооценивание возможностей спортивной деятельности со стороны госструктур вне сферы физической культуры и спорта;
  • недостаток информации и пропаганды здорового образа жизни;
  • снижение вклада научных и образовательных учреждений в развитие спорта и переподготовку специалистов;
  • низкие темпы развития клубной системы занятий физической культуры и спорта с учетом потребностей и возможностей населения;
  • недостаток квалифицированных кадров и низкий уровень их материального обеспечения.
  • Программа профилактики девиантного поведения у подростков и молодежи должна состоять из трех взаимосвязанных блоков: психолого-педагогической диагностики особенностей личности, средств и методов формирования интереса к систематическим занятиям физической культуры и спорта и блока дифференцированного применения физической культуры и спорта для коррекции психоэмоционального состояния; повышения уровня двигательных способностей и функционального состояния организма.
  • Изучение личностных особенностей требует подбора методик, позволяющих не только изучить личностные особенности индивида, но и установить причины, если таковые имеются, девиантного, асоциального поведения. Подбор диагностических методик должен предусматривать изучение: особенностей поведения подростков, их способностей, самочувствия, отношения к учебе, взаимоотношений в семье, потребностей и интересов (в том числе и негативных), физического развития и физической подготовленности, отношения к физкультурно-спортивной деятельности и приоритетных видов этой деятельности.
  • Методика физического воспитания педагогически запущенных подростков имеет свои специфические особенности, так как наряду с задачами оздоровления организма и повышения моторного потенциала решаются задачи коррекции психоэмоционального состояния и нравственной сферы личности.
  • Важным этапом профилактической работы следует считать вовлечение детей и подростков в занятия спортом, учитывая мотивы начала занятий в секции, ведущие и лимитирующие звенья в структуре различных сторон подготовленности.

Основными средствами вовлечения детей и подростков в физкультурно-спортивную деятельность являются:

  1. на начальном (побуждающем) этапе – беседы, убеждения, просмотр видеофильмов, ознакомление с особенностями и характеристиками видов спорта;
  2. на этапе формирования устойчивого интереса к физической культуре и спорту – беседы, контроль за посещаемостью занятий, успеваемостью в школе, дисциплиной, выполнением поручений тренера-учителя, участие в соревнованиях и их судействе и т.д.;
  3. на этапе стойко сформировавшегося интереса к занятиям физической культурой или виду спорта – контроль тренера и педагогов за деятельностью подростков, поощрения, награждения, участие в соревнованиях, ходатайство о снятии с учета в органах милиции.

Среди первоочередных задач профилактики отклонений в поведении средствами физической культуры и спорта следует рассматривать:

  • повышение ответственности родителей за здоровье детей и уровень их образования в области физической культуры и спорта;
  • физическую культуру как образовательную область и учебный предмет, который должен быть включен в план всех образовательных учреждений;
  • объем двигательной активности на всех возрастных этапах (он должен составлять не менее 6-8 ч в неделю).

Механизм реализации физического воспитания и спорта должен предусматривать:

  • урочные формы занятий в образовательных учреждениях, начиная с яслей и заканчивая вузами;
  • дополнительные, внеурочные формы занятий в семье, секциях, спортивных клубах и т.п.;
  • спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия (туризм, спартанские игры, спартакиады школьников и др.).
  • Важными направлениями работы по профилактике отклоняющегося поведения средствами физической культуры и спорта являются систематизация, обобщение и распространение передового опыта, накопленного в различных регионах России.
  • В целях создания эффективных технологий и организационно-управленческих моделей физкультурно-профилактической работы среди, подростков и молодежи Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму создал Федеральные экспериментальные физкультурно-спортивные центры по разработке и апробации технологий профилактики наркомании. Анализ работы таких центров, проведенный специалистами Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры и спорта, позволяет говорить о том, что там, где имеются высококвалифицированные кадры, разработаны научно обоснованные методические рекомендации профилактики наркомании и намечены конкретные методические пути реализации этой проблемы.

В сложившихся условиях видится необходимость координации работы экспериментальных центров в плане единства методологических подходов, методов исследования и путей реализации программ профилактики асоциального поведения средствами физической культуры и спорта. При этом приоритетными направлениями работы каждого центра должно быть его ведущее "сильное" звено. В конечном итоге такая работа позволит реализовать единую систему профилактики негативного поведения.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Для организации и проведения профилактической работы среди подростков девиантного поведения, для оперативной корректировки и оценки ее эффективности необходимо постоянно отслеживать ситуацию, т.е. педагоги, психологи и др. должны проводить мониторинг факторов риска.

