Разработка игры-викторины по правовому воспитанию для детей начальной школы «Мои права!»
методическая разработка

Валетчик Ольга Валерьевна

формированию правовой культуры обучающихся начальной школы, является инструментом профилактики правонарушений, дает представление о правах и обязанностях. Разработка может быть использована при проведении профилактической работы классными руководителями и специалистами школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_moi_prava.doc341 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 39 им. П.Н.САМУСЕНКО».

Методическая разработка

игры-викторины по правовому воспитанию

 для детей

начальной школы

«Мои права!»

                                                                        Автор разработки:

                                                                        Валетчик Ольга Валерьевна, социальный педагог

г. Братск, 2020

Игра-викторина по правовому воспитанию

для учащихся 3 класса.

Тема: «Мои права!»

Форма проведения: игра-викторина.

Цели: 

Образовательные:

продолжать знакомить детей с их правами; учить выражать свои права в системе символов; формировать у детей правильный и справедливый взгляд на жизненные ситуации; начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина.

Развивающие:

развивать у детей умение работать с информацией; выполнять самопроверку по эталону. 

Воспитательные: 

воспитывать патриотизм, уважение к правам и обязанностям человека; способствовать стремлению развиваться как личность; развивать правовое мировоззрение и нравственные качества.

Формирование УУД:

Познавательные: развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; делать выводы; находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные: развивать умение высказывать свое предположение; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; работать в группе.

Личностные результаты: формирование ценностно-смысловой ориентации, умение выражать свои мысли и эмоции; формировать мотивацию к обучению.

Предшествующая работа: беседы с детьми на тему: «Что такое право?» в рамках классных часов (ответственный – классный руководитель), дня инспектора (ответственный – социальный педагог). Проведение бесед о правилах поведения детей в школе и друг с другом.

В игре принимают участие 4 команды обучающихся 3-х классов. Каждый класс представляет команда из 5 участников. Побеждает команда набравшая большее количество жетонов.

Оборудование: мультимедийная доска, проектор, презентация «Мои права», символы прав (приложение № 2), раздаточные карточки с заданием по количеству команд (приложение № 1), жетоны, картинки-смайлики для рефлексии.

Ход мероприятия:

(1 слайд)

  1. Организационный момент. (Псих. гимнастика)

Внимание!

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять –

Слушать и запоминать!

А для этого вам потребуется внимание и желание, а я вам желаю успехов. Садитесь! Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза друг другу, пожелайте удачи и хорошей работы на нашем сегодняшнем мероприятии.

II. Основная часть: игра-викторина «Мои права»

Сегодня у нас с вами необычное внеклассное мероприятие. Наше мероприятие запланировано в рамках, проходящей в школе декады правовых знаний. Сегодня у нас в гостях Чупина Наталья Романовна, капитан полиции, инспектор по делам несовершеннолетних отделения полиции. Предоставим ей вступительное слово.

Выступление инспектора ОДН.

Мы с вами живем в России, наше государство заботится о своих гражданах, защищает их. Для защиты граждан государством приняты законы, которые выражают правила поведения и отношения людей друг с другом. Эти правила называются правами и нормами.

(2 слайд)

Для того чтобы было равноправие у всех людей по отношению к правосудию   12 декабря 1993г (20 лет назад) был принят  главный закон нашей страны -  Конституция. 12 декабря является государственным праздником. В конституции прописаны права  и обязанности наших граждан.

(3 слайд)

Ребята, а знаете ли вы, что у вас с самого рождения есть права, которые защищает самая главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. Она была принята в 1989 году. Конвенцию подписали почти 150 стран мира, в том числе и Россия. Права ребенка это законы, которые никто не вправе нарушать. Ведь если не будут соблюдаться права, то и не будет справедливости в отношениях между людьми. От эффективности работы по защите прав детей во многом зависит здоровье детей и их полноценное развитие. Перед правами все равны. Каждому ребенку необходимо познакомиться со своими правами, чтобы понимать требования этих прав и иметь правильное представление об общении людей друг с другом.

- Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на нашем занятии?

