Социальный проект "Мой город и Я"
методическая разработка на тему
Социальный проет "Мой город и Я"-это технология гражданско-патриотического воспитания учащихся основной школы МКС(К)ОУ школы-интерната IV вида №2 города Нижнего Новгорода.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Утверждено»
Директор МКСК)ОУ школы-интерната IV вида № 2
Осенчугова В.А.
Социальный проект
«Мой город и Я»
Выполнила:
старший воспитатель
Чучадеева С.П.
Нижний Новгород
2012 г
Обоснование проекта.
Социальный проект «Мой город и Я» является составной частью программы по гражданскому – патриотическому воспитанию «Я - россиянин».
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Одной из важнейших задач современного образовательного учреждения продолжает оставаться воспитание человека, гражданина, патриота. Какие бы политические события не происходили в государстве, какие бы противоречия не возникали среди людей, живущих в стране, единственным примиряющим и стабилизирующим фактором является любовь каждого гражданина к своему Отечеству.
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере гражданско-патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического воспитания всё чаще определяется как одна из приоритетных задач в современной молодёжной политике. Это означает, что исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль Гражданина и роль Патриота.
Чтобы любить большую Родину, надо привить это чувство человеку к своей малой Родине, к тому месту, где он родился, жил и приносил пользу, оставил свой след в памяти потомков.
Путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике “от близкого к далёкому”, от любви к родителям и родному дому, городу до любви к родной стороне. Постепенно, у человека на основе привязанности, верности, чувства собственности, ощущения того, что ты свой, ты нужен, складывается “образ собственного дома” с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство (чувство “родительского дома”) ложится в основу любви к Родине, отсюда знакомство с семьей, с городом, в котором живет, учится человек, улицами, достопримечательностями, людьми, живущими в нём - это “звенья” в цепи институтов воспитания любви к Родине.
Цель:
- Создание условий для реализации мероприятий гражданско-патриотической направленности;
- Организация и вовлечение детей и подростков в активную деятельность по реализации мероприятий гражданско-патриотической направленности
Задачи:
- Воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, к её истории.
- Формировать у учащихся духовность, потребность изучать историю и культуру своей страны.
- Знакомить учащихся с историей родного края.
- Активизировать творческий потенциал учащихся, дать возможность проявить свои таланты, способности.
- Развивать у учащихся чувство коллективизма, способствовать выработке активной жизненной позиции.
- Развивать сохранные анализаторы (двигательные, слуховые, тактильные), ориентировку в пространстве, координацию движений, мимику.
- Коррекция межличностных отношений, речи, эмоциональной сферы.
Предполагаемые результаты:
- Углубление знаний участников проекта о своём родном крае, городе;
- Воспитание патриотов своего Отечества;
- Приобщение детей к культурным традициям и ценностям своего народа;
- Приобретение социального опыта;
- Тиражирование опыта реализации проекта.
Работа по этому разделу имеет ряд особенностей:
- Увеличение объема знаний о городе, Нижегородском краем, воспитание у учащихся чувства привязанности и чувство любви к своему родному городу.
- Информация о городе, крае должна вызывать у учащихся некоторое отношение, затрагивая не только ум, но и душу. Переживание информации, а не только усвоение, делает знания значимыми для человека и влияет на моральный облик, формирует картинку мира.
В отличие от других знаний, знания в данной области обязательно должны быть:
- эмоциогенными, то есть окрашены чувством, порождать эмоции, влиять на формирующееся мировоззрение, мироощущение и активно-действенное отношение к окружающему;
- информативными, то есть нести в себе информацию о разных сторонах социальной действительности, помогать ученику ориентироваться в окружающем мире, знакомить с общими представлениями о природных и общественных явлениях;
- регуляторными, то есть иметь побудительную силу к совершению поступков в деятельности.
- Отбор содержания материала для работы с учащимися строится на следующих принципах.
- Принцип интеграции – установление соотношения между информацией естественно-научного характера и сведениями о человеческой деятельности.
- Культурологический принцип – приобщение к культуре города, края.
- Принцип педоцентризма – отбор наиболее значимых для учащегося актуальных знаний.
- Принцип теоретизации содержания – формирование у ребёнка умение выделять существенное, выстраивать умозаключения, сомневаться, доказывать.
- Принцип экологизации – бережного отношения к окружающему миру.
Все аспекты необходимо рассматривать через показ человека, его сущности, его деятельности для города, для будущего. Это поможет воспитать в учащихся гордость за принадлежность к человеческому роду, стремление самому быть носителем общечеловеческих ценностей, преобразователем и творцом мира.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2012-май 2013 года
Участники проекта: учащиеся 5-10 классов
Содержание проекта: Проект «Мой город и Я » включает в себя несколько взаимосвязанных мероприятий из программы «Я – россиянин».
