Сообщение по теме:«Классный руководитель и родители как участники педагогического процесса».
статья по теме
I. Введение
II.Основная часть.
1.Специфика малокомплектной школы.
2. Критерии воспитательной работы в условиях сельского социума.
3. Сотрудничество классного руководителя с родителями.
4. Средства и способы привлечения родителей к учебно-воспитательной работе и сотрудничеству.
5. Из личного опыта работы классного руководителя.
6. Заключение
III. Использованная литература
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mkou_vystuplenie_na_seminare.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Никулинская основная общеобразовательная школа»
Сообщение по теме:
«Классный руководитель и родители как участники педагогического процесса».
Проворова Галина Петровна
г. Кашира 2012г.
Содержание.
I. Введение
II.Основная часть.
1.Специфика малокомплектной школы.
2. Критерии воспитательной работы в условиях сельского социума.
3. Сотрудничество классного руководителя с родителями.
4. Средства и способы привлечения родителей к учебно-воспитательной работе и сотрудничеству.
5. Из личного опыта работы классного руководителя.
6. Заключение
III. Использованная литература
IV. Приложения:
- Приложение 1. Анкетирование.
- Приложение 2. Работа с родителями по профилактике агрессии у подростков.
- Приложение 3. План В.Р. Социальный паспорт класса.
- Приложение 4. Положения о конкурсе «Ученик года» и «Класс года». Мониторинг деятельности класса. Мониторинг по выявлению самого здорового класса. Портфолио учащегося. - Приложение 5.Социальный проект «Островок здоровья и отдыха»
Введение
В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям и их родителям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе и координатором воспитательных воздействий является классный руководитель. Классный руководитель выполняет очень важные и ответственные задачи. Он является организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся, организует и воспитывает ученический коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности. Я работаю в малокомплектной сельской школе и хочу рассказать об особенностях работы классного руководителя в малокомплектной сельской школе, отметить свои плюсы и минусы взаимодействия в работе с родителями и учениками в малокомплектной школе. В условиях малой школы классному руководителю представляется возможным узнать глубже и родителей учеников, и самих учеников. В такой школе ликвидируется такой общий недостаток всех школ, как дефицит внимания к личности каждого родителя и ученика. Для классного руководителя посильна задача включения каждого родителя в многообразную деятельность по интересам своих детей, увлечения их любимым делом. Здесь нетрудно выявить способности каждого ученика. А также установить контакт с каждым родителем учащихся. Кажется, что такое тесное общение с родителями и учащимися школы должны бы давать свой огромный плюс. Но не всё так просто.
Специфика малокомплектной школы.
Сельская среда, на фоне которой и во взаимодействие с которой живет и развивается сельский школьник и его родители, имеет свою специфику. Она выражается в особенностях сельского образа жизни, условиях труда, быта, досуга, особенностях сельской культуры, профессиональной структуре населения, нормах поведения и формах общения сельских жителей, их культурном и образовательном уровне, возможностях культурных и образовательных учреждений села. Специфика малокомплектной школы заключается в отсутствии не только параллельных классов, но и отдельных классов. Такая школа не позволяет иметь в управленческом штате заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе, социального педагога, помощника директора по хозяйственной части, библиотекаря. Все это имеет влияние на характер, содержание, формы и методы управленческой деятельности в малых школах. И, конечно, классному руководителю приходится в той или иной степени выполнять функции и социального педагога, и заместителя по ВР, и заместителя директора по хозяйственной части, и библиотекаря. Но важной задачей малой сельской общеобразовательной школы всё- таки является подъем культуры в малонаселенных пунктах: осуществление всеобщего образования, повышение уровня грамотности населения, воспитание у сельской молодежи чувства любви к прекрасному, преодоление различий между городом и деревней. Специфика управления этой школой проявляется в умении классных руководителей целенаправленно объединять усилия педагогического, ученического и родительского коллективов, координировать воспитательную работу с учащимися в школе с деятельностью клуба. В связи с изменением социально-экономической и общественно-политической жизни в стране в целом, и на селе, в частности, в последние годы сложились новые социально-экономические и духовно-нравственные явлении. Они характеризуются следующими факторами: распад сельскохозяйственного производства, связанный с растущей безработицей, сужение социальной среды и потеря в среде селян, особенно молодежи, веры в возрождение и развитие малой родины, в свое благополучное будущее, недостаточная консолидация духовно-культурных воспитывающих учреждений как ДОУ, школа, Дом культуры, сельская библиотека, сельский ФАП. Школа и общество едины: взаимосвязь их проявляется в призвании школы формировать личность, руководствующуюся в своей деятельности общечеловеческими принципами культурными ценностями, осознающую свою ответственность перед семьей, обществом, государством. Проблема классного руководителя связана с необходимостью преодоления последствий многолетней воспитательной политики, когда происходило отчуждение семьи от процесса воспитания, противопоставлялось общественное и личное, игнорировались воспитательные возможности среды, а также потребности формирования и развития социально ответственной творческой личности.
