Анализ социальной работы за 2012-2013 учебный год
материал по теме
В документе содержится описание основных направлений деятельности социального педагога и результаты социальной работы за год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_sotsraboty.docx | 29.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ социально-педагогической работы МОУ "Липицкая СОШ "
в 2012 - 2013 учебном году.
Основные направления работы социального педагога в школе определены проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей.
Цель работы в 2012-2013 учебном году – создание условий для успешного укрепления физического, психического и социального здоровья ребёнка, его творческой самореализации и разумной самоорганизации собственной жизни с помощью социальных, правовых, психологических, медицинский, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.
Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:
- создание и развитие социально-педагогической базы для воспитания и развития детей, требующих социальной поддержки;
- оказание помощи родителям и педагогам в психолого-педагогическом изучении детей, в оздоровлении условий семейного воспитания;
- оказание необходимой помощи учителям в решении основных проблем, связанных с обеспечением индивидуального подхода к учащимся и преодолении отклонений в обучении и воспитании;
- осуществление специальной коррекционной работы с детьми, входящим в группу «риска»;
- воспитывать толерантность (умение жить в согласии с собой и с другими)
- предупреждение правонарушений и отклоняющегося поведения учащихся, негативного семейного воспитания.
- социальная защита детей, находящихся под опекой.
- организация досуга и отдыха детей и подростков группы риска.
- подключение к процессу реабилитации ребёнка всех субъектов государственной системы социальной поддержки и защиты детства (органы социальной защиты населения, образования, охраны общественного порядка, здравоохранения и т. д.);
- представление интересов ребёнка в государственных и общественных структурах.
Для достижения положительных результатов в своей деятельности социальные педагоги руководствуются следующими нормативными документами:
Конвенцией о правах ребёнка;
Законом «Об образовании»;
Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»;
Законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» и др.
Основные направления социально-педагогической работы в школе определялись прежде всего проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно добиться хороших результатов.
Работа планировалась и проводилась по следующим направлениям:
■ помощь семье в проблемах, связанных с учёбой, воспитанием, присмотром за ребёнком;
■ помощь ребёнку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение школы;
■ распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребёнка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;
■ индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятия стресса, воспитания детей в семье и т. п;
■ выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций;
■ помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми, в выявлении проблем в учебно-воспитательной работе и определении мер их преодоления;
■ пропаганда и разъяснение прав детей, семьи, педагогов;
Основные виды работы:
> диагностическая;
> образовательно-воспитательная;
> организаторская;
> предупредительно-профилактическая;
> охранно-защитная.
Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем учащихся (диагностика) - общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом процессе или объекте. Диагностическая функция - одна из основных в деятельности социального педагога. Она предполагает постановку «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем.
На 1 сентября 2012 года был составлен социальный паспорт школы, где указаны все категории учащихся. Эта работа ведётся с целью более глубокого знакомства с учащимися, семьёй, изучения образа жизни семьи, установления контакта с семьёй для создания доверительных отношений, взаимопонимания, сотрудничества. В банке данных сведения об учащихся, состоящих на всех видах профилактического учёта: внутришкольном, КДН и ЗП.
- Статистические данные о контингенте обучающихся на 1.09.2012г.
Всего обучающихся | 427 |
1-4 класс | 193 |
5- 9 | 195 |
10 – 11 | 39 |
Девочек | 212 |
Мальчиков | 215 |
- Социальный состав семей обучающихся (воспитанников)
Характеристика семьи | К-во семей (371) | В них детей (427) |
Полная семья | 246 | 291 |
Неполная семья | 115 | 125 |
Многодетная семья | 30 | 53 |
Дети-инвалиды | 2 | 2 |
Малообеспеченная семья | 83 | 96 |
Неблагополучная семья | 9 | 14 |
Проживающая с временной регистрацией (мигранты) | 15 | 18 |
Проживающие без регистрации | 2 | 2 |
Приехавшие из регионов РФ | 2 | 2 |
Русский язык не родной: 1-4 класс 5-11 класс | 10 4 |
На основе социального паспорта школы, мы выявили многочисленные проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся ВШУ. В их числе:
- Низкая материальная обеспеченность.