Содержание проекта
Классы | Название мероприятия | Цель проведения | Сроки проведения |
5-10 5-8 5-10 5-10 | 1.Беседа «Преданья старины глубокой» 2. Посещение детской библиотеки им. Е.Никонова. Знакомство с библиотекой. Обзор книг по краеведению. 3. Защита проектов:
5.Заочное путешествие по улицам Старого Нижнего с просмотром фотографий Дмитриева и Карелина.
7. Посещение музеев г. Н.Новгорода. Домик Каширина. Музей детства А..М.Горького. Историко-архитектурный музей-заповедник «Усадьба Рукавишниковых», Нижегородский кремль. Художественный музей. Музей Н.А.Добролюбова. Музей архитектуры и быта народов Поволжья 8. Автобусная экскурсия в город Городец «Город мастеров».
9.Беседа о творчестве нижегородского детского писателя В.Рыжакова с коллективным чтением отрывков из книги «О Саньке, о Гриньке и немного о девчонках». 10.Беседа о героях Великой отечественной войны- нижегородцах в детской библиотеке им. Е.Никонова. 11.Викторина «Край родной – земля Нижегородская». 12. Акция «Чистый дом» | Изучение исторического и культурного прошлого Нижегородского края Познакомить учащихся с историей основания Н.Новгорода, с легендами и преданиями, связанными с этим событием. Воспитание бережного отношения к истории и культуре родного края, формирование критического мышления, исследовательских навыков, умений работать в группе. Расширение кругозора учащихся, формирование навыков работы в команде Воспитание художественного вкуса. Знакомство с архитектурой Старого Нижнего, с искусством первых фотографий. Воспитание бережного отношения к истории и культуре родного края Воспитание чувства гордости за наших великих земляков. Патриотическое воспитание учащихся. Эстетическое воспитание учащихся. Знакомство с городецкой росписью, резьбой по дереву и другими промыслами. Эстетическое воспитание учащихся. Развитие эстетического вкуса, чувства уважения к нижегородским мастерам. Воспитание любви к детской литературе. Приобщение детей к книге, к чтению. Патриотическое воспитание учащихся. Обобщение полученных в течение года знаний о родном крае Воспитание чувства ответственности и любви к месту, где учишься. | Сентябрь Октябрь- декабрь сентябрь-май октябрь Декабрь
Сентябрь-май Сентябрь-май Май Февраль Апрель Сентябрь, май |
Список литературы:
- Агофонов С. Нижегородский кремль: Архитектура, история, реставрация, Горький 1976 г.
- Давыдов А.И. "Нижегородские дома памятники" Нижний Новгород, издательство "Кварц" Серия книг - брошюр об истории и культуре Нижнего Новгорода 2012г. - 32с., иллюстрации
- Емельянова Т.И. "Хохлома" издательство Аврора, Ленинград 1974, 112с.
- Елисеев А. "Рассказы о родном городе" Горьковское - книжное издательство 1958г - 375с.
- Забурдаева Н.А. "Домик Каширина. Музей детства А.М. Горький" Волго-Вятское книжное издательство 1968г. - 23с.
- Сидорова И. Наш город, Горький, 1982г.
- Сидоров И.В. Город Горький: Фотоальбом Горький: Волго-Вятское книжное издательство 1983 - 191с., иллюстрации
- Торина А.И. история горьковской области, Горький, Волго-Вятское книжное издательство 1989г., 190 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный паспорт МОУ "Лицей № 15" город Березовский Кемеровской области
Социальный пасорт лицея-это итоговая информация о различных категориях обучающихся, семей....
Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Статья "Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
ДОКЛАД ТЕМА: « ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА, КАК ФОРМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА»
В настоящее время сохраняется комплекс проблем в сфере жизнедеятельности и правовой защищенности детей, вызывающих серьезную об...
ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ " МОЙ ГОРОД – МОЕ ПРОСТРАНСТВО" ПРОЕКТ "ЧИСТЫЙ ГОРОД – ЗДОРОВАЯ НАЦИЯ"
Обоснование актуальности Проекта: Экологическая проблема в нашей стране и в большинстве стран мира - одна из важнейших экономических и социальных проблем. По мнению ученых, безответственно...
Семинар-практикум для социальных педагогов школ города Стерлитамака «Социально-реабилитационное сопровождение учащихся в ОУ»
из опыта работы социального педагога...
Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Эффективность, системность и комплексность работы по профессиональному самоопределению возможна только при взаимодействии педагогов, родителей, учащихся.. Одним из важнейших составляющих компонентов п...
План взаимодействия МАДОУ ДСКВ "Солнышко" с социальными структурами города Покачи.
План взаимодействия МАДОУ ДСКВ "Солнышко" с социальными структурами города Покачи на 2021-2022 учебный год....