(Да, сегодня мы будем говорить о правах).

(4 слайд)

- Вы правильно сказали, сегодня мы поговорим о правах, вы уже начали знакомиться с правовыми нормами на классных часах, Наталья Романовна каждый год бывает у нас в школе и беседует с вами оформили в классе стенд, посвященный правам ребенка.  Я предлагаю вам вспомнить все, о чем говорилось раньше. А закрепим наши знания мы в форме игры - викторины «Мои права!»

Для проведения викторины разделимся на команды, и каждая команда будет зарабатывать жетоны за каждый правильный ответ. Выиграет та команда, игроки которой наберут наибольшее количество жетонов. Наталья Романовна будет следить, чтобы наша игра была честной, пусть победит сильнейший.

- И так, начнем. Давайте разберемся в значении слова «право». Как вы думаете, что это слово означает? (ответы детей)

- Когда смысл или значение какого-либо слова нам не понятно, к каким источникам можно обратиться, чтобы найти значение слова?

(Ответы детей: в энциклопедии, толком словаре, в учебнике, спросить у взрослых)

- Я тоже нашла в словаре русского языка Ожегова несколько значений слова право, а какое из этих значений подходит к теме нашего занятия, давайте разберемся. Это и будет ваше первое задание.

(5 слайд)

(Дети читают представленные понятия и выбирают правильное. Команда, игроки которой первыми дали правильный ответ,  получает жетон)

(6 слайд)

(На слайде - правильное значение слова)

- Но мы с вами уделим особое внимание правам детей. Потому что это особенные права. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Потому что в отличие от взрослых дети еще не могут сами себя защитить, если нарушаются их права, поэтому наше государство особое внимание уделяет соблюдению прав ребенка

- А теперь, следующее задание, в ходе которого вам предлагается определить права детей.

(7,8,9,10,11,12 слайд)

(Учащимся  представляются  поочередно слайды 7, 8, 9, 10, 11, 12 на которых представлены сюжетные картинки, соответствующие правам ребенка (право на жизнь, право на жизнь в семье, право на медицинский уход, право на обучение,  право на уважение к правам другого человека, право на отдых). Игрок, давший правильный ответ, выходит к доске. Выбирает из разложенных на столе символов, подходящий к   сюжету слайда и помещает этот символ на доску. За правильный ответ команда получает жетон)

- Молодцы, ребята, правильно назвали права и символы к ним. А теперь давайте воспользуемся нашим правом на отдых и немного отдохнем.

(13 слайд)

Физминутка на английском языке «Head and shoulders!»

- Продолжим нашу викторину. Ребята, как можно назвать явление, когда права человека нарушаются? (Правонарушения, преступления)

(14, 15, 16,17,18,19 слайд)

- Давайте, вспомним сейчас с вами художественные произведения, героев этих произведений и проговорим, какие права детей нарушались в этих сказках.

     1. А. Н. Толстой «Приключения Буратино»

- Кто главный герой этой сказки?

- Что купил папа Карло для Буратино? Зачем?

- Где можно учиться?

- Каким правом воспользовался Буратино, когда пошел в школу?

(Игрок, ответивший правильно, получает жетон)

  1. Г. Х. Андерсен «Снежная королева»

- С кем жили Кай и Герда?

- Как жилось им у бабушки?

- Что случилось с Каем?

- Какое право Кая нарушила Снежная королева?

Чтобы дети были счастливыми, они должны воспитываться в семье или с теми, кто будет о них хорошо заботиться. И никто не имеет права разлучить ребенка с семьей.

  1. Русская народная сказка «Морозко»

- С кем жила падчерица?

- Как относилась к ней мачеха, сестра, отец?

-  Куда мачеха велела отвезти падчерицу?

- Какое право Настеньки она нарушила?

- кто  побеждает в сказке добро или зло?

Конвенция о правах ребенка гарантирует право на жизнь.

  1. К. И. Чуковский «Айболит»

- Кто такой Айболит?

-Чем он занимался?

- Какую обязанность по отношению к детям, выполняют врачи?