Отклонения в поведении подростков могут быть обусловлены следующими причинами:

1) социально-педагогической запущенностью, когда подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;

2) глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в классе, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей и др.;

3) отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;

4) отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;

5) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социальной Обязательным условием в организации и проведении воспитательно-профилактической работы с подростками девиантного поведения, является применение педагогических приемов, способствующих оптимизации психоэмоциональной сферы личности. Отметим, что при перевоспитании необходимо учитывать индивидуальные особенности подростков и восприимчивость к педагогическим воздействиям .

Программно-содержательное и методическое обеспечение профилактики девиантного поведения подростков с использованием физической культуры и спорта строилась с учетом следующих положений:

  • оздоровительно-профилактическая направленность физической культуры и спорта, способствующей формированию устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями;
  • адекватность средств и методов физической культуры и спорта личностным особенностям подростков, их интересам и потребностям, с использованием педагогических приемов, направленных на снижение уровня тревожности и агрессивности, повышение самооценки личности, развитие физических и нравственно-этических качеств, повышение мотиваций к учебной и физкультурно-оздоровительной деятельности .

При составлении программы профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта я основывалась на возрастной периодизации физического, психического и нравственного развития подростков, учете возрастно-половых различий, личных мотивов и интересов к физической культуре и спорту.

Воспитательно-профилактическая работа с подростками девиантного поведения должна осуществляться в следующих

направлениях:

  1. Диагностика уровня нравственности и воспитанности, психофизического состояния подростков с девиантным поведением. Исходя из цели и поставленных задач, а также данных, полученных в результате теоретического анализа научной психолого-педагогической литературы я считаю правильным в своей работе провести исследование нравственной сферы на основе комплексной методики «Изучение осознания нравственных норм у детей».
  2. Выявление двигательных способностей, физической подготовленности подростков девиантного поведения. Это направление возможно осуществить через наблюдение за подростками, например, в школьных и районных соревнованиях по футболу, волейболу, лыжным и спортивным эстафетам.
  3. Разработка программы профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта.
  4. Определение мотивации и потребностей подростков различных возрастных групп к физкультурно-оздоровительной деятельности.

Основная  роль  в  организации  профилактических  мероприятий  отводится  педагогам  —  преподавателям  физической  культуры.  Которые  в  свою  очередь  преследуют  цель  создания                      благоприятного  климата,  оказывающего  влияния  на  развитие  положительных  качеств  в  процессе              спортивной  деятельности  и  уменьшению  негативных  личностных  качеств,  характерных  для  девиантного  поведения.

  
Весь  процесс  профилактики  девиантного  поведения  можно  разделить  на  несколько  этапов.  На  первом 

этапе  я планирую  применить  метод  анкетирования,  изучить  мотивы  подростков.  Основной  задачей 

является  выяснение  отношения  учащихся  к  физической  культуре  и  активному  отдыху.  В  случае             негативного  отношения  предполагается  выявление  причин  нежелания  включаться  в  спортивную               деятельность. 

Анкетирование  позволить  мне  выявить  физическое  состояние  учащихся,  отношение  детей  к  занятиям    физической  культурой. 

Следующий  этап  включает  в  себя  собственно  профилактическую  работу.  Основная  цель  данного  этапа  заключается  в  активное  вовлечение  в  активную  двигательную  деятельность,  развитие  двигательных         умений,  использование  различных  методов  и  приемов  организации  оздоровительной  работы.

Третий  этап  характеризуется  установлением  положительных  отношений  между  сверстниками  в  процессе  занятий  физической  культурой.  Для  достижения  желаемого  результата  предполагается  включение            подростков  на  занятиях  в  малые  группы,  так  как  именно  в  таких группах  для  подростков  характерен  ведущий  вид  деятельности  общение  со  сверстниками.  Работа  в        группе  способствует  развитию  таких  качеств  как  взаимопомощь,  целеустремленность,  формируется  воля  и  совершенствуется  умение  работать  в  коллективе.  Основной  побудительной  силой  выступает                стремление  добиться  успеха,  которое  реализуется  через  такой  метод  обучения  как  преподавание.

Последний  четвертый  этап  основывается  на  формировании  у  подростков  потребности  в  активном           образе  жизни.  Данный  этап  характеризуется  наличием  таких  форм  и  методов  занятий  физической  культурой,  которые  бы  способствовали  возникновению  потребностей  и  интереса  в  регулярных  занятиях          спортом,  достижению  высоких  успехов  и  желанию  поддерживать здоровый образ жизни. 


Таким образом, для  того,  что  бы  повысить  эффективность  воспитательно-профилактической  работы  с  подростками  девиантного  поведения  в  общеобразовательной  школе,              необходимо,  создать  программу  профилактики  девиантного  поведения  подростков  с  использованием       физической  культуры,  способствующей  совершенствованию  психического  и физического здоровья. 

