Анализ методической работы за 2012-2013 учебный год
методическая разработка по теме

Абрамова Галина Викторовна

Анализ работы школы по направлениям методическая работа: аттестация учителей, повышение квалификации, работа предметных МО, участие в профессиональных конкурсах, работа с одаренными учащимися

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_sostoyaniya_i_effektivnosti.doc264 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ЗА 2012-2013 ГОД.

Методическая работа - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя. Этот комплекс ориентирован, прежде всего, на повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, и, в конечном счете - на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития учащихся.

Главная задача методической работы – создание таких условий, в которых бы учитель и педагогический коллектив в целом просто не мог бы работать некачественно. Качество же внутри учителя – это категория нравственная, требующая развития его самосознания и постоянного профессионального роста. В настоящее время в условиях постоянной модернизации системы образования, развития профилизации и вариативности возрастает роль методической деятельности, призванной обеспечить поддержку учителей в решении всех профессиональных вопросов. Методическая работа является важнейшим средством повышения организации учебного процесса, развития форм совершенствования урока, повышения педагогического мастерства учителей. Методическая деятельность - управляемый, ресурсообеспеченный, эффективный процесс совместной деятельности методиста, в лице заместителя директора и педагогов по обеспечению условий качественной реализации ими образовательных услуг. Главным условием реализации качественных образовательных услуг является высокий уровень профессиональной компетентности учителя. Таким образом, цель методической службы обеспечить развитие профессиональной компетентности учителя как средства качественной реализации образовательных услуг.

Основные направления развития школы:

Построение школы открытия уникальности каждого ребёнка на основе личностно- ориентированного образования, как средства развития ценностно-деятельностных, проектно- исследовательских компетенций учащихся.

Реализации макро-проектов, направленных на развитие компетенций учащихся:

  • проектная, исследовательская деятельность учащихся;
  • музейная педагогика;
  • профильное обучение;
  • система языкового образования учащихся (введение второго  языка в 5- 7 класса).

Информатизация обратной связи между субъектами образовательного процесса.

Структура методической службы

Структура методической службы традиционна, основа дифференциации предметный принцип. Существуют методические объединения, временные и постоянные творческие группы, которые взаимодействуют между собой. Формами взаимодействия всех структур методической службы являются: педагогическое методическое информационное сопровождение деятельности учителя и образовательного процесса Выстроена чёткая система взаимодействия в рамках функционирования модели, разработаны управленческие механизмы, критерии оценки эффективности деятельности, механизмы социализации и трансляции продуктов деятельности учителя, анкеты и вопросники для фиксирования результатов (изменений, как позитивных, так и негативных) деятельности педагогических работников. Разработан алгоритм осуществления обратной связи между администрацией и учителем: формы для отчётности, формы для планирования, формы для педагогического запроса формы для оформления чего-либо.

Создан банк данных методической службы: анкетные данные каждого учителя, мини портфолио, результаты опросов и анкетирования, личные достижения учителя, локальные акты, фиксирующие деятельность педагога в различных проявлениях. Заложена основа для создания информационного банка, где собраны необходимые материалы: анализ урока, методические рекомендации общего характера, положения, должностные инструкции, памятки, алгоритмы. Также существует система для обратной связи, формы для заполнения, отчётные материалы, протоколы и решения педагогических советов и методических советов. Основная информация размещена на сетевом ресурсе, сайте ОУ и открыта всем пользователям.

Краткая характеристика

структурных образований методической службы.

В этом году работали шесть методических объединения:

Методическое объединение: Начальная школа.  Председатель Медведчук М.М. (работает с 2002 года). Количество  членов М/О 13. «Достижение нового образовательного результата через внедрение комплекса технологий деятельностного типа в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты начальной школы».

Основные направления работы и задачи методического объединения на 2012-2013 учебный год:

-отработка алгоритма внедрения основных компонентов федеральных государственных образовательных стандартов  второго поколения;

-формирование механизма использования в работе с детьми с разным уровнем развития познавательных способностей возможностей современных развивающих технологий, обеспечивающих формирование базовых компетентностей современного человека;

-осуществление дифференцированного подхода в обучении, создание условий психологического комфорта,  оказание помощи ребенку в его психосоматическом развитии;

-создание системы обучения, способной  помочь каждому ученику достичь оптимального уровня духовно-нравственного и интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями;

-освоение и использование комплекса  педагогических технологий деятельностного  типа как условие достижения нового образовательного результата;

-развитие педагогического творчества учителей и их профессиональной самореализации

  В этом учебном году вся работа МО начальных классов  направлена на  реализацию программы перехода начальной школы на ФГОС нового поколения. По новым стандартам начали работать   4 первых  класса и продолжили 4 вторых класса. Учителя М/О принимают   активное участие в работе городских семинаров, повышают  свою педагогическую квалификацию на курсах  в «Институте развития образования»  Курсы повышения квалификации помогают  учителям организовать свою работу с учетом требований ФГОС.  По посещенным семинарам учителя выступали на заседании МО, методические находки применяли в своей практике.

На базе КОИРО  впервые проводилась олимпиада для учителей начальных классов, в которой принимали участие Удовенко Л. Н., Медведчук М. М.,Суркова Н.С., Нагорная М. М. Обеспечивают     рост профессионального мастерства  и  открытые уроки учителей начальной школы с применением мультимедийных установок и ТСО.