Да, ребята вы имеете право на медицинский уход, но вы и сами должны заботиться о своем здоровье. Что же вы обязаны делать? Заботиться о чистоте своего тела, одежды, закаляться, соблюдать режим, хорошо питаться и заниматься спортом.

  1. Ш. Перро «Золушка»

- Как относилась к Золушке мачеха?

- Что по дому делала золушка?

- Какое право Золушки нарушила Мачеха?

В Конвенции о правах ребенка записано право на отдых, и на защиту от злоупотребления детским трудом. Дети должны помогать своим родителям или тем, кто о них заботится, но по мере своих сил и возможностей.

      6. Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

- Почему невзлюбили Гадкого утенка?

- Он виноват в том, что он таким родился?

- Какое право по отношению к Гадкому утенку нарушили обитатели птичьего двора?

- Имели ли они право обижать его? Почему?

Индивидуальность – великий дар природы. У всех у нас разные способности, привычки, характер. Но мы должны знать, что Конвенция выступает в защиту сохранения индивидуальности детей. Дети имеют право не быть как все, быть не похожими на других. Конвенция о правах ребенка призывает к уважению прав другого человека.

Молодцы, ребята, вы очень хорошо работаете. Переходим к следующему заданию.

(20 слайд)

В этом задании каждый игрок команды может заработать для своей команды жетон, если выполнит задание правильно. Вам необходимо внимательно прочитать высказывания в ячейках таблицы и составить соответствия между правом и высказыванием об этом праве. Ответы  занести в нижнюю таблицу.

(учащиеся выполняют задание слайда 20 на раздаточных карточках)

Хорошо, а теперь давайте выполним самопроверку этого задания по образцу.

(21 слайд)

- Кто выполнил задание правильно? (получают жетоны)

- У кого есть ошибки, давайте в них разберемся.

Слайд 20

(возвращаются к слайду 20 и проговаривают соответствия вслух)

- Ну что же, все задания выполнены. Пришло время подводить итоги нашей викторины.

Вместе с инспектором ребята ведут подсчет жетонов, определяют команду-победителя. Инспектор награждает победителей, вручает им грамоты.

(22 слайд )

- А сейчас давайте проведем рефлексию нашей деятельности. Ответьте, пожалуйста на вопросы:

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Что понравилось?

- Что не понравилось?

- Что еще хотелось бы узнать?

- Оцените свое настроение на уроке при помощи смайлика. (:I, , ).

- Вот и подошло к концу наше мероприятие.  Я очень рада, что вы остались довольны викториной. И были активны, эмоциональны до конца нашего занятия. В заключение, хочу раздать вам, ребята небольшие памятки, в которых отражены самые важные права детей, и сказать, что мы с вами будем продолжать изучать и знакомиться с правовыми нормами, чтобы знать о своих правах, и как защитить себя и своих близких.  

(учитель раздает памятки о правах)

(23 слайд)

- Мне хочется пожелать вам быть счастливыми и любимыми!

- Спасибо вам, ребята,  большое за работу. Наше мероприятие  окончено.

Приложение № 1

 

Приложение № 2  

                                       

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый классный час для начальной школы "Защита прав детей в школе и семье"

Этот классный час проводится с учащимися начальных классов совместно с родителями. Его проведение  целесообразно в рамках Недели права.  С помощью такого мероприятия мы можем повысить правов...

Методическая разработка по теме: «Обучение плаванию детей начальной школы» (1-4 классы)

Эти методические разработки, адресованны специалистам по плаванию, работающим в общеобразовательных начальных школах и больших бассейнах. Методика, представленная в пособии, успешно апробирована в теч...

Методическая разработка Спортивная игра «Вперёд, пожарные!» (для детей начальной школы)

Блажнова Т.А., учитель физической культуры Муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №18» Методическая разраб...

Авторская разработка Игра –викторина для учащихся начальной школы по правилам дорожного движения «Школа весёлого Светофоркина»

Материал: дорожные знаки, разрезанные картинки светофора, сигналы светофора(кружки), картинки видов транспорта.  Цели:    1. Закрепление теоретических знаний учащихся по ...