Критерии воспитательной работы в условиях сельского социума
Ратуя за отведение сельской школе центральной роли в воспитательной работе в условиях сельского социума, классный руководитель касается таких категорий как социализация, сельская среда, а также формы, приемы, принципы воспитания, которые, в свою очередь, подчиняются целям задачам воспитательной работы.
Малокомплектная школа – это учебно-воспитательный, а часто и культурный центр села или другого малонаселенного пункта. В такой школе часто создается обстановка большой семьи, в ней организовываются разносторонние формы сотрудничества детей и взрослых, создаются разновозрастные коллективы по интересам. В малой деревне все события в школе становятся достоянием населения. Малокомплектная школа живет жизнью семьи и села, приобщает детей к нравственной и материальной культуре, всеобщему укладу сельской жизни. Дети гораздо чаще приходят в школу, чем в городе: вечером в школе они занимаются в спортивном зале, в кружках, готовятся к различным мероприятиям школы, села. Условия малокомплектной сельской школы при сотрудничестве учителей и родителей позволяют создать неформальную дружескую атмосферу жизнедеятельности школьников, которая осуществляет эффективную связь школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста. Задачами являются: усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи; гуманизация взаимоотношений семьи и школы; развитие у школьников опыта формального и неформального общения с взрослыми; освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми; оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.
Сотворчество классного руководителя и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям:
– непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми;
– развитие сотрудничества с классным руководителем и детьми в учебно-познавательной, исследовательской, конструкторской и других видах деятельности в школе и в домашних условиях и др.;
– оказание помощи в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми приборов и принадлежностей для качественной организации данных занятий.
Сотрудничество классного руководителя с родителями.
Понятие СОТРУДНИЧЕСТВО у меня ассоциируется со словами трудно, совместный труд, творчество. Труд… Трудно… Действительно, воспитание – процесс непрерывный и трудоемкий. Сложно порой бывает найти общий язык классному руководителю с родителем: большинство родителей озабочено материальными проблемами семьи и самоустраняются от планомерного воспитания ребенка. Трудно приходится и родителю, который, даже занимаясь воспитанием, не всегда владеет знаниями по психологии, возрастным особенностям ребенка. Такой родитель зачастую действует интуитивно, а это не способствует положительному результату. Но трудности, как известно, закаляют. Я в этом уверена. А их преодоление - процесс увлекательный и творческий.
Творчество... Это слово вызывает у меня особые чувства. Ведь это – создание новых по замыслу ценностей. А ребенок – ценность. Да ещё какая! Каждый ребенок уникален. И заслуга в этом родителей в первую очередь. Именно они вкладывают в него основы нравственности, формируют его внутренний мир, знакомят с азами этики и эстетики. У В.А. Сухомлинского есть замечательные слова о том, что «семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».
Классный руководитель тоже обладает огромным потенциалом влияния на ребенка. Он дает знания, способствует развитию интеллекта, прививает культуру общения.
