Правовое воспитание несовершеннолетних: Я и ШКОЛА
статья по теме

Правовое воспитание несовершеннолетних

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правовое воспитание несовершеннолетних:  Я и ШКОЛА

Большую часть своего детства мы проводим в школе. Не зря иногда говорят, что школа — это наш второй дом. От того, какие отношения у нас будут складываться с одноклассниками, старшеклассниками, учителями, насколько мы будем прилежны в учении, дисциплинированы, зависит реализация нашего права на образование, значит, и наша будущая жизнь. В каждой школе есть свои традиции, действуют разные правила, но работа любой школы строится на основе уважения к личности ученика, его человеческого достоинства. В школе должны быть созданы благоприятные условия, чтобы каждый ученик получил хорошее образование и вырос успешным, достойным человеком и гражданином. Главными документами, которые устанавливают правила поведения в школе, права и обязанности ее учеников, являются: Закон Российской Федерации «Об образовании», устав школы, локальные нормативные акты школы (например, «Правила внутреннего распорядка», «Правила для учащихся», приказы директора и другие документы). С этими документами необходимо ознакомиться, тогда многие вопросы и непростые ситуации можно будет решать правовым способом. Какие права у меня есть как у ученика школы?  Ученики школ имеют право:

  1. на уважение своего человеческого достоинства;
  2. на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений (на уроке можно высказывать свою точку зрения по любой проблеме);
  3. на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
  4. на выбор образовательного учреждения и на выбор формы получения образования (данным правом обладают только совершеннолетние граждане, т.е. те, кому исполнилось 18 лет);
  5. на обучение в пределах этих стандарта  по индивидуальным учебным планам (это значит, что в зависимости от своих способностей ученик может изучать программу быстрее или медленнее остального класса, порядок составления индивидуальной программы должен быть изложен в уставе школы);
  6. на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей, предоставляемых системой образования;
  7. на ускоренный курс обучения;
  8. И на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек;
  9. на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
  10. И на участие в управлении образовательным учреждением (например, в совете школы или в ученическом совете);
  11. право учеников обратиться с официальной просьбой к администрации образовательного учреждения о проведении дисциплинарного расследования деятельности работников учреждения, нарушающих и ущемляющих их права. В расследовании имеют право участвовать выборные представители учеников. Если ученики не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы (например, в окружное управление образования или в суд);
  12. на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения;
  13. на продолжение образования в образовательном учреждении на любом этапе обучения для лиц, получающих образование в семье, при их положительной аттестации и по решению родителей (законных представителей).

Также права учащихся должны быть подробно описаны и разъяснены в уставе школы и в локальных актах. Познакомься с такими документами в твоей школе — и ты узнаешь, какие конкретные права есть у тебя. Есть ли у меня какие-то обязанности в школе? Да, есть, и обычно они записаны в уставе школы. Чаше всего звучат так. Учащиеся обязаны:

