«Профориентационная работа с несовершеннолетними с девиа-нтным поведением в ГКСУВУ СОШ №1 (закрытого типа) Санкт-Петербурга»
статья на тему
Обобщение опыта работы с несовершеннолетними воспитанниками специального учебно-воспитательного учреждения по вопросу профориентации с рекомендациями для специалистов и родителей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья:
«Профориентационная работа с несовершеннолетними с девиантным поведением в ГКСУВУ СОШ №1 (закрытого типа) Санкт-Петербурга»
Профориентация является составной частью учебно-воспитательного процесса в нашей школе.
В её содержание входит:
- изучение и развитие интересов, склонностей, способностей учащихся к определённым видам деятельности;
- ознакомление учащихся с наиболее распространенными профессиями и воспитание у них профессиональных намерений, соответствующих потребностям общества;
- формирование общественно значимых мотивов выбора профессии и устойчивой профессиональной направленности;
- педагогическая консультация учащихся по вопросам выбора профессии;
Профессиональная ориентация проводится в соответствии с возрастом учащихся.
В 5-6 классах стараемся развивать у детей способности и творческое мышление, развивать любовь и уважение к труду и людям труда, расширять их общий и политехнический кругозор и любознательность, закладывать основы научного мировоззрения и общую готовность к труду.
В 7-8 классах возможности ознакомления воспитанников с разнообразными профессиями значительно расширяется. Стараемся активно вовлекать учащихся в общественно полезный труд, в работу кружков, факультативов и в самостоятельные творческие занятия. Побуждаем их самовоспитанию и поиску своего призвания. Оказываем помощь в выборе форм продолжения общего, профессионально-технического и специального образования.
В 9 классе занимаемся уже углублённым изучением конкретных профессий. Усиливаем работу по воспитанию у них профессиональных интересов чувства ответственности за правильный выбор профессии. Говорим о реальных возможностях трудоустройства, поступлении в специальные учебные заведения. Знакомим с требованиями разных профессий к качествам человека.
Любая трудовая деятельность может быть успешно осуществлена лишь в том случае, если индивидуальные качества человека соответствуют требованиям, которые предъявляет какая-либо профессия к человеку. С этой целью мы проводим следующую работу: анкетирование, беседы, наблюдения, анализируем сочинения учащихся, медицинское обследование.
При анкетировании учащихся необходимо соблюдать следующие правила:
- Вопросы должны быть конкретными, ясными и четкими.
- Необходимо предлагать несколько взаимно контролирующих вопросов
- Кроме вопросов профессиональных интересов, должны быть вопросы об учебных и других увлечениях, чтобы судить об общей направленности личности ученика
- Необходимо предоставлять учащимся достаточное время на обдумывание ответов во избежание их поспешности (Приложение №1)
При изучении учащихся необходимо учитывать следующие данные о них:
- Общие сведения об учащихся, образование, род занятий родителей, здоровье школьника, воспитательное влияние родителей на ребёнка и их помощь в выборе профессии
- Направленность личности учащегося. Интерес к учебным предметам, видам деятельности и профессиям; участия в общественной жизни и общественно полезной труде (степень активности, виды работ); внеурочные занятия (факультативная, кружкой, групповая и индивидуальная работа по интересам); моральные качества (дисциплинированность, трудолюбие и др.); кем хочет быть и т.п.
- Способности и достижения воспитанников. Оценка результатов обучения в целом и по отдельным предметам, самостоятельности, сообразительность, умение глубоко понять связи между фактами, идеями, творческое использование знаний.
- Наличие выраженных специальных способностей: организаторских, педагогических, математических, технических, художественных, музыкальных, вокальных, артистических, литературных, исследовательских и других. Практические успехи по развитию интересов, психологические качества, черты характера.
- Профессиональное самоопределение. Выбрал ли профессию, обосновал ли выбор, его мотивы, подготовленность воспитанника к работе или обучению.
Проведение бесед или лекций о профессии.
- Беседа или лекция должны проводиться специалистами, хорошо знающими своё дело.
- Можно использовать факты биографии своей или других специалистов для того, чтобы рассказать о причинах успехов и неудач на пути к овладению профессией и т.д.
- Беседа не должна быть декларативной. Каждое положение необходимо подкрепить примерами, фактами. Не следует придавать ей и агитационную направленность.