А если объединить наши усилия? По-моему, от такого творческого тандема выигрывают все и, в первую очередь, ребенок. Дети, воспитанные в обстановке любви и взаимопонимания, вырастают уверенными в себе людьми. Они ответственны, доброжелательны, отзывчивы и умеют любить. Ну, разве не такими мы хотим видеть своих детей? К сожалению, в моем классе некоторые дети, попав в ситуацию кризиса семейных ценностей и «экономии души» со стороны родителей, неадекватно воспринимают и требования школы, и их взросление происходит слишком болезненно для всех.
Так, переживая сложный период проб и ошибок в работе с подростками, я ищу эффективные формы взаимодействия с семьями. Недостаток собственного опыта восполняю чтением научно-методической литературы, советами коллег. Я думаю, что успех классного руководителя заключается в сотрудничестве семьи и школы. Ведь чтобы там ни говорили, но чужих детей для учителя не бывает, поэтому нам надо быть вместе с семьей в общих делах и проектах. Потому что есть ради кого быть вместе.
Вот она, «золотая формула», ставящая в равновесие интересы каждого участника воспитательного процесса:
ШКОЛА+СЕМЬЯ=УСПЕШНЫЙ ВЫПУСКНИК.
Ведь школа – это не только уроки и перемены, тетрадки и учебники, но и работа специалистов, сопровождающих и поддерживающих развитие ребёнка. Важно также помнить, что школа ещё не весь мир. Чтобы раздвинуть образовательное пространство, нужно использовать возможности, интересы каждой семьи.
А начинать-то надо всё-таки с сотрудничества с родителями: нацеливать их на увлекательные дела, в первую очередь, интересные и полезные как для них, так и для детей. Главный выбор всегда должен быть за детьми. Они любознательны, они рвутся к действию, «зажигаются». А потом со всеми предложениями детей прийти к родителям. Даже если на первых порах лишь немногие из них пожелают участвовать в жизни класса, хотя обычно все готовы поддерживать интересные предложения ребят и классного руководителя, то постепенно в этот круг вовлекается всё больше взрослых. И, как правило, интересные идеи поддерживаются родителями и других классов, т.к. выше я уже поясняла, что малокомплектная школа, это как одна семья.
Я понимаю, что современные родители – люди занятые, они ценят время, дорожат результатами труда. Поэтому думаю, что им будет интересно, если их идеи и предложения реализуются в виде конкретных мероприятий.
С опытом я иначе представляю и свою позицию как классного руководителя: в отношениях с родителями не поучать, а советоваться, не настаивать, а договариваться. Это этап реализации программы нашей общей деятельности. Сферы, где семья может оказать помощь школе и классу, разнообразны. Уже сейчас интересно проходят совместные трудовые и благотворительные мероприятия, культурные и творческие дела, физкультурно-оздоровительные праздники и спортивные соревнования. Изучая запросы родителей, с каждой конкретной семьёй можно выбрать индивидуальную форму общения. Кому-то удобней связываться со мной по телефону, кто - то через социальные сети интернета, многие приходят непосредственно в школу. Когда родитель владеет информацией, тогда он и проявляет интерес сначала к учебному процессу своего ребёнка, а затем и к общественной деятельности в школе. Любой, даже маленький, успех ученика обязательно нужно отражать в портфолио ученика, которое мы ведём и не без помощи родителей с 5-го класса. И это ещё одна возможность сотрудничества классного руководителя с родителями. Анализируя опыт работы учащихся с портфолио, делаю вывод, что одна из страниц портфолио должна быть посвящена участию родителей в жизни класса. Мы хотим назвать этот раздел «Наша гордость». Это всегда вызывает положительные эмоции у ребёнка. (см. Приложение)
Кажется, не изобретено ничего нового, и многие родители уже сейчас являются нашими помощниками. Но если активное сотрудничество школы с семьёй – это требование времени, то нужно сделать это сотрудничество регулярным и планомерным, основанным на доверии и взаимоподдержке.
Нужно сделать его открытым для обсуждения результатов работы, чтобы продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретной семьи. Тогда будет стимулироваться творческая деятельность педагога, а школа станет привлекательной для родителей и учащихся. Ведь, в конце концов, всё это делается во имя будущего детей. Я уверена: если школа и семья повернутся лицом друг к другу и будут говорить на одном языке, то тогда существенно изменятся и отношения между детьми и родителями. Это значит, что пространство развития ребёнка будет истинно гуманистическим и доказывает, что у нашей страны есть будущее.