Ожидаемые результаты реализации программы:

1) Учащимся девиантного поведения будут прививаться нормы поведения, морали. Появится опыт решать свои проблемы и трудности совместно с классным руководителем (учителем), социальным педагогом, психологом. Процесс социализации и становления личности несовершеннолетнего пройдёт естественно, бесконфликтно. Снизится количество учащихся, стоящих на учете.

2) Родители смогут получать квалифицированную помощь в воспитании и обучении своих несовершеннолетних детей, имеющих проблемы в обучении и адаптации. Тесная взаимосвязь с родителями позволит глубже понять причину девиантного поведения учащегося для коррекции и содействия. Профилактические меры воздействия на семью позволят контролировать семейные отношения, укрепят воспитательный потенциал родителей, поспособствуют благоприятной обстановке для полноценного воспитания, обучения и развития учащегося.



Приложение 1.

План

спортивных мероприятий

на 2019-2020 учебный год

№ п/п

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Место проведения

участники

Ответственный за проведение

1.

День Здоровья

сентябрь

спорт. площадка, спорт. зал

1 – 9 классы

Классные руководители, учитель физкультуры

3.

Первенство школы по мини - футболу

Спорт.площадка

2-4 классы

учитель физкультуры, классные руководители

4.

Первенство школы по мини - футболу

спорт.площадка

5-9 классы

учитель физкультуры, классные руководители

5.

Соревнования по шахматам

октябрь

Учебный кабинет

1 – 4 классы

учитель физкультуры.

6.

Соревнования по шахматам

Учебный кабинет

5-9 классы

учитель физкультуры, классные руководители

7.

Сдаем нормы ГТО

Спортивный зал, спортплощадка

2 - 9 класс

Учитель физкультуры, классные руководители

8.

Выставка рисунков «О! Спорт - ты жизнь».

ноябрь

фойе

1-5 классы

Учитель физкультуры, классные руководители

9.

«Движение – жизнь», игра по правилам. Эстафеты по ПДД

Спорт.зал

1-4 классы

Учитель физкультуры, классные руководители

10.

Соревнования по шашкам

Учебный кабинет

1 – 4 классы

Классные руководители, учитель физкультуры

11.

Соревнования по шашкам

Учебный кабинет

5 - 9 классы

Классные руководители, учитель физкультуры

12.

Мама, папа, я – спортивная семья (эстафеты)



декабрь

Спорт.зал

1- 4 классы

Классные руководители, учитель физкультуры

13.

Турнир по настольному теннису

Спорт. зал

5 - 7 классы

Классные руководители, учитель физкультуры

14.

Фестиваль «Радуга Здоровья» (баскетбол девушки)

По назначению

Сборная школы

Учитель физической культуры

15.

Фестиваль «Радуга Здоровья» (баскетбол юноши)

По назначению

Сборная школы

Учитель физической культуры

16.

Турнир по настольному теннису

Спорт.зал

8-9 классы

Учитель физкультуры

17.

Выставка рисунков «ЗОЖ».

Фойе

1-9 классы

Классные руководители, учитель физкультуры

18.

Веселые старты. Отборочные соревнования

Спорт.зал

2 -4 классы

Учитель физической культуры

19.

Эстафеты на лыжах

январь

спорт.площадка

2 - 9 классы

Классные руководители, учитель физической культуры

20.

Эстафеты «Зимние забавы»

спорт.

площадка

1 – 4 классы, родители

Классные руководители, учитель физкультуры

21.

Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества

февраль

Спорт. зал

5-9 классы

Учитель по ОБЖ, учитель физкультуры

22.

Сдаем нормы ГТО

Спорт.зал

2- 9 классы

Учитель физической культуры

23.

Соревнования по волейболу

спорт.зал

5 - 9 классы

Учитель физкультуры

24.

Соревнования по пионерболу

апрель

Спорт.зал

3 – 5 классы

Учитель физкультуры

25.

Фестиваль «Радуга Здоровья» (волейбол девушки)

По назначению

Сборная школы

Учитель физической культуры

26.

Фестиваль «Радуга Здоровья» (волейбол юноши)

По назначению

Сборная школы

Учитель физической культуры

27.

Фестиваль «Радуга Здоровья» (легкая атлетика, кросс, )

Май

По назначению

  1. 9 классы

Учитель физической культуры

28.

Выставка рисунков «Здоровье – это здорово!»

фойе

1-9 классы

Классные руководители, учитель физической культуры

29.

Проведение спортивных секций, кружков

В течение учебного года

школа

1 – 9 классы

учитель физкультуры

30.

Проведение гимнастики до занятий, подвижные игры на переменах.

В течение учебного года

школа

1 – 9 классы

Классные руководители, учитель физической культуры.


