Социальный проект «В городе родном хорошо живем!».
методическая разработка по теме
В 2011 г наш город отмечал юбилей по поводу 350-летия, поэтому в рамках детско – родительского клуба «Родничок» мы разработали и внедрили социальный проект «В городе родном хорошо живем!». Знакомство с «малой родиной», развитие ребенка как творческой личности, его приобщение к жизненно необходимым знаниям, а также социализацию и интеграцию ребенка в общество необходимо проводить в тесном взаимодействии с семьей, рядом с близкими и родными людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gorode_rodnom_horosho_zhivem.docx | 24.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальный проект
«В городе родном хорошо живем!»
1.Актуальность проекта
Детско – родительский клуб «Родничок» - это содружество педагогов и родителей объединенное общей целью, деятельностью, ответственностью. Это – большая семья, в которой дети и взрослые чувствуют себя комфортно. «Родничок» - это радость общения и свобода самовыражения, это возможность найти новых друзей и поверить в себя. Здесь дети получают массу впечатлений, необходимых для развития. Они входят в контакт со множеством других людей – педагогов, взрослых, сверстников, совершенствуют свои коммуникативные навыки, становятся субъектами общения, познания и практической деятельности. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья при соответствующих условиях в дальнейшем может стать полноценной личностью, развиваться духовно и быть полезным обществу. Процесс социальной адаптации и интеграции такого ребенка в общество необходимо начинать как можно раньше – с дошкольного возраста.
С 2008 года в работе с семьей мы используем метод проектной деятельности, стало уже традицией начинать новый год с нового социального проекта.
В 2011 г наш город отмечал юбилей по поводу 350-летия, поэтому в рамках детско – родительского клуба «Родничок» мы разработали и внедрили социальный проект «В городе родном хорошо живем!». Знакомство с «малой родиной», развитие ребенка как творческой личности, его приобщение к жизненно необходимым знаниям, а также социализацию и интеграцию ребенка в общество необходимо проводить в тесном взаимодействии с семьей, рядом с близкими и родными людьми.
2. Краткая аннотация проекта
Тема социального проекта предложила родителям вместе с детьми выйти на экскурсию: на улицу, в парк, сквер и, таким образом, ближе познакомиться с родным городом, познакомиться с его достопримечательностями и жителями. В ходе реализации проекта расширилось представление детей о городе Иркутске, началось формирование зрительной культуры. Дети познакомились с памятниками архитектуры, увидели и почувствовали красоту родного города. Таким образом, получив положительный эмоциональный заряд, дети открылись добру и красоте. Приобщившись к истории и красоте родного города, дети начали понимать важность сохранения памятников, начали ощущать гордость и ответственность за свой город. Им тоже захотелось сделать его красивым. В этом им помогла коллективная работа над аппликацией в творческой мастерской.
В течение года ежеквартально для родителей проводились групповые семинары – практикумы и консультации, семейные гостиные по вопросам воспитания и развития детей.
Для детей и родителей были проведены анимационные мероприятия в соответствии с тематической направленностью социального проекта. Развлекательные, познавательные, праздничные и игровые программы, викторины, конкурсы, творческие мастерские, экскурсии и выставки дали детям и взрослым положительный заряд, дали возможность для умственного и духовного развития детей, развития их творческих способностей. Все мероприятия предусматривали взаимную активность детей, родителей и социальных педагогов.
3. Цель проекта
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями и интеграция их в общество в процессе взаимодействия с семьей; знакомство с «малой родиной».
Задачи проекта:
- развитие познавательной сферы детей, развитие любознательности (расширение знаний о родном городе);
- содействие эстетическому развитию и эмоциональной отзывчивости детей (созданию ярких эмоциональных представлений о родном городе);
- содействие формированию нравственно – этических понятий и принципов: чувства любви, привязанности и уважения к родному городу, чувства бережливости, гордости;
- содействие формированию этикета (поведению в общественных местах)
- содействие формированию представлений о правильном и здоровом отдыхе, привитию основ безопасности жизнедеятельности;
- содействие развитию коммуникативных навыков детей;
- содействие максимально личностному становлению ребенка с целью его интеграции в общество, привитие ощущения причастности к жизни общества;
- развитие совместного творчества и сотрудничества детей, родителей и педагогов.