Диговец Е. А. участвовала в городском семинаре на базе школы на тему: «Основные направления работы в условиях введения и реализации ФГОС» с мастер-классом о  применении   нового оборудования. Ее мастер класс получил высокую оценку у учителей из других школ , присутствующих на семинаре.

Методическое объединение учителей иностранного языка. Председатель Лебедева И.Б., работает председателем МО с 2001 года. Количество членов: 6, из них два молодых специалиста.

Методическая тема: Оптимизация процесса преподавания иностранных языков за счет использования новых педагогических технологий в образовательном процессе как условие повышения качества образования.     В 2012-2013 учебном году МО учителей иностранного языка продолжило работу по совершенствованию методики обучения иностранному языку в контексте иноязычной культуры и созданию условий развития творческой активности участников педагогического процесса, изучению новых технологий, внедрения в практику своей работы с целью обеспечения уровня образования, соответствующего современным требованиям. Основные формы, используемые в работе МО:

1.    Заседание методического объединения по вопросам методики обучения и воспитания учащихся;

2.     Совещания и семинары по учебно-методическим вопросам;

3.     Открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету;

4.   Лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методикам обучения и воспитания, вопросам общей педагогии и психологии;

5.     Проведение предметных декад ;

6.     Взаимопосещение уроков.

Методическая работа МО строилась на использовании современных образовательных технологий:

•        личностно-ориентированное обучение;

•        проектная технология;

•        исследовательские;

•        интерактивные формы и методы;

•        раннее обучение

   Повышение профессиональной компетенции учителей иностранного языка в свете новых постановлений о школе, их активное включение в педагогический поиск, совершенствование анализа и критериев оценки их  работы остались основными направлениями деятельности методического объединения. Диагностика уровня методического мастерства учителей помогла выявить затруднения, которые они испытывают в своей работе при достижении намеченных целей, что также учитывалось в планировании работы, которое осуществлялось по следующим направлениям:

1.        Изучение нормативных документов. Обзор методической и педагогической литературы по предмету.

2.        Вопросы по теории и методики преподавании предмета.

3.        Разработка рекомендаций, памяток, наглядных пособий.

4.        Вопросы преемственности и межпредметных связей.

5.        Подготовка рекомендаций к итоговой аттестации.

6.        Сообщения учителей, посещающих курсы, семинары, консультации.

7.         Изучение новых программ и учебников.

8.        Формы использования ресурсов Интернет, интерактивных средств обучения на уроках.

9.        Анализ уроков с позиций современных требований.

10.        Особенности преподавания английского языка на начальном этапе.

В своей работе учителя иностранного языка использовали  различные информационные методы обеспечения учебного процесса с целью изучения новых технологий, передового педагогического опыта: обзор новинок методической литературы, знакомство с материалами курсовой переподготовки, обмен опытом работы . Курсовую переподготовку   прошли  Лебедева И. Б., Артемьева И.А., Векшина Е.В.(октябрь 2012 года)

С целью передачи опыта работы учителя МО Лебедева И.Б. и Суховеркова Е.В. приняли участие в областном семинаре на базе МАОУ СОШ №11 , провели открытые уроки для молодых специалистов области.

Молодой специалист Суховеркова Е.В. участвовала в областной олимпиаде учителей по английскому языку и заняла 2 место по области.

Методическое объединение: Предметы  гуманитарного и  социокультурного циклов.  Председатель МО: Мартынова О.В. (с 2012 года) Количество членов: 7 человек , из них 1 молодой специалист и 1 учитель, имеющий большой перерыв в педагогической деятельности.           

В 2012/13 учебном году МО работало над темой «Технология освоения образовательного стандарта нового поколения по русскому языку, литературе и истории как условие повышения качества образования». МО решало следующие задачи :

-создание системы обучения, направленной на достижение каждым учеником уровня нового образовательного стандарта по русскому языку, литературе и истории;

-формирование навыков овладения учащимися способами познавательной деятельности как стержня адаптивной школы;

-формирование у учащихся навыков самостоятельной мыслительной деятельности;

-осуществление дифференцированного подхода в обучении, создание условий психологического комфорта, оказание помощи ребенку в его психосоматическом развитии;

-осуществление стимулирования и развития способностей, потенций личности ученика на основе учета ее возрастных особенностей, внутренних ресурсов;

-создание системы обучения, способной помочь каждому ученику достичь оптимального уровня духовно-нравственного и интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями;

-обобщение педагогического опыта учителей;

-поиск наиболее эффективных форм и методов преподавания для оптимизации образовательного процесса;

-обеспечение профессионального опыта учителей;

-сосредоточение основных усилий на создании условий для обеспечения повышения качества образования;

-освоение и использование современных педагогических технологий как условия повышения качества и эффективности образования;

-подготовка и использование аналитического материала для аттестации учащихся в форме ЕГЭ.