Тогда и формулу, предложенную выше, можно немного дополнить: СЕМЬЯ +ШКОЛА+УСПЕШНЫЙ ВЫПУСКНИК = НАШЕ БУДУЩЕЕ!
Средства и способы привлечения родителей к учебно-воспитательной работе и сотрудничеству.
Залогом успешной работы классного руководителя, кроме умения общаться с детьми, понимания ребенка, способности помочь ученику, как в учебной деятельности, так и в решении его проблем, является умение наладить контакт с родителями. Отношение с ними должно быть построено на доверии.
Моё золотое правило, которое работает в пользу классного руководителя, организация реального сотрудничества через внеурочные занятия. Внеурочные занятия - вид учебно-воспитательной работы, позволяющий организовать реальное сотрудничество классного руководителя, учащихся и их родителей. Многообразие форм занятий и уникальные условия для совместной деятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса позволяют качественно осуществлять преобразования личности ученика и среды его жизни, в частности школьной. Привлечение родителей к сотрудничеству во внеурочной работе возможно посредством различных средств и способов. В ряду значимых средств можно выделить: - заинтересованность родителей в совместной жизнедеятельности с ребенком, перенесение сотрудничества сферу семейных отношений; - заинтересованность родителей внеурочной работой с учащимися с целью передачи своих знаний и опыта подрастающему поколению; - стремление помочь классному руководителю в эффективной организации занятий, проводимых вне школы; - потребность родителей в совместном выполнении учебно-познавательных и других видов заданий в домашних условиях; К участию во внеурочной деятельности школьников можно привлечь родителей различными способами. Среди них хочу выделить следующие: - скрытое привлечение, когда классный руководитель незаметно, исподволь включает родителей во внеурочную работу, опираясь на интересы и потребности родителей, их личностные качества, профессиональную компетентность в вопросах, изучаемых детьми на кружковых занятиях, в индивидуальной и массовой деятельности; - открытое привлечение, когда классный руководитель не только высказывает свое желание сотрудничать с родителями ребенка, но и излагает цель и содержание данной работы; - использование комбинированного способа (сочетающего два вышеуказанных): в этом случае классный руководитель может высказать родителям пожелание о сотрудничестве в определенных видах внеурочной деятельности и изложить часть причин, побуждающих его к совместному труду; по мере развития сотрудничества педагог может находить и иные причины, побуждающие его подключать родителей к работе с учащимися. Первоначально для привлечения родителей к внеурочной работе со школьниками следует использовать различные способы психического воздействия (заряжение, убеждение, внушение) и их многочисленные модификации. Вместе с тем по мере развития содружества с родителями целесообразно использование убеждения. Родители, в своем большинстве, желают сотрудничать с классным руководителем. А обстановка большой семьи малокомплектной школы располагает общаться на равных, где четко излагаются цели и содержание совместной деятельности и т.п. Родителей учащихся необходимо заинтересовать предстоящей деятельностью или перспективой ее, выраженной через различные результаты (например, потребность в передаче своего ремесла детям).
Совместная внеурочная деятельность родителей и детей многообразна и широка. Данный вид работы предполагает участие родителей как во внеурочной школьной, так и (даже в большей мере) во внеурочной внешкольной жизнедеятельности детей.
Родители, как показывает опыт работы, стремятся к продуктивному сотрудничеству с детьми и учителями в системе групповой массовой и индивидуальной внеурочной деятельности. Классному руководителю целесообразно выявить интересы детей и в содружестве с родителями организовать соответствующие интересам детей кружки и творческие объединения. Необходимо провести с родителями серию бесед, направленных на знакомство их с развитием сотворчества в организации занятий, так и в решении содержательных задач кружка или творческого объединения. В ходе сотворчества на занятиях родители могут вести целенаправленную работу по развитию у подростков и старшеклассников не только профессиональных умений и навыков, но и формировать у учащихся интерес к творчеству, способы творческой деятельности. Многообразны формы сотворчества родителей и учащихся в процессе подготовки и проведения массовых внеурочных мероприятий.
