Взаимодействие словесника с участниками педагогического процесса как один из способов развития основных компетенций учителя
статья
В статье рассматривается вопрос эффективного воспитания и обучения школьников путём организации взаимодействия учителей, развития профессиональных компетенций педагогов благодаря интеграции, дифференциации учебного материала и сетевому взаимодействию учителей-словесников и предметников в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.
Материал был опубликован в электронной газете "Интерактивное образование" (http://io.nios.ru/articles2/103/2/vzaimodeystvie-slovesnika-s-uchastnikami-pedagogicheskogo-processa-kak-odin-iz).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимодействие словесника с участниками педагогического процесса как один из способов развития основных компетенций учителя
Яцкова Валерия Валерьевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №177 Дзержинского района г. Новосибирска.
В.Г. Белинский утверждал: «Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Ведь «никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая его жизнь есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование».
Основными задачами воспитания являются формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации.
Для успешного решения этих задач необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники.
Учителя-словесники, как и другие предметники, обеспечивают целостность, целенаправленность педагогического процесса в классе. В работе с ученическим коллективом и отдельными обучающимися все педагоги решают общие образовательные и воспитательные задачи: развитие познавательной активности, творческих способностей, самостоятельности, ответственности и др.
Каждый педагог заинтересован в профессиональном и воспитательном результате, который можно повысить, если объединить или скоординировать свои усилия с действиями коллег. Успешность работы учителя обусловлена не столько мастерством, методами или формами организации педагогической деятельности, сколько личностными особенностями, взаимоотношениями с обучающимися и творческим отношением к делу.
Рассмотрим, какие формы взаимодействия учителя-словесника с предметниками существуют в школе №177 Дзержинского района города Новосибирска.
Формы взаимодействия учителей-словесников и учителей-предметников:
• посещение уроков;
• подготовка предметных недель, внеурочная деятельность;
• проведение конкурсов по предметам;
• организация, проведение и посещение открытых занятий и районных семинаров;
• обмен опытом на методических объединениях и педагогических советах;
• участие в работе творческой лаборатории;
• педагогический консилиум;
• индивидуальные беседы.
Для того чтобы происходил постоянный педагогический рост, учителя-словесники посещают уроки коллег (не только учителей русского языка, но и математики, обществознания, истории, английского языка и т.д.), анализируют педагогический процесс и с каждым разом стараются проводить ещё более интересные и познавательные занятия.
Каждый год мы организуем предметные недели: устраиваем конкурсы чтецов, проводим викторины, например, на знание текстов о Великой Отечественной войне, дети создают проекты разной тематики. Как правило, такие мероприятия воспитательного характера, ученики совершенно по-другому начинают относиться к занятиям, становятся более открытыми и им легче осмыслить художественную литературу. Другие учителя-предметники тоже организуют подобные уроки, которые с удовольствием можно смотреть в школе.
Во внеурочное время (курс «Проба пера») обучающиеся пишут стихотворения после предварительной подготовки. Дети слушают теорию, записывают необходимую информацию, читают поэтические тексты А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета и др., подражая им, а также создают свои тексты при прослушивании музыкальных произведений композиторов, после просмотра картин известных художников.
На экране вы видите несколько работ, которые были созданы детьми на внеурочном занятии.
В 2018-2019 учебном году мы провели конкурс по разным учебным предметам среди обучающихся пятых классов. Чтобы детям было интересно, решили приготовить задания на знание русского языка, литературы, географии, математики и провести в форме квестов.
Учитель заинтересован в развитии интереса к предмету, поэтому проведения мероприятий в интересной и увлекательной форме во внеурочное время с участием учителя-словесника будет способствовать решению образовательных и воспитательных задач.
Обмен опытом происходит на методических объединениях и педагогических советах, когда учителя рассказывают друг другу о том, что нового они увидели на семинарах, конференциях, форумах, открытых мероприятиях. Сами проводим обучающие семинары либо практические занятия с применением новых приёмов работы, которые потом используем на уроках с детьми.
Взаимодействие словесника с учителями-предметниками имеет особо важное значение в определении позиций и требований к конкретным ученикам. Это может быть выражено в составлении программ индивидуального развития обучающихся, где отражены задачи в работе с ребенком, реальные и перспективные показатели его индивидуальных особенностей, характеристик, конкретных действий, обеспечивающих успешность его развития.
Одной из форм взаимодействия словесника и других учителей-предметников, обеспечивающих единство действий и способствующих выработке единых подходов к воспитанию ребенка, является педагогический консилиум. Педагоги анализируют результаты наблюдений за учеником, обмениваются информацией, договариваются о способах решения возникающих проблем, распределяют функции в работе с ребенком.