   С целью повышения педагогического мастерства учителя посещали семинары: Кардэль В.М.«О поведении мониторинга учебных достижений учащихся 9 классов»; Константинова Е.В.«Новые стандарты исторического образования и пути их реализации», «Организация внеурочной деятельности обучающихся основной школы в свете требований ФГОС второго поколения», «Преподавание в области прав человека»

        В текущем учебном году учителями русского языка, литературы и истории  много внимания уделялось внеклассной работе.  Учащиеся 5-11 классов приняли активное участие во всероссийском конкурсе «Родное слово» и международном конкурсе  «Русский медвежонок». По результатам конкурса «Родное слово» все участники вошли в первую сотню. 25 участников II Всероссийской дистанционной олимпиады по русскому языку заняли призовые места. 22 человека стали призерами и лауреатами  дистанционных конкурсов, проводимых Малой Академией Наук. На хорошем уровне прошла декада гуманитарных наук

Методическое объединение: физико - математического цикла. Председатель Кейтлина И.С. с 1997 года. Количество членов: 8 человек. Методическая  тема  МО на 2012-2013 учебный год: «Технология освоения образовательного стандарта нового поколения по математике как условие повышения качества образования». Основные направления работы и задачи методического объединения на 2012-2013 учебный год:

- создание системы обучения, направленной на достижение каждым учеником уровня нового образовательного стандарта  по математике, физике и ОИВТ;

-формирование у учащихся навыков самостоятельной мыслительной деятельности;

-осуществление дифференцированного подхода в обучении, создание условий психологического комфорта,  оказание помощи ребенку в его психосоматическом развитии;

-осуществление стимулирования и развития способностей, потенций личности ученика на основе учета ее возрастных особенностей, внутренних ресурсов;

-создание системы обучения, способной  помочь каждому ученику достичь оптимального уровня духовно-нравственного и интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями;

-освоение и использование современных педагогических технологий как условия повышения качества и эффективности образования;

- подготовка и использование аналитического  материала для аттестации учащихся в форме ЕГЭ и ГИА.

Работа методического объединения физики, математики, ОИВТ направлена на повышение профессионального мастерства педагогов. Значительную помощь в овладении новыми педагогическими технологиями учителя получают в Калининградском областном институте развития образования (КОИРО) и в «Учебно - методическом образовательном центре».

Методическая работа каждого учителя – это участие в методических днях школы, семинарах, педсоветах; выступление с темами по самообразованию, обсуждение вопросов, обмен мнениями на заседаниях МО. Темы самообразования учителей МО математики и физики были выбраны с учетом методической темы школы и тех проблем, которые были выявлены в ходе анализа работы за 2011-2012 учебный год: Кейтлина И. С.- «Методика решения планиметрических задач.»; Иваненко Т.В.- «Формирование ИКТ компетентности для обеспечения социализации школьника»; Козлова Н. П. «Современные методы подготовки к ЕГЭ и ГИА»: Бибикова И. Н. «Обучение решению сложных задач по физике с использованием методики творческо- поисковой деятельности учащихся.»; Брыль С.И. «Применение компьютерных технологий в преподавании математики.»; Дынька А.Н. «Проектная деятельность школьников по математике.» В течение года педагоги МО повышают свой профессиональный уровень, посещая семинары и курсы КОИРО и МАУ  УМОЦ. Бибикова И.Н., учитель физики приняла участие в первой олимпиаде учителей физики, является лауреатом конкурса «Учитель года – 2013».

Методическое объединение: естественно - научного цикла. Председатель Левковец Елена Максимовна с 1989 года. Количество членов: 4 человек. Единственное МО, где количественный и качнственный состав остается неизменным в течении многих лет. Методическая  тема  МО на 2012-2013 учебный год: «Освоение продуктивных образовательных технологий как условие повышения качества образования и путь  к образовательным стандартам нового поколения». Основные направления работы и задачи методического объединения на 2012-2013 учебный год:

- Создание системы обучения, направленной на достижение каждым учеником уровня нового образовательного стандарта  по биологии, географии, химии;

-формирование навыков овладения учащимися способами познавательной деятельности  как стержня адаптивной школы;

-формирование у учащихся навыков самостоятельной мыслительной деятельности;

-осуществление дифференцированного подхода в обучении, создание условий психологического комфорта,  оказание помощи ребенку в его психосоматическом развитии;

-осуществление стимулирования и развития способностей, личности ученика на основе учета ее возрастных особенностей, внутренних ресурсов;

-создание системы обучения, способной  помочь каждому ученику достичь оптимального уровня духовно-нравственного и интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями;

-освоение и использование современных педагогических технологий как условия повышения качества и эффективности образования;

- подготовка и использование аналитического  материала для аттестации учащихся в форме ГИА, ЕГЭ.