При подготовке праздника, спектакля, родители сотрудничают с подростками и старшеклассниками в написании сценариев (включая стихи и песни), в изготовлении костюмов, в оформлении сцены и зрительного зала (подготавливая совместно изопродукцию), в настройке аудиовизуальной техники, в репетициях.
Иногда родители выступают на празднике, спектакле вместе с детьми как актеры. Родители также помогают школьникам в процессе проведения таких мероприятий, в управлении свето- и звукотехникой. Сотворчество родителей и детей при подготовке к праздникам и спектаклям осуществляется как в школе, так и дома. В домашних условиях родители выполняют со своими детьми и их одноклассниками самые разнообразные виды работ, направленные на качественное проведение запланированного мероприятия, так как под рукой оказываются необходимые материалы и инструменты, а также вследствие психологически позитивной домашней неформальной атмосферы.
Подросткам и старшеклассникам полезно ощущать поддержку отца или матери в совместной деятельности.
Сотрудничество родителей с подростками и старшеклассниками осуществляется также в период подготовки и проведения выставок. На подготовительном этапе взрослые совместно с детьми проектируют и конструируют модели, собирают и оформляют и т.д. Важно, чтобы ни родители, ни дети не боялись этой взаимной деятельности. Классный руководитель накануне проведения выставок оповещает учащихся о возможном приготовлении экспонатов совместимо с родителями. В этом случае не происходит «тайных» разработок и т.п. На табличках, характеризующих изделие, должны быть указаны фамилии изготовителей экспоната, т.е. и ученика, и родителя. В некоторых случаях родители могут быть записаны как руководители или консультанты. Такой порядок оформления изготовленных моделей, пособий, коллекций позволит избежать лжи и обмана, простимулирует дальнейшее сотворчество ребенка с взрослыми в семье, привлечет родителей других учащихся к домашнему сотрудничеству в различных видах деятельности.
Весьма эффективной формой внеурочной деятельности родителей и учащихся являются творческие задания по конкурсным районным и школьным мероприятиям. Такие задания готовятся по различным учебным дисциплинам. Эти задания направлены как на развитие творческих способностей учащихся, так и на формирование опыта партнерства детей с родителями. Не так часто родители бывают реально включены в педагогический процесс. Данная же форма внеурочных занятий предполагает активное участие взрослых в учебно-воспитательной работе.
Особый интерес проявляют родители к совместному с подростками выполнению познавательных заданий.
Определенный вклад в совершенствование материально-технической базы школы вносят родители и школьники, осуществляющие ремонт и оборудование учебных помещений. Данная деятельность является чрезвычайно важной как в материально-техническом, так и в воспитательном аспектах. Планируя и организуя ремонт и оборудование школьных учебных помещений, и администрация, и учителя вправе рассчитывать на помощь учащихся и их родителей. Практическая ценность данной деятельности должна быть осознана субъектами, выполняющими ее. Ученикам и родителям следует знать не только объекты внеурочной работы, но и технологический режим ее выполнения. Дети и взрослые должны знать цели и содержание своей деятельности.
Если классный руководитель сумеет раскрыть значимость ремонта и оборудования учебного кабинета, то он сумеет включить в совместное дело родителей и школьников, обладающих профессиональным потенциалом, практическими знаниями и навыками, необходимыми для соответствующего дела.
Я, как классный руководитель, вместе с администрацией изыскиваю возможность на поощрение участников данной деятельности. Как правило, это Грамоты, Благодарственные письма для родителей и для учеников и маленькие памятные подарки для активных детей.
Из личного опыта работы классного руководителя
Стаж моего педагогического труда в малокомплектной сельской школе почти 38 лет. Вся моя деятельность как классного руководителя с родителями учащихся в нашей школе представлена следующими направлениями и формами:
- Изучение семей и условий семейного воспитания;
- Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе;
- Психолого-педагогическое просвещение родителей;
- Совместная деятельность родителей и учащихся.
В Законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребёнка в будущем. Принимая 5 класс, для того, чтобы помочь родителям в воспитании детей, а в случае необходимости и скорректировать воспитательное влияние семьи, я посещаю каждую семью и знакомлюсь с ней в естественной и неформальной обстановке. В ходе первого ознакомительного посещения выясняю условия, созданные для домашних занятий школьника, его семейные трудовые обязанности, интересуюсь, как организован досуг ребёнка, каков круг его общения. В ходе беседы с родителями стараюсь понять стиль жизни семьи, её уклад, чем живёт семья, каковы её социальные установки, нравственные и духовные ценности, взаимоотношения друг с другом, семейные традиции, определяю уровень педагогической образованности родителей, оцениваю их умение организовывать жизнь и деятельность детей в семье соответственно целям воспитания и возрасту ребёнка. В ходе таких посещений стараюсь быть очень тактичной: не начинать с негативного высказывания о семье, не настаивать на раскрытии всех семейных секретов, не превращаться в сплетника. После посещения и изучения семей, составляю социальный паспорт класса, который оформляю в виде таблицы (см.Приложение 3) Кроме посещения семей, эффективными методами педагогической диагностики являются беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье, конкурс творческих работ учащихся «Моя семья», деловые игры с родителями, праздники, с последующим чаепитием. Всё это помогает в формировании банка данных о семье и семейном воспитании. (см.Приложение 1) Опять же из опыта работы могу с уверенностью сказать, что анкеты, которые обрабатывают сами родители по данной инструкции, я не собираю и не читаю, они остаются у родителей для их размышления. Это даёт возможность родителям заинтересоваться в повышении своего уровня психолого-педагогических знаний. Немаловажную роль играет в моей работе с родителями информирование о содержании учебно-воспитательного процесса в классе. Это мониторинги и по выявлению самого здорового класса, и по эффективности деятельности учеников класса. (см.Приложение 4) Ежегодно на первом же родительском собрании знакомлю родителей с целью, задачами и программой своей будущей деятельности, с планом учебно-воспитательной работы, совместно с родителями обсуждаю возможные пути реализации данной программы в семейном воспитании. Обсуждение плана совместной работы на год или четверть – это начало общего дела классной жизни, итоги которой будут подведены полностью в 9 классе; совместное (учитель, родитель дети) оформление стенда, классной газеты или фотоальбома. (см.Приложение 4) На последующих родительских собраниях информирую родителей об уровне сплочённости и организованности класса, его успехах и неудачах. При любом информировании о положении дел в классе стремлюсь создавать у родителей впечатление о классе как о едином целом, убеждаю в том, что их ребёнку будет хорошо лишь в том случае, если в классе будет создана психологически комфортная обстановка, налажены хорошие отношения, интересная, содержательная групповая деятельность. В ряде случаев в этих целях приглашаю родителей на уроки и внеклассные мероприятия, раз в год на организованный «День открытых дверей». Даже традиционные родительские собрания, где ведущая роль принадлежит педагогу, можно проводить по-новому. Например, в виде «круглого стола», на котором будут обсуждаться только наши общие успехи (а для других разговоров я нахожу индивидуальные часы общения). На свой страх и риск я организовала собрание, которое проводили сами ребята. Для родителей был сюрприз, когда они пришли в класс как обычно, а перед ними выступали их дети в роли учёного, корреспондента, социолога, классного руководителя. И ученики успешно доказали значимость своего социального проекта по благоустройству и облагораживанию пришкольного участка. Идея ребят была одобрена и принята родителями. В результате чего родители и дети в совместной работе организовали свой «Уголок здоровья и отдыха». Считаю, что на этой ступени открытого общения дети и родители сумели выявить общие интересы семьи и класса, а также возможности для самореализации самих родителей. Учащиеся класса защищали свой проект на районном конкурсе социальных проектов, получили Диплом и 2 место. Конечно, это была радость не только детей, но и родителей. (см. Приложение 5) Применяя эту распространённую форму работы с родителями – родительские собрания, никогда не собираю родителей лишь только для того, чтобы поговорить об учёбе. В беседах с родителями уделяю внимание и возрастным особенностям того или иного периода в развитии ребёнка, и психологии, и взаимоотношениям родителей детей. Семья, как известно, играет главную роль в формировании личности ребёнка. Поэтому тесное сотрудничество с родителями даёт эффективные результаты по повышению уровня воспитанности и уровня обученности учащихся класса. Обязательно знакомлю родителей с данными по исследованию уровня воспитанности и уровня обученности учащихся своего класса в сравнении за полугодие. (см.