Социально – педагогический проект «ТВОРЧЕСКИЙ МИКС» для детей с умеренной умственной отсталостью.
проект

Жукович Марина Сергеевна

Совместная работа над проектом поможет каждому ребёнку раскрыть свои потенциальные возможности, активизировать творческие способности, у «слабых» учеников - повысить самооценку и оценку в глазах одноклассников, создать благоприятную среду для самореализации каждого ребёнка.  В процессе обучения дети не только осваивают разнообразные техники работы с бумагой и другими материалами, но и получают много интересной информации из книг, интернета. Учатся отбирать нужный материал, оформлять его в виде открыток, коллажей, стенгазет, поделок (пусть даже с помощью взрослых). При учете особенностей детей с умеренной умственной отсталостью решаются соответствующие коррекционные задачи. Проект способствует развитию навыков сопоставления, классификации, анализа и синтеза. Помогает развивать зрительно-пространственные отношения, мышление, речь.  В рамках проекта дети совместно с родителями обучаются современным ИКТ-технологиям, учатся работать с дополнительной литературой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_sayt.doc399.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социально – педагогический проект

«ТВОРЧЕСКИЙ МИКС»

для детей с умеренной умственной отсталостью.

Данный проект имеет большую значимость в рамках класса. В классе обучаются дети с умеренной умственной отсталостью. Пятеро из пяти учащихся имеют инвалидность, двое – сложную структуру дефекта. Низкий интеллектуальный уровень, грубые нарушения психофизической сферы не всегда позволяют детям успешно проявить себя в учебной деятельности, в общении друг с другом. Наблюдения показали, что дети любят рисовать, вырезать, мастерить. Творческая атмосфера порой просто блокируется вследствие того, что дети не умеют взаимодействовать друг с другом в совместной деятельности, а предпочитают индивидуальные виды деятельности.

Нужен новый подход. На мой взгляд, это подход предусматривает технология проектирования.

Совместная работа над проектом поможет каждому ребёнку раскрыть свои потенциальные возможности, активизировать творческие способности, у «слабых» учеников - повысить самооценку и оценку в глазах одноклассников, создать благоприятную среду для самореализации каждого ребёнка.  В процессе обучения дети не только осваивают разнообразные техники работы с бумагой и другими материалами, но и получают много интересной информации из книг, интернета. Учатся отбирать нужный материал, оформлять его в виде открыток, коллажей, стенгазет, поделок (пусть даже с помощью взрослых). При учете особенностей детей с умеренной умственной отсталостью решаются соответствующие коррекционные задачи. Проект способствует развитию навыков сопоставления, классификации, анализа и синтеза. Помогает развивать зрительно-пространственные отношения, мышление, речь.  В рамках проекта дети совместно с родителями обучаются современным ИКТ-технологиям, учатся работать с дополнительной литературой.

Продолжительность проекта: сентябрь – май 2020-2021 уч. год. И ежегодное повторение.

Участники: 1) учащиеся 6-В класса в количестве 5 человек                       с умеренной умственной отсталостью;

                    2) классный руководитель Жукович М. С.;

                    3) родители учащихся.

Цель. Создавать условия для развития навыков взаимодействия и сотрудничества детей путём вовлечения их в совместную творческую деятельность при сопровождающей роли педагога или родителей.

Задачи. 

Воспитательные: 
- создавать условия для успешной социализации каждого ученика в классном коллективе;
- развивать  коммуникативные навыки;

- формировать эмоциональные, моральные и нравственные качества личности;
- привлекать родителей для активного участия в учебно-воспитательном процессе.

Учебные:
- познакомить с различными художественными техниками;
- развивать интерес к активной творческой деятельности;
- формировать навыки работы с литературой, Интернетом по подбору материала (чтение произведений, стихов, загадок, пословиц, подбор иллюстраций, сравнение найденной информации  и т.п.) на заданную тему.

Коррекционно-развивающие :
 - создать условия для коррекции психических функций (развитие зрительно-пространственных отношений, внимания, речи, мышления);
-  развивать мелкую моторику, глазомер, остроту зрения, координацию движений рук;

- развивать цветовое восприятие.

Гипотеза:
совместная творческая деятельность создаст условия для развития навыков сотрудничества и партнёрских взаимоотношений детей внутри класса.