Профессиональная методическая работа учителей данного МО заключается не только в посещении семинаров, но все они являются участниками семинаров, выступают с обобщением своего опыта. Все члены Мо являются экспертами по ГИА и ЕГЭ. Дельмухаметова Л.И., Левковец Е.М. являются разработчиками олимпиадных заданий, Левковец Е. М. -  председатель жюри II тура Всероссийской олимпиады школьников;  организатор межрегионального научно – познавательного конкурса – исследования «Леонардо».  Дельмухаметова Л. И., Овсиенко В. В. участвовали в олимпиаде  по биологии учителей образовательных учреждений.   Для повышения результатов учебной работы школьников учителя постоянно ведут поиск находок, позволяющих каждому ученику раскрыть свои возможности и способности, изготавливают новые обучающие конспекты по темам; контрольно – измерительные тесты по химии, задания, задачи для развития общих мыслительных навыков; задания для самостоятельной работы, составление тестовых заданий различного уровня сложности по отдельным темам и блокам курса биологии 5-11 класс; в целях стимулирования творческой активности учащихся составление портфолио работ по предмету; оставление тестовых заданий различного уровня сложности по отдельным темам курса географии 6-11 классы;  использование карточек для индивидуальной и дифференцированной работы детей на уроке; использование таких заданий, которые предполагают поиск информации и решение задач по картам разного содержания; использование на уроках как демонстрационных элементов видеороликов на СД – дисках по предмету.

Методическое объединение прикладных предметов. Председатель Савичев О.В. (с 2005 года). Количество членов: 6 человек. Методическая тема: «Создание условий для личностного самоопределения школьников посредством третьего урока физической культуры». Основные направления работы и задачи методического объединения в 2012-2013 учебный году:

-формирование у учащихся навыков самостоятельной мыслительной деятельности, двигательной активности и здорового образа жизни;

-осуществление дифференцированного подхода в обучении, создание условий психологического комфорта;

-осуществление стимулирования и развития способностей, потенций личности ученика на основе учета ее возрастных особенностей, внутренних ресурсов;

-создание системы обучения, способной  помочь каждому ученику достичь оптимального уровня духовно-нравственного и физического  развития в соответствии с его природными задатками и способностями;

-освоение и использование современных педагогических технологий как условия повышения качества и эффективности образования.

Методическая  тема  МО на 2012-2013 в учебном году: «Освоение образовательного стандарта нового поколения по физической культуре, ОБЖ, музыке, технологии, как условие повышения качества образования». В 2012-2013 учебном году методическое объединение решало следующие задачи:

- Улучшение качества образования через применение новых форм и методов обучения

 - Пропаганда активного, здорового образа жизни

 - Воспитание гражданина

 - Активное участие в конкурсах на муниципальном и региональном уровнях

 - Подготовка учащихся к итоговой аттестации.

 - Развитие эстетических качеств.

 - Совершенствование учебной базы.

Это единственное методическое объединение, которое не приняло участие в предметной недели (второй год).

Анализ общих данных:

Педстаж

1- 5 лет

6- 10 лет

11- 15 лет

16- 20 лет

21-25лет

26-30лет

31г. и более

МО начальных классов

1

1

2

2

2

3

2

Мо гуманитарного цикла

1

1

2

МО иностранного языка

2

1

1

2

МО физико-математического цикла

1

0

0

1

2

1

1

МО  естественно-научного цикла

2

1

1

МО  предметов прикладного цикла

2

2

2

итого

7

1

2

4

7

10

8

Средний стаж

2,1

6

12

17,75

22,85

28,4

33,125

Средний стаж работы: 17,5 года, большинство учителей с большим опытом работы. Только состав учителей естественнонаучного цикла стабилен (руководитель Левковец Е.М.), 16 педагогов (40 %) влились за последние пять лет. Необходимо омоложение коллектива, привлечение молодых специалистов со стажем работы до 10 лет, необходимо усилить работу над стабильностью и сбережением кадрового состава.

Квалификация

высшая

первая

соответствие

молодые учителя

Б/К

МО начальных классов

2

4

6

0

1

Мо гуманитарного цикла

2

1

1

1

МО иностранного языка

2

1

1

2

0

МО физико-математического цикла

2

2

2

МО  естественнонаучного цикла

3

1

МО  предметов прикладного цикла

1

2

2

1

итого

13

9

12

3

3

32,5 % учителей имеют высокую квалификацию; 22,5% учителей  первой.

В 2012-2013  учебном году прошли аттестацию 12 учителей.  Повысили категорию: Морозова Г.Н., Константинова Е.В. (первая), Ляховчук Н.В. (высшая). Защитилась на первую категорию Лебедева И.Б.(до 2013 года имела высшую категорию), Подтвердила свою категорию Бибикова И.Н.(до 2013 года имела первую квалификационную категорию).

Деятельность Методического совета

Методическое обеспечение образовательного процесса школы осуществляется через систему методических объединений по одному и более предмету. Во главе стоит Методический совет, в состав которого входят администрация школы, председатели методических объединений. Методическое обеспечение также осуществляли творческие лаборатории по основным направлениям развития, временные творческие группы. Ядром методической службы является Методический совет, как универсальный управленческий элемент. Задачи, которые решал Методический совет в течение учебного года:

– диагностика состояния методического обеспечения УВП и методической работы школы;  

– создание и организация работы творческих (постоянных и временных) групп и других объединений учителей.

Деятельность методического совета школы в 2012-2013 году была наполнена следующим содержанием:

формирование целей и задач методического обеспечения УВП и методическая учеба кадров.

– определение содержания, формы, методов повышения квалификации педагогических кадров.

– осуществление планирования, организации и регулирования методической учебы, педагогических кадров, анализ и оценка её результатов.

– решение педагогических проблем, связанных с методическим обеспечением УВП и методической учебы.

– разработка системы мер по изучению педагогической практики, обобщению и распространению педагогического опыта.  

