Система работы социального педагога в ГКСУВУ СОШ № 1 /закрытого типа/ по вопросам воспитания, развития и социальной адаптации
материал на тему

Тясто Татьяна Николаевна

Описание содержания деятельности социального педагога специального учебно-воспитательного учреждения /закрытого типа/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty.docx31.66 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       « УТВЕТЖДАЮ»

                                                                                                                     Директор

                                                                                                                    Специальной общеобразовательной

                                                                                                                             школы№  1 /закрытого типа/

                                                                                                                    ____________________ А.К. Аминов

                                                                                                                         «01» сентябрь 2013 г.

Система работы

социального педагога в Специальной общеобразовательной школе № 1 /закрытого типа/ по вопросам воспитания, развития и социальной адаптации

Николаева Марина Владимировна, социальный педагог

Тясто Татьяна Николаевна, социальный педагог 

Проблема: склонность воспитанников к совершению общественно-опасных деяний

                    (преступлений), низкая учебная мотивация, нарушенные внутрисемейные

                    связи либо их отсутствие и неспособность подростков решать социально-

                     значимые задачи.

Цель:   формирование у воспитанников способности к ответственным решениям,   ответственности за их результаты, умение общаться и сотрудничать,  а так же оказание помощи и поддержки воспитанников, имеющим трудности в социализации, охрану и защиту  их прав.

Для реализации данной цели мы решаем следующие задачи:

  1. Устанавливать доверительный контакт с несовершеннолетним и поддержание его весь период нахождения в учреждении.
  2. Оказывать социально-педагогическую поддержку  воспитанникам, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации.
  3. Выявлять ведущие проблемы и  причины дезадаптации.
  4. Способствовать созданию благоприятного микроклимата в детском коллективе.
  5. Способствовать успешной социализации опекаемых детей и детей с ограниченными возможностями.
  6. Развивать интерес у ребенка к самообразованию, самовоспитанию, самореализации, развитию личностных и интеллектуальных ресурсов.
  7. Повышать правовую грамотность учащихся; учить решать жизненно важные задачи.
  8. Способствовать формированию потребности в ведении здорового образа жизни.
  9. Оказывать консультативную помощь родителям и повышать их педагогическую компетентность в вопросах воспитания и решении социально - педагогических проблем ребенка.

В нашей социально-педагогической деятельности мы руководствуемся следующими основными нормативно-правовыми документами 

  • Конвенцией ООН о правах ребенка;
  • Конституцией РФ;
  • Гражданским, Семейным, Уголовным кодексами;
  • Законом РФ "Об образовании";
  • Федеральным законом №120 "Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
  • Кодексом об административных правонарушениях;
  • Федеральным законом № 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ";
  • Уставом образовательного учреждения;

В основе нашей социально-педагогической деятельности лежат следующие принципы:

  • заботы – ребенок в трудной ситуации нуждается в помощи и поддержке,
  • оперативности – помощь должна быть оказана своевременно,
  •  взаимодействия – не можешь сам скоординируй действия специалистов,
  • веры в потенциал каждого ребенка, который благодаря заботе может измениться в лучшую сторону,
  • принцип индивидуального и личностно-ориентированного подхода, основанного на гуманном отношении к личности, уважении прав учащегося, педагога и родителя, создание условий для саморазвитии и социализации личности;
  • принцип позитивного восприятия, толерантности личности, основанного на принятии ребенка и взрослого такими, каковы они есть, и опираясь на положительные качества, формировать другие, более значимые свойства личности;
  • принцип конфиденциальности, в основе которого лежит открытость, доверие, сохранение профессиональной тайны.

Мы хотим

Социально-педагогическая деятельность в школе направлена на развитие данных качеств, напрямую зависит от наличия действенного механизма педагогического регулирования социального взаимодействия подростка с социальной средой, осуществление которого предполагает следующие направления:

  • Изучение условий социального развития воспитанника
  • Включение подростка в активное взаимодействие для решения имеющихся или выявленных проблем
  • Восстановление нарушенных внутрисемейных связей  и подключение родителей к разрешению имеющихся и  возникающих проблем у ребенка
  • Организация социально-профилактического пространства в школе
  • Подключение специалистов по работе с ребенком и семьей
  • Организация взаимодействия всех субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для успешной реабилитации воспитанников

Мы имеем

В настоящее время социально-педагогическая служба школы работает над созданием благоприятных условий для коррекции поведения и реабилитации воспитанника, на оказании помощи воспитаннику в преодолении трудностей социального и образовательного характера, исходя из его реальных и потенциальных возможностей и способностей.

В настоящее время в школе реализуются две общеобразовательных программы:

- базовой общей;

- коррекционно-развивающей направленности (VIII вида).

Ежегодно в школе проходят реабилитацию 50-70 воспитанников

.

После принятия Федерального закона от 24.06.99 № 120-ФЗ  ««Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», изменившего порядок  комплектования спецшколы, численность несовершеннолетних, проходящих реабилитацию в спецшколе, резко сократилась и ежегодно продолжает сокращаться.

Контингент воспитанников также резко изменился, до 2000 г. в спецшколу направлялись несовершеннолетние в возрасте 11-14 лет. Реабилитационная работа с несовершеннолетними данной возрастной категории позволила получить положительные результаты.