Игры, способствующие снижению агрессии в поведении.

Игра  «Спусти пар» (продолжительность -10 минут)

Цель: работа с гневом и обидами, возникающими в отношениях между детьми.

Инструкция: сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Я хочу предложить вам игру, которая называется «Спусти пар». Играют в нее так:

Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь «спустить пар». Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать: «У меня пока ничего не накипело и мне не нужно «спускать пар». Когда круг «спускания пара» завершится, дети, на которых жаловались, могут высказаться по этому поводу. А теперь подумайте о том, что вам сказали. Иногда вы можете изменить в себе то, что мешает другим, иногда вы не можете или не хотите ничего менять. Услышали ли вы о чем-то таком, что можете и хотите изменить в себе? Если да, то вы можете сказать, например: «Я больше не хочу сбрасывать твои вещи с парты».

Игра «Датский бокс» (продолжительность -10 минут)

Цель: научить отстаивать интересы, сохраняя хорошие отношения с партнером.

Инструкция: Кто может рассказать мне о каком-нибудь своем хорошем споре? Как все проходило? Почему этот спор ты считаешь хорошим? О чем вы спорили? Я хочу показать вам, как с помощью большого пальца руки вы можете провести хороший спор. Хорошим спор бывает до тех пор, пока мы следуем правилам ведения спора и радуемся тому, что и наш партнер выполняет правила. При этом мы не хоти никого обидеть. Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Затем сожмите руку в кулак и прижмите его к кулаку своего партнера так, чтобы ваш мизинец был прижат к его мизинцу, ваш безымянный - к его безымянному, ваш средний - к его среднему, ваш указательный – к его указательному. Стойте так, словно вы привязаны друг к другу. Тем более что это так и есть: во всяком споре «спорящие» всегда тем или иным образом зависят дуг от друга. Итак, восемь пальцев прижаты друг к другу, а большие пальцы вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх. Затем один из вас считает до трех, и на счет «три» начинается бокс. Побеждает тот, чей большой палец окажется сверху, прижав большой палец партнера к руке хотя бы на секунду. После этого вы можете начать новый раунд. После пяти раундов сделайте перерыв, чтобы рука отдохнула, и выберите себе другого партнера. Прощаясь со своим партнером, поклонитесь ему в благодарность за честное ведение игры.

Игровое упражнение «Агрессивное поведение» (продолжительность - 10 минут).

Цель: разобраться в собственном агрессивном поведении и исследовать чужое. 

Материалы: Бумага и карандаш – каждому ребенку.

Инструкция: Возьмите каждый по листу бумаги и запишите на нем все, что делает тот человек, о котором можно сказать: «Да, он действительно агрессивный». Выпишите небольшой рецепт, следуя которому можно создать агрессивного ребенка. Например, пара крепких кулаков, громкий голос, большая порция жестокости и т.д. (Затем попросите нескольких учеников продемонстрировать элементы такого поведения, а класс должен отгадывать, что именно они показывают.) А теперь подумайте, какие элементы агрессивного поведения встречаются здесь, в этом классе. Что тебе кажется агрессивным? Когда ты сам проявляешь агрессивность? Каким образом ты можешь вызвать агрессию по отношению к себе? Возьми еще один лист бумаги, раздели его вертикальной линией посередине. Слева запиши, как окружающие в течение учебного дня проявляют агрессию по отношению к тебе. Справа запиши, как ты сам проявляешь агрессию по отношению к другим детям в школе. После этого попросить учеников зачитать свои записи.

Анализ упражнения:

- Вы можете представить, что кто-нибудь из вас станет драчуном?

- Бывают ли такие дети, которые проявляют свою агрессию не кулаками, а каким-то другим способом?

- Почему и дети, и взрослые так часто пытаются почувствовать свое превосходство, унизив других?

- Как ведет себя жертва агрессии?

- Как бы ты описал свое собственное поведение?

Игровое упражнение «Безмолвный крик» (продолжительность - 7 минут)

Цель: помочь детям понять, что они могут одновременно контролировать себя и избавляться от напряжения.

Инструкция: закрой глаза и трижды глубоко и сильно выдохни. Представь себе, что ты идешь в тихое и спокойное место, где никто тебе не помешает. Вспомни о ком-нибудь, кто действует тебе на нервы, кто тебя злит и причиняет тебе какое-то зло. Представь себе, что этот человек еще сильнее раздражает тебя. Пусть твое раздражение усиливается. Определи сам, когда раздражение станет достаточно сильным. Тот человек тоже должен понять, что больше раздражать тебя уже нельзя. Для этого ты можешь закричать изо всех сил, но так, чтобы никто не услышал в классе. То есть кричать нужно про себя. Может быть, ты захочешь заорать: «Хватит! Перестань! Исчезни!» Открой рот и закричи про себя так громко, как только сможешь. В твоем потайном месте ты один, там никто не может услышать тебя. Закричи еще раз, и в этот раз ори еще громче! Ну вот, теперь хорошо. А теперь снова вспомни о человеке, который осложняет тебе жизнь. Представь себе, что каким-то образом ты мешаешь этому человеку злить себя. Продумай в своем воображении, как ты сможешь сделать так, чтобы он больше тебя не мучил. А теперь открой глаза и расскажи нам о том, что ты пережил.