Методическая работа в 2012-2013 учебном году осуществляется в различных формах:

- тематические педагогические советы – 3;

- заседания методических объединений – 5-6 раз в год каждое;

- теоретические семинары по инновационной деятельности -2;

-научно-практические конференции – 1;

-круглые столы -1;

-открытые уроки и их экспертиза – более 40 посещений

-День науки (февраль 2013 г.)

-предметные декады,

-индивидуальные целевые консультации – по графику и педагогическому запросу;

- накопление и систематизация материала для индивидуальной методической папки;

- работа над темой самообразования, портфолио.

В течение года было проведено 5 заседаний методического совета. Анализ протоколов заседаний методического совета показал (Организационные вопросы составили 33,33% повестки; Инновационная деятельность 8,33 %; Методика преподавания 25 %; Трансляция опыта 8,33%; Учебная деятельность 25 %),  что больше внимания уделялось организационным вопросам, методической и учебным вопросам. Организационную деятельность необходимо перенести на заседания М/О, постепенно осуществлять переход на самоорганизацию и самоконтроль.

Методический совет стал формой управления, контроля, взаимодействия всех подразделений методической службы.

Работа по единой методической теме

Методическая тема школы: «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения».

В текущем учебном году работа была конкретизирована по следующим направлениям:

- повышение качества образования;

- подготовка к переходу к новым ФГОС в основной школе;

- индивидуальное планирование деятельности учителя с учётом элементов социализации и рефлексии опыта работы;

-систематизация портфолио, начат переход на электронное портфолио;

- повышение педагогического мастерства;

- совершенствование профессиональных педагогических компетенций;

- участие в профессиональных конкурсах;

- инновационная деятельность на уроке;

- информатизация образовательного процесса;

- информатизация в управлении учебной деятельностью;

-исследовательские компетенции учащихся – как результат образовательного процесса;

- обеспечение разностороннего развития личности каждого ученика.

Особенности методической службы в 2012-2013 году  заключались в расширении традиционных функциональных связей между педагогическим ,  методическим и информационным сопровождением учителя.

Анализ протоколов М/О(кол- во пунктов повестки)

Кол-во засе

даний

Учебная деятель

ность

Мето дика

Иннова

ции

Отчеты

Вне

урочная деятель

ность

Организа

ционные вопросы

МО начальных классов

5

5

3

2

2

2

3

Мо гуманитарного цикла

МО иностранного языка

МО

физико-математического цикла

6

5

10

2

2

2

5

МО  естественно-научного цикла

5

7

10

1

2

7

5

МО  предметов прикладного цикла

Все объединения провели достаточное количество заседаний, все протоколы сданы в методический кабинет, каждый председатель проанализировал протоколы относительно повестки заседания.

Самое большое внимание на заседаниях МО естественно-научного и физико математического цикла было удклено методическим вопросам (ФГОС ООН, подготовка к ГИА, ЕГЭ.  На заседаниях МО учителей начальной школы, предметов прикладного характера уделяется учебной и организационной деятельности, что подтверждает руководящую и организующую роль этих объединений, необходимость работать в контакте с коллегами по предмету, осуществлять преемственность в образовательном процессе. Во всех МО осуществляется обратная связь с администрацией школы. Не достаточно часто обсуждаются методические вопросы, что не позволяет удовлетворить потребности учителя в профессиональном общении, обмене опытом, специализированной информацией по предмету. Недостаточно представлены вопросы инновационного развития образовательной среды, также мало предоставляется возможность для отчета о работе, или по результатам какой- то конкретной деятельности.  Мало вопросов отражает специфику объединения.

Желательно, чтобы больше уделялось внимание отчётности деятельности учителя, инновационным процессам, методическим вопросам.

Наиболее сбалансированная повестка методический объединений естественно-научного, физико-математического цикла.

Количественный анализ участия учителей в методической деятельности.

м /о

Открытые уроки

ш/г

Мастер-классы

ш/г

Защита проекта

Публичное выступление ш/г

Конкурсы педагогического мастерства

Мероприя

Статья

МО начальных классов

3/1

0/2

0

0

4

3

3

МО гуманитарного цикла

4/1

1/1

1

3

5

МО иностранного языка

6/1

0/1

0

2/1

1

МО

физико-математического цикла

6/2

/02

3/1

3

6

4

МО  естественно-научного цикла

4

1

2

2

6

2

МО  предметов прикладного цикла

0

0

0

0

0

54

0

Во всех мероприятиях заметно преобладает школьный уровень, что говорит о том, что работа методической службы нацелена на предоставление условий для трансляции опыта каждого учителя, созданы условия для успешного прохождения аттестации педагогических работников, для обмена педагогическими навыками и приемами работы.

Созданы условия для социализации своего опыта в виде статьи, опубликовано - 21 статей: аналитические – 1, обобщение из опыта работы - 3 конспект урока – 8, очерки - 9.

По типу печатные работы распределились таким образом:

Газета

Журнал

Сборник

Интернет

МО начальных классов

2

МО гуманитарного цикла

МО иностранного языка

5

МО физико-математического цикла

4

МО  естественно-научного цикла

1

7

2

МО  предметов прикладного цикла

Больше всего статей опубликовано учителями естественно-научного цикла  в связи с работой по проектам (НПК «Хранители природы»). Проявилась новая тенденция размещать свои работы в Интернете. Активность учителей пока не высокая, но постоянно ведётся работа по повышению мотивации учителя к трансляции своего опыта.