- Отсутствие доверительных отношений между членами семьи.
- Хронические заболевания членов семьи.
- Плохое поведение школьников в учёбе.
- Незнание своих обязанностей и прав.
Постоянно совершались выходы в такие семьи с составлением акта обследования каждой семьи. В этой работе принимали участие классные руководители и социальный педагог школы. На все семьи ведутся карточки учёта, составляются характеристики на учащихся из ВШУ и «группы риска». Все учащиеся находятся под постоянным контролем классного руководителя, социального педагога, администрации школы.
Многие проблемы мы решали в сотрудничестве со специалистами КДН, ОДН (Трикулич С.А.), отдела опеки и попечительства (Ленева Т.В.), и т.д. Каждую четверть организовывались совместные рейды в семьи, требующие контроля со стороны служб профилактики.
В 2012-13 учебном году на внутришкольном учете состояло:
Начало года | Конец года | |
учащиеся | 4 | 2 |
семьи | 9 | 9 |
Организация и контроль за образовательно-воспитательным процессом детьми "группы риска" проходил ежедневно. Он включал в себя:
- проверку посещения уроков социальным педагогом;
- посещение уроков и внеклассных мероприятий социальным педагогом и заместителем директора по воспитательной работе;
- собеседование с учителями, администрацией;
- · психологическое и социальное тестирование, анкетирование учащихся;
- собеседование с учащимися;
- работу с банком данных;
- консультирование педагогов, родителей, учеников;
- организацию досуга;
Обеспечение профилактической работы с детьми и подростками, стоящими на различных видах учёта, раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся, профилактика вредных привычек, способствование здоровому образу жизни обеспечивают:
- беседы с учащимися (Дискуссия «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни», «Дети имеют право», «Энергетические напитки: за и против», «Искусство общения с родителями», «Физиологические и психологические изменения в период взросления: что со мной происходит», «Давайте жить дружно», «Жизненные ценности современной молодежи» и др.)
- посещение уроков и классных часов;
- совместная работа с психологом школы, инспектором ОДН;
- организация и проведение консультаций для учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации,
- консультирование классных руководителей, педагогов-предметников, родителей по данному направлению работы;
- привлечение к оказанию помощи различные службы и ведомства.
Работа по этому направлению обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, стремится полноценно использовать в воспитательном процессе средства и возможности социальных институтов, возможности самой личности как активного субъекта воспитательного процесса; организует социально-педагогическую деятельность детей и взрослых, их инициативу, творчество, содействует в вопросе трудоустройства, профессиональной ориентации и адаптации, осуществляет взаимодействие медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений в социально-педагогической работе.
Дни профилактики
в МОУ «Липицкая СОШ»
в 2012-2013 учебном году
| Дата проведения, тема | Состав участников, состав учащихся |
Сентябрь | Вредным привычкам БОЙ! | 1-11 классы |
Октябрь | 15.10 Профилактика правонарушений (беседа инспектора ОДН Трикулич С.А.) | 5-11 классы |
Ноябрь | «В слове «МЫ» сто тысяч «Я» (о терпимом отношении к людям разных национальностей) | 1-11 классы |
декабрь | Профилактика правонарушений (беседа инспектора ОДН Трикулич С.А.) Разговор о СПИДе (профилактика заболевания) | 5-6 классы 9-11 классы |
Январь | «Искусство общения с родителями» (выявление семейных проблем и их решение) | 5-11 класс |
Февраль | 12.02. Профилактика правонарушений (беседа инспектора ОДН Трикулич С.А.) | 8-10 классы |
Март | Разговор о правильном питании. | 1-11 классы |
Апрель | День защиты детей | 1-11 классы |
май | «Как прекрасен этот мир» (профилактика суицида). | 7-11 классы |
Итого: | 9 |
В рамках профилактической программы проводились беседы с родителями («Родительство – внутренний источник силы», «Как оградить детей от интернетмании», «Жестокое обращение с детьми – острая проблема общества»), направленные на упрочение внутрисемейных отношений.
