Программа "Правовое воспитание несовершеннолетних"
рабочая программа (5 класс) на тему

Программа направлена на сохранение и развитие всех тех благ, которые ребенку дают право и образование, когда они не входят в противоречие не с их физическом здоровьем, ни с психологическим, ни с нарушением прав личности ребенка. Программа выполняет просветительские, образовательные и воспитательные функции. При составлении программы я руководствовалась тремя главными направлениями деятельности: просветительская деятельность по правовым вопросам, изучение законодательных актов, практическое применение правовых знаний, прямое их соблюдение при организации учебно – воспитательного, трудового процесса в школе.  Правовое воспитание несовершеннолетних – одно из направлений многогранной деятельности социального педагога.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_pravovomu_vospitaniyu.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

КС(К)ОУ «Цивильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2»

Программа

«Правовое воспитание несовершеннолетних»

                   

Социальный педагог

Николаева Елена Николаевна

Цивильск    2010

Содержание:

Объяснительная записка

Обоснование программы.

Особенности структуры и содержания программы.

Часть 1.Работа с учащимися начальных классов

Часть 2.Работа с учащимися средних классов

Часть 3. Работа с учащимися «группы риска»

Часть  4. Работа с родителями учащихся

Объяснительная записка.

Обоснование проблемы.

        Необходимость разработки Программы «Правовое воспитание несовершеннолетних» обусловлена ростом числа детей, состоящих на внутришкольном учете и учете в ИДН, увеличением  количества неблагополучных семей и семей, устраняющихся от воспитания детей. Несмотря на то, что в школе реализуется «Воспитательная система», в рамках которой ведутся родительские лектории, родительские собрания, классные часы, тематические индивидуальные беседы по правовым вопросам, осуществляется сотрудничество с РОВД, прокуратурой,  центра занятости, комиссией по делам несовершеннолетних, в тоже время отсутствует  целенаправленная, системная работа по правовым вопросам, касающихся всех участников образовательного процесса .         

        Программа направлена на сохранение и развитие всех тех благ, которые ребенку дают право и образование, когда они не входят в противоречие не с их физическом здоровьем, ни с психологическим, ни с нарушением прав личности ребенка.

        Программа направлена на развитие у ребенка способности к самореализации и самореабилитации тех механизмов, которые позволяли бы ему становиться человеком не только знающим, но и управляющим жизненной ситуацией, в том числе и образовательной, на развитие правосознания учащегося и формирование гражданской позиции.

        Программа представляет собой процесс совместной деятельности администрации школы, педагогического коллектива, родительской общественности, общественных организаций, работающих с детьми и семьёй, организаций, непосредственно занимающихся вопросами гражданского и законодательного права граждан.

        Программа выполняет просветительские, образовательные и воспитательные функции.        

        При составлении программы я руководствовалась тремя главными направлениями деятельности: просветительская деятельность по правовым вопросам, изучение законодательных актов, практическое применение правовых знаний, прямое их соблюдение при организации учебно – воспитательного, трудового процесса в школе.

   Правовое воспитание несовершеннолетних – одно из направлений многогранной деятельности социального педагога.

        Школьники – будущее взрослые граждане России, именно у них и необходимо воспитывать уважительное отношение к закону, повышать правосознание и правовую грамотность.

Задачи правового воспитания:

  1. Систематизировать знания учащихся о законодательстве по правам ребенка.
  2. Научить ориентироваться в вопросах, связанных с нарушением законодательства несовершеннолетними.
  3. Координация деятельности педагогических работников по правовому   просвещению и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних.

Целевые группы.

Программа предназначена для учащихся 1 – 9 классов, их родителей

  1. Особенности структуры и содержания программы.

Программа предусматривает обсуждение трех основных проблем: просветительская деятельность по правовым вопросам, изучение законодательных актов, практическое применение правовых знаний и соблюдение их при организации учебно-воспитательного, трудового процесса в школе.  

Изучение тем с учащимися и родителями должно происходить последовательно, как это предложено в программе.

Занятия по предложенным темам могут проходить как аудиторные (в учебном классе), так и внеаудиторные (экскурсии, викторины, конкурсы, проекты, встречи и т.д.).

Программа  рассчитана на учащихся младшей (начальная школа - 1-4 классы), средней (основная школа - 5-9 классы) и их родителей.

Прогноз ожидаемых результатов реализации программы:

повышение правовой культуры;

снижение количества противоправных поступков.

РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Задачи:

-  знакомство в доступных, игровых ситуациях с основами социальных норм и основными правами ребенка;

-  понимание  важности  и  значимости  для  каждого  человека  правил поведения в повседневной жизни (игре, общении, моделировании бытовых ситуаций и т.д.);

-  приобретение первоначального опыта регулирования детских отношений, отношений со взрослыми, старшими;

-  знание и использование конкретных правил и норм: наиболее важные права ребенка; правила, обеспечивающие безопасность человека (в особенности правил дорожного движения); этические правила и нормы (например, правила поведения в общественных местах, в образовательном учреждении, транспорте);   правила,   регулирующие   жизнедеятельность   конкретного образовательного учреждения;

-  получение первичного опыта разработки собственных правил (например, общения в классе, дежурства по классу и т.д.).

1 КЛАСС

Тематический план:

Тема

Содержание

1

Правила вокруг нас

Зачем нужны правила? Правила, которые нас окружают. Правила дома, правила в школе. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка - документ, который тебя защищает.

2

Мой класс и мои друзья

Права учащихся в нашей школе и  нашем классе. Ответственность. Разработка правил поведения в классе.

3

Азбука пешехода

Участники дорожного движения. Виды пешеходных переходов. Сигналы и виды светофора. Дорожные знаки. Виды транспорта. Мы пассажиры. Безопасные места для детей. Встреча с работником ГИБДД.

Конкурсы:

  1. Конкурс рисунков - «Мой класс»
  2. Конкурс рисунков – «Я на  улице»

Викторины:

1. «Светофор»

2 КЛАСС

Тематический план:

Тема

Содержание

1

Наша школа

Право на образование.  Знакомство с внутренним распорядком школы. Устав школы - основной закон ее жизни. Права учащихся в школе. Ответственность учащихся. Знакомство  с администрацией образовательного учреждения.

2

Дом, в котором я живу

Право детей на жизнь в семье. Права и обязанности членов семьи. Право ребенка на защиту от жестокого обращения. Памятка «Если ты оказался в трудной ситуации...» (адреса и телефоны организаций, где могут оказать помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации). Дом, в котором я живу. Мой двор. Мои соседи.

3

Мой друг Светофорик.

Движение пешехода и их обязанности. Правила перехода дороги. Дорожные знаки. Маршрутные транспортные средства. Безопасность пассажиров.  Встреча с работником ГИБДД.

Конкурсы:

  1. Конкурс рисунков – «Мой двор»
  2. Конкурс рисунков – «Я на улице»

Викторины:

1. «Светофор»

3 КЛАСС

Тематический план:

Тема

Содержание

1.

Идем в гости

Некоторые правила этикета. Договариваемся о встрече. Разговор по телефону. Подарки и сувениры. Правила поведения в гостях.

2.

На экскурсии

Как организовать свой досуг? Культурно-исторические места нашего района. Памятка: Правила поведения в общественных местах.

3.

Мои помощники - дорожные знаки

Безопасность  пешеходов. Правостороннее, двухстороннее и одностороннее движение транспортных средств. Дорожные знаки. Опасные ситуации на дорогах. Правила безопасного поведения.. Встреча с работником ГИБДД.

Конкурсы:

  1. Конкурс проектов, рисунков – «Мой микрорайон»
  2. Конкурс рисунков – «Я на улице»

Викторины:

1. Светофор

4 КЛАСС

Тематический план:

Тема

Содержание

1.

Защита прав ребенка

Документы, защищающие права ребенка. Конвенция о правах ребенка об основных правах ребенка. Защита прав ребенка в школе. Составление памятки «Кто может меня защитить?». Встреча с членом  комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектором ПДН).

2.

Российская Федерация.

Власть в нашей стране

Государство. Гражданство. Федеральные органы власти. Для чего нужны органы местного самоуправления Органы власти, в чьи обязанности входит защита прав ребенка. Памятка для учащихся: «Куда обратится, если мои права нарушены…»

3.

Берегись автомобиля

У каждой машины своя работа. Когда ты становишься водителем. Безопасность пешеходов и пассажиров. Тормозной путь транспортных средств. Железнодорожные переезды. Встреча с работником ГИББД.