  1. выполнять устав образовательного учреждения, добросовестно учиться; ·  бережно относиться к имуществу;
  2. уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательного учреждения;
  3. выполнять требования педагогов в образовательном учреждении в части, отнесенной уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции. А что будет, если не исполнять эти обязанности или исполнять их плохо? За нарушение устава образовательного учреждения наступает дисциплинарная ответственность, то есть нарушителя могут наказать. Конкретные наказания прописаны в уставе школы и других локальных актах. На уроках и в жизни школы должен быть порядок, который устанавливается с учетом соблюдения действующих в школе правил. Те, кто нарушает их, могут подвергнуться наказанию, не связанному с физическим и психическим насилием. Какими могут быть наказания (взыскания)? Вот их примерный список, но каждая школа может выработать разные методы поддержания дисциплины: замечание; выговор; возложение   обязанности   возместить вред; возложение обязанности принести публичное извинение; исключение из школы. Все взыскания, начиная с выговора, считаются достаточно серьезными. В школу приглашаются родители ученика, чтобы он дал объяснения в их присутствии. Факт наказания обычно как-то фиксируется — это может быть простая запись в дневнике или приказ директора о наложении взыскания. Ученика могут обязать возместить причиненный вред, если он может возместить его лично, без материальных затрат со своей стороны. Если же для возмещения вреда требуются деньги (например, испорчена какая-то ценная вещь), школа может обсудить этот вопрос с родителями и даже обратиться с иском о возмещении вреда в суд. Самым серьезным наказанием за неоднократные грубые нарушения устава школы является исключение. Более подробно об этом смотрите специальные вопросы. Сколько учебных дней должно быть на неделе - пять или шесть? Каждая школа решает этот вопрос самостоятельно. При пятидневной учебной неделе в день получается больше уроков, чем при шестидневной. Зато общее число уроков в неделю при пятидневке меньше, чем при шестидневке. Поэтому шестидневка чаще бывает в школах с углубленным изучением каких-то предметов, в гимназиях и лицеях. Максимально допустимое число уроков для каждого класса вот такое: Родители и ученики могут высказывать свои пожелания о количестве дней обучения в неделю директору школу или органам управления школой (например, совету школы). Кстати, школа имеет право заменить пятидневную учебную неделю на шестидневную и наоборот течение учебного года. Во сколько должны начинаться уроки? Законно ли проведение нулевых уроков? Уроки должны начинаться не раньше 8 часов утра. Проведение нулевых уроков запретил своим постановлением Главный государственный санитарный врач Российской Федерации. Какие классы не должны учиться во вторую смену? Первые, пятые и одиннадцатые. А также классы компенсирующего обучения, классы с углубленным изучением отдельных предметов и все классы в лицеях и гимназиях. Имею ли я право перейти в другую школу и что мне для этого нужно сделать? Да, конечно. Если по каким-то причинам ты не можешь дальше учиться в одной школе, у тебя есть право перейти в другую. Для этого твои родители должны получить согласие школы, в которой ты хотел бы учиться (в ней должны быть свободные места), а также предоставить директору новой школы определенные документы. Как мне вести себя, если я считаю, что учитель необъективен при выставлении оценок? Подумай: правильный ли ты сделал вывод? Возможно, что ты сам не выучил урок, а учитель, который справедливо сделал тебе замечание, прав. Но если ты убежден, что учитель необъективен на уроках (занижает отметки, придирается к твоим устным ответам, не дает возможности ответить и так далее), то ты должен: Собрать доказательства того, что учитель действительно несправедливо придирается и занижает отметки. Это не только письменные работы с отметками и учительскими замечаниями. Если одноклассники подтвердят, что необъективность учителя неоднократно проявлялась на уроках, то это будет самый весомый аргумент в твою пользу. Рассказать родителям о сложившейся ситуации, чтобы для них твои дальнейшие действия не стали неожиданностью. Если родители, убедившись в твоей правоте, тебя поддержат, то ты уже наполовину решил свою проблему. Откровенно рассказать о конфликтной ситуации классному руководителю, который может неформально поговорить с учителем-предметником. Если разговор с классным руководителем не помог, нужно обратиться к школьной администрации или в совет школы. Для решения конфликта может быть создана специальная комиссия, которая оценит уровень твоих знаний по предмету. В «Версии модели устава общеобразовательной школы» выбран такой вариант: «В случае несогласия обучающегося, его родителей (законных представителей) с годовой оценкой обучающемуся предоставляется возможность сдать экзамен по соответствующему предмету комиссии, образованной советом школы». Разумеется, все вышесказанное годится только в том случае, если ты хорошо знаешь учебный материал и готов отстаивать свою позицию. Если я пропустил занятия по болезни, имеет ли право учитель ставить двойки за невыполненные задания и незнание пропущенного материала? Действия учителя в этой ситуации не прописаны ни в одном нормативном акте. Но в данном случае можно опираться на общее правило: нельзя требовать от учащихся знания того, что им не объяснил учитель. Кроме того, учитель обязан в своей работе учитывать индивидуальные особенности ребенка, в том числе и состояние здоровья. Оставят ли меня «на второй год», если по одному предмету годовая вышла «двойка»? Нет, в этом случае быть «второгодником» тебе не грозит, ты будешь переведен в следующий класс условно. В течение следующего года ты будешь должен выучить все, что нужно, по этому предмету и за этот, и за предыдущий год, то есть «ликвидировать академическую задолженность». Чтобы такой перевод стал возможным, за тебя должны поручиться родители. Они становятся ответственными за исправление двойки перед школой, но учиться все равно должен ты сам. Конкретные сроки ликвидации задолженности должны быть оговорены в локальном акте — например, в приказе директора. Что мне будет, если я получу две или больше «двоек» в году? Тебе и твоим родителям предложат на выбор несколько вариантов: Остаться на второй год; Перейти в класс компенсирующего обучения; Продолжить учиться дома (в форме семейного образования). Кстати, в суворовских, нахимовских, военно-музыкальных училищах и кадетских корпусах оставить на второй год можно только из-за пропусков по болезни. Можно ли привлекать меня к общественно-полезному труду, принуждать к участию в субботниках? Участие в мероприятиях, направленных на поддержание чистоты класса или школы осуществляется в добровольном порядке. Следует помнить, что уборка класса или иные трудовые действия способствуют поддержанию чистоты в школе, что действует благоприятно и на твое здоровье. Имеет ли право учитель удалить ученика с урока или не допустить его к занятиям? Такой вид наказания школьника не предусмотрен. К сожалению, в практике школьной жизни, нередко встречаются подобные случаи. Учеников не допускают к занятиям по причине отсутствия сменной обуви, «ненадлежащего» внешнего вида или удаляют с уроков за нарушение дисциплины на уроке, «пререкания» с учителем и т.п. Однако все эти действия неправомерны и нарушают право ученика на образование. Удаление ученика с урока возможно только как крайняя мера педагогического воздействия. Более того, учитель несет ответственность за охрану жизни и здоровья учащихся во время урока. Учитель, удаливший с урока ученика, обязан незамедлительно сообщить о данном факте директору школы, а в его отсутствие — заместителю директора. В большинстве школ в уставы включен запрет удалять учащихся с уроков. За что и как могут исключить из школы? Процесс исключения из школы — это исключительная мера. Во-первых, исключить ученика из школы можно только с 15 лет. Во-вторых, причинами исключения могут быть «неоднократные грубые нарушения устава» (при этом список «грубых» нарушений должен быть записан в уставе). Наконец, решение об исключении из школы совет школы (или аналогичный орган управления школой) принимает только с учетом мнения родителей и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Если ученик исключен из школы, это не значит, что он может делать, что хочет: комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав должна в течение месяца обеспечить его трудоустройство или продолжение обучения в других учебных заведениях. Что мне делать, если учитель применил ко мне физическую силу или оскорбил меня? Прежде всего, необходимо сообщить своим родителям и обязательно пройти освидетельствование у школьного врача. В случае отсутствия медицинского работника на месте освидетельствование можно пройти в травмпункте или вызвать «скорую помощь». В случае если учитель унижает, подвергает психическому насилию (запугивание, оскорбления), освидетельствоваться можно у школьного психолога или по месту жительства в поликлинике. Такой поступок учителя противоправен. Можно обратиться с заявлением от имени родителей в Департамент образования, к уполномоченному по правам детей, в милицию. При составлении заявления следует изложить только факты противоправного поведения учителя, эмоции и подробные описания произошедшего в таких заявлениях не указываются. В определенных случаях можно обратиться к мировому судье с жалобой в порядке частного обвинения. Что делать в случае конфликта с учителем, представителем администрации школы или обслуживающего персонала? Как отстаивать свои права? Итак, ты решил отстаивать свое право и добиваться соблюдения закона. Четко сформулируй, какое именно твое право или право кого-то из твоих товарищей тебе кажется нарушенным. Опирайся на советы в этой книге и на соответствующую статью в законах. Определи, какой исход дела тебя устроит, чего ты будешь добиваться. Еще раз проверь все обстоятельства произошедшего, собери дополнительную информацию. Если что-то случилось не с тобой лично, а со знакомыми, дополни тельная проверка нужна обязательно. Если есть возможность, постарайся сразу же найти свидетелей нарушения, которые подтвердят твои слова, и начни собирать союзников. Вместе отстоять любое право легче. Реши, сразу ли расскажешь обо всем родителям и попросишь их о помощи или пока отложишь это. Если решил советоваться с родителями, подробно обсудить  с ними происшедшее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система правового воспитания и образования в школе