Одной из целей методической службы является использование ИКТ. В ходе мониторинга были сделаны следующие выводы.  Количество учителей использующих ИКТ в данной форме относительно всего состава:

М/О,

Презента

ция содержания урока %

Организация опроса на уроке

%

Творче

ское зада

ние

%

Тестирование к итоговой аттестации

%

Интерактивная доска

%

МО начальных классов

7

6

5

1

Мо гуманитарного цикла

3

3

МО иностранного языка

3

2

4

1

МО физико-математического цикла

4

3

3

1

2

МО  естественно-научного цикла

3

1

4

МО  предметов прикладного цикла

1

0

0

0

0

Анкетирование учителей показало, что теоретически все учителя владеют различными методами и элементами технологии обучения, в то же время посещенные уроки дали совершенно другие результаты применяют свои знания на практике:

м /о,

Проб

лем

ное обучение

 

Про

ект

ная

техно

логия

Исследов

ательские

методы

Лекции,

семи

нары , зачётная система

Игро

Вые мето

ды

%

Колек

тивные

способы

обуче

ния,

Инова

цинная оценка детель

ности

( порт

фолио

Здоровье сберегающие технологии

МО начальных классов

7

1

1

0

13

7

7

11

Мо гуманитарного цикла

2

0

1

3

1

6

0

2

МО иностранного языка

2

2

1

2

6

2

3

МО физико-математического цикла

3

0

0

5

2

6

0

6

МО  естественно-научного цикла

4

4

4

4

4

4

2

4

МО  предметов прикладного цикла

1

1

3

2

2

всего по школе

18

8

8

12

25

31

11

28

%

45

20

20

30

63

78

28

70

Педагогический коллектив теоретически владеет всеми основными педагогическими технологиями, но не всегда  успешно использует их в образовательном процессе. В организации процесса обучения по биологии. географии преобладает исследовательский, проблемный и творческий уровень. Деятельность учащихся организована на высоком творческом уровне. Наиболее сбалансированное использование технологий наблюдается в м/о естественно-научного цикла. Низкая активность педагогов по внедрению в  практику обучения проектной и исследовательской деятельности.

В 2012- 2013 учебном году были проведены традиционные предметные декады, которая является центральным мероприятием методической службы образовательного учреждения. Проведен первый конкурс «Мое портфолио». На данный конкурс были представлены по одному портфолио от каждого методического объединения. Электронное портфолио было представлено двумя учителями Дельмухаметовой Л.И. и Бибиковой И.Н., остальные педагоги представили портфолио на бумажном носителе. Не участвовали в данном конкурсе учителя методического объединения прикладных предметов.

Повышение квалификации педагогических работников.

Количество учителей, окончивших курсы повышения квалификации

ФГОС

ГИА

ЕГЭ

Преподавание новых предметов/кл. руководство

МО начальных классов

13

11/0

Мо гуманитарного цикла

2

3

1

3/0

МО иностранного языка

2

1

МО физико-математического цикла

6

3

2

0/1

МО  естественно-научного цикла

3

3

1

МО  предметов прикладного цикла

Среднее кол-во по школе

22

11

4

14/1

Возрастает доля выбираемых курсов по целевому принципу ГИА, ЕГЭ, ФГОС, новым предметам (живое слово, ОРКС, истоки). Дистанционные курсы пока не стали привлекать большее количество учителей, в тоже время практически на всех курсах зачеты сдаются дистанционно. Более 50 % учителей посещаю курсы 3 и более  раз в пять лет, 27% 2 раза в пять лет. За год учителя методических объединений иностранного языка и предметов прикладного цикла не прошли курсы по ФГОС, таким образом, переход на ФГОС в пятых класса в 2013-2014 году  не возможен по объективным причинам.

Анализ итогов участия в олимпиадах и творческих конкурсах.

Работа с одаренными учащимися.

Для удовлетворения разнообразных интересов и способностей обучающихся в школе  проводилась большая работа  по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей. Обучающиеся гимназии занимаются в факультативах, предметных кружках, курсах по выбору и элективных курсах.

Серьезное внимание уделялось планированию дополнительного образования обучающихся: предметных кружков, факультативов, клубов, спортивных секций, составлению расписания занятий. Созданию комфортной рабочей обстановки способствовало четкое планирование работы гимназии на неделю, проведение еженедельных общешкольных линеек,  своевременное информирование педагогов и обучающихся и их родителях  о делах и результатах работы гимназии,  о достижениях обучающихся.

В октябре согласно плану внутришкольного контроля проведены школьные олимпиады (школьный этап Всероссийской олимпиады школьников) среди учащихся 5-11классов. Количество  обучающихся  5-11-х  классов 385. В предметных олимпиадах принимали участие 200 школьников 5-11 классов, что составляет 51% от общего числа учащихся. Количество победителей 29. Призеров – 17.Это значительно меньше, чем в 2011-2012 учебном году (48-37):

Олимпиада показала неплохую подготовку учащихся по биологии (учитель – Дельмухаметова Л.И..), физической культуры (учитель Савичев О.В.), по географии (учитель Левковец Е.М.), по английскому языку(учитель Суховеркова Е.В.)