Конкурсы:

  1. Конкурс рисунков – «Я рисую свои права»
  2. Конкурс рисунков – «Я на улице» (по правилам дорожного движения)

Викторины:

1. Светофор

Работа с учащимися средних классов

Задачи:

-  формирование отношения к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной жизни;

-  знание  и  грамотное использование  в речи элементарных правовых понятий (таких, как: «закон», «право», «права человека», «права ребенка», «норма права», «правонарушение» и др.);

-  приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил;

-  формирование   способности   к   реальным   действиям   в   ситуациях, регулируемых правовыми нормами;

-  умение выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;

-  накопление опыта разработки собственных правил и норм (на примере -  правил для учащихся);

-  получение  знаний  об  основных  отраслях права,  наиболее  важных источниках права и умение их использовать для решения практических задач;

5 КЛАСС

Тематический план:

Тема

Содержание

1.

Школьное самоуправление

 Право ребенка на участие в управлении образовательным учреждением. Кто управляет нашей школой? Что такое самоуправление и для чего оно нужно? Устав школы о школьном самоуправлении. Положение о школьном Ученическом Совете. Проект «Самоуправление в нашей школе: каким оно должно    быть?».    Встреча    с    представителями    школьного    органа самоуправления и заместителем директора по воспитательной работе.

2.

Что такое закон и для чего он нужен

Отличие законов от правил. Как создаются законы в нашей стране. Законы о защите прав ребенка. Создание законов (на примере закона выдуманного государства)

3.

Уговор дороже денег

Что такое конфликт и почему он возникает? Способы выхода из конфликта. Неписаные правила во взаимоотношениях людей. Учимся договариваться: разработка правил неконфликтного поведения (на примере своего  класса)

Конкурсы:

  1. Конкурс рисунков – «Я рисую свои права»
  2. Конкурс сказок – «Сказка о правах человека»

Викторины:

1. «Имею право»

6 КЛАСС

Тематический план:

Тема

Содержание

1

Право и свобода

Что такое свобода? Свободы ребенка, закрепленные в Конвенции о защите прав ребенка. Свобода мысли, совести и религии. Свобода ассоциаций и мирных собраний. Право ребенка на свободное выражение своих взглядов и мнений. Причины ограничений прав и свобод по закону.

2

Право и здоровье

Конвенция о правах ребенка о праве на пользование наиболее совершенными услугами здравоохранения. Здоровый образ жизни. Полезный досуг. Вредные привычки и как им противостоять. Что говорит о вредных привычках закон? Встреча с приверженцами здорового образа жизни (члены антинаркотических организаций, врачи, наркологи)

3

Нарушения закона

Государство на страже закона (правоохранительные органы). Кто может нарушить закон? Нарушения прав ребенка. Правонарушения подростков и их возможные последствия. Встреча с представителями правоохранительных органов. Памятка «Как не стать соучастником преступления?».

Конкурсы:

  1. Конкурс рисунков – «Я рисую свои права»
  2. Конкурс сказок – «Сказка о правах человека»

Викторины:

1. «Имею право»

7 КЛАСС

Тематический план:

Тема

Содержание

1

Имею право и могу им воспользоваться

Конвенция о правах ребенка. Правоспособность и дееспособность. Частичная дееспособность подростка. Встреча с представителями юридического сообщества (комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченные по правам человека). Составление памяток: «Имею право и могу им воспользоваться ...» и «Несу ответственность по закону...».

2.

Мое право на образование

Конвенция о правах ребенка о праве на качественное образование. Понятие качества. Право на выбор образовательного учреждения. Виды образовательных учреждений. Возможности получения дополнительного образования. Встреча с администрацией школы,  работниками учреждений дополнительного и профессионального образования.

3.

Обязанности и ответственность

Конституционные обязанности. Ответственность и ее виды. Юридическая ответственность несовершеннолетних. Встречи с представителями правоохранительных органов.

Конкурсы:

  1. Конкурс рисунков – «Я рисую свои права»

3.  Конкурс плакатов – «Мое право на образование»

Викторины:

1. «Имею право»

8 КЛАСС

Тематический план:

Тема

Содержание

1

Мои первые документы

Свидетельство о рождении. Паспорт гражданина РФ. Другие важные документы в жизни человека. Как поступить в случае потери (утраты) документов?

2

Как не стать жертвой преступления

Преступления против личности и собственности. Подозрительные ситуации. Безопасные маршруты (на примере маршрутов в своем микрорайоне). Встреча с работниками правоохранительных органов. Составление общих правил безопасности.