Приложение 3) Время и жизнь меняются, меняется и сам ребёнок. Сегодняшние дети уже не похожи на тех детей, которые были 20 или 30 лет назад. Поэтому родители чаще желают узнать о проблемах табакокурения, алкоголизма, наркомании, о взаимоотношениях подростков, о том, как они, родители, могут помочь детям в адаптации к новым условиям обучения. Правило в моей воспитательной деятельности как классного руководителя – это воспитай семью и получишь результат воспитанности учащегося. Соблюдение этого правила даётся мне очень нелегко. Каждый из вас знает, что воспитание родителей требует больших усилий и знаний чем воспитание их детей. Для эффективности результата данной работы я делаю памятки для родителей, которые мы обсуждаем на классных родительских собраниях и родители получают их себе в подарок для своей работы. Думаю, что ознакомление с данными памятками, пусть не сразу, натолкнёт родителей на пересмотр своих методов воспитания в пользу своего ребёнка. Практика показывает, что большинство родителей руководствуются подборкой материала памяток. Вот один из примеров работы с родителями по профилактике подростковой агрессии. Работа с родителями по памяткам делится на 4 этапа. (см. Приложение 2) 1 Этап. Мы подробно разбираем, в каких основных формах выражается подростковая агрессия и семейные причины агрессии. При дискуссии родители высказывают своё мнение и, конечно, как правило, говорят, что у них в семьях всё воспитание строится иначе. Я, зная ситуацию семейных отношений, никогда не показываю родителям их негативной стороны. В этом случае всегда поддерживаю их положительные высказывания. 2 Этап. Мы подробно, на основе памяток разбираем, как бороться с проявлением подростковой агрессией, т.к. подростковая агрессия направлена не только на членов семьи, но и на сверстников, и даже на «чужих» взрослых (например, учителей, соседей и просто прохожих). 3 Этап. Это обязательное разъяснение агрессии в обществе, которая оказывает тоже огромное влияние на подростков. 4 Этап. Это совет родителям, который поможет сделать жизнь ребенка интересной и разнообразной. Совет родителям служит не только руководством для родителей, а в первую очередь даёт возможность повысить свой уровень психолого-педагогических знаний. Каждую четверть вместе с родителями обсуждаем результаты ведения портфолио учащегося и подводим предварительные итоги согласно Положений «Ученик года» и «Класс года» Делаем соответствующие выводы. (см. Приоложение 4) Таким образом, родители знакомятся не только с деятельностью своих детей и с требованиями классного руководителя, но и четко определяют, что учителю не безразличны учащиеся, что классному руководителю необходима их, родительская помощь, которая венчает успешность детей, как в учебной, так и внеучебной деятельности. Классное руководство в своём классе я веду третий год. Анализируя свою работу с учащимися, могу с уверенностью сказать, что достигнутые успехи, это и результат моего сотрудничества с родителями. Два года подряд (5 и 6 классы) дети по результатам конкурса «Класс года» получали первое место. Каждый ученик класса имел Грамоту в разных номинациях конкурса «Ученик года» и награждались ценными подарками. Ежегодно учащихся и родителей класса отмечают Грамотами и Благодарственными письмами за активное участие в жизни класса и школы. Благодаря тесному сотрудничеству с родителями в классе нет ни одного учащегося, состоящего на учёте ВШУ и в инспекции по делам несовершеннолетних.
Заключение
Школа на селе всегда занимала особое место, воспринималась не только как сугубо образовательное учреждение. Замечено, что если школьная среда по своему воспитательно-образовательному уровню повышается над окружающей действительностью, то школа позитивно влияет на культурный уровень населения. Именно от школы сельская семья ждет помощи в воспитании и обучении детей, развитии их способностей, интересов. На нее возлагают надежды жители села в кризисные периоды жизни общества.
