УМЕНИЕ СКАЗАТЬ НЕТ: Отстаивание своей точки зрения Урок-тренинг на базе ГКСУВУ СОШ №1 (закрытого типа)
план-конспект занятия по теме
Цели обучения:
- Определить способы, как можно правильно отказать, когда ровесники или друзья просят Вас сделать то, что Вы не хотите делать, или то, что, по Вашему мнению, неправильно.
- Научиться задавать вопросы и суметь отказать ровеснику или другу в выполнении просьбы сделать то, что является неправильными или то, что Вы не хотите делать.
Термины
- Умение отказаться: Отказ делать то, что неправильно или не соответствует Вашим желаниям.
Обзор урока
· Обсуждение причин, по которым человек отказывается делать то, о чем его просят.
· Описание четырех способов, как человек может ответить на просьбу сделать что-то нехорошее (неправильное) или что-то, что ему не хочется делать.
· Практика умения задавать в ответ встречные вопросы человеку, который просит Вас сделать что-то.
· Участие в ролевой игре, используя четыре способа реакции на просьбу человека сделать то, что неправильно, или то, что не хочется.
· Размышления над тем, как участники могли бы ответить на чью-либо просьбу, используя четыре способа реакции на просьбу.
· Составление плана применения четырех способов реагирования на просьбу сделать то, что неправильно или не хочется.
Необходимые материалы
Средства для записи высказываемых предложений (бумага, флип-чарт или белая маркетная/меловая доска, маркеры/мел).
Задачи, выполняемые до начала обучения
· Для раздела «Информация для участников»: Подготовьте раздаточный материал по четырем способам отстаивания своих интересов
· Для раздела «Информация для участников»: Попросите какого-либо участника принять участие в ролевой игре, чтобы помочь Вам продемонстрировать умение отказывать. До урока опишите добровольцу ситуацию, которую Вы будете использовать на уроке, и прорепетируйте возможный диалог.
Продолжительность урока-тренинга: 45 мин- 60 мин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umenie_skazat_net_-_urok-trening.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
УМЕНИЕ СКАЗАТЬ НЕТ:
Отстаивание своей точки зрения
Урок-тренинг (45 мин - 1 час)
Цели обучения:
- Определить способы, как можно правильно отказать, когда ровесники или друзья просят Вас сделать то, что Вы не хотите делать, или то, что, по Вашему мнению, неправильно.
- Научиться задавать вопросы и суметь отказать ровеснику или другу в выполнении просьбы сделать то, что является неправильными или то, что Вы не хотите делать.
Термины
- Умение отказаться: Отказ делать то, что неправильно или не соответствует Вашим желаниям.
Обзор урока
- Обсуждение причин, по которым человек отказывается делать то, о чем его просят.
- Описание четырех способов, как человек может ответить на просьбу сделать что-то нехорошее (неправильное) или что-то, что ему не хочется делать.
- Практика умения задавать в ответ встречные вопросы человеку, который просит Вас сделать что-то.
- Участие в ролевой игре, используя четыре способа реакции на просьбу человека сделать то, что неправильно, или то, что не хочется.
- Размышления над тем, как участники могли бы ответить на чью-либо просьбу, используя четыре способа реакции на просьбу.
- Составление плана применения четырех способов реагирования на просьбу сделать то, что неправильно или не хочется.
Необходимые материалы
Средства для записи высказываемых предложений (бумага, флип-чарт или белая маркетная/меловая доска, маркеры/мел).
Задачи, выполняемые до начала обучения
- Для раздела «Информация для участников»: Подготовьте раздаточный материал по четырем способам отстаивания своих интересов
- Для раздела «Информация для участников»: Попросите какого-либо участника принять участие в ролевой игре, чтобы помочь Вам продемонстрировать умение отказывать. До урока опишите добровольцу ситуацию, которую Вы будете использовать на уроке, и прорепетируйте возможный диалог.
Продолжительность урока-тренинга: 45 мин- 60 мин.
ПЛАН УРОКА-ТРЕНИНГА
Как вызвать интерес к теме
Обсуждение (5 мин)
- Начните урок с просьбы к участникам повернуться на стульях лицом к противоположной стене комнаты. Далее попросите повернуться лицом к передней стороне комнаты. Попросите участников еще раз повернуться на стульях к задней стене. Продолжайте просить участников поворачиваться до тех пор, пока им не надоест, и они не откажутся выполнять задание. Если они продолжают выполнять Вашу просьбу, завершите задание и спросите, сколько еще раз они повернулись бы на стульях до того, как отказались бы выполнять задание.
- Объясните, что данный тренинг поможет участникам научиться отказывать в просьбе выполнить то, что они не хотят выполнять.
- Попросите участников поднять руки, если кто-то когда-то просил их выполнить то, что они не хотели делать.
- Спросите причины, по которым участники не хотели выполнить просьбу. Предложите следующие идеи, если необходимо:
- Это нарушает правила, принятые в школе или на рабочем месте, законы государства.
- Вы считаете, что это неправильно.