3

Моя семья

Конвенция о правах ребенка о праве на семейную жизнь. Для чего нужна семья? Порядок и правила заключения брака. Брачный договор: порядок составления. Для чего и в каких случаях нужно составлять брачный договор? Риски гражданского брака. Права и обязанности в семье. Памятка «Что нужно знать о семье до регистрации брака».

Конкурсы:

  1. Конкурс рисунков – «Я рисую свои права»
  2. Конкурс плакатов – «Мое право на образование»

Викторины:

1. «Имею право»

9 КЛАСС

Тематический план:

Тема

Содержание

1

Защита права собственности

Что такое право собственности? Формы собственности. Авторское право и интеллектуальная собственность. Как стать собственником? Порядок защиты права собственности и гражданско-правовая ответственность. Встреча с юристами. Памятка «Самозащита права собственности».

2

Отрасли права

Право. Отрасли права. Уголовное законодательство. Гражданское право. Административное право. Семейное право. Трудовое право.

3

Право на труд

Конвенция о правах ребенка о праве на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения работ, представляющих опасность для ребенка. Права несовершеннолетних по Трудовому Кодексу РФ. Трудовой договор: обязательные составляющие документа. Случаи прекращения трудового договора. Составление образцового договора. Памятка «Куда обращаться в случае нарушения прав работника?». Встречи со специалистами центра занятости.

Конкурсы:

  1. Конкурс сочинений – «Мое будущее …»
  2. Конкурс работ – «Мое право на труд»

Викторины:

  1. «Имею право»

РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА»

И ИХ РОДИТЕЛЯМИ

Задачи:

1. формирование отношения к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной жизни;

  1. способствующих восприятию здорового образа жизни и адекватного поведения.
  2. выявление интересов, способностей и склонностей ребенка для дальнейшего профессионального самоопределения.
  3. приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил
  4. Воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности к общественным ценностям.
  5. Оказание помощи семье в решении проблем воспитания, развитие социально-психологического просвещения родителей, усиление их роли в воспитании детей.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

Профилактика правонарушений и наркомании.

  1. Профессиональная ориентация и самоопределение.
  2. Культурно-творческая деятельность.
  3. Привлечение учащихся к занятиям в кружках, секциях, объединениях блока дополнительного образования.
  4. Просветительская деятельность.
  5. Работа с родителями.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Профилактика правонарушений и наркомании:
  • составление социальных паспортов классов и  школы;
  • работа Совета по профилактике правонарушений и беспризорности школы;
  • создание банка данных на учащихся, состоящих на внутришкольном учете;
  • сотрудничество с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекцией по делам несовершеннолетних
  • организация правовой информированности учащихся, родителей, педагогов;
  • работа психологов по обучению навыкам эффективного общения, ответственного принятия решений;
  • правовое просвещение учащихся.

  1. Профессиональная ориентация и самоопределение:
  • проф. диагностика (анкетирование);
  • проф. просвещение (беседы, встречи, экскурсии,
  • проф. консультирование (работа с психологом, педагогами);

     

  1. Культурно-творческая деятельность:
  • участие в общешкольных массовых мероприятиях, предметных неделях;
  • музейно-экскурсионная работа;
  • каникулярный отдых;
  1. Просветительская деятельность:
  • формирование у учащихся отрицательного отношения к наркогенным веществам и последствиям их употребления;
  • социально-педагогическая диагностика различных категорий детей;
  • проведение лекций и бесед с учащимися по профилактике употребления психоактивных веществ с привлечением специалистов.

  1. Работа с родителями:
  • сбор и накопление информации о детях из многодетных и социально незащищённых семей, детях-инвалидах;
  • консультирование с целью оказания помощи в решении в социальных, юридических, социально-психологических вопросов;
  • родительский лекторий по программе «Роль родителей в воспитании детей».

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Задачи:

-  формирование позитивного отношения родителей к социальным нормам, правилам, праву и их использованию на практике;

-  выработке   общего,   совместного   с  ребенком   языка   общения, основанного на существующих в обществе моральных и правовых нормах;

-  знакомству с наиболее важными правами ребенка и способами их защиты, а также формированию умений их использования на практике;

-  обеспечению безопасности ребенка в разных жизненных ситуациях, регулируемых правом;

-  -  приобретению  опыта разработки  собственных  правил  и  норм (например, защиты своих потребительских прав, дополнений и поправок в устав школы и др.);

-  умению выделять правовое содержание жизненных ситуации и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;

-  формированию способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Особенностями работы с родителями заключается в их правовом просвещении. С этой целью проводится  лекторий по ознакомлению родителей с правовыми нормами.