Анализ системы правового воспитания и образования в МОУ "СОш №2 р.п.Базарный Карабулак Саратовской области"...

Система правового воспитания и образования в школе

Презентация по теме "Система правового воспитания и образования в школе"...

Современные формы работы по правовому воспитанию несовершеннолетних проживающих в ГКУ РХ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Несовершеннолетние подростки не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации. Если им предлагается найти юридически правильное решение в конфликтной ситуации и обосновать его, то они не в сос...

Статья "Профилактика правонарушений несовершеннолетних через правовое воспитание"

В ГБОУ школа №476 сложилась многоуровневая система ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних.Перед педагогическим коллективом встала задача сделать акцент на раннюю профилактику правонаруш...

Программа "Правовое воспитание несовершеннолетних"

Программа направлена на сохранение и развитие всех тех благ, которые ребенку дают право и образование, когда они не входят в противоречие не с их физическом здоровьем, ни с психологическим, ни с наруш...

Правовое воспитание несовершеннолетних.

laquo;Школа-второй дом». Как часто мы слышим это выражение?! Дети огромную часть жизни проводят именно в образовательном учреждении. Да, мы часто говорим, что все идет из семьи, но ведь и школа...

Разработка игры-викторины по правовому воспитанию для детей начальной школы «Мои права!»

формированию правовой культуры обучающихся начальной школы, является инструментом профилактики правонарушений, дает представление о правах и обязанностях. Разработка может быть использована при провед...