ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЧАСТНИКАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
статья на тему

Шмидт Татьяна Алексеевна
Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые наруше¬ния, во многом зависят от квалификации специалистов, которые с ним работают в школьном образовательном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

С УЧАСТНИКАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

В РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, которые с ним работают в школьном образовательном учреждении. Главная роль здесь, конечно, отводится учителю-логопеду, задачами которого является:

  • обследование речи учащихся;
  • проведение коррекционно-логопедической работы;
  • общее развитие речи школьников;

-формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты,
программы по русскому языку;

-популяризация логопедических знаний.

Отметим, что для реализации этих задач очень важно взаимодействие  учителя-логопеда   со  всеми  участниками  педагогического процесса, а именно: с учителями начальных классов, воспитателями групп продленного дня, психологом, родителями. Остановимся подробнее на структуре взаимосвязи учителя-логопеда с каждой вышеперечисленной категорией.

Содружество в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов предполагает такой подход, при котором работа учителя становится дефектологически более квалифицированной, а осваиваемые им некоторые логопедические приемы облегчают прохождение программного материала. Организуя работу в этом направлении, учитель-логопед проводит коррекционно-развивающие занятия, где учитель знакомится с логопедическими приемами работы над всеми компонентами речевой системы, которые впоследствии охотно включает в структуру уроков и коррекционных занятий. Отметим и важность посещения уроков учителем-логопедом, который должен хорошо знать содержание учебной программы по русскому языку и чтению, сроки изучения отдельных тем, чтобы на своих занятиях учитывать уровень программных требований при прохождении темы. Кроме того, посещение уроков помогает учителю-логопеду определить степень овладения учеником теми или иными речевыми умениями и навыками, что является основой для построения в дальнейшем коррекционной работы на логопедических занятиях. В течение учебного года учитель-логопед присутствует на заседаниях методического объединения учителей начальных классов, на которых подробно и детально знакомит учителей со спецификой и видами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение конкретными учениками чтением и письмом, с методами логопедической работы по устранению нарушений устной речи школьников. Все вышеизложенные формы сотрудничества учителя-логопеда и учителя начальных классов способствуют выработке единства требований к ученику, таких как: всестороннее развитие личности, учет возрастных особенностей, осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности, предъявление программных требований с учетом речевых ошибок, широкое использование наглядности, игровых методов и приемов, что является одним из важнейших условий совместной коррекционной работы педагогов.

Не менее существенно взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями групп продленного дня (ГПД). Важным в работе воспитателя ГПД является закрепление отработанных на логопедических занятиях навыков по коррекции устной и письменной речи. Эффективными формами этой работы можно назвать игры, которые моделируют речевое поведение ученика в различных ситуациях общения, такие как: «В магазине», «Ты и твое здоровье», «Моя семья», «Диктор телевидения»; беседы, в которых используются оценочные суждения, например, «Чьи рисунки, игрушки лучше и почему?». На наш взгляд, при этом происходит обучение простейшим доказательствам, обобщениям, планированию высказывания, формируется речемыслительная деятельность. В свободное время воспитатель может организовать экскурсии, подвижные речевые игры, которые также способствуют активизации словаря и развитию активной речи учащихся, что влияет в целом на эффективность коррекционно-логопедической работы.

Взаимосвязь работы учителя-логопеда и педагога-психолога предполагает:                                                                                          

 составление совместных программ коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания;

проведение дифференцированных занятий;

 совместный мониторинг по результатам обследования и совместной коррекционно-развивающей деятельности;

 разработку рекомендаций для педагогов и родителей по вопросам психического развития учащихся с нарушениями речи.

Важное значение в процессе коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речи имеет взаимодействие учителя-логопеда с родителями учащихся. Такая необходимость определяется рядом объективных причин:

  • ограниченное число занятий с одним и тем же ребенком в течение недели;
  • логопедическая работа в условиях ограниченного времени, отводимого на занятия по коррекции звукопроизношения;
  • отсутствие достаточного времени для постепенного включения ребенка в совместную с учителем-логопедом работу.