Тематический план:

Тема

Содержание

1

Правовые нормы

Виды правовых норм. Конституция РФ. Федеральные законы. Правовые акты субъектов РФ. Устав школы

2

Права и обязанности детей и родителей.

Конституция РФ. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Семейное законодательство РФ. Взаимоотношения в семье. Стили семейного воспитания. Памятка родителям.

3

Преступление и наказание.

Обязанности граждан РФ.  Ответственность несовершеннолетних. Обязанности родителей по воспитанию и обучению детей.

На родительских собраниях родителям предоставляется необходимая информация об изменениях в законодательстве, касающиеся процесса обучения и воспитания их детей. С  этой целью приглашаются специалисты органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, юристы.

Кроме этого проводятся консультации родителей по правовым вопросам. В случае, если администрация школы не в силах дать профессиональную консультацию родителям рекомендуется обратиться в юридические фирмы.

Родители получают данные о том, куда можно и нужно обращаться в случае непредвиденных ситуаций.

Информационные ресурсы:

  1. Абашкина О.А. Сценарий ролевой игры «Ваши права» (для начальных классов)   //  Правовое   образование:   организация   внеурочной   работы. Региональный опыт/ Сборник материалов. — М.: Изд.дом «Новый учебник», 2002. - С. 64-66.
  2. Административный кодекс РФ.
  3. Бабина Р. П. «Азбука пешехода» 1 класс. Учебное пособие. М.: Мнемозина, 2006.
  4. Бабина Р. П. «Берегись автомобиля» 4 класс. Учебное пособие. М.: Мнемозина, 2006.
  5. Бабина Р. «Волшебный перекресток» 3 класс. Учебное пособие. М.: Мнемозина, 2006
  6. Бабина Р. П. «Занимательная дорожная азбука». М.: Просвещение, 1995
  7. Бабина Р. П. «Мой друг светофорик» 2 класс. Учебное пособие. М.: Мнемозина, 2006 П.
  8. Бабина Р.П. Методические рекомендации к рабочей тетради «Азбука пешехода». -М.: Мнемозина. 2004.
  9. Бабина Р.П. Методические рекомендации к рабочей тетради «Мой друг светофорик». -М.: Мнемозина, 2005.
  10. Всеобщая декларация прав человека (любое издание).
  11. Гражданский кодекс РФ.
  12. Гражданское право России. Курс лекций /под ред. О. Н. Садикова. М.: Юрид. лит., 1996
  13. Жилищный кодекс РФ.
  14. Закон РФ «Об образовании».
  15. Закон   РФ   «Об  основных  гарантиях  прав ребенка   в  Российской Федерации».
  16. Закон РФ «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ».
  17. Из опыта преподавания прав человека в начальной и средней школе: Сборник методических материалов. ~М.: Молодежный центр прав человека и правовой культуры. 1999.
  18. Иоффе А.Н. Многообразие понимания толерантности: Учебно-методические материалы по курсу «Права  человека».  — М.: Изд.дом «Камерон», 2004.
  19. Кашанина Т.В., Катании А.В. Основы российского права: учебник для вузов. -М.: НОРМА, 2003.
  20. Кишенкова О. В., Иоффе А. Н. «Основы обществознания» 9 класс. М.; Изд.дом «Новый учебник», 2003
  21. Кишенкова О. В., Иоффе А. Н. «Основы обществознания» 8 класс. М.; Изд.дом «Новый учебник», 2001
  22. Ковалева О.В. Методические материалы «Уроки Фемиды, или 9 шагов по правовому лабиринту» // Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт/ Сборник материалов. ~ М.: Изд.дом «Новый учебник», 2002. - С. 175-177.
  23. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. М.: Третий Рим, 2002.
  24. Козловская Е.А.,  Козловский С.А. Дорожная безопасность:  Учебная книжка-тетрадь для 1-3 кл. М.: Третий Рим, 2002.
  25. Конвенция о правах ребенка (любое издание).
  26. Кононович В.Г. Я - гражданин России.  Модель ученического самоуправления. — Воронеж:, 2005.
  27. Конституция РФ.
  28. Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А., Якимович И.Г, Родительский всеобуч: Родительские собрания 5-7 классы. - Брянск: «Курсив», 2006.
  29. Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников. — М.: «Просвещение», 2003.
  30. Основы  местного   самоуправления.   Учебное   пособие.   -  М.:   РИЦ «Муниципальная власть», 2000.
