Социальный проект «Мой дом – родной город Дзержинск».
проект по краеведению (11 класс) на тему
тематическое направление проекта - гражданские инициативы - популяризация ценностей российского общества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnyy_proekt.doc | 530 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Г. Дзержинска нижегородской области
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Мой дом – родной город Дзержинск»
Дзержинск, 2013
Актуальность
Обучающиеся 9-11 классов школы выдвинули и детально проанализировали ряд проблем, значимых для их образовательного учреждения и микрорайона. Тематическое направление проекта – гражданские инициативы (популяризация ценностей Российского общества: семья, толерантность, права и свободы человека и гражданина, Родина, патриотизм, служение Отечеству, активная жизненная и гражданская позиция и ответственность).
В перечне основных, особо значимых проблем рассматриваются:
- Отсутствие детской площадки около школы (6 человек из 30 – 20%).
- Проблема незнания истории и культуры родного города (13 человек – 44%).
- Недостаточное количество экспонатов в школьном музее боевой славы (8 человек – 27 %).
- Отсутствие лавочек на пришкольной территории(1 человек – 3%).
- Недостаточная освещённость дороги возле школы (2 человека – 6 %).
Таким образом, большинство ребят (13 человек из 30) отдали свои голоса за проблему незнания истории и культуры родного города.
Чтобы убедиться в остроте и актуальности выбранной проблемы, был проведён опрос среди обучающихся 5-9 классов Образовательной организации. Анкета содержала вопросы, касающиеся понятия патриотизма, знания истории, культуры, современного состояния города Дзержинска, знания о людях, которые внесли особый вклад в развитие города.
Результаты опроса обучающихся 5-9 классов
- Считаете ли вы себя патриотом?
95% опрошенных считают себя патриотами.
- Какие вы знаете символы России?
87% - назвали все символы России.
- В каком году был основан город Дзержинск?
63% респондентов знают в каком году основан город.
- Что изображено на гербе города?
78% опрошенных правильно ответили на вопрос.
- Есть ли у Дзержинска свой гимн?
2% - знает, что у нашего города есть свой гимн.
- Каких знаменитых дзержинцев вы знаете?
68% респондентов смогли назвать минимум одного знаменитого человека нашего города.
В результате проведённого опроса был сделан вывод: обучающиеся школы считают себя патриотами, но не понимают значение данного понятия. Это проявляется в первую очередь в том, что они плохо знают историю своей малой родины, не интересуются культурой и жизнью своего города.
Данный материал помог выдвинуть цель проекта: активизация интереса обучающихся к знаниям об истории и культурном наследии города Дзержинска - своей малой родины.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- создать условия для осознания учащимися своей причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему;
- повысить активность участия обучающихся школы в мероприятиях гражданско-патриотической направленности;
- изучить законодательную базу и государственное устройство Российской Федерации;
- углубить и систематизировать знания учеников о культурных традициях родного края;
- повысить интерес к истории и культуре малой родины в молодежной среде;
- развить творческий потенциал, художественные способности, эстетический вкус у обучающихся.
Сбор и анализ информации
На этом этапе учащиеся разделились на 4 группы. Им предстояло собрать и проанализировать объёмную информацию по проблеме проекта.
Группа юристов изучила законодательные акты - нормативно-правовую базу по проблеме гражданских инициатив (популяризация ценностей российского общества: семья, толерантность, права и свободы человека и гражданина, Родина, патриотизм, служение Отечеству, активная жизненная и гражданская позиция и ответственность).
В нормативно-правовую базу входят:
- Конституция Российской Федерации
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 03.07.1998)
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
- Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"
Возрождаются исконно российские идеалы, духовность, достойное отношение к исторической памяти. Укрепляется общественное согласие на основе общих ценностей - свободы и независимости Российского государства, гуманизма, межнационального мира и единства культур многонационального народа Российской Федерации, уважения семейных традиций, патриотизма.
Решение задач обеспечения национальной безопасности в сфере культуры в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается за счет признания первостепенной роли культуры для возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей, укрепления духовного единства многонационального народа Российской Федерации и международного имиджа России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой, создания системы духовного и патриотического воспитания граждан России, развития общей гуманитарной и информационно-телекоммуникационной среды на пространстве государств - участников Содружества Независимых Государств и в сопредельных регионах.