Анализ упражнения:

- Смог ли ты в своем воображении крикнуть очень-очень громко?

- Кого ты представил в образе своего злого духа?

- Что ты кричал?

- Что ты придумал, чтобы остановить этого человека?

Игры, направленные на формирование уверенности в себе.

Игра «Ворвись в круг» (продолжительность - 10-12 минут).

Цель: проанализировать чувство отверженности.

Инструкция: Кто из вас бывал когда-нибудь в ситуации, когда другие дети не принимали его в свою игру? Что вы делали в таких случаях? Что происходит, если одного и того же ребенка постоянно не принимают в игру? Встаньте в один большой круг и крепко сцепитесь руками. Один ребенок должен остаться за кругом и попытаться прорваться в круг. Как только ему это удастся, следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться в него и остаться в нем. Пожалуйста, будьте осторожны, чтобы никому не причинить боли. Дайте возможность как можно большему количеству детей собственными силами проникнуть в круг. Если ребенок оказывается не в состоянии сделать это, проследите, пожалуйста, чтобы, он находился вне круга не более одной минуты. Дети должны пустить этого ребенка в круг, а кто-то другой выходит из него и продолжает игру.

Игровое упражнение «Достижение цели» (продолжительность 18 минут).

Цель: настроить на успех.

Инструкция: Посидите несколько мгновений в тишине и подумайте, чего бы вы хотели достичь в этом году. Чему вам хотелось бы научиться? Подумайте, как вы могли бы без слов показать группе, чему вы хотите научиться. (2-3 минуты). После этого дать каждому ребенку 2 минуты, чтобы он показал собственную пантомиму. Остальные дети угадывают, что им хотели показать. В больших классах можно проводить эту игру, объединяя детей в подгруппы по 6-7 человек.

 Анализ упражнения:

- Трудно ли тебе было выбрать важную цель?

- Как ты себя чувствовал, когда изображал ее?

- Веришь ли ты, что в течение года сможешь достичь этой цели? Что тебе нужно сделать для этого?

- Чему ты научился, узнав о том, к чему стремятся другие дети?

- Откуда ты берешь свои цели?

- Не слишком ли они глобальные? Или, может быть, слишком мелкие? Или как раз достижимые?

Игровое упражнение «Растянись!» (продолжительность - 8 минут).

Цель: научить раздвигать границы собственного образа «Я».

Инструкция: Сейчас вы можете научиться растягивать свое тело и дух. Встаньте где-нибудь на свободном месте и закройте глаза. Представьте, что у вас в руках кусок глины. Начните разминать его, чтобы он стал как можно более мягким. Возможно, вам понадобится для этого вся сила кистей рук и предплечий. (30 секунд.) Теперь откройте глаза. Покажите мне различные способы того, как вы можете растягивать этот комок размягченной глины. Вы можете крутить его между ладоней, чтобы он от этого вытягивался, можете его растянуть, можете защипывать края и сделать из них тонкие жгутики. Когда вы хотите растянуть свой комок глины другим способом, сначала снова скатайте его в мягкий шар (2-3 минуты). Это у вас хорошо получилось. Теперь положите комок перед собой на пол, встаньте ровно и прямо и снова закройте глаза. Представьте, что ваши ноги прочно прикреплены к полу. Теперь высоко-высоко задерите свои руки в небо, как будто вы хотите достать ими до звезд. Встаньте на цыпочки. Наклонитесь и прикоснитесь к полу. Как далеко от тела вы можете потянуться руками по полу в одну сторону, не сгибая колен? А теперь покажите мне, как далеко вы можете вытянуть руки позади спины? Представьте, что вы находитесь в большом стеклянном шаре, который окружает вас со всех сторон. Оставайтесь в середине этого шара и попытайтесь прикоснуться к нему изнутри кончиками пальцев и носками ног. Постарайтесь достать до всех точек этого шара. Если хотите, вы можете для этого вертеться на месте, но следите за тем чтобы вы всегда стояли точно в середине этого шара… (1-2 минуты.) Теперь остановитесь, пусть ваши глаза будут закрыты. Представьте, что ваше тело во все стороны немного расширилось и удлинилось. Представьте себе какую-нибудь новую интересную цель, которую вы хотели бы достичь. Может быть, вы хотели бы научиться играть в новую игру или играть на музыкальном инструменте. Представьте себе, как вы тянетесь к этой цели. Посмотрите, что вы делаете, чтобы дотянуться до нее. А теперь постарайтесь увидеть, как вы достигли этой цели и делаете при этом все, что хотите. Насладитесь тем, что смогли достичь эту цель. Порадуйтесь этой новой возможности (1-2 минуты.). А теперь немножко потрясите головой, откройте глаз и вернитесь на свои места.