Прогнозируемый результат:

- уметь вступать в процесс общения, проявляя толерантное отношение друг к другу;
 - проявлять интерес к коллективной деятельности и радость от продукта совместного труда;

 - делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению;

- предлагать друг другу новые идеи в ходе взаимодействия.

Необходимо обеспечить детям такой опыт взаимодействия, который убедит их в следующем:

- работать сообща приятно и интересно;

- коллективная работа часто более эффективна, чем индивидуальная, и позволяет сделать то, с чем невозможно или очень трудно справиться самостоятельно;  

- в совместной работе возникают тёплые чувства к партнёрам и хорошие отношения, которые сохраняются и по её окончании.

Проект подразумевает включение заданий разных типов, для выполнения которых надо рисовать, вырезать, конструировать, мастерить поделки, подбирать тексты и т.п. В ходе проекта учащиеся работают с разными материалами: пластилином, глиной, разными видами бумаги и  картона, природным и бросовым материалом, нитками, бисером, крупой, салфетками, тканью.

Учащиеся знакомятся с такими техниками, как изонить, шитьё из фетра, лепка. Учатся оформлять поздравительные открытки, коллажи, стенгазеты.
        
Предполагаемые продукты: поделки из разнообразных материалов, коллажи, стенгазеты, поздравительные открытки, рисунки, аппликации, игрушки.

Этапы работы над проектом.

I этап. Подготовительный.

- Изучение и анализ литературы по развитию навыков взаимодействия и сотрудничества у учащихся.

- Подбор диагностических тестов:

 1. Модифицированная шкала самооценки Дембо - Рубинштейна. (Для определения самооценки)

2. Опросник «Мой класс» по Гильбуху. (Для выявления взаимоотношений в классном коллективе)

 - Определение целей и задач проекта.

II этап. Организационно – ознакомительный.

1. Представление родителям учеников информации о данном проекте. Обоснование его актуальности.

2. Мотивация деятельности детей по данной работе.

III этап. Реализация проекта.

Работа по сбору информации.

IV этап. Оформление результатов проектной деятельности.

Размещение творческих работ детей (коллажей, стенгазет, поделок, рисунков и т.п.) по мере их изготовления в классе и на школьных стендах, участие в конкурсах школьного, муниципального и областного уровня.

V этап. Заключительный.

Обсуждение результатов проекта совместно с учащимися и родителями на творческой встрече. Рефлексия. Подведение итогов: что узнали нового, чему научились, что получилось, в чём были затруднения. Мнение участников о проекте. Пожелания и предложения о работе в будущем году.
Награждение участников.

III и IV этапы в течение года повторяются несколько раз.

Работа над проектом предоставляет следующие возможности:

Учащиеся

учатся замечать собственные успехи, а следовательно саморазвиваются и самореализуются;

Учащиеся, которым трудно учиться, могут преуспевать в других видах деятельности, а, значит, повысить самооценку и успешно социализироваться в классном коллективе.

 Родители способствуют всестороннему развитию своего ребёнка. А также способствуют тому, чтобы их ребёнок открылся товарищам своими лучшими сторонами. Помогают найти интересный материал, оформить его, совместно сделать поделку, подобрать иллюстрации. Совместно с родителями дети находят информацию в Интернете, учебных пособиях и дополнительной литературе.

Учитель определяет зону ближайшего развития для каждого ученика, поддерживает ситуацию успеха, оказывает педагогическую помощь конкретным детям.

В процессе выполнении проекта учителем использовались методы:

беседа с детьми;

            наблюдение за ходом работы учащихся;

изучение продуктов деятельности учащихся;

 анализ и обобщение работы отдельных    учащихся;

тестирование.

В ходе работы учащимся предлагалось использовать следующие источники информации:

- авторские издания;

- учебная литература (учебники, рабочие тетради по окружающему миру, энциклопедии);

- научно-познавательные журналы;

- информация из Интернет

Основными формами работы с учащимися являются работа на трудовом обучении и выполнение домашних заданий с родителями.  
          Каждая творческая встреча либо завершает цикл огромной предварительной работы, либо мотивирует на последующую деятельность. Дети высказывают свои предположения, делятся опытом. Темы наших творческих встреч определялись интересами, опытом детей, временем года, календарём.
         Домашние задания предполагают нахождение информации на заданную тему совместно с родителями (например: найти материал на тему «Весна» - загадки, пословицы, стихи, кроссворды, иллюстрации и т.п. – на усмотрение детей и родителей; а также творческие предложения – аппликации, открытки, поделки на данную тему)

Домашние задания стали мостиком для вовлечения родителей, дают возможность детям продемонстрировать свой личный опыт, впечатления, проявить оригинальность.