  31. Основы правовых знаний: Учебник для 8-9 кл. В 2-х кн. — М.: ЗАО «Издательство «Вече», 2003.
  32. Певцова Е.А., Миков П.В. Право в нашей жизни. 9 класс: Учебник для общеобразовательных заведений. -М.: ООО «ТИД«Русское слово», 2006.
  33. Певцова Е.А., Миков П.В. Право в нашей жизни. 9 класс: Учебник для общеобразовательных заведений. -М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2006.
  34. Права человека в социальной сфере. - М.: Благотворительный фонд «Точка опоры», 2002.
  35. Права человека и выборы. —М.: Благотворительный фонд «Точка опоры», 2002.
  36. Права человека и образование. М.: Благотворительный фонд «Точка опоры», 2002.
  37. Права человека и учебный процесс. М.: Благотворительный фонд «Точка опоры», 2004.
  38. Права человека: книга для чтения. 9-11 классы. —Пермь: «Пушка», 2005.
  39. Права человека: методика преподавания в школе. 9-11 классы. — Пермь: «Здравствуй», 2004.
  40. Правила дорожного движения.
  41. Преподавание прав человека в 6-8 классах средней школы: Книга для учителя. В 2 т. — М.: Издательство «Реал-А», 2000. Т.2.
  42. Становление и развитие института Уполномоченного по правам участников образовательного процесса. М.: «ГЕНЖЕР», 2006
  43. Толерантность: теоретические подходы и методики обучения основам толерантного поведения: Сборник методических материалов. — Пермь, 2006.
  44. Трудовой кодекс РФ.
  45. Уголовный кодекс РФ.
  46. Черняк В.З. Введение в предпринимательство. - М.: Бита-пресс. 2003.
  47. Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права: Кн. Для учащихся начальных классов. М.: Изд-во «Вита-Пресс», 1996
  48. Шнекендорф З.К. Изучение Конвенции о правах человека в школе. Учебное пособие для учителей. М.: «Логос», 2001.
  1.  http://www.forum.ozpp.ru  - Главный форум потребителей России
  2.  http://www.spros.ru   -    Сайт    представительства  
  3.  http://school-sector.relarn.ru/prava    -   Программа   «Права   и   дети   в Интернете»
  4. http://www.ycentre.org  - Молодежный центр прав человека (Москва)
  5. http://www.hro.org  - Сайт правозащитных организаций
  6. http://www.ombudsman.gov.ru  - Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в России
  7. http://www.tvoyopravo.narod.ru  - Сайт «Твое право»
  8. http://www.ycentre.org  - Молодежный центр прав человека (Москва)
  9. http://www.ug.ru  - Сайт «Учительской газеты»
  10. http://www.dom-i-zakon.ru    -   Юридический   портал    «Первый столичный юридический центр»
  11. http://www.kid.ru- ребенок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовое воспитание несовершеннолетних: Я и ШКОЛА

Правовое воспитание несовершеннолетних...

Современные формы работы по правовому воспитанию несовершеннолетних проживающих в ГКУ РХ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Несовершеннолетние подростки не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации. Если им предлагается найти юридически правильное решение в конфликтной ситуации и обосновать его, то они не в сос...

Буклет "Права, обязанности и ответственность родителей за обучение, содержание и воспитание несовершеннолетних детей"

В своей работе применяю памятки в форме буклетов с целью психолого-педагогического просвещения родителей. Надеюсь, мой опыт в данном направлении будет полезен специалистам ОО....

Нравственно-этическое воспитание несовершеннолетних.

Дополнительная образовательная программа«Школа этикета»по формированию нравственных норм поведения для детей младшего школьного возраста, попавших в сложную жизненную ситуацию....

Дополнительная образовательная программа по нравственно-патриотическому воспитанию несовершеннолетних "ФЕНИКС"

Данная программа направлена на социальное становление,патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков - воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершенн...

Правовое воспитание несовершеннолетних.

laquo;Школа-второй дом». Как часто мы слышим это выражение?! Дети огромную часть жизни проводят именно в образовательном учреждении. Да, мы часто говорим, что все идет из семьи, но ведь и школа...