Игры,  направленные на снижение эмоционального напряжения.

Игровое упражнение «Стряхни!» (1 минута).

Цель: стряхнуть все негативное, ненужное и мешающее.

Инструкция: Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас множество сил. Например, кому-нибудь из вас может придти в голову мысль: «Опять у меня не получилось. Я не умею рисовать и никогда не научусь этому». А кто-то может сказать себе: «В последнем диктанте я наделал кучу ошибок. В следующем я опять наделаю не меньше». Другой может подумать: «Все равно я не такой умный, как другие. Что мне зря стараться?» Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака. Она трясет спиной и головой так сильно, что вся вода брызгами разлетается в стороны. Вы можете сделать, примерно, то же самое. Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе – слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки. Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились. (Всего 30 – 60 секунд.)

Игровое упражнение «Взгляд в будущее» (17 минут).

Цель: поверить в «мечту жизни».

Материалы: Бумага, карандаш – каждому ребенку.

Инструкция: Вы когда-нибудь задумывались о том, что вы будете делать в этом году… через пять лет… через десять лет? С кем вы говорите о том, чего бы вы хотели достичь и что пережить в своей жизни? Я хотела бы, чтобы вы сейчас задействовали свою фантазию и представили, какой прекрасной станет ваша жизнь. Сядьте удобно и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха. Представь себе, что ты ночью лежишь в своей постели и видишь прекрасный сон. Ты видишь самого себя через пять лет… (15 секунд.) Обрати внимание, как ты выглядишь через пять лет; где ты живешь; что ты делаешь. (15 секунд.) Представь себе, что ты очень доволен своей жизнью. Ты еще продолжаешь ходить в школу или ты уже работаешь? За что именно ты отвечаешь? Что ты умеешь делать из того, чего не умеешь еще сейчас, когда ты еще ребенок и ходишь в школу? (30 секунд.) В течение некоторого времени подумай и постарайся понять, что тебе потребовалось сделать, чтобы достичь такого результата. Какие шаги ты для этого предпринял? (1 минута.) Теперь вернись обратно, в настоящее, и хорошо запомни все, что ты увидел и что узнал о самом себе. Потянись немного, напряги и расслабь все свои мускулы и открой глаза. Теперь возьми лист бумаги и опиши, что ты будешь делать через пять лет. Запиши, где ты будешь жить, во что будешь играть. Напиши, кто будет важен для тебя в твоей жизни. Опиши, как ты достиг всего этого. (15 минут.)  

Игровое упражнение «Копилка хороших поступков» (продолжительность - 10 минут).

Цель: завершить школьную неделю приятными переживаниями.

Материал: Каждому ребенку выдаются бумага и карандаш.

Инструкция: Мы все хотим достичь в жизни успехов. Может быть, вы хотите стать такими же успешными в своих делах, как и ваши родители, а, может быть, даже еще больше, чем они. Большинство людей полагает, что они добьются большего успеха, если постоянно будут подгонять себя, требуя от самих себя быть лучше, быстрее, умнее. И многие из них забывают сделать самый первый и самый важный шаг, лежащий в основе всякого успешного результата. Мы можем считать себя добившимися успеха лишь тогда, когда знаем, в чем мы его добились и каким образом мы это сделали. Обычно нам нужно некоторое время на то, чтобы заменить и запомнить свои достижения. Возьмите лист бумаги и запишите три хороших поступка, которые вы совершили на этой учебной недели. Мысленно вспомните все хорошее, что вы сделали. Например, выполнили сложное и неприятное задание, подготовились к трудному уроку, выучили длинное-длинное стихотворение. Выберите три таких поступка, которыми вы гордитесь больше всего, но только три. После того, как вы запишите их, похвалите себя одним спокойным предложением за все три события. Например: «Инна, ты на самом деле сделала» это здорово. Затем запишите на свой лист эту фразу. На все это у вас есть пять минут. Такое признание своих достижений мы будем отныне проводить каждую неделю. Конечно, вы всегда радуетесь, когда окружающие признают ваши достижения. Но они могут и не замечать всех ваших успехов. Поэтому важно уметь самостоятельно замечать все хорошее, что вы сделали и заслуженно хвалить себя. Это станет залогом ваших новых побед.