Для активизации деятельности детей создаём проблемную ситуацию. Например, нужна дизайнерская помощь художнику, нужно подготовить подарки мамам, папам, украсить класс к празднику и др. Практикуем создание специальных ситуаций для обращения за помощью к взрослым или детям – нужна помощь, совет.

Продукты проделанной работы:

Оформили коллаж «Я люблю весну».

Выпустили поздравительную газету ко Дню Матери.

Оформили класс новогодними поделками.

Выполнили коллективную макет «Безопасный путь в школу» и отправили его на областную профилактическую акцию «Правила дорожные – знать каждому положено».

Выпустили поздравительную видео открытку к 23 февраля.

Сделали поздравительные открытки для пап, мам и одноклассников с днем рождения.

Сшили игрушки из фетра и отправили на конкурс поделок - получили грамоту.

Изготовили пасхальное яйцо-дом для цыплят.

Оформили поздравительную газету ко Дню снятия блокады Ленинграда.

Работ было очень много, все не перечесть.

Информация о проделанной работе помещалась на школьных стендах. Также в класс приглашались педагоги и учащиеся из других классов с целью обмена опытом.

Результаты данного проекта подтверждают гипотезу о том, что творческая деятельность оказывает эффективное влияние на развитие навыков взаимодействия и сотрудничества,  которые  проявляются в следующих положительных моментах:

- повышается самооценка каждого учащегося, способствующая развитию положительных эмоций;

- формируется положительный образ «Я», появляется уверенность в себе, чувство собственной значимости;

-  активизируется творческая инициатива детей;

 - освоение различных  художественных техник и ИКТ способствует коррекции   психических функций учащихся;

-  появляется положительная динамика в развитии коммуникативных навыков;

-  улучшаются навыки самоконтроля и планирования;

- активизируется деятельность родителей в учебно-воспитательном процессе.

Материалы данного проекта могут использоваться педагогами для организации внеклассной работы учащихся коррекционных школ.

Приложение 1.

ТВОРЧЕСКИЙ МИКС

C:\Users\Администратор\Desktop\Безымянный.pngC:\Users\Администратор\Desktop\изображение_viber_2021-12-31_11-35-14-960.jpgC:\Users\Администратор\Desktop\Распутин Геннадий.jpg

    D:\Download\Животные. Декоративно-прикладное творчество. Матлыгина Кристина. ГОКУ СКШ № 1. Жукович Марина Сергеевна, учитель.jpgD:\Download\Мацаренко Настя г. Усолье-Сибирское 2.jpg D:\Download\IMG_20200929_092534.jpg  C:\Users\Администратор\Desktop\blokada6.jpg D:\Download\IMG-492612a72575a73fb4f78e7876d0e58c-V.jpg

Поздравления с 23 февраля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (развитие речи, ручной труд, логоритмика) в классе «Особый ребенок» (дети с умеренной умственной отсталостью) Тема: «Чебурашка».

Успех в обучении глубоко умственно отсталых детей не может быть достигнут без учета имеющихся у них специфических психофизических нарушений, проявления которых затрудняют овладение ими знании, умении ...

программа по ИЗО 1-6 класс для детей с умеренной умственной отсталостью

Данная программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида подготовительного и 1 – 4 классов , под редакцией В.В. Воронковой,  и прогр...

Использование игр и игровых приемов в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью

В данной статье рассматривается роль влияния игровой деятельности в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталость, включение этих детей в систему коррекционно-развивающей работы, через игр...

ТЕХНОЛОГИИ воспитания И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Из всего многообразия иновационных направлений современной дидактики я расскажу о педагогических технологиях используемых воспитателями нашей школы....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС.Умственно отсталые — это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга н...

Выступление на Педагогическом совете" Результаты адаптации обучающихся, воспитанников с умеренной умственной отсталостью посредством реализации коррекционных технологий школьного компонента учебного план"а

Результаты адаптации обучающихся, воспитанников с умеренной умственной отсталостью посредством  реализации коррекционных технологий школьного компонента учебного плана...