35 призеров школьного этапа  вошли в сборную команду по предметной олимпиаде и 28 учащихся представляли школу на муниципальном туре. По результатам муниципального этапа определились 5 призеров( в 2012 году – 9 призеров).

Победители и призеры муниципального этапа в 2012-2013 учебном году.

№ п/п

предмет

ФИ ученика

класс

место

учитель

1

биология

Лозинская Надежда

Дельмухаметова Л.И.

2

физкультура

Никитин Владислав

Савичев О.В.

3

физкультура

Сурков Сергей

Савичев О.В.

4

физкультура

Полищук Полина

Савичев О.В.

5

ОПК

Суркова Мария

Суркова Н.С.

Олимпиады показали неплохую подготовку учащихся по отдельным предметам.. Учителя естественного цикла (Левковец Е.М., Дельмухаметова Л.И.) и учитель физической культуры Савичев О.В. ,уделяют большое внимание одарённым детям, ведут целенаправленную работу по подготовке учащихся к олимпиадам, конкурсам, используя часы как учебного плана, так и часы внеурочной деятельности. Такая работа способствует развитию детей, их творческих способностей, задатков.

Кроме Всероссийской олимпиады учащиеся принимали участие в разнообразных конкурсах и олимпиадах, организованные сторонними организациями:

Всего приняли участие

Всего /5-9

Кенгуру

141/100

13/2

Зимние Игры

41

27/27

Русский межвежонок

201

31/25

КИТ

78

16/6

Британнский бульдог

111

26/19

Родное слово

69

69/69

Золотое Руно

122

13/8

Леонардо

29

6/6

Дистанционные олимпиады по русскому языку, литературе, истории, немецкому языку, биологии

198

38/38

ИТОГО

987

235/195

Увеличилось количество учащихся принявших участие в НПК различного  уровня, конкурсах (областной конкурс «Классический скворечник», «Наше наследие», «Любимая природа», «Загадки русского языка» и др.).

Учителями физической культуры, ОБЖ  за учебный год сделано за пределы школы выездов с учащимися на мероприятия спортивного, военно-патриотического  и эстетического направления – 54.  Всего вывезено 503 человека. По физической культуре – 40 выездов, ОБЖ – 14 выездов. В городской спартакиаде учащихся, учащиеся соревновались по волейболу, настольному теннису, шахматам, стрельбе, лёгкой атлетике, баскетболу. Являлись участниками в Спартакиаде допризывной молодёжи, в Эстафете «Калининградская Правда», в Президентских состязаниях, по мини-футболу, участвовали в открытии и закрытии Чемпионата Мира по футболу среди спортсменов с ограниченными возможностями, плаванию.

Команда учащихся на городской спартакиаде допризывной молодёжи заняла 3 командное место, учащиеся Бикитеев Рустам, Кравченко Александр, Ходаков Кирилл призовые места в личных первенствах (учитель Савичев О.В.) Цыганкова Оля на городском первенстве по лёгкой атлетике среди школьников заняла 2 место по прыжкам в длину с разбега.( Савичев О.В.) На городских соревнованиях « Юные патриоты России» Гордиенко Руслан занял 1 место в конкурсе разборка-сборка АК-47, ( Савичев О.В.) в городском финале « Юные патриоты России» команда школы заняла 1 место в конкурсах марш-бросок и физическая культура (Худайкулиев С.А., Савичев О.В.) Команда восьмиклассников заняла 1 место в областных соревнованиях по академической гребле( Худайкулиев С.А.). Команда родителей и детей начальной школы заняла 2 место в городских соревнованиях семейных команд.( Вагина Н.А.)

Ученики 6 класса совместно с учителем технологии Кострица А.И. изготовили макеты боевой техники, оформили выставку ( стенд-макет штурма Кёнигсберга).

Участие педагогов в профессиональных конкурсах.

 Учителя школы не только привлекают к участию в конкурсах и соревнованиях  учащихся, но и сами участвуют в профессиональных конкурсах:

Олимпиада учителей

Самый классный классный

Учитель года-2013

Международный конкурс «Учитель года»

МО начальных классов

Медведчук М. М.

Удовенко Л. Н.

Суркова Н. С.

Нагорная М. М

Мо гуманитарного цикла

Золотова Д.Ю.

Рубцова С.С.

лауреат

МО иностранного языка

Кудашова Е.О.

Суховеркова Е.В. – 2 место

МО

физико-математического цикла

Бибикова И.Н.

Бибикова И.Н. лауреат

Бибикова И.Н. лауреат

МО  естественно-научного цикла

Овсиенко В.В.

Дельмухаметова Л.И.