- Федеральный закон
от 13.03.1995 № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России.
- Федеральный закон
от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»
- Распоряжение Правительства РФ
от 21.09.2009 N 1349-р <О концепции федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы">
Создание в Российской Федерации единого информационного пространства, в первую очередь развитие телерадиовещания, направлено на обеспечение конституционных прав и свобод человека, равного доступа к массовой информации, эффективное использование духовного и культурного наследия нации, ее исторических традиций, соблюдение норм общественной жизни, защиту нравственных ценностей и воспитание патриотизма.
- Распоряжение Правительства РФ
от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года")
Третья задача - гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи.
- Распоряжение Правительства РФ
от 18.12.2006 N 1760-р (ред. от 16.07.2009) <О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации>
Основными видами работ в рамках данного проекта являются:
популяризация ценностей российского общества (здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, Родина, патриотизм, служение Отечеству, активная жизненная и гражданская позиция и ответственность) средствами социальной рекламы
- Распоряжение Правительства РФ
от 05.09.2005 N 1355-р <Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы "Русский язык (2006 - 2010 годы)">
Непоследовательность реализации политики государства в области русского языка как мирового языка снижает авторитет страны в международном сообществе, ее конкурентоспособность на мировом рынке труда, ослабляет патриотизм подрастающего поколения и его гражданское самосознание.
- Постановление Правительства РФ
от 24.07.2000 N 551 "О военно-патриотических молодежных и детских объединениях"
- Постановление Городской Думы г. Дзержинска
от 21.11.2002 N 361 "О ходе выполнения Программы по воспитанию гражданственности и патриотизма, подготовке молодежи к защите Отечества"
С целью дальнейшего развития системы гражданско-патриотического воспитания молодежи, формирования гражданских качеств подрастающего поколения, а также учитывая положительные результаты и социальную значимость реализации Программы, городская Дума постановляет:
1. Продлить действие Комплексной городской программы по воспитанию гражданственности и патриотизма, подготовке молодежи к защите Отечества на 2003 год, утвердив прилагаемый перечень основных мероприятий по реализации Программы.
2. Администрации города при формировании бюджета города на 2003 год предусмотреть финансирование основных мероприятий Программы, указанной в п. 1 настоящего постановления, в размере 166200 рублей.
3. Администрации города совместно с комитетом городской Думы по делам молодежи, образованию, науке, культуре и спорту в срок до 01.01.2003 создать рабочую группу для разработки нового проекта Программы по воспитанию гражданственности и патриотизма, подготовки молодежи к защите Отечества на 2004 - 2007 гг.
4. Постановление вступает в силу с момента его подписания.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет городской Думы по делам молодежи, образованию, науке, культуре и спорту.
- Постановление Администрации г. Дзержинска
от 18.02.2011 № 359 "Об утверждении Плана мероприятий по патриотическому воспитанию жителей города Дзержинска на 2011 год"
- Постановление Администрации г. Дзержинска
от 14.02.2011 № 279 о долгосрочной муниципальной целевой программы "Патриотическое воспитание жителей города Дзержинска» на 2011 - 2013 годы
● Постановление Правительства Российской Федерации
от 5 октября 2010 года № 795 о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2011-2015 годы» (с изменениями на 6 октября 2011 года)
Основной целью Программы является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан.
Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
повышение роли государственных и общественных структур в формировании у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания;
совершенствование нормативно-правового, методического и информационного обеспечения функционирования системы патриотического воспитания граждан;
формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву;
внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы;
повышение профессионализма организаторов и специалистов патриотического воспитания;
развитие материально-технической базы патриотического воспитания в образовательных, трудовых, творческих и воинских коллективах и общественных объединениях.
- Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»
2.1. Основными целями образовательного процесса в школе являются:
- реализация федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся на основе основных и дополнительных образовательных программ;
- формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптация к жизни в обществе;
- создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- формирование здорового образа жизни.
2.2. Образовательная организация осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья, духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.
Изучив нормативно-правовую базу, юристы пришли к выводу: в нашей стране органы власти разных уровней озадачены проблемой патриотического воспитания, разработана система нормативно-правовых актов, но не всегда эти законодательные акты исполняются на местах.