- Это может причинить боль чьим-нибудь чувствам, разочаровать членов семьи или друзей.
- Это является опасным.
- Это противоречит Вашим жизненным ценностям.
- Это противоречит Вашим религиозным верованиям.
- Вы просто не хотите этого делать.
- Объясните, что каждый должен уметь отказаться выполнять то, что неправильно или то, что он не хочет выполнять.
- Обсудите ситуации, в которых можно выполнить просьбу, не нарушающую Ваших личных ценностей, даже если Вы не хотите делать это.
Примеры:
- Это входит в Ваши обязанности (ученика, работника).
- Этого требует уважаемая Вами личность.
- Выполняя это, Вы окажите помощь человеку, нуждающемуся в ней.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ
Вступительное слово преподавателя и ролевая игра (10 мин)
- Покажите наглядный материал четырех способов реакции в ситуации, когда Вы чувствуете себя некомфортно, выполняя то, что, по Вашему мнению, неправильно или то, что Вы не хотите выполнять. Назовите 4 способа.
- Задавайте вопросы, чтобы быть уверенным в том, что Вы понимаете, о чем Вас просят.
- Встаньте на защиту своих интересов и скажите «НЕТ», если то, о чем Вас просят, не предусмотрено правилами и обычаями, принятыми в школе, на работе или Вы считаете это неправильным.
- Если человек оказывает на Вас давление, выйдите из данной ситуации – уйдите.
- Если Вы хотите и это приемлемо в данной ситуации, предложите человеку сделать вместо этого что-то другое или то, что Вы оба можете выполнить вместе.
- Объясните, что задавать вопросы является одним из способов ответа. Просмотрите шесть видов вопросов: КАК, ЧТО, ГДЕ, ПОЧЕМУ, КОГДА, СКОЛЬКО.
- Усовершенствуйте умение задавать вопросы, описывая ситуацию и предлагая участникам задать возможные вопросы. Выберите одну из трех представленных ниже ситуаций или придумайте другую подходящую для группы ситуацию. Чтобы начать обсуждение, используйте предложенные вопросы.
- Кто-то просит Вас уйти из школы (с работы) пораньше, чтобы Вы вместе могли пойти в гости к другу. Вы считаете, что это неправильно.
* Что мы будем делать у друга в гостях?
* Почему мы должны уйти из школы (с работы) раньше положенного?
* Почему мы не можем отправиться в гости после школы (работы)?
- Друг просит Вас выполнить за него домашнее задание.
* Что ты хочешь, чтобы я сделал?
* Почему ты не сделаешь это сам?
- Ваш руководитель приглашает Вас пойти вечером на встречу с его другом, обещая взамен свое покровительство на рабочем месте.
* Кто Ваш друг?
* Почему вечер, проведенный с другом руководителя, даст мне поблажки на работе?
* Что подразумевает руководитель, когда говорит «встреча»?
Преподавателю на заметку:
Применение данной истории в смешенной группе может вызвать насмешки, дестабилизировать ситуацию и привести к конфликту. Этот пример уместно применить в работе с девушками как элемент профилактики сексуального насилия на работе.
- Объясните второй способ реагирования на просьбу, в то время как Вы показываете наглядный материал с четырьмя способами реакции. Попросите участников представить, что в результате задаваемых вопросов участники понимают, что человек просит их выполнить то, что они считают неправильным или просто не хотят выполнить то, что они считают неправильным или просто не хотят выполнять. Если это так, участники должны оказать прямо и четко. Сказать твердо, но вежливо «НЕТ» - лучший способ.
- Объясните, что третий и четвертый способ реагирования необходимо использовать, если человек продолжает оказывать на Вас давление.
- Отойдите, «выйдите» из ситуации.
- Предложите сделать что-то другое. Например, в первой ситуации, упомянутой выше, Вы могли предложить пойти к другу в гости позже или в выходной день, когда Вы не учитесь (не работаете).
Преподавателю на заметку:
Возможно, Вы захотите обсудить, как необходимо ответить на просьбу, которая может привести к нежелательным сексуальным отношениям. В этом случае участникам необходимо:
- Обратиться за помощью или советом к взрослому, который не имеет отношение к данному человеку или ситуации.
- Укажите, что совсем необязательно использовать все четыре способа реакции в каждой ситуации. Вы можете использовать один или более способов для защиты своего мнения. Напомните им, что твердое, вежливое «НЕТ» - лучший способ.
- Попросите выйти добровольца. Объясните, что доброволец согласился принять с Вами участие в ролевой игре. Вы, преподаватель, должны показать, как использовать четыре способа реакции, чтобы отстоять Вашу позицию. Попросите участников наблюдать за этим. Используйте одну из ситуаций в пункте №3.
Спросите участников, какие из четырех способов реагирования они заметили в ходе ролевой игры.
Обсуждение (5 мин)
Спросите участников, почему может быть трудно отказать в просьбе другу. Дополните их предложения идеями:
- Боитесь, что друзья отвернуться от Вас.
- Боитесь, что в результате может возникнуть ссора.