Упражнения по развитию коммуникативных навыков и контактности.

 Упражнение «Пятерка»

Очень простая и веселая игра, помогающая участникам потренировать внимание и сообразительность. Все игроки встают в круг. Каждый участник группы (начиная с ведущего) по очереди называет числа натурального ряда: один, два, три… Запрещается называть числа, заканчивающиеся на цифру пять и кратные пять (например: пять, десять, пятнадцать и т.д.). Если игроку досталось такое число, он должен молча подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Играть можно до трех оставшихся наиболее внимательных игроков. Понятно, что вместо пятерки можно использовать другие цифры.

Упражнение «Путаница»

Это упражнение включается в занятие, если у игроков много энергии и позволяет время. Все становятся в круг и поднимают правую руку. Теперь надо взять за руку любого из участников, кроме своего соседа. Не разжимая правых рук, повторить то же левыми. Теперь все запутались в клубок. Надо распутать этот клубок, держась за руки.

Упражнение «Толкалки»

Упражнение позволяет канализировать агрессию через игру и движение. «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки и обопритесь ладонями на плечи своего партнера. По моему сигналу начните толкать друг друга ладонями. Выигрывает тот, кто сдвигает своего партнера с места. Будьте внимательны, никто никому не должен причинить боль. Не толкайте своего партнера к стене или на какую-нибудь мебель. Когда я кричу «стоп!», все должны остановиться.

Насколько вам понравилась игра? Кого вы выбрали себе в партнеры? Вы толкались изо всех сил или сдерживали себя? Когда вы играли, вы больше толкали партнера или больше сопротивлялись? Вы с партнером оба действовали по правилам? Что вы придумали, чтобы победить? Что каждый из вас сейчас чувствует по отношению к своему партнеру?»

Если вы играете в эту игру в помещении, позаботьтесь о том, чтобы свободного места было достаточно. Пусть участники сначала потренируются. Когда они немного освоятся с игрой и в группе установится более открытая атмосфера, можно попросить участников выбрать себе партнера, на которого они когда-либо сердились.

  1. Упражнение «1,5 минуты»

Все участники садятся по кругу. Инструкция «У вас 1,5 минуты, в ходе которых надо внимательно посмотреть друг на друга». Через 1,5 минуты тренер просит всех повернуться на стульях спиной друг другу, подходит к одному из участников группы и говорит, обращаясь к нему, например: «Владимир, я иду по кругу (тренер идет в право или в лево) и прохожу одного, второго, третьего, останавливаюсь у четвертого человека, кто это?». Владимир отвечает (если ответ неправильный, надо ему об этом сказать и дать возможность еще и еще раз, пока не будет получен правильный ответ). После этого ведущий предлагает Владимиру ответить на ряд вопросов, относящихся к внешнему облику названного участника группы. Например: «Есть ли у Петра галстук?», «Какого цвета у него рубашка?», «Держит ли Петр что-либо в руках?» и т.д. Далее ведущей дает аналогичное задание еще двум-трем участникам. В заключение упражнения ведущий просит всех повернуться лицом в круг и еще раз посмотреть на друга.

  1. Упражнение «Косметическая скорость»

Эта игра служит не только для знакомства, но и учит принимать коллективное решение. Участники встают в круг и поднимают одну руку над головой. Начать игру может любой ученик. Он бросает мяч любому другому игроку, отчетливо называет свое имя, и отпускает руку. Получивший мяч бросает его следующему (нужно стараться бросать мяч через круг, а не рядом стоящему), также называя свое имя, и отпускает руку. Так продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у всех игроков по одному разу (поднятые руки служат сигналом, что игрок еще не получил мяча). Когда мяч вернется к тому, кто начал игру, огласите начало следующего раунда: предложите бросать мяч в том же порядке, только называть не свое имя, а имя того, кому бросаете. После второго раунда предложите придумать варианты, как можно провести игру быстрее, сохраняя первоначальные правила: мяч в определенной последовательности должен побывать у каждого игрока только один раз. На самом деле результатом будет не высочайшая скорость передачи мяча, не запоминание имен одноклассников, а бесценный опыт сотрудничества, принятия совместных решений, проявление чувства сопричастности.

Анкета для обучающихся

«Мое отношение к занятиям физической культурой и спортом»

  1. Я всегда с нетерпением жду уроков физической культуры, потому что они помогают укреплять мое здоровье

- да;

- нет.

2. Я всегда нахожу возможность заниматься физкультурой, потому что движения доставляют мне радость.

- да;

- нет.

3. В любых обстоятельствах я стараюсь регулярно заниматься физической культурой.

- да;

- нет.

4. Мне приходится ходить на уроки физической культуры, чтобы получить оценку.

- да;

- нет.