Группа социологов, созданная из обучающихся, проводивших общественный опрос по проблеме гражданских инициатив (популяризация ценностей российского общества: семья, толерантность, права и свободы человека и гражданина, Родина, патриотизм, служение Отечеству, активная жизненная и гражданская позиция и ответственность) выполнили задачи:
- разработали систему вопросов к анкете, направленной на выявление уровня сформированности патриотических качеств у учащихся 5-9 классов;
- провели анкетирование;
После проведённого анкетирования группа социологов пришла к выводу, что необходимо утвердить в сознании и чувствах школьников патриотические ценности, взгляды и убеждения, уважение к культурному и историческому прошлому России в целом и своей малой родины в частности.
Большую работу проделала группа аналитиков. Они изучили материалы из СМИ за последние годы. Среди которых:
- Быков А.К., Мусс Г.Н. Взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании учащихся // Воспитание школьников. – 2011.- № 4.- С. 13-18.
- Гаврилычева Г.Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы // Воспитание школьников.-2010.-№ 4.- С. 3-7.
- Горбунов В.С. Воспитание гражданина-патриота: системный подход // Воспитание школьников.-2010.-1.С.10-20.
- Узбекова С.С. Школьный музей в системе патриотического воспитания // Воспитание школьников.-2011.-№ 1.-С. 44-48.
- Рождественская Н. Ты – юность наша вечная… // Дзержинская панорама.-2010.- № 38.- С. 6.
- Сорокина Т. Приобщим молодёжь к истории // Дзержинские ведомости.- 2010.-№ 1.-С.4.
- Сафронова Е.М., Попова Е.Н. Способы оценки качества патриотического воспитания подростков // Воспитание школьников.-2011.-№ 3.-С.30-34.
- Кохтяева А. Как воспитать патриота.-Дзержинец.-2008.-№ 23.-С. 5.
- Метлик И.В. Ценностное ядро гражданского воспитания школьников // Воспитание школьников.-2011.-№8.-С.3-10.
- Сухомлинский В.А. Воспитание гражданина // Воспитание школьников.-2011.-№7.-С.3-9.-(Актуальные проблемы образования).
- Синягина Н.Ю. О патриотизме и воспитании патриота // Воспитание школьников.-2011.-№1.-С.44-48.
- Черникова Т.В. Неюбилейные размышления о воспитании патриотизма // Народное образование.-2011.-№ 6.-С.19-27.-(Школа и воспитание).
На основе данных источников информации аналитики пришли к выводу, что на сегодняшний день остро стоит проблема воспитания интереса, любви уважения школьников к историческому и культурному наследию своего города.
Группа Экспертов выполнили следующие задачи:
- провели «круглый стол» с учениками 8-9 классов о существовании проблемы воспитания уважения и любви к своей малой родине;
- провели беседу с классными руководителями школы по данной проблеме и о причинах её существования;
- получили консультацию у социального педагога.
В ходе проделанной работы эксперты пришли к следующим выводам:
- сегодня наблюдается падение уровня воспитанности патриотических качеств у школьников. В частности, учащиеся плохо знают историю своей страны и малой родины, не знают писателей и поэтов г. Дзержинска, культуру своего города;
- причинами того во многом являются немотивированность к изучению истории родного города, тяга молодёжи к прагматическим ценностям и «поп-культуре», нарастание противоречий, распространение равнодушия, эгоизма, цинизма.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- создание условий для осознания обучающимися своей причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему;
- знания законодательной базы и государственного устройства Российской Федерации;
- заинтересованность обучающихся школы к познанию истории и культуры малой родины в молодежной среде;
- раскрытый творческий потенциал, художественные способности, эстетический вкус у обучающихся.
Программа действий, которую предлагает команда
- Отобрать литературный материал для внеклассных мероприятий.
- Адаптировать отобранный материал для контингента школьников.
- Апробировать отобранный теоретический материал на практике в системе воспитательной работы.
- Проанализировать результат работы команд-участников проектной группы и определить перспективы её развития.