В ноябре 2012 года на базе МОУ «Липицкая СОШ» прошел районный семинар социальных педагогов «Искусство жить с непохожими людьми», который получил высокую оценку присутствующих. Социальные педагоги поделились опытом работы по формированию толерантного поведения, провели классный час в 8Б классе «Мы все из одного теста», ученик 11 класса Постнов Д. представил проектную работу «Разные, но равные».
В школе систематически собирается Совет по профилактике правонарушений.
Организация и проведение школьных Советов профилактики
в 2012-2013 учебном году.
Кол-во проведенных Советов профилактики | 19 |
Рассмотрено учащихся | 34 |
Присутствовало родителей | 34 |
Ведется работа по вовлечению в кружки и секции детей группы риска (2 учащихся, состоящих на ВШУ посещают кружки). В школе созданы условия для воспитания и развития детей. Каждого ребенка педагоги стараются вовлекать в воспитательный процесс, созданы условия для дополнительного образования подростков. На данном этапе более 80% учащихся вовлечены в систему ДО.
Тренеры и руководители кружков поддерживают тесную связь с классными руководителями воспитанников и социальной службой школы, что позволяет своевременно решать возникающие проблемы.
Большая работа проводится социальными педагогами с семьями опекаемых и приемных детей. Таких детей в школе 12 человек (уч-ся 1-9 классов). Составлена картотека и ведется документация об успеваемости и посещаемости детей, работе с опекунами. Два раза в год запланированы обязательные посещения семей с целью контроля, и внеплановые. Систематический контроль за данной категорией семей позволяет выявлять проблемы и своевременно предпринимать необходимые действия, направленные на соблюдение прав ребёнка и охрану его здоровья.
Анализируя работу социальных педагогов за 2012-2013 год, можно выявить ряд проблем, которые возникают в процессе работы:
- Проблемы, связанные с девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде;
- Проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в семье;
- Проблемы, связанные с самоопределением детей и подростков;
Задачи работы социального педагога на 2013 - 2014 учебный год:
- Выявление интересов и потребностей учащихся, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде.
- Своевременное оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся в них учащимся.
- Посредничество между личностью учащегося и школой, семьёй, средой, специалистами социальных служб, ведомственными и административными органами.
- Принятие мер по социальной защите, помощи и поддержке обучающихся, реализации прав и свобод личности.
- Организация мероприятий, направленных на развитие социальной инициативы, реализацию социальных программ, участие в их разработке и утверждении.
- Содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся в школе, в семье, в окружающей социальной среде.
- Профилактика асоциального поведения и правонарушений, охрана жизни и здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ воспитательной работы за 2012-2013 учебный год
Анализ воспитательной работы за 2012-2013 учебный год в 5 "А" классе МБОУ "Булыкская СОШ"...
Анализ воспитательной работы за 2012-2013 учебный год
Итоги работы за год, результаты диагностик...
Анализ воспитательной работы за 2012-2013 учебный год
Воспитательный процесс в школе носит комплексный характер и представляет собой совокупность воспитательных взаимодействий, обеспечивающих формирование и развитие личности ребенка....
Анализ воспитательной работы за 2012/2013 учебный год в 6 классе
Анализ воспитательной работы за 2012-2013 учебный год в 6 классе...
Анализ методической работы за 2012-2013 учебный год
В документе представлен отчет научно-методической работы школы....
Анализ методической работы за 2012-2013 учебный год
Анализ работы школы по направлениям методическая работа: аттестация учителей, повышение квалификации, работа предметных МО, участие в профессиональных конкурсах, работа с одаренными учащимися...
Анализ Воспитательной работы за 2012-2013 учебный год
Анализ Воспитательной работы за 2012-2013 учебный год...