Взаимодействие словесника с участниками педагогического процесса как один из способов развития основных компетенций учителя
статья
В статье рассматривается вопрос эффективного воспитания и обучения школьников путём организации взаимодействия учителей, развития профессиональных компетенций педагогов благодаря интеграции, дифференциации учебного материала и сетевому взаимодействию учителей-словесников и предметников в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.
Материал был опубликован в электронной газете "Интерактивное образование" (http://io.nios.ru/articles2/103/2/vzaimodeystvie-slovesnika-s-uchastnikami-pedagogicheskogo-processa-kak-odin-iz).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимодействие словесника с участниками педагогического процесса как один из способов развития основных компетенций учителя
Яцкова Валерия Валерьевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №177 Дзержинского района г. Новосибирска.
В.Г. Белинский утверждал: «Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Ведь «никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая его жизнь есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование».
Основными задачами воспитания являются формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации.
Для успешного решения этих задач необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники.
Учителя-словесники, как и другие предметники, обеспечивают целостность, целенаправленность педагогического процесса в классе. В работе с ученическим коллективом и отдельными обучающимися все педагоги решают общие образовательные и воспитательные задачи: развитие познавательной активности, творческих способностей, самостоятельности, ответственности и др.
Каждый педагог заинтересован в профессиональном и воспитательном результате, который можно повысить, если объединить или скоординировать свои усилия с действиями коллег. Успешность работы учителя обусловлена не столько мастерством, методами или формами организации педагогической деятельности, сколько личностными особенностями, взаимоотношениями с обучающимися и творческим отношением к делу.
Рассмотрим, какие формы взаимодействия учителя-словесника с предметниками существуют в школе №177 Дзержинского района города Новосибирска.
Формы взаимодействия учителей-словесников и учителей-предметников:
• посещение уроков;
• подготовка предметных недель, внеурочная деятельность;
• проведение конкурсов по предметам;
• организация, проведение и посещение открытых занятий и районных семинаров;
• обмен опытом на методических объединениях и педагогических советах;
• участие в работе творческой лаборатории;
• педагогический консилиум;
• индивидуальные беседы.
Для того чтобы происходил постоянный педагогический рост, учителя-словесники посещают уроки коллег (не только учителей русского языка, но и математики, обществознания, истории, английского языка и т.д.), анализируют педагогический процесс и с каждым разом стараются проводить ещё более интересные и познавательные занятия.
Каждый год мы организуем предметные недели: устраиваем конкурсы чтецов, проводим викторины, например, на знание текстов о Великой Отечественной войне, дети создают проекты разной тематики. Как правило, такие мероприятия воспитательного характера, ученики совершенно по-другому начинают относиться к занятиям, становятся более открытыми и им легче осмыслить художественную литературу. Другие учителя-предметники тоже организуют подобные уроки, которые с удовольствием можно смотреть в школе.
Во внеурочное время (курс «Проба пера») обучающиеся пишут стихотворения после предварительной подготовки. Дети слушают теорию, записывают необходимую информацию, читают поэтические тексты А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета и др., подражая им, а также создают свои тексты при прослушивании музыкальных произведений композиторов, после просмотра картин известных художников.
На экране вы видите несколько работ, которые были созданы детьми на внеурочном занятии.
В 2018-2019 учебном году мы провели конкурс по разным учебным предметам среди обучающихся пятых классов. Чтобы детям было интересно, решили приготовить задания на знание русского языка, литературы, географии, математики и провести в форме квестов.
Учитель заинтересован в развитии интереса к предмету, поэтому проведения мероприятий в интересной и увлекательной форме во внеурочное время с участием учителя-словесника будет способствовать решению образовательных и воспитательных задач.
Обмен опытом происходит на методических объединениях и педагогических советах, когда учителя рассказывают друг другу о том, что нового они увидели на семинарах, конференциях, форумах, открытых мероприятиях. Сами проводим обучающие семинары либо практические занятия с применением новых приёмов работы, которые потом используем на уроках с детьми.
Взаимодействие словесника с учителями-предметниками имеет особо важное значение в определении позиций и требований к конкретным ученикам. Это может быть выражено в составлении программ индивидуального развития обучающихся, где отражены задачи в работе с ребенком, реальные и перспективные показатели его индивидуальных особенностей, характеристик, конкретных действий, обеспечивающих успешность его развития.