Смета затрат на проведение проекта
№ | Наименование | Цена (руб.) | Количество | Источник |
1 | Компьютер | 1 | Имеется в наличии | |
2 | Мультимедиа-проектор | 1 | Имеется в наличии | |
3 | Стенды | 120 | 4 | МБОУ СОШ №4 |
4 | Оформление | 500 | МБОУ СОШ №4 | |
5 | Печать фотографий | 150 | 10 | МБОУ СОШ №4 |
6 | Благодарственные письма гостям | 500 | 50 | МБОУ СОШ №4 |
7 | Цветы | 3000 | 30 | МБОУ СОШ №4 |
Всего | 4270 |
План мероприятий
№ | Название мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Литературно-музыкальная композиция «Отечества ратные страницы» | Сентябрь | Актив школы |
2 | Военно-патриотическая игра «Зарница» | Сентябрь, ноябрь, январь, май | Учителя физической культуры |
3 | Экскурсия в школьный Музей боевой славы | Сентябрь | Актив школы |
4 | Викторина «Путешествие по Дзержинску» | Октябрь | Актив школы |
5 | Классный час «Символика города Дзержинска» | Октябрь | Классные руководители |
6 | Просмотр документальных фильмов | Постоянно | Классные руководители |
7 | Конкурс творческих работ «Быт и обряды Дзержинска» | ноябрь | Учитель изобразительного искусства |
8 | Знакомство с выставкой литературы в школьной библиотеке «Люби и знай свой край» | Ноябрь | Учителя русского языка и литературы |
9 | Экскурсия в краеведческий музей города Дзержинска | Ноябрь | Заместитель директора по ВР |
10 | Концерт, посвящённый Дню России | Декабрь | Заместитель директора по ВР |
11 | Акция «Символика России» | Декабрь | Актив школы |
12 | Брейн-ринг «Я знаю свой город» | Январь | Актив школы |
13 | Литературно-музыкальная композиция ко Дню защитников Отечества «Ты же выжил, солдат!» | Февраль | Заместитель директора по ВР |
14 | Приглашение участников войны на праздничный концерт ко Дню 8 марта | Февраль | Актив школы |
15 | Фотовыставка «Война и моя семья» | Март | Актив школы |
16 | Встреча с Дзержинскими писателями и поэтами | Март | Заместитель директора по ВР |
17 | Экскурсия в Дзержинский драматический театр с последующим просмотром спектакля | Март | Заместитель директора по ВР |
18 | Конкурс рисунков «Что такое Родина?» | Апрель | Актив школы |
19 | Конкурс военной песни «Прикоснись к подвигу сердцем» | Апрель | Заместитель директора по ВР |
20 | Театрализованный конкурс «Литературные произведения о войне» | Апрель | Учителя русского языка и литературы |
21 | Конкурс чтецов «Никто не забыт, ничто не забыто» | Май | Учителя русского языка и литературы |
22 | Встреча с ветеранами и тружениками тыла | Май | Актив школы |
23 | Литературно-музыкальная композиция «Победный май» | Май | Заместитель директора по ВР |
24 | Концерт ко Дню города | Май | Актив школы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект "Саратов - мой родной город"
Краткое содержание проекта Тема проекта "Саратов - мой город" очень актуальна на сегодняшний день. Говорят, что у народа, не помнящего своей истории, нет буд...
Социальный проект - Чистая вода - здоровье города.
Социальный проект как форма социализации обучающихся...
Презентация Социальный проект - Чистая вода - здоровье города.
Актуальность проекта обусловлена большим интересом того, что мы пьем, так как состояние организма человека зависит от протекающих процессов, в которых важнейшую роль играет вода.Инновационный потенциа...
Социальный проект "Волшебный свет театров города Краснодара"
Мною был разработан проект «Волшебный свет театров города Краснодара» для работников и учащихся школы, который призван приобщить учащихся, педагогов и ветеранов педагогического труда к теа...
Проект " Буклет о родном городе".
Внеурочная деятельность по предмету. Работа в школьном многопрофильном лагере " Лингвист"...
Телекоммуникационный проект «По улицам родного города»
Два года (2008-2009 гг.) мы реализовывали телекоммуникационный проект "По улицам родного города" на Омском образовательном портале по адресу: http://www.omsk.edu.ru/ Проект посвящен г. Омску...
Проект: «Экскурсия по родному городу»
Проект "Экскурсия по родному городу"...