Формы взаимодействия учителя-словесника с другими учителями могут быть самыми разнообразными. Многое зависит от личных контактов, заинтересованности в успехе обеих взаимодействующих сторон.
Единое образовательное пространство в сети Интернет
Создание единого образовательного пространства, о котором так много говорят в последние годы, невозможно без использования сети Интернет.
Перед Вами сайты, где есть информация для проведения олимпиад, конкурсов
Дополнительные ресурсы для уроков
Названия олимпиад, конкурсов | Сайты |
Мир олимпиад» – Всероссийский портал олимпиад (пилотная версия) | |
Олимпиады по русскому языку, литературе и пр. | |
Олимпиада школьников «Покори Воробьевы горы!» | |
Турнир имени М.В. Ломоносова | |
Открытая международная Интернет-олимпиада школьников по русскому языку «Светозар | |
Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады | |
Интернет-карусель (online- соревнования) | http://www.desc.ru/show.html?id=614/ |
Русский медвежонок | |
Лукоморье |
Это пример сетевого взаимодействия учителей. Хотелось бы особо выделить следующие: прошколу.ру, открытый класс, блогер и сеть творческих учителей. В данных сетях можно почерпнуть огромный опыт педагогов в разных аспектах их деятельности, задавать вопросы, узнавать о внедрении последних технологий в образование и способах их применения при построении своих учебных программ, можно узнавать последние новости из области образования. Опыт педагогов (конспекты уроков, сценарии мероприятий и др.) можно реализовывать в собственной деятельности, интерпретируя по-своему. Здесь ведётся активное общение педагогов различных школ, регионов, что позволяет обобщать весь опыт и выстраивать учебный процесс самым лучшим образом.
Таким образом, только сотрудничество всех участников образовательного процесса поможет ученикам найти свое место в школьном коллективе, определить направление образовательной и общественной деятельности, в полной мере удовлетворить собственные потребности и стать разносторонне развитыми личностями.
Помните слова А.С. Макаренко о том, что «воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». «Орудием и посредником воспитания, – как мыслил В.Г. Белинский, – должна быть любовь, а целью – человечность».
Список литературы
- Воронцова И. В. Сетевые педагогические сообщества как форма повышения профессиональной компетентности учителя // Молодой ученый. – 2015. – №18. – С. 444-449. – URL https://moluch.ru/archive/98/21994/
- Гагарина К.Е. Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения // Молодой ученый. – 2011. – №3. Т.2. – С. 110-115.
- Педагогический совет «Компетенции учителя – основа успешного развития компетенций учащихся». – https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2015/03/23/pedagogicheskiy-sovet-kompetentsii//
- Сетевые сообщества учителей как инструмент методической поддержки в работе учителя. – URL https://urok.1sept.ru/статьи/633962/
- Теория и методика воспитания. Учебное пособие. – М.: «Педагогическое общество России», 2009. – С. 202-204.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/25/picture-46132-1403723739.jpg)
Метод проектов как один из способов формирования ключевых компетенций школьников
В статье обобщается опыт по применению метода проектов, как способа формирования ключевых компетенций школьников....
Работа с текстом как один из способов формирования коммуникативной компетенции.
В статье рассматриваю некоторые приемы работы с текстом, которые помогают вовлечь в работу всех ребят. Учат выделять в тексте главное: тему, проблему, авторскую позицию, высказывать свою точку з...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/17/picture-166248-1355766366.jpg)
Метод проектов как один из способов повышения коммуникативной компетенций при обучении школьников английскому языку
Выступление на педагогическом совете школы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/13/picture-456778-1415859450.jpg)
Учет личностных особенностей участников педагогического процесса в условиях инновационного развития как основное условие качества образования.
В материале рассатривается личный опыт учителя о применении ИКТ технологий на уроках иностранного языка как одного из факторов учета личностных особенностей участников педагогического процесса в...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/05/picture-559123-1420452271.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Групповые формы работы с использованием дидактических игр - эффективный способ развития коммуникативных компетенций и творческого мышления учащихся в процессе обучен
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методиче...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/21/picture-149011-1353512042.jpg)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЧАСТНИКАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые наруше¬ния, во многом зависят от квалификации специалистов, которые с ним работают в школьном образовательном учреждении. ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/02/picture-1372785-1714630845.jpg)
Взаимодействие учителя-логопеда со всеми участниками педагогического процесса
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах: совместное составление перспективного и календарного планирования, оснащение коррекционно-развивающего пространства в групповых пом...