5. Занятия физкультурой и спортом мне нужны для того, чтобы в дальнейшем использовать эти знания, навыки и умения в жизни.

- да;

- нет.

6. Участвуя в физкультурно-спортивных мероприятиях и соревнованиях, я стремлюсь стать победителем.

- да;

- нет.

7. Интерес к физической культуре у меня не пропадает и во время школьных каникул.

- да;

- нет.

8. Я получаю удовольствие от занятий физкультурой и спортом.

- да;

- нет.

9. Я хочу заниматься физическими упражнениями и спортом, потому что это модно и престижно среди молодежи.

- да;

- нет.

10. Самостоятельные занятия физическими упражнениями уже стали моей привычкой.

- да;

- нет.

11. Дополнительные занятия физическими упражнениями полезны для здоровья, потому что школьных уроков физкультуры недостаточно.

- да;

- нет.

12. На занятиях физическими упражнениями и спортом я воспитываю в себе смелость, решительность и самодисциплину.

- да;

- нет.

13. Даже в каникулы я заставляю себя уделять время занятиям физическими упражнениями.

- да;

- нет.

14. Я стараюсь накопить опыт физкультурно-оздоровительной работы, чтобы использовать его в будущей жизни.

- да;

- нет.

15. Я всегда интересуюсь физкультурно-спортивной работой и принимаю в ней участие.

- да;

- нет.

16. Мне нравится, что в занятиях физкультурой есть элементы соперничества.

- да;

- нет.

17. Мне хочется заниматься физическими упражнениями, чтобы научиться красиво двигаться, иметь стройную фигуру и сильные мышцы.

- да;

- нет.

18. Я участвую в спортивных соревнованиях только тогда, когда в них участвуют мои знакомые и друзья.

- да;

- нет.

19. Активный отдых в выходные дни, прогулки и подвижные игры — это моя привычка.

- да;

- нет.

20. Нравиться ли вам как ведет уроки ваш учитель по физической культуре.

- да;

- нет.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Змановская, Е.В. Девиантология / Е.В. Змановская. - М. : Академия, 2008. - 287 с.
  2. Жуков, М.Н. Воспитание детей и подростков с девиантным поведением с использованием средств физической культуры и спорта : монография / М. Н. Жуков. - Ярославль : [б.и.], 2004. - 356 с.
  3. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения : учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. - М. : Просвещение, 2003. - 154 с.
  4. Миннегалиев, М.М. Особенности физкультурно-оздоровительных занятий в процессе профилактики девиантного поведения подростков // Образование учащейся молодежи в сфере физической культуры и спорта : материалы Всерос. науч.-практ. конф. -Бирск, 2011. - С. 140-143.
  5. Миннегалиев, М. М. Использование физической культуры и спорта в профилактике девиантного поведения подростков / М. М. Миннегалиев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (83). - С. 103-107.
  6. Миннегалиев, М.М. Реализация педагогических условий в профилактике девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта / М.М. Миннегалиев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 3 (85). - С. 121-125.


7.Медведева С.А. «Применение здоровьесберегающих технологий в оптимизации психофизического здоровья дошкольников»/ в сборнике: Акмеология профессионального образования, 2016г. С. 285-289.

8.Ханевская Г.В. «Механизм формирования ценностей физической культуры в образовательном процессе» / в сборнике: Взаимодействия науки и общества: проблемы и перспективы, 2016г. С.117-119.

9.Ханевская Г.В. «Проблемы современного физического образования»/ в сборнике: Акмеология профессионального образования, 2016г. С.165-171.









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков»

Важно помнить, что только совместными усилиями всех специалистов будет обеспечена эффективность службы сопровождения учащихся по профилактике девиантного (отклоняющегося)  поведения....

Профилактика и коррекция девиантного поведения личности: методы и формы работы.

Материал содержит  формы и методы психопрофилактической работы по профилактике и коррекции девиантного поведения личности....

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ

ПРОГРАММАПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ...

«Основные технологии в работе по профилактике и коррекции девиантного поведения учащихся»

По каким признакам можно распознать девиантное поведение? Оно отличается от общепринятого. Оно выражает дезадаптицию человека к общественным устоям. Оно подвергается резкой и негативной оценке о...

«Основные технологии в работе по профилактике и коррекции девиантного поведения учащихся»

Часто мы не можем до конца понять, как нам управлять детьми педагогически запущенными, которые нарушают дисциплину, равнодушны к учебе, грубы, драчливы, лживы, употребляющие алкоголь и наркотики и, в ...

Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях центра содействия семейному воспитанию.

Девиантное поведение определяют как сложное социальное явление, в котором отражается одна из возможных форм проявления подростковой дезадаптации. В последнее время нарушение социальных норм со стороны...