МО  предметов прикладного цикла

Главное в методической работе – оказание реальной действенной помощи учителям. В нашем образовательном учреждении за этот учебный год поставленные задачи в основном успешно реализованы. Методическая работа представляет собой относительно непрерывный, постоянный процесс, носящий повседневный характер, сочетается с курсовой переподготовкой, мероприятиями НМЦ, МИОО, АПК и ППРО. Повышение квалификации и мастерства учителей позволяет связать содержание и характер методической работы с ходом и результатом реального учебно-воспитательного процесса, изменениями в качестве ЗУН учащихся, в уровне развития и воспитанности. Проводимая работа позволяет глубоко изучить личностные качества учителя классного руководителя, выявлять затруднения и недостаток в их деятельности, элементы передового опыта. Тематика заседаний МО, методического совета, педагогического совета отражает основные проблемные вопросы, которые стремиться решать педагогический коллектив школы. Формы и методы ВШК соответствуют задачам, которые ставил педагогический коллектив школы на учебный год.  Учителя школы не стоят в стороне инновационных процессов в обучении и воспитании, они используют как элементы современных технологий, так и полностью технологии, связанные с личностно – ориентированным подходом к обучению и воспитанию школьников, технологии, направленные на развитие личности каждого ребёнка, что находится в тесной связи с «Программой развития школы», требованиями новых стандартов.

Наряду с имеющимися положительными результатами в работе педагогического коллектива имеются недостатки:

-не в полную меру использовалась такая форма, как взаимопосещения уроков (большая нагрузка педагогов основной  и старшей школы);

-сократилось количество даваемых учителями открытых уроков;

- опытные учителя школы не приняли участие в конкурсе «Учитель года»;

 - учителя МО предметов прикладного характера не приняли участие в предметной декаде.

- недостаточное освоение и внедрение новых педагогических технологий и инноваций учителями школы,

- недостаточный уровень работы по обобщению передового педагогического опыта на городском и окружном уровнях,

- неготовность учителей к переоценке своих профессиональных и личностных качеств, необходимых для перехода на новый уровень, обеспечивающий качество образования;

- относительно низок уровень умений и навыков самоанализа у учителей и учащихся;

 

В связи с выявленными проблемами определены цели методической работы: Внедрение системы Портфолио и создание механизма оценки профессионального мастерства педагога на мониторинговой основе как средства   повышения качества образования

Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности, переход от подчинения к сотрудничеству и партнерству в отношениях с коллегами, учащимися. 

Основные задачи методической работы на перспективу.

  • продолжить работу по развитию индивидуальных способностей школьников посредством внедрения в УВП приемов личностно- ориентированного образования, использования дифференцированных форм обучения, как в процессе обучения, так и при организации воспитательного процесса;
  • способствовать повышению качества учебного занятия посредством активизации работы по внедрению в практическую деятельность педагогов современных педагогических технологий, инновационных форм обучения, информационно- коммуникативных технологий;
  • обеспечить видовое разнообразие работы с одарёнными, способными детьми, имеющими повышенную мотивацию к изучению предметов;
  • обеспечить координацию деятельности М/О учителей – предметников начального, среднего и старшего звеньев по организации образовательной среды, способствующей успешной адаптации учащихся при переходе из сада в школу, из начальной школы в среднее звено, в профильную школу, ВУЗ и далее успешной социализации в обществе;
  • совершенствовать систему мониторинга успешности обучения школьников с целью выявления отрицательной динамики качества знаний, принятия своевременных решений по устранению недостатков в работе;
  • повысить уровень теоретических, методологических знаний педагогов через организацию деятельности методического совета, педагогического, психологического просвещения;
  • создать условия для саморазвития учителей, профессионального совершенствования посредством осуществления самообразовательной, рефлексивной деятельности;
  • организовать работу с молодыми учителями посредством закрепления наставников, открытых уроков и мастер-классов, индивидуальных консультаций;
  • активизировать работу по выявлению, изучению, обобщению актуального педагогического опыта учителей.

Задачи для создания инновационной образовательной среды.

  • Внедрение ФГОС в начальной (1-2-3 классы) и основной школе (5 классы).
  • Совершенствование системы сетевого взаимодействия.
  • Деятельность по реализации индивидуальной образовательной траектории.
  • Формирование профессиональных компетенций учителя.
  • Информатизация труда учителя.
  • Разработать технологии для работы с детьми, с разными стартовыми возможностями.
  • Усовершенствование целевого мониторинга и диагностики .
  • Проведение целевых теоретических семинаров.
  • Проведение открытых уроков с конкретной методической нагрузкой.
  • Централизация работы с портфолио учителя, переход на электронный вид.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ воспитательной работы за 2012-2013 учебный год

Анализ воспитательной работы за 2012-2013 учебный год в 5 "А" классе МБОУ "Булыкская СОШ"...

Анализ воспитательной работы за 2012-2013 учебный год

Итоги работы за год, результаты диагностик...

Анализ воспитательной работы за 2012-2013 учебный год

Воспитательный процесс в школе носит комплексный характер и представляет собой совокупность воспитательных взаимодействий, обеспечивающих формирование и развитие личности ребенка....

Анализ воспитательной работы за 2012/2013 учебный год в 6 классе

Анализ воспитательной работы за 2012-2013 учебный год в 6 классе...

Анализ методической работы за 2012-2013 учебный год

В документе представлен отчет научно-методической работы школы....

Анализ Воспитательной работы за 2012-2013 учебный год

Анализ Воспитательной работы за 2012-2013 учебный год...

Анализ экологической работы за 2012-2013 учебный год

Ежегодно в конце учебного года подводится итог экологической работы. В нем указываются основные достижения обучающиеся по экологии....