- воспитание у детей чувства любви и уважения к родителям, чувства гордости за свою семью;
-создание условий, обеспечивающих взаимодействие детей с ограниченными возможностями со здоровыми детьми;
- возможность ребенка – инвалида поверить в себя и свои возможности.
4. Гипотеза: в результате реализации проекта процесс социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество будет эффективным, если:
- в Центре будут созданы благоприятные условия включения семьи в этот процесс;
- будет создана и реализована модель взаимодействия с семьей на основе социального проекта;
- дети с ограниченными возможностями будут включены во взаимодействие с детьми, не имеющими проблем со здоровьем.
5. Участники проекта: дети, родители и социальные педагоги.
В проектной деятельности вместе с социальными педагогами участвуют дети 4–7 лет с ограниченными возможностями здоровья и сохранным интеллектом, а также дети с ослабленным здоровьем, и их родители. В этом возрасте дети более внимательны, наблюдательны, способны к анализу, самооценке и совместной деятельности. Вместе с ними в проекте участвуют их младшие и старшие братья и сестры, не имеющие проблем со здоровьем. Таким образом, взаимодействие со здоровыми детьми способствует естественной взаимной адаптации и интеграции детей – инвалидов и общества.
В процессе взаимодействия участники проекта опираются на совместное сотрудничество, творчество и оптимальные взаимоотношения, исследуют, анализируют, решают проблемные ситуации, проявляют любознательность и творческую активность.
№ | мероприятия | сроки |
1 | Накопление материала для консультативной работы с родителями, досуговой работы с детьми и родителями | В течение года |
2 | Сотрудничество с другими организациями | В течение года |
3 | Пополнение видеоматериала | В течение года |
6. Основные принципы проектной деятельности:
- родители и педагоги – партнеры в воспитании и образовании детей;
- единство целей и задач педагогов и родителей;
- взаимное доверие и поддержка в совместной деятельности;
- анализ взаимодействия семьи и педагогов.
7. Этапы реализации проекта:
- информационно – аналитический (диагностика уровня познавательной сферы детей по теме проекта; анкетирование родителей; анализ результатов и выводы);
- ознакомление родителей с социальным проектом «В городе родном хорошо живем!» (обсуждение целей и задач, обсуждение возможного участия родителей в совместной деятельности; составление модели реализации проекта);
- совместная деятельность детей, родителей и педагогов (направленная на развитие познавательной сферы, творческих способностей детей, на приобретение ими жизненно необходимых знаний, социальное, эмоциональное и коммуникативное развитие и воспитание детей);
- подведение итогов и презентация проекта (оценка уровня творческого и познавательного развития личности детей, анкетирование родителей, анализ результатов и выводы, итоговая праздничная программа, оформление фотоальбома «В городе родном хорошо живем!»).
8. Тематическое планирование социального проекта «В городе родном хорошо живем!»
№ | Дети - родители - педагоги | родители - педагоги | сроки |
1. | Знакомство с Иркутском | 1 квартал | |
1). «Мы живем рядом с Байкалом, в славном городе» - познавательно - развлекательная программа 2). «Расшалился ветерок, поиграй со мной, дружок!» - подвижные игры 3). «На город опустилась волшебница – зима, украсила все улицы, деревья и дома» - аппликация (творческая мастерская) 4). «Маленькие жители большого города» - фотовыставка | 1).«Эстетическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: создание ярких эмоциональных представлений о родном городе» - круглый стол для родителей 2).««Как прекрасен город мой!».Эмоциональное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста» - рекомендации родителям | Январь Февраль Март | |
2. | Юбилей города | 2 квартал | |
| 1).«Город с юбилеем поздравляем, процветания желаем! » - праздничная программа, посвященная 350 – летию Иркутска 2).«Наш город – столица Восточной Сибири – любимый Иркутск – середина Земли» - выставка рисунков 3). «И во всех аллеях, площадях и парках – игры, песни, шутки, яркие подарки» - подвижные игры 4).«Стали разноцветными все наши дворы, и смеются дети, и летят шары…» - аппликация (творческая мастерская) | 1).«Привитие детям дошкольного и младшего школьного возраста нравственных понятий и принципов: деликатность, доброта, внимание и уважение к окружающим» - консультация для родителей 2).«Привитие детям бережливости, гордости и уважения к родному городу, улице, двору» - рекомендация родителям | Апрель Май Июнь |