- Боитесь, что друг или друзья будут дразнить или оскорблять Вас.
- Боитесь, что Вы останетесь один/одна, в то время как другие будут вместе.
- Вам трудно сделать выбор между двумя вариантами, которые являются одинаково важными для Вас, такие как быть с Вашими друзьями или оставаться верным своей семье (принципам).
Работа в группах/практика
Практическое занятие в парах (15 мин)
- Попросите участников найти партнера, который сидит не рядом с ними и чей цвет одежды совпадает с их цветом одежды. Попросите пары определить, кто из них будет партнером «А», а кто партнером «Б» (Или определите сами кто с кем).
- Объясните, что Вы зачитаете ситуацию. Партнерам «А» необходимо попросить партнеров «Б» сделать то, что указано в ситуации. Партнеры «Б» будут практиковать умение применять 4 способа отстаивания своей позиции и отказа выполнить просьбу.
- Выберите две ситуации, которые больше подходят группе, с которой Вы работаете:
- Кто-то на работе просит Вас пойти с ним к врачу. В результате Вам обоим придется отлучиться от работы на пару часов.
- Ваш друг просит Вас сказать его родителям, что он ночевал у Вас, хотя это неправда.
- Ваш друг нашел плеер. Вы знаете, что он принадлежит общему знакомому, но тот, кто нашел, просит Вас не говорить знакомому о том, что плеер найден.
- Один из Ваших друзей просит предать учителю, что он не придет в школу из-за болезни. Ваш друг не болен, он просто решил прогулять.
- Друг приглашает Вас на вечеринку, но Вы уже успели пообещать маме помочь ей. Ваш друг предлагает сказать маме, что Вас срочно вызвали на помощь по неотложному делу.
- Вашему другу нужно пойти в магазин, чтобы купить что-то для своей мамы. Он просит Вас пойти с ним. Вы не хотите идти.
- Зачитайте ситуацию и представьте партнеру «Б» время для того, чтобы, используя один или несколько способов реагирования, ответить на просьбу сделать то, что, по его мнению, неправильно, или то, что он не хочет делать. Через пару минут попросите партнеров «А» сказать, какие из четырех способов были использованы партнером «Б».
- Поменяйтесь ролями так, чтобы у партнера «А» тоже была возможность попрактиковаться. Повторите процесс, используя разные ситуации.
ЛИЧНОЕ УЧАСТИЕ
Обсуждение (10 мин)
- Попросите участников рассказать одну ситуацию, в которой они могли бы использовать один (или более) из 4х способов умения отказывать.
- Спросите участников:
- Какой из 4х способов был наиболее легким и почему?
- С одними людьми Вам легче отстоять свою позицию, чем с другими? С друзьями? С членами семьи? С учителем? С начальником? ПОЧЕМУ?
- Как отстаивание своей позиции может помочь улучшить отношения?
3. Попросите участников обратить внимание, чувствуют ли они себя комфортно, когда их просят выполнить то, что они не хотят выполнять. Попросите участников определить, какой из 4х способов они могут использовать, чтобы защитить себя в данной ситуации. Попросите их использовать данные стратегии, когда подобная ситуация возникнет в следующий раз. Пусть участники обратят внимание на влияние, которое оказывают данные стратегии на них самих и окружающих. Когда группа встретится еще раз, попросите участников поделиться своими наблюдениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГКСУВУ СОШ№1 (закрытого типа) Юридическая сторона вопроса о Вовлечении несовершеннолетних в совершение преступления
Российское государство считает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития общественно значимой и творческой ак...
Информация о ГКСУВУ СОШ №1 (закрытого типа)
Краткая информация о закрытом спец учреждении:В школу принимаются несовершеннолетние (мальчики) в возрасте от 11 до 18 лет, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (программа обучения VIII ...
Тема: "Наркотики и общество" 2 часовой семинар с элементами тренинга на базе ГКСУВУ СОШ №1 (закрытого типа)
Тема: Проблемы, связанные с наркотиками и профилактика начала употребления наркотических веществ.Цель: Повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с наркотиками, выработать и...
Работа с родителями на базе ГКСУВУ СОШ №1 (закрытого типа)
Семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении детей и подростков. Работа по профилактике этих отклонений должна проводиться как с ребёнком, так и с ...
Система работы социального педагога в ГКСУВУ СОШ № 1 /закрытого типа/ по вопросам воспитания, развития и социальной адаптации
Описание содержания деятельности социального педагога специального учебно-воспитательного учреждения /закрытого типа/...
Система индивидуального сопровождения воспитанников ГКСУВУ СОШ № 1 /закрытого типа/
Система индивидуального сопровождения воспитанников ГКСУВУ СОШ № 1 /закрытого типа/...
«Профориентационная работа с несовершеннолетними с девиа-нтным поведением в ГКСУВУ СОШ №1 (закрытого типа) Санкт-Петербурга»
Обобщение опыта работы с несовершеннолетними воспитанниками специального учебно-воспитательного учреждения по вопросу профориентации с рекомендациями для специалистов и родителей...