Практика показывает, что основная масса родителей не знает, чем занимаются с детьми учителя-логопеды. Поэтому учитель-логопед уже в начале сентября приходит на классные родительские собрания с сообщением о целях и кратком содержании своей работы. Основной задачей, стоящей перед учителем-логопедом на этом начальном этапе работы с родителями, является формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми. С этой целью можно  использовать такие формы работы, как разъяснение необходимости логопедической работы (рассказ о возможных последствиях нарушений речи при отсутствии коррекции); сообщение об итогах работы в предыдущие годы. Приглашая родителей на первую консультацию, желательно познакомить их с планом работы по коррекции обнаруженных у ребенка речевых недостатков, сообщить требования, предъявляемые к выполнению домашних заданий, рассказать о способах и приемах работы над речью, которые они могут использовать непосредственно в домашних условиях. Наряду с индивидуальными формами организуется групповая форма работы с родителями, проводимая через тематические консультации, групповые собрания родителей с просмотром фрагментов занятий с детьми. Так, просмотр занятий способствует формированию у родителей адекватной оценки психического развития их детей, осознанию ими необходимости регулярных занятий, овладению некоторыми приемами коррекции речи. Для активизации деятельности родителей в процессе коррекционной работы можно предложить на учебный год ряд тематических консультаций:

1.Особенности психофизического развития школьника.

  1. Почему проблемы в развитии устной речи часто становятся препятствием в овладении письменной речью?
  2. Значение артикуляционной гимнастики в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения.
  3. Помощь пальцев в разговоре (пальчиковая гимнастика).
  4. Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы? и др.

          Данные формы взаимосвязи с родителями оказывают существенное влияние на успешность логопедического воздействия, в результате которого, во-первых, повышается эффективность помощи ребенку, во-вторых, значительно сокращается период коррекционной работы.

 С результатами проведенной в течение учебного года коррекционной работы, учитель-логопед выступает на последнем родительском собрании, где сообщает об учащихся, не нуждающихся в логопедической помощи, и о тех учениках, с которыми индивидуальная коррекционная работа будет продолжена в следующем году.

Таким образом, подобная организация комплексного подхода педагогов общеобразовательного учреждения и родителей в решении проблемы устранения речевых нарушений у учащихся позволяет не только успешно осуществлять коррекцию недостатков речевого развития, но и обеспечивает нормализацию их учебной деятельности.

 

Библиографический список.

  1. Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? М., 1991.
  2. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. М., 2006.
  3. Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей / Под. ред. Е. С. Иванова. Л., 1976.
  4. Ястребова А. В.,  СпироваЛ. Ф.,  Бессонова Т. П. Учителю о детях с недостатками речи. - М.: Аркти, 1985.
  5. Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 1999.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Взаимодействие учителя - логопеда. воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешностью работф с семьями воспитанников ДОУ. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность дея...

«Роль взаимодействия учителей-логопедов с другими участниками образовательного процесса в коррекции речевых нарушений»

Взаимодействияе учителей-логопедов с другими участниками образовательного процесса в коррекции речевых нарушений (учителями, родителями, специалистами)...

Взаимодействие учителя – логопеда и воспитателей комбинированных групп при организации работы по коррекции речи детей с ОВЗ

В статье освещена совместная работа  учителя-логопеда и воспиттелей по коррекции речи в условиях комбинированных групп ДОУ. Описываются используемые игры и приемы для оптимизации процесса закрепл...

Статья "Взаимодействие учителя – логопеда и воспитателей комбинированных групп при организации работы по коррекции речи детей с ОВЗ"

В статье представлен практический опыт совместной работы учителя-логопеда и воспитателей по коррекции речи детей ОВЗ в условиях комбинированной группы....

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями старшей группы компенсирующего обучения «Радуга» по коррекции дизартрии в рамках проекта «Вместе с мамой»

В презентации рассматриваются вопросы взаимодействия семьи и учителя-логопеда группы компенсирующего обучения, в целях преодоления  имеющихся у ребенка нарушений речевого развития....

Методическая разработка учителя-логопеда Ивановой Т.А. на тему: «Методика обследования познавательного и речевого развития детей раннего возраста.»

Возраст с рождения до трех лет является наиболее важным периодом в развитии ребенка. Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сенситивный период формирования многих функций на этом возрастном этап...

Взаимодействие учителя-логопеда со всеми участниками педагогического процесса

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах: совместное составление перспективного и календарного планирования, оснащение коррекционно-развивающего пространства в групповых пом...