Исследование школы как центра воспитания показывает, что учебно-воспитательная работа школы строится на принципах духовности и нравственности на базе школы.
Возрастает роль родителей в жизнедеятельности образовательного учреждения, расширяются связи между семьей и школой, появляется потребность в совместной деятельности.
Современное образование на селе должно развиваться в двух направлениях. Первое направление - это создание условий для получения качественного образования каждого ученика.
Второе направление - это ставя школу в центр социокультурного развития села, возлагать на нее в трудный для родного села период селообразующую и селосохраняющую функцию.
В своём выступлении я отразила некоторые особенности работы классного руководителя. Структура работы основывается на достижении целей и задач, поставленных пред классным руководителем во взаимодействии с родителями. Таким образом, анализируя работу классного руководителя в малокомплектной сельской школе, можно выявить сущность деятельности классного руководителя, которая заключается в изучении учащихся, организации и воспитании классного ученического коллектива, повышении качества знаний и укрепления дисциплины, организации и проведении внеурочной и внеклассной воспитательной работы, координации воспитательной деятельности в совместной работе с родителями учащихся. А также педагогические требования, предъявляемые к классному руководителю: высокий моральный авторитет, педагогическое мастерство, широкий культурный кругозор, педагогический такт, любовь и уважение к детям, наличие организаторских способностей, творческий подход к воспитательной работе, повышение квалификации. Можно сделать следующие выводы: деятельность классного руководителя плодотворна и эффективна, если родители с радостью идут на контакт, готовы к совместной работе, хорошо воспринимают требования школы. Это говорит о том, что в деятельности классного руководителя наработана определённая система сотрудничества с родителями.
Стоит отметить, что теоретические функции, обязанности и права классного руководителя не остаются только на страницах учебника, а действуют в практическом направлении работы школ. Несмотря на всю сложность и ответственность классного руководителя, большинству педагогов эта работа доставляет много радости и приносит ощущение удовлетворения.
Список используемой литературы
1. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. 2-е изд., испр. - М.: ЦГЛ, 2003. - 220 с.
2. Маленкова Л.И. ПЕДАГОГИ, РОДИТЕЛИ, ДЕТИ (методическое пособие для воспитателей, классных руководителей). М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2000. - с. 304.
3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 5-11 классы. М.: «ВАКО» 2004, 272 с. - (Педагогика. Психология. Управление)
4. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. - М.: 5 за знания, 2005. - 240 с. - (Методическая библиотека).
5. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост. Н.А. Панченко. - Волгоград: Учитель, 2007. - 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложения к выступлению по теме «Классный руководитель и родители как участники педагогического процесса».
Приложение 1. Предварительная диагностика. Анкета «Знакомство с родителями. Заочное знакомство с ребенком». Оперативная диагностика. Ан...
Учет личностных особенностей участников педагогического процесса в условиях инновационного развития как основное условие качества образования.
В материале рассатривается личный опыт учителя о применении ИКТ технологий на уроках иностранного языка как одного из факторов учета личностных особенностей участников педагогического процесса в...
Диагностика познавательных и творческих интересов участников педагогического процесса
Диагностика ля классных руководителей...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЧАСТНИКАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые наруше¬ния, во многом зависят от квалификации специалистов, которые с ним работают в школьном образовательном учреждении. ...
Применение методов диагностики в работе классных руководителей для повышения качества педагогического процесса.
Выступление на методическом объединении классных руководителей. Дана краткая характеристика основных методов диагностики и советы и рекомендации для педагогов по адаптации первокурсников к условиям те...
Взаимодействие словесника с участниками педагогического процесса как один из способов развития основных компетенций учителя
В статье рассматривается вопрос эффективного воспитания и обучения школьников путём организации взаимодействия учителей, развития профессиональных компетенций педагогов благодаря интеграции, дифференц...
Взаимодействие учителя-логопеда со всеми участниками педагогического процесса
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах: совместное составление перспективного и календарного планирования, оснащение коррекционно-развивающего пространства в групповых пом...