 В настоящее время в учреждения направляются несовершеннолетние в возрасте 15-17 лет, которые совершили неоднократные преступления, но приговором суда признаны виновными, но освобождены от наказания и им вменены принудительные меры воспитательного воздействия, в виде помещения  в специальные учебно-воспитательные учреждения на определенный срок, часто до совершеннолетия.

Новые подходы и приоритетные направления в образовании находят отражение в нашей социально-педагогической деятельности:

  • Организация и проведение семинаров круглых столов по решению социально-значимых проблем несовершеннолетних.
  • Вовлечение воспитанников в социально-значимую деятельность не только в общешкольные мероприятия, но и участие их  в городских проектах /ГУ «Вектор», ООО «Новое поколение», общественных организаций «Петербургские родители» и «Упсала-цирк»/.

Что нам мешает?

Трудности преодоления  сформировавшейся криминальной установки, не- сформированность морально-этических норм.

Эффективное решение поставленной цели возможно только при   взаимодействии и  вовлечении подростка в новую среду, при активном участии семьи и  всех социально значимых  людей близкого окружения подростка.

Однако, в связи с тем, что наши воспитанники воспитываются в неполных семьях, где одинокая мать вынуждена решать социально бытовые проблемы, подросткам уделяется недостаточное внимание, утрачены семейные традиции, которые позволяли подростку усваивать с раннего возраста общечеловеческие ценности.

 Что необходимо?

Данная концепция может быть реализована при следующих условиях: в заинтересованности всех субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних, в прагматическом подходе к решению проблем несовершеннолетнего, заинтересованности родителей, целенаправленной деятельности коллектива, реализации комплексных общешкольных программ по профилактике правонарушений и вредных привычек, которые предполагают проведение:

  • Проведение мониторинга семейной и социальной ситуации развития подростка,
  • Определение круга  социально значимых благополучных взрослых, из близкого его окружения несовершеннолетнего и привлечение их к решению вопросов его реабилитации.
  • Проведение профилактических мероприятий, направленных на включение воспитанников в активную социально значимую деятельность.
  • Организация поддержки воспитанников, попавших в сложную жизненную ситуацию.
  • Проведение социального консультирования родителей  и педагогов по решению проблем воспитанника.

Система социально-педагогической деятельности социальных педагогов в нашем учреждении

Человек живет и действует в сложных условиях многообразного социума. Развитие человека - результат сложного длительного поступательного процесса, в ходе которого изменяются его биологические, психологические и социальные свойства. Эти изменения происходят в процессе формирования личности, под воздействием её воспитания и образования. Жизнедеятельность человека определяется не адаптацией к изменяющимся условиям, а ориентировкой на будущее и прогнозированием. Деятельность социальных педагогов в нашем учреждении строится исходя из тенденций развития подростка, ориентированной на будущее. 

Вся социально-педагогическая деятельность осуществляется в рамках программы "Профилактики правонарушений".

Деятельность социального педагога предполагает взаимодействие с воспитанниками, в процессе социализации которых возникают различного рода проблемы. Общение с девиантными детьми требует особого такта и профессионализма.

Ожидаемые результаты:

1.Снижение числа грубых нарушений правил внутреннего распорядка и Устава школы.

Из общего числа воспитанников

2010 г.

Проходили реабилитацию

53 человек

2011 г.

Проходили реабилитацию

46 человек

2012 г.

Проходили реабилитацию

41 человек

2013 г.

Проходили реабилитацию

38 человек

Рассматривались на заседании КДН и ЗП

24

21

16

16

Совершили уголовные преступления

6

4

2

1

Арест/отбывает

3

2

1

1


2.Сокращение количества самовольных уходов и числа воспитанников совершивших их.

Из общего числа воспитанников

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013

Совершили самовольные уходы

10

9

8

4

3.Увеличение выпускников, продолживших обучение, по окончанию срока пребывания в спецшколе.

Из общего числа выпускников

2010 г.

20 человек

2011 г.

14 человек

2012 г.

18 человек

2013 г.

17 человек

Продолжают обучение в школе

-

-

1

2

Продолжают обучение в ПТУ

-

7

9

3

Работают

10

1

2

5

Не учится не работает

1

1

1

Арест/отбывает наказание

2

1

-

2

Умер

1

-

1

-

Снят с учета по достижению возраста

6

4

4

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы к КТ для социальных педагогов

Вопросы от декабря 2014 года (уже после новой нормативно-правовой базы по аттестации). НИРО....

Вопросы для компьютерного тестирования социальных педагогов

Материалы для подготовки к компьютерному тестированию...

Типы семейного воспитания и деятельность социального педагога

Говорить о неблагополучии семьи с педагогической точки зрения можно тогда, когда имеются явные дефекты воспитания, хоть это не единственный критерий определения неблагополучной семьи. Дефекты воспитан...

Система работы соц. педагога по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних

Система работы соц. педагога по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних...

«Деятельность социального педагога по формированию условий социализации школьников. Гражданско – патриотическое воспитание (на примере МОУ СОШ № 18 им. Подольских курсантов Г. о. Подольск)»

laquo;Деятельность социального педагога по формированию условий социализации школьников. Гражданско – патриотическое воспитание (на примере МОУ СОШ № 18 им. Подольских курсантов Г. о. Подольск)...