3 | В нашем городе осень | 3 квартал | |
1).«В нашем городе осень… эти дни золотые» - развлекательная программа 2).«Веселый художник разбрызгал чудесные краски, и город в осеннем наряде нам кажется доброю сказкой» - аппликация (Творческая мастерская) 3).«Навстречу утренней заре по Ангаре» - экскурсионная прогулка по городу 4).«Листья желтые над городом кружатся» - собери пазлы | 1).«Гуляем всей семьей. Совместные прогулки – залог здоровой, крепкой семьи» - круглый стол 2).«Учимся слушать друг друга», «Игры на развитие коммуникативных навыков» - рекомендации родителям | Июль Август Сентябрь | |
4 | Любимый Иркутск - середина Земли | 4 квартал | |
1). «Играй – город» - развлекательная программа (декада «Милосердие») 2). «Сохраним наш город чистым и красивым» - беседа по привитию чувства гордости и уважения к родному городу 3). «Узнай свой город» - викторина 4). «Раз, два, три, четыре, пять на улицу идем играть» - подвижные игры | 1).«Эстетическое развитие личности у детей дошкольного и младшего школьного возраста)» - консультация для родителей 2).«Привитие чувства к прекрасному у детей младшего школьного и дошкольного возраста во время прогулок по городу» - рекомендация родителям | Октябрь Ноябрь Декабрь | |
5 | 1). Презентация соц. проекта «В городе родном хорошо живем». Подведение итогов работы за год | 1). Оформление альбома «В городе родном хорошо живем!» | Декабрь январь |
9. Результат: наши дети много нового узнали за этот год, многому научились, стали взрослее. В процессе реализации социального проекта «В городе родном хорошо живем!» были созданы благоприятные условия включения семьи в процесс социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями в общество; в совместную деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья были включены дети, не имеющие проблем со здоровьем, для взаимной интеграции детей – инвалидов и общества; была создана модель взаимодействия Центра с семьей. В итоге предполагаемая гипотеза подтвердилась: процесс социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество идет эффективно. В ходе реализации проекта происходит:
- социокультурная адаптация ребенка с ограниченными возможностями посредством развития коммуникативных навыков;
- формирование социальной компетентности;
- формирование способности ребенка с ограниченными возможностями к самовыражению, самореализации и саморазвитию;
- развитие у ребенка осознанного эмоционально – положительного отношения к родному городу, к себе, другим людям, окружающему миру;
- изменение статуса ребенка в семье и обществе;
- расширение круга общения с другими детьми и взрослыми;
- признание ребенка с ограниченными возможностями как личности в обществе.
В ходе реализации проекта для детей был проведен ряд мероприятий обучающего, познавательного и развлекательного характера, была пополнена Методическая копилка педагогов познавательным материалом о родном городе, были внедрены новые формы работы с родителями, была пополнена видеотека, создан фотоальбом для продолжения летописи Центра.
Данный социальный проект может быть использован другими учреждениями, работающими с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект "Саратов - мой родной город"
Краткое содержание проекта Тема проекта "Саратов - мой город" очень актуальна на сегодняшний день. Говорят, что у народа, не помнящего своей истории, нет буд...
ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ " МОЙ ГОРОД – МОЕ ПРОСТРАНСТВО" ПРОЕКТ "ЧИСТЫЙ ГОРОД – ЗДОРОВАЯ НАЦИЯ"
Обоснование актуальности Проекта: Экологическая проблема в нашей стране и в большинстве стран мира - одна из важнейших экономических и социальных проблем. По мнению ученых, безответственно...
Социальный проект "Мой город и Я"
Социальный проет "Мой город и Я"-это технология гражданско-патриотического воспитания учащихся основной школы МКС(К)ОУ школы-интерната IV вида №2 города Нижнего Новгорода....
социальный проект «Сохраним город чистым»
Методическая разработка внеурочного занятия ФГОС -5 класс в рамках ООП ФГОС ООО формирование экологической культуры,культуры здорового и безопасного образа жизни....
Социальный проект "Мой город"
Социальный проект "Мой город"...
Социальный проект «Мой дом – родной город Дзержинск».
тематическое направление проекта - гражданские инициативы - популяризация ценностей российского общества...
Социальный проект «Редкие и исчезающие виды живых организмов в Смоленской области»
Разработка экологического проекта...