Одной из форм взаимодействия словесника и других учителей-предметников, обеспечивающих единство действий и способствующих выработке единых подходов к воспитанию ребенка, является педагогический консилиум. Педагоги анализируют результаты наблюдений за учеником, обмениваются информацией, договариваются о способах решения возникающих проблем, распределяют функции в работе с ребенком.
Формы взаимодействия учителя-словесника с другими учителями могут быть самыми разнообразными. Многое зависит от личных контактов, заинтересованности в успехе обеих взаимодействующих сторон.
Единое образовательное пространство в сети Интернет
Создание единого образовательного пространства, о котором так много говорят в последние годы, невозможно без использования сети Интернет.
Перед Вами сайты, где есть информация для проведения олимпиад, конкурсов
Дополнительные ресурсы для уроков
Названия олимпиад, конкурсов | Сайты |
Мир олимпиад» – Всероссийский портал олимпиад (пилотная версия) | |
Олимпиады по русскому языку, литературе и пр. | |
Олимпиада школьников «Покори Воробьевы горы!» | |
Турнир имени М.В. Ломоносова | |
Открытая международная Интернет-олимпиада школьников по русскому языку «Светозар | |
Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады | |
Интернет-карусель (online- соревнования) | http://www.desc.ru/show.html?id=614/ |
Русский медвежонок | |
Лукоморье |
Это пример сетевого взаимодействия учителей. Хотелось бы особо выделить следующие: прошколу.ру, открытый класс, блогер и сеть творческих учителей. В данных сетях можно почерпнуть огромный опыт педагогов в разных аспектах их деятельности, задавать вопросы, узнавать о внедрении последних технологий в образование и способах их применения при построении своих учебных программ, можно узнавать последние новости из области образования. Опыт педагогов (конспекты уроков, сценарии мероприятий и др.) можно реализовывать в собственной деятельности, интерпретируя по-своему. Здесь ведётся активное общение педагогов различных школ, регионов, что позволяет обобщать весь опыт и выстраивать учебный процесс самым лучшим образом.
Таким образом, только сотрудничество всех участников образовательного процесса поможет ученикам найти свое место в школьном коллективе, определить направление образовательной и общественной деятельности, в полной мере удовлетворить собственные потребности и стать разносторонне развитыми личностями.
Помните слова А.С. Макаренко о том, что «воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». «Орудием и посредником воспитания, – как мыслил В.Г. Белинский, – должна быть любовь, а целью – человечность».
Список литературы
- Воронцова И. В. Сетевые педагогические сообщества как форма повышения профессиональной компетентности учителя // Молодой ученый. – 2015. – №18. – С. 444-449. – URL https://moluch.ru/archive/98/21994/
- Гагарина К.Е. Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения // Молодой ученый. – 2011. – №3. Т.2. – С. 110-115.
- Педагогический совет «Компетенции учителя – основа успешного развития компетенций учащихся». – https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2015/03/23/pedagogicheskiy-sovet-kompetentsii//
- Сетевые сообщества учителей как инструмент методической поддержки в работе учителя. – URL https://urok.1sept.ru/статьи/633962/
- Теория и методика воспитания. Учебное пособие. – М.: «Педагогическое общество России», 2009. – С. 202-204.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов как один из способов формирования ключевых компетенций школьников
В статье обобщается опыт по применению метода проектов, как способа формирования ключевых компетенций школьников....
Работа с текстом как один из способов формирования коммуникативной компетенции.
В статье рассматриваю некоторые приемы работы с текстом, которые помогают вовлечь в работу всех ребят. Учат выделять в тексте главное: тему, проблему, авторскую позицию, высказывать свою точку з...
Метод проектов как один из способов повышения коммуникативной компетенций при обучении школьников английскому языку
Выступление на педагогическом совете школы...
Учет личностных особенностей участников педагогического процесса в условиях инновационного развития как основное условие качества образования.
В материале рассатривается личный опыт учителя о применении ИКТ технологий на уроках иностранного языка как одного из факторов учета личностных особенностей участников педагогического процесса в...
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Групповые формы работы с использованием дидактических игр - эффективный способ развития коммуникативных компетенций и творческого мышления учащихся в процессе обучен
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методиче...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЧАСТНИКАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые наруше¬ния, во многом зависят от квалификации специалистов, которые с ним работают в школьном образовательном учреждении. ...
Взаимодействие учителя-логопеда со всеми участниками педагогического процесса
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах: совместное составление перспективного и календарного планирования, оснащение коррекционно-развивающего пространства в групповых пом...