Вопросы:
- Значение правильного выбора профессии.
- Наиболее типичные ошибки при выборе профессии.
- Единство личных и общественных интересов при выборе профессии.
- Общие сведения о профессии:
- место профессии в технологическом процессе производства;
- предмет, средства и результат труда;
- содержание и характер деятельности. Что должен знать и уметь специалист.
5. Условия работы и требования, предъявляемые к специалисту:
- гигиенические условия;
- психологическая характеристика труда;
- социальные условия;
- экономические условия.
6. Система подготовки:
- пути получения профессии;
- связь профессиональной подготовки с учебной и трудовой деятельностью в школе;
- уровень и объём профессиональных знаний, навыков и умений.
- перспективы профессионального роста;
- где можно продолжить ознакомление с профессией, что читать о ней.
Проведение экскурсий на предприятии.
Примерный перечень вопросов для воспитанников при проведении экскурсии на предприятии.
- Как строится технологический процесс данного предприятия.
- Какая техника используется на предприятии.
- Основные профессии на предприятии.
- Требуемое образование для работы по профессии.
- Какие знания и умения, получаемые в школе, особенно необходимы при работе по профессии.
- Какие требования к личным качествам работника предъявляются профессией
- Характер творчества и встречающиеся трудности в работе.
- Какие возможности имеются на предприятии для овладения профессией
Приложение №1
АНКЕТА
Опроса учащихся 5 -6 классов.
Класс __________ Дата заполнения____________________
- В каком кружке или секции ты занимаешься? Где и в какое время?
- В каком кружке или секции ты думаешь заниматься в новом (этом) учебном году?
- Назови самые интересные, по твоему мнению, дела, которые проводились в классе и в школе в этом (прошлом) учебном году.
- Почему они тебе понравились?
- Назови своё любимое занятие в свободное время.
- Укажи, какие книги, журналы и газеты ты любишь читать.
- Что ты предлагаешь провести в классе и в школе в этом (будущем) учебном году?
- Что, по твоему мнению, нужно сделать; чтобы школьная жизнь стала интереснее?
- Назови профессии, которые тебе нравится.
- Кратко расскажи, что ты знаешь о своей любимой профессии.
- Откуда ты узнал о своей любимой профессии?
- Какую профессию тебе советуют избрать твои родители?
- Чем они объясняют?
- Какие у тебя обязанности по дому и как ты их выполняешь?
- Сведения о родителях (образование, место работы, кем работают).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГКСУВУ СОШ№1 (закрытого типа) Юридическая сторона вопроса о Вовлечении несовершеннолетних в совершение преступления
Российское государство считает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития общественно значимой и творческой ак...
Информация о ГКСУВУ СОШ №1 (закрытого типа)
Краткая информация о закрытом спец учреждении:В школу принимаются несовершеннолетние (мальчики) в возрасте от 11 до 18 лет, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (программа обучения VIII ...
Тема: "Наркотики и общество" 2 часовой семинар с элементами тренинга на базе ГКСУВУ СОШ №1 (закрытого типа)
Тема: Проблемы, связанные с наркотиками и профилактика начала употребления наркотических веществ.Цель: Повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с наркотиками, выработать и...
УМЕНИЕ СКАЗАТЬ НЕТ: Отстаивание своей точки зрения Урок-тренинг на базе ГКСУВУ СОШ №1 (закрытого типа)
Цели обучения:- Определить способы, как можно правильно отказать, когда ровесники или друзья просят Вас сделать то, что Вы не хотите делать, или то, что, по Вашему мнению, неправильно.- Научиться зада...
Работа с родителями на базе ГКСУВУ СОШ №1 (закрытого типа)
Семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении детей и подростков. Работа по профилактике этих отклонений должна проводиться как с ребёнком, так и с ...
Система работы социального педагога в ГКСУВУ СОШ № 1 /закрытого типа/ по вопросам воспитания, развития и социальной адаптации
Описание содержания деятельности социального педагога специального учебно-воспитательного учреждения /закрытого типа/...
Специальная общеобразовательная школа № 1 (закрытого типа) Санкт-Петербурга – учреждение профилактики правонарушений несовершеннолетних
Специфика работы Специального общеобразовательной школы № 1 /закрытого типа/...